3 понятие и признаки государства государственная власть. Понятие и признаки государственной власти и государства. Структура государственной власти. Из истории политических и правовых учений

Государственная власть является одной из разновидностей социальной власти. Она исторически складывается постепенно, по мере того, как структуры родового общества начинают перерастать в государственные под влиянием целого ряда причин, о которых говорилось выше.

При этом формирование государственной власти происходило параллельно с появлением особого аппарата управления. Зарождался особый слой людей - прообраз чиновников, которые профессионально занимаются вопросами управления обществом, организации общественных отношений. Именно поэтому в качестве первоначальных признаков государства, которые отличают его от родовой организации и родовой власти, можно назвать территорию, на которую власть государства распространяется (родовая власть распространялась не на территорию, а на определенную группу лиц, объединенных родственными связями); население на этой территории, а также аппарат публичной власти.

Политическая, государственная власть - система отношений властвования, реализуемых при помощи механизма государства.

Понятие «государственная власть» тесно связано с понятием «государство». Если применительно к государственной власти мы говорим, что это - система отношений властвования, которая реализуется посредством государственного механизма, то

государство можно определить, прежде всего, как политическую и территориальную организацию общества.

Признаки государственной власти и государства. Понятие государства также связано с категорией так называемой публичной власти. Публичность власти означает, что она распространяется на все общество, а также призвана реализовать в своей деятельности интересы не каких-либо отдельных, частных лиц, а интересы всего общества, интересы государства в целом.

Территориальность подразумевает распространение власти на определенную территорию. Территория страны включает земную поверхность, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство над ними, территории российских посольств и консульств за рубежом, военных кораблей, кораблей гражданского флота в открытом море и кабины летательных аппаратов над территорией, не принадлежащей другим государствам, космические объекты под флагом государства.

Сразу отметим, что признаки государственной власти могут быть перенесены на государство, и наоборот; отличие этих категорий необходимо видеть в том, что первая выступает, прежде всего, как отношение, динамика подчинения, тогда как государство мы исследуем в основном в статическом виде, как политическую организацию общества.

Среди специфических черт государства и государственной власти можно также отметить иные признаки.

Так, верховенство означает, что никакая другая власть в данном обществе не может претендовать на то, чтобы встать вровень с государственной властью или тем более стоять над ней. Государственная власть самостоятельна в решении проблем данного общества.

Через признак верховенства реализуется суверенитет государства. Суверенитет государства состоит в том, что на данной территории государственная власть является верховной, обладает прерогативами в решении большинства вопросов, возникающих в обществе, а также выступает как независимая в международных отношениях с другими государствами.

Однако необходимо оговориться, что суверенитет на данном этапе развития мировой цивилизации не может быть абсолютным. Практически все государства мира, так или иначе, ограничивают свой суверенитет, передавая решение ряда вопросов на рассмотрение межгосударственным органам, таким, как Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная торговая организация и т.д., признавая приоритет международных принципов и норм.

Суверенитет государства нельзя путать с суверенитетом народа, Под суверенитетом народа понимается, что полнота власти в данном государстве исходит от народа, от населения, которые являются источником государственной власти.

Суверенитет нации, в свою очередь, означает, что то или иное этническое образование имеет право на самоопределение в различных формах с тем, чтобы не потерять элементы культурной идентичности. Суверенитет нации может входить в некоторое противоречие с суверенитетом государства, в рамках которого компактно проживает этнос, а также с принципом неприкосновенности границ государства. Данный вопрос неоднозначно решается в мировой практике. В одних случаях отдается приоритет праву нации на самоопределение (как в случае с Косово в Сербии), в других суверенитет государства как целого не подвергается сомнениям (Чечня в России, непризнанность мировым сообществом Абхазии и Южной Осетии), что говорит о конъюнктур- ности политики ведущих государств мира и отсутствии единых правовых процедур в рамках современного международного права.

Признак всеобщности, общеобязательности состоит в том, что власть государства охватывает всех лиц, которые находятся на территории государства. Исключение могут составить только некоторые категории дипломатических работников, представляющих интересы других государств.

Универсальность государства проявляется в том, что государственная власть способна заниматься большинством вопросов, с которыми связана жизнь и функционирование общества.

Одним из определяющих признаков государственной власти выступает наличие особого аппарата управления. Дело в том, что власть государства должна осуществляться особой категорией органов, которые имеют статус государственных. Более подробно мы будем вести о них речь, когда коснемся вопроса о внутренней структуре государства, о государственном механизме. Иногда как признак государства называют наличие вооруженных сил, хотя это, по нашему мнению, является излишним в силу того, что последние выступают частью механизма государства, хотя и не входят в понятие его аппарата.

Наличие обязательных денежных сборов, которые взимаются с населения и организаций, - тоже очень важный признак государства и государственной власти. Это могут быть налоги, пошлины, другого рода сборы. Без этих обязательных сборов немыслимо существование ни одного из государств, поскольку деятельность государственных служащих, которые трудятся в государственных органах, является профессиональной.

Каждое суверенное государство обладает собственной правовой системой, т.е. имеет относительно самостоятельное собственное право, практику его реализации, а также юридическую доктрину.

Единство означает, что власть в государстве в целом подчиняется единой политике. Государственная власть едина также в своих целях и задачах. При этом единство органично сочетается с разделением власти на ветви с тем, чтобы излишние государственные полномочия не концентрировались в одних руках.

Государство, таким образом, можно определить как универсальную, территориальную и суверенную политическую организацию общества, которая осуществляет управление им посредством публичной власти с использованием особого аппарата управления.

Структура государственной власти. Данная структура может быть рассмотрена в разных аспектах. С одной стороны, структурными частями государственной власти выступают три группы элементов:

1) идеальные;

2) материальные;

3) процессуальные.

К числу идеальных компонентов относят:

Государственную волю;

Государственную идеологию;

Материальная область государственной власти институционализируется в форме государства, системе государственных органов и учреждений. Процессуальную сферу государственного управления составляют категории политической деятельности и политического планирования.

С другой стороны, принято выделять:

Субъекты;

Объекты;

К субъектам государственной власти в демократическом обществе относят народ как источник суверенитета. Кроме того, при иных режимах в качестве субъектов могут выступать определенные социальные группировки, кланы, партии тоталитарного толка, отдельные личности или олигархат. В качестве объекта государственной власти выступают соответствующие блага - материальные и нематериальные, а также действия, отношения между людьми, которые нуждаются во властном упорядочении. Содержание государственной власти составляет отношение подчинения между носителями государственной власти и подвластными субъектами, которое получает волевое наполнение, так как в указанном отношении реализуется государственная, общественная воля, а также, с субъективной стороны, отношение предполагает волеизъявление его участников.

Еще по теме Понятие и признаки государственной власти и государства. Структура государственной власти:

  1. 4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти

1. Понятие и признаки государства.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и др. интересов в пределах определенной территории.

Государство – совокупность граждан, людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами.

Государство – продукт общественного развития, возникающего на определенной ступени зрелости человеческого общества, вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей. Государство становится основной управляющей системой общества.

Государство – это политико-территориальное, суверенная организация, обладающая политической властью.

Основные признаки государства:

· Граница

· Наличие власти

· Суверенитет

Также к признакам государства можно отнести:

· Классовость

· Совокупность людей – народ

· Территория как предел действия власти

· Гражданство, подданство иностранных лиц и лиц без гражданства

· Территориальное верховенство

· Армия, полиция, ГУИН и т.п.

2. Формы государства.

Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

· форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенции меду ними.

· форма государственного устройства – это национальное и административно территориальное строение государства, которые раскрывают характер взаимоотношений между его составными частями т.е. центральными и местными органами государственной власти.

· государственный режим – представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти - в сторону ли демократии или, наоборот, автократии - неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.

Формы правления:

· Монархия – верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Монархия бывает:

Сословно представительская

Абсолютная монархия

Конституционная

Парламентарная

· Республика – верховная государственная власть осуществляемая выборными органами, избираемыми населением, на определенный срок.

Республика бывает:

Парламентарная

Президентская

Республика советов

Виды государственного устройства:

· Унитарное государство - представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией

· Федеративное государство

· Конфедеративное государство

· Тоталитарный

· Демократический

14. Принципы разделения властей

15. Понятие и принципы правового статуса личности

16. Гражданство

17. Основные виды права, свободы и обязанности граждан РФ. Конституционные права и свободы человека:

18. Федеративное устройство РФ (принципы).

20. Система органов государственной власти.

21. Понятие и принципы избирательного права.

22. Стадии избирательного процесса.

23. Судебная система РФ.

24. Конституционные принципы осуществления судебной власти.

25. Система правоохранительных органов.

26. Президент РФ (требования предъявляемые к кандидатам, срок полномочий, компетенция)

27. Досрочное освобождение и порядок отстранения от должности Президента РФ.

28. Правительство РФ (состав, порядок формирования, полномочия).

29. Отставка Правительства РФ.

30. Федеральное Собрание (состав, порядок формирования).

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

3.1 Понятие государства, его признаки

Понятие государства, его признаки

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом - политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества , а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В. И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н. В. Власенко, проф. В. В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Публичная политическая власть - один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство - это прежде всего политическая организация , объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы . Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В. М. Корельский). Другое определение: «Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М. И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В. В. Лазарев и доц. С. В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. Понятие, основные признаки и формы хищения. Предмет хищения и его признаки Хищение – это совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

30.1 Понятие, признаки и функции социального государства Понятие «социальное государство» - новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 3. Признаки государства Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

2. Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на

Из книги автора

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Государство - это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.: основные – территория, население, публичная власть, право, правоохр.органы, армия, налоги, гос.суверинитет; дополнительные – единый гос.язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергит.система, единая денежная единица, единое экономич.пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, гос.симфолы(влаг. Герб, гимн)

    Территория . Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    Население . Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

    Публичная власть . Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

    Право . Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

    Правоохранительные органы . Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

    Армия . Одна из главных целей правящей элиты - сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

    Налоги . Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

    Государственный суверенитет . Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

"Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения."

1. Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.

Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

Функции налогов:

фискальная;

регулирующая;

стимулирующая;

распределительная.

Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору ). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иыми уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства . К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины .

В Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами , а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы , органы местного самоуправления , иные органы и (или) к должностным лицам , которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

    нотариальных действий ;

    действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния ;

    действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

    действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин , базы данных и топологии интегральной микросхемы ;

    действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора ;

    государственной регистрации юридических лиц , политических партий , средств массовой информации , выпусков ценных бумаг , прав собственности , транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

    право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

    право вывоза культурных ценностей , предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии ;

    выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

    выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения .

Признаки: 1. Обязательность 2. Возмездный характер отношений между плательщиком и государством 3. Единовременность уплаты Различия - налог – это регулярный платеж, а сбор при юридически значимых действиях

На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение.

Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов не только о том, как возникает и развивается государство, но и что же такое есть государство.

И поскольку государство – явление сложное и многогранное, неизбежны различные варианты определения этого понятия (см. слайд 2).

Неоднозначность восприятия государства в значительной мере предопределяется также сугубо субъективными факторами – неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, а, кроме того, сложностью и многогранностью самого государства как явления.

Что есть государство? Существует два основных значения этого термина. Во-первых, государство понимается как страна, то есть политико-географическое образование, во-вторых, как правовая организация политической власти, система институтов власти. Объединяя оба значения, следует рассматривать государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.

Исходя из такого подхода, можно дать следующее определение государства:

[Определение] Государство – это политико-территориальная, правовая организация суверенной публичной власти способная делать свою волю общеобязательной для всего населения страны и способная принуждать к исполнению этой воли.

Такое определение позволяет выделить основные признаки государства и раскрыть их содержание. Знание основных признаков государства позволяет отличать его от догосударственных форм организации общества – с одной стороны, и от негосударственных организаций, от других институтов политической системы общества – с другой.

Необходимо отметить, что вопрос о признаках государства особых разногласий среди ученых не вызывает.

[Внимание] Традиционно в отечественной юридической литературе называют следующие признаки государства (см. слайд 3):

Важнейшим признаком государства является политический публичный характер государственной власти.

[Определение] Политическая публичная власть – это такая организация социального управления, которая на определенном этапе общественного развития выделилась из общества, структурно и организационно с обществом не совпадает, но функционирует в интересах этого общества.

Она выступает от имени всего общества и означает наличие у него особого аппарата, имеющего свою материальную базу для своей деятельности - государственное имущество, свои источники доходов, налоги. Таким образом, [Определение] политическая публичная власть представляет собой особым образом организованный круг людей (чиновников, управленцев, бюрократов), выделившихся из общества, который занимается исключительно управлением делами общества и не чем другим.

Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения.

Организационно публично-политическая власть находит свое воплощение в механизме аппарате государства и состоит из двух подсистем – аппарата управления и аппарата принуждения.

1. [Определение] Аппарат управления – это система органов государственной власти, которые эту власть непосредственно осуществляют.

2. Аппарат принуждения – это государственные структуры, которые сами власть не осуществляют, но без них государственная власть реализована быть не может, так как они обеспечивают ее осуществление (армия, полиция, учреждения исполнения наказаний и т.д.). В совокупности они составляют механизм государства или механизм публичной власти.

Иначе говоря, этот признак можно сформулировать как наличие особой организации власти, располагающей специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Аппарат государства является материальным выражением государственной власти. Через систему органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим государственной власти, защищает неприкосновенность своих границ, обеспечивает охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов.

Второй признак государства – это наличие системы налогов (казны, бюджета государства). [Определение] Налоги – это установленные государством обязательные, фиксированные, систематические суммы выплат, безвозмездно взыскиваемые с населения и поступающие в государственный бюджет.

Как уже отмечалось, представители публичной власти не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ. Обеспечение их жизнедеятельности, обеспечение существования самого аппарата публичной власти осуществляется за счет налогов. Именно на содержание государственного аппарата и идет основная часть налогов. Но налоги еще нужны для поддержания и развития непроизводственных сфер общественной жизни, таких как социальное обеспечение, здравоохранение, наука, образование, культура.

Третий признак государства – государственный суверенитет. Понятие суверенитета сложилось в средние века. [На заметку] Это термин был введен в научный оборот в XVI в. идеологом абсолютизма французским ученым Жаном Боденом. Это было необходимо, чтобы отделить государственную власть от церкви и придать ей исключительное, монопольное значение.

Суверенитет – это показатель развитости государства, его неотъемлемое свойство, основы его силы, способности эффективно осуществлять свои функции.

[Определение] Государственный суверенитет представляет самостоятельность, независимость и верховенство государственной власти от всякой иной власти (политической, идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет представляет собой единство трех составляющих – самостоятельность государственной власти, верховенство государственной власти и независимость государственной власти. В этом государственный суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен.

Государственный суверенитет имеет две формы: различают внутренний государственный суверенитет и внешний государственный суверенитет.

Внутренний суверенитет представляет собой самостоятельность и верховенство государственной власти внутри страны и выражается в распространении решений государственной власти на все население страны. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций. Государственная власть является верховной по отношению ко всем иным видам и формам социальной власти. Никакие иные социальные структуры, никакие иные формы социальной власти не могут вмешиваться в процесс осуществления власти государством, не могут брать на себя (без соответствующего допуска со стороны государства) осуществление государственных функций, и тем более не могут подменять собой государство в осуществлении этих функций. Несомненно, что в процессе осуществления государственной власти государство тесно взаимодействует с негосударственными политическими и иными социальными структурами при решении различных вопросов государственной и общественной жизни. В процессе такого взаимодействия политические партии, иные общественные и религиозные объединения не только испытывают на себе властное воздействие со стороны государства, но и сами оказывают на него достаточно существенное влияние (посредством участия в формировании органов государственной власти, выработки общественного мнения по отношению к реализации государственной власти, организации и проведении акций гражданского неповиновения и т.д.). Но такое влияние всегда является легальным. Оно осуществляется на основании тех правил, которые установило само государство в своих законах.

Внешний суверенитет представляет собой самостоятельность и независимость во внешних делах, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. ([Пример] Например, по решению ООН введение миротворческих вооруженных сил для защиты прав человека). Ни одно государство не может существовать в полной изоляции от других стран. В международных отношениях государства взаимодействуют друг с другом и в процессе такого взаимодействия оказывают взаимное влияние друг на друга, в том числе и беря определенные международные обязательства. Но такие взаимные обязательства возникают на основании норм международного права, то есть тех правил, которые либо выработаны непосредственно с участием данного государства, либо оно к этим правилам присоединилось (признало их для себя).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный суверенитет ни частичным, ни ограниченным быть не может. Он либо есть, либо его нет. Но в то же время государственный суверенитет всегда относителен, так как государственная власть всегда испытывает на себе легальное воздействие, как со стороны иных форм социальной организации, так и со стороны других государств.

Следующий признак государства – территориальное деление населения. Территория – это естественное условие существования государства. Она не порождает государство, а образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Государство является территориальным образованием. Первым этапом территориальной организации общества стал город, объединивший уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Территория становилась собственностью государства и закреплялась за определенным населением, а это население – закреплялось за государством. Как признак государства территория фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию, отражающую федеральное устройство государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. С учетом этого формируется и действует аппарат государства. Возникают центральные и местные органы государства.

Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению её пространственных пределов – государственной границы, отделяющей одно государство от другого. Понятие территории важно для выполнения государством некоторых задач и функций. [Пример] Например, для защиты государства от нападений извне или расширение территории за счет территории других государств. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту власти государства над населением, исключающее вмешательство власти другого государства. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориальной целостности и неприкосновенности.

Территориальное разделение населения порождает новый социальный институт – гражданство (в условиях республики) или подданство (в условиях монархии), которое представляет особого рода взаимосвязь между государством и индивидом. Такая связь всегда носит устойчивый политико-правовой характер, она выражается во взаимных правах, обязанностях и ответственности государства и членов общества. Возникает необходимость установить порядок и форму удостоверения гражданства, его приобретения, утраты. Именно «через население» происходит объединение людей в рамках всего общества, и они выступают в качестве целостного организма.

И пятый признак – неразрывная связь государства и права. Без права, законодательства, государство не в состоянии осуществлять эффективное руководство обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Позитивное право является единственным каналом, через который государство может выразить свою властную волю, довести эту волю до населения и потребовать исполнения этой воли. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Связь государства и права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, то есть формирование и функционирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.

Рассмотренные признаки государства являются основополагающими, сущностными. Именно они определяют существование государства как такового, как особую универсальную форму организации общества. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков неизбежно влечет за собой отказ в признании той или иной формы социальной организации государством.

Но, кроме названных основных отличительных признаков, государство характеризуется и дополнительными (факультативными признаками), которые позволяют отличить одно государство от другого и могут быть присущими не только государству. Такими признаками в юридической литературе называют государственную символику (герб, гимн, флаг), государственный язык и т.п.




Top