Аудит системы охраны труда на предприятии. Аудит охраны труда предприятия. Международные стандарты. Стоимость аудита охраны труда

Аутсорсинговая компания «PRC» с 2012 года предоставляет крупным коммерческим организациям Москвы, Санкт-Петербурга и регионов РФ аудит системы охраны труда. Своевременный внешний или внутренний аудит в организации поможет подготовиться к плановым проверкам по методике ГИТ и всегда быть готовым к внеплановым визитам инспектора по охране труда. Репутация PRC внушает доверие нашим клиентам, ведь речь идет о промышленной безопасности предприятия, соблюдении конфиденциальности, штрафных рисках.

В рамках комплексной проверки системы управления охраны труда наши специалисты оценят степень ее соответствия законодательству, а также выработают первоочередные задачи по устранению недостатков. Для Вас будут сформулированы индивидуальные рекомендации по оптимизации процессов в организации, повышению жизнеобеспечения и снижению рисков несчастных случаев на производстве. Стоимость каждого проекта рассчитывается индивидуально.

Цели аудита по охране труда

01 /

  • Разработка документов по охране труда

    • Разработка приказов руководства предприятия о назначении ответственных лиц, разработка и утверждении документации, проведение знаний по ОТ и ведении документации по охране труда;
    • Разработка программ обучения персонала, аттестации и переаттестации, инструктажа в области ОТ;
    • Разработка регламентов, положений, стандартов, которые будут применяться на предприятии;
    • Разработка инструкции по конкретным должностям, профессиям, видам работ;
    • Разработка других документов связанных с охраной труда.
  • Аудит охраны труда на предприятии

    • Проверка документации предприятия на соответствие всем нормам и законам по охране труда;
    • Проверка рабочего процесса на соответствие нормам охраны труда;
    • Поиск оптимальных решений при обнаружении нарушений.
  • Организация охраны труда на предприятии

    • Организация проведения инструктажей по охране труда;
    • Организация проведения первичной и повторной проверки знаний;
    • Помощь в оформлении и заполнении журналов;
    • Оптимизация управления охраной труда (формирование структуры и функционала службы по охране труда);
    • Представление интересов заказчика в контролирующих органах (в том числе Госинспекция по труду)
  • Сопровождение при проверках

    • Отстаивание интересов заказчика, в следствии чего сумма штрафов уменьшается в двое или пропадает вообще.

Каждый человек имеет право на безопасность и неприкосновенность своей жизни и здоровья. Государство обеспечивает его реализацию, в частности, обязывает работодателей организовывать соответствующие рабочие условия с учетом сферы деятельности предприятия. В зависимости от особенностей технологии производства или процесса оказания услуг, организации могут использовать различные критерии для формирования системы управления охраной труда, однако, в любом случае она подлежит аудиту.

Сущность и задачи аудита охраны труда

Аудит охраны труда представляет собой процедуру проверки уполномоченными лицами всей документации предприятия, которая касается .

Согласно статье 212 Трудового Кодекса РФ, любая организация, принимающая людей на работу, должна создать такие условия для своих сотрудников, в которых угроза их жизни и здоровью сводилась бы к минимуму. К числу мероприятий, обеспечивающих их поддержание, может относиться проведение различных инструктажей на рабочем месте, организация графика работы сообразно актуальным условиям влияния трудового процесса на сотрудников и не только.

Проверка того, насколько правильно организована система управления охраной труда в организации и достоверны данные о выполнении требуемых мероприятий, входит в компетенцию того, кто проводит аудит.

Резюмируя, можно выделить следующие основные цели проведения такой проверки:

  • Сопоставление актуальных, законодательно установленных норм организации системы управления охраной труда с имеющимся в хозяйствующем субъекте положением вещей;
  • Проведение оценки актуального состояния системы охраны труда;
  • Выявление резервов улучшения безопасности трудящихся.

Кто может проводить аудит по охране труда

Аудит охраны труда на предприятии может быть, как внешним, так и внутренним. В зависимости от того, какой вид аудита предпочитает руководство, определяются и те лица, которые входят в состав проверочной комиссии.

При внутреннем аудите это могут быть сотрудники предприятия, которые являются экспертами в области охраны труда (далее – ОТ) и уполномочены проводить анализ текущей системы ее управления.

Если руководство организации решило провести внешний аудит, то к ней будут привлекаться независимые эксперты, которые работают в специальных аудиторских фирмах. Требования к таким фирмам установлены законодательно: организация должна получить специальное уведомление из Министерства Труда и Социальной Защиты РФ «О внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Только такая аудиторская организация имеет право называться внешним аудитором и оказывать соответствующие услуги.

Как производится оценка системы управления охраной труда объекта

Оценка СУОТ на объекте происходит путем поиска ответов на ряд вопросов. Ниже перечислены основные позиции, которые подвергаются уточнению комиссией, проводящей аудит:

  • Создание системы управления охраной труда и ее документирование – уточняется у руководящих специалистов проверяемой организации, а также путем ознакомления с приказом о создании обособленных структурных подразделений на предприятии, отвечающих за охрану труда;
  • Определение приоритетов функционирования организации в сфере охраны труда и их соответствие законодательным нормам – уточняется у руководства в устной форме, а также путем проверки наличия соответствующих документов;
  • Усовершенствование структуры управления охраной труда – уточняется у руководства и путем проверки документов;
  • Своевременность и полнота видоизменения документальной базы предприятия в области охраны труда при соответствующих госкорректировках нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы ОТ – уточняется при ознакомлении с локальной документацией;
  • Вопрос обнаружения и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников организации – уточняется путем изучения документальной базы в области оценки риска и осуществления соответствующих мероприятий в местах трудоустройства.

В процессе аудита наличия и эффективности деятельности службы управления охраной труда также уточняется:

  • Количество и содержание технологических документов рабочего процесса;
  • Соответствие технологических документов заявленным законодательством нормам, регламентам, стандартам ОТ;
  • Поддержание уровня безопасности жизни и здоровья трудового коллектива при выполнении им вмененных должностных обязанностей;
  • Соблюдение сотрудниками технологических норм рабочего процесса;
  • Соответствие оснащения рабочего места сотрудника актуальным нормам законодательства в области ОТ;
  • Наличие доказательств, свидетельствующих о внедрении с целью снижения уровня опасности новых технологий в рабочих зонах, где высоки риски для человеческой жизни;
  • Осуществление контроля негативных и вредных для здоровья работников факторов;
  • Состояние сертификатов о соответствии технологических процессов на предприятии нормам безопасности трудящихся.

Для того, чтобы уточнить состояние ОТ в области эксплуатации хозяйствующим субъектом зданий и сооружений, уточняется:

  • Соответствие всего недвижимого имущества нормам пожарной безопасности, санитарии, охраны труда. В перечень проверяемых сооружений входят, в том числе, незавершенные, проектирующиеся, уже эксплуатируемые строения;
  • Проведение капитальных ремонтов зданий;
  • Проведение плановых регулярных осмотров сооружений с целью выявления потенциальных угроз для здоровья сотрудников.

Для того, чтобы иметь представление об улучшении условий трудового процесса сотрудников, проверяется:

  • Соответствие рабочих мест необходимым нормам условий труда, а также оценка рисков и потенциальных опасностей для трудового коллектива;
  • Наличие подтверждений плановых проверок внутри организации на предмет выявления новых опасных производственных факторов, а также их устранения;
  • Отказ от использования либо его минимизация средств и материалов, негативно влияющих на здоровье трудящихся;
  • Наличие и степень исправности средств защиты персонала от негативных факторов производства;
  • Наличие оптимального режима организации рабочего времени трудового коллектива;
  • Проведение медицинских осмотров трудящихся.

В ходе аудита процессов обеспечения трудящихся элементами персональной защиты (ЭПЗ) устанавливается:

  • Наличие потребности в них;
  • Периодичность и полнота оформления заявок на ЭПЗ и их приобретения;
  • Уровень контроля приобретения ЭПЗ и проверки их на пригодность;
  • Уровень хранения ЭПЗ;
  • Уровень износа ЭПЗ, а также периодичность их ремонта или чистки.

Поддержание санитарии и организация лечебно-профилактических мероприятий для трудового персонала важны. Узнать, насколько успешно организация справляется с этим, можно путем оценки:

Аудит охраны труда также имеет цель установить, осуществляется ли обучение персонала основам ОТ и техники безопасности. Для этого уточняют:

  • Выполняются ли плановые, внеплановые и другие виды инструктажей по охране труда;
  • Происходит ли обучение основам техники безопасности в соответствии с установленной программой;
  • Наличие специальных мультимедийных средств обучения персонала основам ОТ;
  • Наличие специального реквизита, необходимого в процессе обучения.

Информирование трудового коллектива в области ОТ и техники безопасности также является объектом проверки аудитора. Специалист уточняет следующее:

  • Факт доведения до ведома трудящихся изменений в законодательных актах РФ, касающихся их поля деятельности;
  • Знание сотрудниками нормативно-правовых актов по охране труда;
  • Степень использования электронных баз данных, хранящих нормативно-правовую базу, регламентирующую конкретную детальность;
  • Проведение выступлений, показ видеоматериалов и докладов перед трудовым коллективом на тематику охраны труда.

Этапы внутреннего аудита охраны труда

Являясь сложной и комплексной процедурой, аудит ОТ включает в себя несколько стадий :


Аудиторский вывод

Финальным действием, совершаемым проверяющими, является подготовка отчета аудита (другие названия – аудиторского заключения или вывода).

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда .

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть :

- риски;

Требования законодательных актов и иные требования;

Цели и задачи в области охраны труда;

Планы мероприятий (программы);

Ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

Документация и управление документацией;

Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

Мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

Несоответствия и профилактические действия;

Зарегистрированные данные;

Анализ со стороны руководства;

Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин .

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) . Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

Объект и область аудит;

Цель аудита;

Сроки проведения аудита;

Состав аудиторской группы;

Документы, на соответствие которым проводится проверка;

Дату представления отчета об аудите;

Должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных . Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен :

Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

Оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

Установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

Поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

Поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет , в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

Наименование проверяемой организации (подразделения);

Сроки проведения аудита;

Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

Встреченные препятствия;

Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

Выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

Конфиденциальную информацию;

Субъективные мнения;

Эмоциональные или спорные утверждения;

Сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

План (программа) и график проведения аудита;

Письменное уведомление об аудите;

Итоговый аудиторский отчет;

Заполненные контрольные листы;

Копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.

В нутренний аудит - это одно из доступных средств, которое помогает работодателю контролировать состояние условий труда на предприятии и каждом отдельном рабочем месте.

Польза внутреннего аудита

Внутренний аудит помогает проверить, как работает система управления охраной труда в компании. В результате аудиторской проверки руководитель предприятия получает достоверную информацию, составляет свои внутренние статистические данные о нарушениях охраны труда, дает отчет акционерам и инвесторам об эффективности своей работы.

Внутренний аудит можно проводить планово - один, два или несколько раз в год - или внепланово. Например, если акционеры решили назначить нового руководителя компании или когда эффективность работы директора предприятия вызывает большое сомнение.

Расскажем об основных этапах внутреннего аудита по охране труда. Рекомендация будет полезной руководителям, специалистам по охране труда и аудиторам предприятий.

Виды внутреннего аудита по количеству объектов

Вид аудита Цель Кто проводит
Оперативный (внеплановый) Собрать данные, чтобы оперативно устранить нарушения по охране труда на предприятии Специалисты службы охраны труда, если на предприятии установили нарушение охраны труда
Целевой Собрать информацию об одном из объектов аудита Сотрудники, ответственные за проведение аудита. Руководитель предприятия утверждает их в плане проведения целевого аудита охраны труда
Комплексный Провести полную проверку состояния системы управления охраной труда в организации Комиссия, состоящая из специалиста службы охраны труда и других специалистов. Состав комиссии утверждает руководитель предприятия. Аудит проводят по заранее составленному графику. Его рассылают руководителям структурных подразделений до начала следующего года

1-й этап

Разработайте Стандарт предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления охраной труда, прежде чем приступить к аудиту.

В Стандарте пропишите:

  • роль и ответственность персонала;
  • порядок подготовки аудита и план его проведения;
  • форму отчета результатов аудита и способ его регистрации;
  • корректирующие мероприятия.

Что такое стандарт внутреннего аудита

Стандарт для проведения внутреннего аудита систем управления охраной труда - это внутренний локальный нормативный акт. Его разрабатывают на предприятии на неопределенный срок. Документ при необходимости пересматривают, корректируют и совершенствуют. Хранят стандарт вместе с остальными локальными нормативными актами организации.

2-й этап

Определите, что будут проверять аудиторы по охране труда.

Проверку можно проводить по одному или нескольким направлениям. Аудиторы проверяют:

1. Есть ли риск или опасность (механическая, химическая, психологическая и другие), которые могут вызвать травму у сотрудника предприятия. Например, выданные сотрудникам СИЗ не защищают от всех опасностей на рабочем месте. Или сварщик, который работает на высоте, защищен только от некоторых факторов.

2. Знания персонала в области охраны труда. Все ли сотрудники прошли положенные инструктажи и обучение по охране труда.

3. Документы предприятия по охране труда. Аудиторы проверяют не только их наличие, но и правильность заполнения.

4. Готовность сотрудников к действиям в условиях аварийных ситуаций. Наличие средств противопожарной безопасности.

3-й этап

Разработайте программу аудита.

Программу аудита разрабатывает комиссия, которую утверждает своим распоряжением работодатель. В состав включите ответственных за охрану труда и других специалистов, которым в работе близка эта тема.

Включите в документ:

  • объект и область аудита;
  • цель аудита;
  • сроки проведения аудита;
  • список аудиторской группы;
  • перечень документов, на соответствие которым проводится проверка;
  • дату представления отчета об аудите;
  • список должностных лиц, которым должны быть представлены копии отчета об аудите.

Вы можете разработать на своем предприятии не одну, а несколько программ аудита (п. 5.1 ГОСТ Р 12.0.008–2009).

Пример. В строительной компании участились случаи травматизма сотрудников. Руководитель разработал несколько программ аудита - «Проверка рисков на строительной площадке», «Проверка оборудования» и «Проверка проведения инструктажей». Все программы включили в ежегодный план проведения внутренних аудиторских проверок на предприятии. По программе «Проверка оборудования» руководитель в течение года проверил все 4 строительные площадки и выявил нарушения, которые влияли на уровень травматизма сотрудников. Оказалось, что на движущихся частях механизмов и строительных машин отсутствовали кожухи и ограждения, были неисправны грузозахватные вспомогательные приспособления и электроизоляция.

Внутренний аудит может проводить один человек или аудиторская группа. В группу можно включить как работников своего предприятия, так и привлеченных специалистов (п. 9.6.6 ГОСТ Р 12.0.007–2009).

Когда определяете количество и состав аудиторской группы, учитывайте объем документов, информации и других факторов, которые предстоит проверить (п. 6.2.4 ГОСТ Р 12.0.008–2009).

Заранее распределите объем работы между членами аудиторской группы. Например, один аудитор будет проводить анализ обучения по охране труда, второй специалист проверит проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. д. Это позволит систематизировать проверку и распределит ответственность между членами группы за аудит конкретных процедур.

Какие обязанности у сопровождающих лиц и наблюдателей

Сопровождающие лица и наблюдатели - это не аудиторы. Их назначает руководитель предприятия. Задача наблюдателей - сопровождать аудиторов, в том числе на производственные объекты, помогать им контактировать с сотрудниками, обеспечивать безопасность аудиторов, выдавать им необходимые средства индивидуальной защиты во время нахождения их на опасных объектах.

4-й этап

Издайте приказ или распоряжение руководителя организации о проведении внутреннего аудита.

Если вы запланировали провести проверку в структурных подразделениях предприятия, оповестите руководителей о предстоящей проверке за 10 дней до ее начала.

5-й этап

Представьте аудиторам необходимые документы.

Прежде чем приступить к аудиту, проверяющие должны:

6-й этап

Проведите аудит. На этом этапе к работе приступают непосредственно аудиторы. Они собирают информацию, проводят интервью с сотрудниками, анализируют собранную информацию, наблюдают за работой персонала, проверяют, какая документация есть и как она заполнена.

Аудит проводят в рабочее время по распоряжению руководителя организации и с письменного согласия работника, проверку можно провести и в нерабочее время (ст. 99 ТК РФ). В этом случае сверхурочную работу нужно дополнительно оплатить (ст. 152 ТК РФ).

Важно, чтобы информация, которую получают проверяющие во время аудита, была достоверная и объективная. Бывает, что на достоверность собранной информации влияет нарушение корпоративной культуры или банальная нехватка времени на проверку.

7-й этап

Проконтролируйте, чтобы аудиторы оформили протокол несоответствий и подготовили отчет.

Если аудиторы во время проверки находят нарушения, они должны отобразить их в протоколе несоответствия. Например, проверяющие обнаружили, что:

  • сроки проведения обучения на предприятии регулярно нарушают;
  • руководители структурных подразделений не обучаются в учебном центре;
  • ответственные сотрудники не оформляют протоколы проверки знаний при внутреннем обучении;
  • руководителям и специалистам организации не выдают удостоверения о проверке знаний.

Эти факты нужно указать в протоколе. Не забудьте зафиксировать место и время обнаружения нарушения, содержание несоответствия, его значимость, а дать ссылку в документе на нарушение требований определенного документа.

В отчете проверяющий сообщает о результатах аудита руководителю и другим специалистам. Документ используют для дальнейшей проверки и анализа проведенной проверки. Максимальный срок подготовки отчета - неделя.

Утвержденной формы отчета нет. Вы можете разработать свой образец или воспользоваться нашим вариантом.

8-й этап

Проведите итоговую встречу по результатам аудита.

Недостаточно просто провести аудит и убрать результаты в шкаф. Нужно рассказать обо всех обнаруженных пробелах и проблемах в охране труда руководителям структурных подразделений и другим ответственным лицам. Организуйте с ними встречу. Во время беседы обсудите причины нарушений, запланируйте корректирующие мероприятия и определите исполнителей и сроки выполнения.

9-й этап

Устраните несоответствия.

Вы должны устранить все нарушения и несоответствия за месяц. Но срок можно продлить, если:

  • нужно выполнить большой объем работы;
  • для устранения нужно привлечь квалифицированных специалистов, а на это необходимо время;
  • требуется запланировать и выделить дополнительное финансирование.

Пример. В строительной компании в начале осени провели аудит. Выяснилось, что для сотрудников закупили некачественные и нелицензированные СИЗ - утепленные мужские ботинки с металлическим подноском, которые нельзя использовать. Руководителю пришлось выделять дополнительные средства и в срочном порядке закупать новые ботинки. А нерадивому сотруднику объявили строгий выговор.

10-й этап

Зарегистрируйте материалы аудита в реестре внутренних аудитов организации. Его форма должна быть утверждена Стандартом предприятия для проведения внутреннего аудита систем управления охраной труда.

Включите в реестр:

  • программу аудита;
  • график аудита;
  • письменное уведомление руководителя проверяемого подразделения;
  • итоговый отчет об аудите;
  • заполненные контрольные листы;
  • копии планов корректирующих действий.

Если руководитель будет регулярно проводить внутренний аудит, анализировать результаты и исправлять нарушения, это поможет снизить травматизм и быть готовым к любым проверкам в сфере охраны труда.

Проверка имеющейся системы безопасности на предприятии позволяет своевременно выявить слабые стороны и устранить их, именно для этого проводится специальный аудит охраны труда . Независимая профессиональная компания проведет проверку и поможет оптимизировать работу системы охраны труда , а также подготовиться к различным проверкам со стороны государственных контролирующих органов.

Назначение процедуры

Аудит безопасности труда - это комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия документации по безопасности, которую ведет предприятие и реального положения дел. Внутренний аудит позволяет выявить все несоответствия и устранить их до того, как будет проведен внешний анализ, со стороны каких-либо органов. Чаще всего такие мероприятия проводятся перед предстоящими проверками, либо при смене сотрудника, отвечавшего за сферу управления охраной труда . Может быть назначена отдельная экспертиза документации по охране труда, направленная на проверку журналов безопасности и различных отчетов.

Аудит документов по охране труда и безопасности на предприятии решает сразу несколько задач, поэтому проведение такого мероприятия полезно для работы организации:

  • Проверяется и оценивается текущее состояние дел на предприятии, соответствие условий принятым нормам по охране труда.
  • Проверяются базы с документацией на предмет различных несоответствий. При обнаружении они устраняются.
  • Выявляются нарушения непосредственно в рабочем процессе.
  • Разрабатываются рекомендации по устранению проблем и повышению уровня безопасности.

После того, как проведена экспертиза охраны труда , составляется итоговый отчет, в котором отражается текущая ситуация. При этом оценка состояния предприятия производится в соответствии с действующим законодательством и правовыми нормами, которые регулируют профессиональную деятельность в конкретной отрасли.

В качестве отдельной процедуры выделяется аудит документов по охране труда . В процессе выясняется, насколько документация соответствует принятым нормам. Проверка может проводиться непосредственно на объекте у заказчика или дистанционно. В ходе дела должны быть выполнены следующие мероприятия.

  • Проверка наличия в базе предприятия всех необходимых документов. Если какие-то из них отсутствуют, необходимо восстановить их.
  • Проверка оформления всех актов и документации. Для заполнения документов предусмотрены строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы не иметь дальнейших проблем с законом.
  • Проверка содержания различных положений и инструкций. Нужно выяснить, насколько они соответствуют нормам, и нет ли каких-то смысловых расхождений, которые требуется устранить.

Аудит охраны труда - это комплексная проверка всей системы. Она выполняется непосредственно на территории заказчика. Во время работы специалисты проверяющей компании тщательно ищут любые несоответствия и проблемы в сфере труда и связанной с ней документации. При обнаружении слабых мест предлагаются способы по их устранению, также составляется итоговый отчет, который предоставляется заказчику.

Мы предлагаем услуги по аудиту и проведению комплексных мероприятий или отдельных проверок на предприятии. Стоимость варьируется, в зависимости от специфики предприятия и начинается от 15-30 тысяч рублей. Окончательная цена оговаривается при заключении договора. Проведение аудита является важной процедурой для деятельности любого предприятия, особенно если она сопряжена с определенными рисками. У нас вы сможете получить бесплатную консультацию по любым вопросам, касающимся экспертизы на объектах.




Top