Что значит впасть в прелесть в христианстве. О духовной прелести и самообольщении

Смотри, я хочу, чтобы ты точно знал о прелести, остерегался ее и чтобы, водимый неведением, крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор человека легко склоняется к сообществу с врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими. Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и приготовляют рвы падений, так как душевный город их — под властью иноземцев. И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных обольщен, или впал в исступление ума, или принял и принимает прелесть, или увидел чуждое истины, или говорит неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в состоянии правильно сказать, как обстоит то или иное дело. Он многих устрашает, а на безмолвников наводит порицание и смех своей безумной деятельностью. И нет ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь и прежде.

Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей. Но безстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет попущено свыше, легко умерщвляется теми — разумею демонов, — так как самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется тщеславно к достижению искомого преждевременно. Сжаливающийся над людьми Господь, часто обращая внимание на то, как мы дерзки в самовозвышениях, не попускает нам быть испытываемыми, чтобы каждый, познав свое самомнение, возвратился к истинному подвижничеству сам и прежде чем стал позором и смехом для демонов и плачем для людей, особенно когда кто ищет этого дивного дела с долготерпением, смирением и более всего с подчинением и спрашиванием опытных, чтобы незаметно вместо пшеницы не пожать терния или горького вместо сладкого и вместо спасения не найти бы погибели.

Сильным и совершенным свойственно одним всегда бороться с демонами и против них непрерывно простирать духовный меч, которым служит слово Божие (см.: Еф. 6, 17). Немощные же и новоначальные, как крепостью, пользуются благоговейным бегством, со страхом избегают единоборства и, не отваживаясь на него преждевременно, этим спасаются от смерти. Ты же, если, успешно безмолствуя, ожидаешь быть с Богом, никогда не принимай чего-либо чувственного или духовного, представляющегося вне или внутри тебя, хотя бы то образ Христа, или по-видимому ангела, или облик святого, или хотя бы в уме просвечивал и мечтательно напечатлевался свет. Ум и сам по себе имеет природную способность мечтать. Он легко может строить образы того, чего домогается у не внимающих тщательно этому и тем самому себе причиняет вред. Такое воспоминание доброго и злого обычно внезапно формирует умственные образы и ведет к мечтательности.

Отсюда подобный человек произвольно становится мечтателем, а не безмолвником. Потому будь внимателен, не веришь ли ты чему-либо в силу быстрого увлечения, прежде спрашивания и многого исследования, хотя бы то казалось добрым, чтобы не получить вреда. Всегда оставайся негодующим на мечтания, сохраняя свой ум постоянно бесцветным, безвидным и бесформенным. Часто многим причиняло вред и посланное Богом к испытанию для венца. Наш Господь желает испытать, куда склоняется наш свободный выбор. Но усмотревший что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без совета опытных, пусть явление было и по воле Божией, легко прельщается или прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно.

Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание прелести не примет знамений от Него без спрашивания опытных и многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал. Впрочем, спрашивать надлежит не всех, но одного того, кому вверено управление другими, кто блистает жизнью и, будучи, по Писанию, бедным, многих обогащает (см.: 2Кор. 6,10). Было немало неопытных руководителей, повредивших многим неразумным, за которых по смерти выдержат они суд. Право руководить других принадлежит не всем, но лишь тем, которым дано божественное рассуждение, или, по апостолу, различение духов (1Кор. 12,10), разделяющее мечом слово худшее от лучшего.

Каждый обладает своим разумом и естественным деятельным или научным рассуждением, но не все имеют духовное рассуждение. Поэтому премудрый Сирах сказал: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи». (Сир. 6, 6). Не мал труд — найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в делах, ни в размышлениях. Чужд ли кто прелести, это выясняется в том, имеет ли он на деятельность и на ее понимание свидетельства от Божественных Писаний, смиренномудрствуя в том, о чем ему надлежит рассуждать. Отчетливо же постигнуть истину и быть чистым от несовместимого с благодатью — труд не малозначительный, потому что диаволу обычно показывать свою прелесть в виде истины, особенно новоначальным, и преобразовывать свое коварное в духовное.

Вследствие этого усердно стремящийся в безмолвии достигнуть чистой молитвы должен идти к своей цели путем спрашивания опытных и в великом трепете и печали, непрерывно оплакивая собственные грехи, скорбя о них и страшась адского мучения, отпадения от Бога и разлучения с Ним теперь и в будущем веке. Когда диавол увидит кого-либо живущим в плаче, то не медлит там, опасаясь смирения, производимого плачем. Если же кто с самомнением мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное желание, то такового, как своего служителя, сатана беспрепятственно опутывает своими сетями. Потому хранение в молитве и плача является величайшим оружием против того, чтобы от радости молитвы не впасть в самомнение, но, избрав себе в удел утешительную печаль, соблюсти себя невредимым.

Ника Кравчук

Духовная прелесть - как не переусердствовать в вопросах веры?

Духовная прелесть — это особое состояние падения человека. Уже само слово указывает не просто на лесть, а на ее высшую ступень. Я стал святым! — думает о себе прельщенный. От обычной лести это отличается тем, что человек «работает» над собой.

Тщеславие — первый шаг на пути к духовной прелести

Но чем прелесть отличается от других пороков из царства гордыни? Тем, что она возникает не у всех людей, а у тех, кто уже пришел к вере. Обычно это подстерегает либо монахов, которые пытаются вести слишком праведную жизнь, либо мирян, которые хотят сиюминутно стать праведниками.

Кроме этого, такой порок характерен в первую очередь для тех, кто и до прихода к вере страдал самомнением. Тщеславием заражены фактически все люди на планете, просто это может проявляться в разных степенях. Как говорит Дмитрий Смирнов, Книга рекордов Гиннесса как раз для этого: «Вот я самый-самый — не важно в чем. Иногда (попадаются) совершенно анекдотические вещи: «Я передвинул самолет на 7 метров» или «Я съел 8 тысяч пельменей за один раз».

А представьте, что вот этот «передвигатель самолетов» или «поглощатель пельменей» станет «христианином» и также ревностно начнет готовиться к подвигам, чтобы выделиться из толпы верующих. Что уж там Книга рекордов Гиннесса, если он может услышать ангельское пение или увидеть Пресвятую Богородицу?

Впасть в прелесть: чем опасно состояние «слишком» в вопросах веры?

Сначала человек просто льстит себе мыслями о том, что он хорош, а став христианином, хочет заразить свою веру этой «хорошестью». Что делать? Надо подвизаться и становиться святым. Что слишком, то не здраво — говорят в народе. Но прельщенный человек не любит кого-то слушать.

Что ж, надо читать Евангелие главы за главами, поклоны отбивать сотнями, Иисусову молитву творить тысячами, аккуратненько перебирая четки (их обязательно нужно иметь!), желательно добавить акафистов и канонов побольше. В храм приходить как можно чаще, выстаивать все длиннющие монастырские службы. В пост можно хоть недельку посидеть на хлебе и воде — человек же подвизается...

Ну и после всего этого человек очень быстро сподобится видений ангелов и слышания неземного пения. «Подвизайся, подвизайся, праведник, мы тебе еще не такое покажем», — порадуются бесы и в следующий раз придут к человеку в образе святых или Богоматери.

Как и ревностным монахам, так и «особо усердным» христианам надо быть очень осторожными и понимать, что путь к праведности длится всю жизнь. Невозможно так вот просто взять через несколько недель подвигов, подстрекаемых гордыней, и стать святым.
Хоть человек и будет творить дела благочестия, якобы непрестанную молитву, даже будет умиляться ее сладостью, но на самом деле будет служить не Богу, а бесу, который в свое время отпал от Бога из-за своего «я».

Кроме того, впадение в прелесть может проявляться и на физическом уровне.

Афонский монах в сандалиях и питерская зима

Профессор Алексей Осипов приводит пример из жизни Игнатия Брянчанинова. Однажды к святителю Игнатию приехал один инок с Афона. Петербург, русская зима, а тот — в тоненьком подряснике и сандалиях. Игнатий Брянчанинов заметил что-то неладное и спросил, не холодно ли монаху. Тот ответил, что нет. Потом оказалось, что ему и кушать-то ничего не хочется.

Спрашивать напрямую — вы впали в прелесть — было бы просто нелепо. Поэтому святитель начал издалека: мол, расскажите, как вы достигли такого состояния... Куда там мне, в Питере, до вас — афонского подвижника. Инок очень возвышенно и эмоционально начал рассказывать о своих молитвенных подвигах.

Далее святитель Игнатий решил очень находчиво «протестировать» монаха на предмет видений. Он посоветовал остановиться ему на первом этаже гостиницы. Почему? Чтобы ангелы, когда станут посещать его и похищать на небо, случайно не уронили. Здесь монах в самом деле «подтвердил»: действительно, являлись и ангелы.

Тогда святитель Игнатий решил очень аккуратно вразумить монаха и говорит: «Я, конечно, сам совсем не разбираюсь в молитве, но есть такие уважительные люди, как Исаак Сирин, авва Дорофей, вот они дают такие советы. Может, вы попробуете?»

Монах согласился, но через три недели явился к Игнатию Брянчанинову озлобленный, голодный и в шубе. Вот какими путями возвращаются из состояния духовной прелести.

Есть и другие примеры того, как человек попадает в сети этого порока. Вам приходилось видеть какие-нибудь видеозаписи, как молятся представители различных сект? Некоторые валяются, как в припадке эпилепсии, при этом крича, что в них вселился святой дух. Дьявол — искусный мастер виртуальности.

Но как же бороться с духовной прелестью? Нужно постоянно смирять себя, понимая, что я хуже других. Болезнь значительно легче предотвратить, чем потом вылечить.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

прп.
  • проф. А.И. Осипов
  • иеромонах
  • священник Сергий Дергалев
  • Энциклопедия изречений Св. отцов
  • Юрий Максимов
  • архиеп. Феофан Полтавский
  • свт.
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • В.Н. Духанин
  • Пре́лесть (от славянского «лесть» - обман) - 1) прелесть бесовская, состояние омрачения одной или нескольких сил человеческой души, возникающее в результате воздействия на человека злых духов; 2) состояние самообмана, самообольщения; очарование, вызванное кем-то или чем-то.

    Что такое прелесть бесовская?

    В человеческой душе различают несколько важнейших природных особенностей, традиционно называемых силами или сферами души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

    С разумной сферой связано мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственная оценка происходящего; с волевой - способность человека осознанно стремиться и действовать в направлении выбранных целей. Чувственная сила души проявляется в способности испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству. Раздражительная сфера отвечает за интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов, аффектов.

    Если бы человек вел безгрешную, богоугодную жизнь, все его душевные силы функционировали бы в соответствии с естеством: стройно, слаженно, гармонично. Собственно в этом и состояла бы цельность человеческой личности. Но увы!

    Как известно диавол, будучи человекоубийцей от начала (), «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). Чаще всего он и подвластные ему демоны вредят человеку через отдельные искушения и приражения. С тех пор как Господь сокрушил ад и сковал сатану, тот утратил возможность порабощать человека так, как во времена Ветхого Завета.

    Однако он не утратил возможность пленять человека, склоняя его на свою сторону всевозможными ухищрениями. В случае нерадения человека о спасении, пренебрежения помощью Божией, диавол способен пленить его, извратив его внутреннее отношение к Добру и злу. С этой целью демоны и воздействуют на главные силы человеческой души. Так они ограничивают в ней богоугодные движения и возбуждают богопротивные.

    Примечательно, что жертва демонического приражения может и не замечать, что находится под влиянием диавола, ей даже может казаться, что все её стремления исходят от неё самой.

    «Послушай, - предостерегает нас святой , - диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, - а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (Слово. , п.2) (см.: ).

    Так человек становится покорным орудием падших духов. А то состояние одурманивания и пленения, в котором он оказывается под влиянием тёмных ангелов, называется состоянием обольщения или прелестью.

    Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?

    В случае подавления демонами разумной силы человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь. Примерами здесь могут служить обольщённые еретики, в частности Полихроний, который, увлекшись явлением ему демона в образе светоносного мужа, согласно его наставлению присоединился к лагерю монофелитов.

    При омрачении волевой сферы души человек приобретает устойчивое расположение ко злу. В этих обстоятельствах он попросту не может заставить себя отказаться от зла и перенаправить усилия на совершение добра.

    В результате охвата чувственной сферы извращается естественная для человека способность радоваться добру и тяготиться грехом. Грех начинает казаться ему особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, по совести - безрадостной и утомительной. Иллюстрацию подобного состояния души встречаем в жизнеописании святой Марии Египетской, стремившейся, до своего обращения, ко греху как к источнику чуть ли не высочайшего наслаждения.

    В случае обдержания бесами раздражительной силы человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло - хоть отбавляй.

    Как бороться с состоянием прелести?

    Сам по себе человек не в состоянии противостоять падшим ангелам. Для этого необходима Божественная помощь. Все надлежащие для борьбы с духами злобы благодатные средства Бог вручил Церкви. Залогом побед в этой невидимой брани служит полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Господь () являются частными средствами в этой борьбе.

    Что такое самообольщение?

    Прелесть духовная характеризуется состоянием ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных (прежде всего ) и воздействие на душу и тело субъективно воспринимается человеком как Божественная и, в крайней форме, как .

    Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

    Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.

    Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности ( , видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в , к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

    Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).

    Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. , одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

    Противоположное прелести правильное духовное устроение называется .

    Положительно окрашенные «прелесть», «обаяние», «очарование» – эти слова изначально связаны с темной силой: прелесть – это буквально сверхложь, состояние пленения нечистой силой, сумевшей создать своей жертве иллюзию духовной жизни; обаяние и очарование – это воздействие колдовства. Впрочем, само понятие «околдованности» тоже не воспринимается сегодня как что-то страшное и опасное.
    прот. Игорь Прекуп

    Празднословие

    Я писал не об уединении, а обуздании языка от празд-нословия и вредных от сего последствий, рассеяния и помрачения ума; уже не так будет приятно чтение после рассеянности (преп. Макарий).

    Хотелось бы мне сказать несколько слов о рассеянности жизни вашей келейной и бываемом празднословии, что оно охлаждает сердце и душу тщу (бесплодной) дела-ет, как святой Исаак пишет и прочие... (преп. Макарий).

    Живя в одной келье с другими и слыша праздные и бесполезные слова, тверди больше свой урок, т. е. мыс-ленно взывай к Богу: Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо-жий, помилуй мя грешного — и спасешься от праздно-словия (преп. Антоний).

    Должно иметь любовь друг к другу и удаляться празднословия. Пророк Давид сказал: «не стало праведного...» (Пс.11, 2). Почему же оскудел? Потому что — «уста льстивы, говорят от сердца притворного» (Ср.: Пс.11, 2—3), потому что не говорят о душеполезном, а повсюду празднословие, потому что только и говорят о пустяках... Одному иноку было видение. Стоят несколько монахов и празднословят, и видит он, что между ними и кругом их бегают грязные кабаны. Это были бесы. Потом увидел он монахов, говорящих назидающее душу, и между ними стояли Ангелы светлые. Потщимся, братия, не погублять своих тру-дов за послушаниями празднословием, а более всего по-тщимся стяжать смирение (преп. Варсонофий).

    Только помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разгово-ре. А то подует ветер с противной стороны, и ты поту-жишь, да не воротишь... Больше всего помни, что смире-ние и без дел может спасти, а дела, как бы они ни были велики, не спасут (преп. Анатолий).

    Оставь празднословие, будешь умница, хорошая монахиня; мы будем любить тебя и заботиться о спасении твоем. Только смирись. Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех! (преп. Анатолий).

    Разговоров избегай, и вообще всякого греха, а поползнешься, кайся, и Господь поможет тебе, и будешь искуснее и осторожнее. А главное, никогда не смущайся (преп. Анатолий).

    Не люблю тех, кто в церкви говорит. Ну, от помыс-лов не уйдешь, а за язык-то кто тебя тянет? И других соблазняешь. Спасайся! (преп. Анатолий).

    Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обраще-нии друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку (преп. Никон).

    Братия монахи, в ожидании старцева приема, разго-варивали между собой о нужном и ненужном. Старец, про-ходя, мимоходом скажет: «Народ! Не разевай рот» (преп. Амвросий).

    Рад, что ты мирна, будь и скромна, т. е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье, и недаром живет пословица: слово не воробей, выпус-тишь — не поймаешь, (преп. Анатолий).

    Праздность

    Пишете вы об Е., что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, про-сить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, а многие пороки происходят... (преп. Лев).

    Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую же-лает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служ-ба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме (преп. Амвросий).

    Превозношение

    Враг не борет тебя ими <страстями>, но влагает высокоумие, всех других пороков тягчайшее. Когда он сам, будучи бестелесен, за один сей грех низвержен с неба, то тщится оным и других запять. И потому Премилосердый Господь попущает нам иногда падать и какими-нибудь душевными страстями запутываться, чтобы видеть свои не-мощи и грехи и о них пещись, а не смотреть других грехи и неисправления, а паче когда они нам еще не поручены (преп. Макарий).

    Думаю, попущено врагу на вас вооружаться сильно за то, что вы возомнили о себе, что стяжали мир (преп. Макарий).

    Предопределение Божие

    О предопределении церковные учители ясно указы-вают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела, и не содеянные еще, и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется. На что нам входить в дела Божии? Они для нас непостижимы... (преп. Макарий).

    Что делать? — достигло и ваш край посещение болезнью, и в обитель вашу проникла; непостижимые судь-бы Божий вся на лучшее устраивают. Нам должно благого-веть и в ничтожестве нашем повергаться пред Ним, ища умирения совести покаянием, а не паническим страхом ужасаться смерти. Смерть необходима для всех: но рано или поздно кто умрет, или паче переселится в будущ-ность, состоит в предопределении Божием; тот только отойдет отсюда, кому предопределено в настоящее время кончить предел здешнего странствования. Старайтесь успокаивать себя (преп. Макарий).

    Предчувствие скорбей

    Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие ка-кого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию (преп. Иларион).

    Что же касается до вашего предчувствия, что имеете страх или боязнь в сердце, то, кажется, к вашей любви неоднократно писал, что... таковых чувств понуждаться не должно, а когда кто и понуждал себя, то впадали во иску-шения... (преп. Лев).

    Прелесть

    Изволите ли знать, что есть прелесть; прелести суть разнообразные имеют действие, по мере возношения ума и сердца помрачается ум и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, пред-ставляемым ему от всеобщего врага — диавола, и сим изступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и сие значит прелесть (преп. Лев).

    Главная причина прелести во всяком случае есть гор-дость и самочиние (преп. Макарий).

    Жаль бедную девушку, что она впала в такое омраче-ние, считает ненужным молиться, потому что молится толь-ко устами, а сердце холодно, и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлеклась оною, что за-метно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободною и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее, и дать ей чувство смирения... (преп. Макарий).

    О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты, уже есть и прелесть: «Цар-ствие Божие не приходит с соблюдением» (Лк.17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее сми-рение, познавая и видя свою немощь, и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже бе-зопасно от обольщения вражия, и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смире-ние сохраняло их в безопасности, а кто думал иметь бла-годать, тот был водим гордостью и обольщался... (преп. Макарий).

    Тебе же хочется видеть, что ты хорошо живешь и спасаешься, а не понимаешь, что от сего рождается прелесть, а немощи-то нас смиряют (преп. Макарий).

    Что толку из того, что ты сидишь одна, и дверь на крючке заперта? Ты молишься и думаешь, что тем спасешься; желаешь мантии, и будто только одного этого недостает. А что с тобою стало случаться? Уже предведение, сонные видения и явные явления, кои ты все прини-мала за благо, и обольстилась своею святынею до того, что и явно стал враг являться. Какие это плоды? Плоды гордо-сти, а ты все принимала за благо, да и теперь думаешь, что за подвиги твои враг на тебя восстает, а того не понима-ешь, что за гордость наказывается от Бога (преп. Макарий).

    Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смуще-ние твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть слово Божие и советы — святых отцев учение, а в недоумениях имеешь матушку Игуменью, сестру, и я греш-ный, по вере твоей, что-нибудь напишу... (преп. Макарий).

    Ты пишешь о неотступно находящейся при N. молитве и о прочем; надобно узнать, нет ли у нее тайного мнения о сем, и оттого увеличиваются ее немощи; надобно молить-ся Господу, да не попустит впасть в прелесть (преп. Мака-рий).

    На высокое не простирайтесь, а более смиренными водитесь, ибо прелесть опаснее самых слабостей, и неудобь исцеляема (преп. Макарий).

    Бедная, идет своим путем, летит прямо на небо с молитвою от сердца, хотя и мечтает, что много окормляется, но я опасаюсь за нее — как бы не впала в прелесть... (преп. Макарий).

    Вас более смущает то, что вы не можете в церкви при всех мирно молиться, выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома молитесь лучше и возносите умилен-ные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная пре-лесть, лишающая вас спокойствия; когда вы, молясь уеди-ненно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления; когда все сие не имеет глубокого сми-рения, то есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого ж чувства и не находя оного, считаете себя немо-лившеюся и смущаетесь, а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает о основании молит-вы вашей на высокоумии. Вы молитесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойною оных, то будете и спокойны, и хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что «я недо-стойна», но без смущения, то, верно, оная принята будет у Господа лучше той, о коей вы мните, что молитесь хоро-шо... Совет мой вам: не оставлять церковной молитвы, но смиренно во оной молиться и не смущаться о том, что будто бы «не молилась и не была», и сию мысль от себя отвергать, а о домашней не возноситься, то и будете мирны. Знайте, что плод гордости и возношения есть смущение и неуст-роение, а плод смирения есть мир и спокойствие; от гордости произошло все зло, а от смирения все благо... (преп. Макарий).

    Мавра ваша, как видно из вашего описания, находится в прелести. — Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши старцы определяли в черные труды. Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то черною работою хотя несколько сбивается проклятая гордость. Не мешало бы и вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ее силе, например, картофель чистить или посуду мыть и про-чее. А уединенную жизнь разрешить ей ни под каким видом не следует. Ибо, как вы заметили, от этого она должна со-всем с ума сойти. — Часто сообщаться Святых Тайн ей также не следовало бы. Пусть бы духовник ее сначала скло-нял ее к смирению и самоуничижению (преп. Иосиф).

    Из разговоров ее с тобою заметны в ней признаки прелести. — Слова ее «зачем избирать в руководителя человека, разве Дух Святый не может без посредства людей научать всему нас» — показывают мудрование лютеран-ское. И что руководствует ее во всем Царица Небесная — это признаки прелести, показывает в ней самонадеянность. Бывать тебе у ней не мешает и, чем можно, при помощи Божией помочь ей. Дай прочесть ей в 1-й части «Добротолюбия» «О трех образах молитвы» и 5-е Поучение Аввы Дорофея и посмотри, как она понимает, а лучше бы всего ее сюда к нам направить (преп. Иларион).

    Частое повторение в твоих строках «прельщенная» ни к чему хорошему не ведет, а пожалуй, через это еще кичение может быть, приятное врагу. Не повторение нуж-но, а сознание в чувстве, окаивание себя и исправление. Не велика честь быть прельщенной, столько лет живши под руководством старца (преп. Иларион).

    Ты верно понимаешь, что хотя мы и должны друг за друга молиться, но не должны своим молитвам приписы-вать чудодейственную силу, думая, что просимое нами будет Господом непременно исполнено. Такое мнение исходит от гордости и ведет к прелести (преп. Иларион).

    Сестре Е. за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатью помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, ко-торую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себя в ров пропасти; равно и кто начнет нудить себя, и повинуясь, по преданию святых отец, и отсекая свои хотения, даруется ему смирение, изгоняет гордыню и со оною прелесть! (преп. Лев).

    Бесовское наругание, попущенное ради твоего высокоумия, а цель его всегдашняя — смутить и отвлечь чело-века от смиренного молитвенного состояния. И благоуха-ние иногда, и иногда смрад — все это прелесть вражия, по слову святого Симеона Нового Богослова. Враг возводит тебя до небес и низводит в бездну, и то и другое ради твоего высокоумия (преп. Амвросий).

    Потребно нам иметь более всего смирение искреннее пред Богом и перед всеми людьми и более бояться и остерегаться самомнения, и тщеславия, и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистани-ям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различ-ных страстях (преп. Амвросий).

    И слишком радостью не увлекайся. Святой Петр Дамаскин учит: «Когда придет радость, представляй печаль, а когда обыдет печаль, возбуждай радость». Так и будешь сохранена от прелести и от отчаяния (преп. Ана-толий).

    Господь да сохранит нас от всякого зла, и особенно от прелести вражией, которой явный признак — беспорядочное смущение и внушение самомнения и вслед за тем студные помыслы, или пожелания мирские, или чувство гне-ва и раздражительности (преп. Амвросий).

    Ты... так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижной молитвы сердца во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очи-щения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали — что же? Услышали «мяу» — кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее вся-кого грешника можно обратить к покаянию, нежели пре-лестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние (преп. Амвросий).

    Прелести вражией более всего бойся при слезах и ра-дости, по совету Лествичника, отвергая приходящую ра-дость, как недостойная, чтобы не принять волка вместо пастыря. Не вотще сказано: «работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2, 11). И о мироносицах пишется, что они бежали от гроба со страхом и радостью. Все это показывает, чтобы мы были осторожны касательно мнения о себе, когда покажется нам, что будто бы что-нибудь стяжали духовное и благодатное. Такое мнение везде выставляют началом и виною прелести богомудрые и богодухновенные отцы, особенно преподобный Марк Подвижник и Исаак Сирин пишут, что нет доброде-тели выше покаяния, и что покаяние до смерти потребно не только грешным, но и праведным, потому что и правед-ник седмижды в день падает, и что самое совершенство совершенных несовершенно. По этой причине и все святые всегда смирялись и имели себя под всею тварью, потому и пребывали непадательны (преп. Амвросий).

    Видения, бывшие тебе и представлявшиеся, не истин-ны, как-то: видение Воскресшего Господа, видение Божией Матери и другое прочее подобное. Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увен-чивается добрым концом. Самые плоды настоящей твоей жизни могут служить тебе ясным доказательством, что ты был обманут и увлечен самомнением от бывших пред-ставлений и мнимой чистоты, и светлости ума, и случавши-мися слезами, и умилением. Все это питало в тебе тайное и тонкое кичение и обольщение вражие, от которых про-изошли потом горькие плоды. Впрочем, отчаиваться не должно. Несть грех побеждающ человеколюбие Божие. Силен Господь поправить твои душевные обстоятельства, если понудишься положить новое начало с истинным пока-янием и искренним смирением. Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно покло-няйся на иконе образу Святой Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде — это опасно, по учению святых отцев, Григория Синаита и других. По краткости теперь нет возможности распространяться о сем. Если хочешь поправить испорченное дело, то подражай в молитве мытарю, о котором Сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего, т. е. никак не дерзал умом восходить на небо, а стоял пред Богом со страхом и смирением, как зримый свыше от Гос-пода, и прося помилования: Боже, милостив буди мне грешнику, и не дерзая спорить с фарисеем, который явно уничижал его. Вот образ покаяния и возвращения на правый путь для всех согрешивших. И ты ни с кем не спорь и никого не учи, а только внимай своему покаянию и исправлению собственной жизни, во страхе Божием, со смирением и самоукорением, не оправдываясь и не отвергая укоризны со стороны, кольми паче никого не судя и не осуждая (преп. Амвросий).

    Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. Пусть она держится боголюбезного смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшею всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию святых отцев, «смирение непадательно». Правило ночное с покло-нами пусть определит себе сама по своим силам и дер-жится его. Если пятьсот поклонов класть необременитель-но, пусть кладет. А то можно и уменьшить. Только чтобы держала умную молитву с сердечным смиренным располо-жением евангельского мытаря: Боже, милостив буди мне грешной! (Лк. 18, 13). Послушания своего — чтобы успо-каивать странных и сестер, пусть не оставляет. Они — молитвенницы ее. Разве если бы почувствовала перерыв молитвы. Тогда можно бы несколько уединиться, дабы возгреть молитву. За делами ей приходится опускать службы и келейное правило и нарушать пост. Пусть за это укоряет себя пред Господом и кается, но отнюдь да не смущается. Послушание паче поста и молитвы. Во время ночной мо-литвы враг наводит на нее разные страхования. Это — обычная демонская уловка. Но, по замечанию преподобно-го Иоанна Лествичника, при молитве и крестном знамении не следует сего бояться, а должно все это презирать (преп. Иосиф).

    Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Гос-поди, не попусти врагам до конца поругатися над созда-нием Твоим, которое Ты искупил Честною Твоею Кровию». Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась, да и самолюбию твоему будет неприятно счи-тать себя прельщенною. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудоб-но изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объясне-ние, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да из-бавит нас Господь (преп. Амвросий).

    ПРЕЛЕСТЬ

    ПРЕЛЕСТЬ

    ПРЕ́ЛЕСТЬ

    1. только ед . Обаяние, очарование от кого–чего–н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. «Кто не доверится… эфирной их (глаз) прелести?» Баратынский . Сколько прелести в этом ребенке! Все ее движения исполнены прелести . «Всё это часто придает большую прелесть разговору.» Пушкин .

    2. чего . То качество окружающей среды, предмета или явления, к–рое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие (разг. , часто ирон., особенно во мн. ч.). В деревенской жизни есть своя прелесть . «Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, я прелесть телеги узнала.» Некрасов .

    3. только ед . О том, кто (или что) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; что–н. прелестное (разг.). «Я тосковал перед картинами… и лицемерно повторял за другими: “какая прелесть! Сколько воздуху!”» Чехов . «Ах, прелесть! ах, как мил!» Грибоедов . «Что за прелесть! - Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть.» Л.Толстой . «Славит сладостный певец Людмилу–прелесть и Руслана.» Пушкин . Это просто прелесть! или одна прелесть!

    4. только мн . (ед. устар.). Женское тело как источник физического обаяния (часто ирон.). «Так скромна была ее осанка, так мало, казалось, сознавала она всю силу своих прелестей.» Тургенев . «Твоею прелестью надменной кто не владел во тьме ночной?» Пушкин . «При полном и точном представлении мясистых прелестей жирной кухмистерши - волосы становились дыбом на голове моей.» Некрасов .

    Прелесть новизны для кого - при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны .


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "ПРЕЛЕСТЬ" в других словарях:

      См. приятность … Словарь синонимов

      Жен. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | ·стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и… … Толковый словарь Даля

      ПРЕЛЕСТЬ, и, жен. 1. Очарование, обаяние, привлекательность. П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. 2. мн. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жизни (ирон.: о… … Толковый словарь Ожегова

      То же, что красота … Большой Энциклопедический словарь

      - (красота) (англ. beauty) квантовое число, характеризующее определ. тип (аромат)кварка (b кварка), а также адроны, в состав к рых входит b кварк [и(или) антикварк b]. См. Красота. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедия … Физическая энциклопедия

      прелесть - трогательная (Тургенев); умильная (Тютчев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

      прелесть - Прелесть новизны для кого при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны … Фразеологический словарь русского языка

      Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прелести, чему? прелести, (вижу) что? прелесть, чем? прелестью, о чём? о прелести; мн. что? прелести, (нет) чего? прелестей, чему? прелестям, (вижу) что? прелести, чем? прелестями, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

      Прелесть обаяние, очарование от кого нибудь или чего нибудь красивого, приятного, привлекательного. В Викисловаре есть статья «прелесть» … Википедия

      прелесть - неотразимая прелесть удивительная прелесть … Словарь русской идиоматики

    Книги

    • Прелесть. Книга вторая , Хаддлстон Майк, Хон Джереми, Хёрли Джейсон А.. Прелесть - таинственный вирус, делающий человека по-настоящему красивым. Никакого фитнесса, специальных диет и дорогостоящих операций! Чтобы заразиться - достаточно одного полового акта. Но…


    
    Top