Дадут ли стимулирующую премию аппарату суда. Верховный суд попросит денег на помощников. Особенности начисления окладов

Шаплова Евгения | «Право.Ru»

Сегодня в Москве прошло заседание Совета судей РФ, на котором обсуждались вопросы подготовки к IX Всероссийскому Съезду судей, который состоится 5-9 декабря. На заседании обсуждали вопросы внесения поправок в законодательство, написание новых УК и УПК, повышение оплаты труда сотрудников аппаратов судов, а также вопросы, которые войдут в резолюцию Съезда.

В рамках подготовки к Съезду члены Совета судей обсудили проект итогового документа, который предстоит принять его делегатам. По словам Евгения Голошумова, начальника главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при ВС , в нем будут затронуты вопросы инвестиций на обеспечение судов новыми помещениями, а судей - служебным жильем, совершенствования работы администраторов судов, возможности отказа от подачи документов в суды на бумажных носителях, законодательном закреплении использования аудио- и видеозаписей заседаний в качестве протоколов, нормативов нагрузки судей.

, заместитель председателя Совета судей, судья ВС, рассказал, что делегатам съезда предстоит обсудить, можно ли передать решение вопросов условно-досрочного и освобождения в случае тяжелой болезни общественно-наблюдательным комиссиям, а также поговорить об усовершенствовании механизма при отборе на судейские долности.

Председатель предложил законодательно расширить полномочия Советов судей по защите интересов судей в отставке, а также проработать механизмы взаимодействия судов и СМИ.

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев рассказал, что уже провел совещания с делегатами во всех федеральных округах, кроме Уральского и Центрального, встречи с которыми состоятся в ближайшее время. Он уточнил, что резолюция Съезда еще не готова, она требует редакционных правок и внесения части предложений. Кроме того, в нее еще не внесена часть вопросов. "Некоторые документы не ложатся так на бумагу, как бы нам хотелось их прочитать", - сказал Лебедев, пояснив, что речь идет о законопроекте "О судебной службе", разработка которого ведется с 2014 года, и некоторых поправках правоприменительной практики.

Уже известно, что на Съезде предположительно будут присутствовать председатели ЕСПЧ и Совета Европы, а также делегации из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

Кодекс судейской этики поправят в части конфликта интересов

Одним из вопросов, который поднимали все делегаты съезда, по словам Лебедева, было упраздненение или изменение ч. 4 ст. 9 Кодекса судейской этики, которая запрещает судьям рассматривать дела с участием организаций, где работают их близкие родственники. Глава ВС также недоволен этой нормой, которая часто служит причиной отказа в переназначении или назначении судей на новые должности. "Создается парадоксальная ситуация, когда решение или приговор остаются в силе, проходят все инстанции, никто из участников процесса, имеющих право на отвод суда, таких ходатайств не заявлял, а потом выясняется, что нужно поставить вопрос о лишении судьи должности, потому что в Кодексе судейской этики написано, что надо воздерживаться от рассмотрения дел в отношении организаций - сторон по делу, где работают их родственники", - рассказал он.

По мнению председателя Верховного суда, ее необходимо существенно изменить или исключить. При этом положения о недопустимости конфликта интересов в Кодексе должны остаться обязательно как важная концептуальная составляющая правосудия.

Проблему зарплат секретарей и помощников судей решают двумя путями

Глава ВС в очередной раз озвучил животрепещущую проблему: зарплаты сотрудников аппаратов судов не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он напомнил, что раньше на должности секретарей судебного заседания брали выпускников школ, которым нужна была практика работы для поступления в юрвузы. Сейчас же каждый из сотрудников аппаратов судов должен иметь высшее юридическое образование. "Требования высокие, а заработная плата им не соответствует", - считает Лебедев.

Это для нас больная тема, поэтому сейчас мы прорабатываем два пути ее решения: внесение изменений в указ президента о порядке выплат госслужащим и разработка законопроекта о судебной службе", - говорил председатель Верховного суда. По его мнению, принятие нового закона предпочтительнее. "Но мы работаем и по тому, и по другому направлению", - добавил Лебедев.

Неизвестно, правда, когда предложенные ВС поправки смогут вплотиться в жизнь, поскольку накануне Правительство вынесло на общественное обсуждение проект бюджета на ближайшую трехлетку, в котором существенного повышения жалования для секретарей и помощников судей не запланировано (см. "). "Когда-то же эту проблему все равно нужно решать, - прокомментировал это председатель ВС. - Бюджет сформирован, но хотя бы в ближайшем будущем мы этот вопрос поднимем".

Систему арбитражей не будут приводить в соответствие с СОЮ

Также руководитель Верховного суда в очередной раз опроверг информацию о возможных изменениях в арбитражной системе РФ. В этот раз речь шла о приведении четырехуровневой системы арбитражей в соответствие с трехуровневой системой СОЮ. "Не нужно ломать то, что хорошо работает", - прокомментировал глава ВС.

Что рассмотрит Пленум ВС до конца года

Лебедев рассказал, что до Нового года Пленум ВС рассмотрит еще "четыре-пять" проектов постановлений. Ближайшее заседание состоится 3 ноября. На нем предстоит обобщить практические вопросы по применению законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательства и экономической деятельности, а также дел террористической и экстремистской направленности.

Также будет принято постановление о порядке рассмотрения споров об оплате услуг ЖКХ в случае признания недействующими нормативно-правовых актов, устанавливающих тарифы. В планах ВС и обобщение практики по делам о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности политических партий (их представительств), религиозных организаций и НКО.

Разъяснят судам и как следует рассматривать дела, связанные с неисполнением родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, а также дадут разъяснения по вопросам освобождения от уголовной ответственности, в том числе в связи с применением мер уголовно-правового характера (ранее ВС практику по этому вопросу не обобщал).

Еще одно из обещанных руководителем ВС постановлений Пленума будет касаться применения судами положений ГК об обязательствах и их исполнении (гл. 21 и 22 ГК), положений ГПК и АПК о приказном и упрощенном судопроизводстве, а также о досудебном урегулировании споров.

Правки законодательства от ВС

Не забыл глава Верховного суда упомянуть и о предложенных ВС поправках в действующее законодательство. В их числе, например, внесение в АПК ст. 127.1, в которой будут озвучены причины отказа в приеме искового заявления, а также заявления о выдаче судебного приказа. Такая норма существовала в АПК 1992 и 1995 годов, но в действующей редакции ее нет, что приводит к излишней загруженности судов, поскольку прекратить производство по "отказным" делам можно, только начав их рассматривать (ст. 150 АПК) (см. " "). Лебедев сообщил, что Госдума рассмотрит этот законопроект в первом чтении на заседании 21 октября.

Также ВС предлагает внести измения и в ст. 291 АПК (жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции). Поправки дадут возможность кассационного обжалования судебного приказа в судебной коллегии ВС по причине существенного нарушения материального закона (сейчас основанием может быть только нарушение процессуального законодательства). Кроме того, изменения должны быть внесены и в гл. 25.3 НК, где появятся положения об уплате госпошлины при подаче кассационной жалобы на судебный приказ, выданный арбитражным судом.

Кроме того, Верховный суд подготовил законопроект о внесении изменений в ст. 56 ГК (ответственность юрлица). Новеллой предусмотрено, что доказывать соответствие закону акта, порождающего права и обязанности, должен орган, который принял этот акт.

Ст. 122 (требования, по которым выдается судебный приказ) будет расширена, в ней появятся дополнительные требования, по которым может быть вынесен судебный приказ. Кроме того, ВС предлагает ввести единый двухмесячный срок для рассмотрения заявлений по процедуре упрощенного судопроизводства, а также увеличить с 5 до 15 дней срок на подачу заявления об изготовлении мотивированного решения по делам, рассмотренным по упрощенному судопроизводству.

УК и УПК надо переписать

Делегатам Съезда предстоит обсудить вопрос "новой уголовно-правовой концепции", как назвал ее председатель ВС. Речь идет о возможном создании новых УК и УПК вместо их "устаревших" версий.

"Мы работаем над этим, потому что УК в этом году 20 лет, УПК - 15 лет. За это время и в тот, и в другой внесено по 200 федеральных законов. Но если в УК эти изменения связаны с ужесточением наказания, введением новой ответственности за какие-то деяния, то 200 изменений, внесенных в процедуру рассмотрения уголовных дел, уже говорят о ее несовершенстве", - объяснил Лебедев.

Напомнл он и о том, что Конституционный суд в последнее время все чаще выносит определения, которые "буквально не совпадают с действующими нормами УПК и вносят определенные сложности в правоприменение".

"Работать в этом направлении необходимо. Я не знаю, решится ли законодатель создать новую концепцию этих двух законов, но думаю, что их нужно менять", - озвучил свою точку зрения глава ВС. Например, по его мнению, в УК просто необходимо ввести принцип уголовно-административной преюдиции, согласно которому человек, впервые совершивший правонарушение или преступление небольшой тяжести, будет подвергаться административной, а не уголовной ответственности.

Не ювенальная юстиция, но "детские" суды

Также Лебедев сообщил, что России, по его мнению, нужны специализированные суды, которые будут рассматривать любые дела с участием несовершеннолетних, оговорившись, что речь не идет о создании ювенальной юстиции.

Он напомнил, что дела (преимущественно уголовные), фигурантами по которым проходили подростки, всегда доверяли самым опытным судьям, которые дотошно разбирались в том, в каких условиях жил несовершеннолетний и что побудило его оказаться вне закона. Сейчас же, когда спектр дел, затрагивающих интересы лиц, не достигших 18 лет, существенно расширился (в него входят любые вопросы, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишения, приостановления и возобноления родительских прав, работы органов опеки и др.), "детская" специализация для судей просто необходима.

"Конечно, во всем этом надо разбираться, и судья, который будет рассматривать такое дело, должен хорошо знать законодательство, практику и учитывать все особенности дела", - подчеркнул Лебедев. При этом его устроил бы любой путь, которым может пойти законодательная власть в этом вопросе: и создание "детских" судов, и выделение специализированных судей в судах общей юрисдикции.

Какие нарушения допускают суды

Прозвучал на заседании и отчет Дмитрия Матвеева, начальника Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента при ВС . Он рассказал о типовых нарушениях, которые ревизии выявляют в российских судах. По словам докладчика, все их можно условно разделить на три группы.

В первую входит превышение судами и региональными управлениями Суддепа установленных нормативных затрат. «Например, на автомобиль выделяется 1 млн руб., однако в одном из управлений машину купили в два раза дороже - за 2 млн руб.», - привел пример Матвеев.

Во вторую входят нарушения нормативов по жилфонду; в первую очередь они заключаются в том, что в квартирах, которые выделяются для судей, живут сотрудники аппаратов судов. «Это касается прежде всего арбитражных судов. Такой случай был выявлен в : там при шести нуждающихся судьях в трехкомнатной квартире проживала помощник судьи», - поделился докладчик.

Третий крупный блок нарушений связан с 44-ФЗ о закупках. В их числе неверное размещение информации о торгах и результатах аукционов. Так, например, один из облсудов заключил контракт на реконструкцию здания, в котором он располагался на сумму более 20 млн руб. По документам работы были завершены еще в 2014 году, однако в марте этого года проверка выяснила, что здание все еще не отремонтировано, а стоимость выполненных работ составляет не более 4 млн руб. Теперь суду самому приходится взыскивать выплаченные средства с подрядчиков.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

В 2018 году в сфере окладов госслужащих произошли изменения. Несколько лет подряд заработные платы муниципальных работников не повышались из-за продолжающегося кризиса и скудности бюджета. Сегодня ситуацию решили пересмотреть. Оклады будут проиндексированы представителям разных ведомств. Это коснется и сотрудников судебного департамента, а непосредственно само повышение зарплаты судьям произойдет в 2018 году.

Изменения в бюджете

На решение увеличить оклады повлияло стремление чиновников бороться с коррупцией. Сегодня правовой институт обеспечивает принятие справедливых постановлений. Значительная часть рассматриваемых в судах дел касается многомиллионных споров хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, увеличивает коррупционные риски.

В попытке противопоставить что-то возможному подкупу судей государство увеличивает заработную плату. Указ президента Владимира Путина об индексации окладов был подписан в декабре 2017 года. Согласно документу, прибавка составит 4%. Постановление предусматривает рост зарплат по следующим направлениям:

  • Верховный и Конституционный суд;
  • суды общей юрисдикции и арбитражные;
  • мировые судьи.

Как сегодня начисляют выплаты представителям судебного департамента

Заработная плата государственных служащих всегда рассчитывается, исходя из ряда выплат. У судей она состоит из:

  • оклада;
  • надбавок за квалификацию, выслугу лет;
  • дополнительных начислений, формирующихся на основании сложности профессиональных задач.

Также могут выписываться различные премии. Они у госслужащих достаточно высокие и составляют 1.9 размера оклада.

Кроме того, окончательная сумма напрямую зависит от того, трудится ли судья в федеральной структуре или в местной. Зарплата сотрудника федерального ведомства намного выше. Самые высокие оклады в Верховном суде.

К примеру, ежемесячный доход служащего Конституционного суда составляет в среднем полмиллиона рублей. По сравнению с этой суммой не такой значительной выглядит заработная плата регионального мирового судьи, которая не превышает 85 тыс. руб.

При повышении будут увеличены и прочие выплаты, которые рассчитываются из официального оклада. Соответственно, зарплата судей РФ в 2018 году увеличится существенно.

Что изменится в начислении заработной платы

Согласно последним новостям, указ вступил в силу с 1 января 2018 года. В документе говорится о том, что увеличение окладов происходит в соответствии с ростом инфляции. Это позволит обеспечить соцгарантии госслужащим. Оклады проиндексированы на 4%. Последний раз рост выплат происходил осенью 2013 года. Индексация тогда составила 5.5%.

В федеральном бюджете на увеличение окладов заложили внушительную сумму. В 2018 году на эти цели дополнительно выделят три с половиной миллиарда рублей. В 2017 на выплаты сотрудникам судебного департамента выделяли 71.4 млрд. руб.

Вместе с судьями, повышение зарплат ощутят другие работники государственных органов. Им также повысят оклады на 4%. В их число войдут депутаты, сенаторы, министры.

При этом высшие должностные чины до конца года будут получать на 10% меньше, чем ранее. Урежут премии главе государства, председателю правительства, генеральному прокурору и главе СК. Кроме того, выплаты сократят работникам президентской администрации, Счетной палаты и аппарата правительства. Пониженную ставку они получают, начиная с 2016 года.

Оклады судебных приставов и помощников

При высоких окладах судей крайне низкими являются заработные платы прочих сотрудников госдепартамента. К примеру, средний доход помощника судьи составляет 20 – 25 тыс. руб. в месяц. При этом нагрузка у них немногим меньше, чем у самих госслужащих.

Это приводит к тому, что в ведомстве не хватает секретарей и помощников. Следствием проблемы является также постоянная текучка кадров. Обеспечивая законодательно рост зарплат судей на 2018 – 2020 годы, государству предстоит решить вопрос о повышении для других сотрудников департамента.

Предполагается, что у них также изменится порядок начисления выплат. Сегодня доходы напрямую зависят от оклада судьи, к которому прикреплен работник. Соответственно, увеличение заработной платы госслужащих приведет к тому, что вырастут также доходы помощников и секретарей.

Но существенных изменений ждать не стоит. Значительная часть получаемых судьями выплат зависит от дополнительных надбавок и премий. Естественно, что ощутимого роста зарплат при увеличении окладов на 4% работники ведомства не заметят.

Однако сегодня Министерство финансов занимается разработкой законопроекта, который позволил бы привести уровень выплат помощникам и секретарям к должному уровню. Предполагается, что они будут получать зарплату не ниже 30 тысяч в месяц.

Эта инициатива будет распространяться также на судебных приставов. Их доходы зависят от следующих условий:

  • звание;
  • премиальный фонд за работу с государственной тайной.
  • Еще недавно приставы ежемесячно получали не более 23 тыс. руб. Летом 2017 зарплата выросла на 30%. В ближайшее время планируется очередное повышение. Чиновники планируют установить минимальный уровень оплаты труда в размере 30 тыс. руб. Это позволит избежать проблем с кадрами и снизит коррупционную составляющую.

    В долгосрочной перспективе ежемесячный доход приставов должен увеличиться до 50 тысяч. При этом никаких сокращений не планируется, поскольку нагрузка на сотрудников ведомства и так существенна.

    В судебном департаменте требуется не только увеличение заработных плат, но и снижение занятости судей. Уровень нагрузки в ряде случаев превышает все возможные нормы. Законодательные поправки должны решить эту проблему.

    Кроме того, госслужащие часто сетуют на трудности с жильем, получением компенсации за медицинское обслуживание и лечение в санаториях. Маловероятно, что чиновники займутся этими проблемами в ближайшее время, поскольку бюджетных средств сегодня едва хватает на первостепенные нужды.

    На протяжении последних лет зарплаты судей (равно как и других ) были подвергнуты заморозке, что стало прямым следствием неблагополучного . С одной стороны, многие россияне уверены: в отличие от врачей и работников сферы образования, судьям и так грех жаловаться на зарплату. С другой стороны – правительство гарантирует равные возможности всем категориям граждан, а судьи считаются служащими, которые должны иметь достойную оплату за свой труд. Именно это, по словам правительства, считается залогом честного и неподкупного судейства.

    Как бы то ни было, в 2017 году Дмитрий Медведев сообщил, что в будет запланировано проведение индексации заработных плат для всех, кому оплату за труд начисляет государство. По мнению властей, ситуация в стране идет на лад, так что повысить зарплаты и провести индексационные процедуры будет вполне возможно. Давайте поговорим о текущем финансировании работы судей, а также узнаем о перспективах его повышения в 2019 году!

    Узнайте, проиндексируют ли уровень зарплат для служителей фемиды

    Начисление судейского жалования в России

    Как и большинство государственных служащих, судьи получают заработную плату, состоящую из нескольких компонентов. К их числу относятся:

    • сумма должностного оклада – она имеет прямую зависимость от занимаемой должности. Максимальная выплата начисляется Председателю Верховного Суда, а минимальный оклад в судебной иерархии положен мировым судьям, работающим в субъектах РФ. Интересно, что в законодательных актах утверждена собственная система начисления окладов. Точкой отсчета является оклад, положенный главе Конституционного Суда РФ (эту сумму утверждает лично президент России). 98% от этой суммы начисляют в виде оклада Председателю Верховного суда. Его оклад, в свою очередь, является базой для расчета окладов других категорий судей – первый заместитель получает 95% от суммы оклада Председателя, мировой судья, работающий в столице или Питере – 64% от его оклада, а остальные мировые судьи – 60%;
    • надбавка за присвоенную квалификацию – согласно нормам законодательства, судьи каждые три года в обязательном порядке проходят переквалификацию. Это обеспечивает им стабильный профессиональный рост и отражается на сумме надбавки;
    • премиальные начисления, зависящие от выслуги лет – это весомая часть заработка, так как для судьи, прослужившего больше 20 лет, она может составлять до 50% зарплаты;
    • поощрительные премии – максимум, которого может достигать данная выплата, равен 190% от оклада;
    • премиальные выплаты единовременного характера – для этой суммы максимальный размер не установлен. Кроме того, судья получает и единоразовые выплаты – например, к юбилею в честь 20, 25, 30 (и так далее) лет работы в судебной системе, к личному юбилею, государственному празднику или присвоению почетного звания «Заслуженного юриста РФ»;
    • доплаты специального характера – они положены судьям, имеющим научное звание, либо подтвердившим свое знание иностранного языка и использующим этот язык в профессиональной деятельности. Эти надбавки вычисляются по специальным коэффициентам;
    • уточняющие коэффициенты регионального характера – они устанавливаются индивидуально в каждом субъекте РФ.

    Отдельно в нормативных актах уточняется, что если фонд оплаты судейского труда имеет остаток за счет незаполнения вакансий, то его можно перераспределять в виде дополнительных премиальных выплат и материальной помощи.

    Зарплаты и соцпакет для судей в России

    Скандалы вокруг судей, которые заметно участились в последнее время, заставляют независимых экспертов и общественных деятелей тщательно анализировать состояние судейских зарплат. Многие отмечают, что с 2000-х годов и по сей день именно судьи являются самыми высокооплачиваемыми представителями госаппарата. При этом было проведено сравнение с представителями сферы судейства, работающими в других (и не самых отсталых) странах мира.


    По мнению простых россиян, судьи в срочном повышении зарплат не нуждаются

    Например, швейцарский судья, которого по статусу можно сравнить с федеральным судьей РФ, получает в год около 100 тысяч евро, норвежский – примерно 62 тысячи, нидерландский – 43 тысячи, финский – 41 тысячу. При этом стоит отдельно отметить, что остальные потребности европейских судей финансируются за их личный счет. Ну а в России, помимо выплаты всех зарплат и надбавок, финансирование судей предполагает ряд дополнительных расходов:

    • пенсионное обеспечение. Сегодня российские судьи могут сделать выбор в пользу одного из двух вариантов. Первый – уйти в отставку, а второй – отойти от дел по возрасту. Судьи, отработавшие на профессиональном поприще более двух десятков лет, могут сделать еще один выбор: либо пенсия, выплачиваемая на общих основаниях, либо ежемесячное содержание в размере 80% от зарплаты (этот вид дохода относится к категории налогооблагаемых). Менее 20 лет стажа могут иметь те, кто достиг . Также можно соблюсти пропорцию: 10 лет в судействе и еще 15 на других юридических должностях (прокурор или следователь). Лица, отработавшие более двух десятков лет, получают еще 1% за каждый дополнительный год службы. В итоге суммы пожизненного содержания многих судей достигают астрономической (по меркам других пенсионеров) величины – около 100 тысяч рублей в месяц;
    • судьи любой категории имеют право на охрану. Кроме того, под госзащитой находятся еще и члены их семей;
    • отдельный пункт – неприкосновенность. Судью невозможно привлечь к ответственности административного или уголовного порядка. Эти вопросы решает профессиональная коллегия;
    • судья может воспользоваться правом на получение служебного жилья – по нормативам ему положено иметь 33 «личных» квадрата, к которым добавляется еще по 18 на каждого члена семьи, а также 20 дополнительных квадратов на ведение домохозяйства;
    • детям судей положено записываться в дошкольные учреждения в первоочередном режиме.

    Отметим, что начисление заработных плат для судей и обычных работников судов происходит по разным схемам. Судьи причислены к категории государственных федеральных служащих, а персонал, занимающийся сопровождением судебной деятельности, – к категории гражданских служащих, которые могут рассчитывать на среднюю региональную зарплату. Оклад судей при этом достигает 50-70 тысяч рублей для мировых судей (без надбавки и выплаты премий), 150-170 тысяч рублей – для председателей федеральных судов, более 500 тысяч – для судей, вершащих правосудие в Конституционном Суде.

    Обычные судейские работники (например, сотрудники архивов, секретари и делопроизводители) получают гораздо меньшие суммы жалования – их средняя зарплата в РФ равна примерно 25 тысячам в месяц. Также следует отметить, что резкий скачок судейских окладов был зафиксирован в 2012 году. До этого момента «конституционщики» получали около 70 тысяч в нацвалюте, «арбитражники» – 50 тысяч, а представители Верховного суда – 60 тысяч рублей в месяц.

    Повышение зарплат в 2019 году


    В 2019 году зарплаты судей увеличатся всего на 3,5-3,8% за счет индексации

    Не так давно Президент издал указ, в котором были прописаны индексационные меры для государственных служащих. Оклады в 2018 году должны увеличиться с учетом зафиксированной инфляции (4%), а в 2019 году их откорректируют еще раз. Оклады повысят всем категориям судей, относящихся к Конституционному, Верховному и Федеральному судам, а также судьям, работающим в Федеральном арбитраже, и мировым судьям. В 2018 году сумма, необходимая для индексации судейских зарплат, составляет 3 миллиарда 600 тысяч рублей.

    Несмотря на разговоры о необходимости уменьшения числа судей, сокращать штат пока не планируют. Еще одно нововведение 2018 года – потенциальная привязка жалования гражданских служащих в судах к заработным платам судейского состава. Согласно президентскому проекту, описывающему реформу судебной системы в 2018-2019 годах, статус судейских помощников может поменяться – они получат право на некоторые процессуальные действия.

    Именно помощники теперь будут составлять проекты решений в гражданских делах. Тем не менее, Минфин сообщает, что средний оклад на данной должности равен 15 тысячам рублей, и возможностей для его повышения пока не предусмотрено. В 2019 году увеличение окладов судей также состоится, и будет зависеть от показателя инфляционных ожиданий. Точного значения в Минфине пока назвать не могут – это будет известно ближе к декабрю 2018 года. По предварительным расчетам, зарплаты будут повышены всего на 3,5-3,8%.

    Кризис вопреки прогнозов экспертов не заканчивается, а продолжается. Стоит отметить, что в данной ситуации при отсутствии нормального финансирования наше правительство все же планирует постепенно повышать пенсии и заработные платы населению.

    Это будет возможно в условиях ежегодной процедуры индексирования социальных выплат. Учитывая последние данные экспертов в данном вопросе, повышение зарплат аппарату суда в 2018 году на территории РФ, планируется производить в полном объеме, то есть по принципу умножения окладов на нынешний коэффициент индексации, соответствующий текущей инфляции (около 4, 5%).

    Повышение зарплат аппарату суда

    С учетом того, что в 2018 году заканчивается срок указа вышедшего еще шесть лет назад, в случае соблюдения ранее учтенных норм уровень доходов всех представителей бюджетной сферы должен был увеличиться, причем существенно. Но, после начала кризиса эти меры так и остались в планах на будущее. Таким образом, на существенное увеличение зарплат судебным органам рассчитывать не стоит. Повышение будет, но только за счет индексации. Однако надо учесть важность данного вопроса, ведь не обеспечивая служащих судебного аппарата достойными заработными платами, правительство тем самым рискует породить волну коррупции. Ну не может человек, которому не хватает денег, думать о чем-то еще.

    Чтобы успокоить всех сотрудников судебного аппарата, стоит отметить, что повышать им зарплаты правительство точно намерено. Однако объемы их точно не утроят. Оклады этим служащим повысят, только умножив уровень заработка на процент, который составляет на текущий момент инфляция. Дополнительные прибавки, конечно, будут, но существенными их назвать нельзя, потому что в бюджете нет средств на данное мероприятие.

    Какие действия пытаются произвести власти?

    Не так давно властями был подготовлен свод законов, который направлялся в основном на повышение зарплат жалования сотрудникам судебной системы РФ. Большая часть этих законов не приведена в действие по причине кризиса. Проблема зарплат в судебной системе существует, об этом сообщил и глава Верховного суда России. В своем заявлении он уточнил, что именно по причине недофинансирования существует колоссальная текучка кадров, порядка 120-140% ежегодно. На работе всей судебной системы данный факт также отражается не самым лучшим образом.

    Очень высокий уровень ответственности при низкой оплате приводит к тому, что из системы уходят специалисты высокого класса. А ведь проверенным кадрам стоило огромных усилий получить соответствующее образование и наработать практику. На их место приходят новички, дилетанты, сразу после ВУЗов, и они не могут сразу показать качество работы, ведь опыт приходит с годами.

    Вопрос о повышении зарплат в судебной системе должен быть принят к рассмотрению как можно скорее. Это очень важно не только потому, что людям элементарно надо кормить свои семьи. Данный факт способен породить коррупцию, на искоренение которой могут уйти годы.



    
    Top