Договор по открытому небу. Проблемы сверху: Есть ли перспективы у Договора по открытому небу О чем собственно Договор, и для чего он нужен

Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,



признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

Статья I. Общие положения

1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…

Статья III. Квоты

Раздел I. Общие положения

1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

Статья XV. Срок действия и выход из договора

1. Настоящий Договор является бессрочным…

В Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1994 года - ОБСЕ).

28 мая 2001 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Договора по открытому небу".

После передачи российской ратификационной грамоты государству-депозитарию (Канада) завершился период ратификации Договора национальными законодательными органами.

На сегодняшний день в Договоре участвуют 34 государства ОБСЕ: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония, Литва.

ДОН также открыт для присоединения и других государств, в т.ч. не входящих в ОБСЕ.

Целями Договора являются содействие большей открытости и прозрачности военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля за соблюдением Договора, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Договор разрешает создавать группы государств. Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

Каждое государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолетов наблюдения один или более типов или моделей самолетов, зарегистрированных соответствующими органами государства-участника. Самолет наблюдения проходит освидетельствование представителями государств - участников Договора с целью подтверждения, что самолет и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Полеты российской стороны в рамках ДОН осуществляются преимущественно на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OC-135B, созданный на базе Boeing 707.

В настоящее время в России для выполнения наблюдательных инспекционных полетов в рамках ДОН ведется подготовка современного самолета специального назначения Ту-214ОН ("Открытое небо") к сертификационным испытаниям. Самолет разработан ОАО "Туполев" по контракту с ОАО "Концерн "Вега" (головной разработчик авиационной системы наблюдения "Открытое небо"). Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011.

Каждое государство-участник ДОН имеет право приобретать результаты фотосъемки, произведенной в ходе любых наблюдательных полетов в рамках Договора.

7-9 июня 2010 года в Вене под председательством США прошла Вторая обзорная конференция по рассмотрению выполнения Договора. На Конференции обсуждалось функционирование ДОН в ходе 5-летнего периода, прошедшего с Первой обзорной конференции, а также намечены пути повышения эффективности его реализации на будущее. Конференция подтвердила мнение государств-участников о том, что ДОН является одним из наиболее успешных международных инструментов в сфере контроля над вооружениями, укрепления доверия и обеспечения транспарентности. Государства-участники отметили ведущую и ключевую роль России в его осуществлении.

Наряду с этим, было обращено внимание и на стоящие перед участниками Договора трудности, связанные с устареванием парка самолетов, отсутствием в условиях финансового кризиса достаточных средств на строительство новых платформ, оснащенных современной аппаратурой наблюдения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства - депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

На сегодняшний день участниками ДОН являются 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – важное достижение в области укрепления доверия и безопасности в военной области.

Договор представляет собой детально проработанный документ, состоящий из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В нем содержатся определения используемых терминов, излагаются права и обязанности государств - участников, порядок осуществления наблюдательных полетов, механизм распределения квот полетов, установлены технические детали выполнения наблюдательных полетов.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждая страна - участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем РФ первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах «открытого неба» Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала ограничивается рядом факторов. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать исключительно на свои собственные возможности для получения необходимой информации по территориям этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

После начала известных событий на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами - партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо зримых доказательств этих утверждений выявлено не было, однако это не повлияло на позиции западных стран.

С 2017 г. в русле общего нагнетания напряженности в отношениях с Россией США стали ужесточать свои подходы, обвиняя нас в нарушении Договора, прежде всего в связи с введением нами максимальной дальности полетов над Калининградской областью (500 км). Кроме того, Вашингтон заявил о планах отменить ночёвки на двух американских аэродромах, изменить максимальные дальности полетов, перераспределить аэродромы открытого неба и дозаправки и их функции.

В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.

В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН, в котором был предусмотрена миссия над ее территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной граница на Кавказе. В поиске конструктивных развязок Россия сняла это ограничение.

Однако Грузия при поддержке США, Канады, Великобритании и Германии, исчерпав договорные аргументы, стала обвинять нас в попытках «легитимизации оккупации своих регионов».

Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге, в октябре было утверждено распределение квот наблюдательных полётов.

Принятое решение не снимает проблему нарушения ДОН. Россия оставляет за собой право вернуться к этому вопросу.

Наша позиция относительно разрешения наблюдательных полётов в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам России на Кавказе, остается в силе. Придание этому решению постоянного характера будет зависеть от добровольного выполнения Тбилиси обязательств по приему наблюдательных полетов над своей территорией.

Важным событием для Договора стало освидетельствование в сентябре 2018 г. нового российского самолета Ту-214 ОН с отечественной цифровой видеокамерой «OSDCAM4060». В результате Российская Федерация первой перешла на цифровую аппаратуру наблюдения (видеокамеры) и обновила свой самолетный парк.

(ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга .

Договор по открытому небу

Страны-участницы ДОН
Тип договора Международный договор
Дата подписания 24 марта 1992 года
место Хельсинки
Вступление в силу 2 января 2002 года
Статус Действующий
Языки Английский , испанский , итальянский , немецкий , русский , французский
Медиафайлы на Викискладе

На 2017 год участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года .

История

Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным в Женеве в 1955 году . Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш .

Основные элементы Договора

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:

  • Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

В рамках Договора действует система квот на облёты. Так, в 2017 году Россия и Белоруссия (они считаются одной группой) имеют право провести 42 миссии наблюдения над государствами - участниками ДОН. Те, в свою очередь, собираются провести 34 наблюдательных полёта над российской территорией .

Государства-участники Договора могут задействовать следующую аппаратуру наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение на местности не выше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не выше 3 м), инфракрасные устройства формирования изображения (разрешение не выше 50 см). В 2016 году Россия обратилась к другим участникам Договора с просьбой дать согласие на установку на самолётах «Открытого неба» Ан-30Б и Ту-154М-ОН новейших цифровых камер OSDCAM .

Участники Договора

Участниками Договора по открытому небу являются 34 государства:

Выполнение Договора

В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями европейских государств-участников Договора. Странами-участниками Договора в течение года было выполнено 33 полёта над территорией Республики Беларусь и Российской Федерации .

9 августа 2017 года в рамках Договора по открытому небу российским Ту-154 был совершён наблюдательный полёт над США .

Инспекционная техника

Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолёте Ту-154М-ЛК1 . Для инспекций в Европе используется Ан-30Б .

В 2013 году для инспекций были сертифицированы два новых самолета Ту-214ОН , созданных в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель - ОАО Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор - доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.

Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолёты типа OC-135B (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) .

Кризис 2014 года

В связи с появлением новых российских инспекционных самолетов в США прошла кампания по их запрету в связи с высокими разведывательными характеристиками.

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Власти США раздумывают над ответными мерами на предполагаемое несоблюдение Россией Договора по открытому небу, сообщил РИА Новости представитель Госдепартамента.

По его словам, Вашингтон "был давно обеспокоен" соблюдением Москвой пунктов соглашения. В то же время он пояснил, что если российская сторона вернется к выполнению своих обязательств, ответные меры будут тут же отменены.

"Мы надеемся, что это изменит расчеты России и побудит ее общаться с нами о нашей обеспокоенности в более конструктивном ключе", — отметил американский чиновник.

На Калининград ответят Аляской и Гавайями

Российские власти назвали претензии США необоснованными. В Кремле призвали выдвигать любые претензии в рамках договора в строгом соответствии с документом.

В МИД пояснили, что договор сам по себе достаточно сложный, его положения не всегда можно "однозначно интерпретировать".

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин заявил, что ограничение не нанесет никакого вреда России, однако добавит очередную "ложку дегтя" в и без того непростые отношения двух государств.

Договор об открытом небе

В 1992 году 23 государства-члены ОБСЕ подписали соглашение, которое подразумевает взаимные инспекции. Участники договора могут совершать облеты территорий друг друга с целью контроля военной деятельности. Россия ратифицировала договор в 2001 году.




Top