Джон локк краткая биография. Социальная философия джона локка

Введение

В период XIV-XVIII вв. в Западной Европе происходит становление современных национальных государств. Эти государства, победив в войне с церковью, сосредоточили свою власть в пределах своей территории. Государство как централизованная структура властных органов становится предметом изучения. Именно в это время складывается понятие “государства” и разрабатываются теории государственного суверенитета. В связи с этим законотворческая деятельность государства привлекает все большее внимание мыслителей.

В это же время складывается два направления в политико-правовой мысли: либерально-индивидуалистическое и этатистско-коллективистское. Джон Локк - один из основоположников классического политического либерализма. Формирование либеральных политико-правовых концепций связано с осознанием нарождающегося конфликта между абсолютистским государством и складывающимся гражданским обществом. В русле этой традиции идет поиск средств, с помощью которых можно было бы обеспечить частную сферу жизни от произвольного вмешательства в нее государства. Поэтому речь идет об ограничениях, накладываемых на государственную власть, о порядке ее организации и функционирования, способах легитимации и т.д И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина, История политических и правовых учений, СПб, 2007, стр. 128..

Цель моей работы - показать влияние свободомыслия данного мыслителя на политическое положение Англии в XVII и последующих веках, какую роль сыграли его идеи в развитии правовых и политических теорий других философов и просветителей.

Джон Локк

Краткая биография Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу - в то время ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.

В возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь - лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе к взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери).

Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание - он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра - “Опыта о человеческом разумении” (An Essay Concerning Human Understanding). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

После событий 1688 года, Локк возвращается на родину после длительного пребывания во Франции и Голландии. Вскоре он опубликовал работу “Два трактата о государственном правлении” (Two Treatises of Government, 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание.

Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а именно первого “Письма о веротерпимости” (Letter for Toleration, написано в основном в 1685). В нем Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) - это обязанность не государства, а церкви.

Я могу без преувеличения сказать, что Джон Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Ум Локка отличался практичностью и эмпиризмом. Его политическая философия оказала существенное влияние на деятелей французского Просвещения.

Научные труды Локка

Джона Локка К. Маркс ставил в ряд всесторонне образованных людей XVII-XVIII веков См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 413.. Кроме своего основного сочинения “Опыт о человеческом разуме”, в котором обоснованы материалистические принципы Бэкона, Гоббса и Гассенди о происхождении человеческих знаний и идей из мира чувств и нанесен сокрушительный удар схоластике и теологии, Локк написал также ряд ценных работ по вопросам политической экономии, политики, права, педагогики, “Два трактата о государственном правлении”, несколько писем о веротерпимости, “Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег государством”, “Мысли о воспитании” - вот далеко не полный перечень этих работ.

Так же как и его философские произведения, эти работы Локка были предметом пристального внимания основоположников марксизма. В “Немецкой идеологии” К. Маркс и Ф. Энгельс называют Локка «одним из doyens (старейшин) современной политической экономии» К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, стр. 527.. Также Маркс подчеркивал большое значение его правовых воззрений. Наконец в рецензии на книгу Гизо, отмечая прогрессивный характер защиты Локком принципа веротерпимости, К. Маркс называет его отцом свободомыслия См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 220..

локк философ власть политический

Введение

Джон Локк - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма.

Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.

Он также постулировал, что ум является "чистой доской", т.е. вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем "линии Френсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII - начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником "британского эмпиризма", создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что "собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей". Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости.

Целью работы - изучение жизни и деятельности английского философа Джона Локка.

Задачи работы:

во-первых, изучить биографию Джона Локка;

во-вторых, рассмотреть философские взгляды Джона Локка.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Биография Джона Локка

Джон Локк родился 29 августа 1632 года в Рингтоне, что в графстве Сомерсет на юго-западе Англии. Рос он в левопуританской семье мелкого судейского чиновника, вставшего на сторону парламента против короля карла I.

Его детство выпало на время Английской буржуазной революции, в стране шла борьба, периодически перетекающая в прямые военные столкновения.

Буржуазия выступала против королевско-феодальной части общества, идеологически это выражалось столкновениями религиозных взглядов пуритан с англиканской церковью. Религиозная подоплёка была следствием общей идейной неграмотности, но способствовала вовлечению в движение большого количества людей, в основном крестьянство, что значительно повлияло на победу армии парламента утверждение Республики в 1649 году.

С 51-ого года Локк учится в Вестминстерской монастырской школе, политические события будоражили учеников, но преподаватели старались оберегать учеников от новых веяний, в том числе и философских, как от скверны.

В 1652 году Локк по окончанию поступает в колледж Христовой церкви Оксфордского университета. Позднее Локк, как лучший ученик, переводится на казённый счёт.

Университет перешёл в руки пуритан, но там продолжало царствовать обучение на схоластический манер. Локк был разочарован догматической философией, и на последовавшее осуждение академической культуры повлияли затхлая атмосфера Университета, религиозная нетерпимость англикан и сменившая её нетерпимость индепендентов.

В годы реставрации Локк самоопределялся в науке, он отказался принять духовный сан, тем самым закрыв себе путь к университетской карьере, из-за устава университета. При этом он преподавал Греческий язык, риторику и этику, но при этом сам интересовался естественными науками, в частности медициной, занимался различными научными опытами. Помогал своему другу, Роберту Бойлю, в экспериментах.

По возвращению в Оксфорд после недолгой дипломатической службы при Бранденбургском дворе, ему вновь было отказано в получение степени доктора медицины и он становится домашним врачом лорда Купера, переезжает вместе с ним в Лондон. Параллельно с этим он продолжает свои опыты и знакомится со сторонником опытного метода исследований Томасом Сиднэмом. Вместе они даже создали неоконченный труд "О медицинском искусстве" (1668).

Когда в Лондон переехал Бойль, то они продолжили совместные эксперименты, за успехи в естественнонаучной области Локк избирают в Британскую Академию Наук.

Граф Шефтсбери, чьим наставником был Локк в доме Купера, приблизился ко двору Карла второго, но вскоре стал противником реформации из-за профранцузкой внешней политики короля и внутренней политики направленной на рекатолизацию. Войдя в мир большой политики, Локк стал близким советником лидера оппозиции Шефтсбери.

Постепенно Локк увлекается философскими проблемами, ведёт споры о происхождение моральных норм, приемлемости религиозных догм для разума и на другие подобные темы. Параллельно с этим он начинает составлять заметки по этой тематики сложившиеся через два десятка лет в главный труд его жизни "Опыт о человеческом разумение", который ему довелось закончить только в эмиграции.

В 72-ом году Локк совершил поездку во Францию, также он провёл там почти всю вторую половину 70-ых годов, выполняя политические поручения от вигов, а также дискутирую с французскими философами, обсуждались вопросы веротерпимости, способы выведения онтологических предположений и многое другое. После знакомства с картезианцами Локк окончательно убедился в потере признаков жизни схоластической философии.

Стимулом к продолжению опыта стало знакомство с учениками Гассенди - материалиста-сенсуалиста, его идеи были знакомы Локку ещё во время обучения в Оксфорде.

В 79-ом году Локк возвращается в Лондон и попадает в самую гущу политической борьбы, Шефтсбери подвергается гонениям и это отражается на Локке, он теряет некоторые посты, за ним устанавливается наблюдение. После выхода из заключения Шефтсбери уезжает в Амстердам, где вскоре и умирает.

После этого Локк принимает участие в заговоре, а после неудачи заговорщиков продолжает противозаконную подпольную деятельность. Но позже оппозиция была разгромлена, начались репрессии и в 83-ем году Локк уничтожив опасную для себя часть личного архива бежал в Голландию

Голландия была в то время, как наиболее капиталистически развитая страна, центром политической эмиграции. Но в 84 году указом Карла второго Локк навсегда был уволен из Оксфордского университета, а новый король Яков второй в 85 году подавил остатки восстания и потребовал у Голландии выдачи заговорщиков. Локку пришлось метаться по разным городами даже скрываться под чужим именем.

В Роттердаме он сближается с штатгальтером Голландии Вильгельмом третьим Оранским, а также его окружением, противниками реставрационного режима.

Параллельно в 86-ом году Локк, наконец, завершает "Опыт о человеческом разумение".

Реакционные действия Якова второго вызвали сильное негодование и от него отвернулись почти все те, на кого он мог рассчитывать. Большая часть правящих классов делала ставку на Вильгельма Оранского, и 5 ноября 88-ого года он высадился в Англии с 15-итысачным войском.18 декабря он вошёл в Лондон, 11 февраля 89-ого года в Англию вернулся и Локк.

Теперь политическая обстановка в стране соответствовала убеждениям Локка, он стал активным пропагандистом этого режима. Также Локк тесно связан с Джоном Сомерсом, лидером вигов и лорд-канцлером Англии (1696-1699).

Сам Локк занимает немалые политические посты, занимает пост уполномоченного по апелляциям в составе новой администрации, а с 96-ого года занимает ещё и пост комиссара по делам торговли колоний.

Он активно принимает участие в политической жизни страны, влияет на ход её дел, принимает участие в учреждение Английского Банка.

Развившаяся в годы эмиграции болезнь лёгких привела к упадку сил в конце века, а соответственно к ещё большему количеству действ на благо Англии. В 1700 году он оставил все посты, а умер 28 октября 1704 года.

Введение

    1 Жизнь 2 Теория государства 3 Религия 4 Теория познания 5 Образовательно-педагогические идеи 6 Экономические учения
      6.1 О теории цен 6.2 Мысли о деньгах
    7 Политические взгляды 8 Произведения 9 Интересные факты

Источники

Введение

Джон Локк (англ. John Locke , 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия - 1704, Эссекс, Англия) - английский философ, один из основных представителей английского эмпиризма и Просвещения. Родился в Англии в семье адвоката. Начальное образование получил дома. Окончил Вестминстерский грамматическую школу, Оксфордский университет. Самостоятельно выучил новую философию (Бекона, Декарта и др.)., естествознание, медицину. Работал преподавателем греческого языка и литературы в университете, позже был воспитателем сына, а затем внука известного политического деятеля графа Шефстбери, много путешествовал, долго жил во Франции, где познакомился с идеями Монтеня. Во время разгула абсолютистской реакции (1683) Джон Лок эмигрировал вместе со своим патроном, графом Шефтсбери в Голландию, вернулся в Англию после революцией 1688 года.

1. Жизнь

Джон Локк родился 1632 в Рингтоне, Англия. 1647 направлен в престижную Вестминстерский школу в Лондоне, получив стипендию политика Александра Пофам, члена Британского парламента. Впоследствии поступил в аристократического колледжа Крайст-Черч в Оксфорде. Несмотря на то, что был способным учеником, с отвращением относился к учебной программы и считал труды современных ему философов, таких как Рене Декарт, интереснее, чем материал, который преподавался в университете. Ричард Ловер, товарищ Локка со времен учебы в Вестминстерской школе, отмечал, что тот был знаком с медициной и экспериментальной философией, которые преследовались другими университетами Великобритании и в том числе Лондонским королевским обществом, членом которого Джон Локк все-таки стал.

Степень магистра Джон Локк получил 1658 года, а кроме того получил степень бакалавра медицины 1674 года. Между тем 1658 году он стал преподавателем и профессором греческой риторики. Позже он вернулся в Оксфорда и изучал медицину. В то время сотрудничал с ведущими мыслителями и учеными, таких как Роберт Бойль, Томас Уиллис и Роберт Гук. 1666 Джон Локк познакомился с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефстбери, когда тот прибыл в Оксорда поисках лекарств от инфекции печени. На Купера Локк произвел большое впечатление, и тот предложил ему войти в его почту. Таким образом 1667 Локк переехал в дом в Лондоне, работавший личным врачом графа Шефстбери. Он также продолжал изучать медицину под руководством выдающегося врача-практиканта Томаса Сайденгама. Его влияние сказалось на натурфилософских взглядах Локка, выражением которых стал труд Разведка о о человеческом разумении (англ. An Essay Concerning Human Understanding ).

1672 года граф Шефтсбери стал Лорд-канцлером Англии, после чего Локк был вовлечен в политику, что в свою очередь отразилось на его политическом мышлении. Однако 1675 граф Шефтсбери попал в опалу. Поскольку карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери, до 1679 года он много путешествовал Францией. 1683 года Локк был вынужден бежать в Нидерландов.

В 1годах наступила развязка, которая положила конец скитаниям Локка. Состоялась Славная революция, Вильгельм III Оранский провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 года, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и совершил на него значительное идейное влияние. В начале 1689 года он вернулся на родину. В 1690-х годах вместе с правительственной службой Локк развернул широкую научную и литературную деятельность. 1690 опубликованы "Разведка о человеческом разумении", "Два трактата о правлении", 1693 года - "Мысли о воспитании", 1695 года - "Разумность христианства".

2. Теория государства

Считал лучшей формой конституционную монархию, для чего необходимо разделение ветвей власти на парламентскую, исполнительную и федеральную. В своей теории общественного контракта исходит из естественного состояния человечества, в котором, в отличие от Гоббса, для которого человек является эгоистичной существом, люди имеют право на жизни, равенство, свободу и частную собственность. В естественных условиях, ущемление кем-то чьих-то прав может закончиться (преувеличенной) местью, а вследствие мести за месть может возникнуть война. Во избежание этого нужна государство в качестве арбитра. Для этого граждане передают государству часть своих суверенных прав, владельцем которых они остаются и в дальнейшем. Государство должно обеспечивать их на лучшем уровне, чем это могут же люди в естественном состоянии. Если права людей массово нарушаются, тогда они имеют право сбросить власть. Локк впервые также доказал право человека на стремление к счастье, а не только на самосохранение. Ограничение свободы в форме рабства возможно, например, в войне. Другие права человека могут быть в нее отобранными, если человек их не заслуживает, например, через убийство. Локк говорил либеральную государство, но не самый идеал манчестерского либерализма. Государство имеет право вмешиваться в частную собственность, например, накладывать налоги на несамостоятельного труд. Имел сильное влияние на декларацию независимости, конституцию США и революционной Франции.

3. Религия

По религии Локк стремился создать для различных христианских конфессий платформу с минимальным общей базой, которую можно объяснить с помощью ума (в духе Просвещения). Он одновременно не отрицает, что в христианской религии есть также места, которые на первый взгляд кажутся нелогичным, но их просто невозможно обосновать с помощью разума. Правом на свободу религии не увлекались атеисты и католики (последние, за то, что признают Папу главой государства). Считал, что государство переступала бы свои полномочия, если бы из силой требовала людей верить во что-то.

4. Теория познания

Локк также хотел создать для науки общую платформу, не вмешиваюсь в ее отдельные отрасли. Он признает частично Декартовский рационализм: для него мышление начинается от субъекту, однако отрицает, что реальность состоит из отдельных реальностей субъектов. Он не верит в врожденные знания. При этом исходит из наивных форм таких идей (не как в Декарта), предполагая, что врожденные идеи должны осознавать всем людям в любое время. Однако, ни дети, ни невежественные люди не знают основных философских понятий. Кроме этого, врожденные идеи делают ум ненужным. Например, идея Бога не является врожденной, поскольку существует много народов, где не существует веры в Бога. Он считает, что человек рождается как "Табула Раса" (от лат. чистая доска). В уме не находится ничего, что бы не было воспринято органами чувств. Локк является эмпириком. Материалом познания есть простые идеи, они все происходят из опыта. Идеей является в самом общем смысле любая воображение, элемент сознания как понятийно-рационального как и чувственного типа.

    Простые идеи:
      сенсации (внешние): чувственные впечатления вещественных тел, цвет, запах, вкус, размер, движение и т. д. (уже здесь он различает первостепенные и второстепенные качества; см.. ниже). рефлексии (внутренние): собственные действия, состояние, переживания, например, идеи из рефлексии желание, стремление, воображения, мышления и т. д.. состоит из двух одинаково: радость, боль, сила, последовательность во времени.
    Сложные идеи: составляющие с простых через их сравнение, сочетание, абстрагирования, они являются в первую очередь понятиями / Первый качествами (номинализм), поскольку о реальной сущность вещей не можем ничего сказать.
      Субстанции: вещи, состоящие из постоянной связи между простыми идеями; не может знать, они в действительности являются, однако, считает, что Бог, ангел являются субстанциями.
        Первостепенные качества (свойства, которые непосредственно содержатся в вещах, напр.., объем, твердость или форма). Второстепенные качества (свойства, которые не содержатся в вещах, но добавляются к идее субстанции через наше восприятия, например, сладость, теплота). Только о субстанции первоначальные качества мы можем что-то сказать объективно, поскольку можно измерить количественно, а не качественно.
      Соотношение (различных идей друг к другу; идентичность и не-идентичность, время и пространство), при этом, каузальность становится субъективной. моде (идеи, которые не отражают реальность, а есть умственными конструкциями, напр., государство, треугольник и т. п.), понятие морали относит сюда - для развития нужен ум.

Основным свойством ума он считает возможность проверять идеи на качество. Однако, в отличие от Канта, для Л. не существует идей априори , а только возможность восприятия, проработки в образы сложных идей и понятий. Для Л. реально существуют только простые идеи, а сложные - нет. Кроме этого, существует реальная субстанция, о которой мы ничего не можем сказать. Таким образом он указывает на границы познания. Познание для Локка есть восприятие соответствия или несоответствия идей. Абстракция у Л. - это отбрасывание определенных свойств в определенных вещей для лучшей классификации.

Он различает три элемента познания (уверенность в знании высокая в первом, самая низкая - в последнем):

    интуитивное: Человек узнает по сравнению соответствие или противоположность идей. Интуитивная правда возникает тогда, когда идеи не подвергаются дальнейшему анализа, круг они очевидны; демонстративное: в рамках аргументации каждый шаг должен подтверждается интуитивным познанием (ср. в Декарта); cенситивне: можно наблюдать только внешние телесные вещи, поскольку у нас отсутствуют адекватные идеи.

Поскольку наши знания ограничены, Бог наделил нас возможностью провидения. То, что Бог нам открыл, является безусловным правдой. Между знаниями и верой, умом и провидением не может существовать противоположностей. Что является божественным провидением - это должен видеть ум.

5. Образовательно-педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается будучи "чистой доской" и готовым воспринимать окружающий мир с помощью своих чувств через внутренний опыт - рефлексию. "Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию". Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирования. Цель воспитания - воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела толково и предусмотрительно, делового человека, утонченной в общении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире"). Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм - каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

    Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развития характера, формирования образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу, как высшему существу. Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможности вредного безделья.

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среду. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и мягкими внушениями . Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкой и систематической неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисования, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия , родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия , фехтования, верховая езда, танцы.

По факту все это означало бы профессионализацию подготовки отдельных учащихся. Должны быть профессионально подготовленные частные преподаватели, которые бы занимались индивидуально. Основными компонентами образования является повышение физического, морального и интеллектуального.

    Физическое воспитание - акцент на кондиционирование, гигиену, правильное питание, должны носить свободную одежду - осуждает лифы, у детей должно быть много физических упражнений и свежего воздуха Нравственное воспитание - важность дисциплины, дисциплина и самоконтроль является важным примером для подражания взрослых, осуждает телесные наказания - только в некоторых случаях, вопреки, плохие манеры на работе, лень Интеллектуальной образование - высшее образование не считается важным, один должен быть в состоянии заботиться главным образом о своих делах

Каждый, по его словам, должен научиться некоторым основам торговли. Локк воспринимает физический труд, как дополнение к умственной деятельности. Он считал, что мальчики даже из бедных семей должны посещать школу где им бы излагалась религия, мораль, и ручной труд. Образование для девочек не рассматривались Локком, как возможна в принципе.

6. Экономические учения

Его теория работы состоит в том, что человек имеет право забрать что-то из природы, если смешала ее с своим трудом (земля сама имеет стоимости, только работа на ней). Человек не имеет права брать больше, чем ей нужно. Нельзя брать из природы то, а затем дать ему испортиться. Однако, можно поменять что-то другое, несколько меньше портится. Однако, денег можно иметь бесконечно, потому что они не портятся. Пропагандировал свободную международную торговлю . Ввел также понятие о скорости обращения денег.

6.1. О теории цен

Общая теория стоимости, цены и спроса Локка была изложена в письме к членам парламента в 1691 году, под названием "Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег ". С работы следовал ряд тезисов. "Цена любого товара поднимается или падает на определенный процент в зависимости от количества продавцов и покупателей". И "то, что регулирует цену... [Товаров] есть не что иное, как их количество пропорционально их предложения". Количественная теория денег форм частный случай этой общей теории. Его идея основана на тезисе, что "деньги ответе за все вещи" (Экклезиаст) или "аренда деньги всегда достаточно, или более чем достаточно", и "меняется очень слабо..." Независимо от того, что спрос на деньги не ограничен или постоянной, Локк делает вывод, что спрос на деньги регулируется их количеством. Он также исследует детерминанты спроса и предложения. Для питания, товары в целом считаются ценными, поскольку они могут быть обменены, потребляются, и они должны быть ограничены. Товар пользуется спросом, поскольку они дают поток доходов. Локк развивает теорию ранней капитализации, таких как земля, которая имеет значение, потому что "производство товарной продукции приносит определенный годовой доход". Спрос на деньги почти такой же, как спрос на товары или землю, это зависит от того деньги нужны как средство обмена, или как кредитных ресурсов. Для средства обмена "деньги способны к обмену закупать необходимую нам или удобства жизни. "Для кредитных средств", речь идет о владении ту же природу с землей, путем выделения определенного годового дохода... или интереса. "

6.2. Мысли о деньгах

Локк выделяет две функции денег, как "мерило" для стоимости, и в качестве "залога", чтобы претендовать на товары. Он считает, что серебро и золото, в отличие от бумажных денег, является валютой для международных соглашений. Серебро и золото, говорит он, имеют равную ценность для всего человечества и поэтому может рассматриваться как залог любым товарам, в то время как стоимость бумажных денег действительна только при правительстве, который его выдает.

Локк утверждает, что страна должна искать благоприятный торговый баланс , чтобы не зависеть от других стран и нести убытки в торговле. Так как деньги мирового фонда постоянно растут, страна должна постоянно стремиться увеличить свои запасы. Локк развивает свою теорию иностранных бирж. В дополнение к товарного движения, также движения в стране денежной массы , и движение капитала определяет обменный курс . Последний является менее значительным и менее изменчивым, чем товарные движения. Как для страны денежной массы, если это большие по сравнению с другими странами, то это вызовет страны обмен подняться выше номинальной, а экспорт баланс будет делать.

Он также готовит оценки денежных требований в отношении различных экономических групп (землевладельцев, рабочих и брокеров). В каждой группе денежные требования тесно связаны с длиной периода оплаты. Он утверждает, брокеры - посредники - чья деятельность увеличить денежные схемы и чей доход является в доходы рабочих и землевладельцев, оказали негативное влияние на личное и народное хозяйство, хотя они якобы способствовали развитию экономики.

7. Политические взгляды

    Естественное состояние - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Естественное право - право на частную собственность, право на действия, на свой труд и на его результаты. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закона). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), она не должна посягать на эти права, должна быть организована так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягает на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. "Право народа на восстание против тирании" наиболее последовательно развито Локком в работе? Размышления о славной революции 1688 года".

8. Произведения

Самые известные произведения - "Два трактата о правлении", "Письма о терпимости", а также "Разведка о человеческом разумении" (украинский перевод Натальи Бордуков вышел в харьковском издательстве "Акта").

    Локк стал одним из основателей договорной теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип "разделения властей" на законодательную, исполнительную и федеральную. Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала "Затерянные". Фамилия Локк качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда о Эндер Виггине. В русском переводе англоязычное имя "Locke" неверно передано как "Локи". Фамилия Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони "Профессия: репортер" 1975 года В честь Джона Локка назван один из астероидов 7010 Локк.

Источники

    Ashcraft, Richard, 1986. Revolutionary Politics & Locke"s Two Treatises of Government. Princeton: Princeton University Press. (Discusses the relationship between Locke"s philosophy and his political activities). Ayers, Michael R., 1991. Locke. Epistemology & Ontology Routledge (The standard work on Locke"s Essay Concerning Human Understanding). Bailyn, Bernard, 1The Ideological Origins of the American Revolution. Harvard Uni. Press. (Discusses the influence of Locke and other thinkers upon the American Revolution and on subsequent American political thought). GA Cohen, 1995. "Marx and Locke on Land and Labour ", in his Self-Ownership, Freedom and Equality, Oxford University Press. Cox, Richard, Locke on War and Peace, Oxford: Oxford University Press, 1960. (A discussion of Locke"s theory of international relations). Chappell, Vere, ed., 19nn. The Cambridge Companion to Locke. Cambridge Uni. Press. Dunn, John, 1984. Locke. Oxford Uni. Press. (A succinct introduction.), 1969. The Political Thought of John Locke: An Historical Account of the Argument of the "Two Treatises of Government". Cambridge Uni. Press. (Introduced the interpretation which emphasises the theological element in Locke"s political thought). Macpherson. CB The Political Theory of Possessive Individualism: Hobbes to Locke (Oxford: Oxford University Press, 1962). (Establishes the deep affinity from Hobbes to Harrington, the Levellers, and Locke through to nineteenth-century utilitarianism). Pangle, Thomas, The Spirit of Modern Republicanism: The Moral Vision of the American Founders and the Philosophy of Locke (Chicago: University of Chicago Press, 1988; paperback ed., 1990), 334 pages. (Challenges Dunn"s, Tully"s, Yolton"s, and other conventional readings.) Strauss, Leo, Natural Right and History, chap. 5B (Chicago: University of Chicago Press, 1953). (Argues from a non-Marxist point of view for a deep affinity between Hobbes and Locke). Strauss, Leo, "Locke"s Doctrine of Natural law," American Political Science Review01. (A critique of W. von Leyden"s edition of Locke"s unpublished writings on natural law). Tully, James, 1980. "A Discourse on Property: John Locke and his Adversaries" Cambridge Uni. Press Waldron, Jeremy, 2002. God, Locke and Equality. Cambridge Uni. Press. Yolton, JW, ed., 1969. John Locke: Problems and Perspectives. Cambridge Uni. Press. Zuckert, Michael, Launching Liberalism: On Lockean Political Philosophy. Lawrence, KS: University Press of Kansas. Locke Studies, appearing annually, publishes scholarly work on John Locke.

Джон Локк - отец не только современного эмпиризма, но и материализма. Его философия теории познавания состоит в развитии двух главных мыслей, из которых первая есть отрицание у человека врожденных идей, а вторая - утверждение, что источником всего нашего знания служит опыт.

Многие, говорит Локк, придерживаются мнения, что существуют врожденные идеи, возникающие в душе в самый момент ее зарождения. Эти идеи она (душа) приносит будто бы с собой в мир. Врожденность же идей доказывают тем, что они являются чем-то общим, безусловным для всех без исключения. Если бы последнее действительно имело место, то общность идей не служила бы доказательством их врожденности. Но мы не видим даже безусловной общности, каких - бы то ни было идей ни в теории, ни в практике. Мы не найдем ни одного правила нравственности, которое бы существовало у всех народов, во все времена. Дети и идиоты часто не имеют понятия о простейших аксиомах. Все это говорит против врожденности идей. К познанию простейших истин приходим мы рассуждением, но они отнюдь не предшествуют рассуждению. Наше первоначальное знание состоит не из общих положений, а из отдельных впечатлений частного характера. Дитя отличает горькое от сладкого, темное от светлого и так далее. Разум или душа при появлении своем на свет представляют белый лист бумаги, пустое пространство и так далее. После всего этого неизбежен вопрос: откуда же являются у нас идеи? Несомненно, мы получаем их из опыта, которым, таким образом, обусловливается все наше знание и все самые общие его законы. Опыт же наш двоякого происхождения: мы познаем внешний мир или посредством наших органов чувств (то есть ощущения), или сознанием внутренней деятельности нашей души, то есть рассуждением (рефлексией). Ощущение и рассуждение дают нашему разуму все идеи.

Локк поставил себе задачей уяснить происхождение идей из этих двух источников. Он различает идеи (представления) простые и сложные. Простыми идеями он называет отражения действительности в нашей душе, как в зеркале. Большей частью простые идеи или представления мы получаем посредством одного какого-нибудь чувства, например, представление о цвете дается нам зрением, представление о твердости – осязанием, но к ним также частью относятся представления, являющиеся результатом деятельности нескольких чувств: таковы идеи протяжения и движения, получаемые при помощи осязания и зрения. В числе простых идей или представлений мы также встречаем обязанные своим происхождением деятельности исключительно рассудка - такова идея воли. Наконец, идеи также могут создаваться совместной деятельностью органов чувств и размышления - таковы понятия о силе, единице, последовательности.

Все эти вместе взятые простейшие идеи составляют азбуку нашего знания. Различные комбинации звуков и слов создают язык. Точно так же наш разум, соединяя различными способами идеи между собою, создает сложные идеи.

Сложные идеи Локк делит на три класса: идеи изменений (модусы), идеи сущностей (субстанций) и идеи отношений. Под первыми Локк подразумевает изменение пространства (расстояние, измерение, неизмеримость, поверхность фигуры и т.д.), времени (продолжительность, вечность), процесса мышления (впечатление, восприятие, воспоминание, способность отвлечения и т.д.).

Главное внимание Локк уделяет понятию сущности. Происхождение этого понятия он объясняет следующим образом: наши чувства и наш ум убеждают нас в существовании известных сочетаний простейших идей, которые чаще всего встречаются. Мы не можем допустить, чтобы эти простейшие идеи соединялись сами собой. Мы приписываем это соединение какому-нибудь основанию и называем его сущностью. Сущность есть нечто неизвестное само по себе, а мы знаем только ее отдельные свойства.

От рассмотрения понятия сущности Локк переходит к идее отношения. Отношение возникает тогда, когда разум сопоставляет между собою две вещи или сравнивает их. Такое сравнение возможно для всех вещей, поэтому трудно перечислить все возможные отношения между предметами. Вследствие этого Локк останавливается на самых главных из них - на понятии тождества и различия и на отношении причины и следствия. Идея причины возникает, когда мы видим, что одно явление неизменно предшествует другому. Вообще же сочетание идей дает нам знание. Оно относится к простым и сложным идеям так же, как предложение относится к словам, слогам и буквам. Из всего этого следует, что наше знание не выходит из пределов опыта, так как мы имеем дело только с идеями, которые, по мнению Локка, возникают в нас исключительно при помощи внутреннего и внешнего опыта. Вот основная мысль Локка.

Он высказывал эти воззрения с большой отчетливостью и ясностью во всех своих сочинениях, посвятив им главным образом "Опыт исследования человеческого разума".

"Опыт исследования человеческого разума" состоит из четырех книг:

1) "О врожденных идеях";

2) "О представлениях";

3) "О словах";

4) "О знании и мнении".

Во второй книге рассматриваются представления сами по себе, независимо от их истинности. В четвертой книге Локк дает критическую оценку знания, то есть говорит о представлениях, дающих истинное знание действительности, и рассматривает мнение и веру как промежуточные ступени к истинному знанию. Можно сказать, что содержанием второй и четвертой книг исчерпывается самое существенное в этом сочинении. В третьей книге рассматривается язык как средство для сообщения и утверждения знания.

Что касается первой книги, то она служит как бы приготовлением читателя к пониманию воззрений Локка. Локк сам говорит в своем заключении, что он предназначает свою первую книгу к очищению пути для собственного исследования, поэтому ее содержание имеет, в некотором роде, отрицательный характер. Локк употребляет все усилия, чтобы разрушить веру в существование врожденных идей. Во времена Локка врожденные идеи играли большую роль в философии. Декарт считал понятие о Боге врожденным. Его последователи значительно расширили это понятие и основали учение о нравственности и праве исключительно на основных положениях, признанных ими за врожденные. Такая вера во врожденные идеи грозила опасностью дальнейшему развитию науки, поэтому Локк считал первой своей обязанностью вступить в борьбу с врожденными идеями. Для этой борьбы необходимо было поставить читателя на новую точку зрения, которая и выяснена во второй книге "Опыта".

Первая книга не заключает в себе никаких строгих доказательств. Несмотря на это, читатель с первых же страниц убеждается, что истина на стороне Локка, и врожденных идей в том смысле, в каком их понимали в то время, нет. Локк начал свои занятия философией с изучения Декарта. Направление Декарта было в то время господствующим во Франции и отчасти в Англии. Спиноза держался также того мнения, что понятие о Боге есть врожденное. В древности это признавал Цицерон и пользовался этим для доказательства того, что Бог действительно существует. Локк, хотя и отрицал врожденность понятия о Боге, но в благочестии не уступал своим предшественникам и, конечно, не сомневался в существовании высшего начала, но утверждал, что представление о Боге мы получаем при помощи опыта, рассматривая его творения. Эмпиризм не помешал Локку остаться религиозным человеком. Эта религиозность, отчетливо проявляется и в философии Локка. Он, несомненно, принадлежал к числу тех редких людей, у которых философия счастливо уживается с религией и идет с нею как бы рука об руку.

Особого внимания заслуживает третья книга "Опыта", посвященная исследованиям свойств языка. Здесь находится множество наблюдений, прямо выхваченных из жизни, которые своей правдивостью способны заставить задуматься любого человека. Разумеется, наука о языке сделала огромный шаг вперед со времени Локка. Тогда еще царило мнение, что образование языка не подчиняется никаким определенным законам. Долгое время спустя стали искать естественного соотношения между созвучием слова и предметом, который оно обозначает. Взгляды и объяснения явлений рано или поздно отживают свой век, а верно схваченные факты,как плод наблюдений никогда не утрачивают своего значения. Лейбниц говорит: язык есть лучшее зеркало нашего ума и души, а потому исследование происхождения слов в состоянии привести нас к пониманию деятельности нашего разума и процессов нашего мышления. Локк, очевидно, был в этом отношении одного мнения с Лейбницем и посвятил много времени на изучение связи, существующей между языком и мышлением.

Несовершенство языка, по мнению Локка, зависит от четырех главных причин.

Оно проявляется:

1) когда идеи, выражаемые словами, слишком сложны и состоят из многих простых идей, соединенных вместе;

2) когда идеи не состоят ни в какой естественной связи между собой;

3) когда они относятся к недоступному нам предмету;

4) когда значение слова не отвечает сущности предмета.

Злоупотребление языком также зависит от различных причин:

1) от употребления слов, с которыми не связано никакое ясное представление;

2) от усвоения слова ранее, чем понято его значение; от употребления одного и того же слова в различных значениях;

3) от приложения слов к идеям, отличным от тех, которые они обыкновенно обозначают;

4) от применения их к предметам, не существующим или малодоступным.

Эти замечания Локка, не имея никакой ценности в научном отношении, очень важны на практике, где обыкновенно не придают должного значения употреблению языка и часто им злоупотребляют.

Перейдем теперь к изложению других отделов философии Локка, имеющих также весьма важное значение для всех и каждого. Теория нравственности, созданная этим философом, имела, как мы увидим, большое влияние.

Локк отрицал существование врожденных законов нравственности. Под последними он понимал основные положения права и морали, с которыми должны согласоваться взаимные отношения между отдельными людьми и народами - одним словом, все правила общежития. Но что же следует понимать под названием врожденных идей нравственности? То, что стоики признавали истинным разумом, Спиноза называл духовной любовью к Богу, а Гроций - природой вещей. Все это обозначало нечто неведомое, руководящее нашими поступками. Позже, это неведомое получило название "врожденные идеи нравственности". Оспаривая существование таких идей, Локк невольно подрывал основание всех когда-либо существовавших учений о нравственности. Он утверждал, что никаких общих законов нравственности не существует, и стремился доказать, что все до единого правила нравственности изменяются с течением времени. Более того, Локк приводил в доказательство справедливости своего мнения то, что и в настоящее время в различных странах встречаем мы прямо противоположные правила нравственности, чего никак не могло бы быть, если бы существовала одна врожденная идея нравственности, к которой можно было бы свести все остальные. Локк не признает также неизменности так называемого внутреннего голоса или голоса совести, говоря, что и сама совесть не одинакова у различных людей и народов, потому что и она является результатом воспитания и условий жизни. Мы привыкаем с детства считать хорошим то, что называют добром наши родители и другие люди, которым мы верим. Мы часто не имеем ни желания, ни времени рассуждать о принятом в детстве на веру, и охотно признаем, что родились на свет с такими понятиями, не зная, как и откуда они у нас явились. Вот, это, по мнению Локка, и есть истинная история врожденных идей. Это вдобавок объясняется еще тем, что никакое учение о нравственности и праве невозможно без допущения существования общего закона. Закон же может исходить только от законодателя, в непогрешимости которого мы не можем сомневаться, и который один имеет власть карать и миловать. Таким законодателем может быть только всеведущий Бог, и потому право и нравственность находят свое основание не во врожденных идеях, а в Божественном откровении. Далее видно, что Локк, как нельзя более легко, выводит общее основание нравственности, но встречает большие трудности в примирении с этим Божественным откровением всех различных правил общежития и нравственности, разнообразие которых в глазах наблюдателя бесконечно. Он едва находит возможность установить три самые общие положения нравственности:

1) вера в Бога и в его всемогущество; признание власти государя и народа;

2) страх перед наказанием и стремление к награде руководит нашими поступками;

3) признание нравственности христианской и никакой другой.

Нельзя не сознаться, что все это мало выяснено, но мы не можем строго винить Локка в том, что его теория нравственности не отличается такою ясностью, как теория познавания. И по настоящее время никому еще не удалось открыть основной закон нашей нравственной природы, хотя за эту задачу брались такие люди, как, например, Конт. В Англии непосредственно после Локка занимались теорией нравственности Шефтсбери и Юм, которые брали за основной закон чувство любви к ближнему. Вольф, в Германии, тот же закон облекает в иную форму и основывает теорию нравственности на постоянном стремлении человека к духовному совершенству. Лейбниц, в противоположность Локку, признавал существование врожденных идей нравственности, которым приписывал инстинктивный характер. Он говорил: правила нравственности мы не сознаем, но чувствуем инстинктивно. Все это, конечно, также нисколько не уясняет происхождения нравственного начала.

Вопросы о нравственности тесно связаны и с вопросом о свободе воли, поэтому уместно здесь же привести мнение Локка и об этом. Локк признает, что волей нашей управляет исключительно стремление к счастью. Такой взгляд невольно установился под влиянием наблюдения действительности. Но философу, очевидно, не понравился этот двигатель всех наших действий, и он постарался придать слову "счастье" самое широкое значение, однако ему не удалось растянуть это понятие до такой степени, чтобы объяснить им, например, действия добровольных мучеников...

Локк утверждает, что мышление в силах подавить всякую страсть и дать разумное направление воле. Вот в этой власти рассудка, по его мнению, и состоит свобода человека. Если принять такое определение свободы воли, то придется допустить, что не все люди обладают в одинаковой степени свободой воли, а иные и совершенно ее лишены, ведь почему-то существует же немецкая пословица: "Я вижу и оправдываю лучшее, а следую худому". Локк признает нравственными только те действия, которые исходят от рассудка, он убежден в том, что если человек взвешивает хорошо свои действия и предвидит их последствия, то всегда поступает справедливо.

Таким образом, Локк в этом отношении вполне сходится с Сократом, признавая, что просвещенный ум непременно ведет к доброй нравственности. Замечательно, что такое мнение и у Локка, и у Сократа явилось следствием непосредственного изучения действительности. Но этим не ограничивается сходство Локка с Сократом - оба они излагали свои мысли, не мудрствуя лукаво. Чтобы дать понятие об изложении Локка, следует привести его определения удовольствия, любви, гнева и так далее, которые заимствуются из "Опыта".

Удовольствие и боль - простые представления. Между представлениями, получаемыми посредством органов чувств, ощущения удовольствия и боли самые главные, всякое впечатление сопровождается чувством удовольствия или чувством боли или не вызывает никакого чувства. То же относится к мышлению и настроению нашей души. Чувство боли и удовольствия, как всякое простейшее представление, невозможно ни описать, ни определить. Эти чувства могут быть известны, как все впечатления, только посредством собственного опыта.

От этих элементарных чувств Локк переходит к более сложным. "Что называется добром и злом? Все вещи хороши или дурны, смотря по тому, вызывают ли они удовольствие или причиняют боль. Мы называем добром все то, что вызывает в нас чувство удовольствия или его возвышает и устраняет боль или уменьшает ее. Наоборот, мы называем злом все, что возбуждает боль, увеличивает ее или лишает нас добра. Под именем удовольствия и боли я понимаю столько же телесные, сколько и душевные состояния. Обыкновенно их различают между собою, тогда как и те, и другие в сущности только различные состояния души, вызываемые изменениями, происходящими в теле или в самой душе".

Удовольствие и страдание и причины их - добро и зло - суть центры, около которых вращаются наши страсти. Представление о них возникает посредством самонаблюдения и исследования их различного влияния на изменение состояний и настроений души.

«Любовь. Если кто-нибудь остановит свое внимание на представлении удовольствия, соединенного с присутствующим или отсутствующим предметом, он получит понятие о любви. Если кто-нибудь говорит осенью, лакомясь виноградом, или весною, когда его нет, что любит виноград, то это означает только, что вкус винограда доставляет ему удовольствие. Если же расстроенное здоровье или изменение во вкусе уничтожат это удовольствие, то нельзя ему будет сказать, что он любит виноград».

«Ненависть. Наоборот, мысль о боли, причиняемой отсутствующим или присутствующим предметом, и есть то, что мы называем ненавистью. Представления о любви и ненависти суть не более как состояния души в отношении к удовольствию и к боли вообще без различия причин, из которых они происходят».

Желание. «Желание - более или менее живое чувство, происходящее от отсутствия того, что соединяется с представлением об удовольствии; оно повышается и понижается вместе с увеличением и уменьшением последнего чувства».

Радость. «Радость есть удовлетворенное состояние души под влиянием сознания, что обладание добром достигнуто или будет достигнуто в скором времени».

Печаль Локк определяет как противоположное чувство. Таким же характером отличаются определения надежды, страха, сомнения, гнева, зависти и иных страстей, свойственных всем людям.

Существует общее мнение, что характер писателя следует изучать в его сочинениях. Это мнение является безусловной истиной в отношении к Локку. Мы не замечаем в нем высокого вдохновения, зато находим трогательное внимание к нуждам обыкновенных людей.

Он держит себя запросто со своим читателем, хотя и сознает, что оттого проигрывает, может быть, во мнении многих. "Я знаю,- говорит он,- что моя откровенность вредит моей славе",- и продолжает быть откровенным.

В подтверждение сказанного приведу мысль Локка об ограниченности человеческого разума.

"Наша способность познавания соразмерна с нашими потребностями. Как бы ни был ограничен разум человека, мы должны благодарить за него Создателя, потому что он далеко оставляет за собой мыслительные способности всех других обитателей нашей Земли. Наш разум дает нам возможность составить себе необходимое понятие о добродетели и устроить земную жизнь так, чтобы она вела к лучшей жизни. Мы не в силах постигнуть сокровенных тайн природы; но того, что мы можем понять, совершенно достаточно, чтобы составить себе понятие о благости Творца и о наших собственных обязанностях. Мы не будем жаловаться на пределы нашего знания, если займемся тем, что для нас действительно полезно. За неимением солнечного света мы будем работать и при свечах; наша свеча горит довольно ярко для того дела, которое нам необходимо совершить. Если у нас нет крыльев, то мы во всяком случае можем ходить. Нам нет надобности знать все, а только то, что непосредственно относится к жизни. Человек напрасно забирается в глубины, теряя почву под ногами; он не должен переступать круга, отделяющего светлое от темного, доступное нашему уму от недоступного. Неразумно также сомневаться во всем, если многое в точности нам известно. Сомнение подрывает наши силы, лишает бодрости, заставляет опускать руки".

Примирение философии с религией было главной задачей в жизни Локка, и нетрудно себе представить, что задача эта была нелегкая. Ум Локка, смиренный религией, все же часто выходит из намеченного им самим заколдованного круга, стремится к смелым выводам, которые потом приходилось оправдывать и кое-как связывать с религией.

Признавая опыт единственным источником нашего знания, Локк на этом остановился и не мог вывести тех следствий из этого положения, которые потом были выведены Кондильяком и послужили к разрушению многих основ нравственности и религии.

Ни один из последователей Локка в Англии не дошел до таких крайностей, несовместных с благочестием и консервативностью англичан.

В заключение мы коснемся классификации наук, которой придерживался Локк. Он, как и древние греки, делит науки на физику, логику и этику. То, что Локк называет логикой, скорее можно назвать философией знания. Противоположная ей наука есть философия бытия, она распадается на философию природы и философию души, к последней относится теория нравственности, права и эстетики, или учение об искусствах. К философии знания принадлежит старая аристотелевская логика- в нее также входит наука о языке. Теологии мы не находим между науками, так как она, по мнению Локка, не наука, потому что основана на откровении. К философии Локк причисляет также философию истории.

К середине 17 века в Англии усилилось реформаторское движение, и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, не признавали праздность и пустое времяпровождение, а наоборот всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Краст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика нравственности и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образовании буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказали огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральная философия (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из Космоса и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка, если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, о незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок – холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия Бог и душа в 17 веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку с одной стороны над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек вожделеет к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в до государственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди существа, прежде всего, разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой, как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Хотя само понятие собственность – священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав, за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может ее переизбрать.




Top