Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника. Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан. Понятие и признаки отсутствующего должника

Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена такая упрощенная процедура банкротства, как банкротство отсутствующего должника.
Актуальность применения этой процедуры обусловлена огромным количеством должников, соответствующих установленным законом признакам отсутствующего должника. По сути отсутствующие должники - это недействующие юридические лица, которые продолжают числиться в Едином государственном реестре юридических лиц. Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией юридического лица, что позволяет «очистить» Единый государственный реестр юридических лиц от фактически уже и так не существующих по тем или иным причинам хозяйствующих субъектов.
Законом определены следующие признаки отсутствующего должника:
-должник фактически прекратил предпринимательскую или иную деятельность;
-руководитель должника отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным;
-имущества должника-организации заведомо недостаточно для покрытия расходов, связанных с делом о банкротстве;
-в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника.
-иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Особенности банкротства отсутствующего должника заключаются в соответствии должника этим установленным законом признакам, в максимально сокращенных сроках, применяемых в этой упрощенной процедуре, а так же в том, что финансирование процедуры банкротства берет на себя конкурсный кредитор, подавший заявление в арбитражный суд о банкротстве такого должника.
Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве такого должника исключительно при наличии средств необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве
Необходимо отметить, что при банкротстве отсутствующего должника не применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Сроки максимально сокращены целях скорейшего завершения процедуры и минимизации судебных расходов. Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре.
Кредиторы только в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного упр авляющего могут предъявить свои требования.
В первую очередь интерес кредитора, инициирующего процедуру банкротства отсутствующего должника, заключается в том, чтобы добиться удовлетворения своих требований, воспользовавшись предоставленной законом возможностью заявить кандидатуру «дружественного» арбитражного управляющего, осуществлять максимальный контроль над процедурой в целях выявления имущества должника и/или оспаривания сделок должника.
Нельзя исключать, что «отсутствующий должник» стал таковым не случайно и имущество, выведенное по сделкам, можно вернуть в конкурсную массу. Для этого потребуется в судебном порядке распутать схему, осуществленную недобросовестными контролирующими должника лицами (руководителями, учредителями).
Необходимо отметить, что ели в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника, имущество будет выявлено, конкурсный управляющий обязан ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, предусмотренным законодательством о банкротстве. За счет реализации установленного имущества будет производиться удовлетворение требований кредиторов.
Если в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника имущество так и не будет выявлено – процедура закончится ликвидацией должника и исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Само понятие «отсутствующий должник» (исходя из его признаков) для кредитора, казалось бы, должно означать бесперспективность получения с него долга. Однако, некоторые кредиторы, имеющие требования, выражающиеся в очень значительных суммах, могут пойти на финансирование упрощенной процедуры для того, чтобы в последующем уменьши ть на эти значительные суммы требований базу по налогу на прибыль. Налоговым кодексом установлено, что суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам.
В соответствии с налоговым законодательством безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией должника, что искл ючает в дальнейшем споры кредитора с налоговым органом о признании долга безнадежным.
Расходы, понесенные кредитором по финансированию упрощенной процедуры, а именно судебные расходы, связанные непосредственно с рассмотрением дела в суде, а также расходы на вознаграждение арбитражного управляющего и расходы по возмещению затрат арбитражного управляющего, тоже могут быть списаны финансировавшим процедуру конкурсным кредитором, как судебные расходы, то есть включены в состав внереализационных расходов.
В данном случае, рассматривая возможность инициации и финансирования процедуры банкротства должника, соответствующего признакам отсутствующего, кредитору следует руководствоваться экономической целесообразностью, соизмеряя сумму расходов, которая потребуется на финансирование упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, с суммой, получаемой в перспективе налоговой выгоды.

Дмитрий Ватаман
Центр Правовых Технологий

Страница 15 из 15


Банкротство отсутствующего должника

В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, в соответствии с нормами § 2 главы XI Закона о банкротстве в отношении указанных отсутствующих должниковприменяется упрощенная процедура банкротства.

Отсутствующий должник - гражданин - физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо – организация, фактически прекратившая свою деятельность, и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

В соответствие с п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признаний отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором либо уполномоченным органом (например, налоговой инспекцией). Указанное заявление принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

Правило, допускающее подачу уполномоченным органом заявления о признании отсутствующего должника банкротом только при наличии достаточных финансовых средств, что должно подтверждаться, например, строками соответствующих бюджетов, является новеллой законодательства о несостоятельности. Кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.

Согласно п. 2 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В ст. 228 Закона о банкротстве устанавливается новое пра вило рассмотрения дел о банкротстве отсутствующего должника в арбитражном суде. Дела о банкротстве отсутствующих должников в соответствии с п. 4 ст. 228 Закона о банкротстве рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.В соответствии с п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. (По общему правилу закрепленному в ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).

При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (при этом вполне могут возникнуть проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).

Существенная особенность банкротства отсутствующего должника – неприменение на основании п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве к отсутствующему должнику реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

В соответствии с п. 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 в случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном § 2 главы XI Закона о банкротстве. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 228 Закона о банкротстве). В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.

Конкурсный управляющий в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника.

Статья 228 Закона о банкротстве не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.

Кредиторы отсутствующего должника в месячный срок со дня получения уведомления вправе предъявить свои требования конкурсному управляющему.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве, при этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Как отмечалось выше, § 2 главы XI Закона о банкротстве применяется к двум категориям должников .

1. Собственно отсутствующим должникам (о них говорилось выше).

2. Не являющимися отсутствующими должниками в смысле п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве но, во-первых, имеющих слишком мало имущества (настолько, что оно не позволяет покрыть судебные расходы); во-вторых, прекративших деятельность (как предпринимательскую, так и иную). О прекращении деятельности мы будем делать вывод, исходя из любых признаков, в частности, из того, что в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам должника.

Статья 230 Закона о банкротстве устанавливает случаи применения положений о банкротстве отсутствующего должника, содержащихся в ст.ст. 227-229 Закона о банкротстве.

Указанные положения применяются к юридическим лицам, не подпадающим под критерии отсутствующего должника, но в отношении которых существуют подтвержденные документально данные, свидетельствующие о следующем:

Объем имущества должника - юридического лица заведомо не позволяет покрывать судебные расходы по делу о банкротстве;

Отсутствуют операции по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев;

Существуют иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Сам должник, как следует из п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, подать заявление о своем банкротстве не может ; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.

Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, т.к. у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Можно с большой степенью уверенности предположить, что среди множества нормально функционирующих хозяйствующих субъектов будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (при этом у данных субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).

Во избежание указанной ситуации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 67 постановления от 15 декабря 2004 г. № 29 установил, что в силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Законодательство Российской Федерации, предполагает полную материальную ответственность, как физических, так и юридических лиц. Но бывают случаи, когда ответственное лицо пропадает без вести, отсутствует по зарегистрированному адресу и не выходит на связь. Конечно же, осуществление хозяйственной деятельности прекращается, а не погашенные долги остаются.

Банкротство – это объявление о том, что фирма не в состоянии вести расчетные операции, ввиду отсутствия прибыли.

Законодательство

Все тонкости банкротства отсутствующего руководителя, описаны в статье 227:

  1. Ликвидация организации. Для того, что бы подать заявление о прекращении хозяйственной деятельности организации, необходимо собрать следующий пакет документов: учредительные документы и договор между учредителями; бухгалтерская отчетность за весь период; документы, подтверждающие постановку на учет в налоговый орган; контракты о приеме на работу; выписка с банка за весь период с расчетными операциями; выписка с банка об отсутствии/наличии задолженности перед другими контрагентами; справка об отсутствии/наличии открытой кредитной линии, оформленной на организацию и другие документы.
  2. Отсутствие лица, имеющего задолженность по месту регистрации, проживания. В этом случае, необходимо написать заявление в полицию, с просьбой найти неплательщика. После подачи заявления в полицию, по истечении года, должен прийти ответ с полным отчетом, о проведенных мероприятиях по поиску пропавшего человека. На основании этой справки, можно обратиться в суд и признать неплательщика отсутствующим.
  3. Пропажа без вести. Бывают случаи, когда человека абсолютно нигде нет, он не отвечает на звонки (или его телефон отключен), не пишет на электронную почту. Попробовать найти человека, можно путем прослеживания местонахождения сигнала, исходящего от сотового телефона.

Иногда, директора предприятий намеренно скрываются, чтобы не уплачивать взносы по кредитам – это является уголовным преступлением, которое влечет за собой не только лишение свободы, но и конфискацию имущества.

Рассмотрим ряд ситуации, при которых целесообразно подать в суд исковое заявление

  1. Так как местонахождение должника неизвестно, то суд определяет порядок банкротства и способ погашения задолженности. По заявлению кредитора, с готовым судебным решением, намного проще добиться компенсации ущерба от страховых компаний.
  2. Для погашения задолженности физического или юридического лица, суд может взыскать недостающую сумму через судебных приставов, путем конфискации имущества. Сначала, ревизия осуществляется на месте регистрации фирмы: для изъятия подойдут основные средства, интеллектуальная собственность, техническое оборудование (станки, машины, автомобили и т.д.). Затем, переходят к описи имущества по месту проживания: конфискуют бытовую технику, мебель – все то, что имеет рыночную ценность. Если, изъятого имущества не хватает для погашения – суд может выставить недвижимость на торги. В случае, если неплательщик имеет только прописку (долю) в жилом помещении, то суд обязан предоставить первоочередную возможность для выкупа доли родственниками в определенные сроки.
  3. Если в течение года, наблюдалось отсутствие на банковском счету, движения финансов.
  4. Иные аспекты, указывающие на отсутствие какой-либо деятельности, в том числе и юридической.

Сведения о признании банкротом неплательщика, направляются всем юридическим лицам и организациям, кредиторам в бумажном виде. Если же, у организации- должника имелись договоренности о взаимовыручке и финансовой поддержке с другими организациями, то кредиторы вправе направить документы об оплате кредита именно им.

Если заимодавец не получил уведомление в течение месяца, то он имеет право подать заявление о внесении их в реестр судебного решения.

Пошаговая инструкция банкротства отсутствующего должника

  1. Оформление заявления в суд или иной уполномоченный орган, а так же уведомления для партнеров, которые имеют возможность погасить задолженность, вместо отсутствующего лица. Но, следует помнить, что все издержки, в ходе разбирательств, производятся за счет должника.
  2. На основании предъявленных доказательств (справка из полиции, о проведении розыскных мероприятий), справка из банка (об отсутствии хозяйственных операций) и других документов, суд принимает решение, признать отсутствующего должника банкротом: статус присваивается в течение месяца, и может быть обжалован в любое время. После оглашения приговора, любые манипуляции по поиску месторасположения отсутствующего должника прекращаются.
  3. Решение суда, является официальным документом, заверенная копия которого предоставляется всем заимодавцем, лично в руки или по почте (письмо с уведомлением).
  4. Далее, кредиторы имеют право направить ходатайства в суд, где уже судья будет рассматривать каждое дело индивидуально. Иногда, вместо денежных выплат, возврат долгов может осуществляться путем передачи имущества в виде недвижимости, участка, автомобиля и т.д. Но, в таком случае, полученная недвижимость (или иная собственность) будет считаться «Основным средством» организации. Для того, что бы перевести основные средства в денежный эквивалент, их необходимо продать.
  5. В первую очередь, судья рассматривает заявки с наибольшей суммой или в зависимости от составленного договора между организациями. Каждому кредитору назначается индивидуальная дата заседания, в котором будет рассматриваться все аспекты получения и возврата денег.

В случае, если пропавший управляющий- учредитель организации, составил с другими учредителями договор – устав, то в первую очередь при банкротстве рассматриваются иски этих учредителей- компаньонов.

Проведение инвентаризации

Инвентаризацию следует проводить, после того, как все хозяйственные расчеты приостановлены. Перед этим, необходимо получить акт сверки со всеми контрагентами и подсчитать сумму задолженности.

Процесс подсчета материальных и основных средств, производится в присутствии главного бухгалтера, кассира, учредителей, руководителей и других материально-ответственных лиц. Опись имущества оформляется в нескольких экземплярах и подписывается всеми участниками.

Доверенное лицо, заверяет акт инвентаризации у нотариуса – с этого момента, документ имеет юридическую силу.

Особенности судебной практики

Как показала практика, не всегда признание банкротства сопровождается наличием задолженностей. Как правило, каждый хозяйственный субъект имеет резервные средства или страховую поддержку.

Конечно, при абсолютном отсутствии руководителя – учредителя, организация не в состоянии вести хозяйственную деятельность. Поэтому, ликвидация юридического лица, может осуществляться поэтапно: сначала оплачиваются долги, затем увольняется персонал, после чего распродаются основные средства, а вырученные деньги делятся между учредителями.

Обычно, часть заработанной прибыли переходит в руки ближайших родственников пропавшего человека.

В случае, если пропавший учредитель – руководитель состоит в официальном браке и имеется брачный договор, в котором предусматривается обязательства по выплате долгов вторым супругом, тогда кредиторы имеют право направить свое исковое заявление на ответственное лицо.

Печать сдается другим учредителем или руководителем (лицом, имеющим юридические права совершать сделки и подписывать документы) в уполномоченный орган и ликвидируется на глазах у доверенного лица. Право подписи любого документа подтверждается доверенностью, выписанной на конкретное лицо, или выпиской из учредительного собрания.

Готовая пачка документов направляется в архив: если отсутствующий, пропавший должник все-таки найдется, он имеет право восстановить хозяйственную деятельность в любое время.

Видео: INBIS- юридическо-финансовое сопровождение

Упрощенная система банкротства: преимущества и нюансы

Упрощенная система банкротства применяется в том случае, если у пропавшего руководителя нет никакого имущества.

Банкротство и ликвидация по упрощенной схеме имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Быстрота процедуры. Это объясняется отсутствием исковых заявлений кредиторов и задолженностей перед контрагентами. На то, что бы оформить все бумаги и определить статус «Банкрот», необходимо пару месяцев. При обычной схеме ликвидации, судебные процессы могут затянуться почти на год.
  2. Доверенное лицо, исполняющее волю отсутствующего должника, обязано подготовить все необходимые документы, а так же оплачивать пошлины. Сюда можно включить общение с налоговыми органами, прокуратурой, кредиторами.
  3. Упрощенная схема банкротства, не предполагает финансового наблюдения, регулирования хозяйственной деятельности, передачи управления другому лицу. Это значительно ускоряет сроки принятия решения и уменьшает документооборот.
  4. Организация исключается из общего списка юридических лиц и передает документы на хранение.
  5. Приемлемая стоимость всей процедуры банкротства, не ударит по кошельку представителя ликвидируемой организации: стоимость определяется количеством произведенных процедур и оформленных бумаг.

После полной регистрации организации или физического лица, как банкрота, данные направляются и регистрируются в единой системе ЕГРЮЛ. Окончание судебного производства означает, что любые банковские или иные операции с данным лицом, не возможны.

Отсутствующие должники, как и ликвидируемые должники - еще одна категория должников, в отношении которых процедуры банкротства применяются в упрощенном порядке. Отсутствующими должниками в отличие от ликвидируемых могут быть как юридические, так и физические лица.

К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лица, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.

Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.).

Упрощенный порядок рассмотрения дел о банкротстве таких должников определяется особенностями их статуса.

Статья 227 Закона о банкротстве устанавливает признаки, при наличии которых должник признается отсутствующим:

· Фактическое прекращение деятельности;

· Отсутствует и невозможно установить местонахождение должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица.

При этом следует обратить внимание, что Закон говорит об отсутствии руководителя юридического лица. В литературе иногда встречаются мнения, в соответствии с которыми юридическое лицо может быть признано отсутствующим должником, если невозможно установить его местонахождение, или место функционирования его органов, т.е. отсутствует само юридическое лицо. Данное мнение представляется чрезмерно расширительным толкованием Закона о банкротстве, который связывает «отсутствие» должника только с неизвестностью местонахождения его руководителя, а не органов управления .

В течение какого времени должны отсутствовать указанные лица, чтобы к должнику можно было применить правила пр. 2 гл. 11 Закона о банкротстве? Ст. 42 ГК РФ, которая определяет правила признания гражданина безвестно отсутствующим - к данным отношениям не применяется. В соответствии с гражданским законодательством факт отсутствия, устанавливается на основании решения суда, которое выносится при отсутствии более года в месте жительства гражданина любой информации о нем. Закон о банкротстве именно для целей конкурсного права устанавливает иные правила.

Для целей конкурсного права должник может быть признан отсутствующим только на основании того, что он (физическое лицо либо руководитель юридического лица) находится в неизвестном месте.

При этом время отсутствия юридического лица значения не имеет, главное - наличие у заинтересованных лиц доказательств того, что они безрезультатно пытались связаться с должником.

Заинтересованными лицами в данном случае будут субъекты, имеющие право инициировать конкурсный процесс. К ним относятся кредиторы и уполномоченные органы. Подавая заявление о банкротстве, указанные лица обязаны приложить к нему документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих считать должника отсутствующим, в частности документы органов связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности. В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основании ст. 44 Закона о банкротстве.

Выше были определены признаки, при наличии которых должник считается отсутствующим. Однако хочу обратить внимание, что помимо этих субъектов правила пр. 2 гл. 11 Закона могут также применяться и к другим, «присутствующим» должникам. Каким? Ст. 230 Закона отвечает на этот вопрос.

· если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;

· по счетам в последние 12 месяцев перед подачей заявления не проводились банковские операции.

· имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Доказательства, позволяющие применять нормы пр. 2 гл. 11 Закона к названным категориям должников, должны быть также приложены к заявлению о банкротстве. Следует уточнить, что в описанных ситуациях заявление о банкротстве может быть подано и самим должником.

Поскольку отсутствующий должник не осуществляет какую-либо деятельность, то вполне понятна направленность норм пр. 2 гл. 11 Закона на скорейшее признание его банкротом и ликвидацию юридических лиц.

В отношении физических лиц целью банкротства является прекращение предпринимательской или иной деятельности должника.

Ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении отсутствующего должника невозможно .

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).

Общие положения Закона о банкротстве 2002 г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника для целей возбуждения дела о банкротстве рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами.

К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).

Таким образом, в рассматриваемом вопросе важно наличие денежного обязательства и характер правоотношения, из которого оно вытекает. Право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом обусловлено не только наличием денежного обязательства или требования по обязательным платежам. Денежное требование (требование по обязательным платежам) должно иметь соответствующий размер, состав и срок неисполнения его должником. Эти показатели определяют признаки банкротства должника в общих процедурах банкротства.

Таким образом, кредитор имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии денежного обязательства (требования по обязательным платежам) и при наличии признаков банкротства должника. Это общее правило.

Правовое положение кредитора в гражданско-правовом обязательстве предполагает наличие у него требования к должнику. В деле о банкротстве отсутствующего должника оно может быть в размере меньшем, чем это предусмотрено ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г. При отсутствии к должнику какого бы то ни было требования участник гражданского правоотношения не имеет субъективного права на обращение в суд (ст. 4 АПК РФ).

Поэтому в деле о банкротстве отсутствующего должника при разрешении спора по заявлению кредитора по гражданско-правовому обязательству важным является только наличие у него к должнику денежного требования. Состав денежного требования, период его неисполнения не имеют никакого значения при определении признаков банкротства отсутствующего должника.

Также представляется правильным, что кредиторы третьей очереди с требованием о взыскании неустойки или убытков имеют право обратиться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом .

Наличие у кредитора денежного требования к должнику дает ему субъективное право на обращение в суд, однако размер и состав требования не определяют признаки банкротства отсутствующего должника. Эти показатели имеют значение при реализации права голоса на собрании кредиторов и при установлении очередности удовлетворения требования кредитора.

Имеет ли значение наличие задолженности по обязательным платежам при определении права на обращение в суд налогового или иного уполномоченного органа?

Как показывает судебно-арбитражная практика, суды не связывают возможность признания отсутствующего должника банкротом с наличием задолженности по обязательным платежам . Наличие задолженности по обязательным платежам не только не является признаком банкротства отсутствующего должника, но и не определяет правовой интерес уполномоченного органа на обращение в суд.

Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, определяя круг доказательств, необходимых для установления признаков банкротства отсутствующего должника, к числу которых не относятся доказательства в подтверждение долга по обязательным платежам. Данный вывод следует из п. 10 приложения к вышеупомянутому информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50.

На этом основании можно говорить о том, что право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом никак не зависит от наличия у него материально-правового требования к должнику.

Прямой нормы права о ведении реестра кредиторов в деле о банкротстве отсутствующего должника нет. Вместе с тем положения о праве кредиторов заявлять свои требования конкурсному управляющему и возможность осуществления расчетов с ними в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г., предполагают ведение реестра требований кредиторов и в указанной процедуре банкротства.

Поэтому после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд вместе с отчетом о результатах проведения конкурсного производства и реестр требований кредиторов .

На практике арбитражные управляющие не придают существенного значения реестру требований кредиторов по делам о банкротстве отсутствующего должника. Зачастую они не прикладывают к отчету о результатах проведения конкурсного производства реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, объясняя это тем, что удовлетворение требований кредиторов не производилось ввиду отсутствия имущества должника.

С такой позицией арбитражных управляющих согласиться нельзя, поскольку в конкурсном производстве считаются погашенными требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, а также не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п. 9 ст. 142).

При неудовлетворении требований кредиторов из-за отсутствия имущества должника особенность отражения в реестре размера погашенных требований будет заключаться в том, что размер погашенных требований будет соответствовать размеру установленных требований кредиторов.

О банкротстве отсутствующего должника конкурсный управляющий письменно уведомляет всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему (п. 2 ст. 228). Общая норма, содержащаяся в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г., предусматривает срок на предъявление кредиторами своего требования не меньше, чем два месяца с даты публикации сообщения о признании должника банкротом. То есть, в деле о банкротстве отсутствующего должника предусмотрен сокращенный срок на предъявление требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов может быть закрыт.

Информированность кредиторов о ходе дела о банкротстве имеет большое значение для кредиторов при защите их прав и интересов. Спорным является вопрос о том, обязательна ли публикация информации о признании отсутствующего должника банкротом и открытие в его отношении конкурсного производства. На этот счет заслуживает внимание позиция А.В. Егорова, который считает публикацию сообщения необходимой, так как она дает известную гарантию кредиторам в том, что у них будет какое-то время для предъявления претензий, прежде чем произойдет окончательная ликвидация должника .

Эта позиция созвучна с разъяснениями ВАС РФ, содержащимися в п. 65 Постановления Пленума N 29 от 15 декабря 2004 г. , согласно которым специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом.

Не менее важным является разъяснение ВАС РФ о том, что, поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 указанного Закона. Правило п. 4 ст. 142 рассматриваемого Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.

При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника, как правило, как упоминалось выше, судом не вводится процедура наблюдения. Это связано, прежде всего, с тем, что в делах о банкротстве отсутствующего должника в большинстве случаев руководитель и иные органы управления должника отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным. Имущества нет, или его заведомо недостаточно для покрытия судебных расходов. При таких обстоятельствах вводить процедуру наблюдения нецелесообразно. Она не достигнет основных целей: обеспечения сохранности имущества должника и ограничения полномочий руководителя и иных органов управления должника, а главным образом сохранности активов должника .

При наличии проверенных признаков отсутствующего должника суд применяет только одну процедуру банкротства - конкурсное производство.

Срок для принятия решения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства составляет не семь месяцев, как это предусмотрено для общих процедур банкротства, а месяц с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом (п. 1 ст. 228).

При решении вопроса об открытии конкурсного производства суд самостоятелен и не связан с мнением кредиторов, как это имеет место при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения (ст. 75).

При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника - гражданина (предпринимателя) у суда возникали вопросы по исполнению решения о признании должника банкротом: руководствоваться ли в этом вопросе ст. 209 Закона о банкротстве 2002 г. и направлять решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника, или же эти функции должен выполнять конкурсный управляющий?

Вполне обоснованно в подобной ситуации следует придерживаться той точки зрения, что норма п. 2 ст. 228 рассматриваемого Закона о банкротстве, устанавливающая обязанности конкурсного управляющего, является специальной и по отношению к ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом. Поэтому рассматриваемую упрощенную процедуру банкротства в отношении граждан должен проводить арбитражный управляющий.

В своей деятельности арбитражный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно, с учетом интересов должника и его кредиторов. В делах о банкротстве отсутствующего должника у конкурсного управляющего может быть особое правовое положение.

Поскольку возбуждение дела о банкротстве отсутствующего должника не связано с наличием, размером и составом кредиторской задолженности, то при обращении в суд с заявлением уполномоченного органа при отсутствии долга по обязательным платежам нередко возникает ситуация, при которой конкурсный управляющий не выявит требований кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.

В этом случае в деле о банкротстве отсутствующего должника нет кредиторов в материально-правовом значении. Уполномоченный орган в такой ситуации можно рассматривать в качестве кредитора только в процессуальном смысле .

В делах о банкротстве отсутствующего должника, где нет кредиторов с определенным размером требования, то есть с материально-правовым интересом, отсутствует цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

В этом случае конкурсный управляющий по существу будет выполнять функции ликвидатора, что более свойственно делам о ликвидации.

Заслуживает внимания содержание нормы п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. Помимо того, что указанная норма права предусматривает сокращенный срок на предъявление кредиторами своего требования, она, в отличие от п. 1 ст. 142 рассматриваемого Закона, не содержит отсылочных положений к нормам, определяющим порядок установления требований кредиторов.

Поскольку разногласия кредиторов и конкурсного управляющего по размеру и составу денежного требования неизбежны, суд при их рассмотрении должен руководствоваться общими нормами права, содержащимися в ст. 100 данного Закона.

Однако объективно отсутствующий должник может как не иметь, так и иметь какое-либо имущество. Кроме того, определенное имущество должника может быть обнаружено управляющим при осуществлении мероприятий конкурса. В последнем случае управляющий может оценить размер обнаруженного имущества и в зависимости от этого обратиться с ходатайством в арбитражный суд о переходе к общим процедурам банкротства в соответствии с Законом. Суд, рассмотрев ходатайство управляющего, может вынести определение о прекращении осуществления упрощенного банкротства и о переходе к обычным процедурам.

В соответствии с буквальным толкованием закона, обнаружение имущества должника (даже в большом количестве) не обязывает ни управляющего заявлять ходатайство, ни суд переходить к обычным процедурам банкротства .

В отличие от упрощенной процедуры банкротства общие процедуры предоставляют кредиторам право на подачу заявления о принятии мер по обеспечению своего требования, выбора процедур банкротства, двухмесячный срок на предъявление своего требования в процедуре конкурсного производства и т.д.

Поэтому при наличии или обнаружении имущества отсутствующего должника представляется правильным всегда применять общие процедуры банкротства, в условиях проведения которых права кредиторов будут наиболее обеспечены.

Расчеты с кредиторами управляющий осуществляет в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 Закона.

Завершив расчеты с кредиторами, конкурсный управляющий обязан помимо отчета о своей деятельности составить ликвидационный баланс и представить указанные документы в арбитражный суд.

На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит в государственный реестр соответствующую запись.

Таким образом, при банкротстве отсутствующего должника, ввиду того, что, как правило, не выявляется какого-либо имущества, необходимого для удовлетворения требований кредиторов, правовое регулирование рассматриваемой категории дел еще более уменьшает и без того призрачные шансы кредиторов на защиту их интересов.

В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая упрощенная процедура банкротства может быть оправдана только в том случае, если ее применение не ведет к ущемлению прав кредиторов.


Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 3. - С. 43-44

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2002 г. по делу N 9111/01 // СПС «Гарант»; Постановление ФАС Центрального округа от 5 декабря 2001 г. по делу N А36-196-Б/1-01 // СПС «Гарант».

Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2006, № 2. - С. 11-17

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2005 г., N 3

Михалев И.Ю. Банкротство и несостоятельность: социальные, экономические и юридические аспекты // Вестник Российской правовой академии. - М.: РПА МЮ РФ, 2006, № 2. - С. 26-30.

Мкртчан А.Ф. Механизм возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора в арбитражном суде // Российская юстиция. - М.: Юрид. мир, 2006, № 3. - С. 40-42

Свирин Ю.А. Конкурсное право - Издательство «Багира-2», 2006 г. // СПС «Гарант».

К упрощенным процедурам, применяемым в деле о банкротстве и регламентируемым гл. XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», относятся:

  • 1. банкротство ликвидируемого должника;
  • 2. банкротство отсутствующего должника.

Банкротство отсутствующего должника

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях:

  • 1. если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным,
  • 2. если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве,
  • 3. если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника,
  • 4. при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.

В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном ст. 71 Федерального закона.

Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

Конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Федерального закона.




Top