Где находится косово поле. Сербия. Из словаря Брокгауза и Ефрона

; на С омывает его река Ситница, на Ю Неродимка; окружено на ЮВ высоким хребтом Любетином, на СЗ Рогозном; котлообразные углубления, болота. Прежде К. поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень. Здесь не раз сталкивались войска из сев.-зап. областей Задунайского полуо-ва с войсками из юго-вост. областей его. Таковы, напр. битвы г., когда сербы победили греков и их союзников болгар; г., когда Неманя отстоял свою власть от братьев и греков; г., когда пало сербское царство; 1403г., когда Стефан Лазаревич разбил султана Мусу; г. - поражение Гуниада турками; г. - австрийский полководец Пикколомини побежден турками; г. - султан Махмуд разбил боснийцев. Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день св. Вита, по-сербски " видов дан") г. Встретились войска близ Лаба , впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад , с двумя сыновьями, во главе сербов - князь Лазарь , с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями, Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 ч. утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем - неизвестно, отчаявшись ли в успехе или изменнически - отступил за р. Ситницу, а за ним побежали боснийцы. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг Богдан с 9 сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашел смерть в этой битве, по преданию - от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старо-сербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии .

Косовская битва в народном сербском эпосе. Битва на Косовом поле, напоминая сербам о потере не только былого могущества, но и независимости, дала материал для обширного цикла сказаний и песен. Они распространены не столько там, где происходило событие, сколько в Герцеговине и Черногории (нечто аналогичное произошло с нашими былинами киевского цикла и германскими сагами , которые сохранились далеко не в тех местностях, где происходили или должны были происходить, судя по их рассказам, описываемые в них события). Впрочем, живые рассказы и предания об этом несчастном дне можно услышать из уст каждого серба; причем все эти рассказы вполне совпадают с песнями и указывают те или другие памятники, имевшие отношение к бою. Этих памятников в особенности много при слиянии Лабы с Ситницей, где кипела наиболее жаркая битва. Здесь стоит памятник султану Мураду в виде небольшой мечети , в которой, по преданию, хранятся его внутренности. Там же лежат три камня, отдаленные один от другого на 50 (!) локтей, на том месте, где Милош Обилич (или Кобилич), потеряв коня, ушел от преследовавших его турок тремя огромными прыжками, которые он делал, опираясь на свое копье . Недалеко от вершины Голеша находится небольшой пригорок, весь усеянный надгробными памятниками: это, говорят, все могилы турок, которых перебил храбрый Милош. Вообще из всех героев К. битвы больше всего привлекает внимание и сочувствие сербов Милош, заслоняя собой в памяти народной даже князя Лазаря, который чтится больше в качестве св. мученика. Память о Милоше сохранилась даже у турок: в музее Эски-Серая хранятся (или, по крайней мере, хранились еще не так давно) его вооружение и узда его лошади.

Песен о К. битве (Косовска битка или бoj на Косову) сохранилось много, как в целом виде, так и в отрывках, и все они образуют как бы особый цикл, под названием "Лазариц" (Лазарице). Собраны они и изданы главным образом В. Стеф. Караджичем, в его сборнике "Срспке народне пjесме" ( , II. т., №№ 43-53; II изд. ). Некоторые из них переведены на разные (не только славянские) языки; есть и русские переводы. По народному воззрению, выраженному в песне, К. битва была следствием чрезвычайных требований султана Мурада, который написал князю Лазарю письмо такого содержания:

Oj Лазаре, Од Србиjе глава!

Нит" je било , нити може бити:

Jeдна земља, а два господара и т. д.,

и предлагал оружием решить, кому должна принадлежать земля и кто будет собирать харач (дань). Задумался князь Лазарь, как ему быть. Из этого раздумья его выводит принесенное св. пророком Ильей письмо от Богородицы (см. прекрасную песню "Пропаст царства Српскога ", стр. 295):

Царе Лазо, чести то колено!

Коме ћеш се приволети царству?

Или волиш царству небескоме

Или волиш царству земаљскоме?

Царь Лазарь решил "приволети царству небескоме" и стал готовиться к решительному бою. Он стал собирать войско со всех концов сербской земли и призывал к ополчению всех поголовно, заклиная страшной клятвой:

Ко пе не дође на бoj на Косово

Од руке му ништа не родило

Ни у пољу бjелища шеница

Ни у брду винова лозица.

И собралось огромное войско, какого никогда не видала сербская земля ни прежде, ни после. Подобно Гомеровскому κατάλογος τών νεων, и у сербского певца (в песне "Пропаст царства Српскога") есть перечисление участвовавших в К. битве владык, с указанием количества приведенных ими войск. Огромное, сильное войско наверное одержало бы победу, если бы не исконный славянский порок - разлад и несогласия среди воевод. В войске кн. Лазаря среди воевод были добродетельный герой Милош Обилич и злой Вук Бранкович . Обоим им суждено было сыграть видные роли в К. битве, и эти роли намечаются еще накануне боя, во время царского пира (ст. № 50 "Комади од различниjех Косовскиjех пjесама" III: "Славу слави српски кнез Лазаре..."), когда кн. Лазарь, по чьему-то наговору, обвиняет Милоша Обилича в задуманной им будто бы измене: Милош отражает обвинение и заявляет, что измену задумал не он, а Вук Бранкович, он же намерен во чтобы то ни стало заколоть султана Мурада. Так действительно и случилось. Храбро и мужественно бились сербы, но победа была не на их стороне; пал старый Юг-Богдан со своими 9 сыновьями и со всем своим войском, погибли и Мрнявчевичи со своими дружинами; герцога Стефана и его войско постигла та же участь. Оставался только сам кн. Лазарь; победа могла еще достаться ему, но передался туркам "проклятый" Бранкович, и погибло все славное войско царя Лазаря и сам он принял мученическую кончину.

Бог убио Бранковића!

Он издаде таста на Косову;

Тада Лизу надвладаше Турци,

И погибе српски кнез Лазаре,

И еегова сво изгибе воjска

Седамдесет и седаш швада.

Когда султан Мурад осматривал покрытое бесчисленными трупами поле битвы, из груды убитых поднялся Милош Обилич, и, приблизившись к Мураду, как бы для приветствия, ударил его кинжалом в живот. - Быстро распространилась печальная весть по сербской земле, и повсюду имя Byка Бранковича вызывало горькие проклятия. Вестники на вопросы о нем отвечали с неохотой:

Шта ме питаш проклетога Вука?...

Бог убио проклетога Вука!

Проклето му племе и кољено

Проклет био и ко га родио!

Он издаде таста на Косову!...

К циклу косовских песен относятся и песни о Лучиче Стефане и о Страхиниче Бане. У Гильфердинга записана большая песня, сложенная о К. битве в XVIII стол., в Дубровнике; здесь упоминается о венгерских полках, принимавших участие в этой битве, чего нет в сербских песнях.

История битвы на Косовом поле — 1389 год
Битва на Косовом поле — крупная битва, которая состоялась 15 июня 1389 г. В ней принимали участие объединенное войско сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Сражение произошло на Косовом поле, в 5 км от современной Приштины.
Что предшествовало битве
Вторая половина XIV столетия стала не только временем крушения монгольской власти в покоренных монголами государствах. В эту эпоху на арене истории появилась новая держава, которая была создана потомками кочевников. Это турецкая Османская империя. К середине столетия турки-османы смогли овладеть большей частью Малой Азии, после чего начали наступление на Европу.
1354 год — они захватили Галлипольский полуостров на европейском берегу Дарданелльского пролива. Потом турки проникли в Восточную Фракию, которая стала опорной базой их наступления на Балканский полуостров. Феодальные правители балканских держав, вели сражение с турецкими войсками в одиночку, постоянно предавая друг друга, а порой и прибегали к помощи самих же турок для борьбы с соседями, чем способствовали реализации стратегических османских интересов.
Турецкое государство в те времена было сильным, у него была многочисленная, хорошо организованная армия, состоявшая как правило из конницы иррегулярной или легкой и регулярной. 1329 год — у турок появился пехотный корпус янычар, который окончательно сформировался в 1362 г. Обычно он составлял ядро боевого турецкого порядка или же имел значение общего резерва для нанесения решающих ударов.
Турецкая экспансия на Балканы активизировалась с конца 50-х годов XIV столетия, в особенности в период правления султана Мурада I. В 1359-1360 гг. османы овладели Фракией, затем заняли Адрианополь и стали развивать наступление на юго-западную часть полуострова. После того как в 1371 г. турки смогли разбить войско македонцев, их опустошительным набегам начали подвергаться болгарские, а потом сербские и боснийские земли. Ввиду реальной опасности турецкого вторжения в Сербию и Боснию властители этих земель начали стремиться к сплочению и консолидации. Так, сербский князь Лазарь Хребелянович, в 70-е годы объединивший все северные и центральные сербские области, стремился к подчинению своей власти некоторых владетелей в собственных областях и к прекращению в сербских землях феодальной междоусобицы.

Политика князя привела к некоторому укреплению внутреннего положения в государстве. Объединение под властью князя Лазаря значительной части населенных сербами земель могло положить начало их внутренней консолидации в прочное единое государство. Однако как раз в этот момент сербам довелось столкнуться с победоносными османами. Осуществляя завоевательную политику Турецкого государства, султан Мурад I в 1382 г. напал на Сербию и захватил крепость Цателицу. Не имея достаточно сил для отпора, Лазарь был вынужден откупаться миром и даже принять на себя обязательства в случае войны давать султану 1000 своих воинов.
Вскоре сложившаяся ситуация перестала устраивать обе стороны. Турки хотели большего. 1386 год — Мурад захватил важный сербский город Ниш. В свою очередь, у сербов еще была надежда разорвать оковы унизительного мира. В ответ на военное приготовление турок Лазарь объявил о начале общего восстания. 1386 год — сербский князь одержал победу над турецкими войсками у Плочника. Вместе с этим он усилил дипломатическую активность: наладил отношения с Венгрией (сербский князь обязался доставлять ей дань), удалось получить военную помощь от боснийского владетеля Твартка, который направил в Сербию войско во главе с воеводой Влатко Вуковичем.
Соотношение сил
Из сербских феодалов в коалиции приняли участие Вук Бранкович, владетель южных областей Сербии, и некоторые другие. Сербский князь также смог получить поддержку от владетелей Герцеговины и Албании. Таким образом, в составе союзных войск были сербы, боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары и поляки. Его численность колебалась в пределах 15-20 тыс. человек. Слабой стороной войск союзников было отсутствие внутреннего единства. К несчастью, Лазаря окружали раздор и измена. Интрига исходила от Вука Бранковича, мужа старшей дочери князя.
Турецкое войско под началом Мурада насчитывало от 27 до 30-ти тыс. человек.

Накануне битвы
Решающая битва между сербами и турецким войском состоялась 15 июня 1389 г. на Косовом поле - котловине в Южной Сербии, вблизи города Приштина, с 2-х сторон окруженной горами и прорезанной посередине рекой Ситница. Накануне битвы, 14 июня, в обоих станах, турецком и сербском, были проведены военные советы. Многие из турецких военачальников предлагали прикрыть фронт верблюдами, чтобы их видом привести в замешательство сербскую конницу (лошади боятся верблюдов). Но Баязид, сын султана, был против применения этой мелочной хитрости: во-первых, это могло бы означать неверие в судьбу, до того благоволившую оружию османов, а во-вторых, верблюды и сами могли испугаться тяжелой сербской кавалерии и привести в расстройство основные силы. Султан был согласен с сыном, мнение которого разделял великий визирь Али-паша.
На совете союзников многие были за ночное сражение с турками. Но одержало верх мнение их оппонентов, находивших численность союзной армии достаточной, чтобы одержать победу в дневном бою. После совета сербским князем был устроен пир, во время которого вновь выявились разногласия, взаимная неприязнь и обиды. Вук Бранкович продолжал интриговать против Милоша Обилича, женатого на младшей княжеской дочери. Лазарь поддался наущениям Бранковича и дал знать другому зятю, что сомневается в его верности.

Ход битвы на Косовом поле
В 6 часов утра 15 июня началось ожесточенное сражение. Сначала сербам удалось потеснить турок и к двум часам дня уже начали одолевать их, однако потом стратегической инициативой смогли прочно завладеть турки. С сербской стороны правым крылом командовал тесть князя Лазаря Юг Богдан Вратко, левым Вук Бранкович, в центре был сам Лазарь. Со стороны турок на правом крыле был Евренос-Бег, на левом Якуб (старший сын султана), центром собирался командовать сам Мурад.
Сербский воевода Милош Обилич смог пробраться в стан турок, назвавшись перебежчиком. Ему удалось убить османского султана в самом начале сражения. Милош заколол Мурада ножом, и охрана султана схватила его. Баязид I возглавил турецкое войско. Принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании говорилось, что султан Мурад отдает новые приказы. Когда Якуб прибыл его задушили по приказу Баязида. Теперь принц Баязид после убийства своего старшего брата стал единственным наследником Мурада.
Турки стремительно обрушились на левое крыло союзной армии. Бранкович, который раньше обвинял свояка Милоша в измене, сам проявил малодушие и по сути изменил общему делу, отступив со своим отрядом за реку Ситница. За ним побежали боснийцы, атакованные конницей Баязида. Потом Баязид обратился на правое крыло сербов, где непоколебимо стоял Юг Богдан Вратко. Он мужественно сражался, но погиб в ожесточенной и кровавой схватке. После него, один за другим, командование на себя брали все его девять сыновей. Они также героически сражались, но пали в неравном бою.
Князь Лазарь бился насмерть. Но когда он отъехал переменить взмыленного коня, произошло несчастье. Войско, привыкшее видеть его впереди и думая, что он убит, дрогнуло. Попытка князя восстановить порядок ни к чему не привела. Неосторожно заехав вперед, он был окружен неприятелем, ранен и отведен к умиравшему Мураду, по приказу которого его умертвили вместе с Милошем Обиличем. Сербы, потеряв своих доблестных вождей, и отчасти деморализованные изменой Бранковича, потерпели полное поражение.

Последствия
Баязид, став султаном после смерти отца, опустошил Сербию, а вдова Лазаря, Милица, принуждена была отдать ему в жены дочь Мильеву. Так была утрачена государственная независимость Сербии, которая превратилась после поражения в вассала Турции. 1459 год — государство было окончательно включено в состав Османской империи и, таким образом, попало под многовековой турецкий гнет, задержавший экономическое, политическое и культурное развитие сербского народа. Ни одно событие сербской истории не смогло оставить такого глубокого скорбного следа, как поражение на Косовом поле. Но и туркам победа досталась дорогой ценой: они понесли большие потери, а смерть Мурада и убийство наследника престола вызвали в Османском государстве серьезные неурядицы.
В дальнейшем Баязид I, который был прозван Молниеносным, продолжил завоевательную политику своих предшественников. Он захватил Болгарию (1393-1396 гг.), Македонию, Фессалию, совершил опустошительные набеги в Морею (1394 г.) и Венгрию (1395 г.) Разбив в битве при Никополе на Дунае (1396 г.) войско крестоносцев, Баязид смог подчинить Боснию, принудил платить себе дань Валахию, укрепил турецкие позиции на Балканском полуострове, установил фактическую диктатуру над Византией.
Так или иначе, Косово поле является символом всесербского сопротивления турецкому завоеванию, которое означало 5 столетий рабства под властью Османской империи. Именно потому этот топоним и эта область занимают особенное место в сербском коллективном сознании, в сербской народной поэзии, литературе и искусстве.

Это было в дни красивые, давние,
Когда сербы погибали славно.
В Косове потеряли главу,
Но сербства отстояли славу.
Сербская народная песня

В истории Сербии, пожалуй, нет события более героического и более окутанного мифами, чем битва на Косовом поле. В середине XIV века Сербская держава претендовала на византийское наследство, а теперь сербы были вынуждены бороться за свою независимость на ближних рубежах, пытаясь отразить вторжение турецкого султана Мурада, который был скорее готов дать себя заколоть, чем отступить, ведь натиск осман на Балканы только начинался и султан был голоден до новых завоеваний. Сербский князь Лазарь тоже был не робкого десятка и отказывался преклонить голову перед “сарацином” – такой головы и лишиться не жалко. О гибели сербской государственности, о том, как народная молва оборачивает события до неузнаваемости и о том, почему Видовдан такой важный для каждого серба день

С мечтой об империи

В середине XIV века Сербия была настоящей региональной сверхдержавой, занимая обширные территории на Балканах и в Подунавье и даже угрожая независимости некогда могущественной Византийской империи, вассалами которой сербские государи были на протяжении всего XII века. Но обо всём по порядку.

Основатель сербской династии Неманичей, великий жупан Рашки (область в восточной Сербии) Стефан Неманя сумел в конце XII века добиться независимости от Византии, объединив под своей властью сербские территории на Балканах. При преемниках Стефана I Сербия добилась статуса королевства (первым королём Сербии в 1217 году стал сын Немани Стефан II Первовенчанный), автокефалии Церкви (1219) и продолжила расширять свою территорию за счёт византийских владений и менее расторопных соседей.

В правление Стефана IV Душана (1331−1355) Сербская держава достигает своего наивысшего расцвета. Душан стремился объединить под своей властью южнославянские и византийские земли, претендуя на наследие Восточной империи, чьё могущество давно кануло в лету. В 1346 году он короновался как царь сербов и греков, основанного им Греко-Сербского царства. Это был период наивысшего расцвета сербской государственности: в стране распространилась византийская культура, были кодифицированы законы, чеканилась серебряная монета, основывались новые города и монастыри, была основана сербская патриархия, а к слову царя прислушивались други и недруги.

После неожиданной смерти Душана Сильного в 1355 году, его империя стала стремительно распадаться. Страну раздирали междоусобицы, греческие окраины быстро отделились от славянского центра. Очень скоро на месте единой державы оказалось множество мелких владений - даже сама Сербия была поделена между кланами влиятельных феодалов. А на разделённую сербскую державу уже обратил свой взор куда как более могущественный правитель, чем византийский император, кичившийся своей славной историей, но сохранявший лишь тень былой силы, или венгерский король, с которым успешно воевал почивший Душан. На богатые земли Фракии, Греции и Сербии алчно взирал турецкий владыка Мурад I.

Грядущая буря

Приемник Душана Великого - Стефан Урош V тщетно пытался сохранить империю отца. Бесконечные интриги вельмож (и даже собственной матери), неудачные войны с претендентами и стремительное продвижение турок на Балканы поставили крест на идее единого греко-сербского царства. Осенью 1371 года владетели приграничных к османским территориям княжеств Вукашин, добившийся титула короля и ставший соправителем Уроша V, и Углеша Мрняевичи были разгромлены турками в битве на реке Марице недалеко от Адрианополя. В том же 1371 году умер не оставив наследников Стефан V - единственный, кто мог хотя бы формально сплотить воедино сербскую державу. Для Сербии наступали мрачные времена.

После победы на Марице османы заняли Македонию и часть Сербии, приведя под свою руку местных владетелей. Очередь оставалась за северными землями бывшей Сербской державы, государи которой вместо консолидации перед лицом могучего врага продолжали воевать друг с другом. Вскоре самой заметной фигурой здесь стал сербский князь Лазарь Хребелянович.

Лазарево возрождение

В течение 1370-х князю удалось победить или примириться с наиболее влиятельными соперниками, существенно расширив зону своего влияния, в том числе захватив богатые месторождения серебра - Рудник и Ново Брдо (в балканских рудниках добывали до 1/3 всего золота и серебра Европы). Впрочем, о восстановлении империи Душана мечтать не приходилось - под контролем Лазаря находилась едва ли четверть от прежней греко-сербской державы, далеко не все даже собственно сербские области признавали верховенство князя.

С другой стороны, самую активную поддержку Лазарю оказывала сербская церковь, ведь благодаря его стараниям византийский патриарх снял анафему, наложенную на Сербию после провозглашения сербского митрополита патриархом, и даже согласился признать сербский патриархат. Неудивительно, что именно в князе Лазаре балканские народы видели того, кто может противостоять турецкой экспансии на полуострове и остановить полчища грозного Мурада. Столица Лазаря город Крушевац стал центром сплочения антиосманских сил. Предстояла решительная схватка.

Начало войны. Лазарь собирает силы

Поводом к войне с султаном послужили взятие турками Софии и оккупация древнего сербского города Ниша. Тем более, что князь Лазарь с опаской смотрел на всё возрастающее влияние османов в регионе, как местные правители активно нанимаются к ним на службу, пополняя и без того многочисленное султанское войско. Стало понятно, что князю придётся или покориться Мураду, или пойти на него войной, ведь положение ухудшалось день ото дня. Сербский князь призвал соседей консолидировать усилия в борьбе с османами, однако, откликнулись далеко не все. Болгарский правитель попытался было соединиться с Лазарем, однако Мурад решительными действиями опередил его, разбил и заставил выйти из альянса. Сербскому князю приходилось рассчитывать лишь на местные силы. Летом 1389 года противники встретились на Косовом поле, неподалёку от Приштины. Кто же были эти противники?

Помимо собственно княжеских контингентов, помощь Лазарю оказал Твртко I - боснийский бан, короновавший себя королём Сербии и Боснии под именем Стефан (имя считалось королевским, и Твртко старался, таким образом, легитимизировать свою власть). Ещё одним государём, сражавшимся на стороне Лазаря, был Вук Бранкович, на территориях которого и произошло сражение. И хотя позднейшая сербская традиция представляет его как предателя благодаря которому Мураду удалось одержать верх, нет никаких оснований причислять его к перебежчикам или изменникам, тем более, что и после Косова поля он продолжил действовать против турок.
Войско сербов ограничивался лишь местными силами: ни венгры, ни болгары, ни другие европейцы не присоединились к войску князя Лазаря, вопреки утверждениям поздних турецких хроник, стремившихся преподнести Косовскую битву как победу над сонмом неверных и торжество ислама. Более того, венгерский король Сигизмунд сам собирался вторгнуться в Боснию летом 1389 года, намереваясь взять реванш у Твртко I за прошлые поражения.

Султан Мурад также выступил против непокорных сербских князей не один, тем более что турки формально не имели общей границы территориями Лазаря или Вука Бранковича: между противниками лежала полоса вассальных турецких владений, образованных после побед Мурада над сербами и болгарами. К султану примкнули его сербские, балканские и греческие вассалы, в том числе албанцы, надолго ставшие верными слугами султана и опорой турок в регионе (впрочем, это больше относится к XVI веку, когда албанцы стали активно принимать ислам и пользовались всеми привилегиями наравне с турками). Определение состава противоборствующих армий представляет определённые трудности, так как в позднейших хрониках и летописях распространилось такое количество мифов, что «докопаться» до истины становится трудно.

Силы сторон. Мифы и реальность

Ещё плачевнее обстоит дело с определением численности контингентов, которые собрались на Косовом поле летом 1389 года. Средневековые источники пестрят громкими цифрами, которым, однако, не стоит доверять безоговорочно. Так участник Никопольского похода 1396 года, французский рыцарь Филипп Мессьер утверждал, что при Косовом поле пало не меньше 20 000 воинов, что вряд ли соответствует действительности. Для сравнения, в Никопольском сражении, куда как более представительном с точки зрения состава участников, в общей сложности принимало участие «всего лишь» 30 000 тысяч человек - цифра для Средних веков внушительная.

Позднейшие хронисты пошли ещё дальше: в книгах появились сообщения о 100 000 сербов и 300 000 турок, собравшихся при Косовом поле. Размах больше соответствующий войнам Новейшего времени, чем неорганизованному, с точки зрения современных армий, Средневековью. Так описывает численность турецкой армии сербский фольклор: Если б стало наше войско солью, // Плов турецкий был бы недосолен. (из песни «Разговор Милоша Облича с Иваном Косанчичем»). Поэтично, но к реальности отношения не имеет.

На самом деле численность турецкой армии, вероятно, не превышала 15 тысяч, сербские владетели собрали около 10 тысяч воинов (цифры даются без учёта нестроевых и обозных слуг, число которых в XIV веке вполне могло превосходить число комбатантов).

Косово Поле

Место сражения было выбрано не случайно: всхолмлённая равнина неподалёку от Приштины, ограниченная с флангов реками, позволяла несколько нивелировать численное превосходство турецкой армии, упреждая охват сербов с обеих сторон. Отсюда открывалась дорога на север, в земли князя Лазаря и к Дунаю и на восток, в земли Вука Бранковича, на Боснию и к берегам Адриатики.

Армии противников встретились 15 июня 1389 года - в день святого Вита или Видовдан, как его называют в Сербии. Мученик Вит один из самых почитаемых в Сербии святых, в этот день в 1389 году ему возносились молитвы о даровании сербам победы над неверными сарацинами. Что же случилось тем летним днём?

Косово поле это тот характерный пример сражения, более интересного своим влиянием на умы современников и потомков, чем вкладом в историю военного искусства. О ходе самого сражения судить трудно, так как за 600 лет оно обросло самыми невиданными легендами. Можно сказать, что сражение было упорным, ведь не зря в народном фольклоре поётся о «трехдневной битве». Думается, что сначала сомкнутые ряды сербских всадников столкнулись с турецким авангардом, традиционно состоявшим из застрельщиков и лёгкой конницы, который они легко разбили, однако, как только Лазарь и его соратники вступили в бой с сипахами (тяжёлой турецкой кавалерией) дело приобрело скверный оборот.

Какое-то время сербы бились так отчаянно, что горстка смельчаков врубилась в стан врага и сумела добраться до самого султана. В письме флорентинцев, написанному вскоре после Косовской битвы, Тврко Боснийскому упоминаются 12 знатных мужей, поклявшихся пробиться к лагерю Мурада, и один из них, кто «вонзил меч в горло и поясницу» сарацина. Последующая сербская традиция сохранила предание о Милоше Обличе, который под видом перебежчика прошёл в турецкий лагерь и заколол султана во время аудиенции. Образ Милоша является одним из самых героизированных в сербской истории.

Тайной покрыта смерть сына Мурада Якуба, якобы погибшего в бою, командуя одним из флангов турецкого войска. Злые языки, однако, утверждали, что как только наследник престола Баязид узнал о смерти отца, он тут же отдал приказ верным людям заколоть брата, дабы избежать междоусобицы. Так или иначе, на Косовом поле пал султан Мурад и его сын Якуб. Баязид же не растерялся и сумел сохранить нити управления армией, видимо, скрыв гибель отца. Напор сербов к этому моменту иссяк, и турецкие воины контратаковали неприятеля. Отчаявшись добиться победы, отряды Лазаря дрогнули. Сам князь попал в плен и был казнён прямо на поле боя вместе с другими пленниками, в отместку за тяжёлые потери османской армии. Так оба командующих сложили свои головы на Косовом поле.

После сражения турки отступили с поля боя и покинули Сербию, что дало право хронистам объявить сербов победителями, ведь согласно воззрениям Средних веков кто отступает, тот и проиграл. Скорее всего возвращение османов на свои территории было вызвано смертью султана. Наследовавший трон Баязид (будущий победитель крестоносцев при Никополе в 1396) не рискнул продолжать поход и вернулся в столицу, так как едва весть о смерти Мурада разнеслась по округе, как нарождающуюся империю стали сотрясать волнения и бунты. Баязиду было не до Сербии. По крайней мере пока.

Последствия сражения

Но если сербам и можно «засчитать» тактическую победу (пусть и пиррову), то стратегические последствия битвы были совсем не в их пользу. Земли Лазаря, самого сильного сербского князя, остались без правителя, так как его сын Стефан был ещё слишком молод (ему едва исполнилось 12 лет). Управление делами пришлось взять на себя Милице - вдове Лазаря. Она заключила с Баязидом мир, признав турецкий сюзеренитет. Отныне Сербия была обязана платить дань и выставлять войско на помощь султану. Чтобы скрепить мир, за Баязида была выдана младшая дочь Лазаря Мильева. Союзник Лазаря Вук Бранкович (оклеветанный последующими сербскими авторами и вошедший в историю Сербии как предатель) продолжал войну с султаном до 1391 года, но и он был вынужден покориться.
Так, на долгие 500 лет, прервалась история независимой Сербии. Стефан Лазаревич стал преданным слугой султана, помогая ему во время бесконечных походов и сражений, разделив радость победы при Никополе и горечь поражения при Анкаре (турки были разгромлены Тамерланом, а Баязид скончался в плену). Спустя полвека Сербия окончательно перестанет существовать как государство, а её территория будет поделена между более удачливыми соседями. Большая часть страны надолго останется под турецким владычеством, которое закончится лишь после русско-турецкой войны 1877−78 годов, по итогам которой Сербия (хотя бы частично) была освобождена и получила независимость.

В народной памяти

Лазарь Хребелянович стал одним из самых почитаемых персонажей сербской истории, символом борьбы за её независимость и решимости умереть, но не пасть ниц перед могучим врагом. Князь Лазарь был сразу же причислен к лику святых и перезахоронен в Раванице, где его тело пребывает и поныне. События Косова поля стали сюжетом для множества народных легенд и песен, которые сочинялись сербами, едва успело закончиться сражение. Битва стала символом твёрдости сербского духа и, одновременно с этим, гибели государственности, о возрождении которой мечтали многие поколения сербских интеллектуалов и простых крестьян.

Интересно, что, несмотря на всё то значение, которое придавали этому сражению сербские интеллектуалы (а может и благодаря этому) даже сам исход битвы не определён до конца. Источники, написанные по горячим следам, сообщают нам о победе сербов, тогда как позднейшие труды говорят о поражении войска Лазаря и утрате Сербией независимости.

Народная память исказила, приукрасила, а порой и изменила до неузнаваемости реальные события. Так, в фольклорной истории смешались повествования о Косовской битве 1389 года и сражении 1448 года, произошедшего неподалёку от Косова, а ход сражения оброс многочисленными параллелями с Евангелием. Последний пир князя Лазаря, например, сравнивается с Тайной Вечерей, а предательство Вуки Бранковича, вряд ли имевшее место в реальности, отсылает к предательству Иуды Искариота.

Память о события конца XIV века живёт в сербах и по сей день. О том, что значило и значит Косово поле для простого серба красноречиво говорит следующий небольшой эпизод. Когда во время Второй Балканской войны в 1912 году сербы заняли Косово, то солдаты, по сообщению иностранных наблюдателей приходили на Косово поле «падали на колени и целовали землю».

С другой стороны тот миф, которым окружены события 1389 года, сыграл с сербами злую шутку. Во время распада Югославии образ бесчеловечного врага в лице турок был спроецирован на мусульманское население Косова, Боснии и Албании. Мусульмане отвечали тем же, ведь у них есть свой «Косовский миф». Война мифов переросла в войну настоящую, с реальными жертвами, беженцами и гуманитарными катастрофами. Поучительна и сама судьба Косова поля, которое не меньше других пострадало в годы войны - монастырь, построенный на месте сражения был разрушен, а память о павших осквернена. Сейчас предпринимаются попытки дать непредвзятый и взвешенный анализ тем событиям, абстрагируясь от национальных интересов и героической традиции. Остаётся надеяться, что учёным удастся сформировать более объективный взгляд, на события 600-летней давности.

Кратко о статье: Едва ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» сходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам легенды и былины...

Косово поле

И другие балканские мифы


Надо ударить дубинкой по танку. Неважно, что танк потом тебя раздавит. Зато народ будет слагать песни о герое.
Сербская поговорка


Навряд ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» с ходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Для большинства наших современников балканские мифы - это экзотика. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: те же песни о царе Душане Сильном и его юнаках созвучны былинам киевского цикла о князе Владимире Красно Солнышко и богатырях.

Балканы - край победившего мифа. Рассказывать об одной его ипостаси, как обычно мы делали это в рамках рубрики, здесь бессмысленно: балканские мифы так плотно взаимосвязаны и переплетены меж собою, что выдирать один из другого было бы просто невежеством.

Есть два момента, касающихся балканской мифологии, о которых надо упомянуть до того, как мы начнём свой рассказ.

Во-первых, мифология является едва ли не частью официальной истории балканских стран.

Во-вторых, она с лёгкостью превращает поражение - в победу, а злодея - в национального героя, и наоборот.

Больше такого нет нигде.

О поле, кто тебя усеял...

Битва на Косовом поле - главный сербский миф. Видовдан, 15 июня 1389 года. Самый чёрный и самый великий день сербов. Люди до сих пор верят, что в ночь Видовдана реки превращаются в кровь. Для балканской культуры этот герои ческий эпос имеет такое же значение, как легенды о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и о Беовульфе, вместе взятые, - для культуры английской. Нет, сама-то битва как раз не миф, она произошла на самом деле, предопределив весь ход балканской, а следом - и мировой истории и культуры на шесть веков вперёд.

Тогда, в конце XIV века разрозненные балканские королевства не смогли остановить вторжение турок в Европу. Сербский царь Лазарь принял бой. Сербы стояли насмерть, но силы были неравны. Лазарь был взят в плен. Его зять, один из его военачальников - Вук Бранкович - предал его, уведя своё войско с поля боя. В итоге сербы потерпели жестокое поражение, после чего их ждало почти пятисотлетнее османское иго.

И тут начинается самое интересное. Сербы считают, что... победили в Косовской битве. И причиной тому даже не преждевременно посланная весть о победе их войска, которая внесла впоследствии немало путаницы в историю. Победа была скорее моральной. Сербы вышли на бой с явно превосходящим противником и не ударили в грязь лицом, прикрыв собой Европу, дав ей передышку, которая, как оказалось впоследствии, стала решающей. Поэтому значение этого поражения для последующих поколений превысило значение гипотетической победы.

Главным сербским героем со времен Косова поля стал Милош Обилич. Он сдался туркам в плен, а когда его подвели к Мураду для присяги, вместо того чтобы лобызать его туфлю, выхватил спрятанный кинжал и прирезал султана. Впрочем, на боеспособности турок это не сказалось. Обилича они казнили - как и царя Лазаря, и множество других сербских воинов.

Сербы канонизировали обоих героев - и царя Лазаря, и Милоша Обилича. Надо сказать, у них был на то свой резон. Одержи они победу - ну и была бы у них ещё одна победа, память о которой, как показывает практика, недолговечна. А вот поражение... Как говорится, на ошибках учатся. На этом поражении выросла вся сербская культурная доминанта. Так что в чём-то создатели мифа, пожалуй, были правы.


Косовская битва легендарна и архетипична. Существует несколько вариантов событий того рокового дня 1389 года, но все они уживаются в рамках единой традиции. И что с того, что в более позднее время историки доказали, что Вук Бранкович, чьё имя стало нарицательным обозначением предателя, вовсе не предавал царя Лазаря, а напротив - много сделал для успеха сражения, впоследствии упорно воевал с турками, за что и был убит? Традицию из-за этого менять не стали. Легендарное Косово оказалось сильнее Косова исторического.

Герои Видовдана

Самым популярным изложением легендарных событий на Косовом поле стала написанная в начале XIX века поэма Гаврила Ковачевича «Сражение страшно и грозно между серблима и турцыма на полю Косову, под князом Лазаром, случившесе у 1389-м лету юния 15 дана».

Именно эта поэма начала традицию, согласно которой пир накануне битвы сравнивается ни много ни мало с Тайной вечерей Нового Завета. В начале её царь Лазарь разочаровывается в Милоше Обиличе, публично сообщая об этом всем присутствующим. Себя же Лазарь отождествляет со Спасителем. В полном согласии с евангельским сценарием, он подаёт Милошу чашу с вином, предлагая выпить за него тому, кто «... меня предать замыслил, как Иуда спасителя своего».

Однако в отношении Милоша царь явно допустил промах: тот его не предавал и даже напротив - стремился переломить ход сражения ценой своей жизни. Кто такой Милош Обилич, доподлинно неизвестно: по одной из версий, это влиятельный сербский князь, зять царя Лазаря, накануне битвы поклявшийся убить султана, по другой - простой человек, пастух, чуть ли не случайно проходивший мимо.

Кроме царя Лазаря и Милоша Обилича, в косовском мифе есть и другие действующие лица. Это в первую очередь уже упомянутый Вук Бранкович. Тень несостоявшегося предательства пала на него самого и на всё его семейство. А между тем и сам Вук, и его сын, сербский деспот Георгий Бранкович, и их потомки - самые настоящие герои и мученики: одни всю жизнь воевали с турками, не вылезая из седла, до 80 лет, другие были теми же турками ослеплены и умерщвлены.

Милош Обилич

В 1828 году вышла героическая драма «Милош Обилич» Йована Поповича. Наряду с «историческими», легендарными персонажами, здесь действуют три аветины (вилы, русалки) и их царица. Однако при всех фантастических допущениях основное содержание драмы - проповедь патриотизма. После короткого пролога с участием аветин на лоне природы Милошу Обиличу в облике «тени отца Гамлета» является царь Душан Сильный, к тому моменту давно почивший в бозе, который вопрошает: «Где, Милош, твоя клятва, которой ты уверял, что будешь отечеству верен?» После этих слов царь превращается в кровавую реку, из какового намёка высших сил вытекает, что мира на Балканах не будет ещё очень и очень долго.

Досталось от мифа и женской половине дома Бранковичей. «Проклета Ерина» - Проклятая Ирина, супруга деспота Георгия, родом из византийской династии Кантакузенов, в народных преданиях стала ведьмой, виновной в гибели многих сербов во время строительства крепости Смедерево, и поныне самой большой крепости в Европе. Тела умерших при строительстве, как и положено, замуровывались в стены. На самом деле, скорее всего, ничего превышающего рамки полномочий среднестатистического правителя Ирина не делала. Деспотиссе просто не повезло со временем. Сербское государство переживало худшие времена под османским натиском, и народ сочинял исключительно страшные сказки. Было бы время Ирины спокойным - не исключено, что о ней осталась бы совсем иная память.

Вошли в легенду и дочери царя Лазаря: одна стала супругой Вука Бранковича, другая - Милоша Обилича, а третья - султана Баязида. Так что весь косовский миф отчасти превратился в семейную историю династии Лазаревичей. Другое семейство, также отметившееся на Косовом поле, - Юговичи - тоже стали героями многочисленных преданий. Прославился глава рода Юг Богдан и его девять сыновей, особенно младший - Бошко. На Косовом поле они погибли все, один за другим, а жене Юга Богдана, ещё не знавшей про исход битвы, вороны принесли руку её мужа...

Один из самых известных представителей балканского пантеона - Вук Огнезмий, восходящий, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке. Обращаем особое внимание: Вук хоть и числится в оборотнях, по совокупности деяний относится к героям! Вук Огнезмий, он же Волх Всеславич, он же Вольга киевского былинного цикла - змеевич, он рождается от Огненного Змея в человеческом облике, но «в рубашке» или с «волчьей шерстью» - приметой чудесного происхождения. Как и положено, Вук может оборачиваться волком и другими животными, птицами и даже насекомыми. Но главное - способность превращения себя и своей дружины в животных Вук использует не для душегубства, а для совершения подвигов. Вот и выходит, что князь-оборотень со змеиными чертами - это не фантазия Брэма Стокера, а древнейший архетип идеального балканского правителя, безжалостного к врагам и использующего для победы силы потустороннего мира.

Родитель нашего Вука - Огненный Змей, хозяин мира мёртвых, змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Когда он вступает в связь с женщиной, на свет появляются змеевичи. Но однажды Вук вступает в единоборство с отцом и побеждает его.

Культ воина-оборотня восходит к VI-VII векам, когда славянская общность имела ещё относительно общую культуру. Византийские авторы писали о том, что славяне перекликаются волчьим воем, а, по донесениям турок, воины Дракулы тоже в массовом порядке оборачивались волками, что давало им колоссальное преимущество в ночных стычках с османской армией.

Царица Милица, жена Лазаря - поистине героическая женщина, впоследствии канонизированная. После Косовской битвы и гибели мужа она правила разорённой страной, умудрилась заключить болееменее выгодный мир с турками, сохранивший независимость Сербского государства (хотя отныне она также звалась деспотиссой, правительницей вассального образования), как могла, залечивала раны своего народа и воспитывала сына - будущего деспота Стефана Лазаревича, чьё правление потом назовут Балканским Ренессансом.

Оставили свой след на Косовом поле и юнаки - балканский вариант рыцарей: Иван Косанчич, Милан Топлица, Страхиня Банович и другие, похожие на наших богатырей. Особо интересна легендарная история Страхини. За год до битвы турки похитили у него красавицу-жену. Он, разумеется, поехал отбивать её, но тут выяснилось, что саму жену (кстати, звали её Елена) такое положение дел вполне устраивает и возвращаться домой из объятий турецкого военачальника она не спешит. Во время поединка Страхини с турком неверная жена подкрадывается сзади и нападает на своего мужа! Удивительно, но Страхиня всё-таки берёт верх. Но с женой сладить - это не турка завалить. После победы Страхиня по местным обычаям должен убить или хотя бы ослепить неверную жену, но он вдруг проявляет совсем уж неожиданный для Балкан гуманизм и прощает её.

Разобрать, что в косовском мифе правда, а что - вымысел, непросто. Да и нужно ли?

Проклятие ослеплённых королей

Косовский миф предвосхищают другие старинные сербские предания. Как и всегда на Балканах - кровавые, жестокие, страшные. Но давайте на этот раз начнем издалека.

В старинном сербском монастыре Грачаница, что стоит на территории нынешнего Косово, на стене храма красуется изумительная фреска начала XIV века. На ней женщина в богатых одеяниях и высокой золотой короне, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями. Она слепа - глаза у фрески выколоты. Это королева Симонида, дочь византийского басилевса Андроника и супруга сербского короля Милутина. Говорят, увидевшие фреску не могут оторвать от неё взгляд, да и забыть её сложно. Ещё в начале XIX века некий албанец ночью прокрался в храм и ножом выколол королеве глаза. Но даже ослепшая, она сияет красотой. Чего только не делали потом с этой фреской - и кололи, и жгли... А она всё равно стоит, как ни в чём не бывало. Считается, что глазами своей души Симонида охраняет Сербию, как и положено истинной королеве.

Подобно всякому народу, когда-то сербы управлялись не временщиками, как это принято в эпоху победившей демократии, а сакральной, назначенной править свыше династией Неманичей. В те времена принято было приписывать правителям родственные связи с римскими кесарями и другими венценосными кланами. У Неманичей родичей среди кесарей отродясь не было. Да и зачем оно тем, кого править поставил сам Господь? Сакральность земной миссии династии стала подтверждением её прав на сербский престол. Воплощением этого культа стала до сих пор красующаяся на фресках во многих старинных храмах так называемая Лоза Неманичей, их символическое семейное древо. И надо сказать, сами Неманичи такому статусу вполне соответствовали. В каждом поколении их Лоза давала выдающегося правителя-воина или святого, порой - сразу обоих, а иногда - даже в одном лице. Жития святых правителей из этой династии до сих пор являются источником вдохновения не только для писателей и историков, но и для сотен тысяч верующих.

Но высшие силы тоже не дремлют. Ведь если они кому-то что-то дают - то с него же и испрашивают. И отвечали Неманичи за данные свыше преференции по всей строгости своего сурового времени. Это стало своего рода проклятием династии. Власть практически ни разу не передавалась бескровно, резали друг друга ближайшие родственники, брат шёл на брата, отец - на сына, а сын - на отца. Сколько бы Неманичей ни пересекалось на том или ином историческом отрезке, остаться должен был, за редким исключением, только один. Средние века знают немало кровавых семейных разборок на ступенях трона, но Неманичи, «проклятые короли» балканского розлива, в этом виде спорта выбились в признанные лидеры.

Мистика преследовала Неманичей на каждом шагу. Вот захотел королевич Стефан свергнуть с престола отца своего, короля Милутина. Но тот оказался не лыком шит, заточил своего сына в крепость и приказал выколоть глаза раскалённым железным прутом. Той же ночью несчастному королевичу явился святой Николай и сказал: «Не бойся - твои глаза у меня в руках». Ослеплённого Стефана заключили в монастыре Пантократора близ Константинополя, и там начали происходить чудеса. Святой явился Стефану во второй раз, принеся в руках оба его глаза и вставив их на место. Опальный королевич вновь обрел зрение, но никому не говорил об этом, нося на глазах чёрную повязку. И только после смерти своего отца венчанный королевским венцом Стефан обнародовал свою зрячесть, объяснив произошедшее чудом. Что интересно, в эту версию сразу же поверили, а заступничество святого и прозрение ослеплённого короля стало... эпизодом официальной истории.

Граф Дракула vs. господарь Влад

Кровососущая нечисть известна разным народам, но прародина вампиров - это всё-таки Балканы. До XVIII века они безобразили в основном в народных суевериях, но с началом эпохи романтизма стали проникать на страницы литературных произведений, в газетные новости и даже в официальные донесения. Так начал формироваться образ вампира литературного, довольно сильно отличающийся от вампира фольклорного.

В том, что Дракула - это реальное историческое лицо, нет никаких сомнений. Каких только злодеяний не приписали правителю Валахии Владу III Дракулу! И вампирствовал, не покладая клыков, и сажал тысячи человек на колья, наслаждаясь их агонией, и ел человеческое мясо, не говоря уже о питии крови христианских младенцев. Правда, впоследствии оказалось, что Влада оклеветали, как сейчас принято говорить, политические противники. Зато он был едва ли не единственный из тогдашних балканских правителей, кому удалось защитить свою страну от турок. Это и есть главная историческая правда. И цель в данном случае с лихвой оправдала средства. Дракулу очень боялись не только внешние враги, но и внутренние. Он довольно эффективно сражался с превосходящими силами османов и умел их побеждать в, казалось бы, совершенно не подразумевающих побед обстоятельствах. Ясное дело, что туркам это не нравилось, отчего и пошло его прозвище Цепеш - Колосажатель.

У господаря Влада были неприятели не только на Востоке, но и на Западе. Венгерский король Матиаш Корвин, помышлявший о гегемонии в регионе, не прочь был разгребать жар чужими руками. Он использовал Валахию как щит от османов, постоянно манипулируя своим строптивым союзником. Но с господарем Владом такие игры не проходили. Отсюда и его арест, более похожий на похищение («чёрные чехи», наёмное войско венгерского короля, взяло господаря под стражу, когда он приехал на переговоры), и многолетнее заключение в венгерском замке, и долгое судилище (на память приходит почему-то Гаагский трибунал), закончившееся по традиции ничем: доказательств вампиризма и колдовства господаря, а также истребления им тысяч ни в чём не повинных христиан обнаружено не было. Аккурат в этот момент турки перешли в наступление по всем фронтам, так что Дракулу пришлось оправдать, освободить и даже снабжать оружием для борьбы с общим врагом.

Кровавая Эржбета

Надо сказать, что вампирские пристрастия господаря Влада разделяли и другие представители балканской элиты. В 1610 году по указу австрийского императора была казнена графиня Эржбета Батори - кстати, по некоторым данным, Дракула числится среди её предков. Эта дама продлевала свою молодость, купаясь в крови юных девственниц. В её дневниках насчитали упоминания о шестистах жертвах. В наказание за совершенные злодеяния «кровавую графиню» заживо замуровали в её собственной спальне.

В наше время Эржбета заманивает в свои объятия зазевавшихся туристов.

Много было придумано и пересказано на разные лады турецких и венгерских басен, взятых впоследствии на вооружение итальянскими и немецкими авторами. Вот откуда пошла ужасная репутация Влада Дракулы, в действительности же - наиболее последовательного (и добавим - успешного) борца с турками на Балканах. Дракула прославился неистовой отвагой и столь же неистовой кровожадностью, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил головы, сжигал, сдирал кожу, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол. Однако в те поры многие европейские правители, не говоря уже об азиатских, делали это, а слухи о тысячах замученных оказались просто-напросто «утками».

Обратите внимание на заколку для галстука: она сделана в виде двуглавого орла. Это всего лишь деталь, но деталь очень важная. Изначально такой орел был геральдическим символом Палеологов и украшал герб Византии. Впоследствии его стали использовать все наследники - от Неманичей с Лазаревичами и господаря Влада до нашего Ивана III (он получил это право после брака с Софией Палеолог). И что же? Получается, что Дракула, носящий символ двуглавого орла, - без пяти минут славянский патриот и монархист. За это и невзлюбили Дракулу на Западе столь сильно.

Понятно, что при своем образе жизни Дракула просто не мог умереть от старости в тёплой постели. Он был убит своими же воинами в результате заговора брата, а по совместительству - наложника султана, Раду Красивого. Тело Дракулы проткнули копьями, а потом отрезали ему голову и послали её в дар султану Мехмету. Султан этот был, безусловно, колоритной личностью. Он содержал сразу два гарема - женский и мужской, а ещё коллекционировал головы своих врагов. Он-то и приказал водрузить голову Дракулы на шест в центре Стамбула. С тех пор и повелось: чтобы убить вампира, его сердце сперва пронзали колом, а потом отрезали голову. Зачем это было сделано - давно позабылось, но традиция блюлась свято.

«Чёрная рука» в подбрюшье Европы

Героя Косовской битвы Милоша Обилича принято изображать в шлеме, увенчанном драконом. И это не просто украшение. По некоторым данным, именно Милош Обилич был основателем пресловутого ордена Дракона, включившего в себя исключительно королей, князей и крупных феодалов христианского вероисповедания. Целью ордена было противостояние мусульманскому завоеванию Европы, в том числе путем физического устранения османских вождей. Отличительный признак рыцарей ордена - изображение дракона на регалиях.

Император Священной Римской империи, венгерский король, а по совместительству - глава ордена Сигизмунд Люксембург произвёл в рыцари ордена в том числе и Влада II, отца Влада Цепеша. Так Дракула получил своё имя и дракона на знамени. И действовал господарь Влад ровно так же, как и Милош. Да и сербский деспот Стефан Лазаревич, сын царя Лазаря, не дрогнувший даже под натиском орд Тамерлана, также был рыцарем того же ордена. Какой простор для любителей теории заговора и последователей Дэна Брауна!

Но история знает и более свежие примеры.

Известная сербская террористическая организация «Чёрная рука» в идейном плане продолжила традицию ордена Дракона. Её возглавлял Драгутин Дмитриевич по кличке «Апис», начальник сербской контрразведки. В организации практиковалась суровая дисциплина, её заседания проходили в чёрной комнате за столом, устланном чёрной скатертью. На символике «Чёрной руки» - череп и скрещённые кости на чёрном фоне. 11 июня 1903 году король Сербии Александр Обренович и королева Драга были заколоты штыками в своем дворце в Белграде. Этот переворот - одно из громких дел «Чёрной руки». Её филиалом была организация «Млада Босна», одним из членов которой был Гаврила Принцип, убивший эрцгерцога Фердинанда в Сараево в 1914-м. Так «Чёрная рука» спровоцировала Первую мировую войну.

Продолжателем её дела стала организация под названием «Белая рука», осуществившая государственный переворот 27 марта 1941 года. Тогда на сербский престол был возведён Петр II, принц из династии Карагеоргиевичей, что фактически поставило Югославию в состояние войны с Германией, откуда оказалось совсем недалеко до активной стадии Второй мировой. Балканы опять сыграли роковую роль в судьбе всего континента.

Страшны балканские мифы. Не вампирами страшны и не оборотнями, а тем, что они совершенно реальны. Если набрать в любом поисковике словосочетания «балканские мифы», «балканская мифология», полученная информация, мягко говоря, удивит. Только две-три ссылки будут касаться собственно фольклора. Основное количество ссылок выведет на мифы совсем иного рода. Заголовки типа «косовский миф», «западный миф о Сребренице», «мифы НАТО о кровожадных сербах» сразу дадут понять, что речь идёт о современности.

Битва мифа с антимифом, начавшаяся на Косовом поле более шестисот лет назад, идёт и по сей день. Неудивительно, что на этой плодородной, щедро удобренной мистицизмом почве произрастают плоды столь тучные, что уже не одно поколение мистиков и фантастов пожинает на Балканах богатый урожай, конца и края которому покамест не видно.

Бой на Косовом поле является крупным сражением между объединенными войсками Сербии и Боснийского королевства с султаном Мурадом I и его турецкой армией. Произошло это 15 июня 1389 года. Косово поле находится недалеко от современной Приштины. Их отделяет 5 километров. Бой принес большие потери обеим сторонам.

Что предшествовало

Султан Мурад I с войсками, одержав победу при Черномене (1371) и при Савре (1385), продолжил наступать на сербские земли. Османская империя хотела подчинить себе Ближний Восток, Северную Африку и Юго-Восточную Европу. И это им удалось через некоторое время. Но сербы хотели им во что бы то ни стало помешать.

Серьезным недостатком Сербского царства являлось то, что оно распалось на несколько небольших образований, которые постоянно враждовали друг с другом. Вполне естественно, что они были неспособны отразить вражеские атаки. Сербские и албанские князья, образовав коалицию под предводительством князя Лазаря Хребеляновича, всячески противостояли османским войскам.

Косово являлось центральной частью сербских земель. Это был перекресток важных путей, который открывал туркам ряд маршрутов для движения дальше в сербские земли. Здесь и произошло важное сражение.

Мурад I проложил сюда путь через земли своих вассалов в Македонии.

Силы сторон

Османское войско насчитывало примерно 27-40 тыс. человек. К ним относились янычары (2-5 тыс. чел.), всадники личной гвардии султана (2,5 тыс. чел.), сипахи (6 тыс. чел.), азапы и акынджи (20 тыс.) и воины вассальных государств (8 тыс.).

Князь Лазарь Хребелянович возглавлял армию из 12-33 тыс. солдат.

Непосредственно князю подчинялось 12-15 тыс. человек. Вук Бранкович вел за собой 5-10 тыс. чел. Столько же воинов находилось под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. Помощь сербам оказали рыцари из Венгрии и Польши. Кроме того, им на выручку пришли госпитальеры - рыцари Ордена святого Иоанна. В итоге в сербской армии были отряды из Боснии (отправил Твртко I), валашские, болгарские, хорватские и албанские дружины.

Слабым местом сербской армии являлось отсутствие центрального командования. Кроме того, войско не было сбалансированным по своему составу. Пехота слабо прикрывала тяжелую кавалерию в латах. Последняя составляла основную часть войска.

Сербы не имели такого военного опыта, как которая уже 30 лет одерживала победы в сражениях.

Сражение

Косово поле - место, которое помнит битву 15 июня 1389 года. В этот день армия под предводительством князя Лазаря Хребеляновича противостояла армии, которая значительно превышала по численности. В песнях Сербии указывается, что сражение продолжалось в течение трех дней.

Со стороны I вел турецкие войска, принц Баязид взял командование правым флангом, а принц Якуб - левым. Впереди построения на флангах стояли 100 лучников. Янычары занимали центральные позиции, за которыми среди солдат гвардии находился султан.

Князь Лазарь командовал центром, правый фланг вел Вук Бранкович, а Влатко Вукович - левый. Весь фронт сербской армии занимала тяжелая конница, конные лучники были на флангах.

Чтобы представить ход событий на Косово, карта может наглядно показать расположение войск.

К сожалению, в сербских и турецких источниках данные о сражении настолько противоречивы, что историки не могут воссоздать бой. Известно, что первыми в бой кинулись сербы, невзирая на численное превосходство противника. Кавалерия клином вошла в турецкие позиции. В это же время начался обстрел сербских позиций турецкими лучниками. Сербам удалось прорвать левый фланг османской армии. Последняя понесла тяжелые потери. Но в центре и на правом фланге подобных успехов не было. Через некоторое время сербская армия смогла несколько оттеснить турок в центре. Правый фланг османской армии под командованием принца Баязида быстро перешел в контратаку, оттеснил сербов, нанеся серьезный удар по пехоте. Спустя некоторое время оборона сербской пехоты была прорвана, поэтому та начала отступать.

Легкая турецкая кавалерия в скором времени нанесла удар контратакой. Пехота пошла на закованных в броню сербских всадников. Первым удалось опрокинуть конницу.

Без главнокомандующих...

Вук Бранкович, спасая свои войска, покинул Косово поле. Его действия породили различные трактовки. Одни считают, что Вук спасал своих воинов. Другие убеждены, что он отступал, боясь вовсе потерять свою армию. Но в народе считают, что князь предал Лазаря, своего тестя. Влатко Вукович увел остатки своих отрядов и отрядов Лазаря.

Князя Лазаря взяли в плен и казнили в этот же день.

Сербский воевода смог проникнуть в стан турок, объявив себя перебежчиком. Он смог убить османского султана в самом начале боя. Милош заколол Мурада ножом, но охрана султана не дала ему уйти.

Баязид I теперь возглавлял турецкое войско. Как только он узнал о случившемся, принц отправил гонца к старшему брату Якубу. В послании было сказано, что султан Мурад отдает новые приказы. По прибытии Якуба к Баязиду он был задушен. Теперь принц Баязид является единственным наследником Мурада.

Победителей нет

Битва на Косовом поле 1389 году только формально принесла победу туркам. Но поле боя не досталось никому. Хоть сербы и проиграли невероятно сильному противнику, но при этом они проявили отчаянную отвагу. Это привело к большим потерям у турок. Они больше не могли продолжать боевые действия, поэтому быстро вернулись на Восток, не забыв про Косово поле.

Битва привела к рождению множества легенд. Многие из них связаны с тем, что командующие войсками были убиты еще до завершения боя. Поэтому ни один из них так и не узнал исхода боя. Обстоятельства их гибели быстро обросли легендами.

Например, существует ряд версий о том, как был убит султан Мурад. Одна из них утверждает, что он погиб от руки сербского воина, который притворился мертвым. Но в сербских хрониках можно найти больше информации. Официальная версия такова, что его убил князь Милош Обилич. Есть предание, что он возглавлял Это сообщество ставило своей целью убийство султана.

Последствия битвы в Косово

Сербия смогла сохранить свою независимость, но потери после боя были очень велики. И требовалось много времени, чтобы собрать новую армию. Спустя некоторое время османская армия вернулась и покорила Сербию - в 1459 году. А затем пошла дальше, почти дошла до Вены. Присоединение сербских земель к османской империи остановило политическое и экономическое развитие страны. А культурное развитие сербов окончательно перевернулось.

Принц Баязид, который теперь стал султаном, несомненно, был отличным полководцем. Он больше известен как Баязид Молниеносный. При этом он проводил совсем не так, как его отец. Новый султан прекратил на покоренных территориях насильственную ассимиляцию. Местные власти стали управлять провинциями.

Проигрыш как победа

История Косово показала, что проигрыш в войне и потеря войска может поднять национальный дух и самосознание народа. И даже когда турки 300 лет владели сербскими землями, сербы смогли сохранить национальную самоидентификацию. Более того, им удалось сохранить православие, в то время как их соседи албанцы почти массово приняли ислам.

Некоторые историки полагают, что если бы турки одержали победу, то это ускорило бы покорение Балкан. А смерть султана Мурада и невероятное сопротивление южных славян дали им возможность сохранить свои народности и религию. Европа не подверглась тому, чему могла бы. Косово, Сербия целиком, приняли на себя существенную часть удара.

Важность битвы для сербов

Несмотря на то что сербы понесли поражение, бой в 1389 году был очень важен. Его важность заключается в объединении существующих сербских княжеств. По сути, Косово поле - место, где началась история единого государства Сербии. Многие исследователи утверждают, что эта битва одна из самых неизвестных и непонятных. Часть утверждает, что эту историю создали легенды и домыслы, подтвержденные источниками XIV века.

Сербские историки полагают, что первоначально был ряд вариаций Косовской битвы. Со временем они объединились в одну.

Почему история превратилась в легенду?

Возможно, что миф был создан для того чтобы воздействовать на поколения сербов. В основе легенды лежит библейская история. Князь Лазарь часто сравнивается с Иисусом Христом.

Религиозный мотив также остается в легенде. Длительность боя - 3 дня, поэтому можно провести параллель с Голгофой. А смерть почти всей сербской армии мученическая.

Поэтому практически все народные песни и эпос воспевают воинов как мучеников. А высшей ценностью Сербии стал венец мученичества, т. е. акцент делается на духовном смысле событий, поэтому сербы и ощущают себя победителями. И дает вдохновение в жизни новому поколению.




Top