Игры на пожарную тематику. Дидактические игры по пожарной безопасности. Игра «Пожарные сборы»

Лена Успенская
Игра по правилам пожарной безопасности

Цель : развитие представлений о .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с профессией пожарного .

Показать роль огня в жизни человека : как положительную, так и отрицательную.

Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности .

Развивать память, сообразительность, находчивость, ловкость и быстроту

Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность.

Воспитывать интерес к играм соревновательного характера, чувства дружбы, сплоченности, коллективизма.

Ведущий. Ребята, я предлагаю вам принять участие в игре – викторине, посвященной пожарной безопасности . Мы узнаем, кто из вас готов стать юным пожарным . Запомните правила игры – вопросы нужно слушать внимательно, не подсказывать, ответы не выкрикивать. Готовы начать игру? Ответы детей.

Ведущий. Ребята, скажите огонь - это хорошо или плохо?

Ответы детей.

Ведущий. Огонь – это стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться (боятся) .

Хорошо то, что огонь является источником жизни : он обогревает жилище, помогает готовить пищу.

Но огонь может стать и страшным врагом, уничтожить дома, другие постройки, лес, людей и животных, если люди забывают о правилах пожарной безопасности .

Какие же это правила ?

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности :

Будь осторожен с огнем!

Не играйте со спичками !

Опасно играть с горючими жидкостями! (нельзя играть аэрозольными баллончиками - показать)

Будьте осторожны с электроприборами (нельзя трогать и включать в сеть электроприборы)

Нельзя трогать газовые краны (у плиты) керосиновые машины.

Нельзя разжигать костры (ни в лесу, ни на поляне, ни тем более дома)

Если увидишь где-нибудь пожар , то беги и зови взрослых, если рядом есть телефон, звони 01.

Если пожар возник по твоей вине, то не прячься, а сразу беги и зови на помощь.

Ведущий. Сейчас вы прослушаете отрывки из произведений, назовите эти произведения.

Приоткрыла дверцу Лена

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол.

Побежал по стульям с треском

Вверх полез по занавескам

Спины дымом заволок

Лижет пол и потолок. (С. Маршак «Пожар » )

А лисички взяли спички

К морю синему пошли

Море синее зажгли.

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит :

«Эй, пожарные , бегите!

Помогите, помогите». (К. Чуковский «Путаница» )

Много столпилось

Людей на панели

Люди в тревоге под крышу смотрели

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребенок

Протягивал к ним… (С. Маршак «рассказ о неизвестном герое» )

Ведущий. А теперь мы проведем соревнование «Кто первым сообщит о пожаре »

Дети выстраиваются в 2 колоны, впереди на 2-х столиках 2 телефона. Дети, добежав до телефона и сняв трубку, набирают номера 01 и называют свой домашний адрес. Положив трубку, они бегом возвращаются назад и передают эстафету другим детям.

Ведущий. Ой, какие молодцы, всё сделали правильно ! Теперь проверим вашу смекалку – отгадайте-ка загадки

Он - друг ребят, но

Когда с ним шалят

Он становиться врагом

И сжигает все кругом. (огонь)

Палочка тоненькая,

Но не игрушка живет в своей коробушке

В руки детям попадет

Беду большую принесет. (спичка)

Висит - молчит,

А перевернешь - шипит

И пена - летит. (Огнетушитель)

Миг – и рассыпались медные краски

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке

Люди в брезенте-

Один за другим

Лезут по лестницам

В пламя и дым… (пожарные )

Ведущий. И снова эстафета «Пожарные на учении » (эстафета с препятствиями)

Необходимо пробежать змейкой между кубиками, пролезть под дугу, пробежать по скамейке.

Ведущий. Какие же вы быстрые! Давайте отдохнем и поиграем в игру «Доскажи словечко» .

Выпал на поле уголек,

Деревянн6ый пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички

Что ты должен предпринять

Сразу спички. (отобрать)

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы делать детки?

Вынуть вилку из… (розетки)

Если вдруг пожар возник ,

Ты обязан в тот же миг

В часть к пожарным позвонить

О пожаре… (сообщить)

Кто с огнем неосторожен

У того пожар возможен

Дети! помните о том,

Что нельзя играть с… (огнем)

Ведущий. Отдохнули? Снова посоревнуемся - эстафета «Кто быстрее перенесет воду» (зальет огонь) .

Ведущий. Игра «Слушай внимательно» .

Ведущий задает детям вопросы, а они хором отвечают : «Ээто я, это я, это все мои друзья»

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре ?

Кто из вас, заметив дым, закричит : «Пожар ! Горим!»

Кто из вас шалит с огнем Утром, вечером, и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по ноль четыре?

Кто от маленькой сестричке незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем, признавайтесь честно в том.

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Ведущий. Игра «Ответь правильно »

Что нужно сделать если…:

Возник пожар (звонить 01)

В комнате много дыма. (ползти к выходу)

На тебе горит одежда. (падай на пол, землю, катайся)

Задымился телевизор (отключи, накрой одеялом)

Почувствовал запах газа (открой балкон, окно или дверь)

Трудно дышать от дыма (дыши через мокрую тряпку)

Ведущий. И снова эстафета «Спаси от огня зайчика»

Соревнующиеся проползают под столами, стульями, берут в руки по 1 игрушке, и бегом возвращаются на место.

Ведущий. На этой ноте мы заканчиваем нашу сегодняшнюю викторину. Молодцы, ребята! Вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Будьте внимательны, думайте о безопасности !

Соблюдайте правила пожарной безопасности , чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить , чем потушить.

Публикации по теме:

«Что нужно для пожарного щита?» по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности. Дидактическая игра: «Что нужно для пожарного щита?» по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности. Задачи дидактической игры:.

«Кошкин дом». Театрализованная постановка по правилам пожарной безопасности Методическая разработка по ОБЖ в средней группе. Лисова Людмила Ивановна Тема: «Кошкин дом», театрализованная постановка по правилам противопожарной.

«Мы пожарными растем» Развлечение по правилам пожарной безопасности для детей подготовительной группы Цель: Закрепить знания по пожарной безопасности, профессии «пожарный», ее особенностях. Формировать у детей осознанного и ответственного.

Дидактические игры – это один из главных средств воспитания детей. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться.

Одним из основных приоритетов работы детского сада является охрана жизни и здоровья детей, организация их безопасной жизнедеятельности.

Конспект НОД по правилам пожарной безопасности Конспект занятия для детей второй младшей группы о правилах пожарной безопасности. Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня, вызвать.

Конспект НОД по правилам пожарной безопасности по сказке С. Маршака «Кошкин дом» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Задача: Формировать представления о пользе и вреде огня. Развивать умение правильно.

«С огнём не шути!» Конспект занятия по правилам пожарной безопасности в средней группе Тема: «С огнём не шути!» Задачи: - прививать навыки пожарной безопасности; - развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование:.

Развлечение по правилам пожарной безопасности в старшей группе «Юные пожарные» Цель: -продолжать знакомить детей с профессией пожарного; -закреплять знания правил пожарной безопасности; -развивать память, сообразительность,.

Занятие по изучению правил пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила пожарной безопасности» «Правила пожарной безопасности» Занятие по изучению правил пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Ляленкова В. В.

Библиотека изображений:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей по правилам пожарной безопасности

Воспитатель Суворова О.Б.

МАДОУ ДС № 17

1. « Источники опасности»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.

Игровые правила:

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

Игровое действие:

Поиск и название предметов.

Ход игры.

Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:

Что может быть источником пожара?

Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?

Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.

2. « Знаешь ли ты?»

Дидактическая задача:

Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила:

Выполнять действия, соответствующие изображению.

Игровые действия:

Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.

Ход игры.

В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик,передвигает фишки. Условные обозначения:

Красный крест - назвать телефон скорой помощи;

Дом - назвать домашний адрес;

Милиционер - назвать телефон милиции;

Огонь - выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;

Человек в маске - назвать нужный при такой опасности номер;

Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;

Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;

Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.

Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.

3. « О чём говорит светофор»

Дидактическая задача:

Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.

Материал:

Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

4. « Четвёртый лишний»

Дидактическая задача:

Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лиш-ний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Съедобные грибы и мухомор.

2. Игрушки и гвозди.

3. Игрушки и лекарство.

4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.

6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

5. « На прогулке»

Дидактическая задача:

Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.

Материал:

Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, воз-никших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картин-ку с правильным действием, а затем показать неправильные.

На дороге я повстречал собаку. Можно, н ельзя (дети показывают карточку)

На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.

На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.

В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.

6. « Телефон»

Дидактическая задача:

Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

Ход игры.

Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.

7. « Пожар»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

Материал:

Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.

Игровое действие:

Выбор из предложенных - правильной картинки.

Ход игры.

Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.

Отчего происходит пожар?

Что нужно делать, если случился пожар?

По какому телефону вызывают помощь?

За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

8. « Игра - дело серьезное»

Дидактическая задача:

Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.

Материал:

Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляш-ки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.

9. « Тротуар и дети»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.

Ход игры.

Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, что-бы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "класси-ки". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участво-вать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью ку-кол изображают игру в футбол, а девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок прод-вигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игру-шечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.

10. « Кто больше назовёт действий»

Дидактическая задача:

Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуа-циях.

Игровые правила:

Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспом-нить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.

Игровые действия:

Бросание и ловля мяча.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.

11. « Игра-соревнование «По грибы»

Дидактическая задача:

Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.

Материал:

Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).

Ход игры.

Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попа-дает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребё-нок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количес-тво собранных грибов. У кого больше - тот и выиграл

12. « Каждой вещи свое место»

Дидактическая задача:

Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.

Материал:

игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры.

Вкоробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну кар-тинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя свой выбор.

Варианты:

На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;

На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

То же в игровом уголке.

13. « Что, где, когда?»

Дидактическая задача:

Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.

Игровые правила:

Ответить на вопрос игровых персонажей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.

Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.

Если будет неправильный ответ, то обязательно воспитатель говорит правильный.

Письмо 1:

Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.

(Змей Горыныч).

Ответ:

Если сам горишь, беда,

И даже если голова.

Хватай одеяло, пальто, покрывало

И залезай с головою туда.

Ну а если есть вода,

Это просто красота.

Водой смело обливайся,

Лей побольше, не стесняйся.

И тогда огонь погаснет.

Это всем ребятам ясно.

Письмо 2:

Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.

(Волк).

Ответ:

Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,

Вот тебе совет такой - потеплее их накрой,

Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!

Письмо 3:

По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик).

Ответ:

Перелом, перелом,

Шины ищем мы потом.

Две накладываем шины.

Если шины рядом нет,

То берём линеечку,

Или просто реечку.

По размеру отломили,

Аккуратно приложили,

Бинтом перемотали,

Врача вызывали.

Письмо 4:

Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят).

Ответ:

Звонят или постучали

Ты к дверям не подбегай.

Сразу дверь не открывай.

Ты в глазок посмотри,

Кто пришёл, определи.

Если кто-то незнакомый,

Ни за что не открывай.

Письмо 5:

Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка).

Ответ:

Знайте, в городе всегда заблудиться можно.

И поэтому ведите себя очень осторожно.

К чужим дядям, к чужим тётям

Вы не подходите.

Только милиционеру свой адрес сообщите.

Письмо 6:

Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.

(Незнайка).

Ответ:

Правила движения знайте наизусть!

Красный свет - дороги нет!

Жёлтый - будь внимателен!

На зелёный свет иди -

Все дороги впереди.

14. « Одень куклу»

Дидактическая задача:

Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).

Игровые действия:

Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.

Ход игры.

В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.

15. « Соедини по точкам»

Дидактическая задача:

Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, зак-реплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать уме-ние доводить начатое дело до конца.

Материал:

карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита).

Игровые действия:

соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

16. « Мы – спасатели»

Дидактическая задача:

Закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкрет-ных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавше-му.

Материал:

Игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением правильных действий.

Игровые действия:

Выбор детьми карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации и последовательно их разложить.

17. « Разложи по порядку»

Дидактическая задача:

Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются карт-ки с изображениями

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; встреча пожарных;

Работа пожарных.

Игровые действия:

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

18. «Сложи картинку (пазл)»

Дидактическая задача:

Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.

Игровые действия:

Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.

Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.

На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимает-ся не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.

19. « Буриме»

Дидактическая задача:

Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопаснос-ти.

Ход игры.

Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по...

(«01»).

Если стал гореть забор,

Доставай скорей...

(топор).

Если всё в дыму у нас,

Надевай...

(противогаз).

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко...

(красный)

Наш брандспойт был очень старый

И не мог тушить...

(пожары).

Мчалась лестница всё выше,

Поднялась до самой...

(крыши)

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина...

(мчится).

На пожаре ждет беда,

Если кончилась...

(вода).

Чтоб огонь нам одолеть,

Надо вовремя…

(успеть).

Ох, опасные сестрички,

Эти маленькие…

(спички).

Знать обязан каждый-житель,

Где висит...

(огнетушитель).

При пожаре не зевай,

Огонь водою...

(заливай).

Деревянные сестрички

В коробочке. Это...

(спички).

Коль не тратишь время даром,

Быстро справишься с...

(пожаром).

Пояснительная записка.

Начиная познавать окружающий мир, ребёнок может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Одна из сторон общей культуры безопасности – безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность.

Необходима планомерная профилактическая работа с дошкольниками, проводимая в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Цель проекта: совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности.

Предполагаемый результат проекта: у дошкольников сформированы навыки правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами.

Реализация проекта.

Мероприятие

Ожидаемый результат

Памятка для родителей и детей: “Спички – это не игрушка” Дети знают о предназначении спичек, об их опасности
Беседа: “Профессия пожарный” У детей воспитано чувство уважения к труду пожарных
Чтение художественной литературы: С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое” Дети знакомы с литературными произведениями о пожарных
Игры - упражнения: “Если в доме что-то загорелось”, “Чем тушить огонь” Дети знают правила поведения во время пожара
Изготовление атрибутов по ППБ “Пожарный щит” Дети познакомились со средствами пожаротушения
Сюжетно-ролевая игра: “Мы пожарные” Дети используют правила пожарной безопасности в доме в игровой форме
Демонстрация опытов с огнём: “Горит – не горит” Дети способны определить горючие и негорючие предметы
Выставка плакатов: “Советы огнетушителя” Дети умеют создавать сюжетный рисунок по заданной теме
Развлечение: “Пожарная дружина У детей сформированы знания по правилам противопожарной безопасности

Сценарий ППБ

Цель: формировать интерес к профессии пожарного, закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности.

Материал: картинки-предметы для пожаротушения, предметы для игры: “Горит - не горит”, знаки по ППБ, плакаты по ППБ, значки “Юные пожарные” по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, канат, 2 ленты (пожарные рукава), 2 обруча, детские огнетушители, маска, “колобок”, “спичка”, мяч.

I ч. “Вступительное слово”.

Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать.
Им к огню не привыкать! (пожарные).

Вед.: - Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные.

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный).

Вед.: - А вы помните, по какому телефону нужно звонить при пожаре?

Правильно, 01! (показать плакат).

Вед.: - Сегодня нам предстоит необычайная экскурсия. Мы отправимся в гости к пожарным.

Рабочий день пожарного – смена, начинается с 8.00 часов утра и заканчивается только на следующее утро, опять же в 8.00 часов.

Вед.: - Ну, что ж, готовы? Отправляемся!

II ч. “Развод” - совещание пожарных.

Группа детей выстраиваются в шеренгу.

Вед.: - Утро пожарной части начинается с “развода”, “развод” - это небольшое утреннее совещание пожарных.

Ребёнок 1 (начальник пожарной части): “Смена, сдать дежурство!”.

Ребёнок 2 (командир смены):

- “Отряд, смирно!” (идёт строевым шагом сдавать рапорт).

Отряд “Пожарная дружина” построен. За время дежурства ничего не произошло. Всё оборудование в полном порядке.

Ребёнок 1: - “Дежурство принял. Отряду вольно!” (командир смены, ребёнок 2, возвращается).

Ребёнок 2: - “Отряду, вольно!”

III ч. “Учебный класс”.

Вед.: А теперь отправимся вместе с пожарными в учебный класс. В 9.00 весь боевой состав собирается в учебный класс. Чем больше знает пожарный – тем быстрее он сможет справиться с огнем.

(Дети – пожарные сидят на стульях).

1 Игра: “Помоги пожарному”.

Вед.: - Проведём наши занятия.

Задание : Соедините стрелочками пожарного с предметами, необходимыми для пожаротушения (картинки – предметы на доске).

2 Игра: “Горит – не горит”.

Следующее задание: На столе горючие и негорючие предметы. Выберите и назовите все предметы, которые уцелеют, если случиться пожар. Какие предметы сгорят?

3 Игра: “Пожарные знаки”.

Есть дорожные знаки, но существуют и пожарные знаки.

Что они обозначают? Где они встречаются? (взрослый показывает пожарные знаки, дети отвечают).

IV ч. “Спортивный зал”.

Вед.: Какими качествами должен обладать пожарный?

Ответы детей (взрослый дополняет):

Храбрый;

Выносливый;

Сильный;

Дисциплинированный;

Внимательный;

Быстро принимать решения;

Уметь оказать медицинскую помощь;

Поддерживать своих товарищей.

Вед.: Всё правильно! А как вы думаете, что делают пожарные после того, как закончились занятия? Идут отдыхать и ждать, когда понадобиться их помощь.

Ребёнок.: Пожарные идут на тренировку.

Вед.: И мы вместе с пожарными пойдём на тренировку.

Проведём “пожарные учения” в виде эстафет и конкурсов, в которых участвует вся команда или её представители.

Группа детей делится на 2 команды.

Вед.: Посоветуйтесь и назовите свою команду.

Команда: “Огонёк”.

Команда: “Искорка”.

1 этап: “Кто быстрее проползёт?”.

(скольжение по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками).

2 этап: “Перетягивание каната”.

(побеждает команда, перетянувшая на свою сторону соперника).

3 этап: “Скатай пожарный рукав”.

(По 1 ребёнку от команды. Аккуратно свернуть “пожарный рукав”).

4 этап: “Спасение пострадавших”.

(Бег парами в обруче. Добежать до пострадавшего и вернутся с ним в “безопасное место”).

5 этап: “Тушение пожара”.

(Бег с огнетушителем (ёмкость с водой) до “очага пожара”).

Итог соревнований – награждение значками “Юный пожарный”.

V ч. “Досуг”.

Вед.: Когда закончилась смена, можно и отдохнуть, пойти, например, в театр.

Усаживайтесь поудобнее. Пока наши артисты готовятся, проведём игру: “Лови – бросай, сразу отвечай”.

(Дети сидят на стульях, им бросая мяч, задают вопросы).

Вопросы:

Для чего пожарной машине нужна сирена? (чтобы все слышали и уступали дорогу).

Почему пожарная машина красного цвета? (чтобы её можно было заметить на дорогах, цвет огня).

Куда можно прятаться при пожаре? (никуда).

Почему при пожаре нужно продвигаться к выходу ползком? (внизу дыма меньше).

Молодцы! Вашему вниманию представляем инсценировку: “Колобок и спичка”.

Действующие лица:

  1. Колобок.
  2. Спичка.

Знают взрослые и дети
Жил да был на белом свете
В доброй сказке колобок,
Колобок – румяный бок.

Я – колобок, колобок,
Я румяный бок,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я качусь куда хочу,
По дороженьке лечу!

По тропинке он катился
Очень, очень торопился.
Торопился мир узнать!

(на встречу выходит спичка, сталкивается с колобком).

Ты куда летишь стрелой?
На пожар? Пойдём со мной!

Колобок: Кто ты?

все зовут меня,
А без спичек нет огня.
Я зажечь умею газ,
Разожгу костёр для вас.
Без меня в поход пойдёшь
Чай душистый не найдешь.

Тороплюсь я мир узнать

(обходит спичку кругом, рассматривает её).

Буду я с тобой играть.
Буду спичку зажигать.

Спичка: (грозит пальцем).

Вспыхну – пальчик обожгу,
Вспыхну – что-то подожгу.
Загорится всё вокруг –
Помни это, юный друг!

VI ч. “Заключительное слово”.

Дети встают полукругом.

Слова: Для забавы и игры
Спички в руки не бери!

Песня: “Машина пожарная”.

Вот закончилась наша интересная экскурсия в пожарную часть.

Давайте пожелаем пожарным спокойной рабочей смены!

Гимн пожарных (отрывок).

Такая вот работа – вечный бой,
И наше место – на переднем крае.
Притом не открываем мы огонь,
Его, наоборот, мы закрываем.

Методическая литература.

  1. Арамина Н. “Ознакомление дошкольников с ППБ”. г. Москва; Издательство: “Скрипторий”, 2008 г.
  2. Белая К. “как обеспечить безопасность дошкольников” (пособие). М., “Просвещение”. 2001 г.
  3. Радзиевская Л. “Ты и огонь”. Издательство: “ОНИКС”, 2009 г.
  4. Раскраска детям по ППБ, администрация городского округа Рефтинский, 2013 г.
  5. Федорова Т. “Чтоб не ссориться с огнём”. г. К.-Ур., Свердл. обл., Издательство: “Калан”, 1997 г.

Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности, последовательностью действий в случае пожара.

Учебно-воспитательные задачи:

I. Образовательные:

1.Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;

2. Расширить представления об огне;

3. Обсудить причины, по которым происходят пожары.

II. Развивающие:

Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

III. Воспитательные:

Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования.

Ход урока

I. Организационный момент

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате - колоссальные убытки. И самое главное-десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

II . Сообщение темы и целей урока

Сирена, сирена, сирена звучит

На вызов пожарные едут.

Сигнал поступил на пульт «01»

А в трубке: “ Горим! Помогите!”

Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним.

III . Работа по теме урока

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях.

Причины пожаров во всех случаях одни и те же:

Неосторожное обращение с огнем.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Устранение пожара.

Чем можно потушить пожар?

Игра « Добавь словечко»

Учитель: Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. . . (ВОДОЙ).

Недаром говорят: ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.

А ещё чем можно?

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …

(ПЕСОК)

Учитель: Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.

ОЖОГИ:

1 степени-покраснение

2 степени-появляются пузыри

3, 4 степени-самые тяжёлые

IV . Составление правил пожарной безопасности

Учитель: Давайте, определим правила пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности:

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

3. Не суши бельё над плитой.

4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).

Спасатель: Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.

Спасатель: Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.

Спасатель: Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
Чтоб пожар вдруг не случился,
Помните об этом!

Спасатель: Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладится.

V . Ритмическая пауза

Учитель: Предлагаю вам считалку

Очень веселую, так для разрядки.

На вопросы наши хором отвечайте.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой... (Пожар.)

Раз, два, три, четыре —

У кого пожар...? (В квартире.)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил...? (Утюг.)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над...? (Газом.)

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег...? (Листву.)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые...? (Предметы.)

Помни каждый гражданин этот номер... (Ноль один - 01 .)

Дым увидел — не зевай и пожарных... (Вызывай.)

VI . Беседа о пожарных

Загадка: С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.)

Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным.)

А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых.)

Спасатель: Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём.

Ученик: Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.

VII . Дидактические игры

1. «Позвони пожарному»

Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.

По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?

Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.

2 . «Где горит»

Учитель: Огонёк всегда такой-

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

На противоположной стороне лежат картинки, по которым вы определяете источник возгорания. Смотрите на картинки, угадываете, что там изображено, бегом возвращаетесь к команде и называете предмет.

3. «Спасение»

При работе на пожаре пожарным приходится продвигаться по задымлённому коридору, надев специальные противогазы. Мы с вами будем работать с противогазами ГП-5.

По длине зала помощники держат обручи - это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогазы для каждой команды. У первых участников они тоже есть. По команде ведущего надо одеть противогаз на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды. Когда второй ученик надевает противогаз, взявшись за руки они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать его третьему. Действие повторяется.

4. «Тушение пожара»

Чтобы огонь победить,

Его надо быстро потушить!

Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. Необходимо стаканчиком набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро.

Кто больше принесёт воды?

VIII . Беседа «Огонь - ваш друг или враг?»

Учитель:

Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.) (Могут погибнуть люди, животные)

Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой? (Наверное, нет)

Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)

Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое племя
Поднимает будто флаг.

Что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)

Спасатель:

Чтобы в ваш дом
Не пришла беда -
Будьте с огнём
Осторожны всегда!
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Учитель:

Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

Учитель : Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Ты видел, как он управляет огнем?
Железная маска надета на нем.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стеганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сравнить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Спасатель:

Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.

Учитель : При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.

IX . Физкультминутка.

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.)

Учитель : Молодцы, с заданием справились.

X . Закрепление пройденного материала

1) Скороговорки и пословицы.

1. Кто лучше проговорит скороговорку.

  • Уголек из печки скок и поджег половичок.
  • Шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
  • Уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.

2. Собери пословицу и объясни ее значение.

1. Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит.)

2. Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.)

3. Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши.)

4. Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела.)

2) Вопросы на смекалку.

1. Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)

2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)

3. У кого язык самый длинный? (у огня)

4. Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)

5. По чему утка плавает? (по воде)

6. Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)

7. Что портится быстрее всего? (настроение)

8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

9. Что выше дерева и растет? (дым)

10. Рта нет, а пожирает? (огонь)

11. Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)

12. Что в руке не схватишь? (дым)

13. Какой огонь не жжет? (нарисованный)

14. Что на свете дороже всего? (здоровье)

15. Что сильнее всех на свете? (вода)

16. Без чего не может жить человек? (без имени)

XI . Подведение итогов

Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?

Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Галина Подолина
Подвижные игры по правилам пожарной безопасности

Огонь в очаге.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту.

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске) . Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ : Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак .

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

Огненный Дракон

Цели : совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят : «Огонь –дракон, уходи вон!»

Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени» , игроки разбегаются.

ДРАКОН : Язычки огня всё ближе, ближе

Нагибайтесь ниже, ниже!

Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел.

Те, кого не задел, возвращаются в круг.

Вода и огонь.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.

На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой – мальчики (Огонь, ведущий между ними.

По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар ) . Осаленные переходят в команду противника.

Птички в беде.

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.

На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми) . Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары . Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.

Кто быстрее потушит пожар .

Цели : развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.

По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю) .

Количество стульев на один меньше, чем участников игры . Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

Хозяин озера

Цели : развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе.

На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте) . Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды.

Водящий считает до пяти.

Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера) . В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.




Top