Какой орган уполномочен. Какой орган уполномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов предварительного следствия? Какие решения вправе он принять по результатам их рассмотрения? К личному имуществу каждого из супругов относится
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения фактически определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения, при утверждении положения о закупке соответствующего учреждения.
Обоснование вывода:
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрена возможность осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с этим Законом при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров ( Закона N 223-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317 и, например, АС Северо-Кавказского округа от 04.05.2017 N Ф08-2497/17).
N 223-ФЗ не даёт закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки ( Закона N 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона).
При этом возможность закрепить в положении о закупке тот или иной способ закупки и условия применения этого способа, в том числе и закупки у единственного контрагента, не поставлены N 223-ФЗ в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе видов договоров, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов, цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности (одноимённости) приобретаемых товаров (работ, услуг), заключения договоров с данным контрагентом в предшествующий период и так далее.
Установленное Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке на официальном сайте, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - 500 тысяч рублей, связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления. А применение того или иного способа закупки, в свою очередь, не ставится в зависимость и от обязанности размещения информации.
Не ограничивает указанное право и требование Закона N 223-ФЗ осуществлять в электронной форме закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, поскольку оно относится именно к форме проведения закупки, которая при этом может осуществляться разными способами. Это следует и из постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, которым утвержден соответствующий перечень, на это также указано в разделе 6 разъяснений по вопросам применения N 223-ФЗ, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2012 N ИА/44025/12.
Иными словами, критерии выбора способа закупки (то есть процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора) определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика, которое может предусматривать возможность заключения договоров по различным основаниям с единственным контрагентом. Аналогичного мнения придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 26.08.2015 N Д28и-2452, письмо от 31.06.2015 N Д28и-2232, письмо от 28.05.2015 N Д28и-1368, письмо от 31.12.2014 N Д28И-2886).
Таким образом, предел суммы закупки (одной сделки), которая может быть осуществлена у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя бюджетным учреждением во всех случаях, во всех случаях без дополнительных обоснований (например, в зависимости от состояния рынка - в условиях естественных монополий и т.п.) или в отдельных случаях определяется именно положением о закупке.
В соответствии с Закона N 223-ФЗ положение о закупке государственного бюджетного учреждения или муниципального бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Соответственно, именно этот орган фактически и определяет предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения.
К сведению:
Согласно Закона N 223-ФЗ, внесенной от 31.12.2017 N 505-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти (выполняющий функции учредителя бюджетного учреждения) вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, которые обязаны будут его применять.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Виноградова Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Какой орган уполномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов предварительного следствия? Какие решения вправе он принять по результатам их рассмотрения?
Согласно ч. 1 ст. 125 УПК РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с ч. 2 – ч. 6 ст. 152 УПК РФ, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Местом совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;
Местом окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте;
Местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, если преступления совершены в разных местах;
Местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. В связи с изложенным жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ должны рассматриваться судами по месту производства предварительного расследования; до этой стадии - по месту нахождения органа, вынесшего обжалуемое решение или совершившего обжалуемое действие.
Из смысла ст. 125 УПК РФ следует, что после поступления в суд жалобы на действия и решения должностных лиц органов предвари-тельного расследования и прокуратуры, она рассматривается по существу. При этом перечень решений, которые может постановить суд, строго ограничен законодателем. В соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным и необоснованным и его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Заявительный характер жалобы предопределяет не только обязанности суда по ее рассмотрению, но и обязанности заявителя по ее своевременной подаче и поддержанию. Важно отметить, что задачи судебного контроля на досудебном этапе в немалой степени предопределены необходимостью предоставления участнику уголовного судопроизводства возможности своевременно воспользоваться механизмом судебной защиты своих прав и свобод, что требует безотлагательности в разрешении заявленных им жалоб. Закон напрямую не предусматривает срока для обжалования действий и решений должностных лиц органов предварительного расследования, что на практике компенсируется применением общих предписаний уголовного и уголовно-процессуального законов, системный анализ которых говорит, что сроки на обжалование таких действий все же носят пресекательный характер и определяются в каждом конкретном случае:
Сроком давности, в связи с истечением которого лицо освобождается от уголовной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 78 УК РФ); например, такие ситуации возникают при обжаловании постановлений о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела;
Утверждением обвинительного заключения или обвинительного акта (постановления) прокурором и направлением уголовного дела в суд (ст. 222, ст. 226 УПК РФ);
Постановлением приговора по уголовному делу, обстоятельства которого являются предметом спора в порядке ст. 125 УПК РФ.
Предложения по обоснованию вида процессуальной формы решения суда, пришедшего к выводу о невозможности рассмотрения жалобы по существу, в основном сводятся к использованию процессуальной аналогии решений, принимаемых в связи с рассмотрением допустимости заявления и жалоб при производстве по делам частного обвинения, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В соответствии с названными процессуальными порядками в случае неприемлемости заявления или жалобы (несоответствие ее по форме и содержанию требованиям уголовно-процессуального закона) суд принимает следующие решения:
Выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагается привести его в соответствие с требованиями, установленными для заявления о возбуждения уголовного дела частного обвинения, и устанавливает для этого срок; в случае неисполнения данного указания отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее (ч. 1 ст. 319 УПК РФ);
Возвращает ее для пересоставления и назначает срок для исправления указанных недостатков; в случае невыполнения требований судьи или непоступления жалобы в установленный срок выносится соответствующее постановление;
Возвращает их заявителю для устранения недостатков, выявленных судьей надзорной инстанции и препятствующих для вынесения по жалобе решения по существу.
материал подготовлен А.В. Куницыной,
кандидатом юридических наук,
доцентом кафедры уголовного права и процесса,
"Порядок обжалования действий следователя и дознавателя
в уголовном судопроизводстве"
Разъяснение
законодательства Российской Федерации, практики его применения, а
также толкование норм, терминов и понятий осуществляются
федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в
случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если
это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению
гражданина (п.12.4
Типового регламента внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти , утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).
Гражданин (физическое
лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов
местного самоуправления, их должностных лиц в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, информации,
непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .
Правоотношения, связанные
с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним
Конституцией
Российской Федерации права на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" .
Граждане имеют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе
юридических лиц, в государственные органы, органы местного
самоуправления и их должностным лицам, в государственные и
муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено
осуществление публично значимых функций, и их должностным
лицам.
Рассмотрение обращений
граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в форме электронного документа
, подлежит
рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7
Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении
гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя,
отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по
которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации
обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению
необходимые документы и материалы в электронной форме.
Обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит
обязательному рассмотрению.
Письменное обращение
подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента
поступления в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в
течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Письменное обращение,
поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
(руководителю высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах
возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере
миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации
письменного обращения.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Письменное обращение,
принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению
в порядке, установленном Федеральным
законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4
ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Государственные органы и
органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том
числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в
том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на
русском языке и государственном языке соответствующей республики в
составе Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Лицо, желающее получить
информацию о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано
обосновывать необходимость ее получения.
Разъяснения органа
государственной власти имеют юридическую силу только в том случае,
если орган наделен в соответствии с законодательством Российской
Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по
применению положений нормативных правовых актов.
Пунктом
2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации ,
утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 ,
определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых
актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти:
постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание
нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм
не допускается.
Документы,
изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов
данных государственных или муниципальных органов, не приобретают
юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов
исполнительной власти оформляются в форме писем.
Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.
Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
(МВД России)
Утверждающий документ |
|
Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. |
Министерство иностранных дел (МИД России)
(МИД России)
Полномочия по разъяснению законодательства |
Утверждающий документ |
Организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и
направление ответов в установленный законодательством Российской
Федерации срок. |
Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана - согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.
Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти
Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ ".
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод , их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).
Уполномоченный по правам человека - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Основные признаки понятия «омбудсман» :
- принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
- государственно-общественный статус;
- независимость;
- рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
- целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.
Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ
Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты
.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:
- Президентом РФ;
- Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
- депутатами Государственной Думы;
- депутатскими объединениями в Государственной Думе.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ
В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:
- восстановление нарушенных прав;
- совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ
К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:
- рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
- изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
- выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
- осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб
. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без .
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.
Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы
Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.
Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию . Так, согласно положениям ст. 31 , по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.
Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).