Какой религии придерживается. Не знаю какой религии придерживаться? Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Дан Ричардсон

ВЕЧНОСТЬ В ИХ СЕРДЦАХ

"Все соделал он прекрасным в свое время и вложил вечность в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца"

(Еккл. 3:11.)

В русском тексте Библии: "...вложил мир в сердце их". Из-за двойного значения русского слова "мир", в данном случае вернее рассматривать слово "eternity" в английском тексте Библии в его прямом смысле - "вечность". Примечание переводчика.

Часть первая.

(фактор Мелхиседека)

Глава первая

^ НАРОДЫ НЕЯВНОГО БОГА

Глава вторая

НАРОДЫ ПОТЕРЯННОЙ КНИГИ

Глава третья

НАРОДЫ СО СТРАННЫМИ ОБЫЧАЯМИ

Глава четвёртая

УЧЁНЫЕ СО СТРАННЫМИ ТЕОРИЯМИ

Часть вторая.

^ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ, ПРИГОТОВЛЕННОЕ ДЛЯ МИРА

(фактор Авраама)

Глава пятая

ЧЕТЫРЕХТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ СВЯЗЬ

Глава шестая

МЕССИЯ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ

Глава седьмая

^ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ "ДЕЯНИЙ АПОСТОЛОВ"

ПРИЛОЖЕНИЕ

Часть первая.

МИР, ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ДЛЯ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ

Глава первая

НАРОДЫ НЕЯВНОГО БОГА

Афиняне

Шестое столетие до Рождества Христова. В зале Совета старейшин на Аресовом холме, в Афинах.

Скажи же, Никий, какой совет посылает нам Дельфийская жрица? Отчего напала на нас эта чума? И почему не помогли наши частые жертвоприношения?

Невозмутимым взором смотрел Никий прямо в лицо главы Ареопага.

Пифия провозгласила, что на Афинах лежит чудовищное проклятье. Некий бог послал на нас эту кару за тяжкое преступление царя Мегакла, вероломно поступившего с людьми Килона.

Да, да, я припоминаю теперь, - мрачно проговорил еще один член Совета, - Мегакл уговорил их сложить оружие, обещая всех отпустить с миром. А затем тут же забыл свое обещание и умертвил сторонников Килона. Но какой именно бог гневается на нас за это преступление? Мы ведь принесли искупительные жертвы всем богам!

Это не так, - отвечал Никий, - Жрица утверждает, что один бог все еще не умиротворен.

Какой же это может быть бог? - удивлялись ареопагиты глядя на Никия с недоверием.

Этого я не могу вам сказать, - ответил Никий, - Кажется, и сама прорицательница не знает его имени. Она сказала только... - Никий помолчал, обводя взглядом встревоженные лица своих коллег. Тем временем из окружавшего их, поверженного города доносилось тысячекратное эхо погребальных песнопений. - Она сказала, что нам следует немедленно послать корабль на Крит, в город Кносс и привезти оттуда в Афины человека по имени Эпименид. Дельфийский оракул утверждает, что ему известно, как умилостивить этого разгневанного бога и спасти наш город.

Разве в Афинах не найдется достаточно мудрого человека? - возмущенно воскликнул один из старейшин, - Неужели мы должны просить о помощи какого-то... какого-то чужестранца!

Если ты знаешь такого человека среди афинян, - сказал Никий, - призови его. Если же нет - давайте поступим так, как повелевает оракул.

Порыв ветра - холодного, будто остуженного ужасом, охватившим Афины, пронесся сквозь беломраморный зал Совета на Аресовом холме. Один за другим старейшины кутали плечи в свои парадные одеяния, размышляя над словами Никия.

Поезжай от нашего имени, - сказал глава Ареопага, - и если этот Эпименид внемлет твоей просьбе, доставь его в Афины. А если он спасет наш город, мы вознаградим его.

С этим были согласны и остальные члены Совета. Ни разу не возвысивший голоса Никий встал, поклонился собранию и покинул зал.

Спустившись с холма, он направился к одно из гаваней порта Пирей, лежавшей в двух лигах к Фалерскому заливу. Там его ждал корабль.

Проворно вслед за Никием ступил Эпименид на набережную Пирея. И оба без промедления направились к Афинам, постепенно возвращая свои ногам ощущение твердой земли после долгого морского путешествия с Крита.

По мере того, как они входили в известно всему миру "город философов", повсюду обнаруживались признаки чумы. Но Эпименид заметил и еще кое-что.

Я никогда не видел столько богов! - воскликнул критянин, моргая от изумления. Шеренги идолов тянулись по обеим сторонам дороги, ведшей из Пирея. Сотни других изваяний громоздились крутом каменистом склоне Акрополя. Будущие поколения афинян построят здесь Парфенон.

Сколько же богов у афинян? - спросил Эпименид.

Несколько сот, по меньшей мере, - ответил Никий.

Несколько сот! - воскликнул критянин, Должно быть, здесь легче найти богов, чем людей

Прекрасно сказано! - усмехнулся Никий ареопагит, - Кто знает, сколько сочинено людьми пословиц об "Афинах - городе изобилующем богами". Добавить к афинским богам еще одного - равно, что притащить камень в каменоломню.

Никий приостановился, размышляя над собственным словами.

И все же Дельфийский оракул гласит, нам, афинянам надлежит заключить мир еще одним богом. А ты, Эпименид, поможешь найти к нему путь. По-видимому, вопреки тому, что я сказал, мы все еще нуждаемся в новых богах.

Вдруг Никий запрокинул голову и расхохотался.

Жизнью своей клянусь, Эпименид, я не в силах догадаться, кто этот новый бог. Мы, афиняне - первые в мире коллекционеры богов! Мы изучили религии всех окружающих народов, разыскивая каждое божество, которое можно доставить в город на корабле или в повозке.

Может быть, в этом-то все и дело, - загадочно произнес Эпименид.

Никий смотрел на Эпименида прищурившись, не скрывая недоумения. Ему не терпелось, чтобы тот пояснил эти последние слова. Но что-то в поведении Эпименида остановило его. Вскоре они подошли к древней мраморной колоннаде у самого зала Совета на Аресовом холме. Весть об их прибытии уже достигла слуха старейшин города. Собравшийся Ареопаг ждал.

Мы благодарны тебе, Эпименид... - начал свое обращение глава собрания.

Высокоученые старейшины Афин, нет никакой нужды благодарить меня, - прервал его Эпименид, - Завтра с восходом солнца соберите на травянистом склоне у подножия этой священной скалы отару овец и артель каменщиков, а также привезите побольше камней и раствора. Овцы должны быть здоровыми и разной масти - черные и белые. Не допускайте их пастись после ночи. Овцы должны проголодаться! Теперь я буду отдыхать от дороги, а на рассвете вы позовете меня.

И пока терзаемые любопытством члены Ареопага обменивались взглядами, Эпименид прошел через колоннаду к укромной нише, сел, завернувшись в плащ, как в одеяло, и погрузился в молитву.

Глава собрания повернулся к одному из младших членов Совета.

Проследи, чтобы все было исполнено в точности, - приказал он.

Овец привели, - кротко произнес младший член Совета. Сонный и встрепанный Эпименид покинул свое ложе и побрел за посланником к заросшему травой склону у подножья Аресова холма. Две отары овец - белая и черная, члены Ареопага, пастухи и каменщики стояли в ожидании, под лучами восходящего солнца. Сотни жителей города, измученные еще одной ночью ухода за жертвами чумы и плача по умершим, взобравшись повыше, с тревогой наблюдали за происходящим.

Высокоученые отцы города! - сказал Эпименид, - вы уже потратили много усилий, принося жертвы своим многочисленным богам, и все они оказались тщетными. Я предложу вам сейчас совершить некий обряд, исходя из трех предположений, которые, вероятно, окажутся новыми для вас. Первое мое предположение заключается в том... - каждая пара глаз была устремлена на рослого критянина, каждое ухо готово было услышать его следующее слово, - ...что есть еще один бог, имеющий отношение к приходу этой чумы - бог, имя которого нам неизвестно, и который, следовательно, не представлен ни одним из кумиров вашего города.

Во вторых, я предполагаю, что бог этот достаточно велик - и достаточно добр - чтобы справиться с этой чумой, если только мы взовем к его помощи.

Воззвать к богу, имя которого неизвестно? - не удержался один из старейшин, - разве это возможно?

Третье мое предположение и является ответом на этот вопрос, - мгновенно отозвался Эпименид, - Предположение это - из самых простых. Любой бог, достаточно великий и добрый для того, чтобы справиться с чумой, по-видимому окажется достаточно велик и добр, чтобы улыбнуться нам в нашем невежестве, если мы это невежество осознаем И попросим его о помощи!

Гул одобрения смешался с блеянием голодных овец. Никогда еще ареопагиты не встречались с такой последовательностью доказательств. Но почему, недоумевали они, овцы должны быть разной масти?

Теперь - внимание? - возвысил голос Эпименид, - приготовьтесь выпустить овец на этот священный луг! Когда вы отпустите их, дайте каждому животному пастись там, где оно захочет. Но пусть кто-то следует за каждой овцой и внимательно за ней следит. - И подняв глаза к небесам, Эпименид стал молиться с пронзительной глубиной и убежденностью в голосе. - О ты, неведомый бог! Взгляни на чуму, сокрушающую этот город! И если ты вправду испытываешь достаточно сострадания. чтобы простить нас и нам помочь, обрати свой взор на этих овец! Молю тебя - яви нам свою готовность ответить, заставив любую из овец, приглянувшуюся тебе, лечь в траву вместо того, чтобы пастись. Выбирай белую, если она понравится; черную, если она тебе мила. И тех, что выберешь, мы принесем тебе в жертву, признав наше удручающее невежество - незнание имени твоего?

Эпименид опустился в траву, уронил голову и махнул рукой пастухам, удерживавшим отары. Пастухи медленно отступили в сторону. Нетерпеливые овцы быстро рассеялись по склону холма и стали щипать траву. Эпименид же, уставившись в землю, замер, как статуя.

Безнадежно, - ворчал вполголоса мрачный член Совета, - Сейчас раннее утро, а я редко видел столь голодных овец. Ни одна из них не станет отдыхать, пока не набьет себе брюхо. А тогда - кто поверит... бог заставил ее лечь, как же!..

Так стало быть, Эпименид умышленно выбрал это время дня! - ответил ему Никий, - Только так мы сможем узнать, что овца, которая легла, сделала это велением неведомого бога, а не по своей воле!

Не успел Никий договорить, как один из пастухов закричал: "Смотрите!" Все повернулись, чтобы увидеть, как отборный овен подогнул колени и опустился в траву.

А вот еще одна! - крикнул ошеломленный старейшина, вне себя от удивления. В считанные минуты несколько лучших овец уже отдыхали в траве, слишком сочной, чтобы в обычных условиях от нее отказалось голодное травоядное!

Если бы остановилась лишь одна, мы могли сказать, что она нездорова, - воскликнул глава Совета старейшин, - Но это!.. Это может быть только ответом!

С глазами, полными благоговейного страха, он повернулся к Эпимениду и спросил:

Что нам делать теперь?

Отделите овец, которые отдыхают, - отвечал критянин, впервые поднимая голову с тех пор, как он воззвал к неведомому богу, - и пометьте место, где легла каждая из них. Пусть затем ваши каменщики построят жертвенники - по одному на месте отдыха каждого животного!

С энтузиазмом бросились каменщики укладывать и скреплять камни. К концу дня раствор достаточно затвердел. Алтари стояли, готовые к принятию жертв.

Но какого бога имя должны мы высечь на этих жертвенниках? - спросил один из молодых членов ареопага, сгоравший от нетерпения. Все повернулись за ответом к критянину.

Имя? - проговорил Эпименид задумываясь, - Тот Бог, помощи которого мы просили, был рад ответить нашему признанию в невежестве. И если теперь мы притворимся всеведущими, высекая имя и в то же время не имея ни малейшего понятия, каково может быть Его Имя - боюсь, мы только оскорбим Его!

Нет, этого мы никак не должны делать, - согласился глава старейшин, - Но ведь, должно быть, есть какой-то разумный способ, чтобы... чтобы освятить каждый алтарь, прежде чем пользоваться им.

Ты прав, высокоученый муж Афин, - сказал Эпименид с редкой на его устах улыбкой, - Такой способ есть. Начертайте на каждом жертвеннике слова: Agnwstw Jew - Неведомому Богу. И этого будет достаточно.

Афиняне высекли слова, которые предложил им их наставник с Крита. Затем они принесли освященных овец в жертву на алтарях, отмечавших место, где легла овца. Опустилась ночь. К рассвету следующего дня мертвая хватка чумы, сжавшая город, уже ослабла. И в течение недели пораженный город восстал. Афины переполнились прославлениями "неведомого бога", открытого Эпименидом, и самого Эпименида, который оказал такую удивительную помощь, таким изобретательным способом. Жители города украшали гирляндами цветов несколько скромных жертвенников на склоне Аресова холма. Позднее они высекли статую сидящего Эпименида и поместили ее перед одним из своих храмов.

Однако, со временем, афиняне стали забывать о милости, которую даровал им "неведомый бог" Эпименида. В конце концов они совсем забросили его алтари у Аресова холма и вернулись к служению сотням своих богов, оказавшихся в свое время бессильными снять проклятье с города. Кто-то варварски разрушил часть жертвенников и выломал камни из других. Мхом и травой зарастали оставшиеся руины, пока однажды...

Как-то двое старейшин, еще помнивших особый смысл этих жертвенников, задержались около них по дороге с Совета. Опершись на свои посохи, они с тоской вглядывались в покрытые трещинами обломки. Один из них оторвал кусок мха и прочитал старую надпись, которую тот прикрывал:

- "Agnwstw Jew"... Помнишь, Демас?"

Как же могу я забыть? - отвечал Демас, - Я был тот самый младший член Совета, который не спал всю ночь, следя, чтобы камни с раствором, отары и каменщики были готовы к восходу солнца!

Он помолчал, глубоко погруженный в свои думы. Потом продолжал:

Ты подумаешь, что я святотатствую, Демас, но я не могу избавиться от чувства, что если бы только Эпименидов "неведомый бог" явил нам себя открыто, мы вскоре смогли бы обойтись без всех остальных! - и бородатый старик с легким презрением повел посохом в сторону изваяний, вытянувшихся по гребню акрополя ряд за рядом - более немо и глухо, чем когда-либо прежде.

Но если Он когда-нибудь и явит Себя, - проговорил Демас в размышлении, - как узнают наши люди, что Он не незнакомец, но Бог, который уже принял участие в жизни нашего города?

Я полагаю, что есть только один путь, - ответил его собеседник, - Мы должны уберечь хотя бы один из этих жертвенников, как свидетельство для будущих поколений. А историю с Эпименидом следует как-нибудь сохранить живой среди наших преданий.

Прекрасная мысль! - оживился Демас, - Взгляни? Вот этот как будто выглядит еще неплохо. Мы наймем каменщиков, чтобы они как следует отчистили его. А завтра мы напомним всему Ареопагу о давней победе над чумой. И внесем ходатайство о том, чтобы уход, по крайней мере за этим одним алтарем, был навечно включен в расходы нашего города!

Старейшины скрепили свой договор рукопожатием. А потом, рука об руку, прихрамывая, пустились вниз по дороге, торжественно постукивая посохами по камням Аресова холма.

Рассказанное выше основано, главным образом, на предании, которое в качестве исторического события описал в своем классическом труде "О жизни, учении и изречениях писателей, прославившихся в философии" (стр. 88-90). Диоген Лаэртский - греческий автор, живший в третьем веке до Рождества Христова. Основные элементы версии Диогена таковы: к Эпимениду, герою Крита обратился некто Никий, который от имени Афин попросил его о совете по поводу чумы, обрушившейся на город. Прибыв в Афины, Эпименид потребовал отару черных и белых овец и выпустил их пастись на Аресовом холме, приказав следить за овцами и отметить места, где какая-либо из овец ляжет в траву.

Очевидной целью Эпименида было дать возможность богу, имевшему отношение к приходу чумы, обнаружить свое желание помочь афинянам, заставив понравившихся ему овец опуститься на землю в знак того, что он готов принять их в жертву. Поскольку нет ничего необычного в том, чтобы овцы во время пастьбы ложились отдохнуть, Эпименид, скорее всего, устроил свой эксперимент рано утром, когда овцы очень голодны.

Несколько овец улеглись, и афиняне принесли их в жертву неведомому богу на жертвенниках, выстроенных специально для этого случая. И тогда чума покинула город.

Читатели Ветхого Завета вероятно вспомнят, что один из израильских судей, по имени Гедеон, стремясь узнать волю Господа, "выложил стриженую шерсть". Эпименид сделал еще лучше - выставил целую отару!

Согласно изложенному в "Законах" Платона, Эпименид кроме того предсказал, что через десять лет Афины подвергнутся нападению персов. Он, однако, убедил афинян, что их враги "вернутся домой, утратив все надежды и испытают большие страдания, чем сами успеют причинить". Это предсказание исполнилось.

В свою очередь, афинский Ареопаг предложил Эпимениду за его службу плату размером в талант, но тот отказался принять деньги. "Единственная награда, которую я хотел бы получить, - сказал он, - это Договор дружбы между Афинами и Кноссом, заключенный здесь и сейчас". Афиняне согласились. Утвердив договор с Кноссом, они затем обеспечили Эпимениду благополучную дорогу домой на его остров.

(В том же отрывке Платон отдает дань уважения Эпимениду, называя его "этот благословенный свыше человек" и характеризует критянина, как одного из тех великих людей, которые помогли человечеству вновь совершить открытия, утраченные во время Великого потопа).

Другие подробности происшествия, относящиеся к причинам, вызвавшим проклятье, взяты мной из редакционного примечания к "Искусству риторики" Аристотеля (кн.3, 17:10), вышедшей по-английски в серии "Библиотека классики Лоуба", изданной в Кембридже, Массачусетс, в переводе Джона Генри Фриза. Объяснение того, что именно Дельфийский Оракул предписал Афинянам обратиться к Эпимениду. содержится в указанном выше отрывке из "Законов" Платона.

Сам Диоген Лаэртский не упоминает о том, что на Эпименидовых жертвенниках были начертаны слова agnosto theo. Он отмечает только, что "в память о том искуплении и поныне в разных концах Аттики можно видеть безымянные алтари".

Однако два других древних автора - Павсаний в "Описании Эллады" и Филострат в "Жизни Аполлония Тианского" (6:3) говорят об "алтарях воздвигнутых неведомым божествам", подразумевая, что именно этого содержания надписи были на них высечены.

Что такая надпись была по крайней мере на одном из алтарей, подтверждает историк Лука, живший в первом веке. Описывая деятельность Павла - знаменитого христианского апостола. Лука отмечает встречу, которая становится ослепительно ясной благодаря вышеприведенной истории Эпименида:

"В ожидании... в Афинах, - начинает Лука, - Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов" (Деян. 17:16).

Если уже во времена Эпименида Афины хвастались сотнями богов, то ко дням Павла там могли оказаться еще многие сотни. Идолопоклонство по самой своей природе обладает внутренним "фактором инфляции". Как только человек отказывается от единого всеведущего, всемогущего и вездесущего Бога в пользу менее существенных божеств, он в конце концов обнаруживает - к своему великому разочарованию - что требуется бесконечное количество малых божеств, чтобы заполнить место, занимаемое истинным Богом!

Когда Павел увидел, что Афины разменивают святую человеческую привилегию служения единому Богу на простые камни и деревяшки, его охватил ужас. Он тут же приступил к делу. Первое: "он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога"(Деян. 17:17).

Не занимались идолопоклонством ни Иудеи, ни чтущие Бога греки! Вовсе нет. И, тем не менее, на них лежала основная задача противостоять безудержному идолопочитанию в городе.

Возможно, Павел решил, что они настолько привыкли к обрядам идолопоклонников, что уже не способны были убедительно против них выступить. Так или иначе, Павел предпринял собственное наступление. Он беседовал также, - продолжает Лука, - "ежедневно на площади со встречающимися" (Деян. 17:17).

Но кто же ему там встречался? что они отвечали? Лука поясняет: "Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?" [Даже апостол может столкнуться с трудностями при взаимодействии различных культур!], а другие: "кажется он проповедует о чужих божествах" (Деян. 17:18).

Откуда возникло это последнее замечание? Без сомненья философы слышали, как Павел говорил о Теосе - Боге. Теос - было для них знакомым словом. Но они использовали его не в качестве личного имени, а как общее понятие для обозначения любых божеств - точно также, как слово "человек" означает любого человека и не считается подходящим личным именем для кого-то одного.

Однако изучающим философию должно быть известно, что Ксенофан, Платон и Аристотель - три великих философа - пользовались в своих работах термином Теос, как личным именем для обозначения единого Высшего Бога.

Спустя два века после Платона и Аристотеля, авторы Септуагинты - первого греческого перевода Ветхого завета - столкнулись с серьезной проблемой: как найти для слова Элохим - имя Бога на иврите - равноценное имя в греческом языке? Имя Зевса они отвергли. Несмотря на то, что Зевса называли "царем богов", языческие теологи считали его отпрыском двух других богов - Кроноса и Реи. Рожденный другими существами не может быть равноценен Элохиму, существующему извечно. Наконец переводчики признали использованное в другой связи, но всеми тремя упомянутыми философами имя Теос, как греческое личное имя для Всемогущего. Для этого важного случая Теос - было подходящим именем, которое еще не обросло путаницей смыслов! И они его приняли. Но Павел также пользовался именем Теос в проповедях и посланиях Нового Завета!

Тогда может быть не Теос, но незнакомое имя Иисус вынудило афинских философов думать, что Павел "проповедует о чужих божествах". Возможно, они были удивлены и тем, что кто-то вздумал предложить Афинам - столице богов? - еще какого-то бога. В конце концов, Афины должно быть нуждались в каком-то подобии сводной телефонной книги, чтобы вести учет множеству божеств, уже наличествовавших в их городе.

Как же ответил Павел на предположение, что он проповедует о чужих божествах, избыточных для города, давно переполненного богами?

Иисус Христос уже дал Павлу исчерпывающее указание, как справляться с проблемами межкультурного общения, подобными той, что возникла в Афинах. Явившись в образе столь убедительном, что он сообщил Павлу новое внутреннее видение, и столь ярком, что заставил его на некоторое время ослепнуть, Иисус сказал: "Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету" (Деян. 26:17-18).

Логика Иисуса была безупречной. Если людям предстоит обратиться от тьмы к свету, надо сначала открыть им глаза, чтобы они увидели разницу между светом и тьмой. А что необходимо, чтобы открыть людям глаза?

Нечто неслыханное!

Но что же такого невероятного мог Павел - рожденный иудеем и обратившийся в христианство - предложить наводненным кумирами Афинам, чтобы открыть им истину о Всевышнем? Вряд ли он рассчитывал, что в религиозной системе, полностью основанной на политеизме (многобожии), может содержаться хоть малейшее допущение, что монотеизм (единобожие) - лучше.

Да вот же! "Проходя и осматривая" (Деян. 17:23), Павел отыскал посреди этого мира нечто, вне этого мира стоящее - жертвенник, не связанный ни с одним идолом! Алтарь с любопытной надписью: "неведомому богу". Павел увидел разницу между этим алтарем и остальными кумирами. Алтарь был его союзником - ключом, который, вероятно, откроет замки умов и сердец этих стоических и эпикурейских философов. И когда они предложили Павлу изложить его взгляды в более подходящем для разумного спора месте, чем базар, он был к этому готов.

Ареной для Павла стал Ареопаг, то есть собрание на Аресовом холме - группа видных афинян, собиравшихся, чтобы обсуждать вопросы истории, философии или религии. Именно здесь, на этом самом холме почти шесть столетий назад Эпименид встал лицом к лицу с проблемой афинской эпидемии.

Павел мог бы начать свою речь на Аресовом холме, просто назвав черное черным. Он сказал бы:

"Мужи Афин, при всей вашей возвышенной философии вы все еще миритесь с идолопоклонством, хотя может быть и не участвуете в нем! Покайтесь - или вы погибнете!" И каждое его слово было бы истинной правдой!

Далее он мог бы попытаться "обратить их от тьмы к свету", как повелел Иисус. Но это было бы все равно, что в футболе рвануться вперед и оказаться один на один с вратарем, без мяча в ногах. Прежде нужно овладеть мячом. Именно поэтому Иисус поставил требование "открыть им глаза", в качестве предварительного условия для обращения людей от "тьмы к свету".

Павел "овладел мячом", сказав следующее:

"Афиняне, по всему вижу я, что вы как-то особенно набожны (удивительная сдержанность, учитывая отвращение, испытываемое Павлом к идолопоклонничеству). Ибо, проходя и осматривая ваши святыни (обладая биографией Павла, можно было бы назвать их и "мерзкими идолами"), я нашел и жертвенник, на котором написано НЕВЕДОМОМУ БОГУ."

Затем Павел произнес слова, ждавшие шесть веков, чтобы быть наконец сказанными: "Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деян. 17:22-23). Был ли Бог, которого проповедовал Павел, действительно чужим богом, как подозревали философы? Совсем нет! По словам Павла, Ягве - иудео-христианский Бог - был предвосхищен эпименидовыми жертвенниками. Таким образом. Он был Богом, Который уже принимал участие в жизни Афин. Разумеется, Он обладал всеми правами на провозглашение здесь Его Имени!

Но знал ли Павел историческое происхождение этого жертвенника и идеи неведомого бога? Есть свидетельство, что знал! Так как Эпименид, вдобавок к своей способности проливать свет на темные проблемы взаимоотношений человека с богом, был еще и поэтом!

И Павел однажды цитировал его стихи! Оставив посланником на Крите человека по имени Тит, чтобы укрепить на этом острове церковь, Павел позднее писал ему наставления, поучая, как себя вести с критянами: "Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит. 1:12-15).

Слова, приводимые Павлом, взяты из стихов, приписываемых Эпимениду. Обратите также внимание на то, что Павел называет Эпименида "пророком" (profhthV). Это слово он обычно использует, говоря о пророках как Ветхого, так и Нового Заветов. И уж конечно Павел не удостоил бы Эпименида званием пророка, если бы не знал о его личных свойствах и деяниях! Человека, которого Павел цитирует, как обличающего определенные пороки в других, он по существу оценивает, как свободного от этих пороков.

Далее в своем обращении на Аресовом холме Павел утверждает, что Бог "произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас" (Деян. 17:26-27). Эти слова могут представлять собой косвенное упоминание об Эпимениде, как о язычнике, который "ощутил и нашел" Бога, хотя и с неведомым именем, но, как оказалось - находящегося недалеко! [*] .

Следует предположить, что члены собрания на Аресовом холме были знакомы с историей Эпименида по произведениям Платона, Аристотеля и других авторов. Они, должно быть, пришли в восторг от того, что Павел начал свою речь с тезиса, столь тонко отражающего точку пересечения двух культур. Но был ли способен этот воспитанный иудейским законоучителем Гамалиилом христианский апостол настолько удержать внимание мужей, достаточно долго питавшихся логикой Платона и Аристотеля, чтобы донести до них Благовествование?

После великолепного вступления успех Павла в главной части его речи зависел от одного обстоятельства. Назовите это "непрерывной логикой". До тех пор, пока каждое удачное заявление Павла будет логически вытекать из предыдущего, философы готовы его слушать. Но как только он позволит себе пропуск в доводах - они тут же его прервут? Таково было правило философского воспитания. которое они получили - дисциплина, которой они подчинялись сами, и каковой точно так же готовы были потребовать от любого чужестранца, утверждавшего, что он может предложить нечто, заслуживающее их внимания.

Могла ли попытка Павла благовествовать выдержать это тщательное испытание?

Несколько минут Павел в самом деле держался очень хорошо. Начав со свидетельства, явленного Эпименидовым жертвенником, он перешел далее к свидетельству о сотворении рода человеческого. Затем он продвинулся от свидетельства о творении к пустоте идолопоклонничества. К этому моменту он даже имел право определить афинское идолопоклонство, как "невежество", не потеряв при этом своих слушателей. Он сказал: "[Теос] ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа" (Деян. 17:30-31).

Иначе говоря, отыскав и использовав нечто неслыханное, чтобы "овладеть мячом", Павел "устремился к воротам", послушно исполняя второе указание Иисуса - он старался обратить афинян "от тьмы к свету". И тут Павел сказал: "Он [Бог] подал удостоверение всем, воскресив Его из мертвых"

Вот теперь - в первый раз - он оставил пропуск в логике своего выступления на Аресовом холме. Он упомянул о воскресении Человека, утвержденного Богом судить вселенную, не объяснив сначала, как и почему Он должен был умереть. Философы тут же схватились за ошибку, демонстрируя собственную духовную нищету. "Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их" (Деян. 17:32-33).

Павел успел уже обнажить противоречие в их потворстве - если и не практическом содействии - идолопоклонничеству. Одно это было не таким уж малым достижением по отношению к собранию людей, столь гордившихся последовательностью мысли! Как почитатели истины, они должны были бы следовать за рассуждениями Павла по существу, хотя бы на основании его вступительных замечаний, а не ловить его на технических подробностях.

Не все, однако, лишили Павла доверия за упоминание о воскресении: "Некоторые же мужи, приставши к нему, уверовали. Между ними был Дионисий Ареопагит" (Деян. 17:34). Предание второго века утверждает, что Дионисий позже стал первым священником Афин. Имя его берет свое происхождение от греческого бога Диониса, образ которого содержит идею смерти-воскресения. Не существует ли связи между этой идеей и отношением Дионисия к человеку, столь смело выдвинувшему учение о воскресении?

Позднее апостол Иоанн, продолжая усилия Павла по овладению философскими умами греков, использовал любимое философское понятие стоиков - Логос для обозначения Иисуса Христа. Около шестисотого года до Рождества Христова греческий философ Гераклит впервые употребил понятие Логоса, чтобы обозначить божественную основу мира или замысел, объединяющий развивающуюся вселенную. Логос означает всего-навсего "слово". Евреи, в свою очередь, выделяют мемру (арамейский синоним "слова") Господа. Для Иоанна греческий логос и иудейская мемра выражали, по существу, одну и ту же достоверную религиозную истину. Он представлял Иисуса Христа, как воплощение того и другого, когда писал: "В начале было Слово [Логос], и Слово [Логос] было у Бога [Теос], и Слово [Логос] было Бог [Теос]... И Слово [Логос] стало плотию и обитало с нами" (Ин. 1:1,14).

Благодаря этому важнейшему сопоставлению обоих греческих понятий - Теоса и Логоса - с Элохимом и Иисусом Христом, христианство явилось скорее исполнением истины, чем разрушением чего-то признанного в греческой философии!

На самом деле все эти понятия и идеи рассматривались христианскими посланниками в Греции, как предписанные им Богом, чтобы приготовить сознание греков к Благовествованию? Они сочли эти случайные термины греческой философии столь же действительными, как и мессианские метафоры Ветхого Завета, такие как "Агнец Господень" или "лев колена Иудина". И они пользовались обоими видами терминологии с равной свободой, чтобы ввести личность Иисуса в среду обеих культур - греческой и иудейской соответственно.

Хананеи

На самом деле апостолы Нового Завета, и среди них Павел и Иоанн, не были первыми, кто использовал вышеприведенную стратегию, чтобы сделать образ Бога понятным для язычников. Авраам - не менее важная личность - применил тот же метод двумя тысячами лет ранее. История его такова.

Ягве - или Бог - около четырех тысяч лет назад дал человеку, сначала называвшему себя Аврамом, некое потрясающее обещание. Ягве повелел Авраму покинуть дом своего отца, своих родных и землю и переселиться в весьма отдаленную и, по всей вероятности, погруженную во тьму невежества, чужую страну (см. Быт. 12:1). Если Аврам, который позже стал называться Авраамом, послушается его веления, Ягве обещал следующее:

"Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну" (Быт. 12:2-3). Вплоть до этого момента особый договор Ягве с Авраамом ничем не отличается от множества подобных соглашений, которые божества племен в течение всей истории заключали с ограниченным кругом своих приверженцев во всевозможных частях планеты Земля. Был ли Ягве, как намекают некоторые критики, всего лишь одним из незначительных местных богов, грандиозными обещаниями возбуждавший корыстные чувства в своем почитателе, чтобы тот почитал его еще больше и еще ревностнее ему служил?

Этот намек трудно было бы оспорить, если бы не последний пункт соглашения между Ягве и Авраамом. Ибо Ягве сказал в заключение: "И благославятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:3).

И это заявление дает просиять особому характеру обещания Ягве! Он благословлял Авраама не для того, чтобы тот переполнился эгоизмом, высокомерием, отчужденностью или сосредоточенностью только на самом себе. Ягве благословил его, чтобы он сам стал благословением - и не только для своего рода! Это благословение имело целью ни много ни мало - все народы на земле! Что может быть менее эгоистичным и менее местническим!

Богословы называют эти обещания Заветом Авраама, но это нечто большее, чем простой договор между Богом и каким-то одним человеком. Он отмечает начало развития нового поразительного этапа, называемого теологами особым откровением. Иначе говоря, к тому времени, когда Ягве исполнит обещания, данные Аврааму, человечество постигнет мудрость, любовь и силу Всевышнего с глубиной, невообразимой прежде не только для человека, но, видимо, даже и для ангелов (см. 1 Пет. 1:12).

Чтобы поставить Авраама на путь, ведущий к его новой судьбе - стать "благословением всем народам на земле", Ягве привел его сначала в чужую землю, обитаемую самыми разнообразными племенами, каждое из которых, в свою очередь, состояло из многих родов и семей. Этими племенами были кенеи, кенезеи, кедмонеи, хеттеи, ферезеи, рафаимы, аморреи, хананеи, гергесеи и иевусеи (Быт. 15:19). В добавление к этим десяти, только в первых 56 главах Книги Бытия названы по именам еще около 50 племен, расселившихся от Египта до земли Халдейской. В этих 56 главах отмечено больше отдельных этнических групп человечества, чем в любой другой, сравнимой по длине части Библии!

Потихоньку обживаясь среди такого этнического разнообразия, Авраам вероятнее всего мог развить в себе некое международное сознание, которое безусловно необходимо тому, чья судьба - стать "благословением для всех народов!"

Казалось, все шло так, как предполагал Авраам. Но у Ягве был заготовлен для него сюрприз...

Когда Ягве говорил: "Благословятся в тебе все племена земные", - Авраам, возможно, думал, что Бог предполагает сделать его самого и народ, который должен от него произойти, единственным источником духовного просветления для всего человечества. Но не совсем так это было задумано Ягве.

Я родилась и выросла в «смешанной» семье, т. е. мои родители неопределённой веры вследствие того, что являются метисами. С детства духовного воспитания особого не было, как полагалось, меня учили общепринятым заповедям. Мы жили в многонациональном городе и придерживались многих традиций. По воле судьбы я уехала и стала жить в Израиле, вышла замуж за араба-мусульманина. У нас с ним есть дети. Так как страна воюющая, его выслали в Палестину, и вот уже 5 лет мы не вместе.

Он там женился, я тут – в абсолютной растерянности, не знаю, что и как. Я верю в Бога, много читала о том, что такое вера, но не нашла себя и не смогла определить, какой религии придерживаться, как молиться, в какой вере воспитывать детей?

Помогите найти верный путь, я запуталась, потеряла всякий интерес, живу, как робот. Понимаю, что являюсь плохим примером своим детям, но уже просто нет никаких сил…

С точки зрения религии:

К сожалению, из информации о Вас и Ваших родителях невозможно сказать, какая у Вас вера, являетесь ли Вы, допустим, мусульманкой.

Невозможно понять, принять и полюбить что-либо, если нет знаний о нём. Поэтому Вам, прежде всего, надо изучить религию, почитайте книги об Исламе, и тогда Вы сами поймёте, что Ислам – единственная правильная религия! Предлагаем Вам ознакомиться со следующими книгами:

2. «Божественные чудеса».

3. «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада» (все эти книги можно скачать в эл. варианте на этом сайте).

Сходите в местную мечеть, поговорите с имамом, прихожанками. Узнав лучше мусульманскую религию, Вы поймёте, кто Вы, к кому ближе и как дальше жить!

Понятное дело, что Вашего мужа депортировали из Израиля и ему въезд туда уже запрещён, но ведь Вы можете переехать к нему и жить с ним полноценной семьёй, подумайте над этим.

С точки зрения психологии:

Проблемы маргинальной личности (личности, не принадлежащей конкретно к одной религии, нации или культуре) – это всегда проблемы самоопределения. Такое состояние обусловлено, прежде всего, тем, что в собственном самосознании человек не может для себя определить, к чему же он принадлежит, поскольку его в одинаковой степени влекут разные культуры и убеждения. Но вместе с тем, долго оставаться в таком состоянии человек не может по причине того, что постоянно испытывает психологический дискомфорт. Дело в том, что в каждом человеке заложено стремление к общности, к единению с другими людьми. И вот тут как раз и возникает закономерный вопрос: «К какой же группе примкнуть, где можно себя почувствовать полноправным членом того или иного общества». Конечно, бывают случаи, когда маргинальные личности объединяются в новую группу, создают собственную субкультуру, но, как правило, такие социальные группы носят неорганизованный характер и рано или поздно распадаются.

Вот и в Вашей жизни настал такой период, когда пришло осознание того, что всё-таки надо самоопределяться и указать вектор для развития детей. Естественно, в этой ситуации разные люди будут предлагать Вам разные пути исходя из собственных вероубеждений. Это нормально, так поступают все. Но раз Вы всё же обратились за помощью на мусульманский сайт, то и остановитесь на этом выборе. Принадлежность к той или иной религии – это не просто слепой выбор, это должен быть взвешенный, хорошо обдуманный шаг. Что же поможет сделать этот решительный судьбоносный шаг, от которого будет зависеть весь ход дальнейших событий? Ответ очевиден. Только глубокое убеждение, являющееся следствием изучения вопроса. Вот я и предлагаю Вам начать с того, что Вы будет изучать шаг за шагом основы Ислама. Так Вы сможете понять, что Ислам не отрицает такие религии, как Христианство и Иудаизм. Он дополняет их, исправляет некоторые положения и уточняет неопределённости. К сожалению, из-за неких политических игр в обществе искусственно сформировался ложный стереотип, отталкивающий людей от Ислама. Однако человек ищущий, думающий, проникающий в суть вещей без труда разберётся в том, что есть истина, а что – ложь. Предлагаю Вам начать более углубленное изучение Ислама по материалам данного Интернет-ресурса, в частности из рубрики « ». Постепенно многие вопросы отпадут для Вас сами собой. Вы подадите пример своим детям, которые, последовав за Вами, избавят себя в будущем от тех проблем, с которыми столкнулись Вы сегодня.

Не нужно бояться перемен, нужно руководствоваться надеждой на то, что жизнь принесёт много хорошего, что если даже и будут мрачные периоды, то они временны и за ним вновь наступит облегчение.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Жившие тысячелетия назад, имели свои верования, божества и религию. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, появлялись новые верования и течения, и нельзя однозначно сделать вывод, зависела ли религия от уровня развития цивилизации или наоборот, именно верования людей и были одним из залогов прогресса. В современном мире существуют тысячи верований и религий, одни из которых имеют миллионы адептов, а другие - всего несколько тысяч или даже сотен верующих.

Религия являет собой одну из форм осознания мира, которая обусловлена на вере в высшие силы. Как правило, каждая религия включает в себя ряд морально-этических норм и правил поведения, культовых ритуалов и обрядов, а также объединяет группу верующих в организацию. Все религии опираются на веру человека во сверхъестественные силы, а также на взаимоотношения верующих с их божеством (божествами). Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий.

Основные мировые религии

Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и , основанные на этих верованиях. Каждая из мировых религий имеет более чем тысячелетнюю историю, священное писание и ряд культов и традиций, которые следует соблюдать верующим. Что касается географии распространения данных верований, то если еще менее 100 лет назад можно было провести более-менее четкие границы и признать Европу, Америку, южную Африку и Австралию - "христианскими" частями света, северную Африку и ближний восток - мусульманскими, а государства, находящиеся в юго-восточной части Евразии - буддистскими, то сейчас с каждым годом это деление становится все более условным, так как на улицах европейских городов все чаще можно встретить буддистов и мусульман, а в светских государствах средней Азии на одной улице могут находиться христианский храм и мечеть.

Основатели мировых религий известны каждому человеку: основателем христианства считается Иисус Христос, ислама - пророк Магомед, буддизма - Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда (просветленный). Однако следует отметить, что христианство и ислам имеют общие корни в иудаизме, так как в веровании ислама также есть пророк Иса ибн Мариям (Иисус) и другие апостолы и пророки, чьи учения записаны в Библии, но исламисты уверены, что основополагающими учениями являются все же учения пророка Магомеда, который был послан на землю позже Иисуса.

Буддизм

Буддизм является самой старой из основных мировых религий, его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Эта религия возникла на юго-востоке Индии, ее основоположником считается принц Сиддхартха Гаутама, который путем созерцания, и медитации достиг просветления и стал делиться открывшейся ему истиной с другими людьми. На основании учений Будды его последователями был написан Палийский Канон (Трипитака), который считается священной книгой у последователей большинства течений буддизма. Основными течениями буддизма на сегодня являются Хинаяма (Тхеравада буддизм - "Узкий путь к освобождению"), Махаяна ("Широкий путь к освобождению") и Ваджраяна ("Алмазный путь").

Несмотря на некоторые различия между ортодоксальными и новыми течениями буддизма, в основе этой религии лежит вера в реинкарнацию, карму и поиск пути просветления, пройдя который, можно освободиться от бесконечной цепочки перерождений и достичь просветления (нирваны). Отличием буддизма от других основных религий мира является вера буддистов в то, что карма человека зависит от его поступков, и каждый сам проходит свой путь просветления и ответствен за собственное спасение, а боги, существование которых буддизм признает, не играют ключевой роли в судьбе человека, так как они также подвержены законам кармы.

Христианство

Зарождением христианства принято считать первый век нашей эры; первые христиане появились в Палестине. Однако с учетом того, что Ветхий завет Библии, священной книги христиан, был написан гораздо раньше рождения Иисуса Христа, можно с уверенностью сказать, что корни этой религии - в иудаизме, который возник почти на тысячелетие раньше христианства. На сегодня существует три основных направления христианства - католицизм, протестантизм и православие, ответвления этих направлений, а также , также причисляющих себя к христианам.

В основе верования христиан лежит вера в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа, в искупительную жертву Иисуса Христа, в ангелов и демонов и в загробную жизнь. Разница между тремя основными направлениями христианства состоит в том, что православные христиане, в отличии от католиков и протестантов, не верят в наличие чистилища, а протестанты считают залогом спасения души внутреннюю веру, а не соблюдение множества таинств и обрядов, поэтому церкви христиан-протестантов более скромны, чем храмы католиков и православных, а также количество церковных таинств у протестантов меньше, чем у христиан, придерживающихся других течений этой религии.

Ислам

Ислам - это самая молодая из основных религий мира, она зародилась в VII веке в Аравии. Священной книгой мусульман является Коран, в котором записаны учения и наставления пророка Магомеда. На данный момент существует три основных течения ислама - Сунниты, Шииты и Хариджиты. Основная разница между первым и другим ответвлением ислама заключается в том, что Сунниты считают правоприемниками Магомеда первых четырех халифов, а также, помимо Корана, признают священными книгами сунны, повествующие о пророке Магомеде, а Шииты считают, что приемниками Пророка могут быть только его прямые кровные потомки. Хариджиты - это наиболее радикальное ответвление ислама, верования сторонников этого течения схожи с верованием суннитов, однако хариджиты признают приемниками Пророка только первых двух халифов.

Мусульмане веруют в единого Бога Аллаха и его пророка Магомеда, в существование души и в загробную жизнь. В исламе очень большое внимание отводится соблюдению традиций и религиозных обрядов - каждый мусульманин должен совершать салят (ежедневную пятикратную молитву), соблюдать пост в Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Общее в трех основных мировых религиях

Несмотря на разность в обрядах, верованиях и определенных догмах буддизма, христианства и ислама, всем этим верованиям присущи некоторые общие черты, причем особо заметна схожесть ислама и христианства. Вера в единого Бога, в существование души, в загробную жизнь, в судьбу и в возможность помощи высших сил - это те догмы, что присущи и исламу, и христианству. Верование буддистов существенно отличается от религии христиан и мусульман, однако схожесть между всеми мировыми религиями явно просматривается в моральных и поведенческих нормах, которые должны соблюдать верующие.

10 библейских Заповедей, которые обязаны соблюдать христиане, законы, прописанные в Коране, и Благородный Восьмеричный Путь содержат в себе моральные нормы и правила поведения, предписанные для верующих. И эти правила везде одинаковы - все основные религии мира запрещают верующим делать злодеяния, причинять вред другим живым существам, лгать, вести себя распущенно, грубо или неуважительно по отношению к другим людям и призывают относиться к другим людям с уважением, заботой и и развивать в характере положительные качества.

Еще очень давно в человеке зародилось столь прекрасное чувство, как вера в Бога и высшие силы, которые определяют судьбы людей и то, что они будут делать в дальнейшем. Существует огромное количество , каждая из которых имеет свои законы, порядки, памятные даты календаря, запреты. Сколько лет религиям мира? - вопрос, на который сложно дать точный ответ.

Древние признаки зарождения религий

Известно, что в разных формах начали существовать уже огромное количество лет тому назад. Раньше людям свойственно было свято и слепо верить в то, что жизнь могут даровать 4 стихии: воздух, вода, земля и солнце. К слову, такая религия существует по сей день и называется она политеизмом. Сколько религий существует в мире, хотя бы основных? Сегодня нет каких-либо запретов на то или иное вероисповедание. Поэтому и религиозных течений создается все больше и больше, но основные все же есть, и их не так много.

Религия - что это такое?

В понятие религии принято включать определенную последовательность ритуалов, обрядов и обычаев, совершаемых либо ежедневно (примером здесь является ежедневная молитва), либо периодически, а иногда и вовсе однократно. Сюда можно отнести венчание, исповедь, причастие, крещение. Любая религия в принципе направлена на то, чтобы объединять совершенно разных людей в большие группы. Несмотря на некоторые культурные различия, многие религии схожи по посылу, который доносится верующим. Различие состоит только во внешнем оформлении ритуалов. Сколько основных религий в мире существует? На этот вопрос и будет дан ответ в данной статье.

Можно считать христианство, буддизм и ислам. Последнюю религию исповедуют больше в странах Востока, а буддизм практикуется в Азиатских странах. Каждая из перечисленных религиозных ветвей имеет историю, которая длится больше нескольких тысяч лет, а также ряд нерушимых традиций, которые соблюдаются всеми глубоко верующими людьми.

География религиозных течений

Что касается географической раздробленности, здесь еще около 100 лет тому назад была возможность отследить преобладание какой-либо конфессии, сейчас же этого не существует и в помине. К примеру, раньше больше убежденных христиан проживало на территории Африки, Европы, Южной Америки, Австралийского континента.

Мусульманами можно было назвать жителей Северной Африки и ближнего Востока, а верящими в Будду считались люди, поселившиеся на территории Юго-Восточной части Евразии. На улицах среднеазиатских городков сейчас все чаще и чаще можно увидеть стоящие практически бок о бок мусульманские мечети и церкви христианского вероисповедания.

Сколько в мире религий основных?

Что касается вопроса о знании основателей мировых религий, большинство из них известно всем верующим. К примеру, основоположником христианства стал Иисус Христос (согласно другому мнению, Бог, Иисус и Святой Дух), основателем буддизма считается Сиддхартха Гуатама, другое имя которого - Будда, и, наконец, основы ислама, как считают многие верующие, заложил Пророк Мухаммед.

Интересным фактом является то, что и ислам, и христианство условно происходят от одной веры, которая зовется иудаизмом. Приемником Иисуса в этой вере считают Иса Ибн Марияма. Имеют отношение к этому ответвлению веры и другие известные пророки, которые были упомянуты в Священном Писании. Многие верующие люди считают, что пророк Мухаммед появился на земле еще раньше, чем люди увидели Иисуса.

Буддизм

Что касается буддизма, эта религиозная конфессия по праву признана самой древней среди всех, которые только известны человеческому разуму. История данной веры насчитывает в среднем около двух с половиной тысячелетий, возможно, даже намного больше. Зарождение религиозного течения под названием буддизм началось в Индии, а основателем стал Сиддхартха Гуатама. Веры сам Будда достигал постепенно, шаг за шагом продвигаясь к чуду просветления, которым затем Будда стал щедро делиться с себе подобными грешниками. Учение Будды стало основой для написания священной книги под названием Трипитака. На сегодняшний день наиболее распространенными этапами буддистской веры считаются такие, как хинаяма, махаяма и ваджаяма. Приверженцы веры в буддизм считают, что главным в жизни человека является хорошее состояние кармы, которое достигается только путем свершения добрых дел. Каждый буддист сам проходит путь к очищению кармы через лишения и боль.

Многие, особенно сегодня, задаются вопросом, сколько религий в мире существует? Число всех направлений назвать сложно, ведь практически каждый день появляются новые. В нашей статье поговорим об основных. Следующее религиозное направление относится к их числу.

Христианство

Христианство - вера, которая огромное количество тысячелетий назад была основана Иисусом Христом. По мнению ученых, религия христианства была заложена еще в 1 веке до эры человечества. Появилось данное религиозное течение в Палестине, а вечный огонь снизошел до Иерусалима, где горит до сих пор. Тем не менее есть мнение о том, что люди узнали об этой вере еще раньше, причем почти на целую тысячу лет. Также бытует мнение о том, что впервые люди познакомились не с Христом, а с основоположником иудаизма. Среди христиан можно выделить католиков, православных и протестантов. Кроме того, существуют огромные группы людей, называющих себя христианами, но верящих в совсем другие догмы и посещающих другие общественные организации.

Постулаты христианства

Главными нерушимыми постулатами христианства является вера в то, что Бог имеет три обличия (Отец, Сын и Святой дух), вера в спасительную гибель и в явление реинкарнации. Кроме того, последователи христианства практикуют веру в зло и добро, представленное ангельским обличием и дьявольским.

В отличие от протестантов и католиков, христиане не верят в существование так называемого «чистилища», где души грешников проходят отбор в рай или ад. Протестанты полагают, что в том случае, если вера в спасение сохранится в душе, значит, человек гарантировано отправится в рай. Протестанты считают, что смысл проведения обрядов состоит не в красоте, а в искренности, именно потому обряды не отличаются пышностью, а их численность намного меньше, чем в христианстве.

Ислам

Что касается ислама, эта религия считается относительно новой, так как появилась только лишь в 7 веке до нашей эры. Место появления - Аравийский полуостров, где жили турки и греки. Место православной библии занимает священный Коран, в котором собраны все основные законы вероисповедания. В исламе, как и в христианстве, существует несколько направлений: сунитизм, шиитизм и хариджитизм. Отличие этих направлений друг от друга заключается в том, что сунниты признают «правой рукой» пророка Мохаммеда четырех халифов, а кроме Корана, священной книгой для них считается собрание наставлений пророка.

Шииты считают, что продолжателями дела пророка могут быть только кровные наследники. Хариджиты верят практически в то же, только полагают, что наследовать права пророка могут только кровные потомки либо приближенные лица.

Мусульманская вера признает существование Аллаха и пророка Мохаммеда, а также придерживаются мнения, что жизнь после смерти существует, а человек может переродиться в любое живое существо или даже предмет. Любой мусульманин свято верит в силу святых обычаев, поэтому ежегодно совершает паломничество по святым местам. Поистине священным городом для всех мусульман является Иерусалим. Салят является обязательным обрядом для каждого приверженца мусульманской веры, а главный его смысл состоит в молитве по утрам и вечерам. Молитва повторяется 5 раз, после чего верующие стараются соблюсти пост по всем правилам.

В этой вере в течение месяца рамадана верующим запрещается развлекаться, а разрешается посвящать себя только молитве Аллаху. Главным городом паломников считается Мекка.

Мы разобрали основные направления. Подводя итоги, заметим: сколько в мире религий, столько и мнений. К сожалению, представители не всех религиозных течений полностью принимают существование другого направления. Зачастую это приводило даже к войнам. В современном мире некоторые агрессивно настроенные деятели используют образ «сектанта» или «тоталитарной секты» как пугало, продвигая нетерпимость к любой нетрадиционной религиозности. Однако, какими бы разными ни были религиозные направления, у них, как правило, есть нечто общее.

Единство и различия основных религий

Общность всех религиозных конфессий скрыта и одновременно проста тем, что все они учат терпимости, любви к Богу в любых проявлениях, милосердию и доброму отношению к людям. И ислам, и христианская вера пропагандируют воскрешение после земной кончины, за коим следует перерождение. Кроме того, ислам и христианство сообща полагают, что судьба предначертана небом, и исправить ее в силах только Аллах или, как называют его христиане, Господь Бог. Хотя учение буддистов разительно отличается от христианства и ислама, объединяет эти «ветви» то, что воспевается определенная мораль, оступаться при которой непозволительно никому.

Общие черты имеют и наставления, данные Всевышним грешным людям. У буддистов это догмы, у христиан заповеди, а у приверженцев ислама это выдержки из Корана. Неважно, сколько мировых религий существует в мире. Главное, что они все приближают человека к Господу. Заповеди для каждой веры одинаковы, только имеют разный слог пересказа. Везде запрещается лгать, убивать, воровать, а также везде призывают к милосердию и спокойствию, к взаимоуважению и любви к ближнему.

Если вы верующий человек, и не отрицаете существование высших сил, как вы ответите на вопрос: «Какая религия самая правильная?». Будете ли вы, приверженец, к примеру, христианства, доказывать до хрипоты в голосе индуисту, что на самом деле Иисус Христос, а не Кришна? Будете ли вы, человек разумный, утверждать, что каждый, кто придерживается другой веры – сектант? Если вы верите в Создателя, Творца, если в вашей душе царит любовь к другим людям, другим странам, другим народам, то никогда, слышите, никогда, вы не будете очернять другие религии и доказывать существование одного единственного Бога – того, в кого вы верите.

И это относится к каждому человеку нашей планеты. Каждому верующему. Истинно верующему. Но что же мы видим? Все происходит совсем не так. Люди, которые считают себя верующими и с трепетом и уважением относятся к библейским заповедям, начинают злиться и даже ненавидеть приверженцев другой религии. Если спросить у них, какая религия самая правильная, они сразу же ответят, даже нет, выкрикнут: «Христианство, конечно!». А одетую девушку в паранже (есть у нас и такие) осуждающе проводят взглядом: «Мусульманка..!». Я не знаю, как относятся к христианам другие религии, так как вижу ситуацию несколько однобоко, но то, что я наблюдаю, вызывает у меня душевный протест.

Недавно ко мне приходил священник святить квартиру и когда его взгляд остановился на моем компьютере, он вскрикнул от возмущения. Как оказалось, он увидел в интернете Бхагавад Гиту, которую я читала накануне. Что он мне только не говорил… И чтобы я опомнилась и перестала потакать дьяволу, и что меня заманят в секту, а я опомниться не успею. Он искренне хотел спасти мою душу! Мне, конечно, пришлось его успокоить, и я не стала вступать с ним в дебаты, но я так и не поняла, от чего меня нужно спасать… От того, что я кроме Библии читаю и другие священные писания? От того, что у меня расширяется мировоззрение, и картина мира становится цельной и более понятной? Ведь религии на самом деле друг другу не противоречат, а вторят. И то, что было упущено в христианстве, а точнее не упущено, а специально убрано римским императором в целях манипуляции людьми, восполняется другими священными писаниями.

Изучая другие религии, я поняла, что нельзя ответить, какая религия правильная, а какая нет, потому что они все правильные! Во всех писаниях есть неточности, упущения, пробелы и полностью понимать божественные законы Вселенной, можно только изучив их все. Я хочу обратиться к тем людям, которые согласились бы со священником и не согласились бы со мной. Неужели вы думаете, что Иисус Христос существовал, а Будда, Кришна, Аллах – выдумки? Если существует единый создатель всего мироздания, то какая разница, каким именем его звать? Какой веры придерживаться?

Ведь Будда не говорил – «стань буддистом». Будда говорил: «Прекрати совершать насилие в этом мире. Относись ко всему и ко всем с любовью». Кришна не говорил – «стань индуистом». Кришна говорил: «Отбрось все возможные концепции и просто с любовью предайся мне». Иисус Христос не говорил – «стань христианином». Он говорил: «Возлюби Бога всем сердцем, всем разумением, а ближнего как самого себя».




Top