Комиссия по улучшению жилищных условий. Что такое очередь на улучшение условий проживания и кто может получить помощь? Основания для участия

Согласно Конституции нашей страны, граждане имеют право на жилье, но реализовать его могут далеко не все. В сложной экономической ситуации государство пытается помогать людям с тяжёлым материальным положением, и поэтому проблема – как встать на очередь на улучшение жилищных условий, интересна любому, кто хочет, но не может обзавестись новой квартирой.

Правовые основы предоставления жилья государством

Большая часть вопросов по реализации государственной поддержки людей, которым нужно жилье, регулируется Жилищным законодательством. Именно в нём установлены нормативы обеспеченности жильём на одного человека, порядок определения нуждаемости в жилплощади и другие положения об улучшении бытовых условий проживания граждан.

Государство предусмотрело несколько вариантов поддержки семей, которым нужно жилье:

  • предоставление субсидии на приобретение квартиры;
  • заключение сделок о найме муниципального или государственного жилья;
  • льготное ипотечное кредитование.

Для социальной помощи гражданам разрабатываются специальные программы, которые финансируются из местных, региональных и федерального бюджетов с целью уменьшить очередь на улучшение жилищных условий.

Порядок постановки в очередь на получение государственной помощи

Наиболее распространённым вариантом приобрести квартиру безвозмездно, является социальный найм. Даются квартиры из жилищных фондов муниципалитета или субъекта в порядке очереди. Встать на очередь на улучшение жилищных условий возможно лишь гражданам России, при наличии у них определённых жизненных обстоятельств:

  • отсутствие собственного жилого помещения;
  • имеющиеся жилье не отвечает требованиям о минимальных нормах жилой площади;
  • дом, в котором расположена квартира, признан ;
  • совместное проживание в однокомнатной квартире людей, не являющихся родственниками или свойственниками.

Кто имеет право на квартиру

Встать в очередь на улучшение жилищных условий может любой гражданин России, если он:

  • является малоимущим. Этот факт необходимо доказывать путём приобретения статуса малоимущего в органах социальной защиты населения;
  • нуждается в жилом помещении, то есть, доказан факт необходимости получения жилья;
  • проживает на территории одного субъекта (где будет получать квартиру) более определённого нормативными документами срока. Для Москвы он равён десяти годам, в других регионах такое время проживания варьируется от пяти до десяти лет.

Также особо выделяются категории граждан, которые могут иметь льготы при постановке в очередь на улучшение жилищных условий:

  • семьи, которые имеют более трёх детей;
  • люди, которые по закону должны жить в изолированном жилом помещении (из-за неизлечимой болезни или необходимости постоянного ухода);
  • сироты и дети, оставшиеся без родителей;
  • ветераны боевых действий.

Особые условия получения жилья этими гражданами отдельно оговариваются региональным законодательством и актами органов местной власти

Нормативы обеспечения жилой площадью

Вопрос о том, сколько квадратных метров положено одному человеку, регламентируется законами субъектов самостоятельно. Однако жилищное законодательство устанавливает минимальные нормы обеспечения жилплощадью.

Вообще, при решении вопроса о постановке на учёт, и при выделении муниципального жилья применяются разные нормативные показатели обеспечения квадратными метрами.

Так встать в очередь в Москве можно, если на одного близкого родственника приходится меньше десяти квадратных метров, если семья имеет отдельную квартире, и пятнадцати – при проживании в коммуналке.

Но при предоставлении квартир по условиям социального найма, все в той же Москве, действуют уже другие показатели. Одному человеку дадут квартиру площадью 33 метра, для семьи из двух человек – 42, при наличии в семье трёх и более человек – выделят жилье, исходя из нормы 18 квадратных метров на каждого родственника.

В других регионах эти цифры различаются, поэтому их стоит уточнять непосредственно по месту жительства человека, претендующего на бесплатное жилье.

Куда обращаться для постановки в очередь

Чтобы встать на очередь, придётся посетить, как минимум, два органа власти по месту жительства человека, претендующего на муниципальное жилье:

  1. Орган соцзащиты граждан. Именно там необходимо получить статус малоимущего гражданина.
  2. Отдел местной администрации, который ведает вопросами решения сложных жилищных проблем граждан. Здесь формируется очередь на улучшение жилищных условий и осуществляется передача жилых помещения по условиям договора соцнайма.

Важно, что получение бесплатного жилья – хлопотный процесс, нормативное регулирование которого осуществляется на местном уровне, и поэтому возможно установление дополнительных документов, и для их получения придётся обращаться к другим муниципальным и региональным должностным лицам. Все вопросы о том, куда конкретно нужно обращаться, стоит уточнять в районной администрации.

Необходимые документы

Для постановки на очередь на жилье необходимы большой список документов, которые:

  • устанавливают личность человека, нуждающегося в жилье;
  • подтверждают низкие доходы гражданина и членов его семьи;
  • указывают на наличие или отсутствие собственного жилого помещения;
  • подтверждают состав семьи гражданина;
  • указывают на наличие особых обстоятельств получения жилья (состояние здоровья, сиротство);
  • устанавливают желание человека встать в очередь (заявление, написанное в соответствии с установленным образцом).

Так же как и другие вопросы предоставления жилья, список необходимых документов, и форма заявления регулируются каждым регионом самостоятельно, и для того чтобы избежать отказов при постановке на очередь, стоит заранее узнать обо всех бумагах, которые придётся собрать.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

Улучшить свои жилищные условия в г. Москве можно несколькими способами, перечень которых сегодня достаточно велик. Одним из таких способов является получение квартиры (жилья) по договору социального найма, то есть по существу бесплатного муниципального жилья.

Вы можете записаться на консультацию к адвокатам коллегии адвокатов
"Правовая защита" по тел. 691 38 72, 787 75 07.

Получить квартиру в Москве на этих условиях можно, в частности, встав на очередь по улучшению жилищных условий. В данной статье речь пойдёт о существующей в Москве процедуре постановки на очередь, в порядке общей социальной программы получения жилья. В последующих статьях будут рассмотрены вопросы, связанные с ведением очереди и получением социального жилья в порядке улучшения жилищных условий.

Процедура постановки на очередь по улучшению жилищных условий

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий, необходимо, чтобы был соблюдён ряд обстоятельств, которые связаны с самой нуждаемостью в улучшении, а также с обстоятельством, которое из-за актуальности и болезненности этого вопроса именуется в народе не иначе, как ценз осёдлости, то есть с проживанием в г. Москве определённое количество времени.

Так, существует норма, согласно которой постановка на учёт по улучшению жилищных условий возможна только после постоянного проживания в г. Москве в общей сложности не менее 10 лет. Это означает ни что иное, как то, что для постановки на очередь не обязательно непрерывное проживание в Москве в течение этого времени, место жительства гражданина в течение жизни может меняться, возможен переезд в другой город и возврат на постоянное место жительства в г. Москву, неизменным в практике остаётся лишь то, что проживание в течение 10-ти летнего срока должно быть подтверждено записью о регистрации по месту жительства, или так называемой постоянной регистрацией (пропиской).

Вопрос проживании в г. Москве в течение 10 лет для постановки на очередь оказался весьма болезненным, и привёл к многочисленным обращениям граждан во всевозможные судебные инстанции в защиту своих конституционных прав, прежде всего, права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Итогом судебной борьбы граждан за свои права было признание существовавшей в ранее действовавшем московском законодательстве нормы о 10 годах проживания в г. Москве не соответствующим конституции и федеральному законодательству. Ранее в Московском законодательстве об улучшении жилищных условий (Постановление Мосгордумы от 31 января 2001 г. № 12 «О положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в г. Москве») также существовало такое условие, которое было отменено Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 05 октября 2001 г. № 5-ГО1-117. В новом Законе г. Москвы №22 «Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы» от 15 января 2003 г. этот срок появился вновь, что вызвало недоумение со стороны общественности и некоторых представителей судебной власти. В данный момент имеются довольно весомые основания снова обратиться суд с заявлением об официальном признании антиконституционного по свей сути, но обличённого в иную юридическую форму, условия нового закона не соответствующим Конституции. До признания этого положения московского законодательства не соответствующим Конституции и закону оно юридически действительно и активно применяется московской властью в лице Управ и Префектур на практике.

Спорным остаётся также вопрос и о том, что должно учитываться проживание в течение 10 лет в г. Москве именно по постоянной регистрации, т.к. закон говорит только о проживании и нигде не упоминает, что должно иметь место проживание именно по прописке (регистрации). С этой точки зрения судебные перспективы имеет установление в судебном порядке факта проживания в течение 10-ти летнего срока в г. Москве в порядке особого производства статей 264-268 ГПК РФ, учитывая, что в течение нескольких лет судебная практика рассматривает регистрацию по постоянному месту жительства не как основание, а как всего лишь одно из доказательств постоянного проживания в определённом месте. То есть для подтверждения факта постоянного проживания могут быть использованы и другие доказательства, а именно доказательства, полученные из других источников доказывания, перечисленных в п.1 ст. 55 ГПК РФ, в том числе и из свидетельских показаний.

Другим условием постановки на учёт нуждающихся в получении жилья является то, что обеспеченность общей площадью каждого члена семьи не должна превышать установленных законом норм. Так, например, требуется, чтобы на каждого проживающего в жилом помещении, желающего встать на учёт по улучшению, приходилось не более 10 метро в общей площади. В отношении граждан, проживающих в коммунальных квартирах или в квартирах гостиничного типа, действует другая норма, а именно обеспеченность таких граждан общей жилплощадью должна быть для постановки на учёт несколько выше, то есть согласно закону не должна превышать норму 15 метров. При этом понятие коммунального жилья (коммунальной квартиры) приводится в ст.15 Закона г. Москвы «Основы жилищной политики г. Москвы» от 11 марта 1998 г. № 6, согласно которой коммунальной считается квартира, состоящая из одного или нескольких жилых помещений, принадлежащих двум или более пользователям (собственникам), не являющихся членами одной семьи на основании отдельных договоров, сделок или иных действий, предусмотренных законодательством. С этой точки зрения, коммунальной признаётся а). муниципальная квартира, где существуют отдельные лицевые счета на изолированные жилые помещения б). бывшую муниципальную квартиру, с разными лицевыми счетами, где одна или несколько комнат приватизированы. Вопрос об отнесении к коммунальной квартиры на праве общей долевой собственности, даже с определённым порядком пользования решается судами отрицательно из-за отсутствия в таких квартирах отдельных прав на изолированные жилые помещения.

Если же разные семьи проживают в квартире, которая не подлежит коммунальному заселению в силу смежности комнат или в силу того, что квартира является однокомнатной, а также по ряду иных причин (Приложение №1 к Закону № 22) постановка на очередь также возможна при обеспеченности общей площадью менее 15 метров, то есть нормы, установленной для квартир коммунального заселения (ст.3 Закона).

В то же время существует ряд случаев, когда постановка на очередь по улучшению жилищных условий осуществляется независимо от количества метров, приходящихся на каждого члена семьи, а именно:

1) Если граждане занимают однокомнатные квартиры или квартиры состоящие из смежных неизолированных комнат и между ними отсутствуют родственные отношения. Речь здесь в отличие от рассмотренного выше случая идёт о том, что между гражданами отсутствуют именно родственные отношения, а наличие в квартире разных семей возможно и при сохранении между гражданами отношений родства.

2) Если граждане занимают жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания. Жилое помещение считается непригодным для постоянного проживания если оно: является а). аварийным б). находится в ветхом состоянии в). если в жилом помещении выявлено воздействие вредных факторов среды обитания. Порядок признания жилых помещений и домов не пригодными для постоянного проживания урегулирован Положением о порядке признания жилых помещений и жилых домов непригодными для проживания, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 552. и конкретизируется на уровне московского законодательства.

3) Если занимают жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающих стандартам благоустройства, то есть в домах (квартирах), в которых отсутствует одно из следующих удобств (энергоснабжение, водопровод, ванная или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка, независимо от материала стен).

4) Если граждане занимают жилые помещения в общежитиях, в том числе и в общежитиях гостиничного типа, за исключением случаев, когда г. Москва является для граждан местом пребывания (они имеют временную регистрацию).

5) Независимо от нормы постановки, на учёт принимаются также граждане, проживающие в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний и при этом совместное проживание с ними по заключению органов здравоохранения невозможно.

6) Жилые помещения, где проживают больные, страдающие некоторыми формами хронических заболеваний, планировка которых не позволяет выделить этим гражданам в пользование изолированное жилое помещение. При этом эти граждане по закону имеют право пользоваться изолированным жилым помещением.

Независимо от количества метров, приходящегося на проживающего, граждане, прожившие в г. Москве в общей сложности не менее 40 лет, то есть являющиеся долгожителями Москвы, также могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а) если они проживают в квартирах коммунального заселения последние 10 лет при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии б). последних 5-ти лет при наличии инвалидности первой или второй группы. Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения, имеют право на первоочередное получение жилья и даже в случае проживания их в составе семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, они включаются в отдельные от других очередников списки нуждающихся.

Учёт иной жилплощади, принадлежащей гражданам на праве самостоятельного пользования

При определении размера жилплощади, приходящейся на каждого члена семьи, учитываются все жилые помещения, принадлежащие проживающим в квартире гражданам и членам их семей на правах самостоятельного пользования. Понятие права самостоятельного пользования весьма широко и включает в себя как собственность на жилое помещение, так и владение жильём на ином праве (пользование по договору соц. найма, квартира в ЖСК с не полностью выплаченным паем и другие законные основания владения жильём). При этом не является правом самостоятельного пользования право проживания, предоставляемое по договору поднайма жилого помещения, договору краткосрочного найма или соглашению о вселении временных жильцов. Вопрос о том, кто является членом семьи проживающих решается следующим образом: супруги и их несовершеннолетние дети в любом случае являются членами одной семьи независимо от места их жительства. Если в квартире проживают совершеннолетние дети супругов, то вопрос о принадлежности их к одной семье решается с учётом положений п.3 ст.2 Закона, где указывается, что совершеннолетние члены семьи проживающих в жилом помещении граждан могут быть признаны отдельной семьёй (отдельными семьями), если они ведут отдельное хозяйство, имеют свои источники дохода и выразили своё волеизъявление стоять на учёте в качестве отдельной семьи (семей). Практически это выглядит как подача заявления в жилотдел Управы об учёте соответствующих лиц как отдельной семьи с приложением справок о финансовой самостоятельности как подтверждения отдельного источника доходов, а также с приложением других документов, подтверждающих обстоятельство, что в квартире сложились разные семьи. Весьма распространённым на практике является случай, когда в квартире проживают супруги и их совершеннолетние дети, и при этом у одного из супругов в собственности имеется жилое помещение, наличие которого не позволяет встать семье в целом на учёт по улучшению жилищных условий (на каждого проживающего приходится более 10 или 15 метров общей площади). Одним из выходов из ситуации для детей, ставших совершеннолетними, является в данном случае подача в жилотдел заявления о постановке на очередь как отдельной от родителей семьи или семей (площадь родителей учитываться не будет).

Порядок постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных
условий

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в г. Москве ведётся жилищными отделами районных Управ по месту проживания граждан, а также может осуществляться по месту их работы. У гражданина есть право состоять на учёте в двух местах - по месту работы и месту жительства. Факт постоянного проживания в том или ином районе подтверждается записью о регистрации по месту жительства или решением суда об установлении факта постоянного проживания. Для постановки на очередь по улучшению жилищных условий необходимо обратиться в жилотдел Управы с письменным заявлением, в котором указываются:
1. Жилищные условия семьи на момент подачи заявления.
2. Время проживания в г. Москве, а также наличие регистрации по месту жительства.
3. Следует указать, имеются ли льготы на внеочередное или первоочередное предоставление жилья у отдельных членов семьи.
4. В случае, если заявление подаётся по месту работы, указывается стаж работы на предприятии и должность.
5. В заявлении также делается отметка о том, что граждане, желающие встать на учёт, дают своё согласие на получение сведений о них в порядке проверки их жилищных условий.

К заявлению о постановке на очередь прикладываются следующие документы:
1) Паспорт гражданина, желающего встать на учёт по улучшению жилищных условий
2) Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счёта
по месту жительства желающих встать на очередь
3) План квартиры из БТИ
4) Справка из Мосрегистрации о наличии или отсутствии собственности
на жильё.
5) В необходимых случаях прикладываются справки учреждений
здравоохранения.

Заявление о постановке на учёт регистрируется в журнале входящих документов в жилотделе, после чего проводится проверка жилищных условий граждан, по результатам которой составляется акт проверки и вопрос о принятии их на учёт выносится на рассмотрение специально созданной общественной жилищной комиссии, которая принимает решение о принятии или непринятии на учёт, носящее рекомендательный характер. Окончательно вопрос о постановке разрешается Постановлением Главы районной Управы, о чём гражданину, обратившемуся с заявлением, должно быть сообщено письменно в течение месяца со дня подачи заявления. Таким образом, рассмотрение заявления гражданина должно проходить не более одного месяца, по истечении которого ему должен быть дан письменный ответ. В случае положительного решения вопроса о постановке на учёт по улучшению заводится специальное учётное дело, а также учёт ведётся в книге учёта граждан. Отказ же в постановке на очередь по улучшению жилищных условий может быть обжалован в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда по Округу или в суд.

Действия, приведшие к ухудшению жилищных условий

Постановка на очередь может быть отсрочена на 5 лет, если имело место ухудшение жилищных условий гражданами, желающими улучшить свои жилищные условия. К действиям, связанным с ухудшением жилищных условий относятся:
1) Изменение порядка пользования жилым помещением, к которому относится в частности раздел лицевого счёта в муниципальной квартире.
2) Обмен жилого помещения на жилое помещение меньшего размера.
3) Невыполнение договора найма жилого помещения, повлекшее выселение в судебном порядке. Так, за неуплату квартплаты в течение 6 месяцев гражданин может быть выселен в судебном порядке в менее благоустроенное жилое помещение по нормам общежития.
4) Изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака, то есть по существу прописка в квартиру дополнительных жильцов.
5) Определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилого помещения.
6) Отчуждение (то есть передача по какой-либо сделке собственниками жилых помещений) принадлежащих им жилых помещений или долей в праве собственности на жилые помещения.

Не считаются действиями, приведшими к необходимости улучшения жил условий следующие действия:
1) Действия по вселению по месту жительства супругов, детей, родителей, иных граждан, объединённых признаками родства или свойства, если они а). не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; б). обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования, но не были обеспечены по норме предоставления (то есть не были обеспечены необходимыми 18 метрами общей площади); в). занимали на праве самостоятельного пользования жилое помещение, признанное непригодным для постоянного проживания, то есть признанное аварийным, находящимся в ветхом состоянии, или если в нём было выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.; г). если их жилое помещение было передано ими в собственность г. Москвы, либо было изъято органами гос. власти для государственных и муниципальных нужд.
2) Действия, связанные с расторжением договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты.
3) Действия, связанные с отказом от принятия дара одаряемым и с отказом дарителя от исполнения договора дарения.
4) В том случае, если суд признал сделку с жилым помещением недействительной.

В статье были рассмотрены основные аспекты процедуры постановки на очередь.

В последующих статьях речь пойдёт о прядке ведения очередей по улучшению жилищных условий и о процедуре получения муниципальных квартир в порядке такого улучшения.

Мы находимся по адресу:
г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, 9 этаж.
Группа компаний “Правовая защита”



Адвокат Шмелев Роман Викторович, запись на консультации по тел. 8 495 787 75 07, 8 495 691 38 72

http://сайт/clauses/2004/07/08/clauses_59.html Постановка РЅР° учёт РїРѕ улучшению жилищных условий %CF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EA%E0+%ED%E0+%F3%F7%B8%F2+%EF%EE+%F3%EB%F3%F7%F8%E5%ED%E8%FE+%E6%E8%EB%E8%F9%ED%FB%F5+%F3%F1%EB%EE%E2%E8%E9 http%3A%2F%2Fсайт%2Fclauses%2F2004%2F07%2F08%2Fclauses_59.html

В России на правительственном уровне принята программа улучшения жилищных условий. Она направлена на поддержку незащищенных категорий населения. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны пройти определенную процедуру регистрации. Основные правила, касающиеся ее, а также порядок снятия с учета и основания для этого определены в статьях 52-56 ЖК.

Учет

Порядок, в соответствии с которым осуществляется постановка на улучшение жилищных условий, регламентирован в ст. 52 ЖК. Правила, зафиксированные в этой статье, направлены на малоимущих и прочие категории. Регистрацию их осуществляет территориальный орган местного самоуправления. В ч. 2 ст. 52 ЖК определено, что лицо, имеющее несколько оснований для регистрации на улучшение жилищных условий, может пройти процедуру по любому из них или по всем одновременно.

Место регистрации

По месту своей прописки лицо подает заявление на улучшение жилищных условий. Москва, как известно, разделена на административные округа. В каждом из них действует УДЖПиЖФ. В Управлении осуществляется прием и рассмотрение документов, принимаются решения. Улучшение жилищных условий (Москва стала первым городом, где началась процедура регистрации) осуществляется путем:

  • Предоставления помещений по договору найма.
  • Принятия участия в городских накопительных системах.
  • Предоставления субсидии на улучшение жилищных условий.
  • Приобретения помещений в собственность с рассрочкой либо с помощью заемных средств.

Чтобы воспользоваться одним из этих способов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обращаются по месту своей прописки. Однако достаточно много людей ее не имеют. Для таких лиц в ЖК введена отсылочная норма, по которой лица подают заявление не по месту их жительства/прописки. Это, например, касается людей, чья трудовая деятельность связана с постоянными переездами.

Процедура регистрации

Чтобы встать на улучшение жилищных условий, необходимо к заявлению приложить документы, которые подтверждают данное право. После принятия бумаг заявитель получает расписку. Законодательство устанавливает императивные правила, по которым в течение месяца орган самоуправления рассматривает документы и выносит решение. Лицо может быть включено в очередь на улучшение жилищных условий или ему может быть в этом отказано.

Законодательная база

Признание в улучшении жилищных условий подтверждается соответствующим решением. Оно в трехдневный срок направляется заявителю с курьером либо выдается на руки. По ст. 52 ЖК, порядок учета лиц, включенных в очередь на улучшение жилищных условий, регламентируется законодательством соответствующего субъекта РФ. Кроме этого, он регулируется и подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами. К ним, например, относят инструкции по учету для:

Местные органы власти должны предоставить сведения о количестве лиц, принятых на учет на улучшение жилищных условий, обеспечить к спискам свободный доступ.

Отказ

Основания, по которым может быть принято отрицательное решения по заявлению, установлены статьей 54 ЖК. Перечень причин, приведенных в п. 1-3, части 1 считается исчерпывающим. Лицу может быть отказано по следующим основаниям:

  1. К заявлению не были приложены документы, доказывающие соответствующее право.
  2. Были предоставлены бумаги, которые не доказывают, что лицо является нуждающимся.
  3. Было установлено, что заявитель намеренно ухудшил состояние помещения, чтобы быть принятым на учет.

В последнем случае лицо может рассчитывать на улучшение жилищных условий не ранее, чем через 5 лет после совершения соответствующих действий. Если заявление подано до того, как истек этот срок, лицу будет отказано. Законодательство не допускает других оснований для отказа. Иные причины не могут быть установлены нормативными актами субъектов.

Важный момент

При вынесении отрицательного решения уполномоченный орган в обязательном порядке должен обосновать его, ссылаясь на конкретное нарушение из перечня, приведенного выше. Другие требования федеральным законодательством не установлены. Дополнительные правила могут определяться в соответствии с муниципальными и региональными нормами. Решение об отказе составляется в письменном виде в соответствии с правилами, предусмотренными для оформления такого рода документов. Гражданин имеет право обжаловать отказ в судебном порядке.

Сохранение права на улучшение жилищных условий граждан

Правила в отношении этого формулируются в ст. 55 ЖК. Программа улучшения жилищных условий предусматривает определенные гарантии для лиц, находящихся на учете. В частности, они не могут лишиться своего права в произвольном порядке. Снятие с учета осуществляется в том случае, если им предоставляется соответствующее помещение по решению компетентного органа. Это может производиться и в случае, если имеют место основания, сформулированные в ст. 56, ч. 1 ЖК.

Снятие с учета

Правила для проведения этой процедуры установлены статьей 56. Лица снимаются с учета при:

  1. Подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
  2. Утрате оснований, дающих право на улучшение жилищных условий.
  3. Выезде в другое МО, кроме случаев переезда в пределах городов фед. значения.
  4. Получении субсидии на улучшение жилищных условий от органа государственной либо местной власти на приобретение помещения.
  5. Предоставлении земельного участка для строительства дома.
  6. Выявлении в переданных в уполномоченный орган документах данных, не соответствующих действительности и послуживших основаниями для постановки на учет в качестве нуждающихся, а также незаконные действия должностных лиц компетентной структуры при принятии решения.

Указанный перечень считается исчерпывающим. Изменение приведенных оснований или дополнение их допустимо только при внесении корректировок непосредственно в Кодекс.

Особенности принятия решения о снятии с учета

Императивная норма части 2 ст. 56 ЖК устанавливает, что акт о снятии с регистрации в качестве лица, которому необходимо улучшение жилья, может приниматься только тем органом, который принимал решение о внесении этих лиц в списки. Документ должен быть утвержден не позже месяца с даты выявления соответствующих обстоятельств. В решении о снятии лиц с учета на улучшение условий жилья должна в обязательном порядке присутствовать ссылка на соответствующие причины. Они предусмотрены в ст. 56, ч. 1. Решение о снятии с учета выдается гражданам на руки либо направляется по почте в трехдневный срок с даты принятия. Этот акт может быть оспорен в судебном порядке. Требования к содержанию решений о снятии лиц с учета, правила, в соответствии с которыми осуществляется уведомление лиц об этом, аналогичны тем, которые действуют для отказа от регистрации людей в качестве нуждающихся.

Исключения

В законодательстве Москвы указаны категории, которые не подлежат снятию с учета в качестве лиц, которым необходимо улучшение условий проживания. К ним относят:

  1. Не обеспеченных помещениями в соответствии с нормами предоставления, кроме лиц, подавших письменное согласие на получение площадей меньше нормы.
  2. Лица, живущие в квартирах коммунального типа, кроме тех, кто:

Ухудшение состояния помещения

Как выше было сказано, граждане, совершившие действия, вследствие которых условия их проживания стали хуже, имеют право на постановку на учет для их улучшения по истечении 5-ти лет после этого. К таким мероприятиям относят:

  1. Изменение порядка, согласно которому осуществляется пользование помещением.
  2. Обмен жилплощади.
  3. Неисполнение договора социального, коммерческого найма, купли-продажи с рассрочкой, безвозмездного пользования, вследствие которого лица были выселены в судебном порядке.
  4. Изменение в составе семьи (расторжение брака, выселение лиц).
  5. Установление долей, их выделение или изменение собственниками помещений.
  6. Отчуждение жилья или его части у законных владельцев.

Утрата помещений

Учет граждан, потерявших жилплощадь и имеющих по законодательству право на получение помещений в первоочередном и внеочередном порядке, заселение производится исполнительными органами власти по месту расположения утраченного жилья. Такой порядок действует в случае, если ранее занимаемые квартиры не могут быть возвращены вследствие сноса или переоборудования в нежилое сооружение.

Молодые семьи

Для этой категории предусматриваются федеральные и региональные проекты. Кроме них, разработаны специальные банковские предложения, в рамках которых предоставляются кредиты на улучшение жилищных условий. Молодым семьям для получения помощи следует соблюсти определенные требования:


Компенсационные выплаты

При соблюдении указанных выше требований супруги имеют право на субсидию безвозмездного характера. Она выделяется им из госбюджета. Использование средств допускается только на цели, установленные в рамках государственной поддержки. К ним относят:

  1. Выплату ипотечного кредита.
  2. Оплату последнего либо первого взноса для лиц, которые являются участниками кооператива.
  3. Приобретение помещения для проживания.
  4. Проведение строительства собственного дома.

Размер государственных дотаций

В зависимости от количества субъектов устанавливается конкретная величина суммы на улучшение жилищных условий. Молодым семьям, состоящим только из двух супругов, выделяется 35% от стоимости помещения. Если кроме них есть дети, то размер бюджетных средств - 40% от цены квартиры. Сумма субсидий в денежном исчислении устанавливается по стоимости 1 кв. м. жилья в конкретном регионе в соответствии с нормативами по метражу (от 18 до 21 м 2 /человека).

Банковские предложения

Что касается финансовых программ, направленных на улучшение условий, в которых проживают граждане, то, в связи со сложившимся кризисом на современных рынках, их предоставляют только крупные кредитные институты. К примеру, Сбербанк предлагает определенные льготы при оформлении ипотеки. Первоначальный минимальный взнос для молодых семей с детьми может быть 10-20%, для бездетных супругов - 15%. При этом для обычных заемщиков он начинается с 20%. При появлении детей после взятия ипотечного кредита банк может предоставить отсрочку выплат. В процессе непосредственного оформления займа учитываются и доходы созаемщиков, и дополнительные поступления. Это позволяет взять в кредит более крупные суммы. Молодые семьи, таким образом, могут воспользоваться и государственной поддержкой, и специальными предложениями от крупных банковских организаций для улучшения своих жилищных условий.

Заключение

Учитывая сложную ситуацию на рынке недвижимости и положение отдельных категорий лиц, государство разработало и утвердило ряд программ, ориентированных на помощь в приобретении жилья и улучшение условий жизни. В России достаточно много людей, которым необходима такая поддержка. В первую очередь к ним относятся молодые семьи, малоимущие, лица, проживающие в ветхом жилье. На правительственном уровне разработан и внедрен порядок постановки таких лиц на учет. В ЖК действуют статьи, регламентирующие особенности процедуры регистрации, принятия решения об удовлетворении в заявлении или отказе в этом. В Кодексе установлены основания, по которым нуждающиеся включаются в списки, снимаются с учета. Приведенные в законодательстве перечни считаются исчерпывающими. Граждане, не согласные с теми или иными решениями, имеют право на их обжалование в суде. Особое значение в реализации правительственных проектов имеют предложения банков. Крупные кредитные институты разрабатывают льготные проекты, в рамках которых люди могут приобрести новые квартиры. Различные программы позволяют в достаточно непростых современных условиях улучшить положение незащищенных категорий людей.

Как узнать имеете ли вы право на помощь московских властей в решении ваших жилищных проблем? Для этого надо попробовать встать на жилищный учет и принять участие в одной из городских жилищных программ.

Жилищный учет в Москве

В целях реализации городских жилищных программ в столице ведется учет граждан. По данным на конец 2012 года в жилищной очереди было зарегистрировано 104 833 семьи (349 322 человека).

Все граждане, стоящие на жилищном учете, поделены на три группы: нуждающиеся в улучшении жилищных условий; нуждающиеся в жилых помещениях и нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений.

К нуждающимся в улучшении жилищных условий (поставлены на жилищный учет до 1 марта 2005 г.) относятся 81 634 семьи (264 597 человек). Из них первоочередников 29 226 семей (98 465 человек). На общих основаниях идут 52 408 семей (166 132 человек).

В группу нуждающихся в жилых помещениях (встали на жилищный учет после 1 марта 2005 года) входят 15 265 семей (51 320 человек). Из них 32 семьи (96 человек) будут обеспечены жильем вне очереди, а 15 233 семьи (51 224 человека) идут на общих основаниях.

В качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений на учет поставлены 7934 семей (33 405 человек).

Статистика жилищного учета регулярно обновляется. Свежую информацию всегда можно получить на официальном портале московского Департамента жилищной политики и жилищного фонда.

Оказывая помощь многодетным семьям, Правительство Московской области приняло 1 июня 2011 года (что символично — в День защиты детей) областной закон №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Землю многодетным семьям выделяют для строительства индивидуального жилого дома, дачи, для занятий садоводством.

В настоящее время основной вектор московских жилищных программ направлен в сторону совместных с гражданами усилий по улучшению жилищных условий. Всячески поощряются и пропагандируются схемы, при которых заинтересованные в расширении жилплощади граждане вкладывают в жилье часть своих денег и получают при этом помощь от города. Но для участия в городских программах надо получить соответствующий статус

Как получить статус нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений?

Чтобы претендовать на получение данного статуса, нужно соответствовать требованиям законодательства города Москвы. В данном случае речь идет о нормах, прописанных в статьях с 7-й по 10-ю Закона города Москвы №29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Отметим только, что из данного перечня исключается требование быть признанным малоимущим.

Заявление о признании вас и вашей семьи нуждающимися в содействии города Москвы подается в службе «одно окно» управы вашего района. Затем оно рассматривается Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, который в срок не позже 30 рабочих дней извещает вас о положительном или отрицательном решении.

Информацию по содействию, которое оказывает правительство Москвы жителям города в улучшении жилищных условий, можно получить в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Также сведения можно получить в управлении Департамента по вашему административному округу.

Какие документы требуются для признания вас нуждающимся в содействии

Чтобы вас (и вашу семью) признали нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, необходимо подать заявление. Его бланк можно скачать на сайте жилищного департамента.

Вместе с заявлением надо представить копии ряда документов (одновременно предъявляются их оригиналы), которые содержат следующие сведения:

  • о личности заявителя и членов его семьи, о российском гражданстве, месте жительства (паспорт или иной документ, который удостоверят эти сведения);
  • о том, что люди, указанные вместе с вами в заявлении, являются членами вашей семьи (паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о рождении);
  • информация о жилых помещениях за пределами Москвы (признанных пригодными для постоянного проживания), которые имеются у вас и членов вашей семьи в собственности или самостоятельном пользовании. Речь идет о тех объектах недвижимости, которые есть у вас сейчас, или были в течение 5 лет перед датой подачи заявления. Если подобных жилых помещений нет, это надо указать в заявлении.
  • если заявление и документы подает ваш представитель, то ему необходимо иметь на руках оформленную в установленном порядке доверенность, подтверждающую его полномочия и документ, удостоверяющий личность (паспорт или др.).
  • документы, которые содержат информацию об обеспеченности вас жильем, а также подтверждают, что вы на законных основаниях проживаете в Москве не менее десяти лет. Возможно эти документы повлияют на принятие положительного решения. Кроме справок стандартных форм, можно также предоставить копию финансово-лицевого счёта; выписку из домовой книги; справку о проверке жилищных условий.

Если вы были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и хотите получить статус нуждающихся в содействии города Москвы, то сначала придется написать заявление о снятии с жилищного учёта.

Обитатели московских общежитий — одна из наименее защищенных в плане жилищных прав категория москвичей. Нельзя сказать, что все они живут там «на птичьих правах», но тем не менее, лишиться жилого помещения в «общаге» гораздо проще, чем, например, квартиры, предоставленной по договору социального найма. В связи с этим московские власти, заботясь о жильцах общежитий, на протяжении всех последних лет вели и продолжают вести работу по приведению ситуации в общежитиях в соответствие с действующим жилищным законодательством.

Если же вы состояли на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., то заявление о признании нуждающимися в содействии подавать не нужно. Вы и так получите право участвовать в городских жилищных программах.

Как и когда будет принято решение?

После подачи вами заявления придется подождать чуть больше месяца, пока по нему будет принято решение. Дело в том, что по закону на принятие решения отводится 30 рабочих дней. Отсчет начинается с дня, следующего за тем, когда ваше заявление с полным комплектом документов было принято к рассмотрению.

После принятия положительного решения (или отказа) сотрудники жилищного департамента сообщат вам о том, что извещение о признании вас и членов вашей семьи нуждающимися в содействии города Москвы готово. В ином случае, известят об отказе в получении данного статуса и пояснят причину. Оповещение возможно по телефону или по электронной почте (если в заявлении вы указали ее адрес).

Извещение о признании вас нуждающимся в содействии выдают тому, кто указан в заявлении как уполномоченное лицо (надо предъявить документ, удостоверяющий личность). Если документ получает представитель заявителя, то также нужен документ, удостоверяющий личность, плюс доверенность на право получения извещения.

Если вам нужна копия решения о признании вас нуждающимися в содействии города Москвы (или копия отказа), то получить ее можно в течение 15 рабочих дней с момента обращения.

Вас признали нуждающимся в содействии города Москвы. Что дальше?

Итак, у вас на руках извещение о признании вас (и вашей семьи) нуждающимися в содействии города Москвы. Что делать дальше? В вашем распоряжении год (с момента принятия решения жилищным департаментом или главой управы района), в течение этого срока надо подать заявление на участие в одной из городских возмездных жилищных программ, которая предусматривает приобретение жилья из жилищного фонда города Москвы.

Если в течение года вы не определитесь и заявления не подадите, то потеряете статус нуждающихся в содействии города Москвы.

В случае подачи вами заявления на участие в одной из программ, придется подождать подтверждения того, что вы соответствуете требованиям к участникам жилищной программы, по действующему законодательству. В случае, если вы станете участником программы, срок действия распоряжения, согласно которому вы признаны нуждающимся в содействии, будет ограничен сроком действия программы.

Как можно улучшить жилищные условия при содействии города Москвы?

Если вы признаны нуждающимися в содействии города Москвы, то, в рамках городских жилищных программ, имеете право воспользоваться несколькими вариантами улучшения своих жилищных условий:

  • помещение из жилищного фонда Москвы может быть вам предоставлено по договору найма;
  • в рамках городских жилищных программ вы можете принять участие в накопительных системах, чтобы собрать необходимые средства для покупки жилья на рынке недвижимости;
  • вам может быть предоставлена субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • вы можете выкупить жилье, являющееся собственностью города Москвы, воспользовавшись рассрочкой платежа или кредитными средствами.

Суть программы заключается в том, что многодетные семьи очередников смогут получить во временное (но долгосрочное) пользование современное жилье, площадь которого позволяет растить детей в достойных условиях. Речь идет о коттеджах или квартирах в малоэтажном доме, входящих в специализированный жилой фонд города Москвы.

При этом надо понимать, что если вы признаны нуждающимися в содействии города Москвы, то в любом случае раньше вас воспользоваться помощью городских властей имеют право те, кто был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Законодательная база

Закон города Москвы №29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (в ред. Законов г. Москвы от 24.01.2007 №2, от 18.06.2008 №24, от 24.09.2008 №45, от 27.01.2010 №2, от 08.09.2010 №37, от 02.03.2011 №7, от 05.10.2011 №44).

Постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. №976-ПП «О Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ».

Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

а) малоимущими;

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
  • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
  • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
  • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
  • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»




Top