Кому подать жалобу на судью. Как правильно написать жалобу на судью и куда ее подать

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

В российском юридическом сообществе судейский корпус – каста неприкосновенных. Жалоба на действия судьи – это всегда экстраординарное событие: оспаривать процессуальное решение служителя Фемиды это одно, а роптать на его предвзятость – совсем другое. Любой квалифицированный юрист может составить такой документ (образец несложен), но далеко не каждый осмелиться писать ее от собственного имени.

Целесообразность подачи

Нередко нормы права грубо нарушаются именно теми, на кого возложена обязанность соблюдать законность. Вследствие подкупа или административного давления:

В подобных случаях неопытные борцы за справедливость немедленно ищут образец жалобы. Единственное, что их интересует: кому ее адресовать и куда можно подать. Поставив Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС) в известность о вопиющих нарушениях, многие рассчитывают на быстрое разрешение проблемы. И ошибаются.


Подготовительные действия


Чтобы иметь возможность обоснованно пожаловаться на судью, нужно:

Если выиграть дело не представляется возможным, следует создать надежную базу для обжалования. Описанные мероприятия призовут судью к порядку. А отказы либо игнорирование законных требований дадут возможность обосновать не только кляузу в ККС, но и апелляционное или кассационное представление на итоговое решение.

Адресат заявления


Куда пожаловаться на судью? «Об органах судейского сообщества в РФ» №30 установлена такая подведомственность:

  1. Высшая квалификационная комиссия судей привлекает к дисциплинарной ответственности судей:
    • ВС РФ;
    • председателей федеральных судов и их замов (кроме райсудов);
    • судей арбитражных инстанций: как окружных, так и апелляционных;
    • Суда по интеллектуальным правам;
    • военных судов.
  2. Взыскания на других судей налагает ККС соответствующего субъекта РФ.
  3. Решение ККС можно оспорить в ВККС.

Ст.21 ФЗ №30 () предусматривает право ККС приостанавливать полномочия судьи до принятия решения по делу. Можно просить о применении этой нормы непосредственно в жалобе. Согласно ст.25, заявление жалобщика рассматривается:

  • ККС субъекта РФ – на протяжении месяца;
  • ВККС – не позже 3 месяцев.

Очевидно, что ККС соответствующего уровня – это орган, куда обратиться нужно обязательно. Писать также можно:

  • Президенту РФ – он назначает судей;
  • органам судейского самоуправления, предусмотренным ст.3 ФЗ №30: совету судей РФ или субъекта РФ, общему собранию судей ВС РФ и прочим;
  • председателю суда, в котором работает судья;
  • Генеральному прокурору.
Ни один из перечисленных должностных лиц/органов не уполномочен рассматривать жалобы на судей, однако некоторые вправе «поставить вопрос на контроль». Целесообразность обращения к ним, равно как и к СМИ, продиктована следующим:
  • судейский корпус – привилегированная группа солидарных между собой госслужащих;
  • жалоба в любом случае окончательно испортит отношения с судьей: куда и к кому она адресована, неважно.

При обращении в неуполномоченные органы используется тот же образец, что и для ККС. Можно при распечатке менять адресата. Но лучше сформировать единый образец, в «шапке» которого будут указаны сразу все инстанции (писать их можно не ограниченное количество).


Жалоба на должностное лицо такого уровня – самый нестандартный из всех процессуальных документов. Его образец не утвержден. Согласно п. 2.2. Положения утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, жалоба должна содержать те же реквизиты, что и образец любого другого официального обращения:

  • наименование адресата;
  • ФИО/наименование жалобщика и его реквизиты (для учреждения);
  • почтовый адрес для направления ответа;
  • суть обращения;
  • личная подпись;
  • дата подачи.

Образец жалобы можно использовать стандартный. Однако чужой документ не следует принимать за эталон. Стоит проявить креативность:

  • если судья нарушил право стороны в деле – ссылаться на Конвенцию о правах человека и требовать защиты от «унижающего достоинство обращения»;
  • если он представитель противоположного пола, другой расы/национальности – писать о дискриминации.

Закон не содержит исключительного перечня оснований привлечения служителя Фемиды к ответственности. Статья 12.1 ФЗ №3132 в общих фразах ведет речь о несоблюдении законодательных предписаний, повлекших искажение применения принципов правосудия, умышленном попрании прав и законных интересов участников процесса, нарушении судейской этики.

Указано, что лишение статуса судьи возможно, если по заявлению жалобщика вышестоящим судом принят судебный акт об ускорении рассмотрения дела или о выплате компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок.

Формируя собственный образец жалобы, кроме названных нормативных актов целесообразно ознакомиться с:

  • Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.07.13 №354;

Мировому судье ХХХ

судебного участка города Москвы К.

Заявитель (потерпевшая):

ФИО, адрес

Отвод

В производстве мирового судьи ХХХ судебного участка находится уголовное дело по моему заявлению к Я. Заявление было подано еще в январе 2011 года, однако до сих пор дело не рассмотрено. Судья К. неоправданно затягивает дело, при этом постоянно настаивает на заключении мирового соглашения и моем отказе от обвинения. Судья постоянно, на каждом судебном заседании настаивает на примирении. При этом несколько раз заседание не состоялось по вине судьи- потому что ею не были приняты меры по вызову сторон, в частности свидетеля П, явка которого самой же судьей была признана обязательной. Между тем, обязанность уведомления лиц, участвующих в деле, законом возложена на суд. Таким образом, судья нарушает п. 5.12, 5.14 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, а также ст. 6.1. УПК РФ.

Судья несколько заседаний подряд говорила о своем желании назначить экспертизу, наконец 24 мая она ее назначила. Но, во-первых, почему судья не назначила ее раньше, а отложила дело еще на неопределенный срок? Во-вторых, необходимости в экспертизе вообще нет, поскольку вопрос звучит так: «соответствуют ли повреждения потерпевшей, указанные в заявлении, тем повреждениям, что указаны в медицинских документах»? Ответ на этот вопрос можно получить, просто сравнив заявление и документы, но судья назначает экспертизу (оплачиваемую за счет государственного бюджета!), в очередной раз неосновательно затягивая дело. Кроме того, я сомневаюсь в том, что судья незаинтересованна и беспристрастна. Явственно видна заинтересованность судьи в том, чтобы дело не рассматривать и приговор не выносить, отсюда эти задержки, назначения ненужных экспертиз, «забывчивость» судьи в плане вызова лиц, участвующих в деле.

Я также считаю, что судья не вправе НАСТАИВАТЬ на моем отказе от обвинения, поскольку суд, во-первых, не вправе становиться на сторону защиты, а во-вторых, не может отказывать мне в моем праве на защиту, предусмотренном ст.6 УПК РФ

В соответствии со ст. 6.1. УПК РФ,

Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.При определении разумного срока учитываются такие обстоятельства, как ……… достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока.

В соответствии со ст.ст. 46-47 Конституцией РФ,

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ»,

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

На основании изложенного заявитель имеет основания полагать, что судьей К. нарушается процессуальное законодательство в целях затягивания дела, что в соответствии с п.2 ст. 61 УПК РФ является основанием для отвода судьи. Эти обстоятельства стали известны заявителю на заседании 24 мая, когда судья, невзирая на протесты стороны обвинения, все же назначила ненужную экспертизу по просьбе стороны защиты.

В соответствии со ст.ст. 6, 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Заявительница не доверяет суду, не считает его справедливым и беспристрастным, полагает, что суд косвенно заинтересован в исходе дела, и в соответствии со ст.ст. 61-64 УПК РФ, заявляет отвод суду.

Подпись.

Рассказываем, как правильно составить и подать жалобу на действия (или бездействие) судьи.

Обратите внимание! Более актуальная версия статьи находится здесь: .

В каких случаях можно жаловаться на судью?

Какие поступки судьи могут стать поводом для жалобы? На сегодняшний день причиной жалобы может стать любое нарушение закона со стороны судьи. Например:

  • Если срок разрешения судебного спора затянулся более чем на 2 месяца ;
  • Если судебные протоколы искажают ход заседания ;
  • Если судья не дает высказаться представителю ;
  • Если судья не приобщает к делу существующие доказательства ;
  • Если судья игнорирует ходатайства и т.д .

На самом деле, причин может быть множество, однако прежде чем обращаться к юристу за помощью в составлении жалобы, необходимо провести небольшую подготовительную работу и составить надежную базу для последующего обжалования. Для того чтобы вы могли обоснованно жаловаться на незаконные действия судьи, вам необходимо:

  • Регулярно знакомиться с материалами дела ;
  • Записывать судебные заседания на диктофон ;
  • Подавать заявления и ходатайства через канцелярию ;
  • Проверять протоколы заседаний . Если протокол составлен несвоевременно или же искажает ход заседания – в течение 5 дней подавать замечания в порядке, установленном ст.231 ГПК.

Куда жаловаться на незаконные действия судьи?

На этот вопрос мы ответим чуть ниже, а пока хотелось бы сказать о том, куда жаловаться НЕ надо. Как показывает практика, жалобы на судей в СМИ не дают результата, так как в России суд является независимым органом. Также не стоит обращаться с жалобой и в органы прокуратуры, ваше заявление просто не примут.

Кто может подать жалобу на незаконные действия или бездействие судьи? Подать такую жалобу может как любой гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин.

Куда можно обратиться с жалобой на судью?

  • Если вы столкнулись с некорректным поведением судьи, с жалобой вы можете обратиться в квалификационную коллегию судей, а также в Совет судей.
    .
  • При нарушении судебной процедуры (это может быть как невыполнение судьей своих процессуальных обязанностей, так и затягивание разрешения судебного спора) вы можете подать жалобу Председателю суда.
    .
  • Если же вы подозреваете судью в пристрастности, вы имеете полное право заявить судье отвод.
    Пример отвода вы можете найти .

Какого результата стоит ожидать от жалобы на действия судьи?

Сразу хотелось бы отметить, что случаи увольнения судей после подачи жалобы очень редки. Но, в большинстве случаев, правильно составленная и поданная жалоба приносит должный результат - и судья начинает намного более ответственно относиться к своим обязанностям, а нарушения в судебной процедуре также сводятся к минимуму.

Как правильно составить жалобу на судью?

Жалоба составляется в свободной форме, и, согласно, п. 2.2. Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30.06.13 №354, должна содержать следующие сведения:

  • Наименование адресата;
  • Данные заявителя (ФИО, паспортные данные, адрес места жительства, контактный телефон);
  • Суть обращения;
  • Дата;
  • Подпись заявителя.

Отдельно хотелось бы остановиться на сроках рассмотрения жалобы. По общему правилу ваша жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня подачи заявления. Однако если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно.

В том случае, если орган, принявший вашу жалобу, принял решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, вас обязаны соответствующим образом уведомить об этом решении.

Достаточно часто приходится слышать от людей, что судьи ведут себя некорректно, а иногда даже по-хамски. Не реже участники судопроизводства жалуются на факты грубейшего нарушения судьями и работниками суда требований процессуального законодательства. При этом, достаточно странной позицией таких людей является мнение о том, что жаловаться на судью выйдет себе дороже, что якобы судья обязательно отомстит за поданную на нее жалобу, или вынесет решение не в пользу жалобщика, а самой же судье ничего не будет, жалуйся на него или не жалуйся. Данная позиция основана в своей массе на простых слухах, хотя на деле все обстоит совершенно по другому. Так куда и как жаловаться на судейские нарушения, чтобы достичь результата?

В первую очередь стоит разграничить виды нарушений судьи, а соответственно и компетенцию органов к которые должна быть подана жалоба.

Самыми массовыми нарушениями является нарушения процессуального характера. Например затягивание дела судом, неверное оформление протокола судебного заседания, когда суд умышленно не вносит в него показания того или иного участника процесса или допрошенного свидетеля. В случае затягивания дела судом имеет смысл подать жалобу председателю суда, так как именно он ответственен за соблюдение своими подчиненным процессуальных сроков, и имеет возможность оперативного воздействия на судью с целью принуждения его к действиям в рамках установленного порядка судопроизводства. В жалобе председателю суда нужно четко и конкретно указывать номер дела, по какому именно иску оно рассматривается, когда принято к производству судом, а также само обстоятельство которое послужило причиной к подаче данной жалобы. Надо отметить, что жалоба председателю суда, вопреки слухам, является действительно рабочим инструментом для защиты своего права.

Если суд не внес в протокол судебного заседания какие-либо данные которые вы считаете важными, либо исказил показания данные участниками процесса, вы вправе подать замечания на протокол судебного заседания, которые суд обязан рассмотреть и вынести соответствующее определение. Для того, чтобы иметь возможность доказать фактически сказанное лицом выражение имеет смысл использовать в суде средства аудио фиксации, то есть диктофоны. Важно, что запретить вам его использовать судья не имеет право, так как получение на его проведение от суда не требуется, и закон вас обязывает только уведомить суд о том, что вами производится аудиозапись судебного заседания. А вот видеозапись судебного заселения вы имеете право производить только с разрешения суда, и на основании предварительного письменного заявления.

Если же речь идет о том, что поведение судьи явно не отвечает требования кодекса судейской этики, то есть судья хамит, кричит или оскорет вас, то жалобу нужно подавать в совет судей или квалификационную коллегию судей, так как данные действия отнесены к их компетенции. При этом ждать того, что по вашему заявлению судью уволят бессмысленно, такие ситуации встречаются крайне редко и чаще всего связаны с тем, что количество жалоб поступающих на него превысило все разумные пределы. Однако, даже если в ответе на вашу жалобу буде отказ в применении в отношении судьи какого-либо административного взыскания это совершенно не значит, что жалоба была написана в пустую, так как самому судье будет сделано соответствующее замечание о недопустимости такого поведения в дальнейшем, а сведения о поданной на него жалобе заставят судью вести себя по отношению к вам корректно и более не допускать грубостей или хамства.

Также в квалификационную коллегию судей нужно жаловаться и на грубы нарушения судьей норм процессуального права, так как допущение им таких нарушений напрямую указывает на не соответствие его фактической квалификации званию судьи, и чем больше будет подано таких жалоб, тем быстрее судья расстанется со своей мантией, либо научится уважать закон.

Другим распространенным заблуждением является убеждение, что на судью нужно жаловаться в Прокуратуру РФ либо в полицию. Это в корне не верная позиция, так как данные органы не имеют права вмешиваться в судейскую деятельность, ввиду прямого запрета на это законодательством нашей страны. Дело в том, что судебная система в нашей стране является независимой, и не может быть подчинена каким либо надзорным органам, так как это поставило бы туже прокуратуру в весьма привилегированное положение по делам в которых она является непосредственным участником. Поэтому никакого смысла писать жалобы в эти инстанции нет, вы просто потратите свое время и нервы.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы ответить на вопрос который возникает у каждого человека столкнувшегося с судейским произволом «подавать ли жалобу или нет?». И ответ на него будет однозначный, подавать жалобу нужно обязательно ведь если каждый из нас не будет отстаивать свои права на честное и справедливое судопроизводство судебная система в нашей стране никогда не изменится, судьи должны четко понимать, что любое их незаконное действие не останется незамеченным и тогда, по прошествии небольшого количества лет мы сможем оставить в наследство своим детям действительно правовое государство где судья будет работать для защиты закона и понимать, что он является слугой народа, как любой другой государственный служащий, а не наоборот.




Top