Конфуций — величайший мудрец и учитель в истории Китая. Чему учил Конфуций

Аннотация к методической разработке.

учитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.Карамышка

Цель данного урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.Предназначен для обучающихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Октябрьский городок» в с.Карамышка

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира

Чему учил китайский мудрец Конфуций

5 класс

Подготовила: Гаврилова Елена Алексеевна

учитель истории и обществознания

2012г.

Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.

«Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше»

Конфуций.

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

  • Познавательные задачи:
  • освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
  • формирование исторического подхода к событиям;
  • создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
  • Развивающие задачи:
  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
  • Воспитательная задача:
  • воспитание интереса учащихся к культуре стран Древнего Востока и уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

  1. Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретают опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
  2. Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
  3. Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
  4. Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
  5. Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Структура: урок изучение нового материала.

Система контроля, оценивания:

а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль

Оборудование:

  1. Компьютер, презентация
  2. Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)
  3. Раздаточный материал

Оформление доски:

Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы, высказывания китайского мудреца Конфуция, изображение бога Брахмы, бамбуковая книга, иероглиф.

До проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река Хуанхэ», «Река Янцзы», «мудрец Конфуций»

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Древняя Индия»

На доске таблица и изображение бога Брахмы. Учащимся необходимо вставить пропущенные элементы в таблицу.

Учащиеся работают по карточкам (регламент 5 минут)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.

Главные реки Китая___________ и _____________.

Знаменитым китайским мудрецом был ____________________.

Ребята, все справились с заданием? (Нет)

А как вы думаете, почему? (Мы незнаем кто был китайским мудрецом)

Давайте попробуем сформулировать, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

(Формулируют тему урока)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Слайд №1 «Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой темы

На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индейцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций и почему Китай называют- уникальным, мудрым и удивительным, мы выясним сегодня на уроке

1 .Формулирование проблемы

слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»

Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил.

2. Работа с картой

слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о

  • Великой Китайской равнине слайд №4
  • Река Хуанхэ слайды №5-6
  • Река Янцзы слайды №7-8
  • Мудрец Конфуций слайды №9-10 // работа со словом «мудрец »

Ребята, а теперь посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.
В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

слайд №2

  1. Изложение нового материала

Об обычаях древних китайцев и рассказывал древний мудрец Конфуций

– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам» слайд №11 // работа со словом «манеры».
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры».
(Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения) .
– Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком
слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка».
(Циновка – ковер, сплетенный из тростника) слайд №14 // работа со словом «циновки»
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
слайд №15
– Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

– Жизненный уклад китайского народа подчинен дисциплине, порядку, уважению и почитанию старших и младших. слайды № 17-18
– Чему учит эта мудрость?

4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19

– Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.100-101
2 абзац «Высшая добродетель – уважение к старшим»
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «Всё идет из семьи». Объясните почему?
слайд № 20

А теперь обратимся к 3 абзацу «Мудрость- в знании старинных книг»
– Вспомните, царь, какого государства во время захватнических войн, кроме драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость – в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?

Сообщение учителя «Бамбуковая книга Древнего Китая»

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов.

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника . слайд №22
слайд №23

– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.

На прошлых уроках мы с вами уже знакомились с различными видами письменности и узнали,что письменность финикийцев была самой простой, а вот какова письменность древних китайцев я предлагаю вам узнать и попробовать пописать на древних бамбуковых книгах с помощью иероглифов.

Вопросы:

  1. Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?
  2. Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

(Примерный ответ: В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.

Учащиеся пробуют писать при помощи иероглифов и выясняют, что письменность у древних китайцев очень сложная.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
слайд №24
, слайд №25
– Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.

Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2

Древними китайцами было сделано немало важных открытий и изобретений, которыми люди пользуются и в наше время.

Письменность на основе иероглифов

Изобретение бумаги слайд 26

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт

Наблюдая, за пятнами на солнце китайцы составили карту звездного неба.

Изобретение фарфора слайд 27

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Компас, механические водяные часы, и прибор для предсказания землетрясений.

Компас слайд 28

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами.

Выращивание чая слайд 29

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

И в древней китайской поэзии есть упоминания о чае:

Слышно, сквозь шум бегущей воды
где-то прялка стучит.
Мостик под сводом вешней листвы,
минуло время цветов.
Вдруг чудеснейший аромат
ветер донес из-за гор.
Это в селении у перевала
готовят полуденный чай.

(Гао Ци)

– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26-30

IV этап. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

А теперь, чтобы охарактеризовать ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям продолжите высказывание: « Китай- это страна………»

Учащиеся отвечают.

V этап. Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI этап. Домашнее задание

  1. Параграф 22, ответить на вопросы
  2. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).
  3. Нарисовать рисунок

Конфуций - величайший мудрец и учитель в истории Китая. Иллюстрация: Блу Сяо/Великая Эпоха

В последние годы династии Чжоу (1122 - 222 н. э.) люди становились всё более эгоистичными. Традиционные нравственные ценности династий Ся, Шан и ранней Чжоу были заменены личными интересами отдельных людей. Отношения между отдельными государствами также становились всё более напряжёнными, а войн становилось всё больше.

Именно в это сложное время в Поднебесной появились великие люди. Если учение Дао, основателем которого был Лао-цзы, проповедовало возвращение к своему истинному Я, то учение Конфуция акцентировало внимание на воспитании в себе высоких моральных качеств.

Конфуций (552 - 479 до н. э.) известен в Китае также как Кунцзы. Но его настоящее имя было Кун Цю. Мать Конфуция в возрасте 18 лет стала наложницей одного 66-летнего китайского военачальника. Когда Конфуцию исполнилось три года, его отец скончался. Хотя будущий мудрец по природе был талантливым человеком, никто о нём ничего не знал. Он повстречался с Лао-цзы, которого уважал всем сердцем. Конфуций начал служить правителю, начиная с самых низших должностей: он отвечал за крупный рогатый скот и припасы в амбарах.

В 51 год Конфуций получил повышение в правительстве. Он выступал за «принцип добросердечия» в управлении страной, но, к сожалению, его философия не была принята императором. Поэтому Конфуцию не оставалось ничего другого, кроме как оставить свою должность. Он принял решение путешествовать по стране и распространять своё учение.

В это трудное время его политические воззрения на управление страной не получили признания среди китайской знати. Поэтому Конфуций вернулся в свой родной город, чтобы посвятить всё своё время образованию. Он создал частную школу и набрал много учеников. Благодаря усилиям Конфуция, его учение распространилось и среди обычных людей. Он считается первым учителем в китайской истории.

Учение Конфуция включает четыре главных аспекта: знание и образование, правильная речь и соответствующее поведение, честность и великодушие, а также праведность. Конфуций также создал четыре главных правила-запрета: не сплетничать, не упрямиться, не самовольничать и не проявлять высокомерие. Он редко говорил о личных интересах, но если разговор заходил о них, то Конфуций всегда использовал эту возможность, чтобы рассказать о добродетели, судьбе и нравственных ценностях. Каждый раз, когда его ученики не понимали какой-то принцип или не могли справиться с трудностями, Конфуций просвещал их в этих вопросах.

Конфуций внёс большой вклад в образование. Он был первым педагогом, который сделал образование доступным для обычных людей. У него было более 3 000 учеников, разных по своему социальному положению: и богатых, и бедных. Те, из бедных слоёв населения, кто по-настоящему хотел обучаться у Конфуция, получали такие же возможности для образования, что и богатые ученики Кунцзы.

Он учил своих учеников, как быть добросердечным человеком, показывая это на собственном примере. Его последователи и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, благородством, смиренностью, вежливостью и снисходительностью по отношению к другим людям.

Самым известным письменным трудом Конфуция является «Лунь Юй (свод правил) Конфуция». В памяти поколений он остался как «величайший мудрец и учитель» в китайской истории.

Конфуций (по-китайски его имя звучит иначе: Кун Фу-цзы) был необыкновенным человеком. Без него невозможно представить историю Поднебесной империи, поэтому ученые даже называют китайскую цивилизацию (правда, более позднего периода — средних веков) конфуцианской. И судьба философа была необычной.

Конфуций родился в середине VI века до н.э. в семье обедневших аристократов. Его детство и юность прошли в лишениях и тяжких трудах. Однако у Конфуция хватало и времени, и сил на изучение древних умных книг. В 20 лет, после многих унижений, ему удалось выбиться в чиновники, а через 10 лет он ушел в отставку и открыл частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Говорят, у Конфуция было около 3 тысяч учеников. 20 лет мудрец вел занятия и одновременно создавал свое учение — программу усовершенствования общества и человека. Когда ему исполнилось 50, он решил, что пора от слов перейти к делу, и, подобно Шан Яну, отправился путешествовать по стране, предлагая свои проекты правителям царств. Но, в отличие от Шан Яна, Конфуцию не повезло: его философия никого не заинтересовала. Вернувшись домой, он провел остаток жизни в тишине и покое: занимался с учениками и писал новые труды. В 479 г. до н.э. мудрец умер.


Конфуций в окружении своих учеников изучает одно из древнейших китайских произведений — гадательную «Книгу перемен».

Признание и слава пришли несколько столетий спустя. Только в I веке н.э., в эпоху династии Хань, учение Конфуция стало чем-то вроде официальной религии, а сам философ был обожествлен — в его честь даже совершали жертвоприношения, и все образованные люди учили наизусть его книги.

Чем объяснить такой сказочный успех учения Конфуция? Наверное, главная причина в том, что он другими глазами посмотрел на человека и его роль в мире, на государство и отношения между властями и народом.
Конфуций мечтал воскресить «золотой век» с его идеальным обществом, похожим на одну большую семью. Дети, но есть народ, слушаются старших, то есть власти, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но главное, в такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет свои обязанности. Гуманность, справедливость, преданность, мудрость и благопристойное поведение — вот на чем держится благополучие государства.

Шан Ян и тем более Шихуанди не согласились бы с Конфуцием. Как же держать народ в повиновении без жестоких наказаний? — спросили бы они. У Конфуция на это была своя точка зрения. «Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов, — говорил он. — Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». Значит, главная причина всех бед в том, что правитель, его приближенные и чиновники сами нарушают законы, ленятся и обогащаются за чужой счет. Почему бы и народу не вести себя так же? И разве может народ доверять такому правителю? А государству, каким бы оно и казалось могущественным, без доверия не устоять. Конфуций считал, что лучше пережить войну или голод, чем утратить доверие народа.

Особые требования предъявлял философ к чиновникам. Это понятно: в отличие от императора и придворных, они постоянно общаются с простыми людьми, собирают налоги, ведут дела в суде. Именно от них во многом зависит благополучие народа. Чиновники должны быть «благородными мужами» — образованными, глубоконравственными, бескорыстными.
Образцовый чиновник Конфуция походил на прекрасного принца или рыцаря. Наверное, поэтому любимыми героями китайских сказок были не персонажи вроде Золушки или Иванушки-дурачка, а бедняки, которые благодаря своим достоинствам становятся добрыми чиновниками.

Учитель истории и обществознания Андрианова Т.Э.

Тема: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1. Учащиеся должны:

А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.

Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.

2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.

3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.

Методы обучения: словесные, наглядные.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта, энциклопедия.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, пожелание плодотворной работы, создание доброжелательной атмосферы. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты».

1. Что такое – каста?

2. Чем касты отличаются от классов?

3. Какие касты существовали в Индии?

4. Как звали бога, из частей тела которого появились касты?

Когда произошло объединение Индии? – в 3 веке до н.э.

Какой царь объединил Индию? – царь Ашока.

Чему учил Будда?

Чем привлекателен легендарный Будда?

В чем отличие идей Будды от учения индийских брахманов?

3. Изучение нового материала .

План.

1. Природа и народ Китая.

2. Личность в истории – Конфуций.

3. Учение Конфуция.

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

1. Работа с картой. Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране – родине знаменитого мудреца. С чего начинается изучение незнакомой страны? – географическое положение. Звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о Великой Китайской равнине, Река Хуанхэ, Река Янцзы. Китай расположен на юго-востоке Азии. Берега Хуанхэ сложены из лесса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошей поливке – очень плодородные. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Археологические находки подтверждают, что жители Великой Китайской равнины занимались земледелием, скотоводством, ремеслами сталкиваясь с немалыми трудностями. Им приходилось вырубать леса, осваивать новые земли, орошать поля, насыпать дамбы.

Словарная работа.

Китай – страна, расположенная в Восточной Азии на Великой Китайской равнине.

Первые государства в долинах этих рек возникли около 1700 г. до н.э. Правители стран постоянно враждовали между собой. В 3-м веке до н.э. почти все царства объединил под своей властью Цинь Шихуан.

2.Личность в истории – Конфуций.

Конфуций родился в 551 г. до н.э. в благородной, но обедневшей семье, в городе Лу. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями, и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества. Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и стремился приобрести все книги, которые ему удавалось найти. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках их расщепленного бамбука. Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам. Он прославился как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре науки: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Три месяца торговцы не осмеливались поднимать цены, «на дорогах никто не смел поднимать оставленного» и в царстве был мир и спокойствие. Но вскоре ему пришлось уйти со службы из-за интриг.

После этого Конфуций 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не смог найти применения своим способностям и идеям. Как видите, честным и справедливым быть непросто во все времена.

Конфуций путешествовал до 66 лет, проповедуя своё учение, а затем вернулся на родину. Умер Конфуций в возрасте 72 лет. А на месте его дома был построен храм. В историю мировой культуры Конфуций вошёл как основоположник особой религии – конфуцианство.

Распространение идей Конфуция началось во 2-м веке до н.э. Тогда была принята идея философа о необходимости работы учёных в правительстве. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставалась ею до 1912 года, когда народ сверг с престола последнего императора Китая.

Сегодня на смену конфуцианству в Китае пришёл буддизм.

Посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.

В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

3.Учение Конфуция .

В Китае сохранилось очень много сказаний и легенд о знаменитом мудреце. О нём писались книги, складывались стихи, сказки. А вот какую басню донесло до нас время. Послушайте её. – Выступают учащиеся (басня «Ответ мудреца»).

Вопросы: Как вы относитесь к тому, что стремился привить своим ученикам Конфуций?

Что вам больше всего нужно в жизни: ум, храбрость, трудолюбие, осторожность, радость?

Чему бы вы хотели научиться у своих учителей?

Работа с документом (раздаточный материал). Вопросы и задания по документу:

1. Выберите высказывания, которые характеризуют отношение к знанию и учению. В чём вы согласны с его утверждениями?

2. Выберите высказывания Конфуция, в которых говориться о том, как надо относиться к старшим, родителям, другим людям. Почему необходимо относиться с почтением к своим родителям?

3. К чему должен стремиться человек, согласно Конфуцию? Приведите пример из собственной жизни, когда вы поступили согласно правилу, совпадающему с советом Конфуция.

4. Объясните смысл предпоследнего высказывания Конфуция. Какой школьный предмет может помочь в изучении «старого»?

5. Объясните смысл последнего высказывания Конфуция. Какая русская поговорка соответствует словам китайского мудреца?

6. Как человек, с точки зрения Конфуция, должен относиться к богатству, славе, службе?

7. Какие высказывания сближают Конфуция с Буддой?

Приложение.

Конфуций учил.

В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.

Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Добро надо творить. Зло сотвориться само.

Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете сотворить дурной поступок.

Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Люди хотят для себя богатства и славы; если и то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.

Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли ты служишь на том месте, где находишься.

Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как самому не стать таким же.

Не будь лёгок на слова, не говори недозволенного.

Хочешь узнать новое – обратись к старому.

Что себе не пожелаешь, того не делай и другим.

4. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

5. Рефлексия

– На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.

6.Домашнее задание.

Составить кластер.

1 группа - отношения в семье,

2 группа - отношения в государстве,

3 группа - поведение воспитанного китайца,


1. Страна, где жили китайцы. Китай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н. э. китайцы расселились но всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.

2. Высшая добродетель — уважение к старшим. Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

Конфуций. По китайскому изображению.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети — родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

Китай в древности.

Заросли бамбука.

Бамбуковая книга.

Как и другие народы, они верили в сверхъестественных существ: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев — драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном Неба, а подчинённую ему страну — Поднебесной.

3. Мудрость — в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Учёный-китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в китайской иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.

Из высказываний Конфуция

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный — к справедливости.

Благородный человек лишён тревоги и боязни. Ведь коли не найдёшь внутри себя изъяна, о чём тревожиться, чего бояться.

Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.

Китайские иероглифы.

4. Как должны вести себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шёл босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на иолу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сиденье, но непременно подогнув иод себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вытянув их вперёд, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове сложные причёски, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешёвой материи. Знатные богачи одевались в халаты шёлковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.

Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведёт себя с теми и с другими, хорошо зная своё место, — со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Конфуций учил, что государство подобно большой семье. Подданные должны уважать правителя, как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не мучает людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их — прежде всего своим примером.

Правителю вовсе не к лицу жестокость, достаточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истинный путь, — бесчеловечно», — говорил Конфуций.

Объясните значение слов: Поднебесная. Сын Неба, дракон, бамбуковая книга.

Проверьте себя. 1. Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам? 2. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Как выглядели китайские книги?

Поработайте с картой (см. обратную сторону передней обложки). Найдите и определите местоположение Китая, его главных рек.

Поработайте с датами. Конфуций и Будда жили в разных странах, но примерно в одно время: за пять веков до н. э. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад жили эти мудрецы.

Подумайте, прав ли был применительно к нашему времени Конфуций, считавший, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция» и ответьте, кого китайский мудрец считал благородным, то есть достойным, человеком. Согласны ли вы с Конфуцием?




Top