Кто такой Садко и что вы о нем знаете? Значение слова садко в краткой биографической энциклопедии Садко: история персонажа

Занимательная полустатистическая картинка вырисовалась сама собой из житейского случая... На днях довелось принимать в древнем и великом иностранных гостей, один из которых поинтересовался, кто такой Садко, чем знаменит, и отчего почитаем новгородцами. С точки зрения внешнего вида Садко представился мне очень четко: высокий, статный добрый молодец, косая сажень в плечах, с неизменной бородой, в красно-золотом кафтане с гуслями в руках... Но вот исторический и литературный аспекты привели меня в некоторое замешательство. Виниловая пластинка из детства, кадры старого-престарого фильма, фонтан и ресторан «Садко»...

Ну да, купец, былинный герой, играл на гуслях. Была там какая-то история... Очень хотелось более красочно рассказать гостю о Садко, но повествование мое складывалось из скупых банальностей. Искренне ужаснувшись прорехе в собственном образовании, я углубилась в недра Википедии и решила провести небольшой опрос среди своих знакомых, друзей. Надо сказать, практически все опрошенные - люди с высшим образованием, всю жизнь или много лет прожившие на новгородской земле, люди разного возраста и профессии.

Что Вы знаете про Садко?

Садко? – улыбались опрашиваемые, закатывали глаза и... погружались в пучину историческо-мифологическо-потребительского многообразия. Вспомнили всё, что можно: гостиницу и ресторан «Садко», магазин, оперу, фонтан, хореографический ансамбль, новгородскую водку и одноименный телевизор.

Так кто же он, Садко Сытинычъ? По мнению случайных новгородцев Садко обитал под водой, не то на дне водоема, не то в царстве морском, а, по некоторым версиям, в океане. Отчаянно сражался то ли с Нептуном, то ли с Водяным. Являлся купцом, музыкантом, исполнителем былинных песен, рыбаком (выловил золотую рыбку), строил Новгород, а также захватывал близлежащие земли. И была у него какая-то царевна, а, может, птица с золотыми перьями, а может, рыба с чешуёй...

Неправда ли довольно размытый собирательный образ? И чем дальше, тем шире становился список версий и догадок. Всё это могло бы показаться забавным, если бы не было столь грустным.

Отчего мы не знаем своих героев? Конечно, прежде всего, это вопрос к каждому новгородцу лично. Рада, что казус с Садко имел место быть, уж теперь-то я «подлатаю дыры» в краеведении. Однако, как упорядочить и сохранить знания в современном круговороте информации? Преподаванию своей школьной истории я, однозначно, поставила бы «неуд», в университете изучению родного края было посвящено совсем немного часов. В музыкальной школе, помнится, мы что-то пели про старину. Периодически посещаю музей-заповедник. И вот, в один прекрасный день Садко застал меня врасплох.

Программа развития туризма, которая ежегодно прорабатывается «наверху», как видно, должна быть нацелена не только на туристов, но и на новгородцев. Чем больше мы сами знаем о Новгороде, тем свободнее сможем популяризировать его среди гостей, а, значит, продвигать туристические услуги. Как замечательно, что сегодня в городе внедряется «живая», интерактивная экскурсия, которую проводят персонажи в костюмах. Пусть среди гидов появится и гусляр-Садко. Пусть эти маленькие путешествия во времени станут доступны жителям нашего города, школьникам, студентам, и не только как коммерческие, но и социально, культурно-ориентированные. В противном случае, количество новгородских чудаков будет увеличиваться.

Что нам делать с Садко?

Директор МАУ “Центр развития туризма “Красная Изба” Оксана Чернега:

Мы живем в век, перенасыщенный информацией. И не только гости Великого Новгорода, но и новгородцы плохо представляют, чем интересна наша земля, какие значимые для истории России события происходили у нас, какие реально жившие в городе люди стали былинными героями, вошли в аналы истории. Для Центра развития туризма «Красная Изба» каждый новгородец – носитель этой информации. Очень важно добиться включения в программу по истории российских школьников историю Великого Новгорода, а местным школьникам начинать обучение на Троицком археологическом раскопе и в экспозициях новгородского Государственного музея заповедника. Считаю российских школьников стратегически важным сегментом рынка культурно-познавательного туризма. К этой аудитории нужно выходить с историческими компьютерными играми (этим мы начинаем заниматься), интересные телеигры и шоу. К сожалению, с нашего местного телевидения ушли такие проекты, их надо возобновлять. Мы ведем переговоры с всероссийскими каналами.

Историк Борис Ковалев:

Конечно, это не очень хорошо, потому что таких брендовых героев своей истории надо знать. Может быть, наши знания о Садко в большей степени почерпнуты не из новгородских былин, а из очень хорошего старого советского фильма. Следовательно, здесь можно предъявить определенную претензию к преподаванию краеведения в школах. Да и некоторые сюжеты нашей истории воспринимаются во многом только посредством массовой культуры: например, тот же фильм «Александр Невский». Требовать знания мы не можем, но стремиться к тому, чтобы знали нужно; этим должны заниматься и власти – кроме патриотизма общего должен быть и местный, должна этим заниматься и школа, ну и региональные средства массовой информации. Образованный новгородец должен знать основные вехи истории города, что 1151 – не просто дата, а судьбы многих поколений людей, которые вершили и судьбы всей страны.

Легенда о Садко

Садко – такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Садко – имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному таланту стал богатым купцом. Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец – предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый . Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра.

Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» – купца. Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого: Не я, видно, купец богат новгородский - Побогаче меня славный Новгород.

После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно – царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу.

Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей. Морской царь пытается удержать Садка в своем царстве, но Садко отвечаете ему: Богатством своим ты меня не держи; Все роскоши эти и неги Я б отдал за крик перепелки во ржи, За скрып новгородской телеги!

Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку – скромную Чернаву: Николай-угодник сказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, была в древнем Новгороде, близ Перыни). В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. (А. Толстой. «Садко»)

Это интересно:

  • Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец, который в 1167 году поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба. Об этом есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)... На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии».
  • В 1952 году по мотивам новгородской былины был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» – имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

Благодарим сайт “Новгородика для детей” http://www.novkraj.natm.ru за предоставленную информацию и легенду о Садко.

Юлия Солтаганова и Мила Владимирова

САДКО

Садко богатый гость - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два. По наиболее полному варианту (Сорокина), С. был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрой приобрел расположение царя Водяного, который научил С. побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба "золотые перья"; при помощи царя Водяного С. выиграл заклад, стал торговать и разбогател. Однажды С. на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня С. скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, С. сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого С. нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; С., догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на С., который, захватив с собой гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. С. очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры С. царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола-угодник, под видом старца седого, явился к С. и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы С. женился на морской девице по своему выбору. По совету Миколы С. выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира С. засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение С. соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах С. разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже - золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица. В одной былине о С., в сборнике Кирши Данилова, С. является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть, в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: выловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. С. сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, С. является представителем новгородской торговли, купцом-богатырем. Древнейшей основой былины о С. была, вероятно, песня об историческом лице Садко Сытинець (или Сотко Сытиничь), упоминаемом в летописи под 1167 годом, в качестве строителя церкви св. Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывет скорым помощником на водах и даже называется "морским" и "мокрым". Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в свое царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в наших сказках, и в сказках других народов. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом, с помощью волшебной зеленой палки, вернулся на землю и разбогател. Ближайшие источники былины о С. не выяснены. Академик А.Н. Веселовский указывает на сходство былины о С. с эпизодом старофранцузского романа о "Tristan le Leonois": герой его, который носит имя Садок, убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с ней бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию, виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает. Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен С. и Садок, дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику-повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя С., Садок - еврейского происхождения (евр. Цадок-справедливый), что указывает на вероятное влияние еврейской народной литературы. Вс. Миллер находит объяснение типов С.-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип С.-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене. Ср. Вс. Миллер "Очерки русской народной словесности" (Москва, 1897); А. Веселовский "Былина о С." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, ¦ 12); ст. И. Мандельштама (ib., 1898, ¦ 2; опровергая теорию Вс. Миллера, автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Вс. Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и С. с Вейнемейненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Леннрота).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САДКО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САДКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-15 Time: 07:00:19 Садко-купец — персонаж русской былины «Садко»- * — Ай же вы, купцы новогородские! Как знаю чудо-чудное …
  • САДКО в Большом энциклопедическом словаре:
  • САДКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    советский ледокольный пароход. Построен в 1912 в Ньюкасле (Великобритания). Длина 78 м, ширина 11,4 м. Водоизмещение 3800 т. На "С." …
  • САДКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатый гость — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
  • САДКО
    "САДЌО", ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещ. 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по иссл. глубоковод. р-нов …
  • САДКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САДЌО, гусляр и певец, герой одноим. новгородской былины, сюжет к-рой получил разработку в рус. иск-ве 19 в. (одноим. поэма А.К. …
  • САДКО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    богатый гость? герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
  • САДКО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Новгородский …
  • САДКО в словаре Синонимов русского языка:
    гусляр, …
  • САДКО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
  • САДКО
    гусляр и певец, герой одноименной новгородской былины, сюжет которой получил разработку в русском искусстве 19 в. (одноименная поэма А. К. …
  • «САДКО» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    советский ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещение 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по исследованию глубоководных районов …
  • САДКО в Толковом словаре Ефремовой:
    садко нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
  • САДКО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    предик. разг. О саднящей …
  • САДКО в Большом современном толковом словаре русского языка:
    предик. разг. О саднящей …
  • САДКО (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-25 Time: 11:27:44 * Обманул старик. Нет за морями счастья! *— Где Садко? — Нет Садка... * Горе тем, …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
    Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
  • РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди …
  • МАЛЮТИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Малютин, Сергей Васильевич - живописец. Родился в 1859 г.; учился в Московском училище живописи. В 80-х годах начал выставлять пейзажи, …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …

Уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север - в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко - персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII-XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.

Садко вначале - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» - купцом. информация с сайта http://сайт
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась - он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало - только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.

Втройне товаров принавезено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу
новгородскую.
- Не выкупить товара со всего бела
света:
Още выкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купеи богат новгородский
- Побогаче меня славный Новгород.
-
Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для Садко нет ничего унизительного - ведь он тоже участник общего торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.

Построил Садко тридцать кораблей,
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Аадожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду.

Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической точностью, и вдруг... Золотая Орда, - такие нарушения географии обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем - с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии - чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии - и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.

Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю,
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.

По просьбе царя Садко играет на гуслях - и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот - святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются: информация с сайта http://сайт
он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится разрешать спор между царем и царицей.

Ты скажи-скажи и поведай мне,
Что у вас на Руси есть дорого?
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
- У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого, Что без злата-серебра
сколько можно жить, А без булату-железа
жить-то неможно.

Мифологические, сказочные и былинные загадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он - тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов:

Ай не угодно ли тебе,
Садко, женитися в синем море
Ай на душечке
как на красной на девушке...
Ай заутра
выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму.

Выбор невесты - последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной - его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, - девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка - единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она - воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, - и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей - у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им - Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Изучая былины, мы знакомимся с героями киевского и новгородского цикла.

Если говорить о самых известных богатырях, то многие сразу назовут батюшку Илью Муромца, главного среди своих сотоварищей Добрыни и Алёши.

А вот о Садко трудно сказать, что он богатырь. Музыкант-гусляр, ставший купцом, и всё этим сказано! Сказано, да не всё...

Писатель Александр Торопцев, размышляя о загадках Садко, приходит к выводу, что такой человек жил в X веке в Новогороде и построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей...

А. Торопцев

Загадки Садко

Жил Садко в славном городе Новгороде, что построили люди на берегу реки Волхов, вытекающей из могучего Ильмень-озера. Уже в IX-X веках город был велик и богат. Разный люд обитал здесь: мастера на все руки и купцы, рыболовы и охотники, дружинники и князья. Садко, хоть и бедный был, да известный всему городу, потому что играл он «в гуселки яровчаты», и любили его за это, звали то в один, то в другой дом «на почестен пир».

Да вдруг один раз его не пригласили «на почестен пир», другой раз, третий. Загрустил гусляр, отправился к Ильмень-озеру, сел на «бел-горюч камень», тронул весёлые струны гуселок, и легче стало на душе.

Не зовёте меня, вам же и хуже, а я здесь веселиться буду и радоваться!

Хорошо играл Садко «в гуселки яровчаты»! Сам повеселел, мир вокруг развеселил. Ветерок побежал по волнам прибрежной густой травы, «в озере вода заколыбалася», и оттуда, из-под воды, сам царь морской голову косматую высунул. Страшен на вид был повелитель подводного царства. Вышел на берег, приплясывая под музыку, и сказал булькающим говорком:

Повеселил ты меня, старика! И быть тебе за это богатым!

Садко и рад бы разбогатеть, да как это сделать, если даже на «почестей пир» его не пригласили в который уж раз! Царь морской, однако, слов на воду не бросал.

Ступай,- сказал он,- в Новгород и сделай всё, как я тебе говорю.

Выслушал гусляр подводного лохмача-повелителя и пошёл домой: невесёлый-негрустный. В Новгороде разбогатеть мечтали все, но вдруг обманул его морской царь?! Страшно Садко. Не хочется свою головушку закладывать, но и отступать он не привык.

На следующий день позвали Садко на пир. Веселил он купцов на славу, а под вечер сказал им громко, что есть в Ильмень-озере рыба с золотыми перьями.

Не бывает таких рыб! - закричали захмелевшие купцы.

Сам видел! - не сдавался Садко.- И место могу показать, где их поймать можно.

Не бывает! Не бывает! - галдели купцы.

Бьёмся об заклад великий! - предложил тогда гусляр.- Я заложу буйну голову свою, а вы - товара красного за каждую рыбку по лавке.

Ударили спорщики по рукам, пошли рыбку с золотыми перьями ловить. Закинули они шёлковый невод в Ильмень-озеро, вытащили тоньку на берег, глянь, а там рыбка бьётся - золотые перья! Обрадовался Садко: не обманул его морской царь лохматый. А купцы ещё два раза невод закидывали в Ильмень-озеро, и ещё две рыбки чудесные поймали они. Пришлось им три лавки товара красного отдать Садко.

Разбогател он, знатным купцом стал, и, как часто бывает в подобных случаях с быстро разбогатевшими по чьей-то доброй воле людьми, забыл гусляр про своего благодетеля, морского царя. А тот, хоть и волшебный был царь, но очень обидчивый. Подкараулил он однажды Садко с богатым караваном кораблей в синем море, расшевелил волны тяжёлые и стал топить корабли с товаром.

Решил Садко задобрить его, кинул в море бочку с серебром. Но ещё сильнее ветер завыл, волны грозные «всколыбались». Пришлось бочку с золотом кинуть морскому царю. Только и этого оказалось мало - ещё пуще волны разбушевались. Понял Садко, что обидчивый царь морской требует человеческой жертвы, бросил по обычаю тех времён жребий - пал жребий на самого Садко. Что оставалось делать? Написал Садко завещание, взял в руки гуселки свои яровчаты, лёг на дубовую доску. Быстро уплыли вперёд корабли, купец, качаясь на крутых волнах, почему-то заснул и очутился на самом дне в палатах белокаменных царя морского обидчивого.

Но... Где же загадки, тайны? Про то, как Садко из подводного плена вырвался, можно и в «Новгородских былинах» прочитать. И то верно. Пора переходить к тайнам.

Вот первая из них.

Жил ли был на самом деле в Новгороде купец Садко или это всё выдумка, сказка?

В Новгородской летописи говорится о том, что в 1167 году «заложил Садко Сытиниц церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславовици...» Уж не былинный ли то был купец? Но ведь в былине говорится, что Садко «состроил церкву соборную Миколы Можайскому», который помог ему вырваться из пучины морской, а не святым Борису и Глебу, и что церковь-то построена была деревянная, обыкновенная. Значит, это не тот Садко? Может быть, и не тот.

Не так давно учёные провели в окрестностях Новгорода раскопки на месте бывшего святилища Перуна, языческого божества. Здесь были обнаружены остатки деревянного здания, построенного сразу после того, как в Новгороде дружина князя Владимира Святославовича низвергла языческого Перуна. Значит, какой-то Садко мог жить ещё и в X веке!

Да не жил он нигде и никогда - это же сказка, а в сказках всё выдумано, - может возразить любитель волшебных сказок, но мы его, в свою очередь, тоже можем спросить: «А кем выдумано?» - и перейдём к следующей загадке былины о Садко.

Разве мы знаем наверняка, кто впервые на земном шаре придумал сюжет о человеке, очутившемся в подводном царстве? Подобные сюжеты есть и в индийской поэме «Гариванса», и во фракийских мифах об Орфее. Но если это так, то не индийский ли сюжет (а ему от роду около 5 тысяч лет!) взяли за образец мифотворцы Фракии, а затем и сказители былин Новгорода?

А зачем это нужно знать? - опять может спросить читатель-сказочник. Разве сказки, былины, легенды не прекрасны сами по себе? Да, прекрасны! И можно читать их и радоваться. Но можно ещё и подумать. Разгадав, например, только эти две загадки Садко, человек узнает не только о том, как жили люди в славном городе Новгороде тысячу лет назад и раньше, но и многое другое из жизни всей планеты, потому что ни одно государство, ни один город, ни одно поселение не существовали сами по себе.

Многое забывалось людьми по самым разным причинам. Бывшие друзья становились врагами, вспоминать о них не хотелось, из памяти ускользало действительно очень многое, но доброе всё-таки оставалось! А самое доброе в любом народе - это сказка, былина, легенда. Вспомним, например, самую что ни на есть русскую сказку «Царевна-лягушка». Точно такой сюжет есть в индийской книге «Великая Махабхарата», которую стали записывать индусы в начале I тысячелетия до нашей эры - до этого они передавали её из уст в уста долгие века. Но каким образом два великих народа могли сочинить одну и ту же сказку? А может быть, её сочинили люди, более древние, чем индусы и русские? Да, много загадок в любой народной сказке...

Та же былина о Садко может поведать (если разгадать все её тайны) о человеке, который построил на бывшем святилище Перуна одну из первых в Древней Руси православных церквей. А судьба строителя этого храма может подсказать решение другой трудной «русской задачи»: почему вчера ещё яростные язычники, русские люди, сначала приняли культ Перуна под давлением князя Владимира, а затем с плачем и воем расстались с ним, приняли - вместе с тем же князем Владимиром - православную веру?..

Литература

Сайт писателя Александра Торопцева http://аторопцев.рф/


Жил в богатом Новгороде добрый молодец, по имени Садко, а по-уличному прозывался Садко-гусляр. Жил бобылём, с хлеба на квас перебивался – ни двора, ни кола, только гусли, звонкие, яровчатые, да талант гусляра-певца и достались ему в наследство от родителей.

А слава о нём рекой катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садка и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, гостей потешать.

Заиграет он, заведёт напев – все бояре знатные, все купцы первостатейные слушают гусляра, не наслушаются. Тем молодец и жил, что по пирам ходил. Но вот вышло так: день и два Садка на пир не зовут и на третий день не зовут, не кличут. Горько и обидно ему показалось.

Взял Садко свои гусельцы яровчатые, пошёл к Ильмень-озеру. Сел на берегу на синь-горюч камень и ударил в струны звонкие, завёл напев переливчатый. Играл на берегу с утра день до вечера. А на закате красного солнышка взволновалось Ильмень-озеро.

Поднялась волна, как высокая гора, вода с песком смешалася, и вышел на берег сам Водяной – хозяин Ильмень-озера. Оторопь гусляра взяла. А Водяной сказал таковы слова:

– Спасибо тебе, Садко-гусляр новгородский! Было у меня сегодня столованье-гулянье, почестей пир. Веселил ты, потешал гостей моих. И хочу я тебя за то пожаловать!

Позовут тебя завтра к первостатейному купцу на гуслях играть, именитых новгородских купцов потешать. Попьют, поедят купцы, похваляться станут, порасхвастаются. Один похвалится несчётной золотой казной, другой – дорогими товарами заморскими, третий станет хвастать добрым конём да шёлковым портом. Умный похвалится отцом с матерью, а неумный – молодой женой. Потом спросят тебя купцы именитые, чем бы ты, Садко, похвалиться мог, похвастаться. А я тебя научу, как ответ держать да богатым стать.

И поведал Водяной – хозяин Ильмень-озера гусляру-сироте тайну дивную.

На другой день позвали Садка в белокаменные палаты именитого купца на гуслях играть, гостей потешать.

Столы от напитков да от кушаний ломятся. Пир-столованье вполпира, а гости, купцы новгородские, сидят вполпьяна. Стали друг перед другом хвастать: кто золотой казной-богачеством, кто дорогими товарами, кто добрым конём да шёлковым портом. Умный хвалится отцом, матушкой, а неумный хвастает молодой женой.

Принялись потом Садка спрашивать, у доброго молодца выпытывать:

– А ты, молодой гусляр, чем похвалишься?

На те слова-речи ответ Садко держит:

– Ах купцы вы богатые новгородские! Ну чем мне перед вами хвастать-похвалятися? Сами знаете: нет у меня ни злата, ни серебра, нет в гостином ряду лавок с дорогими товарами. Одним только я и похвалиться могу. Один только я знаю-ведаю чудо-чудное да диво-дивное. Есть в нашем славном Ильмень-озере рыба-золотое перо. И никто той рыбы не видывал. Не видывал, не вылавливал. А кто ту рыбу-золотое перо выловит да ухи похлебает, тот из старого молодым станет. Только тем и могу похвалиться я, похвастаться!

Зашумели купцы именитые, заспорили:

– Пустым ты, Садко, похваляешься. Из веки-веков никто не слыхивал, что есть такая рыба-золотое перо и что похлебавши ухи из той рыбы, стар человек молодым, могутным станет!

Шестеро самых богатых новгородских купцов пуще всех спорили:

– Нету рыбы такой, о коей ты, Садко, сказываешь. Мы станем биться о велик заклад. Все наши лавки в гостином ряду, всё наше именье-богачество прозакладываем! Только тебе против нашего заклада великого выставить нечего!

– Рыбу-золотое перо я берусь выловить! А против вашего заклада великого ставлю свою буйную голову, – отвечал Садко-гусляр.

На том дело поладили и рукобитьем об заклад спор покончили.

В скором времени связали невод шёлковый. Забросили тот невод в Ильмень-озеро первый раз - и вытащили рыбу-золотое перо. Выметали невод другой раз - и выловили ещё одну рыбу-золотое перо. Закинули невод третий раз – поймали третью рыбу-золотое перо.

Сдержал своё слово Водяной – хозяин Ильмень-озера, наградил Садка, пожаловал. Выиграл сирота-гусляр велик заклад, получил богатство несметное и стал именитым новгородским купцом. Повёл торговлю большую в Новгороде, а приказчики его торгуют по иным городам, по ближним и дальним местам. Множится богатство Садка не по дням, а по часам. И стал он вскорости самым богатым купцом в славном Великом Новгороде. Выстроил палаты белокаменные. Горницы в тех палатах чудо-дивные: дорогим заморским деревом, златом-серебром да хрусталём изукрашены. Эдаких горниц отродясь никто не видывал, и наслыху таких покоев не было.

А после того женился Садко, привёл молодую хозяйку в дом и завёл в новых палатах почестен пир-столованье. Собирал на пир бояр родовитых, всех купцов новгородских именитых, позвал и мужиков новгородских. Всем нашлось место в хоромах хлебосольного хозяина. Напивались гости, наедалися, захмелели, заспорили. Кто о чём беседы громко ведут да похваляются. А Садко по палатам похаживает и говорит таковы слова:

– Гости мои любезные: вы, бояре родовитые, вы, купцы богатые именитые, и вы, мужики новгородские! Все вы у меня, у Садка, на пиру напились, наелись, а теперь шумно спорите, похваляетесь. Иной правду говорит, а иной и пустым похваляется. Видно, надо мне и о себе сказать. Да и чем мне стать похвалятися? Богатству моему и сметы нет. Золотой казны столько у меня, что могу все товары новгородские скупить, все товары – худые и хорошие. И не станет товаров никаких в Великом славном Новгороде.

Та заносчивая речь, хвастливая, обидной показалась всей застолице: и боярам, и купцам, и мужикам новгородским. Зашумели гости, заспорили:

– Век того не бывало и не будет, чтоб один человек мог скупить все товары новгородские, купить и продать наш Великий, славный Новгород. И мы бьёмся с тобой о велик заклад в сорок тысячей: не осилить тебе, Садко, господина Великого Новгорода. Сколь бы ни был богат-могуч один человек, а против города, против народа он – пересохшая соломинка!

А Садко на своём стоит, не унимается и бьётся о велик заклад, выставляет сорок тысячей… И на том пированье-столованье окончилось. Разошлись гости, разъехались.

А Садко на другой день вставал раным-ранёшенько, умывался белёшенько, будил свою дружину, верных помощников, насыпал им золотой казны полным-полно и отправлял по улицам торговым, а сам Садко пошёл в гостиный ряд, где торгуют лавки дорогими товарами. Так целый день с утра до вечера Садко, богатый купец, со своими верными помощниками скупали все товары во всех лавках Великого славного Новгорода и к закату солнышка скупили всё, как метлой замели. Не осталось товаров в Нове-городе ни на медный грош. А на другой день – глядь-поглядь – от товаров новгородские лавки ломятся, навезли за ночь товаров больше прежнего.

Со своей дружиной, с помощниками принялся Садко товары скупать по всем улицам торговым и в гостином ряду. И к вечеру, к закату солнышка, не осталось в Новгороде товаров ни на единый грош. Всё скупили и свезли в амбары Садка-богача. На третий день послал с золотой казной Садко помощников, а сам пошёл в гостиный ряд и видит: товаров во всех лавках больше прежнего. Ночью подвезли товары московские. Слышит Садко молву, что обозы с товарами из Москвы идут, и из Твери идут, и из многих других городов, а по морю корабли бегут с товарами заморскими.

Тут призадумался Садко, пригорюнился:

– Не осилить мне господина Великого Новгорода, не скупить мне товаров всех русских городов и со всего свету белого. Видно, сколь я ни богат, а богаче меня Великий славный Новгород. Лучше мне мой заклад потерять сорок тысячей. Всё равно не осилить мне города да народа новгородского. Вижу теперь, что нет такой силы-могущества, чтоб один человек мог народу супротивиться.

Отдал Садко свой великий заклад – сорок тысячей. И построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары скупленные и поплыл на кораблях торговать в страны заморские. В заморских землях продал товары новгородские с большим барышом.

А на обратном пути на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей, будто к месту приросли, остоялися. Ветер мачты гнёт и снасти рвёт, бьёт морская волна, а все сорок кораблей, будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.

И сказал Садко кормчим да команде судовой:

– Видно, требует царь Морской с нас дань-выкуп. Берите, ребятушки, бочку золота да мечите деньги во сине море.

Выметали в море бочку золота, а корабли по-прежнему с места не стронулись. Их волною бьёт, ветер снасти рвёт.

– Не принимает царь Морской нашего золота, – проговорил Садко. – Не иначе, как требует с нас живую душу себе.

И приказал жребий метать. Каждому достался жребий липовый, а Садко себе жребий взял дубовый. И на каждом жребии именная помета. Метнули жребий во сине море. Чей жребий утонет, тому и к Морскому царю идти. Липовые – будто утки поплыли. На волне качаются. А дубовый жребий самого Садка ключом на дно пошёл. Проговорил тогда Садко:

– Тут промашка вышла: дубовый жребий тяжелей липовых, потому он и на дно пошёл. Кинем-ко ещё разок.

Сделал Садко себе жребий липовый, и ещё раз метнули жребий во сине море. Все жеребья утицей-гоголем поплыли, а Садков жребий, как ключ, на дно нырнул. Сказал тогда Садко, купец богатый, новгородский:

– Делать нечего, ребятушки, видно, царь Морской ничьей иной головы не хочет принять, а требует он мою буйную голову.

Взял он бумагу да перо гусиное и принялся роспись писать: как и кому его именье-богачество оставить. Отписал, отказал деньги монастырям на помин души. Наградил свою дружину, всех помощников и приказчиков. Много казны отписал на нищую братию, на вдов, на сирот, много богатства отписал-отказал своей молодой жене. После того проговорил:

– Спускайте-ко, любезные дружинники мои, за борт доску дубовую. Страшно мне сразу вдруг спускаться во сине море.

Спустили широкую надёжную доску на море. С верными дружинниками Садко простился, прихватил свои гусли звонкие, яровчатые.

– Сыграю на доске последний разок перед тем, как смерть принять! И с теми словами спустился Садко на дубовый плот, а все корабли тотчас с места тронулись, паруса шёлковые ветром наполнились, и поплыли они своим путём-дорогою, будто остановки никакой и не было.

Понесло Садка на дубовой доске по морю-океану, а он лежит, на гусельцах тренькает-бренькает, тужит о своей судьбе-доле, свою жизнь прежнюю вспоминает. А доску-плот морская волна покачивает, Садка на доске убаюкивает, и не заметил он, как впал в дрёму, а потом и уснул глубоким сном.

Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо. Проснулся-пробудился Садко на дне моря-океана, возле палат белокаменных. Из палат слуга выбежал и повёл Садка в хоромы. Завёл в большую горницу, а там сам царь Морской сидит. На голове у царя золотая корона. Заговорил Морской царь:

– Здравствуй, гость дорогой, долгожданный! Много я о тебе слышал от моего племянника Водяного – хозяина славного Ильмень-озера – про твою игру на гуслях яровчатых. И захотелось мне самому тебя послушать. Для того и корабли твои остановил и твой жребий именной два раза утопил.

После того позвал челядинца:

– Топи жарко баню! Пусть наш гость с дороги попарится, помоется, а после того отдохнёт. Потом пир заведём. Скоро званые гости съезжаться станут.

Вечером завёл царь Морской пир на весь мир. Съехались цари да царевичи из разных морей, Водяные из разных озёр да рек. Приплыл и Водяной – хозяин Ильмень-озера. Напитков да кушаний у царя Морского вдоволь: пей, ешь, душа-мера! Наугощались гости, захмелели. Говорит хозяин, царь Морской:

– Ну, Садко, потешь, позабавь нас! Да играй веселей, чтобы ноги ходуном ходили.

Заиграл Садко задорно, весело. Гости за столом усидеть не могли, выскочили из-за столов да в пляс пустились, и так расплясались, что на море-океане великая буря началась. И много в ту ночь кораблей сгинуло. Страсть сколько людей потонуло!

Играет гусляр, а Морские цари с царевичами да Водяные пляшут, покрикивают:

– Ой, жги, говори!

Тут возле Садка оказался Водяной хозяин Ильмень-озера и зашептал гусляру на ухо:

– Нехорошее дело тут творится у моего дядюшки. На море-океане от этой пляски такая непогода разыгралась. Кораблей, людей и товаров погибло – тьма-тьмущая. Перестань играть, и пляска кончится.

– Как же я перестану играть? На дне моря-океана у меня не своя воля. Покуда дядя твой, сам царь Морской, не прикажет, я остановиться не могу.

– А ты струны оборви да шпенёчки повыломай и скажи царю Морскому: запасных-де нет у тебя, а здесь запасных струн да шпенёчков негде взять. А как перестанешь играть да окончится пир-столованье, разъедутся гости по домам, царь Морской, чтоб удержать тебя в подводном царстве, станет понуждать тебя выбрать невесту и жениться. А ты на то соглашайся. Проведут перед тобой сперва триста девиц-красавиц, потом ещё триста девиц – что ни вздумать ни сказать, ни пером описать, а только в сказке рассказать – пройдут перед тобой, а ты стой да молчи. Поведут перед тобой ещё триста девиц краше прежнего. Ты всех пропусти, укажи на последнюю и скажи: «Вот на этой девушке, на Чернавушке, я жениться хочу». То – моя родная сестра, она тебя из неволи, из плена выручит.

Проговорил эти слова Водяной – хозяин Ильмень-озера – и смешался с гостями.

А Садко струны оборвал, шпенёчки повыломал и говорит Морскому царю:

– Надо струны заменить да шпенёчки новые приладить, а запасных у меня нету.

– Ну, где я тебе теперь струны найду да шпенёчки. Завтра гонцов пошлю, а сегодня пир-столовалье уж кончается.

На другой день говорит Морской царь:

– Быть тебе, Садку, моим верным гусляром. Всем твоя игра по душе пришлась. Женись на любой морской девице-красавице, и тебе в моём морском царстве-государстве жить будет лучше, чем в Новгороде. Выбирай себе невесту!

Хлопнул царь Морской в ладони – и откуда ни возьмись пошли мимо Садка девицы-красавицы, одна другой краше. Так прошло триста девиц. За теми ещё идут триста девиц, таких пригожих, что пером не описать, только в сказке рассказать, а Садко стоит, молчит. За теми красавицами ещё идут триста девиц, много краше прежних. Глядит Садко, не налюбуется, а как последняя в ряду девица-красавица показалася, сказал гусляр Морскому царю:

– Выбрал я себе невесту. Вот на этой девице-красавице и жениться хочу. – показал он на Чернавушку.

– Ай да молодец ты, Садко-гусляр! Выбрал ты невесту хорошую, ведь она моя племянница. Чернава-река. Будем мы теперь с тобой в родстве.

Принялись весёлым пирком да за свадебку. Пир-столованье окончилось. Отвели молодых в особый покой. И лишь только двери затворилися, сказала Чернава Садку:

– Ложись, спи-почивай, ни о чём не думай. Как мне брат, Водяной хозяин Ильмень-озера, приказал, так всё и сбудется.

Накатился, навалился на Садка сон глубокий. А как пробудился поутру – и глазам своим не верит: сидит он на крутом берегу реки Чернавы, там, где в Волхов-реку Чернава впадает. А по Волхову бегут-поспешают его сорок кораблей с верной дружиною.

И дружина с кораблей Садка увидела, сдивовалася:

– Оставили мы Садка во синем море-океане, а Садко нас встречает близ Новгорода. То ли, братцы, не чудо, то ли не диво!

Спустили и послали за Садком кар-басок, лодку малую. Перебрался Садко на свой корабль, и в скором времени подошли корабли к новгородской пристани. Выгрузили товары заморские да бочки с золотом в амбары Садка-купца. Позвал Садко своих верных помощников, дружину в свои палаты белокаменные.

А на крыльцо выбегала молодая жена-красавица. Кидалась она на грудь Садку, обнимала его, целовала:

– А ведь было мне видение, мой муж дорогой, что прибудешь ты сегодня из заморских стран!

Попили они, поели, и стал Садко жить-поживать в Новгороде со своей молодой женой. А на том мой сказ о Садке и кончается.




Top