Лишения свободы более мягким видом. Замена наказания более мягким. Порядок вынесения постановления

Замена неотбытой части наказания более мягким его видом - представляет собой разновидность условно-досрочного освобождения , при которой более строгий вид наказания прекращает исполняться и заменяется более мягким.

Необходимость замены

В процессе исполнения уголовных наказаний в результате осуществляемого исправительного воздействия может меняться степень общественной опасности личности осуждённого. Как правило, изменения происходят в сторону её уменьшения, то есть исправления осуждённого. Если исправление практически достигается до истечения назначенного судом срока наказания, так что вовсе отпадает необходимость в применении карательных мер, осуждённый подлежит условно-досрочному освобождению. Однако зачастую даже при отсутствии такого почти завершённого исправления отпадает необходимость в применении к осуждённому наиболее строгих видов наказания, в особенности лишения свободы: его дальнейшее исправление становится возможным в условиях менее серьёзных ограничений прав и свобод, характерных для более мягких видов наказания. В таких случаях наказание осуждённому может заменяться на более мягкий вид .

Замена наказания более мягким его видом является существенной составной частью так называемой прогрессивной системы отбывания уголовного наказания, в которой правовой статус осуждённого и степень серьёзности применяемых мер воздействия зависят от его поведения на пути к исправлению .

Кроме материального основания замены, в качестве которого выступает становление осуждённого на путь исправления, требуется также фактическое отбытие определённой части назначенного судом наказания.

В уголовном праве России

Впервые такая мера, как замена неотбытой части наказания более мягким его видом появилась в уголовном праве России с принятием УК РСФСР 1960 года. В действующем УК РФ она регламентирована в ст. 80. Кроме того, некоторые проблемные вопросы применения данной меры разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Замене на более мягкий вид подлежат такие виды наказания, как лишение свободы , принудительные работы или содержание в дисциплинарной воинской части . Пожизненное лишение свободы заменяться более мягким видом наказания не может. В качестве заменяющих наказаний могут выступать штраф , лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью , обязательные работы , исправительные работы , ограничение по военной службе , ограничение свободы или арест . Невозможна замена реального лишения свободы на условное осуждение к данной мере.

Замена наказания более мягким его видом применяется к осуждённым, которые встали на путь исправления, но ещё полностью не исправились . Критерии, по которым устанавливается данное состояние осуждённого, в законе не определены. В литературе к ним относят отсутствие взысканий за нарушение дисциплины, добросовестное отношение к труду и учёбе, стремление осуждённого жить в условиях свободы и наличие у него соответствующих социальных навыков . Учитывается поведение лица в период всего срока отбывания наказания. Препятствием к применению данной меры могут служить факты умышленного уклонения осужденного от возмещения причиненного преступлением вреда (путём сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы и т. д.).

На практике лишение свободы обычно заменяется исправительными работами или ограничением свободы (в будущем возможна также замена на принудительные работы), так как замена на прочие виды наказания либо невозможна ввиду ограниченного круга лиц, к которым они могут быть применены, либо нецелесообразна .

Чётких критериев назначения срока или размера нового вида наказания закон не устанавливает. С одной стороны, суд исходит из достаточности нового наказания для исправления осуждённого. С другой стороны, срок заменяющего наказания обычно не превышает оставшейся части заменяемого . Кроме того, учитываются максимальный и минимальный сроки или размеры нового вида наказания.

Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

  • преступления небольшой или средней тяжести - не менее одной трети срока наказания;
  • тяжкого преступления - не менее половины срока наказания;
  • особо тяжкого преступления - не менее двух третей срока наказания;
  • преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также организации преступного сообщества или участия в нём - не менее трех четвертей срока наказания;
  • преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, - не менее четырёх пятых срока наказания.

Данные доли исчисляются исходя из полного срока наказания, назначенного осуждённому с учётом сложения наказаний при совокупности преступлений или приговоров. Кроме того, если наказание осуждённому ранее было смягчено, отбытая доля срока исчисляется исходя из вновь назначенного сокращённого срока наказания.

При замене наказания более мягким его видом осуждённый может быть полностью или частично освобождён от дополнительных наказаний, если они ещё не были исполнены.

Ходатайство о замене наказания более мягким его видом может быть подано самим осуждённым. Кроме того, исправительные учреждения могут подавать представления о применении данного вида освобождения от наказания. Ходатайства и представления рассматриваются районным (городским) судом по месту нахождения исправительного учреждения, либо гарнизонным военным судом.

При рассмотрении ходатайства или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания осужденному за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд учитывает результаты судебно-психиатрической экспертизы в отношении такого осужденного.

Данный вид освобождения от наказания является безусловным и отмене не подлежит.

В настоящее время замена наказания более мягким видом применяется довольно редко: удельный вес осуждённых, к которым она применялась, в разные годы составлял 0,5-2 % .

Основанием замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания выступают обстоятельства, характеризующие преступление и главным образом поведение лица, его совершившего. Она может применяться к лицам, отбывающим указанные виды наказания за любое по тяжести преступление.

В ч. 1 ст. 80 УК суду предписывается при применении данной меры учитывать поведение лица в период отбывания наказания. Законодатель, однако, не расшифровывает, каким должно быть в данном случае поведение лица. Как нам думается, осужденный должен соблюдать правила режима отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и т.д. По крайней мере, систематическое или злостное нарушение режима должно исключать применение замены неотбытой части наказания более мягким видом. Согласно ч. 3 ст. 175 УИК в соответствующем представлении администрацией должны излагаться данные, характеризующие личность осужденного, а также его поведение, отношение к труду и учебе, к совершенному деянию.

Для положительного решения вопроса у суда должно сформироваться убеждение в том, что осужденный не нуждается в полном отбывании лишения свободы и может быть исправлен в условиях свободного проживания на основе применения иного, более мягкого, вида наказания. При этом суд должен учитывать интересы достижения и других целей наказания, в частности восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений.

Согласно ч. 2 ст. 80 УК неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

преступления небольшой или средней тяжести - не менее одной трети срока наказания;

тяжкого преступления - не менее половины срока наказания;

особо тяжкого преступления - не менее двух третей срока наказания.

Применительно к продолжительности срока наказания, подлежащего обязательному отбыванию, законодатель фактически уравнял замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания с условно-досрочным освобождением, что не может быть признано достаточно обоснованным, поскольку условно-досрочное освобождение является более радикальной формой поощрения позитивного поведения осужденного. Было бы поэтому более справедливым при применении замены (ст. 80 УК) дифференцировать продолжительность срока наказания, подлежащего обязательному отбыванию, в пределах одной четвертой, одной трети и половины срока назначенного наказания в виде лишения свободы.

Наряду с заменой неотбытой части наказания более мягким видом суд может освободить лицо от отбывания дополнительного вида наказания. Дополнительное наказание ничем не заменяется, от него осужденный освобождается либо частично, либо полностью. Если учесть, что в качестве дополнительных наказаний может применяться штраф, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК), большого смысла в норме об освобождении от дополнительного наказания мы не усматриваем. К тому же первые два наказания из перечисленных могут назначаться взамен неотбытой части лишения свободы.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания - не обязанность, а право суда: «суд может заменить». Естественно, отказ в подобной замене суд должен соответствующим образом мотивировать.

При замене неотбытой части ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы суд может назначить любой более мягкий вид наказания (ч. 3 ст. 80 УК). Поэтому на основании данной нормы суд не вправе просто сократить их срок.

При замене наказания другим, более мягким, видом следует исходить из той последовательности перечня наказаний, которая установлена в ст. 44 УК. Все виды наказания, расположенные в этой статье до их упоминания, являются по сравнению с ними более мягкими.

При выборе более мягкого наказания суд должен руководствоваться не только ст. 44 и 80 УК, но и другими нормами УК. Можно ли, например, заменить неотбытую часть лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части или, допустим, арестом? Формально закон не запрещает это делать (ст. 80 УК). Однако наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части согласно ч. 1 ст. 55 УК может применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Вряд ли целесообразно также заменять неотбытую часть лишения свободы арестом, поскольку последний связан с более строгими условиями изоляции. Арест - по существу специфическая разновидность лишения свободы (только на менее продолжительный срок).

Возможность замены регулируется ч. 4 ст. 113 УИК РФ и относится к мерам поощрения, применяемым к осужденным, но которые применяются судом, а не должностным лицом в пределах исправительного учреждения.

Это связано с тем, что теперь сам осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, или его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, а замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания производится только по представлению администрации.

Теоретически для лишения свободы заменяющее наказание может быть любым основным наказанием, но если исключить пока не применяющееся ограничение свободы, а также наказания для военнослужащих, то фактически остаются штраф, обязательные и исправительные работы.

Часть 3 ст. 175 УИК гласит, что в отношении положительно характеризующегося осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, учреждение или орган, исполняющий наказание, вносят в суд представления о замене неотбытой части наказания.

В представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении к совершенному деянию. Следовательно, одним из главных показателей являются данные о поведении осужденного, поощрениях и взысканиях.

Наличие взысканий - одно из оснований к отказу в удовлетворении представления, и с учетом этих обстоятельств администрация не пытается направлять в суд представления с наличием большого количества взысканий.

Важное значение имеет для суда тяжесть совершенного преступления и время наложения поощрений. Такие характеризующие данные, как отношение к учебе или к труду, имеют место не во всех представлениях, поскольку с трудоустройством и обучением осужденных в связи с изменениями социально-экономических условий возникли серьезные проблемы и положения ч. 3 ст. 175 УИК в этом плане исполняться в полном объеме не могут.

По сложившейся практике судьи требуют приобщать к направляемому в суд представлению администрации и характеристике нижеперечисленные документы (копии):

1. Ходатайство (заявление) осужденного о замене назначенного наказания более мягким.

2. Судебные документы (приговор, кассационные и надзорные определения и постановления, постановления районного суда о пересмотре приговора в порядке п. 13 ст. 397 УПК РФ, об отказе в УДО, если осужденный ранее обращался, замене вида режима и т.д.).

Без этих документов судья не может точно установить отбытый осужденным срок наказания, тяжесть совершенного преступления, позицию подсудимого при рассмотрении уголовного дела и т.д.

В обязательном порядке суду следует принимать во внимание обстоятельства совершенного осужденным деяния, а если он ранее судим, то и прежние судимости.

3. Справку о взысканиях и поощрениях за весь период отбывания наказания независимо от того, погашены они или нет.

4. Данные о полном или частичном возмещении ущерба. Согласно ч. 1 ст. 175 УИК, указать эти сведения должен сам осужденный. Возможно, он это и сделает в своем ходатайстве, но подтверждать указанное должна администрация исправительной колонии. Что это будет за документ - копия исполнительного листа с указанными выплатами или отдельная справка, решает руководство исправительного учреждения. Главное, чтобы это был официальный документ.

5. Медицинский документ, согласно которому осужденный по состоянию здоровья может отбывать данный вид наказания.

6. Документы о предполагаемом месте проживания и работы осужденного после освобождения. К ним относятся: гарантийное письмо руководителя предприятия, учреждения, организации о будущем трудоустройстве осужденного и справка территориального РОВД о предполагаемом месте регистрации освобождаемого.

Таков примерный перечень документов, предъявляемых осужденным и администрацией учреждения для рассмотрения судом вопросов о замене неотбытой части наказания более мягким.

Согласно ч. 11 ст. 175 УИК отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Практика показывает: после отказа в УДО, допустим, через несколько месяцев назначенное осужденному наказание заменяется более мягким. Повторное обращение с представлением о замене назначенного наказания более мягким предусматривает новую сдачу в суд необходимых материалов.

При вынесении постановления о замене назначенного наказания более мягким в виде исправительных работ суд должен указать, какая часть заработка будет удерживаться в доход государства (обычно это максимальный предел, предусмотренный ч. 3 ст. 50 УК РФ, - 20% заработка).

Суд также должен учитывать другие ограничения, которые предусмотрены ст. 50 УК РФ: исправительные работы не могут быть назначены инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до трех лет.

Не применяются при замене неотбытой части наказания в качестве более мягкого наказания обязательные работы.

Максимальное наказание в виде обязательных работ составляет 240 часов и не свыше 4 часов в день, что может составить 6 месяцев обязательных работ. В случае злостного уклонения осужденным от отбывания обязательных работ они заменяются на лишение свободы из расчета восемь часов обязательных работ на один день лишения свободы. В максимальном исчислении 240 часов, что составляет один месяц лишения свободы. Таким образом, замена лишения свободы на обязательные работы выглядит несоразмерно мягким.

Не получила распространения замена более мягким видом наказания в виде штрафа. Это связано прежде всего с тем, что основная масса осужденных не относится к обеспеченным слоям населения. Они не надеются, выйдя на свободу, погасить установленный судом штраф.

Сама процедура назначения суммы штрафа не разработана, этот вопрос оставлен на судебное усмотрение. Судье трудно определить, какая сумма штрафа может соответствовать оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы.

Считаю, что для четкого разъяснения этого вопроса необходимо внести дополнение в ст. 175 УИК РФ или разъяснить его в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

На стимулирование законопослушного повеления осужденного в процессе отбывания наказания ориентирован институт замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, который регламентирован нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Исходя из смысла ст. 113 и 167 УИК РФ, замена неотбытой части наказания более мягким является формой поощрения.

В соответствии со ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

Институт замены неотбытой части более мягким видом наказания законодателем помещен в гл. 12 УК РФ ("Освобождение от наказания"). Под освобождением от уголовного наказания необходимо понимать прекращение применения уголовно-принудительных мер к лицу, признанному виновным в совершении преступления и осужденному к отбытию одного или нескольких видов наказания, при наличии оснований, прямо определенных в УК РФ. Однако по своей правовой природе ст. 80 УК РФ не относится к основаниям освобождения от отбывания наказания, так как осужденный фактически продолжает отбывать наказание. Указанная норма отнесена к данной главе в силу единства социального назначения, а именно экономии мер уголовной репрессии и стимулирования исправления лица, совершившего преступление, содействия его скорейшему приспособлению к требованиям правопорядка, к нормам социального поведения.

Для замены неотбытой части более мягким видом наказания необходимо установить, что поведение осужденного и его отношение к исполнению обязанностей свидетельствуют об успешном протекании процесса исправления, который может эффективно продолжаться в условиях отбывания не первоначально назначенного наказания, а других более мягких видов наказания. Таким образом, материальным основанием замены неотбытой части наказания является твердое становление осужденного на путь исправления, о чем свидетельствуют его хорошее поведение и добросовестное отношение к исполнению обязанностей в период отбывания наказания.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" указывается, что вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания или заслуживает замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, так же как условно-досрочное освобождение, являясь поощрительной нормой в уголовном законодательстве за позитивное посткриминальное поведение осужденного, имеет фактически схожие основания для их применения. Анализ уголовного и уголовноисполнительного законодательства не позволяет в должной мере ясно определить, какой из названных институтов суд может применить к осужденному за примерное поведение, хотя совершенно очевидно, что правовые последствия применения условно-досрочного освобождения и замены наказания на более мягкое существенно отличаются. Причина схожести основания применения указанных норм заключается в том числе в исторических предпосылках. Дело в том, что уголовное законодательство советского времени замену наказания более мягким считало частью условнодосрочного освобождения. Например, в ст. 52 УК РСФСР 1922 г. условно-досрочное освобождение выражалось либо в полном освобождении от отбывания наказания, либо в переводе на принудительные работы без содержания под стражей на весь оставшийся срок наказания или его часть.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 неоднократно подвергалось критике в научной литературе ввиду отсутствия четких критериев, указывающих судам, в каких случаях осужденный может быть условно-досрочно освобожден, а в каких наказание лишь заменено на более мягкое . В п. 1 рассматриваемого Постановления указывается, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые, по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть. В п. 4 говорится, что основанием для замены наказания является поведение осужденного, свидетельствующее о том, что цели наказания могут быть достигнуты путем замены неотбытой части наказания более мягким наказанием, при этом учитываются данные о личности осужденного, его отношение к труду и учебе во время отбывания наказания.

Действительно, в случае условно-досрочного освобождения и в случае замены наказания более мягким происходит существенное улучшение правового положения осужденного, однако это разные институты. Отсутствие ясных критериев применения каждого из них не может положительно влиять на эффективность наказания в целом.

Часть 31 ст. 175 УИК РФ "дополняет" данный вопрос указанием на положительную характеристику осужденного со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Наличие положительной характеристики подтверждает и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8, в п. 5 которого указывается, что суду следует учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Но положительная характеристика осужденного к лишению свободы со стороны администрации также может послужить поводом и к изменению режима учреждения в сторону смягчения. Статья 78 УИК РФ ("Изменение вида исправительного учреждения") является поощрительной мерой, но по своим юридическим последствиям она существенно отличается от замены неотбытой части наказания более мягким, так как продолжается реализация лишения свободы. Однако отличий в материальных основаниях перевода из одного исправительного учреждения в другое и замены наказания более мягким закон не содержит. В отдельных случаях совпадают и формальные основания их применения. Так, в случае осуждения лица за тяжкое преступление при особо опасном рецидиве и его положительном поведении в период отбывания наказания, по истечении половины срока возможен перевод в колонию строгого режима либо замена наказания более мягким. По отбытии 1/3 срока наказания за преступление средней тяжести при рецидиве преступлений возможен перевод в колонию-поселение, замена наказания более мягким либо условно-досрочное освобождение.

Прав Э. М. Абдуллин, указывающий, что формальные основания применения столь разных институтов в рассматриваемых случаях при отсутствии ясности различий в материальных основаниях не должны быть одинаковыми . Представляется, что поощрительные нормы должны применяться к осужденному последовательно, начиная с той нормы, которая изменяет правовой статус осужденного в меньшей мере, и заканчивая поощрительной нормой с наибольшим набором прав, предоставляемых осужденному в качестве поощрения за правопослушпое поведение.

Система "социальных лифтов", функционирующая сегодня во всех исправительных учреждениях, кроме исправительных колоний особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и лечебных исправительных учреждений, отчасти разрешила указанную проблему. В соответствии с Методическими рекомендациями данная система представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Критерии оценки поведения осужденного подразделяются на два вида: основной и дополнительные. Основным критерием является соблюдение им порядка отбытия наказания. Дополнительными являются два критерия:

  • а) стремление осужденного к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации;
  • б) иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденного (очевидное желание порвать с уголовной субкультурой и криминальным обществом, отказ от нахождения в криминальных сообществах, участие в просветительских занятиях с другими осужденными, участие в профилактике недопущения беспорядков и нарушения условий отбытия наказания со стороны других осужденных и т.д.).

Данные критерии успешно применяются в исправительных учреждениях при оценке поведения осужденных, определении условий отбывания наказаний и применения различных поощрительных институтов. Однако четкого указания на последовательность применения поощрительных мер не указано. Согласно Методическим рекомендациям в случае подтверждения положительных характеристик, высказанных начальником отряда, комиссия принимает одно из решений:

  • – ходатайствовать об улучшении условий отбывания наказания;
  • – ходатайствовать перед судом о переводе осужденного в исправительное учреждение с более мягким видом режима;
  • – ходатайствовать о представлении к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении.

Обращает на себя внимание тот факт, что администрация учреждения, где отбывает наказание осужденный, в соответствии с УИК РФ не имеет права подавать ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким. Согласно ч. 3 ст. 175 УИК РФ это право предоставлено самому осужденному, его законному представителю или адвокату, которые обращаются в суд через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Часть 3" ст. 175 УИК РФ наделяет администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, правом вносить в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении положительно характеризующегося осужденного. Данное право проистекает из положений ст. 113 УИК РФ, в которой указано, что замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания является одним из видов поощрения осужденных. С данным положением корреспондируют предписания п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ, в соответствии с которыми суд рассматривает вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание.

Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не имеет права отказать осужденному в принятии такого ходатайства и обязана в течение 10 дней направить в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. Поэтому решение комиссии исправительного учреждения по оценке поведения осужденных и определению условий отбытия наказаний носит рекомендательный характер. В случае поступления ходатайства в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд обязан рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном законом порядке.

В силу того что в характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, на практике решение указанной комиссии является одним из основных критериев для принятия судом решения о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Но следует учитывать, что суд, как подчеркнуто в Определении Конституционного Суда РФ от 20.02.2007 № 110- О-П, обеспечивая участникам судопроизводства право на обоснование своих позиций по делу, в своем решении не связан этими позициями. Поэтому и поддержка администрацией учреждения ходатайства осужденного не является обстоятельством, предопределяющим решение суда.

Многие практические работники указывают, что система "социальных лифтов", применяемая к осужденным к лишению свободы, зарекомендовала себя положительно, в связи с чем закрепление указанной системы в УИК РФ следует признать целесообразным.

Положения ст. 80 УК РФ могут применяться к лицам, отбывающим наказание за преступления любых категорий. Часть 1 ст. 80 УК РФ предусматривает возможность замены более мягким таких видов наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы. Однако в ч. 2 указанной статьи срок, но отбытии которого возможно применение поощрения, установлен лишь для лишения свободы. Следовательно, необходимы соответствующие дополнения закона. Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

  • преступления небольшой или средней тяжести – не менее 1/3 срока наказания;
  • тяжкого преступления – не менее половины срока наказания;
  • особо тяжкого преступления – не менее 2/3 срока наказания;
  • преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, – не менее 3/4 срока наказания;
  • преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, – не менее 4/5 срока наказания (ч. 2 ст. 80 УК РФ)

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК РФ, в пределах, предусмотренных уголовным законом для каждого вида наказания. Данное предписание неточно: нельзя, например, заменить неотбытую часть лишения свободы наказанием, применяемым только к военнослужащим (содержанием в дисциплинарной воинской части и ограничением по военной службе); применить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Представляется, что и штраф при рассматриваемой замене неприменим: такая замена явилась бы фактическим откупом от отбывания оставшейся части срока наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 80 УК РФ. Замена любого срочного наказания должна осуществляться другим срочным наказанием в целях продолжения карательно-воспитательного процесса. Неприменим в рассматриваемом случае и арест – краткосрочное лишение свободы в условиях строгой изоляции осужденного от общества.

В качестве заменяющего наказания могут выступать лишь исправительные работы, обязательные работы и принудительные работы. В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 по данному вопросу указано лишь, что согласно ч. 2 ст. 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена судом более мягким видом наказания, указанным в ст. 44 УК РФ, которое в силу ч. 3 ст. 80 УК РФ не может быть больше максимального срока или размера наказания, предусмотренного УК РФ для этого вида наказания.

Рассматриваемый правовой институт регулируется не только ст. 80 УК РФ. Отдельные положения, связанные с изменением правового статуса осужденного в этой части, регулируются УИК РФ, таким образом, нарушается системность правового регулирования . В частности, согласно ст. 113 и 167 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным, отбывающим лишение свободы, и к осужденным военнослужащим, содержащимся в дисциплинарной воинской части, могут применяться различные меры поощрения, в том числе замена наказания. Однако положения ч. 3 ст. 81 УК РФ допускают замену более мягким наказанием еще и при отбывании ареста, но только в случае заболевания, делающего военнослужащего негодными к военной службе. Данная норма УК РФ не согласуется с положениями уголовно-исполнительного права и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Статья 148 УИК РФ предусматривает возможность освобождения от наказания либо его замены в отношении военнослужащего, отбывающего ограничение по военной службе. В ч. 3 ст. 81 УК РФ говорится только о возможности освобождения от ареста либо содержания в дисциплинарной воинской части (или их замены), а об ограничении по военной службе в ней не упоминается. Между тем данный вид наказания является более мягким, чем два других, указанных в ч. 3 ст. 81 УК РФ. Поэтому, если возможно освобождение от ареста и содержания в дисциплинарной воинской части, то тем более оно допустимо при заболевании военнослужащего, отбывающего ограничение по военной службе.

Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" внес отдельные корректировки в рассматриваемый институт.

Во-первых, все осужденные, совершившие преступление против половой неприкосновенности в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, проходят судебно-психиатрическую экспертизу, в ходе которой разрешается вопрос о наличии (отсутствии) расстройства сексуального предпочтения (педофилии), не исключающей вменяемости.

Во-вторых, осужденные, страдающие указанным заболеванием, проходят принудительное лечение в случаях, когда такие психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ).

В-третьих, осужденный за подобное преступление должен отбыть не менее 4/5 срока назначенного наказания.

В-четвертых, при подаче им ходатайства на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания в характеристике на такое лицо должны содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера и о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

Решение о применении положений ст. 80 УК РФ к осужденному принимает районный (городской) суд по месту отбывания наказания осужденного, а также гарнизонный военный суд независимо от подсудности уголовного дела.

При решении вопроса о принятии к своему производству представления учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания судья проверяет, содержатся ли в материалах данные, характеризующие поведение осужденного, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания, имеются ли копии документов, на основании которых осужденный отбывает наказание, а также сведения об отбытии установленной законом части срока наказания. Для лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению и заключение его лечащего врача.

Отсутствие необходимых материалов является основанием для отказа в рассмотрении дела, при условии что необходимые материалы невозможно восполнить в ходе судебного заседания. Однако если отсутствуют материалы, которые обязана представить администрация учреждения, судья не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного (законного представителя, адвоката), более того, судья может оказать содействие в сборе сведений, которые не могут быть получены или истребованы осужденным либо администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание.

В силу того что судья обязан извещать осужденного, его законного представителя, адвоката, а также представителя учреждения или органа, исполняющего наказание, прокурора о дате, времени и месте рассмотрения ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, допускается информирование участников, в том числе посредством СМС-сообщения, но только в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется .

Как правило, проводится выездное заседание суда в исправительное учреждение для того, чтобы обеспечить личное участие осужденного. Однако закон допускает и использование средств видео-конференц-связи для изложения осужденным своей позиции и представления в ее подтверждение необходимых сведений. Практикуется следующее: на один день, но разнос время назначается слушание о рассмотрении ходатайств нескольких осужденных об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части более мягким видом наказания. Судья по порядку рассматривает несколько ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания, прокурор и представитель исправительного учреждения или органа, исполняющего наказания, по каждому из ходатайств высказывают свое мнение, а сами осужденные непосредственно дают пояснения в судебном процессе.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 (п. 20) устанавливает, что в ходе судебного заседания подлежат исследованию обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

На наш взгляд, только непосредственное участие самого осужденного (или посредством видео-конференц-связи) в судебном процессе при рассмотрении заявленного им ходатайства об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания может обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному, гарантировать вынесение судом законного, обоснованного и мотивированного решения и будет способствовать наиболее полной реализации прав осужденного.

В силу того, что в характеристике администрации на осужденного должны содержаться данные о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, его отношении к совершенному деянию и о том, что он частично или полностью возместил ущерб или иным образом загладил вред, причиненный преступлением, осужденный может давать свои пояснения на этот счет. Практика показывает, что особое возражение осужденных вызывает требование указывать такое обстоятельство, как раскаяние в совершенном преступлении, что неоднократно оспаривалось в Конституционном Суде РФ. По мнению заявителей, это принуждало их признавать вину в преступлении, которого они не совершали. Свою позицию но данному вопросу Конституционный Суд РФ высказывал неоднократно , отмечая, что отсутствие в ходатайстве осужденного указания на те или иные сведения, в том числе на раскаяние в совершенном преступлении, не может служить препятствием для рассмотрения такого ходатайства по существу. Тем самым суду общей юрисдикции предоставлено право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли указанные сведения для признания осужденного не нуждающимся для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания. Причем суд не связан в своей оценке тех или иных сведений, имеющихся в ходатайстве осужденного и других представленных материалах.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 также ориентирует суды на то, что они не вправе отказать в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, не указанным в законе, таким как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины , кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д.

В случае отказа суда в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, осужденный имеет право обращаться повторно не ранее чем по истечении шести месяцев с момента вынесения решения. Если же осужденный отозвал ходатайство или не поддержал его в суде, то обращаться с новым ходатайством он может в любое время, не ожидая окончания шестимесячного срока.

Причем отказ суда применить один вид смягчения наказания, например условно-досрочное освобождение, не является препятствием для обращения в суд до истечения этого срока с представлением (ходатайством) о применении другого вида смягчения наказания (замена наказания более мягким).

Исключение составляют две категории: лица, которым отменено условно-досрочное освобождение в порядке ч. 7 ст. 79 УК РФ; лица, которым неотбытая часть лишения свободы была заменена на ограничение свободы и которые злостно уклонялись от его отбывания. Для этих категорий осужденных срок для повторного обращения с ходатайством составляет один год со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения либо о замене ограничения свободы лишением свободы.

Для отбывающих пожизненное лишение свободы повторное обращение с ходатайством возможно по истечении трех лет со дня вынесения постановления суда об отказе в условно-досрочном освобождении. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания регламентирован ст. 175 УИК РФ.

  • См., например: Михайлов К. Нерешенные вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголовное право. 2009. № 6. С. 25–28; Скобе- лин С. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголовное право. 2009. № 6. С. 64-68.
  • Пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 (в ред. от 09.02.2012).
  • См.: Определения Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 № 388-0, от 19.04.2007 №316-0-0.



Top