Можно ли возмещать пропущенные намазы. Восполнение пропущенных намазов. Сочетание долговых молитв с дополнительными

С вященный месяц Рамадан - это месяц не только отказа от пищи в дневное время, но прежде всего месяц отстранения от всех запрещённых дел. Верующий в это время должен быть особенно бдительным при контроле своих глаз, ушей и языка.

Месяц Рамадан - месяц не столько воздержания от пищи, сколько очищения сердца.

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Поистине, небесные врата отверзаются в первую из ночей Рамадана, и не закрываются до последней из ночей месяца» («Аль-бихар», 96/34/8).

Он же (ДБАР) сказал: «Если бы ведал раб Божий, какие блага ниспосылаются в Рамадан, то пожелал бы, чтобы Рамадан длился целый год» («Аль-бихар», 96/346/12).

К обязательным условиям поста в месяц рамазан относятся:

1. Намерение - человек должен сказать себе, что будет ради Аллаха держать пост в течение этого месяца;

2. Воздержание от приёма пищи и воды в течение светлого времени суток (от утреннего азана до вечернего);

3. После окончание поста следует выплатить закят-фитр.

Существует много предписаний для желательных амаль (деяний) в этот месяц, из которых мы выделим главное:

Перевод

О Высокий, о Великий,
О Прощающий, о Милостивый,
Ты Господь Великий,
Нет никого подобного Ему,
И Он - Слышащий, Видящий.
Ты сотворил этот месяц и превознёс
И возвысил над всеми месяцами.
Это месяц, в который Ты сделал пост обязательным для меня.
Это - месяц Рамадан,
В который был ниспослан Коран -
Руководство для людей и разъяснение истинного пути и различение, -
И установил в нём Ночь могущества (Лейлят уль-Кадр) ,
И сделал её лучше тысячи месяцев.
О Тот, Кто наделяет и не нуждается в наделении!
Надели меня Своей защитой от Огня,
Среди тех, кого ты наделил,
И введи меня в Рай,
О Милостивый из Милосердных!

3. Много восхвалять Аллаха, читать зикр, давать салаваты Пророку (ДБАР) и вспоминать его пречистых Ахль аль-Бейт (А). Передают, что в месяц Рамадан Имам Саджад (А) не произносил других речей, кроме молитв, восхваления Аллаха и покаяния.

4. Давать много садака.

Сообщается, что тот, кто прочтёт это дуа с чистым намерением в начале месяца Рамадан - Аллах приставит к нему 70 тысяч ангелов, восхваляющих Аллаха. Тот же, кто прочтёт его трижды в течение священного месяца - Аллах сделает Ад запретным для него и предпишет для него Рай. К такому человеку Аллах приставит двух ангелов, которые будут оберегать его от любого зла этого мира, и возьмёт его под Свою защиту до конца его дней.

Напоминаем, что прослушивание чтения дуа аналогично по награде его самостоятельному прочтению!

7. Проводить в бодрствовании и молитве Лейлят уль-Кадр (Ночь могущества), т. е. по крайней мере три ночи - 19, 21 и 23 рамадана. О Лейлят уль-Кадр и программе, по которой проводится эта особая ночь, мы напишем позже.

8. В течение всех ночей Рамадана сделать 1000 ракаатов дополнительных намазов. Как сказал Имам Джавад (А), они читаются намазами по 2 ракаата каждый (т. е. всего получается 500 намазов) следующим образом: каждую ночь первых 20-ти ночей Рамадана выполнять по 10 намазов (получается 200 намазов): 4 намаза после вечерней молитвы и 6 намазов после ночной молитвы. В оставшиеся 10 ночей месяца каждую ночь выполнять по 15 намазов: 4 намаза после вечерней и 11 намазов после ночной молитвы. Наконец, остальные 150 намазов выполнять в ночь Лейлят уль-Кадр (19, 21 и 23 Рамадана) - по 50 намазов в каждую ночь.

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых - поддержите проект! Сделать это можно здесь: Каждый рубль, перечисленный вами - это ещё один шаг к победе Истины.

Рамадан – долгожданный гость, которого не хочется провожать

Его ждут и по нему тоскуют Благословенный месяц Рамадан! Как он величественен и прекрасен! Месяц, который бывает раз в году, месяц, наступление которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного рамадана и тоскуют, когда он проходит. И ждут мусульмане его снова и снова…

Наконец-то дождались! Неужели Всевышний Аллах подарил нам по Своей милости ещё одну возможность поститься, совершать богоугодные дела?

Богослужение в этот месяц наполнено чем-то особенным, оно более смиренное, более почтительное к Создателю миров, более проникновенное и чувственное, более глубокое, с пониманием того, для чего всё это делается.

Пост соблюдали все пророки, и , и , и , и , и , и . Предписан он был и нашему (мир ему и благословение).

Рамадан – месяц священного Корана

В благословенном месяце рамадан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начали ниспосылаться первые откровения.

«Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения, чтобы отличить истинное от ложного » (смысл) (сура «аль-Бакара», аят 185).

Мусульмане любят и чтят Коран , она присутствует, пожалуй, в каждом доме и хранится в самом почётном и чистом месте, выше всех остальных предметов. Уважение к священной Книге есть уважение к слову Божьему, это уважение к самому Всевышнему Аллаху.

История Ислама свидетельствует о том, что когда пост в месяц рамадан стал обязательным, каждый день в этом месяце ангел приходил к Пророку (мир ему и благословение), и они прочитывали весь Коран. Дважды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочёл священную Книгу в месяц рамадан в последний год своей жизни.

Интересно, что сегодня, спустя столько лет, мусульмане чтят эту традицию и следуют за нашим Посланником (мир ему и благословение) с особым усердием, стараются посвятить рамадан чтению Корана. Кто не умеет читать Коран по-арабски и как, положено соблюдая правила таджвида, ему лучше слушать его, пусть даже не в живом исполнении, но и через различные технические приборы.

Коран - это речь Всевышнего Аллаха, и к нему надо относиться с должным уважением. Нельзя его читать, не зная правил таджвида и совершая ошибки.

Ещё месяц рамадан отличает от других месяцев то, что в нём совершаются таравих-намазы, от восьми до двадцати ракаатов после ночной молитвы. Во многих мечетях мира имамы во время этих намазов прочитывают весь Коран.

У мусульман сегодня есть и такая возможность: находиться весь рамадан в святыне – мечети аль-Харам в Мекке, совершать таравихи возле Каабы и наслаждаться прекрасным голосом имама, который нараспев прочитывает аят за аятом и так полностью всю Книгу. Это великое счастье для мусульманина, когда весь благословенный месяц можно провести на святой земле, на которой и без того все благие деяния увеличиваются во много раз.

Рамадан – месяц милосердия

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым среди людей, и щедрость его возрастала ещё более в месяц рамадан, когда Джабраил(мир ему) навещал его. По обыкновению ангел Джабраил(мир ему) встречался с ним каждую ночь рамадана вплоть до окончания этого месяца. В это время Пророк (мир ему и благословение) читал священный Коран, когда же Джабраил (мир ему) навещал его, он становился щедрее вольного ветра, который приносит с собой дождь и благополучие » (имам аль-Бухари).

Любое благое деяние, совершённое в дни благословенного месяца рамадан, возвеличивается Всевышним Аллахом многократно, по некоторым преданиям до семисот раз и более. Мусульмане стараются совершить как можно больше благого, и самое меньшее из этого – садака (милостыня). Садака может быть роздано кому угодно, и самое ценное – своей семье. Угостить чем-то соседа, сироту, неимущего – это всё благо. В этот месяц разворачиваются огромные шатры, мусульмане готовят кушать, приглашают на любого, и каждый может принять в этом участие, ощутить себя частичкой многомиллионной уммы мусульман, почувствовать, что мусульмане – братья друг другу, ощутить себя частичкой одной большой семьи, в которой рады любому, в которой принимается любой, кто признаёт Единственность Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Дома мусульман полны гостей в этот месяц, особенно ближе к разговению, каждый старается успеть записать на свой личный счёт ещё одно благое дело. Дни мусульман буквально расписаны: сегодня я иду в гости, завтра сам принимаю. Удивительная сплочённость наблюдается в рамадане.

Состоятельные мусульмане стараются раздавать милостыню в этот месяц, ведь что может быть лучше, чем обрадовать других мусульман, да ещё и получить награду от Всевышнего?!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Всякий, кто приближается к Аллаху тем, что совершает добрые дела в этот месяц, обретёт ту же награду, что и воздавая должное в любое другое время; кто же совершает обязательные дела в этот месяц, получит вознаграждение, равное награде за исполнение семидесяти обязанностей в любое другое время года. Это месяц терпения, наградой за которое является Рай. Это месяц благотворительности, когда помощь верующему возрастает ещё более. Тому, кто накормит постящегося, когда тот вечером прерывает свой пост, простятся грехи его, будет даровано ему спасение от адского огня, и будет ему награда, равная той, что полагается соблюдающему пост, и ничто её не уменьшит » (хафиз Ибн Хузайма).

Ещё одним видом богослужения, милосердия, милостыни , выплачиваемый в конце месяца рамадан. Собранные средства либо продукты распределяются среди самых нуждающихся мусульман. Эта небольшая помощь имеет огромное социальное значение, особенно в преддверии праздника, дабы не ощущалось никакой разницы между мусульманами и каждый мог встретить его с праздничным настроением.

Месяц рамадан укрепляет братские узы, единение уммы.

Рамадан – месяц духовного очищения

Кто знает, сколько на нас грехов, сколько за день мы набираем и очерняем тем самым своё сердце? Никто, кроме Аллаха, не знает. Средством излечения от этого является покаяние, сожаление, желание никогда более не возвращаться к содеянному. Рамадан может в этом помочь. Он распахивает врата своей милости и прощения.

Это месяц духовного очищения. Подобно тому, как дождь очищает землю от пыли, и рамадан смывает с нас грехи. Не стоит в этом сомневаться, это обещал Сам Всевышний Аллах, ведь Он Прощающий, Милостивейший.

При раскаянии увеличивается чувство богобоязненности, а это главное качество мусульманина. За него надо бороться, и рамадан может здорово в этом помочь.

Нам не надо прикладывать особых усилий, просто распахните свою душу – и божественная милость сама потечёт к вам. Наше дело маленькое – просто слушаться велений Создателя, тогда Он проявит к нам Свою милость.

В месяц рамадан желательно побольше каяться в своих грехах, проступках, ослушаниях, также желательно побольше делать дуа и для себя, и для всех мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В месяц рамадан принимается мольба каждого мусульманина » (имам Ахмад).

183. О вы, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как предписан был тем, которые были до вас - быть может, будете богобоязненны.

Этот священный аят Всевышний Аллах также начинается с любимого для правоверных призыва: «О вы, которые уверовали!» Призыв, сделанный перед тем, как предложить важное и трудное дело с упоминанием любимого для тебя качества, ради которого ты готов принять на себя какие угодно трудности, пробуждает в слушателе дух усердного рвения к предстоящему делу. Также и Всевышний Аллах, перед тем как предписать мусульманам пост фардом, воззывает к ним:

«О вы, которые уверовали!»

Исходя из смысла аята мы можем понять, что пост не является вновь появившимся ибадатом, а существовал во всех религиях издревле. Потому как в нем говорится:

«Предписан вам пост, так же, как предписан был тем, которые были до вас ».

Как утверждают изучившие историю религий ученые богословы, во всех вероучениях, даже не божественных, существовал обряд поста. Но его исполнение было различным. В некоторых религиях пост подразумевает лишь воздержание от определенной пищи. Так, у христиан постом называется воздержание от употребления продуктов животного происхождения. Продолжительность их поста составляет сорок дней. В разных течениях христианства пост бывает разным.

В Исламе пост является ибадатом, имеющим истинное божественное значение. Пост в арабском языке называется саум и лексически означает «воздержание от чего-либо». А в шариате это слово обозначает «с намерением воздерживаться от еды, питья и сладострастных деяний в месяц Рамадан с рассвета до заката». В конце священного аята Всевышний Аллах говорит: «быть может, будете богобоязненны », тем самым поясняя также основную цель, преследуюмую постом. Следовательно, пост также является одним из путей богобоязненности. В сердце постящегося человека должен пробудиться дух богобоязненности. Кто соблюдает пост, но в его сердце не пробуждается чувство богобоязненности, значит, он не постился по-настоящему. Пост служит подавлению порочных страстей, их исправлению, обузданию похоти и усмирению требований живота. Пост помогает избавиться от бича страстей нафса и искренне отделиться от всего скверного для посвящения себя только поклонению Аллаху. Кто держит пост с ийманом и вероубеждением, того раба Всемогущий Аллах наградит счастьем, называемым богобоязненностью, что ведет его к благоденствию в обоих мирах.

С этим священным аятом поступила весть о предписании поста фардом. Так как у предыдущих умм пост могли держать и год, и полгода, у слышащего эту весть возникает вопрос: «А каков период поста?». Следующий аят отвечает на этот вопрос:

184. Отсчитанные дни. Кто же из вас был болен или в пути, то - отсчет других дней. И на тех, которые затрудняются [соблюдать] его - фидйа (выкуп) - кормление мискина (нищего). Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше ему. И то, что поститесь - лучше вам, если вы знаете.

То есть пост предписан фардом на «отсчитанные дни». В держании поста имеются свои трудности. Поэтому Всевышний Аллах дает Своим рабам, находящимся в некотором затруднении из-за болезни или странствия, облегчение, дабы не усугублять затруднительное положение.

«Кто же из вас был болен или в пути, то - отсчет других дней ».

То есть больной после выздоровления, а путник после возвращения с пути, станут держать пост столько дней, сколько не соблюдали его. Наши улемы также причислили к ряду больных беременных и кормящих грудью женщин. Беременная женщина после родов держит пост возмещения столько дней, сколько она не держала в месяце Рамадан. Также и кормящая грудью женщина возмещает пропущенные дни поста после отлучения ребенка от груди.

«И на тех, которые затрудняются [соблюдать] его - фидйа (выкуп) - кормление мискина (нищего) » .

То есть люди преклонного возраста, которые уже не в состоянии поститься, за каждый несоблюденный день поста кормят одного неимущего (мискина). А это берется из расчета среднекачественной еды в стране, где они проживают. Это называется «давать фидйу».

Улем ы причислили к этой категории также и людей с хроническими , неизлечимы ми болезнями. Их недуг не позволяет соблюдать пост. И возместить его позже они тоже не могут, так как нет надежды на их исцеление.

«Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше ему ».

Кто желая получить побольше саваба, накормит не одного, а двух или трех человек, и даст еду не среднекачественную, а высшего качества, то это благо для него самого.

«И то, что поститесь - лучше вам, если вы знаете ».

Также как и другие ибадаты, пост, прежде всего, приносит благо исполнителям этого ибадата. Водворение в рай, достижение высших степеней, укрепление воли, услиление качеств милосердия и сострадания, пробуждение чувства богобоязненности, здоровье и крепость организма, а также множество других благ, о которых мы знаем и не знаем, достигаются посредством соблюдения поста.

В следующем аяте назначается время вышеупомянутых «отсчитанных дней» и описывается достоинство этого периода, а также другие положения касательно поста.

185. Месяц Рамадан, в который ниспослан Куръан наставлением для людей и разъяснением праведного пути и различения. Кто же застал из вас этот месяц, пусть постится в нем, а кто был болен или был в пути, то отсчет из других дней. Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения, и чтобы вы довели до конца отсчет и чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что наставил вас на праведный путь - и быть может, [вы] будете благодарны!

В предыдущем аяте было сказано, что пост был предписан фардом на «отсчитанные дни», в этом же аяте поясняется, что этими «отсчитанными днями» является «месяц Рамадан». В то же время, упоминается также и достоинство месяца Рамадан.

«Месяц Рамадан, в который ниспослан Куръан наставлением для людей и разъяснением праведного пути и различения ».

Месяц Рамадан считается самым лучшим месяцем в году. О его достоинствах существует множество благородных хадисов, изречений великих ученых, сочинены восхваления, стихи, написаны книги. Но венцом этих описаний является хвала Господа Миров, которую Он выссказал в Своем Слове. Это восхваление приходит в разных аятах. В данном же аяте идет описание самых великих достоинств священного Рамадана. То есть в этом месяце:

«… ниспослан Куръан наставлением для людей и разъяснением праведного пути и различения » .

Уже само то, что Всевышний Аллах избрал священный месяц Рамадан порой для ниспослания священного Куръана - Своего вечного чуда, наставления по спасению человечества вплоть до Судного дня, возвышает достоинства этого месяца. А теперь, увеличивая его свет и достоинства, именно в этот месяц Рамадан предписывает фардом еще и ибадат поста.

« Кто же застал из вас этот месяц, пусть постится в нем » . Всякий, кто в здравии достигнет этого месяца - Рамадана, увидит в небе новый месяц или услышит о начале месяца Рамадан, пусть держит пост. Это повеление всеобщее, но для того, чтобы у людей не возникло мысли о том, что было ниспослано новое общее повеление и пост является фардом для всех, кто бы то ни был, еще раз упоминаются те, для кого делается исключение из этого повеления.

«А кто был болен или был в пути, то отсчет из других дней ».

А затем, чтобы увеличить любовь к фарду соблюдения поста, Аллах говорит:

« Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения ».

Всегда желать рабам облегчения и не оставлять их под тяжким бременем - главное и великое правило религии Ислам. Исламский шариат воздвигнут на облегчении. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отправляя сподвижников Муаза ибн Джабала и Абу Мусу ал-Ашъари радияллаху анхума в Йемен, сказал: «Говорите благовестящие слова и не говорите пробуждающие ненависть, облегчайте, не отягощайте».

И в этом ибадате - соблюдении поста Всевышний Аллах напоминает, что придерживается пути облегчения. Если Аллах скажет, что соблюдать пост обязаны все, то Он имеет на это право, возразить никто не сможет. Однако, Он - Милостивый, Он сказал, что больные и путники могут не держать пост в предписанное время, они могут поститься потом. Также Он мог назначить срок не в один месяц, а сделать фардом два, три и даже более месяцев. Предписание фардом всего лишь одного месяца тоже облегчение. Беспрекословное исполнение установленного Всевышним Аллахом ибадата - долг каждого раба Его. Никто не имеет права задавать вопросы, подобные тому «Зачем? Есть ли польза в этом? Если есть, то в чем это проявляется?» Однако, несмотря на это, порой для укрепления иймана, подтверждения чудотворности божественных предписаний, упоминаются некоторые сведения. Даже ученые-медики другого вероисповедания, которые не знают о таких истинах, как Куръан, Ислам и пост, или же знают, но упрямо не признают, в течение своих долгих научных изысканий и опытов косвенно подтверждают, насколько полезны для жизни человека деяния, предписанные нашей религией. В частности, они пришли к заключению: чтобы каждый человек был здоровым и крепким, ему следует добровольно голодать хотя бы один месяц в году.

А для того чтобы те, кто по уважительной причине не смог поститься, не лишились награды и саваба, Всевышний Аллах внедрил соблюдение возме щ аю щ его (када ) поста. Соблюдение поста является ибадатом, достойным возвеличивания Аллаха, выражения Ему благодарности.

« И чтобы вы довели до конца отсчет и чтобы вы возвеличили Аллаха за то, что наставил вас на праведный путь - и быть может, [вы] будете благодарны! »

Да, необходимо неустанно возвеличивать и всегда благодарить Всевышнего Аллаха, сделавшего фардом ибадаты в Исламе и тем самым создавшего условия для выполнения долга раба, очищения от грехов, получения наград и савабов. Каждый фард-ибадат должен усиливать у раба чувство, которым он дорожит, наставлением Аллаха на правильный путь.

В следующем аяте речь пойдет о молитве. Далее снова разговор продолжится о посте. Улемы восприняли это как указание о том, что в месяц поста, в особенности в конце его следует помногу предаваться вознесению молитв.

186. И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне, то, поистине, Я - близок, внемлю мольбам молящегося, когда молится Мне. Пусть же [и они] ответят (внемля) Мне и пусть веруют в Меня, - быть может, они последуют праведным путем.

Как передает Ибн Аби Хатим, когда один бедуин пришел и сказал: «О Посланник Аллаха, близок ли наш Господь, чтобы взмолились мы [Ему], или Он далек и нам надо взывать громко?!», Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам промолчал. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне… »

В этом аяте Всевышний Аллах говорит, что Он близок к Своим рабам. В благородном хадисе, переданном имамами науки хадисов от Абу Мусы ал-Ашъари радияллаху анху, содержится этот же смысл. Он сказал: «Мы были в газате (походе) вместе с Посланником Аллаха алайхиссалату вассалам. И когда поднимались мы на холм, и когда спускались в низину, мы громким голосом произносили такбир . Он к нам приблизился и сказал:

О люди, смилуйтесь над собой. Ведь вы же взываете не к глухому или к сокрытому, а обращаетесь с мольбой к Тому, Кто Слышащий и Видящий. Тот, к Кому вы обращаетесь с молитвой, к вам ближе, чем даже шея вашего верхового животного».

По сути в аяте сообщается, что рабы Аллаха приходят к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спрашивают о Всевышнем Аллахе.

«И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне, то, поистине, Я - близок ».

Ответ же исходит от Аллаха непосредственно к Его рабам. То есть не говорится, как обычно, «скажи им…», и здесь Пророк алайхиссалам не делается посредником. Этот тонкий момент тоже указывает на то, что Аллах близок к Своим рабам. Точно такое же значение имеется и в следующей фразе:

«Внемлю мольбам молящегося, когда молится Мне ».

Здесь не говорится «услышу его молитву», или «приму во внимание», а говорится «внемлю мольбам» . Это также пробуждает у рабов интерес чаще обращаться к Аллаху с молитвой. Раз уж от Всевышнего Аллаха исходит такая близость, готовность к немедленному ответу, то и от раба должно быть соответствующее ответное стремление. Он тоже обязан отвечать призыву Аллаха, говоря «вот я - перед Тобой», уверовать в Него и повиноваться Ему.

«Пусть же [и они] ответят [внемля] Мне и пусть веруют в Меня ».

Если рабы, внемля Ему, уверуют в Него, то кому от этого польза? В некоторых случаях люди не могут правильно понять этого. Всевышний Аллах в этом аяте утверждает, что ответ на призыв Аллаха, уверование в Него, принесет пользу только самому рабу.

«Быть может, они последуют праведным путем ».

Просить об удовлетворении всех нужд только у Всевышнего Аллаха, всегда обращаться с мольбой к Нему, вот что должно стать постоянным делом правоверного раба. Молитва считается ядром поклонений. От Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам передано много хадисов о молитве.

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Абу Са ъи да радияллаху анху, тот сказал:

«Если мусульманин вознесет молитву, не совершая греха и не причиняя зла своим родным, Аллах дарует ему одно из трех свойств: Вскоре даст то, о чем он просил. Или сохранит для ахирата. Или же отвратит от него зло соразмерное тому, о чем он просил».

Как передает имам Ахмад от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:

«Сердца похожи на сосуды. Некоторые могут вместить больше других. Если вы будете просить Аллаха о чем-либо, просите с твердой верой в то, что будет принято (внято). Аллах не примет молитву того раба, который воссылает мольбу с безразличным сердцем».

В хадисе, переданном имамом Бухари от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если раб не станет спешить, его молитва будет принята. Пусть не говорит, что он вознес мольбу и она не была принята».

Для того чтобы молитва была принята, существуют условия, приличия, специальная пора. В частности, молитва постящегося человека принимается.

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Для постящегося есть молитва, принимающаяся во время его ифтара (разговенья)».

И вновь возвращаемся к аяту, поясняющему положения о посте:

187. Разрешено (сделано халалным) вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Знал Аллах, что, поистине, вы изменяли самим себе, и простил вас и помиловал вас. Так, теперь прикасайтесь к ним и ищите то, что предписал Аллах вам. И ешьте, и пейте, пока не отличится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете, затем довершайте сполна пост до ночи. И не прикасайтесь к ним, когда вы пребывающие в иътикафе в мечетях. Это - границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Вот так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - быть может, они будут богобоязненны!

В период, когда соблюдение поста только-только стало фардом, постящемуся человеку, если после ифтара он засыпал, а потом просыпался, уже было нельзя есть, пить и сближаться с женой. Один из ансаров , человек по имени Кайс ибн Сирма днем соблюдал пост и работал в финиковом саду, а после, устав, пришел к жене ко времени ифтара и спросил:

У тебя есть еда?

Жена сказала:

Нет, сейчас пойду и поищу что-нибудь, - и вышла.

От усталости после дневной работы Кайс уснул. Его жена пришла и, увидев спящего мужа, сказала: «Не повезло тебе», но не стала будить его. На следующий день к полудню Кайс радияллаху анху потерял сознание и упал. Об этом стало известно Пророку алайхиссалам. Затем Всевышний Аллах ниспослал аят, начинающийся словами:

« Разрешено (сделано халалным) вам в ночь поста приближение к вашим женам... » Тем самым было объявлено халалом принимать пищу и иметь близость с женой в ночь поста Рамадана, то есть в период после захода солнца и вплоть до наступления рассвета. Наряду с этим, в целях пояснения того, что в Исламе отношения между мужчиной и его женой являются не только вопросом пола, но намного большим, чем это, Аллах сказал:

«Они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них » . Обычно одежда используется для прикрытия, предохранения и украшения. Также и в Исламе, супруги прикрывают недостатки друг друга, предохраняют друг друга от скверны и украшают друг друга.

А потом Он возвещает, что знает даже о том, что происходит в сердцах Его рабов.

«Знал Аллах, что, поистине, вы изменяли самим себе, и простил вас и помиловал вас ».

Упоминаемая в этом аяте неверность состоит из промелькнувшего в сердце желания совершить близость с женщиной. Как передается в отдельных хадисах, некоторые даже допускали это дело. Как бы то ни было, Аллах принял их покаяния и простил им грехи. Наряду с этим, Он открыл путь для таких желаний в их сердцах, дал разрешение:

«Так, теперь прикасайтесь к ним и ищите то, что предписал Аллах вам » .

То есть теперь было дано позволение: «Совершайте близость со своими женами и ищите то, что предписал вам Аллах - детей». Наряду с разрешением сближаться с женщинами в ночь Рамадана, было также дано позволение есть и пить.

«И ешьте, и пейте, пока не отличится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете, затем довершайте сполна пост до ночи » .

Как передает имам Бухари от Адийа ибн Хатима, он [Адий] сказал:

«Когда был ниспослан аят: «…ешьте, и пейте, пока не отличится для вас белая нитка от черной нитки… » , я взял одну белую и одну черную нитку, положил их под свою подушку и стал поглядывать на них, а когда белая стала отличаться от черной, прекратил есть. Когда рассвело и настал день, я отправился к Посланнику Аллаха и рассказал ему о том, что сделал. Он сказал:

Воистину, твоя подушка, оказывается, широка, то выражение было о белизне дня и черноте ночи».

Эта пора называется фаджрус садык (досл. «правдивый, подлинн ы й рассвет») и означает наступление начала рассвета, то есть начинается с появлением на ночном горизонте светлой полосы.

В следующей фразе упоминается положение, при котором исключена близость с женой:

«И не прикасайтесь к ним, когда вы пребывающие в иътикафе в мечетях » .

Слово иътикаф означает «всецело отдаваться чему-либо». В шариате оно обозначает «предаваться ибадату в мечети, не покидая ее пределов, с намерением стать ближе к Аллаху». Пророк алайхиссалату вассалам сидел в иътикафе в последние десять дней священного Рамадана. Сидящий в иътикафе человек посвящает себя только поклонениям, по возможности не выходя из мечети. Для этого раб отделяется, отчуждается от всего для Аллаха. Поэтому он сдерживает себя и от совершения близости со своими женщинами.

«Это - границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! »

Все, что здесь упоминается, связано с Всевышним Аллахом, это - Его границы. Аллах велит не приближаться к ним, потому как насколько большим будет приближение к границе, настолько же увеличится вероятность ее нарушения.

«Вот так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - быть может, они будут богобоязненны! »

Обратим внимание, что и в первом аяте из группы аятов о посте тоже было сделано ударение на богобоязненности. Теперь и в последнем аяте из данной группы также делается акцент на таква - богобоязненности. Да, среди бесчисленных польз поста первое место занимает его свойство укреплять чувство богобоязненности у постящегося.

"Тафсир Хилал" (смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана), том 1;
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْراً فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .184

184. На отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то — число других дней. А на тех, которые могут это, — выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, то это — лучше для него. И поститься лучше для вас, если вы знаете.

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Саджад (А) сказал:

Что касается поста для находящегося в путешествии и больного, то люди толпы (сунниты) разошлись в этом. Некоторые из них сказали: «Они должны поститься», другие сказали: «Они не должны поститься», а третьи сказали: «Если хотят, то пусть постятся, а если нет, то пусть не постятся». Но мы говорим: «Они не должны поститься в обоих этих случаях, и если кто-то постился в путешествии или во время болезни, то должен потом возместить этот пост (то есть снова поститься по числу этих дней)». Аллах сказал: «А кто из вас болен или в пути, то — число других дней ».

(«Кафи», том 4, С. 86).

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) в путешествии не держал ни обязательный, ни желательный пост. Они лгут на него, (говоря, что он постился в путешествии). Этот аят был ниспослан, когда Посланник Аллаха (С) находился в Кураа Гамим (местность между Меккой и Мединой), во время утреннего намаза. Тогда Посланник Аллаха (С) велел принести сосуд с водой и выпил из него и велел другим также не держать пост. Тогда некоторые из них сказали: «Вот уже начался день: почему бы нам не поститься в этот день?», и Посланник Аллаха (С) назвал их “неподчинившимисяˮ (‘усат ), и их продолжали называть этими именем, пока не умер Посланник Аллаха (С)».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 100).

3. Он также привёл от Саббаха ибн Сийабы:

Он сказал: «Аллах сказал: “ˮ (2: 185). Тот, кто застанет месяц рамадан в своём доме, не должен отправляться в путешествие, кроме как для хаджа, умры или добывания средств к жизни, которые он может утратить (в противном случае)».

4. От Абу Басира:

Я спросил у Имама Садыка (А) о той степени болезни, которая делает обязательным отсутствие поста в месяц рамадан, так же как обязательно его отсутствие в путешествии. Он сказал: «Сам человек должен определить это для себя. Если он увидит себя слабым, то не должен поститься, а если увидит себя достаточно сильным для этого, то пусть поститься».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«А на тех, которые могут это, — выкуп кормлением бедняка » — это старый человек и тот, кого мучает жажда (которая может стать причиной болезни).

(«Кафи», том 4, С. 116).

Аят 185

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ .185

185. Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различение. Кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас, и чтобы вы завершили и возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас по прямому пути, — может быть, вы будете благодарны!

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в Книге Аллаха, с тех пор как Он сотворил небеса и землю. И начало месяцев (или лучший месяц) — месяц Аллаха, и это — месяц рамадан, а его сердце — ночь кадр. Коран был ниспослан в первую ночь месяца рамадан, и этот месяц начался Кораном.

(«Кафи», том 4, С. 65).

2. Он также привёл от Хафса ибн Гийаса:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран » — как же это, если Коран ниспосылался в течение двадцати лет?

Он сказал: «Коран был ниспослан целиком в месяц рамадан на Дом обитаемый (бейт аль-ма‘мур — небесная Кааба), а потом был ниспосылаем в течение двадцати лет».

А потом он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь месяца рамадан, Тора была ниспослана по прошествии шести ночей месяца рамадан, Инджиль был ниспослан по истечении тринадцати ночей месяца рамадан, Псалмы (Забур) были ниспосланы по истечении шестнадцати ночей месяца рамадан, а Коран был ниспослан по истечении двадцати трёх (дней или ночей) месяца рамаданˮ».

(«Кафи», том 2, С. 460).

3. Он также привёл от Саада:

Мы были у Имама Бакира (А), и он сказал: «Не говорите: “Это — рамаданˮ, или “ушёл рамаданˮ, или “пришёл рамаданˮ, ибо рамадан — одно из имён Аллаха, а Он не приходит и не уходит, но приходит и уходит то, что не вечно и преходяще. Но говорите: “Месяц рамаданˮ, и “месяцˮ соединён с именем, которое есть имя Аллаха, и это — тот месяц, в который был ниспослан Коран».

(«Кафи», том 4, С. 69).

4. Он также привёл:

У Имама Садыка (А) спросили о Коране и Различении (фуркан ): это одно и то же или разные вещи?

Он сказал: «Коран — это вся Книга, а Различение — её твердые аяты, по которым обязательны деяния».

(«Кафи», том 2, С. 461).

5. Шейх Туси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах не спросит раба о намазе после совершения им обязательных намазов, и не спросит его о милостыне после выплаты закята, и не спросит его о посте после поста в месяц рамадан.

(«Тахзиб», том 4, С. 153).

6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда наступит месяц рамадан, скажи: «О Аллах, вот наступил месяц рамадан, в который Ты сделал для нас обязательным пост и ниспослал в нём Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различение. О Аллах, помоги же нам в посте и прими его от нас, и сделай нас в нём благополучными, и сделай его благополучным для нас в лёгкости от Тебя и довольстве. Поистине, Ты властен над всякой вещью! О Милостивейший из милостивых!»

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 99).

7. Айаши привёл от Саббаха ибн Сийабы:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Если наступил месяц рамадан, а я нахожусь в своём доме, то можно ли мне отправляться в путешествие?»

Он сказал: «Аллах сказал: “Кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту ˮ. Тот, кто застанет месяц рамадан в своём доме, не должен отправляться в путешествие, кроме как для хаджа, умры или добывания средств к жизни, которые он может утратить (в противном случае). Однако он не должен отправляться в путешествие для получения средств своего брата. Когда же пройдут двадцать три ночи месяца рамадан, то он может отправляться в путешествие, как пожелает».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

8. Зурара передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Пусть проводит его в посту » — постящийся не должен говорить, кроме как благое.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

9. Ибн Шахр Ашуб привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«»: «облегчение» — повелитель верующих (А), «затруднение» — такой-то и такой-то (узурпаторы халифата).

(«Манакиб», том 3, С. 103).

10. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас »: «облегчение» — повелитель верующих (А), «затруднение» — такой-то и такой-то (узурпаторы халифата). Потомки Адама не должны вступать под вилаят такого-то и такого-то .

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

11. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас по прямому пути »: «прямой путь» — вилаят.

(«Махасин», С. 142).

О важности священного месяца Рамадан и обязательных богослужениях сказано в Коране. Каждый мусульманин в это время ради Аллаха должен держать пост от рассвета до заката. Вот несколько аятов, где сказано об этом богослужении.

Сура «аль-Бакара»

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, - быть может, вы станете богобоязненными - на определенное количество дней. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущеннонго поста накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это» (Сура «аль-Бакара», 2 / 183 - 184).

«Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран - истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], - пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (Сура «аль-Бакара», 2 / 185).

«Когда тебя [, о Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают на Мой призыв к вере, верят в Меня. Быть может, они встанут на истинный путь» (Сура «аль-Бакара», 2 / 186).

«Совершайте Хадж и Умру во имя Аллаха. Если же вам препятствуют [совершить Хадж], то пошлите пожертвование, какое сможете. Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву. Если вам не препятствуют совершить Хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться Хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, всего десять дней. Это правило для тех, кто не живет в Мекке. Так бойтесь же Аллаха, и да будет вам известно, что Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Бакара», 2 / 196).

Сура «аль-Маида»

«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы - накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это - искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны» (Сура «аль-Маида», 5 / 89).

«О, вы, которые уверовали! Не поражайте добычи, находясь в Хадже. А если кто из вас поразит [дичь] преднамеренно, то искуплением [греха] будет столько скота, сколько он поразил [, охотясь]. Устанавливают искупление два справедливых мужа из вас, и это жертва, приносимая к Каабе. Или же искуплением [за убитую на охоте дичь] будет пища для бедняков или соответствующий пост, дабы тот, [кто охотился во время Хаджа], вкусил тяжесть своего деяния. Аллах прощает то, что случалось прежде. А если кто повторит [охоту во время Хаджа], то Аллах накажет его, ибо Аллах - великий, вершащий наказание» (Сура «аль-Маида», 5 / 95).

Сура «ат-Тауба»

«Аллах приготовил для них сады, в которых текут ручьи. Они вечно пребудут там, и это - великая удача» (Сура «ат-Тауба, 9 / 89).

Сура «Марьям»

«Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: "Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить"» (Сура «Марьям», 19 / 26).

Сура «аль-Ахзаб»

«Воистину, для обратившихся [в Ислам], для верующих, послушных, верных данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся, хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 35).

Сура «аль-Муджаделе»

«Если же у кого-либо нет раба. то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Все] это - для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это - ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (Сура «аль-Муджаделе», 58 / 4).

Сура «ат-Тахрим»

«Если он разведется с вами, то его Господь, может быть, заменит вас женами лучше вас - обратившимися в Ислам, верующими, благочестивыми, кающимися, поклоняющимися [Аллаху], постящимися, как побывавшими замужем, так и девицами» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 5).

Сура «аль-Кадр»

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] - ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (Сура «аль-Кадр», 97 / 1 – 5).




Top