Почему китай не будет спасать кндр. Кндр и кнр: странный союз

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Дональд Трамп упрекал власти Китая в том, что они оказывают недостаточное давление на Северную Корею

Председатель КНР Си Цзиньпин призвал Дональда Трампа и власти Северной Кореи проявить сдержанность и воздержаться от "слов и действий", которые могут усилить напряженность.

Ранее президент США предупредил Северную Корею, что ей грозят "большие-пребольшие неприятности", если что-нибудь произойдет с островом Гуам, на котором расположена американская военная база.

Выступая в Бедминстере, гольф-курорте в штате Нью-Джерси, Трамп пообещал, что эта территория будет "в полной безопасности", и пригрозил дальнейшим усилением санкций в отношении КНДР.

После этого у Дональда Трампа состоялся телефонный разговор с Си Цзиньпинем. Как сообщают китайские СМИ, председатель Си отметил, что в интересах как КНР, так и США добиться того, чтобы Корейский полуостров стал безъядерной зоной.

Согласно сообщению Белого дома, обе стороны пришли к общему пониманию того, что Северная Корея должна прекратить свое "провокационное и агрессивное поведение".

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Никто не любит мирных решений больше, чем президент Трамп", - заявил американский лидер, выступив с очередной грозной тирадой в адрес КНДР

"Будем надеяться, что так и будет, - сказал Трамп ранее. - Никто не любит мирных решений больше, чем президент Трамп, уверяю вас".

В пятницу президент США предупредил, что американская армия "готова к бою". "Военные пути решения наготове, к бою готовы, если Северная Корея будет действовать неразумно. Будем надеяться, что Ким Че Ын найдет другой путь", - написал Трамп в "Твиттере".

Трамп усилил свою воинственную риторику по отношению к Северной Корее во вторник , пообещав, что США ответят "огнем и яростью", после того как Пхеньян сообщил, что отныне может оснащать ядерными боеголовками свои межконтинентальные баллистические ракеты.

Власти КНДР в ответ заявили, что .

Как сообщает Cи-эн-эн, командующий северокорейской армией сказал по этому поводу: "Американский президент на гольф-площадке снова разразился ерундой по поводу "огня и ярости", не будучи способным осознать всю тяжесть сложившейся ситуации".

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В последнее время разные представители американской администрации делают все более резкие заявления в адрес Пхеньяна

Обмен угрозами между Вашингтоном и Пхеньяном вызвал озабоченность Москвы. Министр иностранных Сергей Лавров охарактеризовал риск военного конфликта как очень высокий. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что военного решения северокорейской проблемы не существует, а "эскалация агрессивной риторики - это неверный ответ".

В пятницу Дональд Трамп на просьбу журналистов пояснить слова про "огонь и ярость" ответил: "Я надеюсь, что они [Северная Корея] осознают в полной мере серьезность того, что я сказал, а я сказал это серьезно... Эти слова понять очень и очень просто".

"Если он [Ким Чен Ын] еще раз выступит с прямой угрозой [...] в отношении Гуама или другой какой-нибудь американской территории или американского союзника, то он по-настоящему пожалеет об этом и пожалеет тут же", - добавил Трамп.


Media playback is unsupported on your device

Гуам: почему острову угрожает Северная Корея?

Также в пятницу Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) обвинило Вашингтон в "преступной попытке устроить против корейского народа ядерную катастрофу", заявив, что США делают отчаянные попытки протестировать свое оружие на Корейском полуострове.

"США - зачинщик ядерных угроз, отвратительный фанатик ядерной войны", - говорилось в этом заявлении.

Нынешний виток напряженности начался после того, как в июле КНДР произвела запуск двух межконтинентальных баллистических ракет, после чего ООН приняла решение усилить экономические санкции против Пхеньяна.

По словам главы Пентагона Джона Маттиса, Соединенные Штаты не потеряли надежду разрешить северокорейский кризис дипломатическим путем. Война обернется катастрофой, предупредил американский министр обороны.

Мир за конфликтом Вашингтона и Пхеньяна следил с тревогой. Россия и Китай . А Штаты рассчитывают, что Пекин может выступить негласным посредником — и за это Трамп пообещал забыть о торговых разногласиях с Китаем. Япония спешно устанавливает самые современные ракетоперехватчики "Пэтриот". Глава немецкой дипломатии настаивает, чтобы главную роль по предупреждению военной конфронтации взяли на себя Москва и Пекин. Министр иностранных дел Британии Джонсон считает, что раз Северная Корея накалила ситуацию, то за ней должна быть инициатива по нормализации.

Глава российского МИД Сергей Лавров выразился иначе: "Риски очень высокие. Особенно учитывая риторику. Звучат прямые угрозы применить силу, при этом министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что это будет сопряжено с огромным количеством человеческих жертв. Разговоры о том, что нужно нанести превентивный удар по Северной Корее, разговоры из Пхеньяна, что нужно ударить по острову Гуам, по американской военной базе, не прекращаются. Поэтому нас, конечно, это очень тревожит. Я считаю, что когда доходит фактически до драки, то первым должен сделать шаг от опасной черты тот, кто сильнее и умнее".

"Северная Корея планирует запустить баллистические ракеты в направлении острова Гуам". На русский заголовок этой новости можно было бы перевести как "перебранка". Буквально иероглифы под флагами значат "словесный спор".

Что конфликт США и КНДР так и останется на словах, надеется сейчас весь мир, а Китай призывает перевести их в диалог. Это Си Цзиньпин сказал Трампу по телефону лично. Председателя КНР цитирует центральное телевидение Китая.

"Мы настаиваем на решении ядерной проблемы через диалог, переговоры и политические меры. Китай — на основе принципа взаимного уважения — готов поддерживать контакты с США и работать вместе с ними для надлежащего урегулирования ситуации", - говорят дикторы на китайском телевидении.

Трамп заверил, что услышал. Но, несмотря на совет Китая выбирать выражения, риторику не меняет. В эфире CCTV цитируют его уже ставшее крылатым "огонь и ярость". И звучащие неожиданным диссонансом слова министра обороны Меттиса — про ужасы войны. Уберечь мир от них может российско-китайский план "двойной заморозки", который призван остудить пыл обеих сторон.

"Эта инициатива поможет разорвать этот порочный круг, а также совершить прорыв для возобновления мирного диалога. Мы ощущаем, что все большее число стран стали понимать и поддерживать наше предложение и подчеркивать важность дорожной карты, предложенной Китаем и Россией, по мирному решению ядерной проблемы на Корейском полуострове", - заявил 8 августа Ван И, министр иностранных дел Китая.

О совместной инициативе Ван И говорил на саммите министров иностранных дел стран АСЕАН в Маниле. Тему обсудили и на двусторонней встрече с Сергеем Лавровым. План предусматривает немедленное прекращение запусков и испытаний ракет со стороны КНДР и отказ от военных учений со стороны США и Южной Кореи.

"Было бы здорово, если бы Китай, Россия и США — три великих ядерных державы — приложили совместные усилия, чтобы превратить полуостров в безъядерную зону. Или даже пять стран выработали единую позицию. Во-первых, снизить напряженность, во-вторых, возобновить переговоры. В-третьих, любые успешные переговоры основываются на дорожной карте — Россия первой внесла в ее разработку свою лепту. И проблема не в том, что этот план кому-то не нравится, а в том, что они отвергают его и не предлагают ничего взамен", - говорит Йан Сью, старший научный сотрудник Китайского института международных исследований.

Два возможных сценария на случай военных действий на неделе опубликовала одна из государственных газет Китая. Нейтралитет — если первой ударит КНДР. И вмешательство, если начнут американцы.

Резолюция от 5 августа, принятая единогласно, это запрет на инвестиции, создание совместных предприятий и на экспорт из КНДР, в частности, железа, железной руды, свинца, угля и морепродуктов.

КНР — главный торговый партнер Северной Кореи. И с точки зрения традиционных экономических отношений двух стран Китаю новые санкции обойдутся дороже, чем остальным. Но за сохранение мира Китай готов заплатить высокую цену и будет, как всегда, строго и в полной мере выполнять соответствующие резолюции, официально заявил МИД страны.

Согласно опросам, большинство китайцев вероятность войны считают низкой. А вот соседи в панике. Япония поставила ПРО прямо в центре столицы, за два дня перебросила комплексы ПВО "Пэтриот" в западные префектуры и направит в акваторию Тихого океана военные корабли, оснащенные системами слежения и наведения. Но реакцию Токио можно понять: во время последних испытаний 29 июля ракета "Хвасон-14", запущенная КНДР, упала, как сообщалось, с большой вероятностью в пределах особой экономической зоны Японии.

Премьер Синдзо Абэ сейчас слово в слово повторил то же, что и тогда: "Я сделаю все возможное, приложу все усилия, чтобы обеспечить безопасность и защитить собственность граждан Японии".

Южная Корея готовится к худшему: жители сметают сухие пайки, а правительство планирует расширить общенациональные учения по гражданской обороне, запланированные на этот месяц.

"Поскольку станции метро в Южной Корее достаточно глубокие и укрепленные, мы сможем выжить даже в случае ядерной атаки. Но плохо, что об этом мало рассказывают людям и что в укрытиях недостаточно аварийных источников питания", - говорит Йанг Юк, старший научный сотрудник Корейского форума по обороне и безопасности.

"Я только что поняла, что эта станция метро — бомбоубежище, и теперь, если мне нужно будет укрыться, я постараюсь добраться сюда", - рассказывает Парк Йонг, жительница Сеула.

Сеул заявляет, что находится в постоянном контакте с Америкой. 21 августа США и Южная Корея намерены начать совместные учения. Но несмотря на обостренную, если не сказать, накаленную обстановку в регионе, переносить маневры никто не намерен.

Китай резко раскритиковал новые односторонние санкции Соединённых Штатов против КНДР. Они затрагивают и китайские компании, которые США заподозрили в сотрудничестве с Пхеньяном, заявили в МИД КНР. По мнению Пекина, своими действиями Вашингтон подрывает сотрудничество с Китаем по денуклеаризации Корейского полуострова. Эксперты, в свою очередь, расценили санкционную политику Штатов как очередную попытку надавить на Китай. Об американо-азиатском «санкционном треугольнике» - в материале RT.

«Дружба» против США

Пекин резко осуждает новые односторонние санкции США в отношении КНДР, заявил накануне официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан. Отвечая на вопросы журналистов, дипломат подчеркнул, что новые ограничительные меры затрагивают в том числе китайские судоходные и энергетические компании, сотрудничающие с Пхеньяном.

«Китай решительно выступает против американской стороны, вводящей односторонние санкции, и «экстерриториальной юрисдикции» в соответствии с внутренним законодательством США против китайских организаций или отдельных лиц», — отметил представитель дипломатического ведомства КНР.

По мнению китайской стороны, США должны «немедленно прекратить подобные правонарушения, чтобы не подрывать двустороннее сотрудничество в соответствующей области».

  • Представитель МИД КНР Гэн Шуан
  • www.fmprc.gov.cn

«Китайские компании находятся под односторонними санкциями ещё со времён событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года, поэтому китайцы очень хорошо знают, что такое американские санкции, так же как и северокорейцы», — прокомментировал в интервью RT заявление представителя китайского МИД президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.

По словам эксперта, именно Китай ещё с 1950-х годов покровительствует КНДР.

«Ким Чен Ын, конечно, отдалился от Китая, начал проводить более самостоятельную политику. Но это не значит, что КНР готова присоединиться к этим санкциям США», — отмечает эксперт.

Ранее МИД КНР неоднократно заявлял, что односторонние санкции США против Северной Кореи, под которые могут подпасть и китайские граждане, неприемлемы. Ещё в августе прошлого года Китай призвал Соединённые Штаты отменить ограничительные меры против Северной Кореи, а в декабре раскритиковал США за подобную политику в отношении китайского Bank of Dandong, якобы сотрудничавшего с КНДР.

Как объяснил американский Минфин, поводом для новых ограничений стали нелегальные поставки топлива Северной Корее, в том числе из Китая. В свою очередь, китайское таможенное ведомство накануне обнародовало данные, согласно которым в прошлом месяце из Китая в КНДР не поступило ни капли мазута, нефти или бензина.

Единственное топливо, которое Китай продолжает поставлять Северной Корее, — это сжиженный газ, на него санкции не распространяются. Более того, китайцы сократили экспорт зерновых в КНДР. Так, поставки риса в январе составили 180 тонн — это всего 4% от объёмов января 2017 года. К тому же Китай в прошлом месяце не ввозил из КНДР каменный уголь, железную руду и свинец.

«Лишить источников дохода»

«Крупнейший за всё время пакет санкций против северокорейского режима», по замыслу Штатов, должен лишить Пхеньян оставшихся источников дохода и путей поставок топлива, которые действуют вопреки существующим ограничениям со стороны Совбеза ООН и США.

23 февраля Министерство финансов США опубликовало новый санкционный список, в который вошли 27 организаций, 28 судов и одно физическое лицо. Большинство из них — компании КНДР и Китая (включая Гонконг и Тайвань). Также под ограничения попали китайские суда, которые ходят под флагами Танзании и Панамы.

«Физлица, которые нарушают санкции США в отношении Северной Кореи, будут обязаны заплатить штраф в размере двойной цены рассматриваемой сделки либо выплатить $289 238», — отмечается в сопроводительных документах к санкционному списку.

В отношении компаний, в том числе иностранных, сумма штрафа традиционно определяется в соответствии с внутренними правилами Министерства финансов США. Так, например, в 2017 году Вашингтон заставил китайскую компанию ZTE заплатить более $100 млн за сотрудничество с Ираном в обход американских санкций.

  • Встреча президента США Дональда Трампа с премьер-министром Австралии Малкольмом Тёрнбуллом 23 февраля 2018 года
  • Reuters

«За действиями США в отношении Северной Кореи, безусловно, стоят и далеко идущие планы по нанесению ущерба китайским интересам», — отмечает Санакоев.

23 февраля, выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Австралии Малкольмом Тёрнбуллом, президент Соединённых Штатов Дональд Трамп выразил надежду, что новые санкции сработают. В противном случае он пообещал прибегнуть «ко второй фазе». Также американский президент подчеркнул, что отношения Вашингтона и Пекина «сейчас лучше, чем когда бы то ни было».

С прицелом на стабилизацию

Несмотря на подобные заявления Трампа, эксперты связывают эту корейско-китайскую санкционную историю именно с политическим давлением Вашингтона на Пекин.

«По северокорейскому кризису я придерживаюсь довольно чёткой линии, что это не проблема самой Северной Кореи. Это всё же китайско-американские отношения», — считает участник Центра исследования проблем мирового социализма в Академии общественных наук КНР Евгений Грачиков.

По словам эксперта, после прихода к власти в 2012 году Си Цзиньпина КНР довольно чётко обозначила зону приоритетных национальных интересов, куда включила все приграничные государства, в том числе и КНДР.

«Больше всего говорят о Южно-Китайском море. Но что касается корейской проблематики — здесь особое значение имеет Жёлтое море, которое для китайцев — то же самое, что для нас Чёрное», — отмечает Грачиков.

Постоянное присутствие здесь американских военных и проведение учений, которые обосновывают северокорейской угрозой, китайцы воспринимают как личный вызов. По мнению эксперта, можно провести параллель между тем, как США используют украинский кризис для давления на Россию, и тем, как против Китая используется северокорейский кризис.

  • Военные учения США в Жёлтом море
  • Reuters

«Если бы Китай договорился с Америкой по более общим вопросам, как то глобальное управление, участие в таких структурах, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, подобных проблем не было бы», — считает политолог.

Однако сейчас, по его словам, сближение позиций Вашингтона и Пекина маловероятно.

Санакоев, в свою очередь, отмечает, что позиция Китая по односторонним санкциям в отношении КНДР во многом связана и с тем, что Пекин всегда последовательно отвергал этот механизм в международных отношениях.

«Это вполне в русле их основной политики, нацеленной на стабилизацию, которую они проводят в отношении данного региона. Кроме того, они давно выступают против таких односторонних действий Соединённых Штатов Америки, в том числе и в отношении России», — утверждает эксперт.

Подпишитесь на нас

Ланьков

И сейчас отношения между Китаем и КНДР неоднозначны. С одной стороны, существование северокорейского государства выгодно Китаю, так как Северная Корея образует геостратегический буфер у китайских границ. Вдобавок кризис в Северной Корее будет иметь негативные последствия для Китая, которому совсем не хочется иметь дело с потоками беженцев, и уж тем более с проблемами, которые могут быть вызваны потерей контроля над северокорейским химическим или ядерным оружием. Кроме того, объединение Кореи противоречит интересам Пекина – чтобы там ни говорили по этому поводу китайские дипломаты. Таким образом, у Китая есть причины, для того чтобы поддерживать Северную Корею на плаву.

С другой стороны, у Китая есть основания быть недовольным многими аспектами северокорейской политики. Особое раздражение в Пекине вызывают ядерные амбиции Пхеньяна. Похоже, в последние полгода недовольство это усилилось. Целый ряд событий последнего времени заставляет подозревать, что отношения Пекина и Пхеньяна вступили в полосу очередного кризиса.

Первым признаком проблем стал скандал вокруг неудачных инвестиций крупной китайской компании "Сиян". Она вложила около 50 миллионов долларов в постройку шахты в Северной Корее, после чего шахта была захвачена северокорейской стороной. Подобные ситуации возникали и раньше, но на этот раз о конфликте пострадавшая китайская сторона заявила открыто.

В августе 2012 года в Китай прибыл Чан Сон-тхэк, ближайший советник Ким Чен Ына. Он надеялся получить дополнительную экономическую помощь, но вернулся с пустыми руками.

В январе 2013 года Китай поддержал резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением запуска северокорейской ракеты. Это решение Китая оказалось неожиданным для большинства наблюдателей.

Наконец, в конце января китайская газета "Хуаньцю шибао" заявила, что в случае проведения Северной Кореей ядерного испытания Китай сократит масштабы помощи КНДР. Это заявление трудно проигнорировать, потому что эта газета входит в холдинг "Жэньминь жибао", то есть подчиняется официальному органу ЦК Компартии Китая.

Конечно, правительство КНДР не слишком прислушивается к мнению своих союзников, в том числе и Китая. Однако сейчас игнорировать недвусмысленные предупреждения из Пекина становится всё сложнее – слишком уж велика экономическая зависимость КНДР от китайской помощи и от торговли с Китаем. Поэтому нельзя исключать, что китайское давление отчасти достигло своей цели и заставило правительство Северной Кореи то ли отложить, то ли отменить ядерные испытания.

Это, безусловно, хорошие новости. Однако следует помнить: Пекин вовсе не собирается загонять Северную Корею в угол и тем более не стремится к тому, чтобы спровоцировать там серьезный кризис. Поэтому, вероятнее всего, Китай и впредь будет поддерживать КНДР на плаву, лишь изредка выражая свое недовольство по поводу тех или иных акций Пхеньяна.

Во-вторых, Китаю необходимо получить от Северной Кореи некие экономические гарантии дееспособности, что возможно только на пути системного усвоения КНДР опыта китайских реформ. В этом случае КНР гипотетически могла бы закрыть глаза на северокорейскую ядерную программу, органично встроив ее в собственную политику "сдерживания" США.

Складывающиеся реалии совершенно иные. КНДР не торопится применять у себя китайский опыт, сосредоточив все силы и ресурсы нации на развитии ядерной программы. Корейская атомная бомба для многих северокорейцев, возможно, является и некоей "национальной идеей", и единственным защитным оружием от Америки и других врагов, и одновременно понятным миллионам объяснением: "почему мы живем так бедно".

При этом Пхеньян требует от Пекина расширения кредитной, продовольственной, энергетической и иной помощи. Китай всегда поддерживал идеологически близкий ему режим, иногда спасая его от смертельной угрозы (Корейская война 1950-1953 гг.). Не оставил он КНДР и после установления дипломатических отношений с Южной Кореей (24 августа 1992 г.), хотя это и вызвало на севере Корейского полуострова бурю негодований и обвинений в предательстве.

В настоящее время в Чжуннаньхае (так называется "китайский Кремль") с растущим раздражением констатируют стойкое нежелание Пхеньяна строить социализм по китайской модели. Причем, если в конце 1990-х начале 2000-х годов многие ученые КНР писали о "легкости и быстроте" реализации данного проекта, указывая на уже апробированный опыт открытых зон КНР, возможности использования китайского финансового и кадрового ресурса, то сегодня тон публикаций резко изменился. Многие эксперты вообще не верят в корейскую модернизацию по китайскому варианту, считают, что Северная Корея "превращается в обузу" на пути Китая "в великую региональную и мировую державу".

Возможно, что одной из причин неудачного визита в КНР 13 августа 2012 г. заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР, ближайшего советника молодого вождя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэка - как раз и стало недовольство китайских руководителей, вызванное подобной "упертостью" северокорейцев. Посланник не смог убедить Ху Цзиньтао в необходимости визита молодого руководителя в КНР до XVIII съезда. Судя по всему, не удалось Чан Сон Тхэку и получить новый льготный кредит в несколько миллиардов долларов.

По сообщениям южнокорейских СМИ, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предъявил корейскому представителю некие китайские претензии, связанные с фактами ущемления Пхеньяном китайского бизнеса, в частности горнодобывающей компании "Сиян групп". Как уверяют источники в Сеуле, северным корейцам было изложено пять условий, без выполнения которых не может идти речи о дальнейшем сотрудничестве, – принятие соответствующих законов о регулировании иностранного бизнеса, борьба с коррупцией, отмена практики введения новых налогов для инвесторов, оказание помощи со стороны властей, реорганизация таможни.

Очевидно, что новому руководству Китая придется встречаться с Ким Чен Ыном и "забыть" временные разногласия. Этого требуют протокол и более общие проблемы региональной и глобальной безопасности. Если бы Си Цзиньпину в итоге удалось каким-то образом вернуть КНДР за стол шестисторонних переговоров и возобновить работу "шестерки", это стало бы сильным "козырем" нового китайского руководителя в его дальнейшей региональной и глобальной "игре" с США и их союзниками.

И до кучи еще немного Ланькова
http://rus.ruvr.ru/_print/103637102.html
Пора признать очевидное: санкции не оказывают на Северную Корею особого влияния. Проблема в том, что за пределами узкого круга экспертов это обстоятельство понимают очень немногие. Зато введение очередных санкций позволяет и дипломатам, и парламентариям демонстрировать избирателям, что они реагируют на угрозу, исходящую от КНДР.

Впервые режим международных санкций в отношении КНДР был введен после первого ядерного испытания, которое состоялось в 2006 году. За семь лет действия этого режима Пхеньян трижды пытался запустить искусственный спутник Земли, причем последняя попытка оказалась удачной, а также провел еще одно ядерное испытание. При этом нельзя сказать, что КНДР достигла этих успехов ценой затягивания поясов. Напротив, период 2006-2012 годов, то есть период санкций, был также временем умеренного, но вполне ощутимого роста экономики КНДР.

Анализ этих обстоятельств вынудил экспертов сделать вывод, что санкции не оказывают заметного воздействия на Северную Корею. Тому есть несколько причин.

Во-первых, в случае с Северной Кореей не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций. От них страдает, как правило, не высшее руководство, а население в целом, в том числе и значительная часть элиты. В результате и население и элита начинают требовать от правительства, чтобы оно отказалось от политических решений, которые вызвали введение санкций.

Такая модель сработала в Югославии и ЮАР. Она может сработать и в Иране, при всем своеобразии его политического режима. Однако в Северной Корее эта политика имеет мало шансов на успех. Население Северной Кореи не имеет никаких возможностей оказывать давление на политику своего правительства. Северокорейцы не голосуют – точнее, голосуют раз в пять лет на официальных выборах, на которых единственный кандидат всегда получает 100% всех голосов. Вероятность мятежа или переворота в Корее также ничтожно мала.

Введение санкций может привести к тому, что значительная часть населения КНДР окажется в действительно бедственном положении – возможно, даже будет голодать, но вот на северокорейское правительство эта ситуация не окажет никакого влияния. Как показал опыт последних 20 лет, никакие страдания населения не могут заставить Пхеньян идти на уступки в вопросах, которые там считают приоритетными.

Во-вторых, режим финансовых санкций, скорее всего, не получит реальной поддержки от Китая, являющегося главным торговым партнером Северной Кореи. Китайские банки найдут способы обходить ограничения. Объёмы северокорейской внешней торговли весьма невелики, поэтому во многих случаях расчёты могут производиться наличной валютой. Вполне можно представить себе северокорейских чиновников, которые будут ездить в Китай с чемоданами, набитыми стодолларовыми купюрами.

Артиллерийский обстрел южнокорейского острова Ёнпхендо 23 ноября 2010 г. вызвал большой резонанс во всем мире и вновь накалил обстановку на Корейском полуострове.

Северная и Южная Корея привычно обвинили друг друга в провокациях и обещали дать решительный отпор агрессорам, а США выразили готовность поддержать союзную Республику Корея. Что же касается Китая, то его реакция была достаточно сдержанной, а заявление по итогам обстрела - выдержано в примирительном духе. Это объясняется не безразличием Китая к этому инциденту, а его особой ролью в противостоянии на Корейском полуострове и особыми отношениями с Северной Кореей.

Связи Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики имеют долгую историю. «Китайские народные добровольцы» практически спасли северокорейский режим в 1950 г., остановив продвижение войск ООН. После Корейской войны Китай оставался партнером КНДР, хотя отношения между двумя социалистическими странами было трудно назвать безоблачными. В период «культурной революции» в Китае наряду с советским ревизионизмом критиковались и северокорейские идеи «чучхе» (что заставило Ким Ир Сена занять нейтральную позицию в советско-китайском конфликте, отказавшись от принятой поначалу ориентации на КНР). Несмотря на взятый в КНДР курс «опоры на собственные силы» (подразумевавший создание независимой экономики и в первую очередь - военно-промышленного комплекса) и самостоятельность в проведении внешней политики, СССР продолжал оказывать Северной Корее как военную, так и экономическую помощь. Продолжал действовать и заключенный в 1961 г. договор между СССР и КНДР «о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи». В то же время КНДР обладала определенными гарантиями и со стороны Пекина (подобный договор с которым был подписан в том же 1961 г.). После распада СССР Китай остался единственным серьезным союзником КНДР. Однако КНР, которая к началу 90-х гг. уже давно вступила на путь экономических реформ и серьезно пересмотрела свои внешнеполитические приоритеты, рассматривала свое партнерство с КНДР с сугубо прагматических позиций. Речь уже не шла о защите идеологически близкого режима от посягательства «мирового империализма». Одной из основных внешнеполитических задач Китая стало обеспечение «мирного окружения» по периметру своих границ, что являлось важным залогом успешного проведения модернизации страны. КНДР была вполне лояльной Пекину, но конфликт на Корейском полуострове или крах режима в Пхеньяне (что в условиях катастрофического положения северокорейской экономики могло быть вполне вероятным сценарием развития событий) рассматривались как серьезные угрозы для безопасности северо-восточного Китая. Еще большей угрозой было бы втягивание КНР в конфликт на стороне КНДР. Наилучшим вариантом развития ситуации для Пекина могло быть сохранение статус-кво. И Китай, сохранявший влияние на КНДР, прилагал все усилия к этому. В ходе кризиса 1993-1994 гг. Китай выступил посредником при заключении «рамочного соглашения» между США и КНДР, которое определяло условия прекращения ядерных разработок со стороны Северной Кореи. В 2003 г., с началом второго ядерного кризиса, Китай снова выступил в числе посредников, активно участвуя в шестисторонних переговорах по урегулированию вновь обострившейся ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Китай был особенно ценным участником переговоров, поскольку имел рычаги влияния на северокорейское руководство, и в то же время смягчал жесткое давление на КНДР со стороны США и Японии. Китай неоднократно выступал против введения Советом безопасности ООН санкций против Северной Кореи (которые могли осложнить и без того тяжелое внутренне положение в КНДР и вызвать дестабилизацию обстановки).

Значительную роль Китай играет не только во внешнеполитическом, но и во внешнеэкономическом положении КНДР. После того, как в начале 90-х гг. было в значительной мере свернуто экономическое сотрудничество между Россией и Северной Кореей, роль ведущего торгового партнера КНДР занял Китай. Кроме того, в Северную Корею направляется около 40% всей китайской внешней гуманитарной помощи. На торговые связи с Китаем ориентирована и растущая теневая экономика Северной Кореи. Впрочем, подобная экономическая привязка к Китаю стала для Северной Кореи фактически неизбежной в условиях жесткой политики по отношению к ней со стороны США, Японии и с 2008 г. - Южной Кореи.

Однако усиление влияния Китая в КНДР вызывает определенную тревогу у северокорейской элиты. По словам известного российского исследователя-корееведа Андрея Ланькова, «северокорейцы боятся, что китайцы могут вмешаться и привести к власти те силы, которые они, китайцы, считают более рациональными и выгодными». В интересах КНР было бы проведение реформ в КНДР по китайскому образцу, которые позволили бы в большей мере активизировать экономическое сотрудничество. Но северокорейские правящие круги, боясь утратить монополию на власть (или вообще всю власть) в ходе «открытия» страны, настроены на консервацию режима. Кроме того, несмотря на свою зависимость во многих вопросах от Китая, Северная Корея действует часто безрассудно, специально провоцируя конфликтные ситуации. В частности, это касается ядерных испытаний 3 октября 2006 г. или запуска баллистической ракеты «Тэпходон-2» 5 апреля 2009 г., о которых северокорейское руководство своих китайских коллег даже заранее не поставило в известность. Используя свои ядерные и ракетные программы в качестве элемента шантажа, Северная Корея стремится добиться уступок от США. Однако эскалация напряженности на Корейском полуострове (одними из последних проявлений которой стали обстрел Ёнпхендо и заявление КНДР о готовности обогащать уран) не отвечает интересам Пекина. В итоге, получается замкнутый круг - стремясь выйти на диалог с США (и тем самым, возможно, уйти от зависимости от Китая), КНДР укрепляет стремление Пекина сделать северокорейский режим еще более «зависимым». Появление про-китайского правительства в Пхеньяне может вызвать и крах нынешнего северокорейского режима. Китай в этом случае может просто ввести свои войска на территорию КНДР (чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу в Северной Корее и... установить контроль над основными объектами страны раньше, чем это сделают американцы и южнокорейцы)

Но станет ли обстановка в Северо-Восточной Азии менее конфликтной после превращения Северной Кореи в китайскую сферу влияния? На этот вопрос трудно ответить положительно. С исчезновением буферной зоны в виде КНДР, Китай и США фактически выйдут на прямую линию противостояния. Кроме того, будет возможен всплеск националистических настроений в Южной Корее, поскольку новый режим в Пхеньяне будет восприниматься как установленный «китайскими оккупантами». В случае же прогнозируемого многими политологами сокращения военно-политического присутствия США в регионе, расширивший сферу своего влияния Китай будет вызывать еще большую обеспокоенность со стороны Японии и Южной Кореи, что может вызвать расширение гонки вооружений (в том числе и ядерных) в регионе. В условиях расширяющегося регионального и глобального влияния Китая, для США и их союзников в регионе, как не парадоксально, выгодно сохранение стабильной и независимой Северной Кореи. Юридическое признание свершившегося факта - права КНДР на наличие ядерного оружия, может открыть путь к диалогу. Большую роль в урегулировании отношений с Северной Кореей могла бы сыграть Южная Корея, выдвинув тезис об общих интересах корейской нации (пусть и разделенной на два государства) в противостоянии внешним угрозам. Расширение экономического и гуманитарного сотрудничества с КНДР в перспективе может открыть путь для трансформации политического режима. Этот вариант разрешения конфликта безусловно более сложен, чем прямолинейное давление на Пхеньян и его изоляция, но может в большей степени способствовать разрядке региональной напряженности и будет более гуманным для народа Северной Кореи. С учетом этого, недавняя оговорка Сары Пэйлин о поддержке Соединенными Штатами Северной Кореи выглядит не такой уж и абсурдной.




Top