Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы. Международное гуманитарное право Обычное международное гуманитарное право

Лица и объекты, которые находятся под защитой международного гуманитарного права и порядок обращения с ними.

Цель : сформировать знания студентов о сущности международного гуманитарного права (МГП); способствовать воспитанию понимания необходимости предотвращения развитию военных конфликтов; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.

Основные термины и понятия

План лекции:

1.Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

2.Основные положения МГП.

3. Соблюдение МГП.

Сущность МГП. Лица и объекты, которые находятся под защитой МГП и порядок обращения с ними.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.

– Какую цель ставили воюющие стороны?

– Каковы последствия войн?

- Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?

А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.

Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.

Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.

Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

(Конвенция – документ, имеющий обязательную силу)

Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.

Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-первых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии всеобщего характера правового регулирования и правовой зашиты.

В последнее время для обозначения рассматриваемой отрасли предложен термин "международное гуманитарное право".

Использование слова "гуманитарное" согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Международное гуманитарное право(МГП) представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание право субъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Жертвы вооруженных конфликтов;
медицинский и духовный персонал;
парламентеры и сопровождающие их лица;
персонал гражданской обороны;
персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей; персонал, участвующий в гуманитарных акциях.

Объекты, находящиеся под защитой международного гуманитарного права:

Медицинские формирования;
санитарно-транспортные средства;
гражданские объекты;
культурные ценности;
особо опасные объекты;
объекты гражданской обороны;
санитарные и безопасные зоны;
необороняемые местности и демилитаризованные зоны.

Нападение на такие объекты запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международным гуманитарным правом.

МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.

Основные положения МГП.

а) международные;

б) немеждународные.

МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

Соблюдение МГП

МГП находится вне политики и руководствуется исключительно принципами гуманности. Действие гуманитарного права не останавливается перед государственными границами. Все воюющие стороны должны его соблюдать, независимо от политических и иных соображений.

За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

Право прав человека и международное гуманитарное право имеют различные сферы применения. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном гуманитарном праве.

Тем не менее между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеют место "пересечения". Это касается прежде всего прав, входящих в "неизменное ядро" прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.

Более того, международное гуманитарное право и право прав человека дополняют друг друга. Отдельные права, предусмотренные международным гуманитарным правом, усиливают некоторые права человека:

Либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых может быть приостановлено в случае чрезвычайного положения (речь идет, например, о судебных гарантиях, которые, как таковые, не являются частью "неизменного ядра" прав человека);

Либо в силу того, что нормы международного гуманитарного права идут дальше в плане защиты личности, чем соответствующие права человека (речь идет, например, о праве на жизнь лиц, пользующихся защитой международного гуманитарного права).

Контроль знаний:

Дать ответы на вопросы:

1.Какова сущность МГП?

2. В каких документах, принятых ООН, отражаются права человека?

3. Назовите основные положения МГП.

Домашнее задание: выучить конспект, Л. 2. стр.312.

Творческое задание: у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор.

Литература:

1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2016, стр. 312

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. А.Т Смирнова., Москва, «Просвещение», 2013г.

Лекция № 3

Тема: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Цель : формирование знаний студентов о значимости появления такой организации как Красный крест; сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, формирование гражданской позиции; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека

Основные термины и понятия :международное гуманитарное право; жертвы вооруженного кон­фликта; международный и немеждународный вооруженные конфлик­ты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.

План лекции:

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами.

2.История возникновения организации Красный крест.

3.Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

4. Символика Международной организации Красный крест и Красный полумесяц.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)

Известную католическую монахиню, основательницу женской монашеской конгрегации "Сестры Миссионерки Любви", мать Терезу Калькуттскую приобщили к лику святых.

1.Проблема уменьшения бедствий, причиняемых вооруженными конфликтами .

Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечно­сти, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего уме­ния договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуман­но.

Начнём изложение с притчи из «Евангелии от Луки».

В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:

«Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».

Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.

Как вы понимаете слово «милосердие»?

(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)

Прошу вспомнить те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют личности гуманного человека.

Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.

Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.

С чем можно сравнить войну?

Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих.

Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему ми­ру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.

Вооруженные конфликты продолжаются, и в них страдает мирное население, дети, прежде всего

Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по международному гуманитарному праву. Пособие составлено на основе новейшего международного законодательства и полностью соответствует программе курса «Международное гуманитарное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении международного гуманитарного права, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права

Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, имеющих своей целью урегулирование отношении между конфликтующими сторонами, а также защиту основных прав и свобод граждан как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Объект международного гуманитарного права – это общественные отношения, возникающие между сторонами, которые находятся в вооруженном конфликте.

Под предметом международного гуманитарного права понимаются отношения, складывающиеся по поводу ограждения жертв, пострадавших от военных действий, и правил ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как:

1) Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий;

2) Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Сущность рассматриваемой отрасли права заключается в:

1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся:

а) раненые;

б) больные;

в) потерпевшие кораблекрушение;

г) военнопленные;

2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно:

а) гражданскому населению;

б) медицинскому и духовному персоналу;

3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа;

4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта:

1) раненые;

2) больные;

3) потерпевшие кораблекрушение;

4) военнопленные;

5) гражданское население.

Из вышеперечисленного видно, что международное гуманитарное право устанавливает конкретные правила поведения сторон, являющихся участниками военных действий, кроме этого, старается сократить насилие, а также предоставляет защиту жертвам вооруженных конфликтов.

Основные источники международного гуманитарного права:

1) обычай;

2) нормы, которые были сформированы в обычном порядке и получили свое отображение в Гаагских конвенциях;

а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;

Международное гуманитарное право - это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны. Его главное предназначение - регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Понятие «международное гуманитарное право» прочно вошло в международное право. Появлению этого понятия мы обязаны швейцарскому профессору Ж. Пикте, который впервые в 50-х годах ввел его в обращение. До начала ХХ века международное право делилось на две примерно равные части - право войны и право мира. В современном международном праве сложилась новая отрасль - международное гуманитарное право, которое в свою очередь является частью системы норм и принципов, касающихся прав человека в целом. международный гуманитарный право

МГП и право прав человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но все же они выступают как различные, самостоятельные отрасли международного права. Они отличаются друг от друга по содержанию и по условиям применения. Право прав человека регулирует главным образом отношения между государством и его гражданами и применяется как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта. Большинство же норм МГП применяется лишь в период вооруженного конфликта, т.к. они регулируют отношения между противоборствующими сторонами в конфликте. Эти отрасли права развивались отдельно и отражены в разных международно-правовых актах. В литературе можно встретить также такие понятия, как «международное право в период вооруженного конфликта» или «право Женевы». Четыре Женевские Конвенции и два Протокола сейчас составляют основу современного гуманитарного права. Они систематизировали огромный нормативный материал, благодаря чему гуманитарное право относится к одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права.

Следует отметить, что в МГП уже имеются нормы, которые выходят за рамки главного предмета регулирования - защиты жертв вооруженных конфликтов. Нормы морали играют весьма важную роль как источник МГП, оно удачно сочетает в своем наименовании два понятия - правовое и гуманитарное.

В современном МГП слилось три направления в развитии международного права:

  • - установление правил ведения войны и применения оружия («право Гааги»),
  • - защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы»)
  • - защита основных прав человека («право Нью-Йорка»).

Сфера применения МГП постоянно расширяется, это ведет за собой изменения в систематизации принципов МПГ.

Профессор Ж.Пикте свел принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

  • 1. Основополагающие принципы:
  • 1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  • 2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  • 3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  • 4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  • 5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  • 6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  • 7. Серьезное нарушение норм МГП - уголовное преступление, подлежащее наказанию.
  • 2. Общие принципы:

Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  • 1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологи- ческой неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  • 2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на обще- принятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  • 3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание.

Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.

  • 4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества
  • 3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:
  • 1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны.

Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.

  • 2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  • 3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  • 4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Главным принципом МГП был и остается принцип гуманности, который пронизывает и объединяет все составные части и все нормы МГП.

Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война - это трагедия. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах (1805-1815г.г.), число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, примерно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Попытки смягчить ужасы войны и уменьшить ее разрушительный характер столь же древние, как и сами войны. Процесс гуманизации войн не является исключительно поступательным, скорее его можно представить в виде ломаной линии с пиками и провалами, где примеры гуманности чередуются с варварством. Еще в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Во все исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между государствами, военачальниками, отразившие стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами, путем введения правил поведения их участников. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. Воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако, вплоть до второй половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны.

Международное гуманитарное право (МГП) - это самостоятельная отрасль состоящая из совокупности принципов и норм МП, определяющих единые для всего мира права и свободы; обязательства государства в отношении закрепления, обеспечения и охраны этих прав и свобод, и представления индивидам юридической возможности реализации и защите прав и свобод, признанных за ними.

Основной и главной задачей МГП признается разработка договоров, нормы которых четко устанавливают совокупность прав и обязанностей сторон военного конфликта, а также лимитирование методов и средств ведения вооруженных действий.

Некоторые юристы подразделяют международное на две отрасли: «право Гааги», которое регулирует методы и способы военных действий, и «право Женевы», которое содержит нормы в отношении защиты жертв военных действий. Под понятие «жертвы вооруженных конфликтов» подпадают раненые и больные в действующих армиях; раненые, больные и лица, которые потерпели кораблекрушение и входят в состав вооруженных сил на море; военнопленные; мирное население.

1864 вошел в историю как год, когда швейцарское правительство провело конференцию с целью разработки акта о помощи жертвам военных действий. Итог собрания вылился в подписание первой Конвенции о защите раненых и больных во время войны. Она стала первым источником МГП.

Источники международного гуманитарного права на сегодняшний день представлены в широком количестве, и все они направлены на регулирование отношений государств во время вооруженных действий. Выделяют три разновидности таковых. Первая - нормы, действие которых распространяется только в мирное время. Вторая - нормы, действующие исключительно в период военных действий. Третья разновидность - смешанные нормы, действующие и во время мира, и в период вооруженных конфликтов.

Нормы международного гуманитарного права в различный исторический период содержали различные предписания. устанавливали ограничение насилия, к которому относился запрет убийства безоружных, пленных, использование отравленного оружия. В Древней Греции норма предписывала, что начало военных действий должно происходить с объявлением о них. В случае захвата городов нельзя было убивать тех, кто укрывался в храмах, военнопленные должны были обмениваться и выкупаться.

Во время проведения мира в1899 году, Мартенсом Ф.Ф. было предложено применять положение, которое бы защищало мирное население и воюющих в тех ситуациях, когда действия государств не регулируются нормами МГП. Это положение устанавливает, что на мирное население и военнослужащих распространяется действие норм МП по причине того, что они являются результатом обычаев, установленных образованными народами, законов гуманности, а также запросов общественного сознания. Эта норма вошла в историю как «оговорка Мартенса».

Международное гуманитарное право, как и остальные отрасли свои принципы, главным из которых является гуманизация военных конфликтов. К прочим относятся следующие: охрана ценностей культуры; защита и соблюдение интересов государств, придерживающихся нейтралитета; ограничение сторон, участвующих в военных действиях, в средствах и методах для их ведения.

Обозначение конфликта между государствами влечет наступление юридических последствий, таких, как прекращение консульских и дипломатических сношений; применение специального режима в отношении граждан вражеского государства; прекращение действия соглашений, которые соблюдались в мирное время. Международное гуманитарное право начинает действовать именно в этот период.

Понятие

В свое время И. Кант писал: "Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние, status naturalis, последнее, наоборот, есть состояние войны... Следовательно, состояние мира должно быть установлено". Это было сделано во всеобщем масштабе Уставом ООН , который поставил войну вне закона, ограничил правомерное применение вооруженных сил необходимостью самообороны. В результате было положено начало новому этапу в развитии законов и обычаев войны. Правда, некоторые юристы стали утверждать, что поскольку война поставлена вне закона, то нельзя говорить о правах ее участников. Но большая часть ученых пришла к выводу, что право воюющих и нейтралитет продолжают существовать, хотя и с определенными изменениями.

В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана "Повестка дня для мира" говорится: "Сегодня, как и на протяжении всей истории , вооруженные конфликты продолжают внушать страх и ужас человечеству, требуя от нас принятия безотлагательных мер, чтобы предотвратить, сдержать и затушить их". Этим целям и служит международное гуманитарное право. Декларация Генеральной Ассамблеи в связи с 50-й годовщиной ООН 1995 г. в качестве одной из основных задач указывает на "необходимость содействовать уважению и имплементации международного гуманитарного права".

Приходится констатировать, что, несмотря на продвижение человечества по пути цивилизации, вооруженные конфликты отличаются растущей жестокостью. В отношении межгосударственных конфликтов это объясняется использованием достижений науки и техники. Что же касается конфликтов немеждународных, то особая их ожесточенность обычно связана с применением варварских способов ведения военных действий, игнорированием элементарных правил защиты жертв войны. Все это придает особое значение гуманитарному праву.

С принятием Устава ООН в праве войны произошли принципиальные изменения. Покончено с его главной в прошлом частью - с правом на войну. Принципы и нормы нацелены на ограничение бедствий войны. В результате право войны превратилось в гуманитарное право. В Консультативном заключении Международного суда ООН по делу о правомерности угрозы или применения ядерного оружия 1996 г. говорится, что комплекс "норм, который первоначально назывался "законы и обычаи войны"... в дальнейшем стал именоваться "международное гуманитарное право".

Дело, разумеется, не в изменении названия. Перестраивается система этого права под углом зрения защиты жертв войны, ограничения ее бедствий. Показательно, что даже средства правомерного воздействия на правонарушителя, т.е. контрмеры, ограничиваются гуманитарными нормами. В первую очередь был наложен запрет на репрессалии в отношении жертв войны. Ныне практика государств свидетельствует, что при применении контрмер и в мирное время гуманные соображения принимаются во внимание.

Напомню, что в соответствии с закрепленным упомянутой Декларацией принципом самоопределения ни одно из его положений не может толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительства , представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории.

На основе этого положения юристы приходят к выводу: "Таким образом, выходит, что войны за отделение от такого рода государств не относятся к международным вооруженным конфликтам, осуществляемым в порядке самоопределения".

Характерная черта современного гуманитарного права состоит в том, что оно распространяет свое действие и на вооруженные конфликты немеждународного характера. Этим конфликтам посвящен второй Дополнительный протокол 1977 г. После утверждения в международном праве отрасли "международное право прав человека " гуманитарное право не могло игнорировать задачу защиты прав человека и в конфликтах немеждународного характера.

Вооруженный конфликт может одновременно иметь как международный, так и немеждународный характер.

В решении Международного суда по делу "Никарагуа против США " говорилось, что с точки зрения международного гуманитарного права многосторонний конфликт может быть международным или немеждународным в зависимости от его участников. Конфликт между контрас и правительством Никарагуа носит немеждународный характер, а конфликт между Никарагуа и США, осуществившими вооруженное вмешательство во внутренний конфликт, - международный характер.

Второй Дополнительный протокол 1977 г. указывает следующие характерные черты конфликта немеждународного характера: его пределы ограничены территорией государства; участниками являются вооруженные силы государства и антиправительственные вооруженные силы либо иные организованные вооруженные группы. Последние должны находиться под командованием, несущим ответственность за их действия; антиправительственные силы должны осуществлять такой контроль над частью территории, который позволяет им проводить непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол (ст. 1.1).

Не относятся к конфликтам немеждународного характера и не подпадают под действие второго Дополнительного протокола беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера. Также протокол исключает из сферы своего действия большинство современных внутренних конфликтов с применением оружия и предъявляет довольно высокие требования к антиправительственным силам для признания их участниками немеждународного вооруженного конфликта.

В тех случаях, когда наличие немеждународного вооруженного конфликта не установлено, применяются общепринятые принципы и нормы о правах человека. Генеральная Ассамблея ООН не раз указывала на необходимость уважения прав человека в любом вооруженном конфликте.

Любой вооруженный конфликт, не выходящий за пределы государства, считается его внутренним делом. Государство вправе устанавливать нормы, регулирующие его отношения с восставшими гражданами , включая нормы, устанавливающие преступность восстания. Это положение признано как в научной литературе, так и в международной практике.

Распространение действия гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера имеет серьезное значение. Вспомним, что большинство вооруженных конфликтов последнего времени возникало внутри государств. Только в пределах бывшего СССР: Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Чечня. Миротворческие силы ООН применялись в конфликтах в Анголе, Эфиопии, на Кипре, в Кампучии и др. Возникший как внутренний, конфликт в Югославии превратился в международный с образованием новых независимых государств.

Действие гуманитарного права распространяется на ведение военных действий, где бы они ни происходили. Вместе с тем существуют и территориальные аспекты сферы его действия. С этой точки зрения различают:

а) театр войны - все виды территории (сухопутная, воздушная, водная) воюющих, на которой они вправе вести военные действия;

б) театр военных действий - сухопутные, воздушные и водные пространства, на которых военные действия фактически ведутся.

В последние годы появилось понятие "зона военных действий".

Так, в 1982 г. Великобритания объявила исключительной зону вокруг Фолклендских островов шириной около 200 морских миль. В пределах этой зоны любое судно должно было рассматриваться как вражеское и могло подвергнуться атаке британских вооруженных сил. К установлению исключительных зон на море прибегал и Иран во время войны с Ираком. Во всех этих случаях установление режима зон противоречило гуманитарному праву и не было признано другими государствами.

Зоны военных действий могут устанавливаться как зоны правомерного контроля со стороны воюющей стороны, а не как зоны произвола.

Международное право преследует цель предельного ограничения театра военных действий. Ни театром войны, ни театром военных действий не могут быть территория нейтральных государств, нейтрализованные территории (например, архипелаг Шпицберген), Антарктика , космическое пространство, включая Луну и иные небесные тела.

Установлены ограничения и на территории воюющих стран. Не могут быть театром военных действий, например, создаваемые воюющими сторонами санитарные зоны и местности, центры сосредоточения культурных ценностей и др.

Действие во времени

Правовые последствия начала вооруженного конфликта . Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Однако объявление войны не делает незаконную войну законной. Как известно, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. определение агрессии квалифицирует определенные действия как акты агрессии "независимо от объявления войны" (ст. 3).

Объявление войны вносит существенные изменения в правоотношения участников конфликта. Эти изменения наступают даже в том случае, если военные действия не ведутся.

Так, в последние годы Второй мировой войны ряд латиноамериканских стран объявили войну Германии, но участия в военных действиях не принимали. Тем не менее их правовое положение в принципе было таким же, как и положение государств, участвовавших в военных действиях.

В наше время вооруженные конфликты происходят без официального признания состояния войны. Из числа последних можно указать на англо-аргентинский вооруженный конфликт 1982 г. по поводу Фолклендских островов и агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г.

Объявление войны относится к прерогативам высших органов государственной власти . Согласно Конституции США объявление войны отнесено к компетенции Конгресса. Однако исполнительная власть не раз нарушала это положение, ведя военные действия без объявления войны, что было, в частности, констатировано и Международным судом в решении по делу "Никарагуа против США".

Конституция РФ отнесла решение вопросов войны и мира к компетенции Федерального Собрания (п. "е" ст. 106). Общая норма уточнена Законом РФ "Об обороне" 1996 г. (далее - Закон об обороне), согласно которому Президент РФ "в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации... отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий" (п. 4 ст. 4).

Из этого следует, что приказ о ведении военных действий может быть отдан только, во-первых, в случае АГРЕССИИ, т.е. в случае нападения другого государства, и, во-вторых, в случае ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА, направленного против Российской Федерации. Есть основания полагать, что второй случай охватывает и конфликты немеждународного характера. Сказанное подтверждается и п. 2 ст. 10 Закона об обороне, согласно которому Вооруженные Силы РФ "предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, ДЛЯ ВООРУЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Правовые последствия объявления войны сводятся в основном к следующему:

  1. прекращаются мирные отношения, прерываются дипломатические и консульские отношения; дипломатический и консульский персонал отзывается;
  2. политические, экономические и иные договоры , рассчитанные на мирные отношения, прекращаются или приостанавливаются. Многосторонние соглашения общего характера приостанавливают действие на период войны; начинается применение договоров, специально заключенных на случай войны. Особенность таких договоров в том, что они не могут быть денонсированы во время вооруженного конфликта;
  3. устанавливается особый режим для граждан противника. Они могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства (ст. 35 IV Женевской конвенции). К ним может быть применен специальный режим вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном месте (ст. ст. 41 и 42 IV Женевской конвенции);
  4. имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств . Имущество неприятельских граждан сохраняет свой статус.

В случае вооруженного конфликта, который участники не признают войной, дело усложняется. В таких случаях могут сохраняться дипломатические и консульские отношения, а также договоры. Тем не менее вооруженный конфликт не может не оказывать влияния на всю систему связей вовлеченных в него государств, включая связи с участием физических и юридических лиц (торговля, транспорт, финансы , страхование и др.).

Эти проблемы пока не урегулированы правом .

При их решении довольно часто ссылаются на решение британского Суда Королевской скамьи 1937 г. по делу Кавасаки. Британская судоходная компания отдала японской фирме в аренду судно при условии, что в случае возникновения войны с участием Японии контракт расторгается. После вторжения Японии в Маньчжурию британская компания заявила о расторжении контракта. Японская сторона обжаловала это действие в британском суде, ссылаясь на то, что Япония не находится в состоянии войны с Китаем. Суд решил, что реальные действия зачастую свидетельствуют более верно, чем слова, и потому суд свободен на основе фактов установить, что война началась.

Что же касается гуманитарного права, то Женевские конвенции 1949 г. решили вопрос достаточно четко. Его нормы должны применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта даже в том случае, если состояние войны участниками не признается (общая для всех Женевских конвенций ст. 2).

Вооруженный конфликт означает военные действия значительного масштаба. Вооруженные акции иностранных спецслужб не могут рассматриваться как вооруженный конфликт, а их участники претендовать на статус комбатантов и соответственно военнопленных. С другой стороны, в случае любого уровня пограничного конфликта между вооруженными силами государств их участники обладают всеми правами комбатантов.

Подчеркнем, что на обязательность применения гуманитарного права не влияет то обстоятельство, что одна сторона ведет агрессивную войну, а другая осуществляет право на самооборону. Это обстоятельство не освобождает ни одну из сторон от необходимости соблюдения правовых норм . Цель войны не оправдывает средства. Даже вооруженные силы ООН обязаны соблюдать нормы гуманитарного права.

После этого появился термин "экоцид" по аналогии с геноцидом. Под этим понимаются преступные действия, наносящие большой ущерб природе.

Средства ведения военных действий

Ранее рассматривались неправомерные методы использования любого оружия . Остановимся теперь на видах оружия, которые запрещено использовать. Проблема приобретает все большее значение по мере появления все новых и все более разрушительных видов оружия. Общие принципы гуманитарного права распространяют свое действие и на новые виды оружия. Однако общее регулирование не в состоянии заменить конкретное. Едва ли можно сомневаться, что применение ядерного оружия не соответствует принципам гуманитарного права . Тем не менее нормы, запрещающей такое применение, не существует.

Особо отметим значение надежного контроля за сокращением и ликвидацией определенных средств войны . Без такого контроля само по себе запрещение того или иного оружия не может быть достаточно эффективным. Одно из необходимых условий эффективности гуманитарного права - учет военно-политической реальности.

Отравленное оружие. Отрицательное отношение к использованию яда в военных целях было присуще даже древности. Древнеиндийские законы Ману и римское право квалифицировали применение яда как противоправное (armis non veneno - оружие, а не яд). Стало нарицательным выражение "отравители колодцев". Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. закрепила обычную норму, запрещающую применение яда и отравленного оружия.

Химическое и бактериологическое оружие. Первое широкомасштабное применение химического оружия произошло в годы Первой мировой войны. В 1915 г. германские войска предприняли газовую атаку против французских войск на реке Ипр (отсюда название газа иприт). В дальнейшем газы применялись обеими сторонами неоднократно, что привело к большому количеству жертв. Применение газов противоречило существовавшим нормам, прежде всего норме, запрещавшей использование ядовитых веществ. Специальная норма установлена Женевским протоколом 1925 г. о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств.

В целом Протокол оказался достаточно эффективным. Тем не менее отдельные случаи применения отравляющих газов известны: Италия - во время вторжения в Эфиопию (1935 - 1936 гг.), Японии - в Маньчжурии и Китае (начиная с 1937 г.), Ирак - в войне против Ирана (1980 - 1988 гг.). Последняя акция была осуждена Советом Безопасности ООН в 1986 г. Эффективность Протокола объясняется в значительной мере опасностью ответных действий, репрессалий. Известно, что Гитлер рассматривал возможность применения газа на восточном фронте, но был предупрежден о возмездии и не решился на это.

Бактериологическое оружие было применено Японией в ходе войны против Китая. Военные трибуналы в Токио и Хабаровске квалифицировали эти действия как военные преступления .

Важным шагом в обеспечении неприменения химического и бактериологического оружия явилась Конвенция ООН 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (вступила в силу в начале 1997 г.). Конвенция запретила производство таких средств в военных целях и средств их доставки. Также ограничивается передача соответствующих средств другим государствам . Предусмотрено оказание помощи в случае признания Советом Безопасности того, что государство стало объектом биологической или бактериологической атаки.

Эта Конвенция заслуживает однозначно положительной оценки. Вместе с тем нельзя не учитывать трудности, связанные с ее реализацией. Уничтожение запасов такого оружия потребует больших затрат. В России для ликвидации бездумно созданного огромного запаса химического оружия строятся специальные заводы, которые будут обеспечены работой на многие годы. Серьезную опасность процесс уничтожения может создать для окружающей среды.

В 1993 г. Конференция по разоружению приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция о химоружии). Конвенция свидетельствует о том, сколь большое значение придается ликвидации самой возможности применения любого химического оружия.

Конвенция о химоружии запретила не только применение химического оружия, но и подготовку такого применения. Запрещены даже отравляющие вещества временного действия, подобные слезоточивым газам. Конвенция едва ли вступит в силу в ближайшее время. Для этого необходимо, чтобы 65 государств сдали депозитарию акты о ратификации. Тем не менее она достаточно четко определяет развитие гуманитарного права в рассматриваемой области, а возможно, и в аналогичных сферах.

Ядерное оружие. Запрещение применения ядерного оружия - одна из важнейших проблем гуманитарного права, да и мировой политики в целом. Как известно, ядерное оружие было применено единственный раз. США использовали его в войне против Японии. Многие ставят под сомнение оправданность решения администрации США. Возможность применения ядерного оружия возникала и в последующие годы, например во время конфликта в Персидском заливе (1990 - 1991 гг.) в случае применения Ираком химического или бактериологического оружия, которое иногда называют ядерным оружием бедных. Такая возможность оказалась в данном случае серьезным сдерживающим средством.

В годы холодной войны ядерные арсеналы сыграли роль первостепенного сдерживающего средства и в этом смысле были фактором мира и безопасности, правда, в условиях постоянной угрозы ядерной катастрофы.

Международный комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями 1949 г. Состоит он из швейцарских граждан . МККК осуществляет признание новых национальных обществ, выполняет функции, возложенные на него Женевскими конвенциями 1949 г., включая наблюдение за соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов , содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

Свои выводы о соблюдении Женевских конвенций 1949 г. МККК конфиденциально сообщает соответствующему государству. В исключительных случаях он выступает с публичными заявлениями, как это имело место в связи с предполагавшимся применением Ираком отравляющих средств. Эмблемой Движения является красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов государственного флага Швейцарии). Мусульманские страны используют знак красного полумесяца.

Защита раненых и больных

Нормы о защите раненых и больных в войне на суше содержатся в I Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. Согласно Конвенции установленный ею режим распространяется:

  1. на личный состав вооруженных сил;
  2. личный состав ополчения и добровольческих отрядов, а также организованных движений сопротивления, если во главе их стоит лицо, ответственное за своих подчиненных, если их участники имеют ясно видимый отличительный знак, открыто носят оружие , соблюдают нормы международного гуманитарного права .

Дополнительный протокол распространил этот режим на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой гуманитарного права , воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечивать защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан .

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных, принимается во внимание состояние их здоровья.

Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение

Режим таких лиц определен II Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных лиц и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. и первым Дополнительным протоколом 1977 г. В целом применяются те же нормы, что и в случае войны на суше, однако есть и специфика. Особое значение имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями. При осуществлении таких операций корабли не обретают защиты.

Особую сложность спасательные операции, как уже отмечалось, представляют для подводных лодок. Во время вооруженного конфликта вокруг Фолклендских островов в 1982 г. британская подлодка торпедировала аргентинский корабль, но не была в состоянии спасти его команду. При всех условиях подлодки не вправе предпринимать враждебные действия в отношении спасающихся. Воюющие могут просит нейтральное судно принять на борт раненых и потерпевших кораблекрушение. Такие суда не подлежат захвату.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с национальным краснокрестный флаг. Название и описание судна сообщаются противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению, что же касается способных к передвижению раненых и больных, то они могут быть взяты в качестве пленных военным кораблем противника. В годы Второй мировой войны 4 тыс. легкораненых были взяты в плен кораблями антигитлеровской коалиции с германских госпитальных судов "Тюбинген" и "Градиск". Госпитальное судно может быть подвергнуто досмотру и даже поставлено под временный контроль противником.

Военнопленные

Основные нормы о режиме военного плена содержатся в III Женевской конвенции 1949 г., а также в первом Дополнительном протоколе 1977 г. (ст. ст. 43 - 47).

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемых комбатантами. Круг их был сравнительно узок. Вспомним, что в средние века лишь рыцарь был вправе применять оружие , иные могли рассчитывать только на роль оруженосца. Не только применение оружия, но и обладание им простыми смертными жестоко каралось. Причины подобного положения не требуют пояснений. Постепенно армия становилась все более массовой, росло число вспомогательного персонала. В войну втягивалось все большее число лиц гражданского населения, восставшего населения, ополченцев, движения сопротивления, партизан. Гуманитарное право постепенно легализовало эти силы, одновременно ограничивая их определенными условиями.

В отличие от прошлого круг лиц, которым предоставляется статус военнопленных, определен довольно широко. К ним отнесены лица из состава регулярных вооруженных сил, члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав таких сил, а также полицейских сил, движения сопротивления, гражданских вспомогательных сил, приданных войскам, включая прокуроров , судей, журналистов, священников.

Одна из наиболее сложных проблем в этой области - отделение законных участников военных действий от незаконных. Дополнительный протокол 1977 г. снизил требования к отрядам сопротивления. Они должны открыто носить оружие только во время военных действий и на виду у неприятеля. По общему правилу они должны иметь знаки отличия. В ходе обсуждения этих положений ряд государств высказали мнение, что отряды сопротивления открывают путь вооруженному бандитизму и террористам, прикрывающимся маской движения сопротивления. В определенной мере этому препятствует требование соблюдать нормы гуманитарного права. И все же проблема остается.

Таким образом, развитие гуманитарного права шло по линии расширения круга законных участников военных действий, которых оно берет под защиту. В результате в значительной мере изменилось содержание понятия комбатанта, т.е. лица, обладающего правом непосредственно принимать участие в военных действиях. Ранее к этой категории принадлежал лишь боевой состав регулярной армии.

Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Но если оно было захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена. Шпионаж в данном случае означает сбор на территории противника информации военного значения лицом из состава вооруженных сил страны, находящейся в конфликте, осуществляемый тайно или обманными методами. От шпионов следует отличать военных разведчиков, которые собирают информацию в форменной одежде своих вооруженных сил. В случае захвата противником они пользуются правами военнопленных.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник - это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте , фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, находящейся в конфликте, и проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Сказанное дает возможность отличать от наемников лиц, участвующих в конфликте не по материальным, а по иным соображениям (политическое сочувствие, общность идеологии, религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением , затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать.

Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, осуждающие государства, допускающие вербовку, финансирование, обучение, транзит и использование наемников в целях свержения правительств других государств. Правительства призываются к принятию соответствующих мер, включая законодательные. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разумеется, не исключает уголовной ответственности последних за преступления против военнопленных. Военнопленный не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключительно военной необходимостью. С военнопленными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением.

Запрещены медицинские эксперименты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населения и запугивания. Особо отмечу, что в отношении пленных репрессии также запрещены. Несмотря на крайне жестокое обращение Германии с советскими пленными в годы Великой Отечественной войны, Советское правительство не применяло репрессалий в отношении немецких пленных.

Пленные должны как можно скорее эвакуироваться из зоны сражения. Пленный обязан сообщить только фамилию, имя, звание, дату рождения и военный номер. Ответы на иные вопросы могут быть даны добровольно.

Лагеря пленных не должны располагаться так, чтобы предотвращать обстрел военных объектов. Они располагаются в достаточно безопасном месте на суше. Нарушением этого правила явилось размещение большого числа аргентинских пленных на борту военных транспортных кораблей Великобритании во время конфликта в 1982 г.

Лагеря должны находиться под управлением офицеров действительной службы. Пленные имеют своего представителя, наблюдающего за условиями их жизни и поддерживающего связь с администрацией лагеря. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием.

Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответствующим образом. Исключается работа военного характера. Следует, однако, учитывать, что в условиях военной экономики почти все виды работ имеют значение для войны. Участие в опасных для здоровья работах может иметь место только на добровольных началах.

Разрешается переписка с внешним миром. Пленные сохраняют правосубъектность и могут передавать юридические документы через пленившее их государство или через такие учреждения, как Комитет Красного Креста. Разрешается получение посылок помощи, поступающих от Красного Креста.

Предусмотрена возможность назначения державы-покровительницы из числа нейтральных государств для наблюдения за уважением прав пленных. Однако такие случаи редки. Соответствующие функции могут осуществляться МККК. Во время конфликта в Персидском заливе 1990 - 1991 гг. Президент Комитета Красного Креста заявил протест против отказа Ирака допустить его представителей в лагеря пленных из состава войск коалиции.

После прекращения военных действий пленные подлежат скорейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда .

Интернирование

Согласно III Женевской конвенции 1949 г. лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая организованное движение сопротивления, действующих на оккупированной территории, имеют право на статус военнопленных. Правомерность партизанской войны была признана еще IV Гаагской конвенцией 1907 г. Для признания комбатантами партизаны должны удовлетворять ряду требований. Партизан должен принадлежать к организованному отряду во главе с лицом, ответственным за своих подчиненных перед своим правительством , лицом, обеспечивающим дисциплину и соблюдение прав международного гуманитарного права (см. ст. 43 первого Дополнительного протокола 1977 г.). Партизаны должны открыто носить оружие перед началом и во время сражения.

Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с вооруженными силами, например боевые группы, действующие в городах, находится в ином положении. Участники таких групп могут привлекаться к уголовной ответственности . К смертной казни они могут быть приговорены лишь за шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом государства , которому принадлежит оккупированная территория. Запрещены коллективные наказания и взятие заложников.

Нейтралитет

Понятие нейтралитета

Нейтралитет - один из древнейших институтов права войны . Однако в современном международном праве он обрел немало новых черт. Как институт международного гуманитарного права он рассматривается прежде всего в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий, связанных с вооруженным конфликтом .

После вступления в силу Устава ООН , поставившего применение силы вне закона и обязавшего государства сотрудничать в поддержании мира и безопасности, в литературе начали высказываться взгляды, отрицающие возможность нейтралитета. Необоснованность такого рода взглядов была подтверждена Международным судом . В Консультативном заключении о ядерном оружии Суд определил, что принцип нейтралитета обладает кардинальным значением, аналогичным тому, которое принадлежит иным гуманитарным принципам и нормам.

И в ирано-иракской войне, и при конфликте вокруг Фолклендских островов большинство государств оставались нейтральными. Даже в случае применения вооруженных сил против Ирака на основе полномочий Совета Безопасности участие в подавлении агрессии принимали лишь несколько государств. Правда, на другие государства резолюции Совета Безопасности возложили определенные обязательства по ограничению их отношений с агрессором. Такие случаи получили наименование "ограниченный нейтралитет".

Имеются случаи дружественного нейтралитета. Так, в первые годы Второй мировой войны США придерживались дружественного нейтралитета в отношении торговли с Великобританией и одновременно ограничивали торговлю с Германией, что не отвечало нормам о нейтралитете, требующим равного отношения к воюющим.

Известны случаи постоянного нейтралитета. Бельгия была постоянно нейтральным государством на основе договора до 1914 г. Нарушение Германией нейтралитета Бельгии послужило одним из официальных оснований вступления Великобритании в Первую мировую войну.

На основе внутреннего законодательства Швейцария, Австрия и Мальта являются постоянно нейтральными государствами, признанными в качестве таковых другими странами. О своем нейтралитете объявил Туркменистан.

В прошлом решающими были формальные моменты, нейтралитет начинался с наступлением юридического состояния войны. Ныне решающим является наличие вооруженного конфликта независимо от такого состояния. Правила нейтралитета подлежат применению, коль скоро международный конфликт достигает такого уровня, при котором приобретает значение позиция третьих государств. Нейтралитет в отношении конфликта немеждународного характера не имеет места, поскольку это внутреннее дело соответствующего государства и здесь действует принцип невмешательства.

Нейтралитет в сухопутной войне

Основная обязанность нейтрального государства состоит в воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними.

Это положение не раз нарушалось. Будучи нейтральным государством в годы Второй мировой войны , Швейцария реально оказывала финансовую помощь Германии. Награбленное последней золото переправлялось в швейцарские банки, что позволяло финансировать продолжение войны. Стоимость "нацистского золота" превышала 3 млрд. долл.

Статус нейтрального государства определен Гаагскими конвенциями 1907 г. в отношении войны на суше и на море. Соответствующие положения стали обычными нормами международного гуманитарного права . В отношении воздушной войны аналогичные нормы не были созданы. Она регулируется по аналогии с сухопутной и морской войной.

В случае пленения граждан нейтрального государства, участвовавших в военных действиях противника, они не могут рассчитывать на такой же режим, как у иных пленных.

При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства не рассматриваются как враждебный акт. Перешедшие границу в поисках убежища иностранные войска подлежат интернированию.

Нейтралитет и военные действия на море

В данном случае существует две основные проблемы:

  • права воюющих сторон в отношении морской торговли нейтрального государства ;
  • права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон, находящихся в пределах его юрисдикции.

Издавна признается право воюющих государств на досмотр нейтральных торговых судов в целях предотвращения провоза военной контрабанды. Принято различать:

  • абсолютную военную контрабанду, т.е. военные материалы;
  • условную контрабанду, т.е. материалы двойного назначения, пригодные для использования и в военных, и в мирных целях;
  • неконтрабанду.

Предметы первых двух категорий могут быть захвачены, если предназначены для противника. Третья категория захвату не подлежит. Почта не подлежит захвату. В случае если почта окажется в руках воюющего государства, она должна быть отправлена по адресу как можно скорее.

Перевозящее контрабанду нейтральное судно может быть захвачено в открытом море или в территориальных водах воюющих государств. Контрабандный груз подлежит конфискации на основе решения специального суда, который называется "призовой суд". Само нейтральное судно может быть конфисковано как приз, если контрабанда составляла более половины всего груза.

Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного пространства нейтрального государства . В случае входа самолета воюющего государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Даже подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потерпевшего аварию самолета подлежит интернированию.

Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную технику воюющим государствам, однако не обязано запрещать такие поставки частным фирмам.

Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера

Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них определенных гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. То обстоятельство, что положения ст. 3 являются общепризнанной обычной нормой, было подтверждено и Международным судом ООН в решении по делу "Никарагуа против США ".

Статья 3 содержит, как в ней и подчеркивается, минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание . В статье указано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.

Немеждународным конфликтам посвящен второй Дополнительный протокол 1977 г. Следует при этом учитывать, что в процессе его принятия ряд государств выразили обоснованное сомнение в существовании соответствующих обычных норм. Несмотря на многочисленные конфликты немеждународного характера, как их участники, так и иные государства практически не ссылаются на Протокол. В результате признание его положений в качестве обычных норм откладывается.

Статья 5 Устава Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии признала серьезные нарушения Женевских конвенций в качестве преступлений , также если они совершены в конфликтах немеждународного характера. Соответствующие положения содержит и Статут Международного уголовного суда (ст. 8).

Второй Дополнительный протокол подчеркивает необходимость уважения прав человека и в немеждународных вооруженных конфликтах .

Во внутренние конфликты вовлекается значительное число подростков. Второй Дополнительный протокол предусматривает запрещение привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах.

Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось. Если тем не менее такой подросток все же принимал участие и был задержан, ему предоставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование.

Принудительное перемещение населения может иметь место только по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники культуры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвергаются массовому разрушению.

Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, очевидно, следует руководствоваться соответствующими нормами, относящимися к международным конфликтам. Применение правительством Ирака в 1980 г. химического оружия против курдских селений вызвало широкий протест в мире.

Раненые и больные. Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощряется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может оказываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения началах.

Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное обращение, включая медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите. Медицинские учреждения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в заложников). Покровительство прекращается в случае использования медицинского учреждения или транспорта в военных целях. Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в международном конфликте.

Задержанные. В конфликте немеждународного характера употребление термина "военнопленный" неверно юридически и политически. Здесь речь идет о "задержанных", которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее за ними предусмотрены определенные права . Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное население.

Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская помощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена. В момент окончания задержания принимаются меры к обеспечению безопасности освобождаемых.

Мирное население. Мирное население подвергается особому риску во внутренних конфликтах. Согласно Дополнительному протоколу население не должно подвергаться нападению, запрещены действия, а также угрозы, преследующие цель запугать население. Недопустимы также нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан , включая запасы продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается недопустимость нападения на объекты, содержащие опасные силы, например плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.

Международное гуманитарное право и миротворческие силы ООН

В соответствии со ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности вправе применять вооруженные силы в целях пресечения агрессии. В качестве примера можно привести военные операции коалиционных сил против Ирака в 1990 - 1991 гг., осуществлявшиеся по мандату ООН. На такие акции распространяется действие норм международного гуманитарного права . В Положении о чрезвычайных силах ООН 1957 г. говорится: "Силы будут соблюдать принципы и дух общих международных конвенций, применяемых к поведению военного персонала".

От применения военной силы для подавления актов агрессии отличаются миротворческие операции. Под ними понимается установление присутствия ООН в месте конфликта с согласия всех сторон конфликта обычно с участием военного и (или) полицейского персонала.

Миротворческие силы не являются участниками вооруженного конфликта , и на этом основании некоторые юристы утверждают, что международное гуманитарное право к ним неприменимо. Тем не менее миротворческие силы вправе использовать силу в порядке самообороны или при попытках силой препятствовать осуществлению их задания. К такого рода конфликтам гуманитарное право применимо.

Прежде всего предоставляемые в распоряжение ООН национальные контингенты подчинены праву своего государства и не могут нарушать обязательные для своего государства международные нормы. В случае совершения военного преступления военнослужащий подлежит ответственности по внутреннему праву. Участие в операциях ООН не может освобождать от обязанности уважения гуманитарных норм. Если же миротворческие операции ограничиваются поддержанием порядка, то к ним применимо не международное гуманитарное право, а правила полицейских операций.

Другая сторона вопроса - защита персонала, участвующего в миротворческих операциях ООН. Учитывая характер осуществляемых им операций, ему должен быть предоставлен более высокий уровень защиты, чем военнослужащим воюющих, уровень, аналогичный тому, который распространяется на гуманитарные организации.

По этому вопросу имеется принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. Конвенция о безопасности персонала ООН. В соответствии с этой Конвенцией такой персонал в случае захвата подлежит немедленному освобождению. С находящимся в ожидании освобождения персоналом надлежит обращаться в соответствии с принципами и духом Женевских конвенций 1949 г. (ст. 8). Данная Конвенция перечисляет виды преступлений против персонала ООН и обязывает участвующие государства сделать их наказуемыми по своему праву (ст. 9). Статут Международного уголовного суда в числе относящихся к его юрисдикции военных преступлений указывает преступления против персонала, осуществляющего оказание гуманитарной помощи, или миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН (ст. 2).

Не может рассчитывать на иммунитет, действуя с разрешения государства, если государство при этом выходит за рамки своей компетенции по международному праву. Такая позиция была совершенно необходимым шагом в направлении обеспечения норм международного гуманитарного права. Тем не менее международная процедура носит дополнительный характер по отношению к национальной. Она предназначена для особых случаев. Основную массу военных преступления . В отношении таких преступлений установлена универсальная юрисдикция. Любое государство , во власти которого окажется обвиняемый, обязано организовать уголовное преследование либо выдать это лицо другому государству. При менее серьезных нарушениях государствам следует предпринимать меры как уголовного, так и дисциплинарного характера. Конвенции обязали участников принять соответствующие законы.

Однако закон сам по себе дела не решает. Необходимо воспитание соответствующего правосознания . Начинать надо со школы. Особенно важно воспитание военнослужащих . Чем выше воинское звание, тем значительнее должны быть знания международного гуманитарного права . Военачальник обязан сделать все от него зависящее для предупреждения нарушений норм гуманитарного права лицами, входящими в состав подчиненных ему вооруженных сил. Пренебрежение этой обязанностью само по себе рассматривается как наказуемое деяние.

Пока число случаев привлечения государствами своих военнослужащих к уголовной ответственности за нарушение международного гуманитарного права ничтожно мало.

В качестве примера можно указать на процесс американского лейтенанта У. Келли, который в 1971 г. был осужден военным трибуналом в соответствии с Единым законом о военной юстиции за массовые убийства мирных жителей вьетнамской деревни Сонгми.

Пленные могут быть судимы и за совершенные ранее военные преступления, а также отбывать срок наказания после завершения конфликта.

Законодательство России

В соответствии с принятыми на себя обязательствами в области международного гуманитарного права Россия должна принять необходимое для их реализации законодательство. Однако пока в этом направлении сделано мало.

Министерства внутренних дел Российской Федерации", которым отведена особая роль в конфликтах немеждународного характера.

В своем Постановлении от 31 июля 1995 г. Конституционный Суд РФ подтвердил, что ратифицированные конвенции по гуманитарному праву подлежат применению независимо от издания имплементирующих их актов. Вместе с тем Суд указал, что ненадлежащий учет положений второго Дополнительного протокола к Женевским конвенциям "во внутреннем законодательстве послужил одной из причин несоблюдения правил названного Дополнительного протокола...".

Значительное внимание уделено гуманитарному праву новым Уголовным кодексом РФ. Наиболее общее положение содержит ст. 356 УК РФ "Применение запрещенных средств и методов ведения войны ": "Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории , применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказывается...".

Практически эта статья охватывает все виды преступлений против гуманитарного права. Отдельные статьи посвящены ответственности за применение запрещенного международным правом оружия массового поражения, за геноцид, экоцид, наемничество.

Как известно, прошел ряд судебных процессов, в результате которых значительное число российских военнослужащих были осуждены за преступления, совершенные в ходе военных действий в Чечне.

Международные средства

В решении по делу "Никарагуа против США " Международный суд установил общепризнанность принципов международного гуманитарного права, их общеобязательность. Эти принципы защищают не интересы той или иной стороны в конфликте, а общечеловеческие ценности. Поэтому они возлагают обязанность содействовать их соблюдению на каждое государство. Первый Дополнительный протокол 1977 г. обязывает государства принимать меры как совместно, так и индивидуально, а также в сотрудничестве с ООН (ст. 89). В результате любое третье государство вправе принимать меры воздействия в отношении государства, серьезно нарушающего гуманитарное право.




Top