Предложение приготовленной пищи кришне на алтаре. Отвечает протоиерей Александр Абрамов. Молитва освящающая пищу

Освященная пища начинается с покупки продуктов. Для освящения никогда не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь.

Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать , которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для , прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о нем. Все ваши мысли передаются еде.
Итак, берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте. Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку. Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.
Затем вы подносите еду к алтарю, где должно быть хотя бы одно изображение Бога или идола. Ставите перед идолом или изображением, и говорите специальную мантру (колославу). Эта мантра читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.
Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут. И если вы готовите с любовью то тогда в течение этих 10-15 минут после того, как Бог попробует эту еду, она становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю. И после этого раздавать. Ложку, которую вы предлагаете – желательно чтобы была чистая.

Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше.
Если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным.
После освящения – это совместная трапеза. Это очень важный момент. Оказывается, для того, чтобы семья была сплоченной – дети, родители хотя бы раз в день должны кушать друг с дружкой. Это очень сближает. Это дает чувство общности. Так же, хотя бы раз в неделю нужно кого-то привести в дом и угостить, накормить.
Если вы с тарелки мужа что-то взяли, когда он уже покушал, вы получаете его позитивную карму. Но если муж с вашей тарелки взял – наоборот, он негативную карму получает. Дело в том, что должен доедать тот, у кого считается более низким сознанием за тем, у кого более высоким.
Также важно, чтобы во время еды, место, где мы находимся, оно было достаточно чистым – и с энергетической точки зрения, и с физической, т.е. чтобы оно было красивым. Очень важно, чтобы были цвета определенные, т.е. желательно, чтобы были такие теплые, нежные цвета.

Колославы перед употреблением пищи

Вариант 1
Силой родных Богов и трудом человеческим пища прибывает, тела и души Дажбожьих Внуков благословляет, стремлением святости освящая. На добро и счастье Детям Сварожьим, пищу имея, требу даем, Роду Великому славу творим! Слава Родным Богам!

Вариант 2
Слава Родным Богам, за пищу нашу насущную, коя нам на радость и детям нашим на жизнь достойную. Просим Богов Родных пищу освятить, и угостить Предков наших, чтобы воцарился мир и согласие между Родом Небесным и родом земным. Слава Родным Богам!

Вариант 3
Славим Богов Родных, за пищу ежедневную, Что даруют нам создавать труды вдохновенные,
Просим пищу сию освятить Светом Изначальным наполнить на добро и счастье нам
И Предков светлых угостить! Слава Родным Богам!

Вариант 4
О Прародитель, проявляющийся в образе Свентовита, Сварога, Перуна и Даждьбога, Макоши, Лады, Слава Тебе!
Благослови сию пищу, чтоб пошла она нам на пользу. Аум (Ом).

Вариант 5
Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во Славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Так бысть, тако еси, тако буди!

священник В. Шумов

Предисловие архимандрита

Наш современник, подвижник благочестия, отец (+ 1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949), М., 1996. – с. 43,45.]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… ()

В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились, и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.

Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.

В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?

Представьте, что у вас есть вещь, подаренная вам вашим другом, благодетелем, любимым вами братом, отцом, матерью, сестрой или женой. Как вы обращаетесь с этою вещью? Когда увидите её или когда станете употреблять её, вы непременно вспомните того, кто подарил её вам, и если тот человек жив, вы пожелаете ему заочно доброго здоровья, а если умер – Царства Небесного. Точно так и здесь. Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг, единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним так: «Ничего, Господи, нет у нас нашего, всё от Тебя. Ты, о нас промышляя, посылаешь всё нужное для нашей жизни. Благослови же употреблять дар Твоей благости во славу Твою и с пользою для нас». Так мы должны исповедовать свою зависимость от Бога; так должны свидетельствовать, что чувствуем Его милости к нам. А что же делают те, которые не хотят молиться пред столом и после стола? Они не хотят признать себя в зависимости от Бога; они себе, своим силам приписывают то, что имеют; они таким образом как бы отнимают у Бога то, что действительно исходит от Него, являются гордыми, неблагодарными. А гордость и неблагодарность, вы знаете, какие тяжкие грехи. И в этих-то грехах виновны те, которые не следуют обычаю молиться Богу пред вкушением пищи. Но действительно ли от Бога дается нам пища? Непременно так. Труд земледельца никогда бы не увенчался успехом, если бы Господь в одно время не послал на его ниву дождь, в другое – теплоту солнечную. Да он не мог бы и трудиться, если бы Господь не даровал ему сил к трудам. Больной разве способен к чему-нибудь? И мы с вами разве имели бы когда что-нибудь, если бы одному из нас Он не дал хороших способностей душевных, другому – крепких сил телесных, третьему – средств к образованию себя, четвёртому – благодетелей. Иной живёт в больнице или богадельне, ест чужой хлеб – но и это всё от Бога. Это Он посылает людям слабым, бедным благодетелей; это Он влагает в сердца людей богатых желание помочь бедным, позаботиться об участи их; ради Него – во Имя Его оказывается и самая помощь. Значит, всё от Бога, свой ли, чужой ли хлеб мы едим. Значит, каждый, кто бы он ни был, должен молиться пред вкушением пищи и по вкушении.

Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко – садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.

Молитва делает пищу не только полезною, но и приятною. При молитве и самое простое, неизысканное кушанье становится приятнее, сладостнее, чем роскошные яства богачей и сластолюбцев. Эту истину я поясню примером. Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали этого пустынника, и многие для пользы душевной посещали его. Однажды в одежде простого воина пришел к этому старцу римский император. При разговоре пришедший гость, увидал висящую на стене корзину с сухим хлебом. Ему захотелось вкусить этого хлеба. Старец очень этому обрадовался, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, сел со своим гостем за трапезу. По окончании стола старец принес свежей воды и подал гостю. После трапезы гость открылся, кто он, и потом сказал: «Вот я и родился царём, и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» – «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны – им недостает услаждающего благословения Господня». Поймите из рассказанного, что значит молитва перед вкушением пищи.

Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

Аминь!

Молитва перед вкушением пищи

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

На благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Издательство Московского Подворья

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Пальмовое масло – вездесущая отрава под видом еды Откуда оно берётся Пальмовое масло получают несколькими способами. Первый – из пальмовых семян, оно называется косточковым пальмовым либо ядропальмовым. Его широко используют в косметологии и как лекарственное средство. Второй - получают из мясистой части плодов масличной пальмы. Оно используется для производства стеарина, при мыловарении, как материал для смазывания металлургического и иного оборудования. Сегодня оно также массово применяется в пищевой промышленности. Имеет красновато-оранжевый цвет, приятный запах, вкус ореха. Не смотря на способность усиливать вкус кулинарного изделия, пальмовое масло приносит вред здоровью. По статистическим данным, в год производится приблизительно 35 миллионов тонн пальмового масла. Самые крупные производители находятся в Малайзии, Индонезии. Улучшает вкус – засоряет сосуды Пальмовое и кокосовое масла содержат очень много насыщенных жиров. Такие жиры из растительных источников очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Поэтому, продукты, в состав которых они входят, долго хранятся, не теряют вкусовые качества. Другими словами, это хороший консервант. Используя его, улучшается товарный вид продуктов, усиливаются вкусовые характеристики, увеличивается срок годности, уменьшается стоимость изделия. Но если для производителей это экономически выгодно, то для потребителей очень вредно. Диетологи объясняют, насыщенные жиры, содержащиеся в пальмовом масле вредны для здоровья человека. Пищеварительная система людей не приспособлена к такой пище. Употребление насыщенных жиров приводит к нарушению липидного обмена, повышению уровня холестерина, вследствие чего поражаются сосуды, происходят атеросклеротические процессы. Организм быстрее изнашивается и стареет. Раньше, считалось, что растительный маргарин полезнее сливочного масла. Но поскольку производители начали массово заменять оливковое, подсолнечное, кукурузное масла на пальмовое и кокосовое – маргарин стал опасным для здоровья. Пальмовое масло вредное для здоровья Во многих странах отказались от ввоза этого продукта и ограничили использование его в пищевой промышленности, так как его употребление наносит серьёзный ущерб здоровью граждан. Насыщенные жирные кислоты плохо растворяются в пищеварительной системе человека. Они, подобно пластилину, имеют способность откладываются на стенках сосудов, образуя атеросклеротические отложения, тромбы. Это провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, ожирения, болезни Альцгеймера. Кроме того, пальмовое масло – очень сильный канцероген. Поэтому, оно способно вызывать онкологические процессы. Вред пальмового масла также в способности вызывать некую зависимость. Оно усиливает вкус продукта, как бы, заставляет хотеть его ещё и ещё. Со временем лучше отказаться от полюбившихся блюд, как например, чипсов, гамбургеров, некоторых видов мороженого, сладостей, соусов, полуфабрикатов бывает очень сложно. Будьте внимательны к тому, что кушаете! Не ешьте продукты, которые наносят вред Вашему здоровью!

Зачем освящать пищу?

Каждый стремится к счастью и радости, а это можно достигнуть лишь контактируя с радостью и счастьем, что и наши предки не раз подчеркивали в народной мудрости прошлых веков сохранившейся в пословицах:

"С кем поведешься - от того и наберешься"
" Скажи мне кто твой друг - и я скажу кто ты "

И самый простой и эффективный способ получить общение с самой счастливой и радостной личностью, с Богом, - это с любовью готовить для Него пищу и с еще большей любовью Ему предлагать готовые блюда.

Более того, такая освященная пища, несет энергию Самого Бога, которая очищает от грехов человеческих, также как и лучи солнца уничтожают тьму и мрак.

Освятить - значит бескорыстно предложить Богу , или Кришне, что одно и тоже. А предлагать пищу Кришне очень просто, главное здесь — Ваше желание сделать приятное Богу от чистого сердца.

Итак, для этого желательно иметь тарелку и прочие столовые принадлежности, предназначенные исключительно для Кришны. В идеале этот столовый прибор должен быть новым и никто другой никогда не должен им пользоваться.

Когда еда готова, можно положить на эту особую тарелку понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения — просто сказать: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту пищу».

Еще лучше, если тарелочка с предлагаемой пищей, будет стоять возле изображения Кришны. Например таких:

или

Помните , что истинная цель всего этого — выразить нашу преданность и благодарность Господу, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для Кришны всю вашу любовь к Нему, и тогда Он примет ваше подношение. Если же у Вас есть колокольчик и им вы можете пользоваться, то это очень хорошая и полезная вещь во время предложения пищи Богу.

Неужели Ему нужна наша пища?

Бог самодостаточен. Ему ничего не нужно, так что это подношение — это один из способов выражения нашей любви к Нему и благодарности. Это точно также, как если Ваш ребенок (а мы - все дети Господа) принесет из лесу какую-то корячку и от чистого сердца с удивительной и задорной улыбкой, приподнеся ее Вам, скажет:

" Это Тебе, мой подарок. Видишь, какая она красивая"

Предложив Кришне еду, нужно в течение нескольких минут повторять мантру Харе Кришна:

Харе Кришна,Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
РамаРама, Харе Харе.

Затем прасад, что буквально означает «милость Господа», можно подавать на стол. Вся приготовленная пища считается теперь предложенной Кришне, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, особенно почитается и называется «маха-прасад». «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный, маха-прасад - великая милость. И поэтому каждый должен, кроме всего остального, получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

Попытайтесь оценить духовные качества прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Но прежде всего наслаждайтесь им!


Успехов!! и Удачи!!! Вам в построении самых сладких отношений с Господом.

Освященная еда – прасад

Приготовление, освящение, раздача, вкушение

1. Философия и метафизика прасада

Прасад, прасадам - происходит от санскритского prasāda - «божественная благодать, милость», «божественный дар» - это пища или любой другой объект, предложенный на алтаре ритуально, как подношение божеству и раздаваемый после этого как символ нисхождения божественной благодати (ануграхи, шактипатхи) на тех, кто приобщается к этой мистерии.

Прасад - это пища, приготовленная с любовью к Богу, божествам и святым традиции и Прибежища (сампрадайи) из саттвичных продуктов и освященная на алтаре.

Прасад - это то, что сначала предложено Богу в форме Тримурти, Брахману, ишта-дэвате а затем возвращается нам в виде благословения (ануграхи, шактипатхи).

В духовном смысле пища различается на приготовленную для себя (бхога) и приготовленную для Бога и святых (прасад).

Важны ведь не только продукты но и разные виды мотиваций и санкальп (намерений), с которыми она готовится.

Духовные люди (садху) многих традиций, всегда употребляют в пищу прасад, стараясь не есть неосвященную пищу, тем самым очищая свой ум и защищая себя от влияния материального омрачения и иллюзии сансары.

Обычно считается, что освященная пища - это пища, которую ритуально освятили где-то на алтаре, но алтарь часто воспринимается как нечто материальное, состоящее из дерева или камня.

Но истинный алтарь для садху пребывает внутри - это алтарь нашего ума, который состоит из желаний, мотивов и намерений и настоящее освящение пищи происходит на алтаре ума, в сознании.

Садху если позволяют условия, следует есть только прасад.

Если таких условий нет то садху пытается создать их.

В идеале, садху ест пищу, которая:

  • приготовлена другими садху, брахмачари, санньяси, карма-санньяси, или прнинявшими обеты Дхармы мирянами-грихастхами,
  • предложена Богу верными дхарме, гуру, и ишта-девате садху,
  • раздавалась руками садху.

За исключением случаев, когда это необходимо для поддержания гармонии в обществе, миссии проповеди и служения, следует избегать есть пищу, приготовленную не садху, теми кто не следует дхарме, поскольку любая пища содержит в себе вибрации влияющие на ум и это влияние должно быть духовным.

Отношение к прасаду как к обычной пище, является формой неведения и неуважением, непониманием мистерии преображения прасада в процессе его подношения.

Прасад преображается из обычной еды в прасад через таинство, мистерию, теургию его подношения и приготовления.

Прасад - это подношение божествам делаемое силой мысли и ритуала.

Бог, святые всегда самодостаточны, пребывают в блаженстве и вечно удовлетворены.

Им ничего не нужно, они не питаются человеческой пищей, зачем же мы тогда делаем им подношения?

Наше подношение Богу, божествам, святым - это способ установления духовной мистической связи с ними, выражения нашей любви к ним, преданности, веры, и благодарности.

Это наш призыв к ним о благословениях.

Мистерия приготовления и преображения прасада

Следует всегда готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим пиететом, настроем, благоговением, уважением.

Если человек готовит еду в вере и преданности, в настроении божественного присутствия, брахма-бхаве, в глубоком единстве с Богом, или с искренним желанием сделать подношение, доставить Богу, ишта-дэвате удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога, ишта-дэваты с любовью, как благословение, то такая еда становится прасадом даже без ритуала.

Настрой веры, чистоты и поклонения открывает «дева-вахини» - духовный канал ануграхи, нисхождения благословений божеств и она освящается.

Ее освящение на материальном алтаре уже является как бы формальностью, хотя ритуал тоже важен так как состояние ума - вещь непостоянная, а едим мы ежедневно.

Богу и святым Прибежища нельзя предлагать ничего нечистого, поэтому старайтесь содержать кухню в чистоте.

2. Общие правила приготовления прасада

Для приготовления прасада нельзя использовать: мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы и другие тяжелые продукты.

Несвежая и испорченная, забродившая пища так же не подойдет.

Во время приготовления прасада должна соблюдаться внешняя и внутренняя чистота которая включает:

Чистый ум,

Чистая речь,

Чистые руки,

Чистая посуда,

Чистое место.

1. Прежде чем начать готовить, следует ополоснуть рот и вымыть руки.

2. Во время приготовления пищу никогда не пробуют, на нее не следует пристально смотреть, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие своим подношением Богу, святым Древа Прибежища.

Готовя пищу, традиционно, мы не пробуем ее, потому что приготовление - это часть ритуала почитания, и мы вы готовим пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу в форме Тримурти, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею, поскольку он первый и главный вкущающий и первый наслаждающийся.

3. Не следует готовить прасад в удрученном, смущенном, разгневанном, обиженном или напуганном состоянии, т. е. в в раджасе или тамасе, в любом кроме умиротворенного (саттвы).

Пища впитывает вибрации нашего ума.

4. Женщины во время «особых дней» не должны готовить прасад.

5. Желательно не пустословить во время приготовления прасада.

3. Ритуальные предметы, необходимые для освящения прасада

1. Сам алтарь

2. Новый поднос для предлагаемой пищи

3. Новая посуда (тарелка глубокая, мелкая, чашка, ложечка)

4. Специальные отдельные чистые куски ткани для мытья этой посуды.

6. Колокольчик.

7. Столик для размещения подноса у алтаря(поднос ставим не на алтарь а на специальный столик рядом)

8. Подстилка для подноса и подстилка для сидения.

9. Тексты с молитвами.

4. Предложение приготовленной пищи Богу и божествам на алтаре

Нужно помнить, что истинная цель всего этого ритуала прасада - выразить нашу преданность и благодарность Абсолюту, Богу в форме Тримурти и ишта-дэваты, святых, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для всю вашу преданность и любовь к Нему, и ваше подношение будет принято.

Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Богу в форме Тримурти-Брахмы, Вишну Шивы, в форме Даттатреи, в форме Древа прибежища, или в форме трех шакти-Сарасвати, Лакшми, Парвати.

1. Для освящения пищи должен быть специальный новый чистый поднос и посуда-тарелки, чашки и т. д. , которые никем больше не используются и не используются более ни для чего другого. Хранятся такой поднос и посуда отдельно, в чистом месте, не смешиваясь с другими предметами. Моются, после еды, протираются они также специальными отдельными средствами предназначенными только для них.

2. Когда еда готова, ее раскладывают на этом специальном подносе, по возможности красиво сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами.

Можно положить в эту особую посуду понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - это просто сказать: «Дорогой Господь, Даттатрея, святые пожалуйста, примите эту пищу».

3. На подносе должен быть стакан чистой свежей воды.

Разные блюда кладем в разную посуду.

Жидкие блюда следует наливать в глубокую посуду, твердые - раскладываются в мелкую, хлеб можно класть прямо на поднос.

4. Соль, специи, приправы кладутся отдельно.

5. Этот специальный поднос с посудой ставится на алтарь.

6. После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик для прасада, надо сесть на коврик и, звеня в колокольчик, произнести трижды следующие мантры:

Гурур Брахма гурур вишну гурур дева махешвара…

Шлоки из Авадхута гиты

Даттатрея стотра

Даттарея гаятри

Предложив, нужно в течение нескольких минут повторять: ОМ Драм… или гуру-мантру.

Затем выждав 15 минут прасад можно подавать на стол, т. е. раздавать.

который можно использовать в дороге.

(полный вариант)

Зажечь свечу или лампу. Прочитать на выбор:
- Гуру мантру
- Мантру Гурур Брахма…
- Шлоки из «Авадхута гиты»
- Даттатрейя стотру
- Мантру Даттарейя-гаятри
После этого в течение нескольких минут повторять мантру: «ОМ ДРАМ ДАТТАТРЕЙЯЯ НАМАХА» или Гуру-мантру.
Оставить прасад на 15 минут на алтаре, после этого можно снять и раздавать.

(краткий вариант)

Раздача прасада

Раздача прасада бывает обычная и массовая - во время праздников и фестивалей садху.

Раздавать прасад особенно если раздача - массовая, как на бандаре, должны садху, знакомые с правилами ведического этикета. Они должны быть саттвичны, чисты, умиротворены и удовлетворены.

Желательно, чтобы раздающие прасад приняли прасад до начала его раздачи другим садху и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

Каждое блюдо следует класть в небольшом количестве, в небольшие чашечки, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:

  • вода или напиток,
  • чапати или хлеб,
  • рис, чатни и дал,
  • горькие блюда (такие как горькая дыня и т. д.),
  • шпинат и вяжущие блюда,
  • жареные блюда,
  • овощи,
  • кислые блюда
  • сладости.

В первую очередь следует обслуживать старших садху. Грихастхи (домохозяева в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует заменить или вымыть.

Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды которая используется для предложения на алтарь. Нельзя касаться прасада стопами, или наступать или перешагивать через него. Нельзя позволять смотреть на прасад животным и тем более касаться его. Нельзя кормить животных там и тогда где вкушают прасад и из той же посуды.

5. Таинство вкушения прасада

Прасад - это освящённая пища, предложенная Богу и всем святым Прибежища.

Вкушение - это мистерия приобщения к таинству Бога и святых. Простая еда алхимически чудесно преображается в очищающий нектар, благодаря нисхождению благословений божеств и святых - вот в чем суть прасада.

Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.

Принятие прасада - это сакральная мистерия приобщения к Божественному. Прасад - это дар милости, благословения Бога, его ануграха проявленная в пище.

Его принятие - это мистический акт, теургия нисхождения божественного света, мистерия.

С каждым кусочком прасада человек углубляется в божественном присутствии, чистом видении, едином вкусе, божественном величии, очищается становится немного ближе к Богу, к пробуждению.

Материальные иллюзии и желания, кармы, самскары и васаны человека поглощенного подношением и вкушением прасада понемногу тают, а изначальная связь с чистым измерением Абсолюта и святой Дхармой святых пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу.

В Кали югу из сострадания и из своей спонтанной игры Брахман проявился как Брахма, Шива, Вишну, Даттатрея и воплотился в своих божественных формах, а, по молитвам святых и садху, он через мистерию освящения также принял форму прасада, чтобы очистить нас.

В «Бхагавад-гите» говорится, что, не предлагая пищи Богу и святым, человек ест одну только карму, принимая же остатки предложенной Богу пищи, он освобождается от всех карм.

Если человек ест предложеннный Древу Прибежища, избранному божеству прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Божественном присутствии, Брахмане, Бхагаване Даттарейе и святых своего Прибежища.

Такое постоянное памятование и есть смысл прасада и само является благословением, нисходящей мислостью - ануграхой.

Принимайте прасад внимательно, молча, радостно, в благоговении, в состоянии божественного присутствия и единства.

Прасад непосредственно со специального подноса, предложенного на алтаре, называется маха-прасадом или «великим благословением».

На самом деле все едино, и нет никакой разницы между прасадом и маха-прасадом, тем не менее маха-прасад особенно уважается всеми садху, так как устанавливает персональную связь с Богом и божествами Прибежища благодаря мистерии преображения на алтаре.

Прасад - это остатки пищи, ритуально предложенной Богу, избранному божеству, древу Прибежища, если перевести буквально это означает «милость Бога». Прасад это Брахман, он не отличен от Брахмана, Шивы и Ишта-дэваты. И мы оказываем почитание ему в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

6. Молитвы, читаемые перед вкушением прасада

Перед принятием прасада садху произносят следующие молитвы:

Поется мантра ОМ.

Ом - самая великая из всех мантр, прямо указывающая на четыре стопы Брахмана (вишва, тайджас, праджня и турья).

Медитируя на Ом мы устанавливаем непосредственную связь с Богом, Брахманом.

Молитва и подношение перед едой

Читается мантра освящения пищи:

«Аннам брахма, расо вишну, бхокта дева махешварах,

Ом праная сваха,

Ом апаная сваха,

Ом вьяная сваха,

Ом уданая сваха,

Ом саманая сваха»

(Пища - это Брахма, вкус - это Вишну, наслаждающийся едой - Махешвара. ОМ, почтение пране, почтение апане, почтение вьяне, почтение удане, почтение самане).

Затем взять в правую ладонь несколько капель чистой воды, провести над едой круг, смотрящей вверх ладонью с водой искренне в преданности мысленно читая предлагая мантру или молитву своему ишта девате (Даттатрее) как к изначальному источнику и настраиваясь на его благословение.

После этого вылить воду из ладони слева от себя.

7. Этика садху

Общие правила, связанные с самим принятием прасада.

Вспомните о духовных свойствах прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Прасад - это божественное благословение, ананда. Поэтому им следует наслаждаться.

Не отказывайтесь от прасада если вам предлагают. Это не только еда, но и мистерия.

Если мы отказываемся есть предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ отсутствием аппетита, сытостью, занятостью - это является непониманием. Необязательно есть много. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве, символически. Главное - дух уважения и почитания.

1. До и после еды следует сделать неполное омовение - вымыть руки и ополоснуть рот, (иногда в индии еще омывают и стопы если ходят босиком).

2. Для еды и питься в основном следует пользоваться правой рукой (в особенности, если вы едите только руками - левая рука используется для омовения, для западных искателей это по желанию). Левой рукой можно брать стаканы с напитками.

3. Прасад нельзя выбрасывать (если остался лишний прсад то в крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).

4. Если вы сидите на земле вкушая прасад, нельзя касаться к прасаду стопами, вытягивать ноги к тарелкам с прасадом.

5. Не пейте холодного после еды.

6. Будьте внимательны: Не следует переедать.

Согласно аюрведе: «Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть - воздухом».

7. Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела, лучше соблюдать мауну - молчание.

Во время больших праздников можно слушать бхаджаны. Иногда можно слушать священные писания - Шри Шанкарачарью, Йога Васиштху, Упанишады, Трипура Рахасью и т. д.

8. Следует быть «в настроении вкушения прасада», медитировать на то, что Бог форме Тримурти, Даттатрея, святые прибежища только что пробовали это подношение.

9. Самое главное - помнить о принципе Единой самаи, пребывании в присутствии и осонанности, можно просто быть в неизмышленном естественном присутствии вне ума, и единстве со святыми или медитировать на то, как Даттатрея в форме Тримурти по своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Шивы, Вишну, Брахмы, Даттатрейи, а также святых, описанные в Пуранах.

Тот, кто подлинно пребывает в единой самае освящает прасад одним этим фактом пребывания даже не нуждаясь во внешних ритуалах, хотя и делает их для других.

10. Следует брать прасад в том количестве, которое вы сможете съесть. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

11. Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств алтаря или божеств ашрама нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздавать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

12. Маха-прасад не следует есть прямо из тарелки из которой он предлагается алтарным божествам. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

13. Когда присутствуют старшие садху, мы должны уважительно подождать, когда они первые начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если от них до этого не было других указаний).

14. После того, как вы уже начали принимать прасад, не желательно больше ни к чему прикасаться правой рукой.

15 После того как все в семье или ашраме поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия или кому-нибудь раздать.

16 Нельзя выбрасывать прасад. В самом крайнем случае, остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке (кошкам, собакам и т. д.).

17 Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня.

18 Поев, следует вставать тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших садху).

19 Не следует принимать прасад на виду у не садху, т. е. идя по улице, в людных местах, если это не специальные места для еды. (Это не касается правил для неосвященной еды). Насколько возможно, прасад следует принимать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие садху.

20 Закончив принимать прасад, если нет специально назначенных для этого людей, необходимо вымыть или протереть то место, на котором вы сидели, а также ополоснуть руки, рот.

21. Если прием прасада делается в алтарной комнате, то алтарь на это время закрывается.

И сердце и ум садху-повара также должны быть в идеальной чистоте.

1. Кухня - как считается это продолжение алтаря, т. к. всё, что там готовится, будет предлагаться Божествам Древа Прибежища и святым. На кухне стараниями поваров обычная еда становится прасадом, поэтому, что бы человек ни делал на кухне, нужно делать это внимательно и с почтением к Божественным энергиям.

2. Там, где Божества формально установлены, например, в храме, ожидаются довольно высокие и строгие стандарты. По отношению же к домашним Божествам, для которых невозможно поддерживать строгие правила, могут быть быть сделаны упрощения.

Например, существует традиционное правило, что нельзя есть на кухне или перед Божествами. Однако, во многих домах алтарь, кухня и обеденный стол находятся в одной комнате, поэтому может оказаться невозможным соблюдать вышеупомянутое правило.

3. Тем не менее, практикующие домохозяева должны держать в уме идеальный стандарт и стараться подойти к нему как можно ближе, насколько это возможно в их ситуации. Нужно всегда помнить, что мы готовим для Божественных сил. Чем тщательнее человек относится к этим маленьким правилам, тем в большей степени он может осознать, что он готовит не для себя, а для Бога и святых.

4. На кухне можно носить только чистую, неоскверненную одежду. Нельзя приходить в одежде, в которой вы были на улице или в туалете.

5. Ногти поваров должны быть чистыми и подстриженными.

При входе на кухню нужно вымыть руки перед тем, как начать готовить.

В ашраме, перед тем как начать готовить, необходимо принять омовение. Дома предпочтительнее делать то же самое.

6. На кухне нельзя класть ничего в рот. Не следует полоскать рот над кухонной раковиной. Также нельзя пробовать приготовленное.

7. На кухне нежелательно есть и пить. Если же это неизбежно, занавеску перед Божествами следует опускать.

8. Посуду, в которой готовится еда для Божеств, в особенности, те тарелки и чашки, в которых она предлагается, следует хранить и мыть отдельно от тарелок, чашек и стаканов, из которых едят и пьют члены семьи.

9. Если у человека инфекционное заболевание, то он не должен работать на кухне, иначе он может осквернить еду и посуду.

10. Если человек прикоснётся к полу, к мусорному ведру или к нижней части своего тела, то он должен вымыть руки.

11. На кухне не должно быть пустословия, ненужных разговоров.

12. Кухонный стол, плиту, раковину и т. д. нужно мыть до и после приготовления пищи.

14. Любую вещь, упавшую на пол, нельзя сразу класть на стол. Если овощ падает на пол, его можно помыть и затем использовать. Если он коснулся чьих-либо стоп, его нужно выбросить.

15. Нельзя заходить на кухню после туалета, не совершив омовения.

16. Садху должны быть очень внимательными, чтобы в подношение не попало никаких волос и не осквернило его.

В этом отношении должна быть проявлена абсолютная предусмотрительность.

Во время приготовления пищи садху-повара должны держать свои волосы тщательно завязанными и покрытыми чем-либо сверху.

(по материалам наставлений гуру)




Top