Пресечение административных правонарушений. Меры административного пресечения: понятие, цели, основания, виды и порядок применения. Требование о прекращении незаконных действий


Специальные меры административного пресечения – это установленные нормами материального и процессуального административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К специальным мерам административного пресечения относятся:

– применение физической силы;

– применение специальных средств принуждения;

– применение огнестрельного оружия;

– использование огнестрельного оружия.

Главный признак, характеризующий специальные меры пресечения состоит в том, что каждая из них, представляет собой конкретный насильственный способ воздействия на правонарушителя. Применяя термин «ненасильственные» в статье о применении физической силы, законодатель указывает тем самым на точку отсчета, с которой способ воздействия можно определить как насильственный.

Перечень указанных средств и способов насильственного воздействия не является исчерпывающим.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» является основным действующим нормативным источником, закрепляющим полномочия сотрудников полиции по применению специальных мер административного пресечения, в том числе специальных средств. «Сотрудник полиции имеет право на применение... специальных средств... лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 18 ФЗ «О полиции»).

Следует помнить, что применение оружия несмертельного действия, которое входит в состав специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, несмотря на его наименование, не исключает возможность летального эффекта. Применение специальных средств помимо смертельного исхода может причинить различной тяжести вред здоровью.

Учитывая данное обстоятельство, Федеральный закон «О полиции» в ст. 18 закрепил правило, согласно которому «Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам при применении... специальных средств... если применение специальных средств осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

К основаниям применения специальных средств, о которых идет речь в ч. 8 ст. 18 ФЗ «О полиции», как представляется, относятся закрепленные в ФЗ «О полиции» случаи, когда сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства. Это случаи, перечисленные в ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», и, согласно ч. 3 ст. 21, все случаи, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия, т.е. это случаи, перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 23.

Нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств, закреплены в ст. 19 ФЗ «О полиции».

Особый интерес с точки зрения оценки правомерности вреда, причиненного в результате применения специальных средств, представляет положение, закрепленное в ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции», согласно которому «сотрудник полиции при применении... специальных средств... действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются... специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба».

Приведенная норма ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции» регламентирует действия сотрудника полиции в момент применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Она «направляет» сотрудника полиции на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации, а именно она обязывает сотрудника полиции действовать с учетом «создавшейся обстановки» и «стремиться к минимизации любого ущерба».

Судя по разъяснениям, которые дал в свое время Верховный Суд СССР, при оценке «создавшейся обстановки» необходимо учитывать «обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.)».

В свою очередь, при оценке стремления сотрудника полиции к минимизации вреда «правильный вывод... в конечном счете зависит от ответа на вопрос, имел ли обвиняемый реальную возможность эффективно отразить общественно опасное посягательство иным способом, с причинением посягающему меньшего вреда, чем причинил, а если имел, то почему не воспользовался такой возможностью».

По сути дела, в этих разъяснениях высшей судебной инстанции речь идет о необходимости оценки действий сотрудника не только с позиции законности, но и с точки зрения целесообразности его действий в конкретной ситуации.

Анализ случаев применения специальных средств, закрепленных в ФЗ «О полиции», показывает, что специальные средства в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 и ч. 2 ст. 23 ФЗ «О полиции», применяются, прежде всего, в качестве ответных действий сотрудника полиции к лицу, совершающему или совершившему административное правонарушение либо преступление, а в случаях, перечисленных ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», в связи с совершением особо опасного преступления. При этом необходимо учитывать, что действия сотрудника полиции по причинению вреда, подпадающие под признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), при защите от общественно опасного посягательства регламентируются ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», по причинению вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании регламентируются ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», по причинению вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости регламентируются ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость».

Таким образом, основания и порядок причинения вреда при контркриминальном применении специальных средств регламентируются законодательством о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайней необходимости (ст. 38 УК РФ).

В норме, закрепленной в ч. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции», реализован принцип гуманизации методов работы полиции, в том числе в отношении лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния. Эта норма почти дословно воспроизводит пп. «b» п. 5 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, согласно которому «во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка: ...b) сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь».

Однако рассматриваемая норма ужесточает требования к ответным и вынужденным действиям сотрудника полиции, влекущим вред лицу, в отношении которого применяется специальное средство или огнестрельное оружие, в сравнении с уголовным законодательством об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

При применении специальных средств в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 и ч. 2 ст. 23 ФЗ «О полиции», к лицу, совершающему или совершившему административное правонарушение, сотрудник полиции обязан строго соблюдать административно-правовые нормы, устанавливающие основания (случаи), порядок и условия их применения;

При применении специальных средств, являющихся оружием несмертельного действия, в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», к лицу, совершающему или совершившему уголовно наказуемое деяние, сотрудник полиции обязан строго соблюдать административно-правовые нормы, устанавливающие основания (случаи), порядок и условия их применения, а также уголовно-правовые нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ст. 37, 38, 39 УК РФ).

В то же время нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия, не должны дискриминировать сотрудников полиции, действующих в состоянии необходимой обороны и при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния, устанавливая для них дополнительные условия правомерности .

Приоритет при оценке правомерности вреда, причиненного в результате контркриминального применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в установленных ФЗ «О полиции» случаях, должен оставаться за нормами уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно сопряжено с риском причинения тяжких последствий, а в некоторых случаях под угрозу ставится здоровье и даже жизнь человека. Поэтому особое значение имеют проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел.

Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники полиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы.

Выполнение оперативно-служебных задач и пресечение противоправных действий сотрудниками ОВД во многом связанно с применением физической силы, которая регламентирована основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции; таковым является Закон Российской Федерации «О полиции». Физической силой следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников полиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников полиции .

Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:

Четкого правового регулирования ее применения;

Уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.

Статья 18 закона «О полиции» говорит, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. И далее в статье 20: «Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки», и т.д.

В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны задержание, а значит, и физическая сила, могут применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае проявляется еще и третье основание применения сотрудниками физической силы - преодоление противодействия законным требованиям.

Для того чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, на наш взгляд, чтобы каждое из перечисленных оснований было дополнено второй частью - если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.

Таким образом, при решении вопросов о правомерности защиты и применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при необходимой обороне как специальных мер административного пресечения сотрудники полиции должны оценивать все фактические обстоятельства посягательства: степень и характер угрожающей опасности, его действительность (реальность), силы и возможности преступления, собственные силы и средства защиты, ценность защищаемых благ и другие обстоятельства, способные влиять на соотношение сил нападения и защиты.

Заключение

Выводами проведённого исследования в рамках данной дипломной работы может стать следующее:

Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового принуждения, вследствие этого ему присущи все признаки последнего (оно осуществляется от имени государства, призвано обеспечить охрану общественного порядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.).

Административно-правовое принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции – это составная часть системы административного принуждения, включающая организационные, словесно-психологические, имущественные и организационные средства, которые реализуются при наличии отклоняющегося как от законно установленных, так и об общепринятых норм поведения физических и юридических лиц, возникновении обстоятельств техногенного, природного и иного характера. Эти меры направлены на предупреждение, пресечение, а также процессуальное оформление административных правонарушений, иных противоправных деяний или чрезвычайных происшествий.

Меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции, могут быть классифицированы исходя из степени их процессуальной и организационной самостоятельности, форме предписания, цели и методу воздействия, имущественных последствий, объекта воздействия, а также уровня нормативного правового регулирования.

Совершенствование уровня законодательной регламентации мер пресечения в административном праве особенно актуально в современных условиях, поскольку их оптимальное регулирование в административном законодательстве образует важное звено в системе государственных усилий по укреплению законности и сокращению в Российской Федерации различного рода административных правонарушений.

Меры административного пресечения - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков. Сформулировать определение «меры административного пресечения» возможно лишь на основе обобщения и анализа конструктивных признаков, присущих различным мерам административного принуждения.

Признаки мер административного принуждения указывают на то, что эти меры: закрепляются в диспозициях норм административного права; представляют собой действия уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц; имеют принудительный характер; применяются в целях пресечения преступлений, административных правонарушений, а также объективно-противоправных деяний.

При решении вопросов о правомерности защиты и применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при необходимой обороне как специальных мер административного пресечения сотрудники полиции должны оценивать все фактические обстоятельства посягательства: степень и характер угрожающей опасности, его действительность (реальность), силы и возможности преступления, собственные силы и средства защиты, ценность защищаемых благ и другие обстоятельства, способные влиять на соотношение сил нападения и защиты.

Вопросы, связанные с применением физической силы сотрудниками ОВД, влияют не только на возможность защитить собственную жизнь и здоровье, но также и жизнь граждан, которые могут стать объектом преступного посягательства. Необходимость знания условий пределов применения физической силы, а также способов применения таковой является непременным условием деятельности сотрудников ОВД. Формирование данных знаний может осуществляться как самостоятельно сотрудником, так и в процессе обучения в вузе МВД России, в рамках которого проводятся занятия по специальной подготовке.

В целях создания эффективных механизмов пресечения административных правонарушений сотрудникам полиции представляется целесообразным предоставить право на беспрепятственный вход (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории физических и юридических лиц.

В Федеральном законе «О полиции», а также КоАП России целесообразно определить виды административных правонарушений, для пресечения которых сотрудники полиции имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу и специальные средства. В диссертации определены виды административных правонарушений, являющиеся основанием для применения сотрудниками полиции мер административного пресечения специального характера. В настоящее время также целесообразно унифицировать основания для применения физической силы и специальных средств сотрудниками полиции для пресечения как преступлений, так и административных правонарушений.


Библиографический список

В случае неэффективности общих мер пресечения допускается применение в соответствии с законом специальных мер административного пресечения. Они являются совокупностью мероприятий преимущественно организационного и технического характера и заключаются в применении:

· наручников и иных блокирующих движение средств;

· огнестрельного (табельного) оружия, резиновых палок;

· специального автотранспорта;

· водометной техники;

· служебных собак.

При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключицам, животу, половым органам. Если в результате пресечения использовались наручники, то требуется периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние рук правонарушителя и фиксацию замков. При применении слезоточивых средств запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан (ч. 3 ст. 28 Закона об ОВД).

Использование этих средств происходит в форме физического воздействия на правонарушителя и может привести к таким нежелательным для него последствиям, как причинение вреда здоровью, максимальной утрате физической свободы. Это предопределяет их исключительный характер и особое положение в механизме реализации права неприкосновенности личности.

Специальные меры административно-правового пресечения обладают рядом особенностей, позволяющих объединить их в отдельную группу.

Сотрудники органов внутренних дел и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия и т.д.

Объем и характер применяемой формы принуждения можно определить по правилу: чем более опасным является деяние, чем более опасной является личность нарушителя, чем более сложной является складывающаяся обстановка тем большую силу можно применить. При этом вид и интенсивность меры пресечения сотрудник органов внутренних дел принимает самостоятельно. Следует отметить тот факт, что сотрудники ОВД не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» случаев мер физического принуждения, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

К специальным мерам относится:

· применение физической силы (в том числе приемов борьбы),

· специальных средств и оружия.

Применение физической силы.

ОВД вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для:

· предотвращения и пресечения правонарушений;

· самообороны;

· преодоления противодействия законным требованиям работникам ОВД.

Сотрудник органов внутренних дел должен стремиться пресечь противоправное деяние путём группы иных мер, а в частности убеждения правонарушителя прекратить противоправное деяние. Иногда для пресечения достаточно появления сотрудника в поле зрения правонарушителя, но это срабатывает редко и поэтому сотрудник прежде чем воспользоваться государственно-властными полномочиями, должен постараться пресечь правонарушение путём убеждения. Сотрудники органов внутренних дел имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий.

Если же иными мерами не удалось пресечь правонарушение, преступление или объективно противоправные, невиновные действия, то сотрудник вправе применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

В соответствии с ч.2 статьи 26 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Предупреждение о намерении применить меры физического принуждения может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Важным условием применения физической силы, специальных средств и оружия является то, что если сотрудник вынужден применить данные меры, то обязан стремиться причинить наименьший ущерб здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан.

К условиям применения специальных мер административно-правового пресечения так же следует отнести и необходимость уведомления своего непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия, а также в некоторых случаях прокурора.

Применение огнестрельного оружия

Самая крайняя мера, к которой может прибегнуть сотрудник органов внутренних дел - оружие. Для данной специальной меры административно-правового пресечения очень важным отметить, что для оружия характерно как использование, так и применение, но эти понятия являются далеко не тождественными. Насчёт того, что использование оружия является мерой административно-правового пресечения, вопросов не возникает, так как оно пресекает правонарушения.

Применение огнестрельного оружия чаще всего связано с пресечением преступлений. Это средство воздействия лежит на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени относится к первому.

Применение огнестрельного оружия в отличие от других мер административно-правового пресечения всегда носят активный характер, в то время как использование физической силы и специальных средств в некоторых случаях происходит в форме пассивного сопротивления: применение специальных средств для принудительной остановки транспорта либо препятствование движению толпы.

Характерной особенностью правовой природы применения огнестрельного оружия является своеобразный характер административного усмотрения в процессе реализации данной меры.

Одним из характерных признаков применения огнестрельного оружия является реализация данной меры в сверхэкстремальных, стрессовых условиях. Причем стресс вызывают как сами общественно опасные действия правонарушителя, так и осознание возможности причинения серьезного вреда в результате выстрела, а, кроме того - и боязнь ответственности за причиненный ущерб и невыполнение служебного долга.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

· совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

· совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;

· совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;

· совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

· застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором - пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;

· совершающего побег из-под стражи, конвоя;

· не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя. Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Пограничные органы осуществляют властные полномочия при применении мер административного пресечения, установленных Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и КоАП РФ. В соответствии с указанными законами к ведению пограничных органов отнесены различные властные действия. Меры административного пресечения применяются к добросовестным гражданам в целях обеспечения контроля за соблюдением ими правил пограничного режима. Такие меры применяются также к лицам, подозреваемым в нарушении указанных правил, и к нарушителям.

Мера пресечения в виде ограничения передвижения граждан устанавливается пограничными органами при проведении поиска нарушителей Государственной границы, а также в случаях воспрепятствования ее незаконным массовым пересечениям. Эта мера применяется внутренними войсками МВД России совместно с пограничными органами .

Административное задержание физических лиц и их доставление в места расположения подразделений пограничных органов применяется к лицам, подозреваемым в нарушении пограничного режима. При административном задержании отечественного или иностранного судна оно конвоируется в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств правонарушения .

Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" определены различные сроки административного задержания. Унифицированный срок административного задержания установлен в ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, он не должен превышать 48 часов. Предельный срок административного задержания, определенный указанным выше Законом, по общему правилу не должен превышать 72 часов, с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания. При отсутствии у подозреваемого в совершении правонарушения документов, удостоверяющих личность, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 10 суток с санкции прокурора .

При проведении административного задержания пограничные органы и органы ведомственного контроля проводят проверку документов, устный опрос и получают письменные пояснения граждан . В тех случаях, если при проверке документов необходимо исследование их подлинности и достоверности указанных в них сведений, документы изымаются для проведения экспертизы. При проверке подлинности и достоверности документов может быть использована специальная информация, в том числе сведения, полученные при проведении негласных форм оперативно-разыскной деятельности, например, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи или оперативного внедрения. Проверка документов производится на основе информации, имеющейся в распоряжении публичного органа, или на основе сведений, полученных но его запросу от государственных и муниципальных органов или иных лиц. Запрос о предоставлении информации в указанных случаях подлежит неукоснительному исполнению. Неисполнение этих требований (в том числе их ненадлежащее исполнение при несоблюдении сроков представления информации) квалифицируется по ст. 19.7 КоАП РФ. Сведения, необходимые для уточнения информации, полученной при проверке документов, могут быть получены при проведении устного опроса лица или в форме письменных пояснений. Отказ от предоставления таких сведений квалифицируется по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. При возбуждении дела об указанных административных правонарушениях необходимо учитывать особенности истребования информации – по письменному запросу или на основе устного требования должностного лица органа публичного контроля: неисполнение такого требования содержит квалифицирующие признаки правонарушения, установленного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Мера пресечения в виде личного досмотра проводится должностными лицами пограничных и таможенных органов в пределах пограничной зоны. Сотрудники органов, осуществляющих иммиграционный и санитарно-карантинный контроль, проводят личный досмотр в пунктах пропуска через государственную границу. Проведение личного досмотра в целях обеспечения пограничного контроля существенно отличается от меры административного пресечения, предусмотренной ст. 27.7 КоАП РФ. Суть этих различий в следующем:

  • 1) личный досмотр производится на основе различных процессуальных требований. Проведение личного досмотра в целях обеспечения пограничного контроля допускается только по письменному решению начальника органа публичного контроля или его заместителя. В соответствии с ч. 1 ст. 27.2, ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ личный досмотр проводится по устному требованию должностного лица, уполномоченного на применение этой меры административного пресечения ;
  • 2) личный досмотр представляет собой исключительный метод пограничного контроля, и его применение допускается только в отношении лиц, относительно которых имеются сведения об их намерении скрыть товары (предметы), незаконно перемещаемые через государственную границу. Личный досмотр в соответствии с КоАП РФ представляет собой единое процессуальное действие, осуществляемое при доставлении и административном задержании и применяемое к лицу, подозреваемому в совершении проступка, в качестве унифицированной процедуры. Таким образом, КоАП РФ не рассматривает личный досмотр в качестве исключительной меры принуждения;
  • 3) личный досмотр, проводимый в целях пограничного контроля, предусматривает обследование медицинским сотрудником лица, подозреваемого в совершении правонарушения;
  • 4) личный досмотр проводится сотрудником органа публичного контроля только в присутствии понятых. Соответствующая мера административного пресечения, предусмотренная в КоАП РФ, может быть проведена и без понятых .

Мера административного пресечения в виде изъятия вещей и документов может применяться по результатам личного досмотра и независимо от его проведения – в целях осуществления пограничного контроля. В последнем случае документы временно изымаются у добросовестных граждан для подтверждения достоверности указанных в них сведений. Изъятию подлежат также недействительные документы . В отличие от аналогичной меры административного пресечения, установленной ст. 27.10 КоЛП РФ, изъятие вещей и документов, проводимое на территории пограничного режима, может быть осуществлено и в отсутствие понятых.

При осуществлении меры административного пресечения в виде отбора проб (образцов) предусматривается изъятие определенного количества грузов, товаров для последующего проведения экспертизы. Эта мера применяется по результатам проведения досмотра транспортных средств, грузов, товаров и представляет собой единую процессуальную форму контроля . Отбор проб (образцов) применяется в целях предотвращения или пресечения правонарушения, и в этом случае ограничиваются имущественные права подозреваемого. Рассматриваемая мера административного пресечения может быть применена к имуществу добросовестного лица в превентивных правоохранительных целях, например при проведении сотрудниками Роспотребнадзора мероприятий санитарно-эпидемиологического надзора.

Пограничные органы вправе производить арест имущества. Эта мера административного пресечения применяется в отношении товаров, грузов и транспортных средств только при наличии подозрений в их незаконном перемещении через государственную границу . Собственник имущества или иное лицо, у которого оно находится, не вправе распоряжаться арестованным имуществом в течение всего срока осуществления процессуальных действий, подтверждающих или опровергающих наличие факта правонарушения. Арест товаров, грузов и транспортных средств допускается только в пределах приграничной территории при отсутствии на ней таможенных органов.

Реквизиция транспортных средств осуществляется должностными лицами пограничных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, например при поиске лиц, подозреваемых в совершении правонарушения. Реквизиция может быть применена к транспортным средствам любых форм собственности. При этом такие средства временно изымаются у собственника или иного лица, у которого они находятся на законных основаниях, и используются в целях осуществления поисковых мероприятий или иных публичных потребностей. Реквизиция транспортных средств производится с соблюдением установленных процессуальных гарантий защиты имущественных прав, при этом вред, причиненный собственнику транспортных средств, возмещается по решению суда. Реквизированные транспортные средства возвращаются их собственнику (владельцу) после прекрашения действия обстоятельств, в связи с которыми была применена реквизиция, например после проведения в приграничной территории оперативно-разыскных мероприятий .

Сопровождение транспортных средств, грузов и товаров осуществляется сотрудником контрольного органа от государственной границы до пункта пропуска через нее в целях исключения несанкционированной посадки или высадки лиц и погрузки (выгрузки) грузов, товаров . Данная мера административного пресечения не применяется при осуществлении административно-процессуальной деятельности, предусмотренной КоАП РФ.

В целях пограничного контроля различается проведение осмотра транспортных средств, грузов и товаров и их досмотра. При осуществлении процессуального действия в виде досмотра вскрываются упаковки грузов и товаров или грузовых помещений, контейнеров, снимаются соответствующие пломбы, печати, при этом может быть нарушена конструктивная целостность досматриваемых вещей. Досмотр транспортного средства, в соответствии с КоАП РФ, не допускает причинения механического воздействия досматриваемым вещам и иного вреда.

При возбуждении дела об административном или ином правонарушении сотрудники пограничных органов вправе производить осмотр помещений и прилегающих к ним территорий. В отличие от аналогичной меры административного пресечения, установленной ст. 27.8 КоАП РФ, осмотру подлежат не только помещения, используемые в служебных целях, но и жилые помещения. При этом присутствие понятых не является обязательной процессуальной мерой. Осмотр помещений (территорий) допускается при наличии рассмотренных выше чрезвычайных обстоятельств (таких, как проведение оперативно-разыскных мероприятий и в других подобных случаях) .

Меры административного пресечения в виде осмотра помещений и территорий, установленные правилами ст. 119 ТКТС, ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и ст. 27.8 КоАП РФ, применяются в отношении объектов недвижимости, используемых в коммерческих целях и находящихся в собственности субъектов предпринимательства .

В отличие от указанных выше мер осмотр помещений и территорий пунктов пропуска через государственную границу проводится в целях пограничного контроля. В данном случае осмотр осуществляется в отношении недвижимости, используемой исключительно в публичных целях и находящейся в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Указанная мера административного пресечения применяется должностными лицами ФТС, ФМС, Роспотребнадзора и Ространснадзора, осуществляющими соответственно таможенный, иммиграционный, санитарно-карантинный и транспортный контроль, и предусматривает проведение проверок не только служебных, но и бытовых помещений, при этом лица, обнаруженные в пунктах пропуска, могут быть подвергнуты личному досмотру.

Таким образом, при проведении осмотра помещений и территорий должностные лица органов публичного контроля наделяются различными полномочиями. Сотрудники пограничных органов, органов ФТС и ФМС в соответствии с их полномочиями, установленными Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" вправе проводить осмотр любых объектов недвижимости, независимо от форм собственности. Осмотр проводится в плановом порядке; при наличии сведений о противоправных действиях в пунктах пропуска проводятся внеплановые контрольные мероприятия .

Временный запрет деятельности и другие меры административного пресечения применяются сотрудниками пограничных органов при осуществлении процессуальных действий, установленных КоАП РФ .

Меры административного пресечения применяются в целях обеспечения пограничного режима, и в этом случае должностные лица пограничных органов осуществляют властные действия, установленные Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации". При возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.11, 8.16–8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст. 8.37, ст. 8.38, 18.1 – 18.7, 18.14, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, и при рассмотрении дел об указанных правонарушениях должностные лица пограничных органов применяют только меры административного пресечения, установленные КоАП РФ, и осуществляют иные предусмотренные данным Кодексом процессуальные действия, в частности принимают решение о проведении административного расследования . Сотрудники пограничных органов наделены обширными административно-юрисдикционными полномочиями. В частности, они вправе применять меры административного пресечения, предусмотренные ст. 27.2-27.3, 27.7-27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ (в том числе административное задержание и временный запрет деятельности – п. 4 ч. 1 ст. 27.3, ст. 8.38, ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ).

  • См. п. 5 ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".
  • См подп. 3 ч. 2 ст. 30 указанного Закона.
  • См. подп. 4 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".
  • См. и. 7 Положения о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 (далее – Положение о применении средств и методов контроля).
  • О процессуальных требованиях при проведении личного таможенного досмотра см. ст. 117 ТКТС (применительно к таможенному контролю). При проведении иммиграционного и санитарно-карантинного контроля порядок личного досмотра установлен п. 15 Положения о применении средств и методов контроля.
  • Проведение личного досмотра без понятых допускается только в случаях, установленных ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр, осуществляемый должностными лицами пограничных и иных публичных органов, проводится в соответствии с правилами применения этой меры пресечения, установленной ст. 117 ТКТС. Порядок осуществления личного досмотра в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ, предусматривающий не столь обременительные ограничения прав досматриваемого лица, в данном случае не применяется (см. указанное предписание ТКТС, п. 15 Положения о применении средств и методов контроля и ч. 1–4 ст. 27.7 КоАП РФ).
  • См. п. 12 Положения о применении средств и методов контроля.
  • Осмотру могут быть подвергнуты любые помещения, за исключением тех из них, на которые распространяется дипломатический иммунитет (подп. 12 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").
  • Осмотр помещений и территорий как мера таможенного контроля проводится но преимуществу в отношении указанных объектов недвижимости, используемых в предпринимательских целях на территории пограничной зоны. Осмотру подлежат и публичные объекты недвижимости (за исключением жилых помещений). Осмотр помещений и территорий в соответствии с КоАП РФ не производится в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • См. абз. 2 п. 16 Положения о применении средств и методов контроля.
  • Например, при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов". Применение временного запрета деятельности установлено также в подп. 11 ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". При этом должны быть уведомлены соответствующие муниципальные органы.
  • Проведение административного расследования возможно только при нарушении законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, валютного законодательства и в иных случаях, установленных правилами ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

Это меры, направленные на принудительное прекращение правонарушений, а также на то, чтобы принудить гражданина к определенному поведению при возникновении обстоятельств, опасных как для общества, так и для него самого. Меры пресечения в принудительной деятельности исполнительной власти наиболее болезненные и острые для тех, к кому они применяются.

В литературе по административному праву доминирует узкий взгляд на меры административного пресечения. Считается, что пресечение как самостоятельный административно-правовой акт возможно лишь при неправомерном деянии. "Применяя меры административного пресечения, - писал М.И.Еропкин, - органы государственного управления или их полномочные представители принудительно прекращают нарушение правовой нормы, вынуждают нарушителя вести себя правомерно" .

Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения явлений негативного характера. Например, при тушении пожара в многоэтажном жилом доме, когда сотрудники Государственной противопожарной службы принуждают всех

жильцов дома покинуть немедленно свои квартиры, Другой пример: психиатрическое освидетельствование может быть проведено без согласия лица или без согласия его законного представителя, когда, по имеющимся данным, обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства.

Меры административного пресечения во многих случаях применяются прямо, непосредственно на основе обстоятельств, указанных в законе, но в отдельных ситуациях они применяются с изданием письменного решения. Например, при административном выселении гражданина из жилого помещения администрация жилищного органа издает соответствующий приказ. Такая же процедура производится при принудительном психиатрическом освидетельствовании: решение о недобровольном освидетельствовании принимает врач-психиатр самостоятельно, но в определенных случаях с санкции судьи.

Система мер пресечения разнообразна. По характеру воздействия эти меры можно подразделить на: меры, применяемые непосредственно к личности гражданина; меры имущественного характера; меры технического характера; санитарно-медицинские меры.107

К мерам, применяемым непосредственно к гражданину, относятся: административное задержание; физическое воздействие на злостных правонарушителей с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

К мерам имущественного характера относятся: изъятие и уничтожение органами Санэпидемнадзора зараженных продуктов животноводства (например, мяса), изъятие документов, изъятие огнестрельного оружия и т.д.

К мерам технического характера относятся: приостановление работы промышленных предприятий и иных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или правил пожарной безопасности; запрещение эксплуатации автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности движения; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются правила по обеспечению общественной безопасности и т.д.

Санитарно-медицинские меры применяются органами санитарного надзора и здравоохранения. К ним относятся: принудительное медицинское освидетельствование; принудительное лечение лиц, страдающих заразными (карантинными) болезнями; отстранение от работы инфекционных больных до излечения их; запрещение эксплуатации продуктовых магазинов и предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния.

По способу воздействия можно различать общие (обычные) и специальные меры пресечения.

К общим мерам относятся: административное принуждение, отстранение от управления транспортом, снос самовольно возведенных строений, запрещение эксплуатации автомототранспорта по причине технического состояния и пр.

Специальные меры пресечения в острой и грубой форме нарушают физическую и имущественную неприкосновенность граждан. Это - меры исключительного значения. К ним относятся: применение органами милиции и уполномоченными органами физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, госпитализация больных, административное выселение граждан из жилого помещения.

К специальным мерам административного пресечения следует отнести также применение огнестрельного оружия. По мнению В.В.Ивановского, использование оружия является крайней мерой административного

принуждения. Административное законодательство представляет право применения этой принудительной меры строго определенному кругу лиц, в основном работникам органов милиции, ФСБ, таможенных органов и т.д., четко регламентируя основание и порядок применения огнестрельного оружия.

Под применением оружия признается производство должностного лица выстрела при выполнении возложенных на него служебных обязанностей. Обнажение оружия, извлечение из кобуры, взведение курка, словесные угрозы оружием не следует считать его применением.

Наиболее подробно об основаниях и порядке применения огнестрельного оружия указывается в Законе РФ "О милиции".

Еще по теме Меры административного пресечения:

  1. Понятие и характерные черты административного принуждения
  2. 4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности
  3. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что «меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.)» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с. . Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение административно-пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п.». Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность, 2002, с. 31. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что «в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

  • 1) задержание - применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении;
  • 2) арест и изъятие имущества - применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли);
  • 3) приостановление работ - может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения;
  • 4) временное отстранение от работы - используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения;
  • 5) требования прекратить неправомерное поведение - может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность;
  • 6) ликвидация результатов неправомерных действий - является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений;
  • 7) принудительное лечение - может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР); изъятие вещей и документов (ст. 244 КоАП РСФСР); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП РСФСР); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст. КоАП РСФСР).

Ряд авторов (Еропкин М.И., Попов Л.Л.) «одной из мер административного пресечения считает применение оружия» Европкин М.И., Попов Л.Л. Административно - правовая охрана общественного порядка. Ленинград: Лениздат, 1973.. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что «огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности» Севрюгин В.Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 632 с..

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-242 КоАП РСФСР).

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений - административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок…, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом. Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

  • - когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;
  • - когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  • - когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК).

Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

  • - составления протоколов;
  • - обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • - обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

  • - задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;
  • - задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;
  • - задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;
  • - задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;
  • - задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

вид административное принуждение




Top