Презентация - Классный час "Знаешь ли ты свои права?". Классный час "Знаешь ли ты себя?" (5 класс) Вступительное слово учителя

Классный час

«Я»? Знаю ли я себя?

Цель: помочь учащимся познать свой внутренний мир.

Форма: час самосознания.

Информация к размышлению: «Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон).

Подготовительный этап.

Учителю необходимо подготовить листы бумаги и фломастеры для выполнения упражнений учащимся.

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

- Кто я? Какой я? Почему я такой? На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. Целью нашего классного часа будет формирование представлений о себе, своем внутреннем мире.

2. Учитель предполагает всем сесть в круг. Упражнение начинает учитель и объясняет учащимся суть игры-упражнения.

Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздался телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: «Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы «Почемучка». Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас» (голос редактора можно записать в магнитофон)

Словарная работа: редактор -

Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это сделать я предлагаю пользоваться своеобразным «путеводителем» (вопросы заранее написаны на доске).

3. Учащиеся по кругу начинают рассказ о себе согласно вопросам.

1) Имя, отчество и фамилия….

2) ФИО родителей…

3) Мои друзья…

4) Мои увлечения…

5) Меня радует…

6) Меня огорчает…

7) Больше всего мне нравится в людях…

80 Больше всего мне нравится в себе…

9) Я мечтаю…

4. Учитель подводит итоги упражнения и продолжает разговор.

Каждый из нас имеет определенные знания о себе, а вы это сейчас продемонстрировали. Система представлений о себе называется образом «Я». Такое представление о себе имеет только человек.

Образ «Я» многогранен. Психологи говорят, что в каждом из нас множество «Я».

Внутреннее «Я» - это так как человек о себе думает, внешнее «Я» - то, видят люди.

5. Учитывая то, что начальные классы любят рисовать, учитель может предложить детям еще одно упражнение «Рисование - письмо инопланетянину»

Нарисуйте рисунок - письмо инопланетянину, который бы передал информацию о вас наиболее полно.

Мини-итоги.

Возможные выводы.

Самопознание - необходимость. Мы должны уметь разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.

Если мы станем более внимательны к себе, это отразится на людях вокруг. Взаимоотношение, общение, сотрудничество с друзьями, остальными людьми в обществе будет для вас не в тягость, а в радость.

Можно предложить детям, чтобы на вопрос «Какой Я» ответили родители.


«Знаешь ли ты свой родной край? »

Сценарный ход мероприятия

Ведущий 1 . Здравствуйте, ребята.

(Звучитпесня «России милый уголок» в исполнении ансамбля «Песняры»)

Ведущий 2.

Уголок России отчий дом

где туманы сини за окном…

Эти слова из песни «России милый уголок» в исполнении ансамбля «Песняры» дороги каждому человеку не зависимо от возраста, от места проживания. Но о своей родине мы вспоминаем чаще всего тогда, когда мы вдали от неё. Для многих из нас отчим домом стала эта марийская земля, здесь мы родились, здесь мы живем, здесь мы учимся.

Ведущий 1 . У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это место называют малой родиной. Наша с вами малая родина-Республика Марий Эл, чудесный, благодатный край.

Ведущий 2.Край золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы, рабочие заводов, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу родину ещё лучше, богаче, красивее.

Ведущий 1 . Сегодня мы с вами поговорим о нашем чудесном крае, нашей «малой Родине».

Знаешь ли ты свой родной край?

Ведущий 2. Ответить на этот вопрос очень трудно. На некоторые вопросы вы сумеете ответить сразу, иные заставят вас задуматься, покопаться в справочной и другой литературе. И тогда на вас повеет дымом костров первобытных людей, ароматом марийских лесов и лугов, свежестью живописных рек и озер, дыханием жарких битв за свободу и волю народную. Вы узнаете о жизни марийского народа, о богатой природе родного края, его животном и растительном мире.

Диалог с обучающимися.

Ведущий 1. У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие - каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи - древними монастырями и церквами, четвёртые - современными проспектами, прекрасными парками, набережными.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы понимаете слова «Родина»?

2. Считаете ли себя патриотом? Почему?

3. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

4. Хотели бы вы уехать из России?

5. Что привлекает вас в облике родного города?

6. Что вы заметили в облике родного города при внимательном рассмотрении и что раньше не замечали?

7. В чём ценность построек, охраняемых государством?

8. Какие памятники истории и архитектуры вызвали у вас озабоченность своим внешним видом, состоянием?

9. Как можем мы, наш класс и школа, включиться в работу по охране памятников, по улучшению внешнего облика города, его озеленению?

Викторина “Знаешь ли ты свой родной край?”

? Когда появились первые люди на территории нашего края?

Это было 40-30 тысяч лет тому назад, в конце ледникового периода, в эпоху верхнего палеолита. Одна из древнейших стоянок на территории нашего края - Юнго - Кушергинская стоянка, открытая в 1958 году ученым археологом А.Х.Халиковым. Стоянка находится вблизи деревни Юнга - Кушерга на левом берегу реки Большая Юнга, на территории Горномарийского района. Это стоянка является местом обитания охотников на крупных животных: мамонтов и носорогов.

? Назовите, одно из первых орудий первобытного человека? Дубина

? Одно из первых жилищ человека.

Пещера.

? Национальный герой, бесстрашный заступник народа мари.

Онар

Ведущий 2. Онар — добрый исполин, неутомимый труженик. Он силен, красив, благороден. Он более всех марийских героев воспет, возвышен над народом.

Ведущий 1. Марийский народ селился в основном на берегах близ рек, озер. Занимались они охотой, рыболовством, земледелием, торговлей, ткали, пряли.

Первое упоминание о марийцах принадлежит хазарскому царю Иосифу. В своем письме Хосдан Ибн - Шапруту, министру финансов при иранском халифе Абдуррахшахе III в 961 году писал:

«Ты меня спрашиваешь о моей земле и о протяжении моего государства - уведомляю тебя, что я живу при реке Итиль (Волга). При конце этой реки находится море Джорджан и т.д.. При этой реке живут многие народы в городах и селах, в открытых и укрепленных местах, вот названия их: Бур-т-с (буртасы), Бул-г-р (булгары), С-вар (сувары), Аризу(эрзя), Ц-р-мис(черемисы), С-в-р(вятичи)С-л- виюн(славяне)…Каждый из этих народов многочислен, и все платят мне дань»

Ведущий 2. Летом 1584 года был заложен Царев город на Кокшаге (современный г. Йошкар-Ола).

? При каком царе был основан г. Царевококшайск: при Иване Грозном или при Федоре Иоанновиче?

При Федоре Иоанновиче, Царь Иван Грозный скончался 18 марта 1584 года, а город начали стоить осенью этого же года.

? Каким образом еще называли г.Царевококшайск в старинных источниках?

Много названий имел город: Царев, Царев город, Царев Кокшайский, Царев город в Черемисе Царевококшайск… По-марийски - Чарла (Царла).

Ведущий 1. Когда по всей России вспыхивали крестьянские войны, марийский народ, наряду с другими угнетенными народами, поднимался на борьбу против царского гнета. Особенно такие крупные крестьянские выступления происходили в 17-18 веках.

? Назовите, предводителя крестьянской войны 1670-1671 годов, пламя которой охватило и наш край.

С.Разин.

? Дерево, под которым в ночь с 15 на 16 июля остановился Е.И.Пугачев. Впоследствии это дерево стало историческим памятником. Многие туристы ежегодно посещают место, где растет это дерево.

Ведущий 2. Раньше у марийцев, как и у других народов, стоимость денег приравнивалась к беличьим шкуркам. Одна беличья шкурка стоила 1\3 копейки.

? Сколько надо отдать беличьих шкурок за 5 копеек?

17-18 штук.

? Кто из известных купцов Царевококшайска построил первые каменные дома

Иван Андреевич Пчелин, бургомистр города. Им же были построены в 50-60-х годах 18 века первые в городе два собственных кирпичных дома, а также каменное здание Вознесенской церкви в Царевококшайске и каменная Спасская церковь в селе Цибикнур.

? Кто из русских императоров посетил наш край?

В 1798 году император Павел I совершал поездку в Казань. 22 мая после полудня государь Павел I и его свита прибыли в г. Козьмодемьянск и остановился в доме купца Ф.П.Колесникова.

Ведущий 1. Из воспоминаний очевидцев сохранился интересный случай. Из окна дома видна была р. Волга, и император пожелал испробовать волжскую воду. Несколько человек с бочонком тотчас отправились на лодке на середину реки, т.к. вода около берега была грязная от весенней распутицы. Вода государю пришлась весьма по вкусу. Подняв стакан и показав его собравшемуся народу, царь сказал: «Вот пью я вашу воду. Славная у вас вода!» Переночевав, он утром со свитой отправился на обедню в Успенскую церковь. После обедни государь отправился далее по дороге в Казань.

? Что вы знаете о первых владельцах с. Юрино и кем был построен здесь замок?

В 1762 году указом императрицы Екатерины II крестьяне села Юрино с близлежащими деревнями были отданы инженеру-поручику В.И.Бибикову. В 1782 году он продал свое имение крупному уральскому землевладельцу Н.А.Демидову, от которого по наследству перешло к его сыну Николаю. В 1787 году Демидов продал это имение надворному советнику А.А.Жеребцову. В 1812 году это имение приобрел Василий Сергеевич Шереметев - внучатый племянник известного вельможи петровских времен фельдмаршала Б.П.Шереметева. Затем имение перешло к его старшему сыну Сергею. После его смерти во владение селом Юрино вступил племянник - Василий Петрович Шереметев. Он в 1874 году начал строительство замка, куда были приглашены известные архитекторы.

? Какой сквер в Йошкар-Оле носит имя известной парашютистки?

Наты (Надежды) Бабушкиной. 17 июня 1935 года вместе с пятью подругами совершила парашютный прыжок без кислородного прибора с высоты 7035 метров, тем самым установив мировой рекорд.

? С какими областями и республиками граничит Республика Марий Эл?

Кировская и Нижегородская области, Чувашская и Татарская республики.

? Сколько городов в республике?

Четыре города: г. Йошкар-Ола, г. Волжск, г. Козьмодемьянск, г. Звенигово.

? Сколько районов входит в нашу республику?

Четырнадцать районов: Юринский, Горно-Марийский, Килимарский, Медведевский, Звениговский, Волжский, Моркинский, Советский, Оршанский, Новоторъяльский, Сернурский, Куженерский, Параньгинский, Мари-Турекский.

Ведущий 2. Вы любите путешествовать? Представьте, что вы идете вдоль границы нашей республики. Для этого вы должны знать:

? Какова протяженность границы Республики Марий Эл?

1200 км

? Сколько времени потребуется вам для совершения путешествия вдоль границы, если скорость ваша будет равна 5 км\ч.

Викторина «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

? Сколько всего рек насчитывается в нашей Республике?

476 рек

протяженность их 7000 км

? Какие реки не замерзают зимой?

Илеть, Пемба, Студенка.

? Сколько всего озер?

? Какое озеро является в нашей республике наиболее ценным? Только здесь произрастает редкий исчезнувший вид растения - водяной орех - чилим.

Озеро Марьер, Звениговский район

? В каком году состоялись выборы первого президента Республики?

1991 г .

? В Марийской республике много исторических памятников. Одним из них является «Шереметевская Сибирь». Что это за памятник?

Он находится в Юрино, имение Шереметева. Прежде здесь было нечто вроде феодального замка, но он сгорел. Там были казематы и подземелья, где томились пленники.

ЗАГАДКИ - ШУТКИ

1. Через какую лужу нельзя перепрыгнуть?

Река Лужа, приток р. Б. Кундыш

2. Через какую арку нельзя пройти?

Река Арка, Моркинский район

3. Какую сумку нельзя носить?

Река Сумка, Горно-Марийский район

4. Какую елку не срубить под Новый год?

Деревня Елка, Мари-Турекский район

5. Есть ли какая-нибудь связь между нашей республикой и Древним Римом?

А вот есть.

Этот населенный пункт носит имя легендарного предводителя восставших рабов в Древнем Риме. Назовите населенный пункт.

Спартак, Звениговский район

6. Забежал один зверек на одну из железнодорожных станций республики и остался там жить навсегда… вместе с названием этого населенного пункта. Что за зверь?

Сурок, Медведевский район

7. Это лекарственное растение встречается повсюду в нашей республике, также носит название одного населенного пункта. Назовите это растение?

Пижма, Медведевский район

Ведущий 1. Ребята, а сколько замечательных стихотворений о родном крае, городе, природе написано нашими поэтами - земляками, местными авторами. Прочитайте, пожалуйста, самые яркие, понравившиеся.

(Звучат стихи в исполнении учащихся.)

1.Весенний безоблачный день
Умылся хрустальной росою.
Взбодрилась туманная тень,
Стянувшая лес пеленою.

Налились румянцем поля
За алой чертой горизонта
И нежится в свете заря,
А землю дурманит свобода.
Гимадеева Розалина («Дурман свободы»)

2. Мой край — потерянная сказка,
Мой край — укрытая мечта.
И тот, кто сердце здесь оставил,
Себя оставил навсегда.

Укрыты тайной, околдованы,
Зардели гордые леса.
Безмолвны ели-великаны —
Их кроны «держат» небеса.

Листва пошепчется невнятно.
Прольются трели не спеша —
Душа мгновенно замирает —
И им я внемлю чуть дыша.

Поля, как в золоте пылают,
Журчит янтарная река,
И в даль забвения уносит
Мои мечтания она.

Одна ты, Родина, такая!
Прекрасней не сыскать тебя!
Люблю душой и воспеваю
Тебя, марийская земля!
Гимадеева Розалина («Мой край»)

Ведущий 2. Современный город Йошкар-Ола ничем не обделен — ни красотой, ни самобытностью. В нем уживаются и древность, и молодость, простота и величие. Неповторимы улицы города, его площади и бульвары.

3. На земле не счесть городов больших.
И за целый год не объехать их.
Но в любом краю об одном всегда я пою:

Йошкар-Ола, я вижу вновь
Над весенней Кокшагой мосты.
Йошкар-Ола, земля отцов,
Навсегда у меня в сердце ты.

И тебя вдали, добрый город мой,
Вспоминаю я, словно дом родной.
Пусть летят года, я твой верный сын навсегда!
Л.Дербенев («Песня о Йошкар-Оле»)

Ведущий 1. Современная Йошкар-Ола — красивый и нарядный город. Живописные рощи окружают его со всех сторон. Все лето на площадях, бульварах, скверах растут розы, шумят листвою клены, березы, тополя.

4. Люблю тебя, Йошкар-Ола.
Ты хороша зимой и летом.
Цветком ты красным расцвела
И звонко я пою об этом.
В. Зубарев.

5. Много есть на земле городов,
Но навеки ты сердцу мила,
Разодетая в зелень садов,
Дорогая Йошкар-Ола.

6. Я сюда заглянул не случайно:
Строки песен знакомых зовут…
На широком бульваре Чавайна
Даже осенью розы цветут.

От Кокшаги до самого парка,
Протянувшись дорожкой живой
Полыхают, колышутся ярко
И кивают они головой…
А. Юзыкайн

Подведение итогов викторины

Ведущий 2. Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа.

Ведущий 1. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.

Ведущий 2. Простор небесный сизокрыл,

И тишина кругом.

Мне уголок России мил,

Мой добрый отчий дом.

Стою, не глядя на часы,

Берёзкам шлю привет.

Такой задумчивой красы

Другой на свете нет.

Классный час на тему: Знаешь ли ты себя?

Цели и задачи: - с помощью различных игр дать ребенку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников, повышать самооценку детей;

Учить оценивать свои поступки и поведение окружающих.

Оборудование

У каждого учащегося – изготовленные ими визитки, небольшие листочки – по 2 для каждого ученика, шкатулка.

Ход классного часа:

Учитель . Сегодня я предлагаю поиграть в серьезные игры, которые помогут вам лучше узнать себя и своих одноклассников. Вы, конечно же, уже рассмотрели визитки друг друга, как интересно они оформлены, и знаете, как их владельцы, предпочитают, чтобы их называли: Анюта, Аришка, Викуля, Никитос, Колян, Жека. Давайте же будем следовать пожеланиям друг друга.

Игра «Знаю ли я себя».

Учитель. У вас на партах лежат листочки, Напишите на них свою фамилию и имя. Теперь сверните листок так, что невозможно было прочитать запись. Давайте сложим их в шкатулку.

Теперь вытащите каждый из шкатулки один листок и прочтите, чье имя и фамилия там записаны. Если это оказалось ваше имя и фамилия, то поменяйте листок. При этом никто не должен знать, что написано в вашем листке. Теперь каждый должен написать свое мнение о том человеке, чьи имя и фамилия ему достались, и обязательно, свернув листок, подписать на нем фамилию того человека.

Давайте соберем листочки в шкатулку.

Теперь напишите на чистом листке, что вы думаете о самих себе.

Сейчас я раздам каждому из вас листочки из шкатулки с вашей фамилией и мнением о вас вашего одноклассника. Теперь у вас по два листка. Сравните сое собственное представление о себе с представлением другого человека.

Игра «Пресс-конференция».

Учитель. Суть игры: выберем трех человек, с которыми вы хотите пообщаться. Они будут отвечать на ваши вопросы – вопросы корреспондентов. Можете спрашивать о чем угодно, с целью узнать как можно больше о личности, которая сидит перед вами. Интервьюируемые будут по очереди сидя за столом, отвечать на ваши вопросы. Для того чтобы вопрос прозвучал красиво, пользуйтесь опорными словами. (На доске: «будьте добры». «пожалуйста», «не кажется ли вам…», «благодарю», «спасибо» и т.д.) Предлагаю примерные вопросы, которые вы можете задать ребятам (на листочках):

Ваше любимое блюдо?

Умеете ли вы готовить?

Делаете ли вы зарядку по уторам?

Верите ли вы в справедливость?

Хотите ли вы быть президентом страны? Почему?

Как вы проводите свободное время?

Ваш любимый праздник?

Вы любите животных?

Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы сделали?

Ваш любимый школьный предмет?

Кем бы вы хотели бы стать в будущем?

Ваш любимый цветок?

Игра «Лепестки»

Учитель. А теперь веселая игра «Лепестки». Мальчиков я попрошу стать слева от стола, девочек – справа. На столе лежат «лепестки» оранжевого и синего цвета. С обратной стороны розовых «лепестков» написаны шуточные качества, присущие девочкам. С обратной стороны синих «лепестков» - качества присущие мальчикам. Играем так: сначала

девочки по очереди берут по одному «лепестку» синего цвета, читают вслух написанное на нем качество и вручают лепесток, тому мальчику, которому, по их мнению, это качество больше подходит. Затем то же проделывают мальчики с оранжевыми «лепестками». Каждый из играющих сам решает кому отдать этот «лепесток». Пропускать или оставлять лепестки на столе нельзя. Таким образом, каждый участник от одного до нескольких «лепестков».

(Оранжевые «лепестки»: егоза, ангелочек, спящая красавица, задавака, Золушка, старуха Шапокляк, верный друг, воображуля, забияка, скромнейшая, добрейшая, красивейшая, мисс Активность, душа нараспашку, мисс Обояние, умнейшая, тихоня, деловая, самая крутая, храбрейшая.

Синие «лепестки»: сорвиголова, ворчун, философ, умник не по годам, король приколов, профессор, хохотунчик, молчун, умирающий лебедь, покоритель девичьих сердец, липучка, добряк, крутой, непоседа-торопыжка, гадкий утенок, зануда, деловой, верный друг, балаболка, лидер, суперкачок, самый обоятельный и привлекательный, мистер Скромность.)

Рефлексия .

Учитель . Понравился ли вам классный час? Что больше всего вам понравилось? Какие чувства и эмоции возникали у вас во время игры? Как бы вы оценили свое поведение и поведение партнеров по играм.

Тема классного часа : Поверь в себя

Цели:

Развить представление старшеклассников о способностях человека.

Помочь учащимся в развитии их способностей.

Форма : Классный час-размышление.

Участники: Учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, классный руководитель может поручить учащимся подготовить краткие сообщения о людях, достигших успеха в жизни благодаря развитию своих способностей. (Это могут быть сообщения не только о всемирно известных людях, но также о тех, которые известны лично учащимся, в том числе и о самих ребятах, если они уже достигли успеха в какой-либо деятельности.)

Эпиграф классного часа : «Свои способности человек может узнать, только применив их на деле».

Сенека Луций Анней (младший)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и овладения знаниями, умениями и навыками.

Основу способностей составляют природные физические и психические свойства человека, наследуемые им от родителей. Например, одни люди обладают очень хорошим, как говорят, абсолютным слухом, другие такой способности не имеют. Эти природные свойства называют задатками. Они как бы дают направление, указывают путь, как в дальнейшем будут развиваться способности. Психолог А.В. Петровский сравнивает способности с зерном, которому еще только предстоит развиваться. Способный, но ленивый постепенно становится просто ленивым.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному к различным видам деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и животных, особенно высших, например, у обезьян.

Такими способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Вы уже знаете, что способности развиваются в течение жизни и проявляются у человека только в деятельности. Многие из вас, ребята, несомненно сделали немало для развития своих способностей и достигли определенных успехов в их развитии, а некоторые из вас еще даже не подозревают, какими способностями обладают.

Ученые считают, что если бы человек использовал свои возможности хотя бы на 50%, то он знал бы все языки мира и запоминал бы всю информацию.

Опрашиваемым школьникам выдают разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак « + », если ответ положительный, и знак «-» при отрицательном ответе.

Тест «Как развить свои способности»

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1. Подолгу играть в подвижные игры?

2. Придумывать игры и верховодить в них?

3. Играть в шашки, шахматы?

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?

8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?

9. Слушать или сочинять сказки или истории?

Нравится ли тебе сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортивной школе, секции?

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?

12. Помогать ребятам решать математические задачи?

14. Участвовать в художественной самодеятельности?

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?

17. Заниматься в изостудии, изокружке?

18. Писать сочинения на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

20. От своего умения расставить людей, распределить работу?

21. От решения трудных математических задач?

22. От ремонта бытовых электро- или радиоприборов?

23. От игры на сцене?

24. От общения с людьми?

25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?

26. От посещения художественной выставки?

27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?

Часто ли тебя тянет:

28. К длительным физическим упражнениям?

29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?

30. К разгадыванию математических шарад?

31. К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?

32. Участвовать в постановке спектакля?

33. Помочь людям, посочувствовать им?

34. Поиграть на музыкальном инструменте?

35. Порисовать красками или карандашами?

36. Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

Любишь ли ты долгое время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом?

38. Энергично работать вместе с другими?

39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?

40. Копаться в механизмах, приборах?

41. Заботиться о младших, слабых или больных людях?

42. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?

43. Исполнять музыкальные пьесы?

44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?

45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Контрольный лист

Каждый столбец по вертикали характеризует одно направление в развитии способностей личности:

I — физическое (спортивное) (1, 10, 19, 28, 37);

II — организаторское (2, 11, 20, 29, 38);

III — математическое (3, 12, 21, 30, 39);

IV — конструкторско-техническое (4, 13, 22, 31, 40);

V — эмоционально-изобразительное (артистическое) (5, 14, 23, 32, 41);

VI - коммуникативное (6, 15, 24, 33, 42);

VII - музыкальное (7, 16, 25, 34, 43);

VIII — художественно-изобразительное (8, 17, 26, 35,44);

IX — филологическое (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Тест «Умеете ли вы проводить свободное время?»

1. Кажутся ли вам выходные слишком короткими?

2. Бывает ли так, что вам нечем себя занять?

3. Беседуя с товарищами, останавливаетесь ли вы, потому что вам стало скучно?

4. Когда вы с друзьями, кто инициатор всех затей — вы?

5. Знаете ли вы хотя бы четыре разновидности настольных игр?

6. Любите ли вы просто бродить без цели?

8. Что-то коллекционируете?

9. Ведете ли дневник?

10. Любите ли решать кроссворды?

11. Считаете ли вы дождь в выходной катастрофой?

12. Если вы ждете кого-нибудь или чего-нибудь, можете ли себя занять, чтобы не нервничать?

Одно очко за каждый ответ «Да» дается на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12 и за каждый ответ «Нет» на вопросы 2, 3, 11.

Интерпретация результатов:

Более 8 очков. Вы умеете проводить свободное время. Друзья никогда с вами не скучают, да и вам чужда скука. Такому качеству можно только позавидовать.

От 4 до 8 очков. У вас, как у большинства, бывают плохие дни, когда ничего не ладится, ничто не забавляет и не развлекает, — наверное, вам будет полезно иметь в запасе какое-нибудь увлечение, которое в любой ситуации сможет хоть немножко исправить ваше настроение.

Менее 4 очков. Похоже, что вас ничего не интересует. Что ж, бывает, но жить так просто скучно. А раз так, понаблюдайте за теми, кто всегда чем-то занят, и очень может быть, что вы научитесь ценить и заполнять свое время.

Тест «Знаешь ли ты себя?»

Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают летать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «Да» или «Нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны:

1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?

2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?

3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?

4. Храните ли письма от близких людей?

5. Интересует ли вас психология?

6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?

7. Избегаете ли вы мысли о смерти?

8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?

9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?

10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?

11. Читаете ли вы любовные романы?

12. Избегаете ли вы одиночества?

13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?

15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?

16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?

17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

Обработка результатов

Подсчитайте количество «Да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма, например 45. Интерпретация результатов:

От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка присмотреться к реальным событиям. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградит вас от неприятностей.

От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.

От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с реальной возможностью.

От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, а она пошла бы вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолевать препятствия.

Психологический комментарий. Процедура тестирования помогает настроить членов группы на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга — закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на этой основе появление возможности изменить себя.

Понятно, что это не профессиональный тест, по которому можно определить те или иные характеристики личности. Да такая задача и не ставилась. Как и любой другой, данный тест — лишь материал для дальнейшей работы. Участникам следует сказать, что результаты помогут в ходе тренинга глубже разобраться в себе. Даже если кого-то они обескуражат или снизят рабочий настрой, объясните, что нужно отнестись ко всему спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к своей личности.

Тест «Остроумны ли вы?»

1. Когда вам настойчиво предлагают поменяться книгами, а вы не хотите обижать человека отказом, удается ли вам найти предлог, чтобы не делать этого?

2. Стесняетесь ли вы выступать перед людьми на сцене?

3. Теряете ли вы голову, когда вас ругают?

4. Когда вы смотрите по телевизору викторину, отвечаете ли вы на все вопросы правильно?

5. Объясняете ли вы, как действует тот или иной механизм, даже если не разбираетесь в этом?

6. Сердитесь ли вы, когда вас кто-то обижает, потому что не можете ответить?

7. Нужна ли вам энциклопедия, чтобы ответить на трудный вопрос?

8. Считаете ли вы, что лучше ответить на трудный вопрос?

9. Замечаете ли вы, если вам неправильно дали сдачу, и поднимаете ли шум, даже если знаете, что вас обсчитали случайно?

10. Во время экзамена вы отвечаете устно без чтения ответа по бумажке?

11. Хорошо ли вы играете в шахматы?

12. Последнее слово всегда остается за вами?

Ключ к тесту . Одно очко дается за каждый ответ «Да» на вопросы 1, 4, 5, 8, 9, 10, 12 и ответы «Нет» на вопросы 2, 3, 6, 11.

Интерпретация результатов:

Более 8 очков. Что ж, смелости у вас хватает. Вы быстро отвечаете, не любите молчать ни в какой ситуации. Однако не слишком ли вы самонадеянны?

4-8 очков . Вы не любите говорить глупости, всегда уверены в себе и в том, что говорите. Это признак ума и осторожности, и вас можно поздравить с такими качествами.

Менее 4 очков. Вы, наверное, застенчивы и не уверены в себе. Но это проходит со временем и опытом.

Ведущий: Очень важно научиться использовать ресурсы своего собственного «Я», направлять их на достижение поставленной цели.

А как вы считаете, что еще необходимо для достижения успеха в развитии своих способностей?

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркнет, что очень важным фактором являются волевые свойства личности, к которым относятся: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка или самообладание, самостоятельность.

Для характеристики выдающихся способностей используют слова «талант» и «гений».

Талант — высшая степень одаренности в какой- либо деятельности, а высшая ступень развития таланта, связанная с созданием качественно новых творений, открытием ранее не известных, неизведанных путей творчества, называется гениальностью. Таких людей за всю письменную историю человечества было около 400. Можете ли вы привести примеры? (Ученики приводят примеры: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский, С.П. Королев, С.И. Вавилов, А. Эйнштейн, Д.И. Менделеев и другие известные всему миру люди.)

Учитель: От чего зависят наши способности?

В ходе классного часа ученики выясняют, что на способности человека влияют наследственность, социальная среда с ее ценностными ориентациями, условия жизни и т.д.

Верь в себя.

Поставь перед собой цель и наметь план действий по ее достижению.

Упорно трудись.

Постоянно внушай себе, что ты все сможешь.

Слушай советы тех, кто старше и опытнее тебя.

Не ленись.

Твори, выдумывай, пробуй!

В заключение классного часа делается вывод о том, что каждому человеку необходимо знать и развивать свои способности. Многое здесь зависит от самого себя. Воспитание творчества, таланта — задача, конечно, сложная, но при желании и настойчивости вполне выполнимая.

Классный час» Умеешь ли ты дружить». 2 класс
Учитель Белозёрова Наталья Николаевна МБОУ «ООШ № 7» г. Чусовой
Цель: научить детей ценить дружбу.
Задачи:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в
коллективе.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование;
1.Отрывок из мультфильма «Умеет ли крокодил дружить»
2. Презентация
Методы проведения:
­ дискуссионные ­
игровые
Ход занятия
1. Организационный момент.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь,
передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе... (высказывания детей)
Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.
2. Актуализация ­
Послушайте стихотворение А. Барто " Требуется друг"(читает ученик)
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: " Ты дружи со мной одной".
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной ­ стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: " Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать ­ дашь контрольную списать!"
А девчонка на дыбы! Говорит: "Молчала бы!"
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: "Срочно требуется друг"
3.Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному произведению.
­ Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?
­ Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?
­ Почему героине так трудно было найти подружку?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Есть ли у вас друзья? Умеете ли вы дружить?
На эти вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.
3. Беседа «Какое чудесное слово дружба».
А кого можно назвать другом?

Как мы должны общаться с друзьями? (ответы) Мы открыли правила дружбы.
 Не ссорится
 Уступать
 Не бояться просить прощения, если обидел друга
 Не грубить – быть вежливым
 Не злиться
 Не жадничать
 Помогать другу
 Быть честным
 Быть внимательным1. доверять другу;





делиться новостями, успехами или неудачами;
уметь хранить чужие тайны;
радоваться вместе с другом его успехам;
не оставлять друга в беде, не ждать просьбы о помощи, а самому предлагать её;
стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
6. Игра « Хлопок»
(Добрый, робкий, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный,
красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый, интересный
собеседник, капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий
хранить тайну).
7.Просмотр видеофрагмента –Умеет ли крокодил дружить?
8. Игра»Истории из корзины».
Я принесла сегодня корзинку, в которой много различных историй. Мы попробуем найти выход из них.
Работать будем по группам.
(Ребёнок выбирает историю в трёх­пяти экземплярах, чтобы все находящиеся в группе могли прочитать
историю. Затем каждая группа обсудит её и скажет своё мнение).
1 ситуация.
Коля в раздевалке вешал своё пальто, его случайно толкнул другой мальчик. Коля толкнул мальчика.
Обсуждение:
­ Правильно ли поступил мальчик Коля?
­ Как должен был повести себя другой мальчик?
­ Как повели бы себя вы?
­ Как вы считаете поступил мальчик? (Плохо)
­ Что он должен был сделать, чтобы избежать ссоры? (Извиниться)
­ Что не должен был делать Коля? (Толкаться)
­ Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть вежливым и аккуратным, тогда сможем
избежать ссоры).
2 ситуация.
Девочка вешала свою куртку в раздевалке, подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше.
Девочка обозвала подругу.
Обсуждение:
­ Почему девочки поругались?
­ Что должна была сказать подруга? (Извиниться)
­ Что она сделала? (Пошла дальше)
­ Как поступили бы вы?

­ Что сделала девочка? (Обозвала)
­ Что должна была сделать девочка? (Замечание)
­ Что сделали бы вы?
­ Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации? (Надо быть и аккуратным и вежливым, тогда
сможем избежать ссоры).
3 ситуация
Девочке купили ролики, она пошла кататься. Подруга попросила дать покататься ей, но девочка
отказала. Подруга обиделась и ушла.
Обсуждение:
­ Почему девочки поругались?
­ Как можно было избежать ссоры?
­ Как вы думаете, если вещь принадлежит другому человеку, можно ли настаивать, чтобы её дали вам?
Вывод: не настаивай при отказе, уважай мнение других.
резерв
(Проблемные ситуации): Работаем парами – обсуждение.
1. Твой друг допустил ошибку на доске, а ты заметил.
2. Твой друг говорит тебе: «Я плохо себя чувствую…». Что ты сделаешь?

9.Подведение итогов
– Давайте же вырастим цветок дружбы! Лепестки
На лепестках написать пожелание своему другу
Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё. Вы знаете, ребята, животные тоже
умеют дружить, их дружба самая настоящая, они никогда не предают друзей.
Читает учитель:
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех хватало,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмёмся, встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг!
За руки возьмёмся, пусть пойдёт
По земле огромный хоровод!
УДАЧИ ВСЕМ В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО ДРУГА!




Top