Прием на работу с удостоверением призывника. Налоговый и бухгалтерский учет. Нужен ли военный билет при приеме на работу

Каждая компания, включая и малые предприятия, обязана вести воинский учет. При нарушении такого требования для работодателей предусматривается административная ответственность. Принимая на работу нового сотрудника, компании запрашивают с него сведения о воинском учете. Но что делать, если будущий работник военный билет не предъявляет? Отказать ему в приеме на работу или принять? В статье рассмотрим можно ли принять на работу без военного билета.

Какие работодатели обязаны вести воинский учет

Все работодатели, за исключением предпринимателей обязаны вести воинский учет по своим работникам (№52-ФЗ от 28.03.1998). Принимая на работу нового сотрудника, как организации, так и предприниматели обязаны запрашивать у будущих сотрудников документы воинского учета. Если работник не представляет воинские документы, то организации обязаны об этом сообщить в военкомат. В том случае, если они этого не сделают, для них предусмотрена административная ответственность (21.4 КоАП РФ). На предпринимателей такое требование не распространяется, воинский учет вести они могут, но не обязаны сообщать в военкомат о работниках, не предоставивших информацию по воинскому учету.

Важно! Работодатели не имеют право отказать в приеме на работу соискателям, которые не предоставили такие документы.

Лица, подлежащие воинскому учету

К работникам, которые подлежат воинскому учету относят призывников и военнообязанных (Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006). Подлежит или нет воинскому учету принимаемый работник можно выяснить по паспорту. Если гражданин является военнообязанным, то на странице 13 паспорта будет стоять соответствующая отметка.

Лица, не подлежащие воинскому учету

К лицам, не подлежащим воинскому учету относят:

  • Освобождённых от воинской обязанности, к примеру, не годных к службе, либо ограниченно годных, проходивших службу в ином государстве, а также иных лиц на основании ст. 23 №53-ФЗ;
  • Проходящих военную, либо альтернативную службу;
  • Женщин, которые не имеют военной специальности;
  • Проживающих за пределами РФ;
  • Лиц, имеющих звание офицеров, либо пребывающих в запасе СВР и ФСБ РФ.

Воинский учет в организации

Разделяют два вида воинского учета: специальный и общий. Общему учету подлежат следующие сотрудники:

  • Подлежащие бронированию за компаниями и учреждениями в период военного положения;
  • Проходящие службу в ОВД, Противопожарной службе, уголовно-исполнительных органах, учреждениях, осуществляющих контроль за наркооборотом и т.д.

Остальные работники компании подлежат общему учету.

Документы воинского учета

На основании документов воинского учета, предъявляемых работниками при приеме на работу, организации осуществляют воинский учет. Если граждане при приеме не предъявляют их самостоятельно, то работодатели обязаны запрашивать сведения, подтверждающие статус лица.

Под документами воинского учета понимают:

  • Удостоверение, подлежащего призыву гражданина. Предъявляется удостоверение призывниками;
  • Военный билет (или временное удостоверение) – предъявляется военнообязанными мужчинами.

Если женщина также принадлежит к военнообязанным гражданам, то это должен подтверждать соответствующий штамп в паспорте.

Можно ли принять на работу без военного билета

Отказать работнику в приеме на работу, если он не предоставил документы воинского учета нельзя. В соответствии с ТК РФ, трудоустраиваясь, граждане обязаны предъявлять такие документы. Но если они этого не делают, работодатели должны запросить их самостоятельно. В случае отказа в принятии на работу на таком основании, компания нарушает трудовые права работника.

Организация воинского учета

Важно! За воинский учет в компании отвечает руководитель.

Руководитель компании или предприниматель решает кого из сотрудников назначить ответственным за ведение воинской работы, либо ведет учет сам. Для этого работодатель в произвольной форме издает приказ. Возложить обязанность по организации такого учета можно не только на кадрового работника, но и на бухгалтера. Для этого в трудовом договоре или инструкции к договору необходимо предусмотреть соответствующую обязанность. Либо оформить на бухгалтера совмещение, либо совместительство.

Ответственность работодателя

В случае нарушения работодателем порядка по ведению воинского учета предусматривается административная ответственность. При этом штраф предусматриваются как для руководителя компании, так и для сотрудника, ответственного за воинский учет.

Вид нарушения Размер штрафа, рублей
Неоповещение военкомата о том, что был принят или уволен работник, подлежащий воинскому учету 300 – 1 000
Ненаправление в установленный срок в ответ на запрос военкомата сведений о работниках, подлежащих воинскому учету 300 – 1 000
Непредоставление списка граждан, которым на будущий год должно исполниться 17 лет 300 – 500
Неоповещение работника о повестке с военкомата, а также необеспечение работнику возможности явки в указанное военкоматом место 500 – 1 000

Срок, в который работодатель обязан предоставить сведения по лицам мужского пола, которым на следующий год исполняется 17 лет – до 1 ноября. Предоставляются такие сведения каждый год.

Штраф на компанию имеют право наложить военные комиссары, при этом такие нарушения не относят к длящимся. То есть срок, по которому компания может быть привлечена к ответственности не превышает 2 месяца. Срок отсчитывают со дня совершения нарушения.

Порядок оповещения военкомата

Работодатели отчитываются перед военкоматами по месторасположению компании. Отчет может подготовить сам руководитель, либо сотрудник, ответственный за ведение воинского учета. В военкомат предоставляют следующие сведения:

  • Список работников, подлежащих учету при их поступлении на работу. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты приема сотрудника;
  • Список работников, подлежащих учету при их увольнении. Срок для сообщения составляет 2 недели с даты увольнения сотрудника;
  • Ответ на запрос военкомата о сотрудниках, состоящих на воинском учете, либо обязанных состоять на воинском учете. После запроса военкомата такие данные предоставляются в срок до 2-х недель;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых составляет 15 и 16 лет. Предоставляются такие списки каждый год в сентябре;
  • Списки по работникам мужского пола, возраст которых в будущем году составит 17 лет, то есть по тем работникам, у которых в будущем году будет первоначальная постановка. Отчет предоставляется в срок до 1 ноября, ежегодно.

Помимо этого, компании обязаны вести журнал по проверкам воинского учета, а также бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Такой журнал необходимо зарегистрировать, пронумеровать, прошнуровать, а также заверить подписью руководителя и печатью компании (Читайте также статью ⇒

При трудоустройстве у нового работника требуют целый пакет документов. В него входит и военный билет, который подтверждает факт постановки на воинский учет. Таким способом государство собирает, обобщает и анализирует информацию о гражданах, которые подлежат призыву и мобилизации. Разберемся, возможен ли прием на работу без военного билета, зачем он нужен и кто обязан его предъявлять. Также из этой статьи вы узнаете, что грозит работодателю за трудоустройство работника без этого документа.

Нужен ли военный билет при приеме на работу

В ст. 65 закреплена необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве. При отсутствии этого документа у соискателя работодатель вправе отказаться нанимать его на работу.

Какие документы должны предоставить лица в запасе, а какие - подлежащие призыву

Согласно ст. 65 ТК РФ, документы воинского учета делятся на 2 вида. Лица, подлежащие призыву на военную службу, должны предоставлять работодателю приписные свидетельства. При приеме на работу военнообязанного работодатель должен требовать военный билет либо временное свидетельство, выданное вместо него.

Зачем нужен документ призывника

Одна из обязанностей каждого работодателя - передавать сведения в военкомат о приеме на работу гражданина РФ. Это необходимо для проверки его постановки на воинский учет. Соответствующее требование закреплено в п. 23 «Положения о воинском учете» . Без документа призывника выполнить такое условие невозможно.

Вся информация о сотрудниках подлежащих учету должна быть представлена в военкомат в течение 2-х недель с момента заключения трудового договора. В противном случае работодатель понесет ответственность в соответствии с ч.3 ст.№21.4 КоАП.

О сотрудниках какого возраста работодатель обязан информировать военкомат

Состоять на воинском учете должны лица, которым от 18 до 50 лет. Если возраст нового сотрудника находится в этом диапазоне, работодатель обязан предоставить данные о нем в военный комиссариат.

Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными

Важная информация

При приеме на работу соискатель вместо военного билета может принести справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (ст. 38, 49, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Согласно закону, воинскому учету подлежат лица трех категорий:

  1. Призывники - это мужчины от 18 до 27 лет, не прибывающие в запасе и обязанные становиться на воинский учет.
  2. Военнообязанные - все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, кроме тех, кто признан негодным к службе по состоянию здоровья.
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Невоеннообязанными являются молодые люди до 18 лет и мужчины старше 50 лет. Также некоторые лица призывного возраста освобождаются от исполнения воинского долга по состоянию здоровья.

В п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности указано, что соответствующее решение принимает призывная комиссия на основании результатов медицинского освидетельствования. В таких случаях выдаются военные билеты категории «Д» с отметкой «не годен к военной службе».

Невоеннообязанными являются и все женщины. Исключение - те из них, кто имеет военно-учетные профессии и специальности.

Можно ли вместо оригинала предъявить копию

Если у нового работника нет на руках оригинала военного билета, он вправе предоставить копию этого документа.

Какие страницы и сведения должна содержать копия

В копии военного билета обязательно должны быть серия и номер документа, номер части, где проходила служба. Также необходимо копировать страницы, где содержатся следующие данные:

  • решение, принятое призывной комиссией;
  • записи о прохождении службы и демобилизации;
  • присвоенное звание, перечисление полученных наград, контузий;
  • информация о том, что лицо находится в запасе или на военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военного билета

В России нет закона, который категорически запрещает трудоустройство без военного билета. Одновременно отсутствие этого документа служит основанием для отказа в приеме на работу.

Если работнику отказано в трудоустройстве по причине отсутствия военного билета, то проблему можно разрешить двумя способами:

  • обратившись в трудовую инспекцию или сразу в суд;
  • получив военный билет, приписное удостоверение.

Оптимальным вариантом является именно второй. Так как наличие военного билета является важным фактором не только при устройстве на работу.

Закон гласит, что каждый работодатель должен уведомлять военкомат о трудоустройстве и увольнении лиц, подлежащих воинскому учету. При несоблюдении этого требования руководитель или должностное лицо организации подпадает под административную ответственность. Наказание - штраф от 300 руб. до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Проверить, состоит ли человек на воинском учете, без военного билета нельзя. Поэтому работодатель должен требовать его при трудоустройстве.

Если у вас есть вопросы относительно приема на работу военнообязанного, пишите в комментариях

Я ознакомилась со статьей Как организовать воинский учет персонала - правильно ли я поняла, что отсутствие военного билета (т.е человек не стал на воинский учет)- не является основанием отказать ему в трудоустройстве? А я просто должна сообщить в военкомат о том, что сотрудник не стал на воинский учет? Я когда пошла в военкомат, они утверждают, что Я буду нести ответственность и при проверке у нас будут штрафы.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета.
Однако при этом ничего не говорится о возможности работодателя отказать в заключении трудового договора в случае непредъявления работником каких-либо документов, перечисленных в этой статье.

В соответствии с п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, документами воинского учета являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 9 Положения организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

На организацию-работодателя возложены, в частности, обязанности:
- по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинности записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличия мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона) (пп. "а" п. 30 Положения);
- по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету; по осуществлению контроля за их исполнением, а также информирования граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения);
- по информированию военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения);
- по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения).
За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Из этого следует, что законодательство не ставит возможность заключения трудового договора в зависимость от соблюдения гражданином своих обязанностей по воинскому учету, но возлагает на работодателя обязанность сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о факте приема на работу сотрудника, у которого отсутствует военный билет.

Такое уведомление составляется в произвольной форме.

Образец:

ООО «Альфа»

В военный комиссариат

_____________________

Доводим до Вашего сведения, что ООО «Альфа» заключило трудовой договор с Ивановым Иваном Ивановичем, _________ г. р., зарегистрированным по адресу: ___________________. Указанный гражданин при приме на работу не представил документ воинского учета, ссылаясь на отсутствие бланков военных билетов в военкомате.

Директор А.С. Львов

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Можно ли отказать в приеме на работу соискателю, который не предъявил документы воинского учета

И.И. Шкловец

Нет, нельзя.

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета ().

Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат ( Положения, утвержденного ). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к ().

Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 21.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Актуальность: 2014 г.

Нормативно правовая база.

  • "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
  • В настоящее время осуществление воинского учета у работодателей регламентировано:
    - Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719,
    - Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Документы воинского учета, переделяемые при приеме на работу.

На основании ст. 65 ТК РФ одним из документов, предъявляемых при приеме на работу, является документ воинского учета. Работодатель для целей , вправе требовать его от военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 утверждено Положение о воинском учете, в соответствии с п. 28 которого к документам воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организации, относятся:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
    Исключение: прием на работу иностранных граждан (п. 1 ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Условие предъявления документов воинского учета распространяется лишь на военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу- имеющих гражданство России.

Действия работодателя, при отсутствии у кандидата на прием на работу документов воинского учета.

При оформлении сотрудников на работу согласно п. 30 Положения, п. 27-31 Методических рекомендаций, ответственный за ведение воинского учета в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет.

Действия и обязанности работодателя:

  • установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;
  • проверить у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у лиц, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом необходимо сверить соответствие указанных документов паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия;
  • при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета;
  • в случае отсутствия отметки о постановке на воинский учет направить сотрудника, подлежащего постановке на воинский учет, в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления;
  • проинформировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

В ситуации, когда потенциальный работник призывного возраста, устраиваясь на работу, не предъявляет документов воинского учета, работодатель может как отказать в приеме, так и принять на работу военнообязанного гражданина, в этом случае у организации появляется обязанность в соответствии со ст. 11 ТК РФ, положениями Методических рекомендаций проинформировать об этом военный комиссариат в течении двух недель, см. п.п. а) п.29 Методических рекомендаций:

Ответственность

Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ.

Трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).

Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.

Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

Контроль за ведением предприятиями воинского учета осуществляют военкоматы (п. 33 Положения). Нарушения в области воинского учета подпадают под действие ст. ст. 21.1 - 21.3 и п. 3 ст. 21.4 Кодекса об административных правонарушениях. Дела о них рассматривают военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Руководителю или другому должностному лицу придется заплатить штраф от 300 до 1000 руб. Если в установленный срок предписание об устранении нарушений не будет выполнено, то руководителю грозит штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, организации - штраф от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

При оформлении трудовых взаимоотношений с лицами мужского пола призывного возраста имеются некоторые особенности, невыполнение которых может привести к привлечению к административной ответственности.

Возраст призывников составляет от 18 до 27 лет. В указанном возрасте мужчины, не пребывающие в запасе, обязаны состоять на воинском учете. Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными.

И военнообязанные, и призывники при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Законодательство РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТКРФ). Федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные требования, несоблюдение которых может служить основанием отказа в приеме на работу (ч.2 ст.64 ТК РФ). В этой же статье приведены отдельные виды необоснованного отказа в заключении трудового договора (дискриминация по национальному, социальному, имущественному признакам и др.).

Отказ в приеме на работу в связи с отсутствием документов, предусмотренных ст.65 ТК РФ (в том числе документа воинского учета - военного билета), является обоснованным, поскольку установленные ТК РФ требования являются обязательными.

На основании изложенного работодатель вправе не принять на работу военнообязанного работника, не имеющего документов воинского учета (военного билета или временного удостоверения для пребывающих в запасе либо удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу). Хотя прямой обязанности отказать в приеме на работу в связи с отсутствием данных документов не установлено, за нарушение требований законодательства о военной обязанности и воинском учете (п.3 ст.21.4 КоАП РФ) и за нарушение требований трудового законодательства (ст.5.27 КоАП РФ) работодатель, заключивший трудовой договор с лицом, не имеющим документа воинского учета, может быть привлечен к административной ответственности.

Работодатель может принять на работу такого сотрудника, при этом соблюдая обязательные уведомительные процедуры, в главе 21. КоАП Рф «Административные правонарушения в области воинского учета» предусмотрена административная ответственность в случае, если работодатель не уведомит Военкомат:


Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, -

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Для гражданина РФ, уклоняющегося от исполнения обязанностей воинского учета, предусмотрены статьи КоАП:


Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Подводя итог выше сказанному, нужно отметить, что ответственность за состояние и ведение воинского учета в организации лежит целиком на работодателе. При этом, ведение воинского учета не ограничивается указанными в данной статье обязанностями.


Для всех мужчин трудоспособного возраста одним из главных документов наряду с паспортом и трудовой книжкой является военный билет.

Он входит во все обязательные перечни документов, в том числе и тот, что установлен для граждан при . Но несмотря на его обязательность в некоторых случаях возможен прием на работу без военного билета. Рассмотрим все правила приема сотрудников мужского пола на работу и разберемся, в каких случаях отсутствие военного билета не будет считаться нарушаться трудового законодательства.

Военнообязанными в Российской Федерации считаются все мужчины, которые . Данный термин может относиться и к женщинам, если они выбрали профессию военнослужащего добровольно, получили определенную специальность и звание, а также работают в воинских частях или находятся в запасе.

Военнообязанным может стать только тот гражданин, который уже отметил свое 18-летие. Обязанности по отношению к защите родины возникают у мужчин при достижении совершеннолетия, а исчерпывают себя при пересечении определенного возрастного рубежа или при постановке вердикта о его непригодности к службе.

Обязанными быть призванными к защите страны в случае возникновения необходимости считаются:

  1. Проходящие срочную службу в армии или службу .
  2. Находящиеся в увольнительном режиме.
  3. Еще не призванные по разным причинам граждане, которые имеют установленную для службы годность.
  4. Уволенные в запас, но не достигшие предельного возраста.
  5. Окончившие военные кафедры различных учебных заведений.
  6. Освобожденные от призыва в армию, но являющиеся годными для армейской службы.

Освобождение от призыва полностью или в виде временной отсрочки выдается следующим категориям:

  1. Учащиеся в высших учебных заведениях.
  2. Ученые.
  3. Проходящие обучение на военных кафедрах.
  4. Имеющие судимость.
  5. Занимающиеся воспитанием несовершеннолетнего ребенка в одиночку.
  6. Имеющие на руках нетрудоспособных и тяжелобольных членов семьи.
  7. Те, у кого есть задолженности по кредитам или иным платежам, при условии, что выплаты присуждены в судебном порядке.

Освобождение для многих категорий является лишь временной мерой, однако стоит учитывать, что призыв имеет ограниченные возрастные сроки – граждане старше 27 лет в армию не забираются.

По возрасту от воинской обязанности освобождаются лица, достигшие:

  1. В 50 лет при получении звания старшего прапорщика.
  2. 55 лет – капитаны и лейтенанты.
  3. 60 лет все звания от майоров до подполковников.
  4. В 65 лет все вышестоящие после подполковника звания.

Не стоит путать освобождение от обязательств перед родиной с выходом на пенсию.

Необходимость учета военнообязанных лиц

Организация и ведение учета военнообязанных лиц на предприятиях регламентируется Положением о воинском учете, которое утверждено Постановлением Правительства РФ N 719 в 2006 году.

В каждой организации должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета.

По правилам при наличии сотрудников, подлежащих такому учету в количестве менее пятисот человек, ответственное лицо назначается в размере одной единицы и может совмещать данный вид деятельности с иными обязанностями. А вот при превышении полутысячи, но при условии, что таких учетных сотрудников не более двух тысяч, необходимо обязательно выделять отдельного работника для систематизации данных. Далее количество ответственных увеличивается на дополнительную единицу с прибавлением каждых последующих трех тысяч сотрудников.

Обязанность работодателей вести строгий учет всех обязанных граждан позволяет получать оперативную информацию о нахождении того или иного гражданина и иметь возможность призвать его на сборы или службу в любое удобное время. Постоянное контролирование документации воинского учета позволяет своевременно выявлять неточности, нарушения, фальсификации. При возникновении мельчайших нюансов или дополнительных вопросах работник направляется в военный комиссариат.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя весьма обширны при ведении учета своих сотрудников. При приеме нового работника сведения о наличии у него воинских обязательств выясняются в первую очередь.

Затем на основании полученных сведений производятся такие действия:

  1. Заполняется личная карточка нового работника. В ней указываются все личные сведения, которые касаются образования, семьи, места жительства, другие сведения.
  2. При изменениях обстоятельств в личной жизни, образовании, профессии в карточку вносят соответствующую запись.
  3. Карточки военнообязанных хранят отдельно от иных работников.
  4. Уполномоченный работник обязан своевременно оповещать граждан о мобилизационных призывах, необходимости подготовки к очередному посещению комиссариата, разъяснять возникающие вопросы, информировать об ответственности за несоблюдение правил учета.

По отношению к комиссариатам кадровые работники обязаны:

  1. Своевременно уведомлять их о приеме граждан данной категории на работу или об их .
  2. Заявлять об обнаруженных ошибках, несоответствиях, фальсификациях или иных проблемах с военным билетом.
  3. Предоставлять информацию об изменениях личных сведений о сотруднике.

Срок любого информирования – две недели с момента получения соответствующей информации.

Военкоматы могут запрашивать ежегодно также сведения о молодых парнях в возрасте 15, 16 и 17 лет. Такие запросы заполняются в осенние периоды.

Нужен ли военный билет при трудоустройстве

Нужен ли военный билет при трудоустройстве? Ответ можно найти в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечисляет обязательный перечень документов, которые работодатель обязан официально требовать при оформлении нового работника в штат организации. В пункте 5 статьи установлено обязательность предоставления военного билета для всех военнообязанных лиц. Этот пункт обязателен и исключению не подлежит.

Следует понимать, что если мужчина уже достиг 18 лет, то он обязан иметь военный билет на руках. Документ выдается даже в том случае, если гражданин освобожден от воинской службы. В этом случае в документе стоит отметка о соответствующем решении.

Трудоустройство без военного билета возможно для следующих категорий работников:

  1. Женщины.
  2. Несовершеннолетние.
  3. Мужчины, достигшие 50-летнего рубежа. Из данной группы есть исключения, если, например, звание предполагает увеличение возраста.
  4. . Они не могут призываться под флаги РФ, а соответственно их учет не является необходимым.

Отсутствие военного билета может быть заменено справкой временного образца, например, о его утере. Вообще в ТК РФ нет четких указаний об обязательности отказа гражданам, не предъявившим документ.

Ответственность за прием без военного билета

Ответственности за прием на работу гражданина без военного билета в законодательстве не предусмотрено.

Работодатель не может отказать в приеме, опираясь именно на данный аргумент. А вот последствия не уведомления о приеме такого работника действительно существуют.

Как говорилось ранее, все сведения о приеме работников данной категории, должны передаваться в военкоматы в течение двух недель. Если такое условие не соблюдается, то административная ответственность налагается непосредственно на работника, отвечающего за предоставление информации. Штраф может быть назначен в сумме от 300 до 1000 рублей.

При отсутствии военного билета соискатель направляется в военкомат для получения приписного удостоверения. Такой вариант позволит избежать проблем и административной ответственности.

Вам это будет интересно




Top