Роман «Преступление и наказание»: смысл названия. Федор Михайлович Достоевский, «Преступление и наказание. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание": описание, герои, анализ романа

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Преступление и наказание - самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.

История создания

Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.

Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков - незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан. Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.

Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник». Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным - от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).

Описание произведения

Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.

Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело - избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек - простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.

Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.

Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.

Главные герои романа

(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке )

Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа. Вся его жизнь пронизана вопросом - будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям. Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку - Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.

Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть - свою женскую честь. Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа. Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.

Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.

Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.

Анализ произведения

Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей. Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий - временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.

Структурная композиция романа довольно проста - 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав. Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность внутреннего состояния главного героя. Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй - количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.

Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи - Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.

Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.

Итоговый вывод

На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому - с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии. Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении. Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.

Год выпуска книги: 1866

Роман Достоевского «Преступление и наказание» относят к первому произведению так называемого «великого пятикнижия» Достоевского. Это наиболее зрелые романы автора, которые были написаны после каторги, и считаются наиболее значимыми среди его произведений. Учитывая, что сам Достоевский находился в очень трудном финансовом положении на момент написания, ему были близки как сами главные герои, так и атмосфера нищеты. Возможно, именно это позволило автору прописать настолько качественно психологические портреты главных героев, а также грамотно передать атмосферу бедных кварталов Петербурга. Все это позволило образам романа «Преступление и наказание» быть актуальными и в нынешнее время, а самому роману попасть в наш рейтинг .

Краткое содержание романа «Преступление и наказание»

При этом от своего знакомого пьяницы, главный герой романа «Преступление и наказание» узнает о его дочери – Сони. Из-за постоянного пьянства отца, она вынуждена была пойти на панель, чтоб обеспечить существование сестер и братьев. В то же время он получает письмо от матери, о том, что они с сестрой Родиона Романовича – Дуней едут к нему в Петербург. Ведь Дуня натерпелась от распутного помещика Свидригайлова, а здесь ее ждет жених – Лужин. Но Лужин рассчитывает не на брак по любви, а на брак по принуждению, которым станет бедность и зависимость невесты.

Несмотря на свои мучения главный герой романа «Преступление и наказание» решается на убийство процентщицы Алены Ивановны. При этом ему приходится убить не вовремя вернувшуюся кроткую сестру процентщицы. Все похищенное имущество он прячет в случайное место. Но постепенно он ощущает пропасть между собой и остальными людьми. И не смотря на образовавшуюся у него теорию, душевные мучения не покидают его. Особенно после обвинения в убийстве маляра Миколки. Суть теории Раскольникова сводится к тому, что все люди делятся на «низших» и «высших». «Низшие» соблюдают правила, а «высшие» созданы, чтоб нарушать их и не угрызаться сомнениями по этому поводу.

Тем временем к Раскольникову приезжает мать и сестра, но он выгоняет их из-за того, что считает себя «мертвым» для них. В то же время их принимает его друг Разумихин, который влюбляется в Дуню. Раскольников же в поисках оправдания себя сближается с Соней. А для того чтоб снять с себя подозрения отправляется к следователю по делу убийства – Порфирию Петровичу. После повторного общения с Раскольниковым следователь практически заставляет признаться Раскольникова в убийстве, но в этот момент в убийстве сознается Миколка.

В это время вслед за Дуней приезжает Свидригайлов, который сразу находит в Раскольникове родственную душу. Главный же герой романа «Преступление и наказание» удивляется способности у Свидригайлова веселиться после всего, что он натворил. Но не все так просто, и в романе «Преступление и наказание» Свидригайлов не выдержав душевных мучений и отказа Сони, застрелился. Это стало последней каплей для Родиона Романовича и по настоянию Сони он решается сознаться в преступлении.

Раскольников оказывается в Сибири, но вместе с ним едет Соня. Она, несмотря на его холодность, постоянно навещает его, чем заслуживает признание у каторжан. В то же время раскольников, попадая в госпиталь, видит сон, который открывает ему, что «гордость ума ведет к гибели, а смирение сердца к любви». Это позволяет ему открыть Евангелие.

Роман «Преступление и наказание» на сайте Топ книг

Образы романа «Преступление и наказание» настолько ярки, что это позволило книге даже через века после написания занимать достойное место среди . При этом благодаря тому, что роман Достоевского «Преступление и наказание» проходят в школьной программе, произведению удалось занять высокое место и среди . И несмотря на некоторый спад интереса к произведению в последнее время, книга еще наверняка долго будет представлена в разнообразных рейтингах нашего сайта.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Человека никогда не перестанут волновать две вещи: звёздное небо над ним и нравственный закон в нём.
И. Кант

Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам. Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства. То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его.

Философская тема романа выражена в теории Раскольникова, изложенной в статье «О преступлении». По убеждению героя, все люди делятся на две категории: одним дана власть над «дрожащим муравейником», а другим суждено всегда подчиняться властителям. Роман построен так, чтобы проверить эту теорию с помощью жизни. Достоевский, через сюжет и систему образов, даёт свой ответ на «вечный» вопрос: никакие высокие цели не могут оправдать преступление, в частности убийство. Доказывая эту в высшей степени гуманистическую идею романа, писатель сталкивает главного героя, совершившего преступление, с другими персонажами, которые вольно или невольно высказываются по поводу «права на кровь». Этих второстепенных персонажей в критической литературе принято разделять на «двойников» и «противников».

«Двойники» (Свидригайлов и Лужин) вполне разделяют идею нищего студента о «праве на кровь», хотя их собственные нравственные принципы являются опошленными и сниженными вариантами «теории» Раскольникова.

Главный герой несколько раз встречается со Свидригайловым — богатым помещиком, сибаритом и ловеласом. Свидригайлов похож на Раскольникова, так как тоже «переступил»: у него на совести убийство жены Марфы Петровны. В этом убийстве Раскольников почти уверен, однако на совести у Аркадия Ивановича есть ещё смерть лакея Фильки (4, II) и смерть глухонемой девочки, о которой преступник вспоминает в полубредовом состоянии в ночь перед самоубийством (6, VI). Сначала кажется, что Свидригайлов и есть «особый человек»: он имеет «право переступить» и при этом жить в своё удовольствие, заглушив голос совести. Он даже делает добрые дела, например, даёт деньги Соне, чтобы она могла поехать за Раскольниковым на каторгу, устраивает в приличный детский приют детей Катерины Ивановны, дарит деньги своей невесте-девочке, чтобы родители не торговали ею в будущем. Иными словами, Свидригайлов «выполняет» программу Раскольникова (добрыми делами заглаживает первоначальное преступление), но Достоевский показывает, что эти добрые дела не спасают Свидригай-лова; он сполна расплачивается за преступления муками совести. Его преследуют кошмары: является недавно убитая Марфа Петровна, вспоминается давно погубленная девочка. В конце концов он стреляется, так как, согласно идее Достоевского, не имеет нравственных сил выдержать грех убийства. Жизненный финал Свидригайлова доказывает, что циничная теория «всё позволено» разрушает человеческую душу. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова Раскольников слышит в полицейском участке, куда приходит признаваться в своём преступлении. Таким образом, признание спасает Раскольникова от ещё одного смертного греха — самоубийства.

И Раскольников, и Достоевский отвергают такое «разумное благодеяние». Образ Лужина с его «экономической теорией» показывает, к чему путём логических рассуждений можно прийти, проповедуя принцип «всё позволено». Поэтому в конце визита Лужина главный герой очень разозлился: ведь «благородная» раскольниковская теория о служении людям, чтобы загладить первоначальное преступление, очень похожа на циничную лужинскую теорию о личном преуспевании прежде всего. Обе теории утверждают в конце концов одно — «людей резать можно» (2, V). Действительно, вскоре Лужин чуть не погубил («зарезал») Соню Мармеладову, когда сам тайком сунул ей в карман деньги, а потом обвинил в воровстве (5, I, III).

Идейные «противники» теории Раскольникова — это Соня, следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дуня, маляр Миколка и другие герои романа. Они по разным соображениям отвергают «право на кровь».

Соня Мармеладова выражает христианскую точку зрения на «кровь по совести», согласно которой запрет на убийство относится к главным заповедям-правилам жизни. Для Сони совершенно ясно, что убийство человека не может быть оправдано ничем, никакими благими целями. Поэтому, когда Раскольников признаётся ей в убийстве и пытается объяснить свои мотивы («...если бы вдруг всё это на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умереть Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?»), она не понимает этих мотивов: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?.. И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» (5, IV). Таким образом, с точки зрения Сони, Бог даёт человеку жизнь и только Он, а не человек может взять её. Похожая мысль уже высказывалась в начале романа — в исповеди Мармеладова (1, II).

Разумихин вместе с Раскольниковым составляет традиционную для художественной литературы антитезу герой — его друг, что подчёркивается даже их фамилиями: «расколотость» души (безумие) у одного — «разум» (здравый смысл) у другого. Разумихин отвергает всю надуманную теорию Раскольникова просто потому, что преступление противно здравому смыслу (3, V).

Важнейшую философскую идею в романе несёт образ следователя Порфирия Петровича. Он, безусловно, положительный герой, Достоевский изображает его как умного, проницательного и гуманного человека. Порфирий Петрович выступает суровым обличителем взглядов главного героя. При этом следователь сочувствует Раскольникову и указывает ему единственно возможный, по Достоевскому, выход из создавшегося положения: убийство нельзя загладить будущими добрыми делами, но можно искупить искренним покаянием и наказанием-страданием. Если Соня убеждает Раскольникова покаяться по душе, то Порфирий Петрович призывает покаяться по разуму.

Итак, в «Преступлении и наказании» проявилась одна из самых характерных черт романов Достоевского, которую, вслед за М.М.Бахтиным («Проблемы поэтики Достоевского»), принято называть «полифонией». С одной стороны, в романе описывается история преступления и покаяния главного героя, причём характер, убеждения, жизненные обстоятельства этого героя изображаются на фоне общественной жизни, в столкновении с другими героями, как и должно быть в реалистическом романе. С другой стороны, все второстепенные герои — «двойники» и «противники» — выполняют у Достоевского не только служебную функцию (помогают раскрыть образ главного героя), но и высказывают различные точки зрения по поводу философской проблемы о «праве на кровь».

Философская проблема «крови по совести» не может быть раскрыта с одной точки зрения, её серьёзное рассмотрение требует, так сказать, «кругового обзора». Достоевский в романе подробно представляет философские позиции всех героев. Среди разнообразных мнений далеко не на первом месте стоят философские взгляды самого автора. Автор не возвышается над своими героями, а спорит с ними на равных. Иными словами, в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, наблюдается «сплошное нарушение авторской воли» (Бахтин).

Сначала Достоевский вроде бы не даёт своей оценки описываемым событиям, хотя читатель легко догадывается, что автор по-разному оценивает философские построения героев. Он, как учёный, рассматривает всевозможные взгляды на одну проблему, и только в развязке романа становится ясно, какую же точку зрения сам автор считает правильной — это убеждения Сони и Порфирия Петровича, дополняющие друг друга.

Достоевский создал в своём романе безысходную концепцию мира, показав трагическое состояние и общества, и отдельного человека. По мнению писателя, сопротивление и насилие не способны исправить окружающий мир, единственный путь — смирение. Достоевский, несмотря на то что видит все тяжёлые обстоятельства в жизни Раскольникова и признаёт несправедливость окружающего мира, выносит однозначный и решительный приговор по «вечному» вопросу: «кровь по совести» недопустима, ибо она противоречит нравственному закону.

Сам писатель так характеризовал важнейшее идейное основание сюжета и конфликта "Преступления и наказания" - «Это психологический отчет одного преступления... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения», совершив убийство и ограбив скверную, вредную, больную старуху, "которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы"».
Две важнейшие социально-философские идеи времени нашли отражение в замыслах и теориях героя романа Родиона Раскольникова. Во-первых, это идея о возможности, допустимости, необходимости революционного насилия, даже разрешения «крови по совести» для восстановления социальной справедливости, для того чтобы сделать мир лучше и чище. Вторая из идей, одолевающих шаткие умы, — это «идея Наполеона». Согласно ей, люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первые могут проводить в жизнь свои замыслы и осуществлять проекты, не оглядываясь на моральные нормы обычных людей, не считаясь с жертвами, потому что их цели связаны с осуществлением исторически необходимых, недоступным простым умам задач. Раскольников хотел бы быть одновременно Наполеоном и Мессией, спасителем, благодетелем для людей. Писатель всем ходом повествования убеждает, что соединить насилие и кровь с благодеяниями, с человечностью по отношению к достойным нельзя.
Раскольников совершает не простое уголовное преступление, что могло бы быть основанием детективного романа, он совершает преступление в высшей степени идеологическое. Именно идея, необходимость проверить ее на себе толкают его на страшный поступок. Идеи «разрешения крови по совести» и «наполеонизма» многократно возникают в воспаленном сознании Раскольникова, обсуждаются и реализуются иными героями, автор косвенными средствами воплощает свое отношение к ним. Но осуществление идей требует проявления определенных человеческих качеств. Процессы, идущие в сознании и душе героя, его муки нравственного выбора интересуют автора не меньше, чем суть развиваемых им концепций. Важная цель писателя состояла в том, чтобы проследить психологический процесс подготовки, осуществления преступления, моральных терзаний после его совершения. Таким образом возникает сложная жанровая форма произведения. «Преступление и наказание» — роман идеологический и нравственно-философский.
Достоевский не сводит вопрос к изображению истории заблуждений и прозрения одной души, одного человека. В преступлении Раскольникова он увидел опаснейшую общественную тенденцию, симптомы болезни, которая в XX в. принесла страшные беды России и всему человечеству.
Очевиднее всего эта обобщающая мысль романа проявляет себя во сне Раскольникова, который он видит незадолго до духовного выздоровления. Идеи-трихины, охватывая миллионы умов и душ, делая зараженных ими людей бесноватыми, грозят уничтожить жизнь на Земле.
В начале романа для писателя важно создать социальный фон, показать основания, на которых утверждаются и растут страшные мысли и побуждения. Это мир петербургских углов, трущоб, кабаков, доходных домов. Сам Раскольников живет в каморке, похожей на гроб. Мрачный интерьер дополняют столь же безрадостные, гнетущие городские пейзажи. Раскольников принадлежит к числу многочисленных петербургских обитателей, у которых практически нет надежды вырваться из нищеты. Люди озлоблены, бессердечная толпа равнодушна к страданиям и враждебна к поискам личности. Образным воплощением всего, что недостойно называться жизнью, и тем не менее связано с людьми, совершается ими, является избиение лошади во сне, который видит герой накануне преступления.
Мучения семьи Мармеладовых, которые живут на деньги Сони, вынужденной пойти на панель; тупик, в котором оказываются самые близкие Раскольникову люди: мать и сестра Дуня, тоже собирающаяся, по сути, продать себя циничному дельцу Лужину, чтобы вырваться из бедности, дать возможность завершить образование горячо любимому брату — одни из многочисленных драм, ежечасно разворачивающихся на раскаленных улицах и в душных домах Петербурга.
Решающим толчком к непосредственному осуществлению давно вынашиваемого замысла стало для героя письмо матери, меж строк которого он прочитал, на какие жертвы готовятся они с Дуней идти ради него. И все же мысль об освобождении себя и родных от тяжкого бремени нужды, о том, что на деньги старухи-процентщицы удастся осчастливить многих и многих достойных счастья и лучшей доли людей, не является для Раскольникова главной. Славным было — себя проверить, в справедливости теории убедиться.
Достоевский хотел подчеркнуть, что, пока человек сохраняет в душе нравственные основания, пока он не заражен страшной идеологической болезнью, на преступление против других людей он не пойдет. А когда эта болезнь побеждает, то ее жертвами становятся не только окружающие, но и сам одержимый идеей человек. Рассчитывая «на пробу» убить старуху, Раскольников неожиданно для себя становится убийцей безвинной кроткой Лизаветы и ее неродившегося ребенка. Страшные душевные муки ждали и самого убийцу.
Раскольников проповедует идею бунта, неподчинения силе обстоятельств, хотя и считает, что преодолеть их дано лишь «право имеющим». На ином полюсе социального и нравственного выбора находится Соня Мармеладова. Она — сама кротость, готовность к самопожертвованию. Важно ее отношение к моральному преступлению, на которое она вынуждена идти. Себя она судит без учета «смягчающих вину обстоятельств», строже, чем осудил бы кто-то иной.
Соня Мармеладова понимает, что она грешница, но ее грех связан с самоотверженным служением другим людям. Она преступила, но связь с людьми, следование евангельским заповедям, покаяние не только позволяют ей выжить и сохранить любовь и надежду в душе, но даже спасать людей, павших ниже нее.
Другой полюс нравственного выбора обозначен в романе фигурой Свидригайлова. Это убийца, растленный тип, циник. Раскольников с ужасом и неприязнью узнает в рассуждениях этого персонажа отголоски собственных идей. Свидригайлов является для него своего рода двойником. Он болезненно привлекает Раскольникова тем, что, как кажется, вполне сжился со своей ролью, преуспевает, наслаждается существованием. Самоубийство Свидригайлова убедило страдающего героя, что на пути, по которому он пошел, его тоже ждет распад личности, страшная смерть. Именно после него Раскольников решается на признание.
Одной из задач писателя и его художественным достижением стало изображение внутренней жизни героев, психологический анализ.
Писатель показывает глубинные процессы в душе героя. Сознание его направлено на подготовку «идейного» убийства, но в основание добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны, Раскольников изначально не готов к преступлению и только усилием воли заставляет идти дальше по избранному пути.
Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя детали поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходящего, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия — анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение других героев, проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.
Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности избежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, писал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучат его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, ион — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое».
Важную роль в раскрытии психологического состояния Раскольникова играют сцены со следователем Порфирием Петровичем, умным, профессионально тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым как кошка с мышкой.
Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Писателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проникновение в сокровенный смысл Евангелия, самоотверженная помощь Сони возвращают героя к подлинно человеческой жизни.
Большой оригинальностью отличается форма повествования в романе. Достоевский, в отличие от его предшественников, строит произведение как свободное самовыявление героев, бесконечный диалог, в котором автор имеет равные права с героями, они спорят, отстаивают свои точки зрения. Создается своеобразный эффект сосуществования и борьбы абсолютно независимых голосов. Достоевский заложил основания творческой манеры, названной позже полифонизмом.
В то же время писатель строит увлекательный, динамично развивающийся сюжет, используя преимущества уголовно-детективного жанра. Неожиданности, ловушки, случайные встречи, нежданные признания встраиваются в цепь испытаний героя, делая его путь непредсказуемым и в то же время основанным на неумолимой логике духовной эволюции преступника.
Сам писатель считал, что ему удалось в творчестве выйти за пределы статичного жизнеподобия. Он называл свою творческую манеру «реализмом в высшем смысле», подчеркивая роль идейного начала, авторского предвидения, анализа ситуации, о которой повествуется, умения связать мысль произведения с актуальными проблемами жизни не только современного общества, но и людей будущего.



Top