Русский крокет, полные правила игры с комментариями. Удивительный мир спорта

cricket ).

В Россию крокет пришёл из Англии в середине XIX века в начале 60-х годов, по исследованиям историка крокета Ю. А. Илюхина, самое раннее упоминание о процессе игры в крокет датируется 1861 годом (по результатам исследований, ранее указывалась дата 1875 год) [ ] .

1 сентября 2013 года в Берлине был основан Международный клуб русского крокета . Под эгидой этой регулирующей организации, объединяющей игроков в русский крокет из 5 стран (Германия, Россия, Великобритания, Испания и Австрия) проводятся турниры по русскому крокету.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Галилео. Плавание.

    ✪ История бейсбола. Фильм#4 (1920-1930)

    ✪ Семинар по бейсболу "Школа Бейсбола"

    ✪ Соревнования по лапте

    Субтитры

Правила игры, обзор

Существует несколько вариантов игры в крокет, для которых написаны правила. Самые распространённые правила - международные правила Ассоциации крокета - Ассошиэйшн крокет (англ. The Croquet Association ), по которым проводятся международные соревнования в ряде стран, так называемый классический английский крокет.

К спортивному крокету также относится гольф-крокет (англ. Golf Croquet ). В отличие от крокета Ассоциации, где даются дополнительные удары за прохождение воротец и рокировку, в гольф-крокете нет дополнительных ударов, ходы игроками совершаются по очереди только по одному удару.
Поля по правилам у крокета Ассоциации и гольф-крокета одинаковые: размер 35 ярдов (32,00м) на 28 ярдов (25,60м), идентичная расстановка воротец - 6 штук (высота 12" (дюймов) (30,48 см), внутреннее расстояние между штангами 3 3/4" (9,4 см) до 4" (10,16 см) опоры и перекладина должны иметь диаметр 5/8 дюйма (1,56 см)) и колышек - 1 штука (диаметр 1 1/2" (3,81 см), высота 18" (45,72 см), маркирован цветными полосками - синего, красного, чёрного и жёлтого цветов, маркировка служит подсказкой очерёдности ходов). Четыре шара, окрашенные в синий, чёрный, красный и жёлтый цвета (или зелёный, коричневый, розовый и белый). Диаметр шаров 3 5/8 " (9,2 см) и весом 1 фунт (0,454 кг), изготавливают из прочного полимера. Специальные молотки для игры в крокет изготавливают из прочных и твёрдых пород древесины, металла и пластика, часто комбинируют материалы.

На основе правил Ассоциации крокета стандартизированы правила гарден-крокета (англ. Garden Croquet ) - садовый крокет, правила аналогичны, но площадка меньше - 17,5 на 14 метров, допускается уменьшение площадки, но обязательным условием - соотношение сторон 5х4.

Крокет «Девять калиток» (англ. 9 Wicket croquet ) Американской Ассоциации Крокета USCA, Ассоциация стандартизировала эти правила. Размер поля 100x50 футов или 30х15 метров. На поле установлено 2 колышка и 9 воротец. Колышки устанавливаются на расстоянии 6 футов или 1,8 м от меньшей границы, на центральной оси (по большей стороне). Первые воротца устанавливаются по центральной оси от колышка на расстоянии 1,8 м, вторые воротца от первых на расстоянии 1,8 м, ещё пара воротец устанавливается по сторонам от оси, от точки на расстоянии 16футов=4,8 м от вторых воротец по центральной оси отмеряется расстояние в стороны на расстоянии 16футов=4,8 м. Центральные воротца устанавливаются на центральной оси в центре поля (расстоянии 16футов=4,8 м по оси от пары воротец). Остальные ворота устанавливаются симметрично относительно центра. Оборудование для игры аналогично оборудованию Ассоциации крокета, иногда устанавливают воротца немного шире.

В крокет Ассоциации, гольф-крокет, гарден-крокет, 9 калиток играют от 2 до 4 человек, один на один, пара на пару или каждый за себя.

Русский крокет (садовый крокет, дворовый или домашний) относится к спортивному развлечению, в который играют во дворах или на дачах, допускается игра «по своим правилам» (изменение размеров поля, условия дополнительных ходов).

Площадка в русском крокете имеет размер 11 м на 5 метров. Оборудование для игры: шары диаметром - 9,2 см, два колышка, длина - 50 см, маркированы красным и чёрным цветами, металлические воротца - 10 штук, ширина ворот - 19 см (или 18 см, ширина - два шара), высота ворот - 30 см. Молоток имеет размеры, примерно: длина - 90 см, длина ударной части - 16 см, диаметр ударной части - 6 см. Для русского крокета молоток и шары, как правило, изготавливают из древесины (берёза, бук, дуб). Расстановка оборудования на поле: в центре поля устанавливаются скрещенные ворота, параллельно границам поля, - «мышеловка», на пятиметровой границе в центре устанавливается колышек, по центральной оси относительно большей стороны, от колышка устанавливаются первые ворота на расстоянии 0,5 м, вторые воротца от первых на расстоянии 1 м, от точки на оси на расстоянии 2 м от вторых воротец (или «мышеловки») в стороны устанавливаются воротца на расстоянии 2 м. Остальные ворота устанавливаются симметрично относительно центра.

В игре по правилам русского крокета могут участвовать от 2 до 8 человек. Цель игры - в соответствии с правилами ударами молоточков провести свой шар по определённому маршруту быстрее соперника. Очерёдность в игре: играющий первым красным шаром (с одной полосой), первым чёрным (с одной чёрной полосой), вторым красным (две красные полосы), вторым чёрным (две полосы) и т. д. Шары, маркированные красными и черными полосками (от одной до четырёх), используются только в «русском» крокете. Как правило, шары маркируются (имеют полную окраску): красный, жёлтый, чёрный и синий (голубой). При игре красный и жёлтый шары играют против чёрного и синего. При ударе по шару молоток можно держать любым способом, разрешается бить по шару только ударной частью молотка, запрещается толкать шар.

Особенностью русского крокета является то, что команды начинают игру с противоположных сторон поля, идут навстречу друг другу. В центре поля вдоль его осей стоят скрещенные ворота - «мышеловка».

Запрещается толкать шар, бить по шару боковой и другими частями молотка. Разрешается бить по шару только ударной плоскостью. Касание шара молотком приравнивается к удару. К этому приёму можно прибегать, если невыгодно сдвигать свой шар с удобной позиции. Запрещается проходить ворота в обратном направлении (ставить на позицию).

Соревнования в спортивном крокете проходят по утверждённым правилам на площадках регламентированного размера. Ежегодно проходят чемпионаты разного уровня, в том числе и международные соревнования по крокету, по международным правилам Ассоциации (Association Croquet) или гольф-крокету.

Следует помнить, что в каждом виде крокета свои правила, общее - только суть игры, провести свой шар ударами молотка по определённому маршруту через серию воротец. К примеру, в крокете Ассоциации можно рокировать шар сразу как только он введён на поле, в русском крокете - только после прохождения «мышеловки» (центральных скрещенных воротец), в гольф-крокете вообще нет рокировок.

Краткое описание игры по правилам Ассоциации крокета

В крокет играют две команды, одна из которых играет чёрным и голубым, а вторая - красным и жёлтым шарами. Игра бывает одиночной (один на один) и парной. При парной игре каждый игрок играет только одним шаром на протяжении всей игры. Каждый шар необходимо провести по определённому маршруту (см. схему), дважды пройдя сквозь каждые воротца в определённом порядке и направлении, после чего коснуться шаром колышка в центре поля. Сторона, первой закончившей прохождение всего маршрута обоими шарами - выигрывает игру и зарабатывает 26 зачётных очков (12 очков за прохождение воротец и одно очко за касание колышка получает каждый из двух шаров).

Стороны корта называются «северная», «южная», «восточная» и «западная» границы независимо от фактической ориентации корта. Воротца могут быть не окрашенными, либо полностью окрашены в белый цвет, кроме этого, перекладина первых воротец окрашивается в синий цвет, а перекладина «разбойничьих» (Rover) - в красный. Флажки голубого, красного, чёрного и жёлтого цвета являются не обязательными аксессуарами и могут быть установлены в углах I, II, III и IV в указанном порядке. Восемь белых угловых колышков с размером 3/4 дюйма (1,9 см) в диаметре и 3 дюйма (7,6 см) высотой являются не обязательными аксессуарами, могут быть установлены на границе корта на расстоянии 1 ярд (91,44 см) от каждого угла в линию разметки.

Шар получает одно очко если проходит сквозь воротца в правильном направлении за один или несколько ударов. Очко засчитывается независимо от того, ударил по шару игрок или другой шар. Для обозначения следующего пункта маршрута шара на воротца или колышек ставятся зажимы (клипсы) того же цвета, что и шар.

Во время прохождения первой половины игры, первый проход, зажимы (клипсы) ставятся на верхнюю перекладину воротец, во второй половине игры, второй проход воротец, ставятся на боковую опору.

Стороны делают ходы по очереди. Во время первых четырёх ходов все шары необходимо ввести в игру с любой из стартовых линий в любом порядке. После того, как все четыре шара введены в игру, оказались на корте, каждая сторона определяет, каким из шаров она будет играть в следующем ходе.

Ход игрока состоит только из одного удара, однако игрок может получить право на дополнительные удары в случаях:

Если шар игрока проходит воротца, игрок получает право на ещё один удар; - если шар игрока ударяет другой шар (делает крокировку), игрок ставит свой шар вплотную к крокированному шару (в который попал) и ударяет по своему шару (берёт крокет) так, чтобы крокированный шар сдвинулся или хотя бы качнулся (завибрировал). После этого игрок получает право на дополнительный удар по своему шару.

В свой ход игрок может крокировать и затем брать крокет от каждого из трёх шаров в любом ходе. После проведения шара сквозь воротца, игрок может повторять крокирование и брать крокет. Повторно рокировать один и тот же шар можно только после прохождения воротец. Таким образом, комбинируя крокирование и прохождение ворот, за один ход игрок может заработать несколько очков (сделать брейк).

Ход завершается когда игрок заканчивает все удары, на которые он имел право или шар уходит за пределы игрового поля во время взятия крокета.

Когда шар уходит за пределы корта после другого любого удара, не крокетного, ход может и не считаться завершённым.

Если шар покидает пределы игрового поля после удара, то он ставится на поле на расстоянии в 1 ярд (91 см) от границы, так называемую «ярдовую линию», как можно ближе к тому месту, где он вышел. Шар, лежащий между границей поля и ярдовой линией, за исключением шара которым играют в данном ходе, также ставится на ярдовую линию.

Когда шар прошёл последние «разбойничьи» (Rover) воротца, стал «разбойником», игрок получает ещё одно очко (последнее), если после удара его шар коснётся колышка или касание произойдёт после удара по нему другим «шаром-разбойником». Шар, коснувшийся колышка считается «заколотым» и убирается с игрового поля.
Игра в крокет по своей сути тактическая борьба, в которой, маневрируя своими шарами и шарами соперника, каждый из противников стремится как можно быстрее проийти все воротца, зарабатывая очки и в то же время осложнить и замедлить игру сопернику.

Некоторые правила иногда неверно трактуются, обратите внимание на следующие условия игры в крокет.

1. В начале игры шар устанавливается на стартовой линии (на ярдовой линии), а не на расстоянии длины молотка до первых ворот. 2. Можно крокировать шары до того, как они прошли первые ворота (как только введены на игровое поле). 3. Играют шарами, не придерживаясь цветовой последовательности. 4. Нельзя придерживать шар ногой во время крокетного удара. 5. Наносить удары по шару можно только ударными плоскостями молотка (головки). 6. Последние ворота проходят в направлении от колышка. 7. Только прошедшие через 12 ворот шары (шар разбойник, ровер шар) могут завершить игру ударившись о колышек (заколоться). 8. Если шар не является разбойником (ровером), он не может заколоться. 9. При крокетном ударе крокированный шар должен переместиться или завибрировать. 10. Нельзя касаться головки молотка во время удара. Для более детального изучения игры крокет необходимо ознакомиться с Основными правилами игры в крокет Ассоциации Крокета.

Терминология. Шары (balls), молотки (mallets), ворота (hoops). Раньше ворота называли «воротца», «проход», «арки», «обручи», «калитки». Слово «воротца» до сих пор часто используется игроками, но для большинства является сложным для выговаривания. В связи с ростом популярности крокета в наши дни, но не знанием традиций, «воротца» чаще называют «воротами», что скорее всего станет более популярным современным названием. Игрок, непосредственно играющий, называется «страйкер» (от англ. strike - ударять), шар, которым он непосредственно играет - «страйкер-шар». Шары имеют названия «свои» (свои или своей команды) и «чужие» (шары соперника). В процессе игры шары называют «живые» и «мёртвые» (после крокирования или рокирования - roquet, не устоявшаяся русскоязычная терминология). «Разбойник» - шар прошедший все ворота и не заколовшийся. «Заколоться» - ударить шаром о свой колышек. «В масле» - шар, остановившийся в створке ворот.

Англоязычные названия вариантов крокета (варианты правила) называют по количеству ворот, расставленных на игровом поле. В России более популярны географические названия, по популярности того или иного вида крокета. Правила Ассоциации - 6 калиток (Six-Wicket Croquet) - Английский крокет, 9 калиток - Американский крокет, 10 калиток - Русский крокет (9 «препятствий», в центре поля скрещенные ворота, 10 ворот).

Первые правила и описание игры крокет на русском языке опубликованы в 1880 году, более ранних пока не обнаружено, а, возможно, и не существует. Описана игра с 9 воротами. От первого колышка «Фок», по длинной оси поля, первые ворота установлены на расстоянии 6 футов (1,83 м), вторые через 6 футов от первых, центральные ворота (в центре поля), на расстоянии 12 футов от вторых, между вторыми и центральными воротами, в стороны, на 12 футов устанавливаются боковые ворота, противоположная сторона зеркальна вышеописанной, дальний колышек называется «Бизани». Прохождение ворот, последовательность: от первого колышка Фока, 1, 2 ворота, 3 правые боковые, 4 центральные, 5 дальние боковые правые, 6 (2-е от Бизани), 7 (1-е от Бизани), ударить о Бизани шаром и обратный путь: 1 (7), 2 (6) ворота, затем поворот вправо - 8, центральные ворота (4), опять направо - 9, и, 2-е, 1-е ворота и заколоться о Фок (ударить шаром в колышек).

Играют по очереди, в один ход даётся один удар. Если игрок проходит ворота, ему даётся дополнительный удар. Удар шаром о колышек даёт дополнительный удар.

Крокировать разрешается сразу после прохождения первых ворот. Крокировка - если шар игрока ударяет другой шар (делает крокировку), игрок ставит свой шар (берёт руками) вплотную к крокированному шару (в который попал) и ударяет по своему шару (берёт крокет) так, чтобы шар сдвинулся или хотя бы качнулся (завибрировал). После этого игрок получает право на дополнительный удар по своему шару.

Начальный удар делается по шару, установленному перед первыми воротами на расстоянии 12 дюймов (примерно 30,5 см).

Бить по шару боковой стороной молотка запрещено.

Инвентарь. Шары полностью окрашены разными цветами, деление по командам по тёмным и светлым тонам, чёрный, коричневый, фиолетовый, синий против красного, жёлтого, белого, розового. Молотки маркированы соответствующими цветами. Ворота назывались «Проходами» или «Арками». Размеры инвентаря не указаны.

Данная организация игрового поля и правила игры схожи с крокетом 9-Wicket Backyard Croquet (Садовый крокет). Эти правила стандартизированы Американской Ассоциацией Крокета. Во многих странах данная разновидность крокета представляет собой популярный вид активного отдыха, проводятся неформальные соревнования.

Существует вариант крокета с бортами. В 1899 году стандартизированы правила американской версии крокета, под названием Роке , «крокет» без первой и последней буквы. В 1916 году организуется Американская Лига Роке (American Roque League). Отличие Роке от Крокета в том, что игровое поле (ровное твёрдое покрытие, утрамбованная глина или песок) окаймляется бортами, используется расстановка ворот, отличная от Английского крокета, и игроку требуются навыки бильярдиста для игры с использованием бортов.

В наши дни данная версия крокета с бортами (Американского роке) встречается крайне редко.

Говорят, что эту игру придумали еще в Средние века французские пастухи, развлекавшиеся тем, что загоняли шары своими посохами в воротца из согнутых веток. Однако созрел и сформировался крокет в XVII веке в Ирландии, откуда распространился по всему Британскому королевству. К нам это развлечение пришло во второй половине XIX века и сразу завоевало сердца россиян.

Для всех сословий

Поначалу крокет был игрой аристократов, позже в нее втянулось третье сословие, составляющее основную армию дачников, а в начале ХХ века игра перекочевала в городские дворы, став любимым развлечением босоногих мальчишек.

Нет ничего удивительного в том, что крокет так прочно вошел в неторопливую респектабельную жизнь дачной России XIX века. Эта игра не требует каких-то особых усилий и высокого мастерства, здесь не нужна серьезная спортивная подготовка, в нее можно играть вдвоем или всей семьей и с соседями. Ей не помеха изысканные туалеты и неторопливая беседа. Крокет может сопровождаться чаепитием и является отличным развлечением как для самих игроков, так и для зрителей.

Русские газеты XIX века писали: «Нет ни одного места на водах за границею, где сходится все высшее общество, нет ни одного порядочного учебного заведения, где бы не был введен крокет».

Также нет ничего удивительного в том, что после революции крокет превратился в народную игру. Доступный инвентарь, наборы для крокета продавались в магазинах и изготавливались во многих токарных мастерских.

Не смотря на внешнее спокойствие, игра достаточно азартна.

В русском высшем обществе 60-х годов ХIХ века крокет постепенно сделался непременным атрибутом светского образа жизни. С этих пор в благоустройство каждой дворянской усадьбы обязательно включалась крокетная площадка. Она стала непременным ландшафтным элементом приусадебных парков.

Взлет и падение

Долгое время крокет считался спортом королей: во время игры можно держаться с достоинством и выглядеть на все сто, не теряя спортивного азарта, да еще попутно обсуждать с партнером последние новости или беседовать о делах. Ни теннис, ни поло, ни даже гольф не позволяют проводить досуг с таким внешним эффектом. Все аристократическое общество увлекалось крокетом. Крокетные площадки прочно вписались в ландшафты усадеб, а позже стали обязательным украшением дачных садов.

Захватила игра и молодежь – гимназисты и студенты состязались в ловкости и меткости. Отдых на курортах и модные поездки на воды не обходились без игры в крокет. Дамы и барышни тоже с удовольствием брали в руки деревянные молотки и выходили на площадки. Партия в крокет была прекрасным предлогом для свидания и невинного флирта.

Как это ни странно, после революции в России крокет не канул в Лету как атрибут буржуазного быта. И пролетарский «буревестник» Максим Горький, и первый большевик страны Ленин охотно играли в крокет. Легкий стук деревянных молотков раздавался во дворах, на спортплощадках, в домах отдыха и пионерских лагерях.

Конец господству крокета как в Советском Союзе, так и в Европе положила Вторая мировая война. В последние годы интерес к этой красивой игре возрастает во всем мире. Началось возрождение крокета и у нас.

В крокет (англ. и франц. croquet, от франц. «crochet» – «крючок») изначально играли не молотками, а клюшками, точнее, изогнутыми палками.




Удар по шару

Крокет – игра соревновательная, в ней должно принимать участие четное количество игроков. Задача заключается в том, чтобы в кратчайшее время провести свои шары через воротца, расставленные на площадке в определенном порядке. Играть могут два соперника или две команды. Каждая сторона играет шарами определенного цвета: черным и голубым против красного и желтого или зеленым и коричневым против розового и белого.

Шары направляют к цели деревянными молотками, при этом бить можно только передней частью и ни в коем случае не боком. Игроки делают ходы по очереди и наносят удары только по неподвижным шарам. Шар получает очко, пройдя сквозь ворота в правильном направлении. Победителем становится тот, кто первым проведет свои шары по маршруту через все ворота и ударит по колышку.

Игрок в начале своего хода имеет право только на один удар, и если он не проходит ворота или не попадает в другой шар, его ход заканчивается. Когда игрок ударом проводит свой шар сквозь ворота, он получает очко и право на дополнительный удар.

Шар, выбранный игроком для игры в ходе, называется страйкер-шаром (от англ. «strike» – «ударять»). Удар страйкер-шара по другому шару называется рокированием или крокированием. Шар, который можно рокировать, называется «живым» шаром. Рокированный шар после крокетного удара называется «мертвым» шаром. Имя «разбойник» получает шар, прошедший все ворота и не ударившийся о свой колышек. «В масле» – шар, остановившийся в створке ворот, его выводят из ворот ударом в обратном направлении в следующем ходу или дополнительным ударом (если он есть).

Когда страйкер-шар ударяет другой, «живой» шар, он получает право на крокетный удар. Для совершения крокетного удара страйкер-шар берут рукой и ставят вплотную к рокированному шару. Затем игрок выполняет крокетный удар по своему шару, в результате чего оба шара должны прийти в движение.

После крокетного удара страйкер делает дополнительный удар, если только его ход не заканчивается в результате ухода шара за пределы игрового поля или по какой-либо другой причине. Страйкер не должен брать крокет от «мертвого» шара, если он нарушает это правило, то его ход заканчивается. В начале нового хода и каждый раз после прохождения страйкер-шаром ворот все шары становятся «живыми». Таким образом, совершая серию ударов, страйкер может за один ход набрать несколько очков, несколько ударов за один ход называют «сыграть серию».

Игра в крокет может превратиться в сложную тактическую борьбу, в которой победителем станет не только самый ловкий, но и самый находчивый игрок.

Здесь мы изложили самые основные принципы игры. Существует несколько вариантов крокета со своими правилами, схемами расстановки ворот и маршрутами их прохождения.

Среди почитателей крокета были: Лев Толстой, Чехов, Репин, Левитан, Горький, Леонид Андреев, Бунин, Шаляпин, Павлова, Есенин, Маяковский, Гагарин….

Такая разная игра


Бытует такое понятие, как спортивный крокет, это, прежде всего, Английский и Гольф-крокет. В них играют по правилам, утвержденным Ассоциацией крокета на площадках регламентированного размера. Ежегодно проводятся чемпионаты разных уровней, в том числе и международные. Россия никогда не принимала и не принимает участие в таких соревнованиях, спортивным крокетом у нас никогда не занимались.

Русский крокет называется так потому, что игра по его правилам получила наибольшую популярность именно в России. От Английского отличается в основном количеством ворот (не 6, а 10, двое ворот скрещены – «мышеловка») и схемой их прохождения.

Садовый или Дворовый крокет очень демократичная игра для дачного развлечения. Строго утвержденных правил не существует. Сами игроки решают, какого размера будет площадка, сколько расставить воротец, по какому маршруту их проходить. Для игры подойдет любая ровная площадка или лужайка.

В мини-крокет играют на очень ограниченных пространствах, даже в квартире или офисе. Это могут быть тренировочные занятия или состязания. Например, игра «Зебра». Устанавливается пара воротец (одно позади другого), за которыми рисуются несколько красных и белых линий. Попадание шара в зону красной – +1 очко, в зону белой – -1. Похожий принцип у игры «Снайпер», только за воротцами на полу рисуется мишень, каждому кругу которой присваивается определенное количество очков. В ходе игры можно выбивать шары соперников и партнеров, уже попавшие в мишень в зону с большим или меньшим количеством очков. «Бильярд»: трое воротец расставляются треугольником – одни впереди, двое сзади на одной линии. Пройдя первые ворота, нужно рикошетом забить шар в ворота 2 или 3.

Составил Ю.А..

Возрождение крокета в современной России вызвало необходимость уточнения правил Русского крокета. С каждым годом игра в крокет начинает пользоваться все большим успехом. Но до сих пор небыло единых и точных правил этой игры.

Данные правила игры в крокет основаны на более популярной современной версии игры. При составлении настоящих правил учтены разнообразные варианты отдельных правил и взято именно то, что является наиболее целесообразным, принимая во внимание характер и цели игры.

Данный вид крокета для тех, кто желает приобщиться к традициям российского крокета, которым более 130 лет. Игра крокет в России появилась примерно в 1875 году.

Описание игры

В крокет играют две команды, или два игрока (если играют один на один). Игра состоит из серии ударов по неподвижному шару, которые наносятся специальным молотком.

Игра проходит на специально подготовленной, ровной площадке длиной 11 метров и шириной 5 метров (дополнительно, площадка по договорённости может быть увеличена по 1 м с каждой стороны), с расстановленными в определенном порядке 9 (10, в центре скрещенные) воротами и 2 деревянными колышками. Поверхность площадки должна быть ровной и достаточно твердой, без выбоин и возвышений, которые могут повлиять на траекторию движения шаров.

Задача игроков первыми провести шары своей команды с помощью специальных молотков через серию расставленных ворот по пути, в определённом порядке и направлении — от своего колышка до противоположного и обратно, соперники начинают игру с противоположных сторон игрового поля, см. схемы.

Одна команда играет красным и жёлтым шарами или маркированными красными полосками (от одной до четырёх). Вторая команда — чёрным и синим или шарами с черными полосками (от одной до четырёх).

Схема движения красного шара


Схема движения чёрного шара

Игроки совершают свои ходы по очереди. Первоначальный ход игрока состоит только из одного удара, однако игрок может получить право на дополнительные удары в случаях:
- Если шар игрока проходит ворота, игрок получает право на ещё один удар. Дополнительные удары плюсуются если шар проходит с одного удара двое ворот, к примеру ворота 1 и 2, игрок получает 2 дополнительных удара. Если игрок, имея два дополнительных удара, после прохождения ворот 1 и 2, с одного удара проходит ворота 3, то он имеет только один удар за прохождение ворот 3, дополнительные удары не плюсуются после совершения удара.
- Если шар игрока проходит «мышеловку» («мышеловка» — см. схему, воротца 4 (11) крест-накрест), игрок получает право на два дополнительных удар.
- Если шар игрока ударяет другой шар (делает крокировку), игрок ставит свой шар (берёт руками) в плотную к крокированному шару (в который попал) и ударяет по своему шару (берёт крокет) так, чтобы крокированный шар сдвинулся или хотя бы качнулся (завибрировал). После этого игрок получает право на дополнительный удар по своему шару.
Крокировать имеет право «разбойник» всегда («разбойник» — шар прошедший все ворота, но не «заколовшийся» — не ударившийся о свой колышек), а простые шары, лишь после прохождения «мышеловки», и крокировать только те, которые также прошли «мышеловку».
- Удар о противоположный колышек дает, как и проход ворот, право на дополнительный ход, который производится с места остановки шара после удара, о колышек.

Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом.

Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка, т.е. «заколются».

Крокет игра тактическая и общий успех команды зависит от согласованной игры всех игроков команды, а не от удачи одного из них. Играть в команде — играть не только своим шаром, но и помогать шарам партнеров, ставя их на удобные места - позиции и, наоборот, сбивать (крокировать) с позиций шары противников.

Основные положения игры

а) Цель игры

Целью каждой играющей стороны является первыми провести шары своей команды с помощью специальных молотков для игры в крокет, ударяя молотком по своему шару, по определенному маршруту через все воротца (воротца — принятое название в крокете, иногда встречаются названия — ворота, обручи, арки или калитки) от своего колышка до противоположного и обратно. И «заколоться», т.е. удариться шаром на обратном пути в свой колышек, от которого начали игру.

Выигрывает партию та команда (или игрок, если играют один на один), чьи все шары (шар) быстрее закончат игру, т.е. пройдут весь установленный путь на площадке и «заколются».

б) Инвентарь для игры в крокет

Для игры в Русский крокет используют специальные молотки для игры в крокет, шары, колышки и воротца. Молотки, шары и колышки чаще изготавливают из дерева, но также бывают и полимерные, воротца — металлические, изготавливают из толстой проволоки или прута. Один комплект для игры состоит из 8 молотков и 8 шаров с чёрными и красными полосами, от 1 до 4, что не только отличает шары, но и указывает порядковый номер. Так, шар и молоток с одной, красной линией обозначают № 1, с двумя — № 2 и т.д. Это необходимо для того, чтоб в игре не путать шары и, кроме того, чтоб каждый игрок играл строго в свою очередь. Длина молотка — 90 см, ударная часть молотка — 16 см, диаметр ударной части —6 см. Диаметр шаров - 9,2 см. Два колышка, длина — 53 см, маркированы красным и чёрным цветами. Металлические воротца — 10 штук, ширина ворот — 19 см, высота ворот — 30 см.

Также выпускаются шары, имеющие полную окраску, по международному стандарту (изначально в России играли только полностью окрашенными шарами), в наборе красный, жёлтый, чёрный и синий шары. И воротца размером ширина — 12 см, высота — 30 см, для игры в английский крокет, иногда, для усложнения игры в Русский крокет, используют эти, более узкие воротца. Такой комплект состоит из 4 молотков, 4 шаров, 10 воротец и 2 колышков.


Набор для игры в Русский крокет.
Шары маркированы чёрными и красными полосами.

Набор для игры в крокет.
Шары маркированы цветом: синим, красным, жёлтым и чёрным.

в) Площадка для игры в крокет, размеры и форма корта

Игра проходит на ровной площадке длиной 11 метров и шириной 5 метров, допускается, по договорённости сторон, дополнительно увеличить площадку по 1м с каждой стороны. Поверхность площадки должна быть ровной и достаточно твердой, чтоб не было ни выбоин, ни возвышений, которые могут повлиять на движение шаров. Площадка для игры в крокет должна быть из утрамбованного песка, мелеого гравия, либо газон с коротко подстриженной травой, или площадка с искусственным покрытием.

Границы площадки окаймляются ясно проведенными линиями, для чего можно использовать мел, натянуть низко над поверхностью площадки белый шнур, или прочертить линию в виде неглубокой канавки.


Площадка для игры в крокет. Разметка.

Расстановка ворот и колышков на площадке производится по определенному порядку следующим образом, см. схему.

Из угла в угол площадки, 11 х 5 м, намечаются линии диагоналей. Точка пересечения этих линий будет центром площадки А. Над этой точкой ставится «мышеловка» — двое ворот, вбитых в землю крест-накрест, параллельно сторонам площадки.

На длинной осевой линии отмечаются точки Б1 и Б2 на расстоянии 2 м от центра, в стороны от Б1 и Б2 откладывается по 2 метра и отмечаются точки В1 и В2, Г1 и Г2.

По осевой линии от точек Б1 и Б2, на расстоянии 2 м отмечаются точки Д1 и Д2. От точек Д1 и Д2 на расстоянии 1 м — точки Е1 и Е2. От точек Е1 и Е2 на расстоянии 0,5 м отмечаются точки Ж1 и Ж2, в которые вбиваются колышки, красный и чёрный.


Над точками В1 и В2, Г1 и Г2, Д1 и Д2, Е1 и Е2 вбиваются воротца так, чтоб они стояли параллельно коротким линиям площадки и перпендикулярно к длинным — боковым.

Таким образом, мышеловка стоит в центре площадки, а остальные ворота вбиваются строго симметрично на обеих половинах площадки.

Допускается разметка поля длиной молотка (длина 90 см), при такой разметке рекомендуется разметку производить от колышка до колышка (полмолотка, молоток, два молотка, …), предварительно наметив ось.

г) Играющие стороны

В игре участвуют две играющие стороны, одна из которых играет шарами с красными полосами, а вторая - с чёрными, от одной до четырёх полос на шарах. Или шарами красным и желтым против черного и синего, дополнительно, зелёный и коричневый против розового и белого шаров. Многие современные наборы для крокета имеют шары, окрашенные полностью: красный, жёлтый, чёрный и синий.

В игре могут участвовать два, четыре, шесть или восьми игроков - каждый игрок играет только своим шаром и может наносить удары молотком только по нему.

д) Порядок игры

Игра совершается при помощи удара деревянным молотком по шару. Игрок, делающий ход, бьющий по шару, называется «страйкером» (от англ. Striker — молотобоец).

Шар, которым он играет в течение этого хода, называется «страйкер-шаром» (от англ. Strike — ударять, наносить удар, бить, т.е. шар по которому бьют).

Второй шар его стороны (команды) в течение этого хода называется «шаром-партнёром».

Страйкер не имеет права ударять молотком по шару партнёру или любому другому шару стороны противника. Но имеет право своим страйкер-шаром ударять по шару партнёру или любому другому шару стороны противника. Нанося удар по страйкер-шару (своему шару), игрок приводит в движение не только свой шар, но и другие шары попаданием в них (), и зарабатывает дополнительные удары, дополнительный удар даётся за прохождение воротец или касание противоположного колышка.

Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом ударной части молотка.

Игрок, собирающийся пройти через воротца («мышеловку») и при прохождении касающийся каких-либо шаров (а т.е., в свою очередь, других), обязан об этом объявить, причём должна указываться последовательность касаний.

Перед ударом по шару игрок объявляет о своих действиях: «Прохожу первые воротца», «Крокирую шар», «Прохожу воротца, своим шаром задеваю красный, красный задевает черный», «Крокирую желтый, желтый отскакивает в красный, красный встает в масло» и т.д., в зависимости от намеченного им действия.

Если игрок не выполняет «заказ» (или выполняет не в той последовательности), то лишается права дополнительных ударов, т.е. при успешном прохождении ворот («мышеловки») прохождение засчитывается, но дополнительный удар не предоставляются.

Можно сбивать с позиции шары противника без всякого объявления, после этого, ход переходит к следующему игроку.

Это условие, объявление действий, может быть не обязательным для начинающих игроков.

Начало игры, первый удар. Шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка.


При успешном прохождении ворот игрок получает право на дополнительный ход. При прохождении двух ворот одновременно, а также при прохождении «мышеловки» (4 — 11 точка прохода, см. схему) игрок получает право на два дополнительных хода. Т.е., если мы начинаем игру и с одного удара проходим сразу первые двое ворот, то получаем два дополнительных хода и появляется гораздо больше шансов за эти два хода пройти третьи ворота, получить снова один дополнительный ход и т.д.

Схема движения красного шара

В какой-то момент игрок совершает ошибку и в игру вступает игрок с шаром, маркированным одной черной полоской (чёрный шар). Он начинает играть, двигаясь навстречу от черного колышка. Затем очередь игрока с шаром с двумя красными полосками (жёлтый шар), потом — с двумя черными (синий шар), и опять вступает в игру первый игрок с шаром с одной красной полоской (красный шар).

Если шар не прошел ворота, а застрял в них — оказался в «масле», ход переходит к следующему игроку. Когда опять дойдёт очередь до шара в «масле», играть вперед нельзя: шар надо выбить из ворот, и ход снова перейдет к следующему игроку, и только дождавшись следующей очереди, можно будет проходить данные ворота.

Если шар оказался «в масле мышеловке», то он может выйти из этого положения только с помощью другого шара. Пока шар находится в «мышеловке», игрок пропускает ходы, до тех пор пока его не выбьет другой шар. При игре один на один, допускается (по договорённости сторон) выбивать шар из «масла мышеловки» обратным ударом, как при попадании в «масло» ворот.

Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении.

Шар, прошедший «мышеловку» получает право крокировать другие шары, но только те, которые также прошли «мышеловку». Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильном её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к простому удару, «мышеловка» считаются не пройденной.
Крокировать — это значит попасть своим шаром в другой шар. Крокировать можно только на первом полученном дополнительном ходе после прохождения «мышеловки» или ворот. Крокировать можно только прямым ударом.

Крокировать можно шар как своей, так и чужой команды. Если игрок попадает в объявленный шар, он получает право на два дополнительных хода. При первом ходе выполняется крокетный удар - игрок должен поднести рукой свой шар и поставить его вплотную с любой (нужной ему) стороны к крокированному шару.
Затем он может ударить таким образом, чтобы оба шара двигались одновременно (свободный удар), либо прижать носком ноги свой шар к земле (полу) и произвести удар по своему шару (удар из-под ноги) выпуклой частью головки молотка (выпуклую часть имеют «специальные» молотки, ударные плоскости не параллельны только в Русском крокете) таким образом, чтобы свой шар остался на месте, а другой шар направился в нужном направлении.

Второй ход игрок делает обычным образом. Крокировка очень обогащает игру, вносит в нее разнообразие. Например, с помощью крокетных ударов можно «убивать», шары противника. Это происходит, когда шар противника посылается на его же колышек (стартовый). После касания о колышек шар начинает игру сначала, дождавшись своего очередного хода.

Шар, прошедший весь путь в прямом направлении и ударившийся о противоположный колышек, а затем прошедший весь путь в обратном направлении и ударившийся о свой колышек, от которого начал свой путь, заканчивает игру. Такой шар называют «заколовшимся». Ход переходит следующему игроку.

Если шар, пройдя последние воротца сумеет не коснутся своего колышка, то он становится «разбойником». «Разбойник» фактически закончил игру, ему для ее окончания нужно лишь при очередном ходе удариться о свой колышек — «заколоться». В его задачи входит ставить на позиции шары своей команды и сбивать шары противника. В основном «Разбойник» занимается крокированием.

Партию выигрывает команда, шары которой первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка.

Правила игры в Русский крокет

Очередь ударов

§ 1. В течение всей игры игроки обязаны соблюдать строгую очередь ходов.

§ 2. Порядок шаров и игры ими таков: первым играет 1-й с одной красной полосой (красный), вторым — 1-й с одной чёрной полосой (чёрный), третьим — 2-й с двумя красными полосами (жёлтый), четвертым — 2-й с двумя чёрными полосами (синий), пятым — 3-й с тремя красными полосами, шестым — 3-й с тремя чёрными полосами, седьмым - 4-й с четырьмя красными полосами и восьмым — 4-й с четырьмя чёрными полосами, т.е. идет строгое чередование цветов.

§ 3. Перед началом игры путем жребия команды решают, какая из них, играет красными (красным и желтым), какая черными шарами (черным и синим). Красная партия начинает игру, черная — выбирает ту или иную половину площадки.

Пропуск очереди

§ 4. Если игрок пропустил свой удар, то он теряет право на него до следующей очереди.

Игра вне очереди

§ 5. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и ошибка обнаружена, все достигнутые этим ударом результаты аннулируются: игравший шар и все им сбитые ставятся на прежние места.

§ 6. Если игрок сыграл своим шаром вне очереди и после этого было сделано еще несколько ударов другими, то положение шаров, достигнутое в результате всего этого, не меняется, но игрок, допустивший ошибку, штрафуется — лишается права на удар в следующей очереди.

Удар

§ 7. При ударе молоток можно держать любым способом. Запрещается наносить удары боковой стороной молотка и рукояткой. Разрешается только ударным плоским концом.

§ 8. Удар по шару должен быть именно ударом, ни в каком случае не толчком или движком.

Примечание. Под движком надо понимать такой удар, когда молоток, производя удар по шару, проходит некоторое расстояние в соприкосновении с ним.

§ 9. В случае неправильного удара см. § 8, шар игравшего и все сбитые им шары ставятся на прежние места, и удар считается потерянным.

§ 10. Касание молотком шара при ударе приравнивается к самому удару, т.е., если, готовясь к удару, игрок только коснется шара, то считается, что удар уже сделан. На основании этого игрок, если ему невыгодно сдвигать шар с позиции, может ограничиться просто прикосновением к нему молотком.

§ 11. Во время игры касаться молотком чужих шаров не разрешается. Если, готовясь к удару по своему шару, игрок коснется чужого, то он теряет право на удар, а чужой шар, если он был стронут с места, ставится на прежнюю позицию.

§ 12. Не разрешается убирать или отодвигать другие шары для получения более удобного положения при ударе по своему.

Прохождение ворот

§ 13. Ворота считаются пройденными, если шар полностью пройдет под ними. Чтобы определить прошел ли весь шар ворота или остался в них, ручкой молотка проводят по воротам. Если ручка молотка хоть чуть заденет шар, считается что шар находится в «масле» (в воротах).

§ 14. Если шар оказался «в масле», то в следующий очередной удар его нельзя проводить далее, а необходимо обратным ударом вывести из ворот, чтобы потом, когда дойдет новая очередь удара, попытаться пройти их.

§ 15. Шар, ударившийся о боковые стойки ворот и прошедший их, считается сыгранным правильно.

§ 16. Если при проходе ворот шар ударом вырвет их, удар перебивается.

Выход шара за границы площадки

§ 17. Если шар во время игры выйдет за границы площадки, то он ставится на расстоянии одной ударной части молотка (не ручки) от той точки, в которой он выкатился, пересек линию, а игрок теряет все текущие ходы.

Путь шара

§ 18. Обязательно следует придерживаться следующего порядка прохождения шаром ворот. От своего колышка шар сначала должен пройти свои первые ворота (1), вторые (2), затем ближние правые боковые (3), мышеловку на средине площадки (4), левые боковые дальние (5) (уже на половине противника), вторые ворота противника (6) (предпоследние от себя) и первые ворота противника (7), т.е. последние от себя.

Схема движения красного шара шара

Пройдя первые ворота противника (т.е. последние от себя), шар должен стукнуться о колышек и после этого начинать обратный путь: первые ворота (8), вторые (9), левые боковые (10), мышеловка (11), правые боковые (12), вторые (13) и первые (14). Ударившись после этого о свой колышек, шар «закалывается», т.е. считается кончившим партию и выбывает из игры. После «закалывания», ход переходит следующему игроку.

Запрещается проводить шар через ворота в обратном направлении пути (для установки на позицию), для дальнейшего прохождения в правильном направлении.

Начальный удар

§ 19. При начальном ударе шар ставится в любом месте между колышком и первыми воротами, но не ближе к ним, чем на ударную часть молотка.

§ 20. В случае неудачного начального удара, если первые воротца не пройдены, шар убирается с поля и следующим ходом перед ударом игрок опять ставит шар на позицию руками.

Что дает прохождение ворот

§ 21. Игрок в начале хода имеет один удар. Но если этим ударом он проходит ворота, то получает право еще на удар.

§ 22. Если игрок с одного удара пройдет сразу двое ворот, например, при начальном ударе первые и вторые, то он получает право на два удара. В таком случае один удар обычно используют, чтобы поставить шар на позицию, а вторым уже идут через боковые ворота.

§ 23. За проход «мышеловки» игрок также получает два удара. Прохождение «мышеловки» засчитывается только при правильно её прохождении (по линии 3 — 5 ворот и 10 — 12, см. схему), при «боковом» выходе шара (попадание в штангу ворот), приравнивается к простому удару, «мышеловка» считаются не пройденной, дополнительный удар не даётся.

§ 24. Намереваясь проходить ворота, игрок обязательно должен объявить об этом. В противном случае пройденные ворота засчитываются, но дополнительный удар теряется. Если же игрок сразу с первого удара, имея два дополнительных удара (после прохождения ворот 1 и 2 с одного удара), пройдет ворота (боковые 3), то с проходом их имевшийся второй удар теряется, т.е. дополнительные удары не суммируются.

Заколка шара и удар о чужой столбик

«Мертвый» шар

§ 29. Шар становится «мертвым» после удара о колышек противника, пока не пройдёт первые, со стороны соперника, воротца.
Если после удара о колышек шар прошел отскоком очередные воротца или встал в них в масло, то шар уже не «мертвый».

Стратегия «мертвого» шара:
- после прохода последних воротец перед чужим колышком можно ударить в чужой колышек так, чтобы шар отскочил в шар соперника и «убил» его.
- после прохода последних воротец перед чужим колышком можно ударить в чужой колышек так, чтобы шар отскочил к воротцам которые нужно проходить противнику и загородил проход шару соперника не давая пройти или дать «убьется».

Если чужой шар тем или иным путем коснется «мертвого», он также становится «мертвым» — такой шар называется «покойник» и снимается с поля до следующего своего хода, «покойник» .

«Разбойник»

§ 30. «Разбойником» называется шар, прошедший все ворота туда и обратно и не «заколовшийся» о свой столбик. Так как «разбойник» фактически уже закончил свою игру, в его задачи входит в дальнейшем, пользуясь правом «крокировки» (), ставить шары своих партнеров на позицию и, наоборот, сбивать с позиций шары противников. Для «Разбойника» ворот «не существует», он не может застрять «в масле» ().

Крокировка

§ 31. Крокировать — значит попасть своим шаром в намеченный шар.

Сделавший крокировку получает право на два удара и этим получает возможность ставить на позицию шары партнеров, сбивать с позиций шары противников и «закалывать» их.

§ 32. Перед тем, как крокировать, обязательно следует объявить, какой именно шар намечен. Крокировка, сделанная без объявления, никаких преимуществ не дает и приравнивается к обычному удару.

§ 33. Если игрок объявил крокировку одному шару, но задел другой или другой шар и крокируемый, крокировка считается не состоявшейся; никаких дополнительных ударов игрок не получает, ход переходит следующему игроку.

§ 34. Если при крокировке игрок промахивается, он также теряет право на второй удар, если таковым обладал вначале (например, после прохода мышеловки).

§ 35. Крокировать имеет право «разбойник» всегда, а простые шары лишь те, которые прошли «мышеловку». Шар, который еще не прошел «мышеловку» называется «каракульча» (название от молодого барашка или каракуля).

«Каракули» и «мертвые» шары не могут крокировать и их нельзя крокировать.
Нельзя крокировать «мышей» (сидящих в «мышеловке») и шары стоящие в масле.

§ 36. Простые шары, имеющие право крокировать, могут объявлять крокировку лишь непосредственно после прохода тех или иных ворот и всего только одному шару, но, получив от данной крокировки два удара и пройдя следующие ворота, снова получают право на крокировку одного шара и т. д.

§ 37. Игрок, имеющий два удара, может крокировать только с первого, теряя в случае промаха дальнейший удар.

§ 38. «Разбойник» может крокировать сразу, как только доходит очередь его удара. В одну очередь он может крокировать сколько угодно шаров, пока не потеряет права ( и ), но один и тот же шар лишь один раз.

§ 39. «Разбойник», скрокировав шар, может играть им двумя способами — ударом из-под ноги или свободным ударом.

§ 40. Удар из-под ноги производится так: к скрокированному шару вплотную с любой стороны приставляется «разбойник»; игрок прижимает его к земле ногой, становясь подошвой, и затем ударяет молотком по «разбойнику» так, чтоб скрокированный шар отскочил в желаемом направлении. Если при этом ударе «разбойник» выскочит из-под ноги ударяющего, игрок теряет право на дальнейший удар.

§ 41. При свободном ударе «разбойник» приставляется к скрокированному шару вплотную с любой стороны. Ударяя свой шар в желаемом направлении, игрок вместе с ним сбивает крокированный шар и после этого теряет право на удар.

§ 42. Простой шар, скрокировав другой, может играть им только свободным ударом. При этом, если сдвигается и крокированный шар, то играющий шар не теряет второго удара.

§ 43. И удар из-под ноги, и свободный считаются за игровой удар, т.е. за первый из двух полученных после крокировки.

§ 44. Не разрешается крокировать шар, находящийся к крокирующему шару ближе, чем на длину всей ручки молотка (или 1 м).

§ 45. Если шар, катясь после прохода ворот, заденет какой-либо шар, то он не имеет права его крокировать сейчас же.

§ 46. Нельзя крокировать тот шар, который, пройдя последние ворота (первые ворота противника), ударился о чужой колышек, т.к., начав обратный путь, еще не прошел этих первых ворот.

§ 47. Простой шар крокировав своего «разбойника» получает один дополнительный удар, а не два, как при крокировке простого шара .

§ 48. Крокировав «разбойника» противника даётся один дополнительный ход. Можно сделать крокетный удар (отправив «разбойника» подальше) или произвести свободный удар.

§ 49. «Разбойники» соперников могут крокировать один другого, получая один дополнительный удар.

Проведение шара через ворота

§ 50. Игрок имеет право проводить своим шаром шар партнера через ворота, заявив об этом. Если проводка удалась, то ведущий шар получает дополнительный удар, как в том случае, когда шар проходит ворота, а другой шар остается ждать своей очереди и никаких дополнительных ударов не получает. Поэтому иногда такая проводка и невыгодна; например, если игрок провел другой шар через «мышеловку», этот шар, дождавшись очереди, имеет только один удар, в то время как, пройдя самостоятельно «мышеловку», он получил бы два удара.

Результат игры

§ 51. Партию выигрывает та команда, чьи шары все первыми окончат игру, т.е. «заколются» о свои колышек.

§ 52. Игра проходит двумя партиями. Сыграв первую, команды меняются сторонами площадки.

§ 53. Если первую партию выигрывает одна команда, а вторую — другая, то играется третья решительная, которая и дает окончательный результат.

Историческая справка

Крокет (croquet) – это спортивно-развлекательная игра, в которую играют на площадке из утрамбованного песка, на траве или на специальном покрытии в помещении. Смысл игры заключается в проведении деревянных шаров с помощью деревянных же молотков через серию расставленных «воротиков».

Почти два века назад крокет был любимейшей игрой англичан. В 1867 году провели первый открытый чемпионат Англии, а в 1869 году создан Всеанглийский Уимблдонский крокетный клуб. В 1900 году соревнования по крокету проведены на II Олимпийских играх в Париже.

В Россию крокет пришел в середине XIX века и сразу же стал игрой, наиболее распространенной и любимой как в высшем обществе, так и во всех образовательных заведениях. «Нет ни одного порядочного учебного заведения, где бы не был введен крокет», – так писали русские газеты того времени. Горячими приверженцами этой игры и искусными игроками являлись Федор Шаляпин и Анна Павлова. Правда, в России крокет претерпел значительные изменения, и его стали называть «русским крокетом».

В годы советской власти игра стала массовой. В предвоенные годы в крокет играли чуть ли не в каждом дворе. Но в годы Великой Отечественной войны людям было не до крокета, и про эту игру почти все забыли. После войны в крокет играли уже только те, у кого были дачи, – партийная элита.

Недавно в Санкт-Петербурге организована Межрегиональная федерация крокета. В настоящее время силами Федерации крокета возрождается и популяризируется эта замечательная игра.

Основные правила

Современный русский крокет – это спортивная, комбинационная, тактическая, азартная игра с логически выстроенными ходами. Количество игроков может быть разным: от двух до восьми, но наибольший интерес игра приобретает, когда участников четверо.

К поверхности крокетной площадки предъявляются повышенные требования по ровности, отсутствию уклонов и эластичности. Чем ровнее площадка, тем меньше препятствий встречает шар, тем он правильнее катится и тем более точно может быть сделан расчет удара по шару.

Задача игроков состоит в том, чтобы по известным правилам провести свои шары через расставленные в определенном порядке воротики. Шары проводят ударами деревянного молотка на длинной ручке.

При игре необходимо точное обозначение границ площадки. Сначала поле для игры ограждали земляным валом, который выполнял функцию бортов; затем борта исчезли, и границы поля стали обозначать канавкой или краской. В современном крокете опять появились борта. В случае отсутствия бортов шар, покинувший поле, теряет дальнейшее право хода и устанавливается в том месте, где он пересек границу поля.

Размеры игровой площадки могут варьироваться. Стандартное поле имеет размеры 5ґ11 м. На рисунке 1 представлен один из вариантов разметки поля.

Рис. 1. План крокетной площадки (один из возможных вариантов)

На рисунке 2 представлен путь движения красного шара по полю; схема движения черного шара аналогична, но путь начинается от противоположного (черного) колышка.

Игроки делятся на две команды. У одной – шары с красными полосками, у другой – с черными. Начинает игру шар с одной красной полосой (от красного колышка), затем играет шар с одной черной полосой (от черного колышка), потом – с двумя красными полосами, с двумя черными полосами и т.д. После этого ход опять переходит к шару с одной красной полосой.

При прохождении первых двух воротиков одновременно, а также при прохождении «мышеловки» игрок получает право на два дополнительных хода.

Если шар оказался в воротцах (в «масле»), то при следующем ходе его нужно ударом вывести обратно из воротцев на позицию, а затем уже следующим ходом отправить через воротца. Если шар оказался в «масле мышеловки», то он может выйти из этого состояния только с помощью другого шара. Пока же шар игрока находится в «мышеловке», игрок пропускает ходы.

Шар, который прошел весь путь и ударился о свой колышек, после прохождения последних воротиков считается «заколовшимся» и заканчивает игру.

Шар, прошедший половину пути и ударившийся о чужой колышек, выполняет для противника функцию его колышка, т.е. является «шаром-убийцей». Если шар, не пройдя соответствующие последние воротца, по каким-либо причинам коснется своего колышка или этого шара-убийцы случайно (или специально будет послан ударом чужого шара), то он будет «убит», и ему придется начать игру сначала. «Шар-убийца» имеет право передвигаться по полю только в направлении первых ворот (то есть в обратном направлении).

Если шар, пройдя последние воротики, не коснется своего колышка, то он становится «разбойником». «Разбойник» фактически закончил игру, ему для ее окончания нужно лишь при очередном ходе удариться о свой колышек. Его задача – ставить на позиции шары своей команды и сбивать с позиции шары противника.

«Рокировать» – значит при ударе попасть своим шаром в шар противника. Рокировать может только шар, прошедший «мышеловку». Рокировать же можно только те шары, которые также прошли «мышеловку». Простые шары могут рокировать только непосредственно после прохождения воротиков или мышеловки. Объявивший и выполнивший рокировку игрок получает право на два хода. При первом ходе выполняется крокетный удар: игрок должен поднести свой шар и поставить его вплотную с любой (нужной ему) стороны к рокированному шару. Затем он может либо ударить по своему шару и послать его в нужном направлении, либо ударить таким образом, чтобы оба шара двигались одновременно, либо прижать носком ноги свой шар к земле (полу) и произвести удар по своему шару выпуклой частью молотка таким образом, чтобы свой шар остался на месте, а шар противника направился в нужном направлении. Второй ход игрок делает обычным образом. Не разрешается рокировать шар, находящийся в «масле», а также если между шарами расстояние меньше длины всего молотка (с ручкой). Нельзя рокировать от борта или дужек ворот. Игрок, собирающийся делать рокировку, обязан об этом объявить.

Игрок, который хочет пройти воротики («мышеловку») и при прохождении коснуться каких-либо шаров (а те, в свою очередь, других), обязан об этом объявить, причем должна указываться последовательность касаний. Если он не выполняет «заказ» (или выполняет не в той последовательности), то лишается права дополнительных ходов, т.е. при успешном прохождении воротиков («мышеловки») прохождение засчитывается, но дополнительные ходы не предоставляются.

Партию выигрывает команда, чьи шары первыми пройдут весь путь и коснутся своего колышка.

Некоторые отличия в разных вариантах правил

Размеры площадки могут отличаться от предлагаемого варианта (например, 7ґ14 м).

Площадка может быть без бортов (но тогда игра становится менее динамичной, так как шар будет часто выходить за пределы поля).

Игру можно вести и четырьмя, и шестью, и восемью шарами. Количество игроков может быть до 8 человек. Но тогда команды должны быть очень слаженными и состоять из хороших игроков, иначе игра затягивается на очень длительное время. В таких случаях желательно применять соответствующие метки, которые крепятся к воротцам для обозначения последующих ходов каждого шара.

Понятие «рокирование» не используется и заменяется «крокированием».

При прохождении воротец от борта не дается дополнительного хода.

При «вылете» шара через борт шар устанавливается не у края борта, а на расстоянии ударной части биты от борта.

Шары проходят путь не до своего колышка, а до колышка противника.

После завершения игры проигравшая команда имеет еще один ход (в этом случае может быть ничья).

Крокировать может простой шар, который прошел мышеловку не в первый раз, а после второго раза, когда он возвращается назад.

Из «мышеловочного масла» шар следующим ходом выходит так же, как и из положения «масла воротец», а не от постороннего вмешательства (пропуская ходы).

Крокет-АП

Разработка нового элемента техники игры принадлежит Алексею Борисовичу Порай-Кошицу, специалисту и пропагандисту игры в крокет из Санкт-Петербурга, настоящему мастеру крокета и талантливейшему конструктору.

Под названием «крокет-ап» имеется в виду особая техника удара битой по шару, при которой шар может быть поднят в воздух над поверхностью корта (на высоту до 0,7–0,8 м) и пролететь значительное расстояние. «Крокет-ап» обычно используется для прохождения мышеловки или воротец, в зоне которых стоит шар противника, который остается на месте («в масле»), а играющий шар проходит данный элемент без касания шара противника, оставляя его в том же положении, «в масле». Эффект «крокет-ап» достигается с помощью специальных бит, у которых ударная часть имеет слегка вогнутую поверхность, как показано на рисунке (точка А).

В истории развития игры различными правилами запрещалось отрывание шара от поверхности площадки: он должен был только катиться. Однако демократичность современной игры позволяет с успехом использовать элемент техники «крокет-ап», особенно на кортах с травяным покрытием или с покрытием из искусственной травы.

При игре, в которой возникает эффект «крокет-ап», должны использоваться воротца и «мышеловка» высотой более двух шаров.

Крокет

Крокет (кроке́т, croquet) - спортивная игра, участники которой ударами специальных молотков на длинной ручке проводят шары через воротца, расставленные на площадке в определённом порядке. Входил в программу летних Олимпийских игр . Игру часто путают с крикетом (cricket).

В Россию крокет пришёл из Англии в середине XIX века в начале 60-х годов, по исследованиям историка крокета Ю. А. Илюхина , самое раннее упоминание о процессе игры в крокет датируется 1861 годом (по результатам исследований, ранее указывалась дата 1875 год).

Впервые 28 сентября 2011 году прошёл товарищеский турнир по крокету (спортивный турнир) между российскими и чешскими игроками в Пражском крокет-клубе (Чехия). Ранее российские игроки никогда не принимали участие в спортивных турнирах.

Правила игры, обзор

Оборудование для игры в крокет. 1 - молотки. 2 - шары. 3 - клипсы. 4 - угловые флажки. 5 - угловые колышки. 6 - центральный колышек. 7 - воротца.

Существует несколько вариантов игры в крокет, для которых написаны правила. Самые распространённые правила - международные правила Ассоциации крокета - Ассошиэйшн крокет (англ. The Croquet Association ), по которым проводятся международные соревнования в ряде стран, так называемый классический английский крокет.

К спортивному крокету также относится гольф-крокет (англ. Golf Croquet ). В отличие от крокета Ассоциации, где даются дополнительные удары за прохождение воротец и рокировку, в гольф-крокете нет дополнительных ударов, ходы игроками совершаются по очереди только по одному удару.
Поля по правилам у крокета Ассоциации и гольф-крокета одинаковые: размер 35 ярдов (32,00м) на 28 ярдов (25,60м), идентичная расстановка воротец - 6 штук (высота 12” (дюймов) (30,48 см), внутреннее расстояние между штангами 3 3/4” (9,4 см) до 4” (10,16 см) опоры и перекладина должны иметь диаметр 5/8 дюйма (1,56 см)) и колышек - 1 штука (диаметр 1 1/2” (3,81 см), высота 18” (45,72 см), маркирован цветными полосками - синего, красного, чёрного и жёлтого цветов, маркировка служит подсказкой очерёдности ходов). Четыре шара, окрашенные в синий, чёрный, красный и жёлтый цвета (или зелёный, коричневый, розовый и белый). Диаметр шаров 3 5/8 ” (9,2 см) и весом 1 фунт (0,454 кг), изготавливают из прочного полимера. Специальные молотки для игры в крокет изготавливают из прочных и твёрдых пород древесины, металла и пластика, часто комбинируют материалы.

На основе правил Ассоциации крокета стандартизированы правила гарден-крокета (англ. Garden Croquet ) - садовый крокет, правила аналогичны, но площадка меньше – 17,5 на 14 метров, допускается уменьшение площадки, но обязательным условием – соотношение сторон 5х4.

Крокет «Девять калиток» (англ. 9 Wicket croquet ) Американской Ассоциации Крокета USCA, Ассоциация стандартизировала эти правила. Размер поля 100x50 футов или 30х15 метров. На поле установлено 2 колышка и 9 воротец. Колышки устанавливаются на расстоянии 6 футов или 1,8 м от меньшей границы, на центральной оси (по большей стороне). Первые воротца устанавливаются по центральной оси от колышка на расстоянии 1,8 м, вторые воротца от первых на расстоянии 1,8 м, ещё пара воротец устанавливается по сторонам от оси, от точки на расстоянии 16футов=4,8 м от вторых воротец по центральной оси отмеряется расстояние в стороны на расстоянии 16футов=4,8 м. Центральные воротца устанавливаются на центральной оси в центре поля (расстоянии 16футов=4,8 м по оси от пары воротец). Остальные ворота устанавливаются симметрично относительно центра. Оборудование для игры аналогично оборудованию Ассоциации крокета, иногда устанавливают воротца немного шире.

В крокет Ассоциации, гольф-крокет, гарден-крокет, 9 калиток играют от 2 до 4 человек, один на один, пара на пару или каждый за себя.

Русский крокет (садовый крокет, дворовый или домашний) относится к спортивному развлечению, в который играют во дворах или на дачах, допускается игра «по своим правилам» (изменение размеров поля, условия дополнительных ходов), что превращает игру в увлекательное и приятное времяпрепровождение.

Площадка в русском крокете имеет размер 11м на 5 метров. Оборудование для игры: шары диаметром - 9,2 см, два колышка, длина - 50 см, маркированы красным и чёрным цветами, металлические воротца - 10 штук, ширина ворот - 19 см (от 18 см, ширина –два шара), высота ворот - 30 см. Молоток, примерно, имеет размеры - длина молотка - 90 см, ударная часть молотка - 16 см, диаметр ударной части - 6 см, как правило, для русского крокета молоток и шары изготавливают из древесины (берёза, бук, дуб). Расстановка оборудования на поле: в центре поля устанавливаются скрещенные ворота, параллельно границам поля, - «мышеловка», на пятиметровой границе в центре устанавливается колышек, по центральной оси относительно большей стороны, от колышка устанавливаются первые ворота на расстоянии 0,5м, вторые воротца от первых на расстоянии 1м, от точки на оси на расстоянии 2м от вторых воротец (или «мышеловки») в стороны устанавливаются воротца на расстоянии 2м. Остальные ворота устанавливаются симметрично относительно центра.
В игре по правилам русского крокета могут участвовать от 2 до 8 человек. Цель игры - в соответствии с правилами ударами молоточков провести свой шар по определённому маршруту быстрее соперника. Очерёдность в игре: играющий первым красным шаром (с одной полосой), первым чёрным (с одной чёрной полосой), вторым красным (две красные полосы), вторым чёрным (две полосы) и т. д. Шары, маркированные красными и черными полосками (от одной до четырёх), используются только в «русском» крокете. Как правило, шары маркируются (имеют полную окраску): красный, жёлтый, чёрный и синий (голубой). При игре красный и жёлтый шары играют против чёрного и синего. При ударе по шару молоток можно держать любым способом, разрешается бить по шару только ударной частью молотка, запрещается толкать шар.
Особенностью русского крокета является то, что команды начинают игру с противоположных сторон поля, идут навстречу друг другу. В центре поля вдоль его осей стоят скрещенные ворота - «мышеловка».

Запрещается толкать шар, бить по шару боковой и другими частями молотка. Разрешается бить по шару только ударной плоскостью. Касание шара молотком приравнивается к удару. К этому приёму можно прибегать, если невыгодно сдвигать свой шар с удобной позиции. Запрещается проходить ворота в обратном направлении (ставить на позицию).

Соревнования в спортивном крокете проходят по утверждённым правилам на площадках регламентированного размера. Ежегодно проходят чемпионаты разного уровня, в том числе и международные соревнования по крокету, по международным правилам Ассоциации (Association Croquet) или гольф-крокету.

Следует помнить, что в каждом виде крокета свои правила, общее - только суть игры, провести свой шар ударами молотка по определённому маршруту через серию воротец. К примеру, в крокете Ассоциации можно рокировать шар сразу как только он введён на поле, в русском крокете - только после прохождения «мышеловки» (центральных скрещенных воротец), в гольф-крокете вообще нет рокировок.

Краткое описание игры по правилам Ассоциации крокета

В крокет играют две команды, одна из которых играет чёрным и голубым, а вторая - красным и жёлтым шарами. Игра бывает одиночной (один на один) и парной. При парной игре каждый игрок играет только одним шаром на протяжении всей игры. Каждый шар необходимо провести по определённому маршруту (см. схему), дважды пройдя сквозь каждые воротца в определённом порядке и направлении, после чего коснуться шаром колышка в центре поля. Сторона, первой закончившей прохождение всего маршрута обоими шарами - выигрывает игру и зарабатывает 26 зачётных очков (12 очков за прохождение воротец и одно очко за касание колышка получает каждый из двух шаров).

Разметка поля для игры в крокет и схема прохождения воротец.

Стороны корта называются «северная», «южная», «восточная» и «западная» границы независимо от фактической ориентации корта. Воротца могут быть не окрашенными, либо полностью окрашены в белый цвет, кроме этого, перекладина первых воротец окрашивается в синий цвет, а перекладина «разбойничьих» (Rover) - в красный. Флажки голубого, красного, чёрного и жёлтого цвета являются не обязательными аксессуарами и могут быть установлены в углах I, II, III и IV в указанном порядке. Восемь белых угловых колышков с размером 3/4 дюйма (1,9 см) в диаметре и 3 дюйма (7,6 см) высотой являются не обязательными аксессуарами, могут быть установлены на границе корта на расстоянии 1 ярд (91,44 см) от каждого угла в линию разметки.
Шар получает одно очко если проходит сквозь воротца в правильном направлении за один или несколько ударов. Очко засчитывается не зависимо от того, ударил по шару игрок или другой шар. Для обозначения следующего пункта маршрута шара на воротца или колышек ставятся зажимы (клипсы) того же цвета, что и шар.
Во время прохождения первой половины игры, первый проход, зажимы (клипсы) ставятся на верхнюю перекладину воротец, во второй половине игры, второй проход воротец, ставятся на боковую опору.
Стороны делают ходы по очереди. Во время первых четырёх ходов все шары необходимо ввести в игру с любой из стартовых линий в любом порядке. После того, как все четыре шара введены в игру, оказались на корте, каждая сторона определяет, каким из шаров она будет играть в следующем ходе.
Ход игрока состоит только из одного удара, однако игрок может получить право на дополнительные удары в случаях:
- если шар игрока проходит воротца, игрок получает право на ещё один удар; - если шар игрока ударяет другой удар (делает крокировку), игрок ставит свой шар в плотную к крокированному шару (в который попал) и ударяет по своему шару (берёт крокет) так, чтобы крокированный шар сдвинулся или хотя бы качнулись (завибрировали). После этого игрок получает право на дополнительный удар по своему шару.
В свой ход игрок может крокировать и затем брать крокет от каждого из трёх шаров в любом ходе. После проведения шара сквозь воротца, игрок может повторять рокирование и брать крокет. Повторно рокировать один и тот же шар можно только после прохождения воротец. Таким образом, комбинируя крокирование и прохождение ворот, за один ход игрок может заработать несколько очков (сделать брейк).
Ход завершается когда игрок заканчивает все удары, на которые он имел право или шар уходит за пределы игрового поля во время взятия крокета.
Когда шар уходит за пределы корта после другого любого удара, не крокетного, ход может и не считаться завершённым.
Если шар покидает пределы игрового поля после удара, то он ставится на поле на расстоянии в 1 ярд (91 см) от границы, так называемую «ярдовую линию», как можно ближе к тому месту, где он вышел. Шар, лежащий между границей поля и ярдовой линией, за исключением шара которым играют в данном ходе, также ставится на ярдовую линию.
Когда шар прошёл последние «разбойничьи» (Rover) воротца, стал «разбойником», игрок получает ещё одно очко (последнее), если после удара его шар коснётся колышка или косание произойдёт после удара по нему другим «шаром-разбойником». Шар, коснувшийся колышка считается «заколотым» и убирается с игрового поля.
Игра в крокет по своей сути тактическая борьба, в которой, маневрируя своими шарами и шарами соперника, каждый из противников стремится как можно быстрее проийти все воротца, зарабатывая очки и в то же время осложнить и замедлить игру сопернику.
Некоторые правила иногда неверно трактуются, обратите внимание на следующие условия, что является правильными условиями игры в крокет.
1. В начале игры шар устанавливается на стартовой линии (на ярдовой линии), а не на расстоянии длины молотка до первых ворот.
2. Можно крокировать шары до того, как они прошли первые ворота (как только введены на игровое поле).
3. Играют шарами не придерживаясь цветовой последовательности.
4. Нельзя придерживать шар ногой во время крокетного удара.
5. Наносить удары по шару можно только ударными плоскостями молотка (головки).
6. Последние ворота проходят в направлении от колышка.
7. Только прошедшие через 12 ворот шары (шар разбойник, ровер шар) могут завершить игру ударившись о колышек (заколоться).
8. Если шар не является разбойником (ровером), он не может заколоться.
9. При крокетном ударе шар, крокированный шар должен переместиться или завибрировать.
10. Нельзя касаться головки молотка во время удара.
Для более детального изучения игры крокет необходимо ознакомиться с Основными правилами игры в крокет Ассоциации Крокета.

Терминология. Шары (balls), молотки (mallets), ворота (hoops). Раньше ворота называли «воротца», «проход», «арки», «обручи», «калитки». Слово «воротца» до сих пор часто используется игроками, но для большинства является сложным для выговаривания. В связи с ростом популярности крокета в наши дни, но не знанием традиций, «воротца» чаще называют «воротами», что скорее всего станет более популярным современным названием. Игрок, непосредственно играющий, называется «страйкер» (от англ. strike - ударять), шар, которым он непосредственно играет - «страйкер-шар». Шары имеют названия «свои» (свои или своей команды) и «чужие» (шары соперника). В процессе игры шары называют «живые» и «мёртвые» (после крокирования или рокирования - roquet, не устоявшаяся русскоязычная терминология). «Разбойник» - шар прошедший все ворота и не заколовшийся. «Заколоться» - ударить шаром о свой колышек. «В масле» - шар, остановившийся в створке ворот.

Англоязычные названия вариантов крокета (варианты правила) называют по количеству ворот, расставленных на игровом поле. В России более популярны географические названия, по популярности того или иного вида крокета. Правила Ассоциации - 6 калиток (Six-Wicket Croquet) - Английский крокет, 9 калиток - Американский крокет, 10 калиток - Русский крокет (9 «препятствий», в центре поля скрещенные ворота, 10 ворот).

Первые правила и описание игры крокет на русском языке опубликованы в 1880 году, более ранних пока не обнаружено, а, возможно, и не существует. Описана игра с 9 воротами. От первого колышка «Фок», по длинной оси поля, первые ворота установлены на расстоянии 6 футов (1,83 м), вторые через 6 футов от первых, центральные ворота (в центре поля), на расстоянии 12 футов от вторых, между вторыми и центральными воротами, в стороны, на 12 футов устанавливаются боковые ворота, противоположная сторона зеркальна вышеописанной, дальний колышек называется «Бизани». Прохождение ворот, последовательность: от первого колышка Фока, 1, 2 ворота, 3 правые боковые, 4 центральные, 5 дальние боковые правые, 6 (2-е от Бизани), 7 (1-е от Бизани), ударить о Бизани шаром и обратный путь: 1 (7), 2 (6) ворота, затем поворот вправо - 8, центральные ворота (4), опять направо - 9, и, 2-е, 1-е ворота и заколоться о Фок (ударить шаром в колышек). Играют по очереди, в один ход даётся один удар. Если игрок проходит ворота, ему даётся дополнительный удар. Удар шаром о колышек даёт дополнительный удар. Крокировать разрешается сразу после прохождения первых ворот. Крокировка - если шар игрока ударяет другой шар (делает крокировку), игрок ставит свой шар (берёт руками) вплотную к крокированному шару (в который попал) и ударяет по своему шару (берёт крокет) так, чтобы шар сдвинулся или хотя бы качнулся (завибрировал). После этого игрок получает право на дополнительный удар по своему шару. Начальный удар делается по шару, установленному перед первыми воротами на расстоянии 12 дюймов (примерно 30,5 см). Бить по шару боковой стороной молотка запрещено. Инвентарь. Шары полностью окрашены разными цветами, деление по командам по тёмным и светлым тонам, чёрный, коричневый, фиолетовый, синий против красного, жёлтого, белого, розового. Молотки маркированы соответствующими цветами. Ворота назывались «Проходами» или «Арками». Размеры инвентаря не указаны. Данная организация игрового поля и правила игры схожи с крокетом 9-Wicket Backyard Croquet (Садовый крокет). Эти правила стандартизированы Американской Ассоциацией Крокета. Во многих странах данная разновидность крокета представляет собой популярный вид активного отдыха, проводятся неформальные соревнования.

Существует вариант крокета с бортами. В 1899 году стандартизированы правила американской версии крокета, под названием Роке , «крокет» без первой и последней буквы. В 1916 году организуется Американская Лига Роке (American Roque League). Отличие Роке от Крокета в том, что игровое поле (ровное твёрдое покрытие, утрамбованная глина или песок) окаймляется бортами, используется расстановка ворот, отличная от Английского крокета, и игроку требуются навыки бильярдиста для игры с использованием бортов. В наши дни данная версия крокета с бортами (Американского роке) встречается крайне редко.

В культуре

  • Игре в крокет посвящена глава произведения Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес ».

Ссылки

  • Всё о крокете. История крокета. Правила игры в крокет. Сообщество игроков в крокет.
  • Правила игры в крокет (варианты, схемы, комментарии и советы).



Top