Система защиты персональных данных включает в себя. Создание системы защиты персональных данных. Защита персональных данных – это требование бизнеса

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

ООО получило электронное уведомление Россертификации, в котором указано, что все организации обязаны уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных и разработать комплект документации по информационной безопасности. В противном случае, если ООО не зарегистрируется в реестре Роскомнадзора, в т. ч. не разработает комплект документов по охране данных, ей грозит штраф от 45000 до 300 000 руб., кроме того, при отсутствии документов и внедренной системы защиты данных сотрудников и клиентов, общество не может законно продолжать свою деятельность. Вопрос. Предусмотрена ли действующим законодательством обязанность общества с ограниченной ответственностью и/или закрытого акционерного общества (основной вид деятельности - сдача собственного недвижимого имущества в аренду) по разработке такой системы защиты и регистрации в реестре Роскомнадзора? Какая предусмотрена ответственность за отсутствие системы защиты, за невыполнение электронного предписания Россертификации?

Ответ

Все организации, обрабатывающие персональные данные, обязаны создать меры по хранению и защите персональных данных. В некоторых случаях об обработке персональных данных необходимо уведомить Роскомнадзор.

Административная ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных установлена в виде штрафа до 10 000 р. (на юрлиц), а уголовная – до 300 000 р.

Ответственность за невыполнение предписания установлена КоАП РФ.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

«Какие персональные данные сотрудника вправе получить организация

В организации персональные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах (если они ведутся). Все персональные данные сотрудника можно получить только от него самого. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Организация не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия на то сотрудника ().

Как уведомить контролирующее ведомство о начале обработки персональных данных сотрудников

До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных*:

  • обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
  • сделанных сотрудниками общедоступными;
  • полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
  • относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
  • включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
  • необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
  • включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональныхданных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.

В случае прекращения обработки персональных данных работодатель также обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Сделать это нужно в течение десяти рабочих дней с момента прекращения обработки данных. Типовой бланк уведомления о прекращении обработки данных не утвержден, поэтому работодатель может составить его в произвольной форме ().

Вопрос из практики: что следует понимать под обработкой персональных данных сотрудника

Под обработкой персональных данных следует понимать любое действие или совокупность действий, совершаемых с персональными данными сотрудника, в том числе с использованием средств автоматизации. В частности, к таким действиям можно отнести сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Это следует из положений статьи 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Так, получение от сотрудника сведений, необходимых для заполнения его трудового договора и личной карточки, хранение этих сведений и документов, оформленных на их основании, в полной мере относится к обработке персональных данных.

Персональные данные сотрудников обрабатывают уполномоченные на это представители организации (как правило, сотрудники службы персонала). Лица, осуществляющие обработку персональных данных, должны быть проинформированы о факте такой обработки, категориях обрабатываемых данных, а также об особенностях и правилах такой обработки, установленных нормативно-правовыми актами и локальными актами организации. Об этом говорится в Положения, утвержденного , Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Кроме того, работодатель вправе поручить обработку персональных данных сторонней организации (). Договор между работодателем и такой организацией должен предусматривать обязанность данного лица обеспечить безопасность персональных данных при их обработке ( Требований, утвержденных ).

Защита персональных данных

Как организовать защиту персональных данных сотрудников в организации

Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. , ТК РФ, ). Положение утверждает руководитель организации. С ним под подпись ознакомьте сотрудников организации*. Об этом говорится в части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Также в организации необходимо назначить лицо, ответственное по работе с персональными данными (). Как правило, таким сотрудником является работник службы персонала, поскольку именно он в ходе своей работы чаще всего сталкивается с персональными данными сотрудников. Лицо, ответственное за работу с персональными данными, назначьте приказом в произвольной форме.

Конкретные меры по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке предусмотрены в Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и , утвержденных . На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных*.

Так, при обработке персональных данных в информационной системе необходимо обеспечить защиту и безопасность персональных данных. При этом угрозой безопасности персональных данных является совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного (в т. ч. случайного) доступа к персональным данным при их обработке в системе, результатом которого могут стать:

  • уничтожение;
  • изменение;
  • блокирование;
  • копирование;
  • предоставление;
  • распространение;
  • иные неправомерные действия с персональными данными.

Следует отметить, что выбор конкретных средств защиты информации для информационной системы обработки персональных данных осуществляется работодателем в соответствии с нормативно-правовыми актами ФСБ России и ФСТЭК России. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для системы обработки и защиты персональных данных, производится с учетом оценки возможного вреда и в соответствии с нормативными актами упомянутых органов (п. , Требований, утвержденных ).

При обработке персональных данных в системах могут устанавливаться четыре уровня защищенности в зависимости от категории данных и количества сотрудников, сведения о которых содержит система. В зависимости от уровня защищенности работодателю следует принимать различные меры защиты систем обработки персональных данных, предусмотренные Требований, утвержденных . Например, установление режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены персональные данные, назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, и т. п. Конкретные требования к указанным мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены , утвержденными .

Для контроля защищенности персональных данных при их обработке работодатель или уполномоченное им лицо не реже одного раза в три года осуществляет контрольные проверки, конкретные сроки которых работодатель определяет самостоятельно. При необходимости к проведению проверки на договорной основе можно привлечь организации или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации ( Требований, утвержденных ).

Положение о персональных данных

Вопрос из практики: является ли Положение о работе с персональными данными сотрудников обязательным документом

Да, является.

Порядок хранения, обработки и использования персональных данных сотрудников устанавливает работодатель с учетом требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов (). Это значит, что работодатель должен самостоятельно определить порядок такой обработки и закрепить его в локальном нормативном акте, в частности, Положении о работе с персональными данными сотрудников. Все сотрудники организации при приеме на работу должны быть ознакомлены с Положением под подпись ().

Исходя из указанного следует, что Положение о работе с персональными данными является обязательным документом организации, а его отсутствие влечет (). На это указывают и суды (см., например, ).

Пример оформления Положения о работе с персональными данными сотрудников

Руководитель организации утвердил Положение о работе с персональными данными сотрудников.

Кадровой службы в организации нет. Ответственным за ведение кадрового учета назначена бухгалтер организации В.Н. Зайцева.

Вопрос из практики: как защитить персональные сведения, находящиеся в компьютерной базе данных

Чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям, находящимся в компьютерной базе данных, в Положении закрепите процедуру защиты такой информации. Чем выше риск несанкционированного доступа к персональным данным, тем больше мер нужно предпринять для защиты такой информации. Например, организация может ввести систему индивидуальных паролей, которые будут меняться с определенной периодичностью, ограничить доступ сотрудников к компьютерам, на которых хранятся личные данные, хранить диски и дискеты с такой информацией в запирающихся шкафах.

Обработку персональных данных в информационной системе необходимо осуществлять в соответствии с положениями Требований, утвержденных .

Организация может обеспечивать защиту персональных данных как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации. Такие разъяснения даны в Требований, утвержденных .

Какая ответственность грозит организации и ее должностным лицам за нарушения в работе с персональными данными

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность( , ).

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только те сотрудники, которые приняли на себя обязательства соблюдать правила работы с персональными данными и нарушили их (). Материальная ответственность может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб ().

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 500 до 1000 руб.;
  • для организации от 5000 до 10 000 руб.

Штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 руб*.

Такие меры ответственности предусмотрены статьями и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность для руководителя организации (иного лица, ответственного за работу с персональными данными) может наступить за незаконное:

  • собирание или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры ответственности:

  • штраф в размере до 200 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При этом те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Всем организациям в Российской Федерации приходится работать с тем или иным количеством персональных данных, и зачастую руководители даже не имеют понятия о том, сколь много информации о сотрудниках предприятия или компании обрабатывается с нарушением норм действующего законодательства.

Следует отметить, что в большинстве случаев нарушения здесь допускаются вовсе не из-за наличия желания как-то обойти закон. Причина более банальна – это элементарное незнание. Можно привести достаточно распространенный в России пример нарушения – новый сотрудник подает пакет документов согласно определенному списку. Работодатели, принимая такие документы, не берут согласия владельца на обработку его персональных данных, а это уже нарушение требований законодательства, пускай даже непреднамеренное. Впрочем, такого рода рисков можно избежать, обладая определенными знаниями. В частности, нужно знать, что к персональным данным в России относятся:

  • Ф. И. О., дата рождения;
  • имущественное и семейное положение;
  • сведения о полученном образовании;
  • информация о месте работы и профессии;
  • сведения о членах семьи человека.

В документах, которые являются обязательными к предъявлению при трудоустройстве, есть значительное количество персональных данных. Перечень данных документов можно найти в статье 65 Трудового кодекса, на основании которой работодатель имеет право обрабатывать имеющиеся там персональные данные без получения согласия от их владельца. Однако в данный перечень не входят такие документы, как справка о состоянии здоровья или о составе семьи.

При этом предоставление сотрудником ИНН, запрашиваемого многими компаниями при приеме на работу, требует получения согласия на обработку содержащихся здесь данных. Ряд работодателей, скорее всего, в силу оставшейся с прежних времен привычки, требуют вклеивать в личную карточку Т2 фотографию сотрудника, причем согласия самого работника на такое действие не спрашивается. Согласно достаточно распространенному мнению, фото к персональным данным не относится. Это довольно спорное мнение, поскольку закон гласит, что персональные данные – это сведения, по которым можно идентифицировать человека, без использования его Ф. И. О. и даты рождения. Понятно, что идентифицировать человека по фотографии, конечно же, можно. Между тем работодатели, запрашивая у работника его фото, не берут у него письменного согласия на обработку персональных данных – это неправильный подход.

Работодатель, в соответствии с пунктом 7 статьи 86 ТК, должен обеспечить защиту от утраты или от неправомерного использования персональные данные своих рабочих, причем закон обязует его это делать за собственный счет. Помимо этого, законодательство предусматривает еще и соблюдение определенного порядка хранения таких данных, и их использования.

Для того чтобы соответствовать требованиям закона, руководство предприятия издает локальный нормативный акт. Данным документом осуществляется регулирование всех вопросов, связанных с хранением персональных данных, а также с их использованием. Помимо этого, он еще и обеспечивает защиту данных от утраты или от их неправомерного использования.

Такой локальный нормативный акт должен содержать в себе:

  • описание доступа к данным – как внешнего, так и внутреннего;
  • список сотрудников, имеющих такой доступ;
  • порядок работы с данными;
  • ответственность за разглашение информации;
  • регламент защиты.

Как правило, таким локальным нормативным актом становиться положение о защите персональных данных. Структура такого документа состоит из нескольких разделов, в которых указываются:

  • цели создания данного документа, общие моменты, сфера действия;
  • используемые определения;
  • перечень данных и цели их обработки – то есть, какие из сведений могут использовать операторы;
  • условия, обязательные к соблюдению при обработке;
  • порядок передачи персональных данных, как внутри предприятия или компании, так и государственным органам и третьим лицам;
  • порядок доступа, как внутренний, так и внешний;
  • ответственность в случае нарушения действующих норм;
  • угрозы безопасности – модель угрозы и ее степени. Помимо этого, указываются меры, предпринимаемые для защиты информации;
  • положения, касающиеся самого акта – о вступлении его в силу, периоде действий, порядке внесения изменений.

Защищаем личную информацию сотрудников

Как уже говорилось выше, обязанностью работодателя, прописанной на законодательном уровне, является создание всех условий, необходимых для защиты персональной информации сотрудников. Иными словами, должна быть создана система, способная обеспечить недоступность такой информации, ее конфиденциальность, а также ее безопасность и целостность в процессе работы предприятия или организации.

Нормами российского законодательства предусмотрена внешняя и внутренняя защита. В частности, для того чтобы обеспечить внутреннюю защиту, компания может определить состав сотрудников, функциональные обязанности которых требуют доступа к личным данным их коллег. Одновременно с этим нужно обоснованно и избирательно распределить документы с такой информацией между сотрудниками, уполномоченными на ведение работы с личными данными. Серьезного подхода здесь требуют непосредственно рабочие места – они должны быть оборудованы таким образом, чтобы полностью исключить возможность беспрепятственного несанкционированного проникновения и просмотра.

Для того чтобы обеспечить внешнюю защиту, руководство компании может, например, ввести для всех посетителей пропускной режим. Еще одним вариантом здесь является использование для защиты информации, хранящейся на электронных носителях, специального защитного программно-технического комплекса.

Принимая комплекс мер, направленных на защиту личной информации, следует в первую очередь исходить из уровня реальной угрозы безопасности. Естественно, чем более высоким будет этот уровень, тем большее количество мер для защиты персональных данных нужно предпринять.

Можно выделить 3 типа угроз, создающих реальную опасность незаконного доступа к личной информации. При этом работодатель самостоятельно определяет, какой из этих типов является характерным для возглавляемого им предприятия или организации. Для того чтобы обеспечить безопасность на действительно высоком уровне, есть целый ряд требований, которых следует придерживаться неукоснительно. В частности, для того чтобы обеспечить минимальный, 4-й уровень защиты, нужно предпринять следующие меры:

  • обезопасить помещения с находящейся внутри них информационной системой от возможного несанкционированного проникновения;
  • обеспечить безопасное хранение носителей, на которых хранится информация;
  • защитить информацию, используя прошедшие через процедуру оценки соответствия средств;
  • определиться с сотрудниками, имеющими доступ к персональным данным в силу своих трудовых обязанностей.

Следует также определиться и с техническими средствами защиты информации, которые препятствуют несанкционированному доступу. Такими средствами являются, например, криптографические средства, межсетевые экраны и антивирусное программное обеспечение. Следует отметить один очень важный момент: все используемые здесь средства в обязательном порядке сперва должны пройти процедуру сертификации. Ознакомиться с перечнем сертифицированных средств защиты персональных данных можно, зайдя на официальный интернет-сайт ФСТЭК. Но это еще не все. Выбрав средство защиты и установив его, необходимо еще и сделать правильные настройки, в ином случае работа может быть попросту заблокирована из-за неточностей, допущенных на данном этапе.

Как поступать с персональной информацией, содержащейся в резюме

Хотелось бы остановить внимание на еще одном, достаточно любопытном моменте – речь идет о персональных данных претендентов на получение работы и о действиях, которые можно предпринимать работодателю с такой информацией. Здесь следует напомнить, согласно законодательству, резюме соискателя работы – это общедоступная информация, поэтому письменного согласия на ее обработку от владельца можно не получать. Но если же претенденту на ту или иную должность заполнить анкету, предусматривающую указание персональных данных, или же потенциальным работодателям снимаются копии с документов претендента, таких как диплом, паспорт и так далее, то здесь письменное согласие владельца будет уже обязательным.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Работа с персональными данными – это очень высокий уровень ответственности, поэтому недооценивать важность создания надежной защиты, получения согласия и пренебрегать установленными правилами явно не стоит. Также следует помнить, что трудовая инспекция в настоящее время очень строго следит за выполнением норм Трудового кодекса, стараясь не упустить ни одну из нынешних нормативных сфер. Поэтому всего лишь один документ – письменное согласие на обработку персональных данных – может в будущем защитить работодателя от многих проблем.

ПДн – персональные данные

ИС информационная система

ИСПДн – информационная система персональных данных

СКЗИ – средство криптографической защиты информации

УЗ – уровень защищенности

СПО – специальное программное обеспечение

ППО – прикладное программное обеспечение

Введение

После множества переносов 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 года №152 «О персональных данных» и начали действовать санкции за неисполнение требований (административная и уголовная ответственность). Основная цель закона – защитить права и свободы граждан при обработке личной информации, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Федеральный закон обязал операторов персональных данных «принимать необходимые организационные и технические меры для защиты от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий». Для обеспечения реализации положений Федерального закона выпущены следующие документы:

Определены следующие категории обрабатываемых ПДн:

  • специальные категории ПДн, к которым относится информация о национальной и расовой принадлежности субъекта, о религиозных, философских, либо политических убеждениях, информация о здоровье и интимной жизни субъекта;
  • биометрические ПДн, данные, характеризующие биологические или физиологические особенности субъекта, например фотография или отпечатки пальцев;
  • общедоступные ПДн, сведения о субъекте, полный и неограниченный доступ к которым предоставлен самим субъектом;
  • персональные данные сотрудников оператора;
  • иные категории ПДн, не представленные в предыдущих группах.

Под актуальными угрозами безопасности ПДн понимается совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к ПДн при их обработке в ИС, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение ПДн, а также иные неправомерные действия.

Угрозы подразделяются на 3 типа:

  • 1 тип
    Актуальны для ИС, если для нее, в том числе, актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в СПО, используемом в ИС.
  • 2 тип
    Актуальны для ИС, если для нее, в том числе, актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в ППО, используемом в ИС.
  • 3 тип
    Актуальны для ИС, если для нее актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.

Определено 4 уровня защищённости (УЗ) персональных данных (представлены в таблице 1 ), различающихся перечнем необходимых к выполнению требований и устанавливаемых в зависимости от категории обрабатываемых персональных данных, типа актуальных угроз и числа субъектов персональных данных.

Таблица 1. Уровни защищенности (УЗ) персональных данных

Тип ИС Сотрудники оператора Кол-во субъектов Тип актуальных угроз
1 2 3
ИСПДн-С
Специальные
нет >100 000 УЗ-1 УЗ-1 УЗ-2
нет <100 000 УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3
да Любое
ИСПДн-Б
Биометрические
да/нет Любое УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3
ИСПДн-И
Иные
нет >100 000 УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3
нет <100 000 УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4
да Любое
ИСПДн-О
Общедоступные
нет >100 000 УЗ-2 УЗ-2 УЗ-4
нет <100 000 УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4
да Любое УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4

Решение С-Терра по защите ПДн

Продукты компании С-Терра, сертифицированные регуляторами – ФСБ России и ФСТЭК России, могут использоваться для обеспечения любого уровня защищенности персональных данных.

Таблица 2. Применение продуктов С-Терра для защиты ПДн разных УЗ

Область применения Продукт УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4
Криптографическая защита удаленного доступа к ресурсам ИС C-Терра Шлюз, С-Терра Виртуальный Шлюз, Модуль С-Терра CSCO-STVM, C-Терра «Пост», С-Терра Клиент, С-Терра Клиент-М + + +
Межсетевое экранирование C-Терра Шлюз, С-Терра Виртуальный Шлюз, Модуль С-Терра CSCO-STVM, C-Терра «Пост», С-Терра Клиент + + + +
Защита от вторжений С-Терра СОВ + + + +

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕШЕНИЯ С-ТЕРРА:

  • Проверенный производитель
  • Использование стандартных протоколов
  • Поддержка ГОСТ алгоритмов шифрования
  • Интеграция в существующую инфраструктуру (в том числе в виртуальную)
  • Сертификация ФСБ и ФСТЭК России
  • Высокая экономическая эффективность

Рассмотрим несколько типовых вариантов использования продуктов С-Терра для защиты ИСПДн.

1. Защита взаимодействия нескольких территориально распределённых компонентов ИСПДн

В центральной точке устанавливается шлюз безопасности – С-Терра Шлюз, который обеспечивает межсетевое экранирование и терминирует защищенные туннели с удаленными объектами. Конкретная модель выбирается из линейки шлюзов, исходя из требований по производительности, параметров аппаратной платформы и необходимого класса защиты. Для повышения отказоустойчивости центрального объекта может быть установлено два шлюза в кластере «горячего» резервирования. Рекомендуем использовать систему централизованного управления С-Терра КП. В удаленных объектах также устанавливается С-Терра Шлюз, но, как правило, более младшей модели. Если количество рабочих мест в удаленном объекте менее 5, то целесообразно рассмотреть С-Терра Клиент или С-Терра «Пост» для каждого рабочего места.

ПРИМЕР

Условия: Организация состоит из головного офиса и 20 филиалов. Связь филиалов с головным офисом осуществляется через недоверенную сеть – интернет. В головном офисе развернута база данных, содержащая ПДн, к которой необходим доступ из филиалов. Канал в головном офисе 100 Мбит/c, в филиалах – по 10 Мбит/c. В каждом филиале более 10 сотрудников со стационарными рабочими местами на ОС Windows.

Требуется: защитить ПДн при их передаче через недоверенную сеть в соответствии с законодательством. В головном офисе требуется резервирование оборудования. Класс защищенности СКЗИ – КС2.

  • Кластер из шлюзов безопасности С-Терра Шлюз 1000:
    2x G-2000-4.2-1725-6-ST-KC2 + 2x LIC-2000-500-4.2-ST-KC2
  • Систему управления С-Терра КП на 100 лицензий:
    1x LIC-KP-100-4.2

Создание Системы защиты персональных данных (СЗПДн) и приведение процессов обработки и обеспечения безопасности персональных данных (ПДн) в соответствие с положениями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» и требованиями нормативных документов позволяет минимизировать правовые и репутационные риски, связанные с потенциальными утечками ПДн и несоблюдением законодательства РФ. При проведении указанных работ учитываются процессы обработки и защиты ПДн как без использования средств автоматизации (на бумажных носителях), так и в информационных системах персональных данных (ИСПДн).

Для организации эффективной защиты персональных данных в Компании необходимо создать и внедрить комплекс организационных, программно-технических и нормативно-методических мер, которые включают в себя:

  • определение состава обрабатываемых ПДн, угроз безопасности ПДн и требуемого уровня защищенности ПДн (обычно осуществляется );
  • установление правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечение регистрации и учета действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • применение прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • применение мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для обеспечения требуемого уровня защищенности ПДн;
  • оценку эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • контроль над принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровнем защищенности информационных систем персональных данных;
  • обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие соответствующих мер;
  • восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

Создание системы защиты персональных данных

Работы по построению системы защиты персональных данных начинаются с разработки «Технического задания на создание системы защиты ПДн» и внутренних организационно-распорядительных документов, регулирующих процессы обработки и защиты ПДн. Техническое задание на создание системы защиты персональных данных подготавливается с учетом «Модели нарушителя и угроз безопасности ПДн» и требуемого уровня защищенности ПДн, определенного , и содержит следующие сведения:

  • обоснование необходимости разработки СЗПДн;
  • исходные данные об ИСПДн в техническом, программном, информационном и организационном аспектах;
  • сведения об актуальных угрозах безопасности ПДн и требуемом уровне защищенности ПДн при их обработке в ИСПДн;
  • ссылки на нормативные документы, с учетом которых будет разрабатываться СЗПДн и приниматься в эксплуатацию ИСПДн;
  • перечень необходимых для реализации организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн, определенный в соответствии с требованиями Приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21, путем адаптации, дополнения и уточнения базового набора мер;
  • перечень предполагаемых к использованию сертифицированных средств защиты информации;
  • состав, содержание и сроки проведения работ по этапам разработки и внедрения СЗПДн;
  • требования к составу и содержанию организационно-распорядительной документации и к эксплуатационной документации на СЗПДн.

Зафиксированные в Техническом задании меры по обеспечению безопасности должны обеспечивать как требуемый уровень защищенности персональных данных, так и нейтрализацию актуальных угроз безопасности.

До внедрения средств защиты информации по желанию Заказчика могут быть проведены их макетирование и стендовые испытания с учетом исходных данных, полученных на этапе обследования, а также требований, определенных Техническим заданием на СЗПДн. В рамках макетирования проводится анализ применимости, совместимости и внедряемости СЗИ в ИСПДн организации. В результате определяется состав технических средств защиты информации, удовлетворяющий требованиям по защите ПДн, а также позволяющий реализовать мероприятия по созданию СЗПДн. Проводятся стендовые испытания СЗИ. При необходимости производится уточнение Технического задания на создание СЗПДн.

Следующий рекомендуемый шаг – разработка Технического проекта системы защиты персональных данных, который содержит детальное описание конкретных программно-технических решений для создания СЗПДн, осуществляется на основе Технического задания и результатов стендовых испытаний средств защиты информации.

Более подробную информацию о проектировании систем защиты информации можно получить на .

Разработка организационно-распорядительных документов

Как правило, параллельно с разработкой Технического задания на создание СЗПДн осуществляется разработка комплекта внутренних нормативных актов, регулирующих процессы обработки и защиты ПДн. Разрабатываемый комплект документов направлен на реализацию мер по защите, предусмотренных Техническим заданием, а также на выполнение прочих обязанностей Операторов ПДн, предусмотренных законодательством РФ.




Top