Собрание кредиторов правомочно. Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности. Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Точкой отсчета начала процедуры наблюдения на предприятии считается момент, когда арбитражный суд принял соответствующее заявление должника или согласился с требованиями кредиторов к компании-должнику. Этап наблюдения, согласно законодательству, не может быть растянут более чем на 7 месяцев .

С началом процедуры наблюдения в компании-банкроте возникает целый перечень затрат, которые нельзя отнести к его хозяйственной деятельности. В их число входят расходы на:

  • созыв собрания кредиторов;
  • публикацию о торгах;
  • услуги арбитражного управляющего;
  • уведомление кредиторов;
  • судебные разбирательства;
  • проведение оценки имущества.

Бухучет в период наблюдения

Бухгалтерский учет компании-должника ведется в общеустановленных законодательством РФ рамках с некоторыми ограничениями, базирующимися на информации Закона «О несостоятельности» и требующими письменного согласования с арбитражным управляющим.

Все затраты, которые несет компания-должник по причине начала процедуры банкротства, относятся к группе «прочие расходы» и не накладываются на себестоимость продукции.

Отображение дополнительных расходов в бухучете периода наблюдения

Назначенному арбитражному управляющему выплачивается ежемесячное вознаграждение, сумма которого определяется кредиторами и подлежит утверждению арбитражным судом.

О введении процедуры наблюдения по инициативе временного управляющего должна быть опубликована информация в «Российской газете», после чего кредиторы предъявляют перечень своих требований. В течение месяца осуществляется созыв кредиторов. По завершению периода наблюдения, суд на основании отчетностей временного управляющего и решений созыва кредиторов принимает дальнейшее решение:

  • компания признается банкротом;
  • утверждается мировое соглашение;
  • вводится финансовое оздоровление;
  • вводится внешнее управление.

Основные проводки

Перечень основных проводок, отображающих расходы должника в период наблюдения и не относящихся к деятельности компании:
  • Начисление вознаграждения временному управляющему: Д-т - 26, К-т -76; выплачено вознаграждение: Д-т - 76, К-т - 50;
  • Затраты на публикацию в средствах массовой информации: Д-т - 60, К-т - 51; списание расходов: Д-т - 26, К-т - 60; начисление НДС: Д-т - 19, К-т - 60, предъявления вычета по НДС: Д-т - 68, К-т - 19;
  • Начисление госпошлины при обращении в суд: Д-т - 91, К-т - 68; внесение госпошлины: Д-т - 68, К-т - 51.
Судебные издержки подлежат списанию лишь с вступлением в силу судового решения. Ответственный за достоверность данных бухучета - арбитражный управляющий.

Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) и ст.20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При этом арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных названными Федеральными законами полномочий.
В соответствии со ст.ст.20, 22 Закона N 6-ФЗ и ст.ст.26, 59 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право получать вознаграждение за осуществление своих полномочий, а также привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом. С даты вступления в силу Закона N 127-ФЗ вознаграждение арбитражного управляющего должно составлять не менее чем 10 000 руб.
Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение определенных возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном размере.
Согласно ст.ст.22, 54 Закона N 6-ФЗ и п.1 ст.59 Закона N 127-ФЗ расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Кроме того, п.3 ст.59 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных п.1 указанной статьи, заявитель, обратившийся в арбитражный суд с заявлением кредитора, обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
Налог на доходы, полученные арбитражными управляющими, исчисляется и уплачивается в соответствии с положениями гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Согласно ст.221 НК РФ налогоплательщики, указанные в п.1 ст.227 НК РФ, в частности физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
На основании п.2 ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденным совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.
После принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом открывается конкурсное производство.
С даты утверждения конкурсного управляющего в соответствии со ст.101 Закона N 6-ФЗ и ст.129 Закона N 127-ФЗ он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Кроме того, ст.106 Закона N 6-ФЗ и ст.134 Закона N 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов. Установлено также, что вне очереди за счет конкурсной массы покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Пунктом 3 ст.105 Закона N 6-ФЗ установлено, что с основного счета должника оплачиваются следующие расходы:
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
- расходы на публикацию сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также на уведомление кредиторов должника;
- иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.
Статьей 25 Закона N 6-ФЗ определено, что проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с этим Законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, которым являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Следовательно, именно на этот государственный орган возлагалась обязанность по созданию организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, в том числе в случае отсутствия денежных средств у должника, а также по обеспечению реализации процедуры банкротства отсутствующего должника.
Исходя из того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это вознаграждения, Письмом МНС России от 07.05.2004 N 04-3-01/265 разъяснено, что расходы по оплате вознаграждения относятся на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производства, а у конкурсного управляющего вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы.
С.П.Каретников
Эксперт журнала
"Бухгалтерия в вопросах и ответах"
Подписано в печать
23.07.2004
"Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 7

Добрый день!

Согласно ФЗ «О несостоятельности»:

Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве

1. Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
2. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника , если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:
временного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц;
административного управляющего - пятнадцать тысяч рублей в месяц;
внешнего управляющего - сорок пять тысяч рублей в месяц;
конкурсного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц;
финансового управляющего - двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
4. В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим

1. В случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Мировым соглашением может быть предусмотрен иной порядок распределения указанных расходов.
2. В случае, если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения или об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу, за исключением удовлетворения требований заявителя после подачи заявления о признании должника банкротом, указанные в пункте 1 настоящей статьи расходы относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора, за исключением случаев, если заявителем является работник или бывший работник должника. В случае, если заявление было подано в порядке, установленном пунктом 5 статьи 39 настоящего Федерального закона, расходы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, распределяются между заявителями пропорционально суммам их требований.
3. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
При продолжении дела о банкротстве должника выплаты, осуществленные заявителем в счет погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, компенсируются при погашении требований кредиторов по текущим платежам в порядке удовлетворения требований кредиторов той очереди, к которой относились осуществленные заявителем выплаты.
Настоящий пункт не применяется к заявителю, являющемуся работником или бывшим работником должника.
4. Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве»:

1. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, которое состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Требования о выплате как фиксированной суммы, так и суммы процентов относятся к текущим платежам первой очереди (абзац второй пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве) в любой процедуре банкротства независимо от того, за какую процедуру начислено вознаграждение.

"Налоговая политика и практика", 2007, N 3

Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) действует в России начиная с 1992 г., когда был принят первый Закон, регламентирующий эту процедуру. С тех пор приняты десятки нормативных правовых актов. Тем не менее учетно-налоговые аспекты банкротства до сих пор вызывают у бухгалтеров вопросы, в частности об источнике покрытия расходов арбитражных управляющих.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) арбитражный управляющий - физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, - назначенный арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий, имеет право получать вознаграждение.

Вознаграждение арбитражному управляющему за каждый месяц осуществления им своих полномочий, как явствует из ст. 26 Закона, должно составлять не менее 10 тыс. руб. Вознаграждение может не выплачиваться в случае отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

Арбитражному управляющему конкурсным кредитором, уполномоченным органом или собранием кредиторов может быть установлено дополнительное вознаграждение за счет кредиторов, утверждаемое арбитражным судом и выплачиваемое за результаты его деятельности. Однако неясным остается вопрос об источнике списания вознаграждения арбитражному управляющему.

Закон различает несколько категорий арбитражных управляющих (ст. 2). Временный управляющий назначается для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных Законом; административный управляющий - для проведения финансового оздоровления; внешний управляющий - для проведения внешнего управления; конкурсный управляющий - для проведения конкурсного производства.

Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение определенных возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедур банкротства с получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном размере. Поэтому расходы по оплате вознаграждения арбитражного управляющего будут иметь в бухгалтерском учете различное отражение исходя из функций, определенных Законом.

Так, начисление вознаграждения временному управляющему относится на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с производством. Административный и внешний управляющие осуществляют управление делами должника, в том числе по ведению производственной деятельности, и принимают необходимые меры по восстановлению платежеспособности должника. В связи с этим расходы по оплате вознаграждения этих управляющих также относятся на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) аналогично затратам на вознаграждение временного управляющего. Конкурсный же управляющий фактически реализует процедуру ликвидации должника, и поэтому его вознаграждение должно быть отнесено на уменьшение конкурсной массы.

Исходя из п. 1 ст. 45 Закона арбитражный управляющий не является штатным сотрудником организации-банкрота. В связи с этим, учитывая требования Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, начисление вознаграждения должно осуществляться на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

На практике нередки случаи, когда вознаграждение арбитражного управляющего проводится как заработная плата (через счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда") и соответственно с него начисляются и уплачиваются ЕСН и НДФЛ. Однако, как отмечалось выше, арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Согласно п. 2 ст. 227 и п. 1 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать ЕСН и НДФЛ. Следовательно, организация в отношении арбитражного управляющего не признается плательщиком ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также налоговым агентом по НДФЛ.

Встречаются случаи, когда организации в ходе процедур банкротства компенсируют арбитражным управляющим командировочные расходы. Вместе с тем гл. 24 ТК РФ предусмотрено возмещение расходов, связанных с выполнением служебных заданий в рамках отношений между работодателем и работником. Как индивидуальный предприниматель арбитражный управляющий не состоит с организацией-банкротом в трудовых отношениях. Поэтому расходы, связанные с перемещениями арбитражного управляющего в связи с исполнением своих служебных обязанностей, являются расходами по осуществлению им предпринимательской деятельности и не подлежат возмещению со стороны организации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Очевидно, что именно к прочим следует относить и расходы, связанные с процедурами банкротства. В соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

В целях налогового учета расходы на вознаграждение арбитражному управляющему на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ относят к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией.

О.Н.Якубова

Профессиональный бухгалтер,

член ИПБ России,

преподаватель РосНОУ,

заместитель главного бухгалтера

ООО "Воронежский алюминиевый завод",

аспирант ОрелГАУ

Создаётся коллегиальная структура - собрание кредиторов, наделённое полномочиями защищать их интересы во взаимоотношениях с должником на время проведения банкротства. Без его участия не принимаются многие важные решения.

Какова компетенция собрания кредиторов, периодичность созыва и правила работы?

Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:


Полномочия и состав

Участвующие в собрании условно делятся на 2 группы: обладающие правом голоса и не имеющие полномочия голосовать.

К первой группе относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (далее вместе - голосующие участники), чьи претензии к должнику вошли в реестр требований кредиторов (далее по тексту - реестр) по состоянию на день проведения их собрания.

Конкурсными называются кредиторы, предъявляющие к должнику претензии по исполнению денежных обязательств, кроме;

  • голосующих уполномоченных органов;
  • учредителей либо участников задолжавшего юридического лица по обязательствам, обусловленным этим участием;
  • граждан, ожидающих от должника присужденных выплат за нанесение физического и (или) морального вреда и компенсации сверх его возмещения; а также перечислений по авторским договорам.

К уполномоченным органам относятся органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления, являющиеся представителями требований соответственно России, её регионов и муниципальных образований по денежным обязательствам (а в части федеральных органов - ещё и по перечислению обязательных платежей).

Бесплатная юридическая консультация:


  • сотрудников и учредителей должника (участников, собственников имущества);
  • контрольно-надзорного органа;
  • саморегулируемой организации (далее - СРО), в состав которой входит арбитражный управляющий.

Указанные лица обладают полномочиями выступать при обсуждении вопросов, выносимых на собрание.

Общие положения деятельности собрания кредиторов в конкурсном производстве

Исключительные предметы ведения:

  • введение процедуры финансового оздоровления должника либо внешнего управления им и корректировка срока их осуществления через ходатайство в арбитражный суд (далее - арбитраж, суд);
  • утверждение программы оздоровления и графика возврата долгов;
  • принятие и корректировка плана внешнего управления;
  • заключение мирового соглашения;
  • направление ходатайства в арбитраж о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  • формирование дополнительного перечня требований к претендентам на должность управляющих;
  • выбор управляющего или СРО арбитражных управляющих;
  • повышение объёма оплаты труда управляющего и определение размера и порядка выплаты ему вознаграждения сверх установленного;
  • определение реестродержателя из списка аккредитованных СРО;
  • формирование комитета кредиторов (в том числе его персонального состава), а также досрочное прекращение работы;
  • расширение исключительных полномочий комитета кредиторов за счёт вопросов из состава его общей с собранием кредиторов компетенции;
  • назначение представителя собрания кредиторов.

Процедура созыва

Подготовка и проведение собрания кредиторов - прерогатива арбитражного управляющего (часть технических функций может быть передана реестродержателю).

Требование должно включать в себя вопросы, предлагаемые к обсуждению на собрании. При этом если заседание созывается по ходатайству комитета кредиторов или голосующих участников, арбитражный управляющий не может изменять формулировку вопросов повестки, а само заседание собирается в течение трёх недель с момента получения управляющим этого требования. В противном случае проводить заседание может кто-либо из ходатайствующих.

Уведомление о проведении собрания

Оно направляется всем участникам почтовой связью не позднее двух недель до даты заседания, иным образом - не позднее пяти рабочих дней. Если число голосующих участников превышает 500, либо отсутствует возможность выявить нужные сведения для их личного уведомления, то уведомлением считается публикация сообщения о предстоящем собрании кредиторов.

Бесплатная юридическая консультация:


В уведомление должна быть включена следующая информация:

  1. Наименование, адрес, место нахождения должника.
  2. Когда и где состоится собрание. При этом кредиторам, представителям уполномоченных органов и иным заинтересованным лицам не должно быть создано препятствий для участия в заседании.
  3. Повестка и порядок регистрации участников.
  4. Правила их ознакомления с информационными материалами, причём лицо, ответственное за подготовку заседания, должно обеспечить возможность этого ознакомления не позднее пяти рабочих дней до собрания.

Подведение итогов собрания

Заседание кредиторов (кроме повторного) является правомочным в случае присутствия голосующих участников, имеющих более половины голосов всех участников, включённых в реестр.

Количество голосов рассчитывается пропорционально финансовым претензиям кредиторов к должнику. Неустойки, проценты за просроченные платежи, подлежащие возмещению убытки, иные санкции при подсчёте голосов не учитываются. Если в деле о банкротстве присутствует только один голосующий участник, то решения он принимает единолично.

Решения собрания кредиторов отменяются судом, если:

  • затрагивают права и интересы участников дела о банкротстве и (или) третьих лиц;
  • при вынесении решений нарушена компетенция собрания.

Порядок ведения протокола заседания

Он утверждается в двух экземплярах с приложениями, из которых один передаётся в суд не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Если собрание вёл не арбитражный управляющий, а лицо, требовавшее его проведения, готовится три экземпляра протокола: для суда, для управляющего и для хранения у председательствующего на собрании.

Бесплатная юридическая консультация:


В комплект приложений к протоколу входят копии:

  • реестра;
  • бюллетеней для голосования участников;
  • документов, свидетельствующих об их полномочиях;
  • информационных материалов, направляемых ранее на ознакомление и (или) утверждение;
  • документов, доказывающих надлежащее уведомление голосующих участников о дате и месте заседания;
  • других материалов.

Оригиналы перечисленных документов хранятся у арбитражного управляющего или реестродержателя до завершения дела о банкротстве (если соответствующим законом не предусмотрено иное). То есть, он же ведёт реестр требований кредиторов. Протокол или сообщение о признании собрания несостоявшимся вносится в реестр информации о банкротстве в течение 3-5 рабочих дней в зависимости от статуса председателя собрания (управляющий или лицо, которое требовало его проведения).

Первое заседание собрания кредиторов

Отличия процедуры от повторного и последующих заседаний

  1. Его созывает и проводит временный управляющий во время процедуры наблюдения.
  2. Для проведения первого собрания кредиторов законом обозначены особые временные рамки:
    • оно должно состояться не позднее 10 дней до завершения наблюдения (кроме случаев, когда по закону эта процедура не вводится (например, в отношении ликвидируемого должника));
    • протокол собрания вместе с отчётом управляющего должен быть направлен в арбитраж не позднее пяти дней до его заседания.

Первое собрание кредиторов не созывается, если в реестре содержатся только требования сотрудников должника об оплате труда и перечислению выходных пособий, и эти требования не удовлетворены.

В этом случае решение об открытии той или иной процедуры банкротства принимает арбитражный суд. Он также имеет право это сделать, если собрание не определило процедуру банкротства по итогам первого заседания (либо обязать кредиторов выбрать её не позднее 7 месяцев от даты поступления документов о признании должника банкротом).

Перечень вопросов

Первое собрание кредиторов вправе рассматривать следующие, только ему присущие вопросы:

Бесплатная юридическая консультация:


  • представление в суд ходатайства о применении одной из процедур банкротства;
  • утверждение программы финансового оздоровления, графика сокращения задолженности;
  • создание комитета кредиторов, определение его персонального состава и круга полномочий;
  • формирование дополнительного списка требований к претендентам на должность управляющих (кроме временного);
  • выбор кандидатуры или СРО, из членов которой назначается управляющий;
  • выбор реестродержателя из состава аккредитованных СРО арбитражных управляющих;
  • подписание мирового соглашения;
  • другие.

В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов и кому выгодна мера? Читайте тематическую публикацию.

Каков порядок удовлетворения требований кредиторов подробнее тут. Очерёдность погашения задолженностей устанавливается законом, а не пожеланием займодателей.

Особенности повторного и последующих собраний кредиторов

Если результатом проведения первого собрания кредиторов стал факт признания его неправомочным из-за отсутствия необходимого числа голосов, созывается повторное собрание. На нём должны присутствовать голосующие участники, имеющие 30 процентов от общего числа голосов лиц, чьи требования указаны в реестре. При этом все участники (в том числе отсутствующие) должны были быть проинформированы о предстоящем собрании надлежащим образом. Образец требования кредитора ликвидатору вы найдёте в нашей прошлой статье.

Решения на повторном заседании принимаются большинством голосов присутствующих путём заполнения бюллетеней (управляющий перед этим обязан ознакомить участников заседания с правилами их заполнения).

Периодичность следующих заседаний собрания кредиторов законодательством не определена. Его проведение может быть инициировано на разных этапах банкротства для решения задач, относящихся к его компетенции, и осуществления необходимых действий.

Бесплатная юридическая консультация:


  • при проведении финансового оздоровления оно вправе решить освободить административного управляющего от выполнения его обязанностей (направить в суд соответствующее ходатайство);
  • на стадии внешнего управления согласовывает заключение внешним управляющим крупной сделки или операции, в которой есть заинтересованность, а также принимает решение по итогам рассмотрения отчёта управляющего;
  • в последней процедуре банкротства собрание кредиторов участвует в процедуре оценки имущества; имеет право заслушать отчёт об управлении финансами должника, утвердить условия, порядок и сроки продажи его имущества и др.

Как не должно проходить собрание кредиторов? Смотрите видео:

Таким образом, собранию кредиторов в процессе банкротства придаётся серьёзное значение. Оно влияет на решения арбитражного суда и, соответственно, на положение должника и вероятность удовлетворения требований кредиторов. Активная позиция в его работе, подкреплённая помощью квалифицированных юристов и их представлением интересов в судебном производстве, позволяет кредитору и должнику выйти из проблемной ситуации с наименьшими потерями.

В разделе Кредитор вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

Бесплатная юридическая консультация:


Санкт-Петербург и Лен.область:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Повторное собрание кредиторов

По общему правилу организация и проведение собрания кредиторов должника осуществляются арбитражным управляющим. Он вправе проводить собрание кредиторов, если на нем присутствуют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа включенных в реестр требований кредиторов голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. При отсутствии указанного кворума собрание кредиторов не может быть проведено и арбитражному управляющему следует организовать проведение повторного собрания кредиторов.

Особенности проведения

Законом не предусмотрены минимальные сроки для созыва и проведения повторного собрания кредиторов после того, как не состоялось первоначальное собрание. Вместе с тем, исходя из общей обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно, представляется, что проведение повторного собрания кредиторов должно состояться в разумные сроки с учетом общих сроков осуществления той или иной применяемой процедуры банкротства.

Бесплатная юридическая консультация:


Для признания повторного собрания кредиторов правомочным требуется наличие двух условий: 1) на собрании должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; 2) все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр, должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении собрания кредиторов.

Подобные послабления в размере кворума при проведении повторного собрания кредиторов, по сравнению с требованиями к кворуму обычного собрания кредиторов, предусмотрены "в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений собранием кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и производства по делу о банкротстве в целом" <1>.

<1> Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" // Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор - В.Ф. Попондопуло).

Регулирование количественных требований к кворуму собрания кредиторов не является строго установленным правилом, подвергаясь определенным изменениям со временем. Так, требование о необходимости для проведения собрания кредиторов присутствия кредиторов с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50% от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств, ранее содержалось в Законе РФ от 19.11.1992 N"О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Но в последовавшем за ним Федеральном законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вообще не устанавливались никакие требования к кворуму собрания кредиторов, оно считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о проведении собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

В связи с особенностями проведения повторного собрания кредиторов требуется точно понимать, какое именно собрание кредиторов является повторным? Следует согласиться с тем, что собрание кредиторов является повторным только тогда, когда причина его проведения вызвана недостаточностью голосов для наличия кворума первоначального собрания и выносимые на повестку вопросы аналогичны заявленным при созыве первоначального собрания кредиторов <2>.

<2> Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) // Под ред. Е.А. Рыбасовой. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор - Е.А. Рыбасова).

Если же первоначальное собрание кредиторов было в силу каких-либо обстоятельств перенесено арбитражным управляющим либо были внесены изменения в повестку дня, то следующее собрание кредиторов нельзя считать повторным, значит, к нему неприменимы требования о 30%-ном кворуме для признания собрания правомочным (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 05АП-1434/12).

Исключения

По общему правилу решения собрания кредиторов по поставленным на голосование вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Но из этого правила есть исключение, установленное в отношении принятия решений по ряду вопросов, имеющих существенное значение. Круг таких вопросов определен п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в частности, к ним относятся вопросы выбора арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; включения в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов). Для принятия решения по этим вопросам требуется большинство голосов конкурсных кредиторов не от присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Закон не содержит указаний на то, как принимаются решения по указанным вопросам, требующим голосования большинства от общего числа включенных в реестр требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при проведении повторного собрания кредиторов, для правомочности которого установлен 30%-ный кворум от общего количества голосов конкурсных кредиторов, включенных в реестр.

Бесплатная юридическая консультация:


Ответ на этот вопрос дан Пленумом ВАС РФ в п. 7 Постановления от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ему на повторном собрании кредиторов решения по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Очевидно, что при помощи подобного подхода ВАС РФ постарался исключить ситуацию, при которой кредиторы, обладающие большинством голосов от общего числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов, не принимают участия в собраниях умышленно или из-за утраты интереса к процедуре банкротства, что при ином подходе заведомо исключало бы возможность принятия остальными кредиторами необходимых решений для осуществления процедуры банкротства, а само проведение повторного собрания кредиторов утрачивало бы всякое значение (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 08АП-4870/14).

Не дотянули до 30%

Законодатель, закрепив уменьшение кворума для проведения повторного собрания кредиторов, не урегулировал ситуацию, при которой на повторное собрание не являются кредиторы, обладающие предусмотренными 30% голосов.

В подобном случае возникают следующие вопросы: распространяются ли на собрания кредиторов, проводимые после признания повторного собрания несостоявшимся, правила о 30%-ном кворуме? Как следует поступить арбитражному управляющему в ситуации, когда неоднократно созываемые собрания кредиторов раз за разом не собирают указанных 30% кредиторов?

На возможность возникновения проблем ввиду неявки 30% голосов для проведения повторного собрания кредиторов обращалось внимание непосредственно после принятия редакции ныне действующей ст. 10 Закона N 127-ФЗ <3>. Вместе с тем до настоящего момента Закон ответы на данные вопросы не содержит.

Бесплатная юридическая консультация:


<3> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Законодательство и экономика. 2003. N. Комментарий к ст. 12.

Само по себе отсутствие 30%-ного кворума для проведения повторного собрания кредиторов может быть обусловлено как несознательными действиями кредиторов (ввиду неорганизованности, неактивности конкурсных кредиторов в силу низкой заинтересованности в удовлетворении требований), так и вполне осознанными действиями кредиторов (ввиду того, что в собрании кредиторов не принимают участия по каким-либо причинам так называемые дружественные конкурсные кредиторы, чьи требования тем или иным способом подконтрольны заинтересованным лицам).

В гражданском праве.

Необходимо отметить, что похожие проблемы существуют в иных сферах гражданского права и имеют там свое решение.

Так, законом предусмотрено право участника общества требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества.

С учетом разъяснений, предоставленных Пленумом ВС РФ в абз. 2 п. 35 Постановления от 23.05.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", к таким нарушениям относится и систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать значимые хозяйственные решения по вопросам повестки дня общего собрания участников, если непринятие таких решений причиняет существенный вред обществу и/или делает его деятельность невозможной либо существенно ее затрудняет.

Бесплатная юридическая консультация:


Очевидно, что неоднократное уклонение одного или нескольких конкурсных кредиторов, обладающих более 70% голосов, от участия в собрании кредиторов должника способно существенно осложнить и даже сделать невозможным проведение процедуры банкротства. Между тем применение процедуры принудительного исключения лица, уклоняющегося от участия в собрании кредиторов, представляется нецелесообразным и не отвечающим природе возникающих в рамках несостоятельности отношений.

В качестве еще одного примера можно привести следующую ситуацию. Собрание кредиторов должно утвердить предложение о продаже имущества должника в течение двух месяцев с даты его представления конкурсным управляющим, а если этого не происходит, то конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предлагавшегося предложения, который и принимает решение о его утверждении.

Думается, что передачу на рассмотрение арбитражного суда вопросов повестки дня повторного собрания кредиторов должника в связи с невозможностью его проведения в отсутствие кворума нужно также считать нецелесообразной и не отвечающей целям деятельности суда.

Что делать управляющему?

Порядок действий арбитражного управляющего в ситуации, когда он не может провести собрание кредиторов ввиду отсутствия необходимого для повторного собрания кредиторов кворума, законодательно не установлен, но в любом случае арбитражный управляющим связан сроками проведения той или иной процедуры банкротства. При этом длительная невозможность проведения собрания кредиторов способна серьезно затруднить и даже сделать невозможным осуществление конкретной процедуры банкротства, что в принципе не отвечает целям института несостоятельности.

Вместе с тем любая попытка арбитражного управляющего провести собрание кредиторов в отсутствие кворума влечет за собой обоснованный риск быть привлеченным к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП за неисполнение установленных законодательством о несостоятельности обязанностей.

Бесплатная юридическая консультация:


Решением рассматриваемой проблемы могло бы быть, в частности, предоставление арбитражному управляющему права проводить третье собрание кредиторов с одной и той же повесткой дня вне зависимости от количества явившихся на него конкурсных кредиторов, но при условии соблюдения порядка уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о проведении всех собраний кредиторов. А решения по вопросам, поставленным на голосование на таком собрании кредиторов, следует считать принятыми при голосовании за них большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Целесообразность подобного предложения состоит в том, что оно позволяет не только провести конкретную процедуру банкротства без увеличения установленных законом сроков ее проведения, но и минимизировать расходы на проведение процедуры (в частности, за счет уменьшения расходов арбитражного управляющего на уведомление конкурсных кредиторов о проведении собрания).

Исходя из принципа добросовестности, считаем, что конкурсные кредиторы несут риск наступления последствий осуществления или неосуществления предоставленных в рамках процедуры банкротства возможностей, поэтому конкурсный кредитор, трижды надлежащим образом уведомленный о проведении собрания кредиторов, предполагается имеющим возможность принять в нем участие, а если он не реализует предоставленное ему право, то собрание кредиторов может проводиться без него, с тем чтобы не допускать нарушений прав должника и иных кредиторов.

С учетом этого предлагаемый подход позволит обеспечить определенный баланс интересов всех заинтересованных лиц, в том числе и арбитражного управляющего, а также в состоянии создать своеобразный барьер на пути злоупотребления конкурсным кредитором в вопросе проведения собраний кредиторов должника.

Бесплатная юридическая консультация:


Комментарий к статье 12 закона о банкротстве. Судебная практика: Собрание кредиторов

Пункт 1 статьи определяет лиц, имеющих право участия в собрании кредиторов: с правом голоса - конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; без права голоса, но с правом выступать по вопросам повестки собрания кредиторов - представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель СРО, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), т.е. Росреестра (указание на представителей СРО и Росреестра включено Законом 2008 г. N 296-ФЗ). Ранее в п. 1 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве говорилось только о праве представителя работников должника участвовать в собрании кредиторов.

То, что участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только те конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, уточнено Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В связи с этим в п. 6 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 разъяснено следующее: поскольку определение о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов подлежит немедленному исполнению (абз. 2 п. 5 ст. 71 и абз. 1 п. 6 ст. 100 Закона), право на участие в собрании кредиторов с правом голоса возникает у кредитора с момента вынесения определения о включении его требований в реестр, а не с момента фактического включения его требования в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).

На случай, когда в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, п. 1 статьи предусматривает, что решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

В информационном письме Президиума ВАС России от 30 декабря 2004 г. N 86 "О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов" <1> разъяснялось, что по смыслу комментируемой статьи в том случае, если требования заявлены всеми конкурсными кредиторами и уполномоченными органами после закрытия реестра требований кредиторов, указанные лица могут принимать решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов.

<1> ВВАС РФ. 2005. N 3.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с п. 1 статьи организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. В этом отношении необходимо иметь в виду, что до настоящего времени действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов <1>. На основании данного Постановления издан Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2004 г. N 235 "Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов" <2>.

<1> СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 526.

Законом 2008 г. N 306-ФЗ, внесшим изменения в законодательные акты в рамках совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество, в п. 1 статьи включены положения, определяющие права конкурсных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Разъяснения в отношении применения этих положений даны в п. 5 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58:

в соответствии с п. 1 статьи залоговые кредиторы имеют право голоса на собраниях кредиторов в процедуре наблюдения, а также в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления в случаях отказа в данных процедурах от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога;

Бесплатная юридическая консультация:


в процедуре конкурсного производства залоговые кредиторы права голоса на собраниях кредиторов не имеют, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом (например, в силу п. 1 ст. 141, п. 2 ст. 150 и др.);

кредитор при утрате статуса залогового кредитора, в том числе на основании абз. 6 п. 5 ст. 18.1 Закона в результате реализации заложенного имущества, требованиями, включенными в реестр требований кредиторов и не являющимися погашенными, голосует в общем порядке.

Положения п. 2 статьи определяют исчерпывающий перечень вопросов, принятие решений по которым относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. Этот перечень в соответствии с Законом 2008 г. N 296-ФЗ изложен полностью в новой редакции, но по существу он лишь расширен за счет таких позиций, как принятие решений об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему, а также об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего.

Прежде в п. 2 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что к компетенции собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Бесплатная юридическая консультация:


2) принятие решения о заключении мирового соглашения;

3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

5) решение иных вопросов, предусмотренных названным Законом.

Как видно, ранее перечень формулировался открытым и прямо не устанавливалось, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Бесплатная юридическая консультация:


Пункт 3 статьи содержит правило определения числа голосов, которыми обладают на собрании кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы: каждый из них обладает числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с комментируемым Законом.

Такое правило прежде содержалось в п. 3 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве. Соответственно, новым является положение п. 3 комментируемой статьи, устанавливающее, что для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды (то, что речь идет только об упущенной выгоде, уточнено Законом 2008 г. N 296-ФЗ), а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Следует упомянуть, что Определением КС России от 17 июля 2007 г. N 546-О-О <1> было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на данное положение.

В соответствии с положениями п. 4 статьи определяется кворум для проведения собрания кредиторов. По общему правилу собрание кредиторов правомочно, т.е. оно может быть проведено и на нем могут приниматься решения, в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. В отношении повторно созванного собрания кредиторов предусмотрено, что оно правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с комментируемым Законом. Данные правила являются новыми. Ранее в п. 4 ст. 12 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что если иное не предусмотрено названным Законом, собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

В связи с тем что п. 3 ст. 15 Закона, регулировавший специальный порядок проведения повторного собрания кредиторов по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15 Закона, утратил силу, арбитражным судам в п. 7 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 предписано принимать во внимание, что решения по указанным вопросам на проводимом на основании п. 4 комментируемой статьи повторном собрании кредиторов принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Пункт 5 статьи предусматривает, что в случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные п. 3 ст. 14 Закона, т.е. в течение трех недель с даты получения арбитражным управляющим соответствующего требования, то собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва, т.е. комитетом кредиторов, конкурсным кредитором или уполномоченным органом. До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения в пункте говорилось о праве проведения собрания кредиторов лицами, а не лицом или лицами, требующими его созыва. Соответственно, устранена неясность в вопросе о том, могло ли одно лицо провести собрание кредиторов.

Бесплатная юридическая консультация:


В пункте 6 статьи перечислены функции, которые может осуществлять реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов. Такие функции возлагаются на реестродержателя по решению собрания кредиторов или временного управляющего.

Пункт 7 статьи устанавливает требования к составлению, направлению и хранению протокола собрания кредиторов, а также к обеспечению доступа к такому протоколу и прилагаемых к нему документов. В этом отношении следует отметить, что в соответствии с п. 10 названных выше Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56, в протоколе собрания кредиторов указываются:

а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;

б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;

в) основания проведения собрания кредиторов;

г) дата и место проведения собрания кредиторов;

д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;

ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;

з) повестка дня собрания;

и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;

к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;




Top