Сонорные звуки в русском языке правило. Сонорные согласные в русском языке

Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

    г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле - зем-л
    з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[и] - гласный, безударный
    м[м] - согласный, жесткий, гулкий
    л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ----------
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют - чер-н -ют
    ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
    е[и] - гласный, безударный
    р[р] - согласный, жесткий, гулкий
    н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
    [у] - гласный, безударный
    т[т] - согласный, жесткий, глухой.
    -----------
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • См. согласные звуки …

    Согласные - Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

    Сонорные - СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону голоса.… … Литературная энциклопедия

    Сонорные - СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону… …

    СОГЛАСНЫЕ - звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, напр. сонорные… … Большой Энциклопедический словарь

    Согласные - СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.).… … Литературная энциклопедия

    Согласные - СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.) … Словарь литературных терминов

    согласные - звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, например сонорные ([м],… … Энциклопедический словарь

    согласные звуки - Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов

    согласные - (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

    Классификация согласных

    Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

    • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
    • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
    • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
    • Глоточные ;
    • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

    По степени звучности согласные делят на:

    • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
    • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
    • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
    • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

    Что такое сонорный звук в русском языке?

    Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

    • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
    • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
    • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
    • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
    • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
    • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

    Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

    Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

    1. Сказать слово вслух.
    2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
    3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
    4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
    5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
    6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
    7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

    В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

    Сонорные звуки в логопедии

    Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

    Основные причины такого явления:

    • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
    • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
    • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
    • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
    • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

    Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

    Как научиться произносить звучные согласные?

    Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

    Основными его этапами являются:

    1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
    2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
    3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
    4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
    5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
    6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

    Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

    Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

    Видео: как звучат сонорные звуки

    Английский язык, в общем, а в частном случае его фонетика, имеют ряд особенностей, которые делают язык неповторимым. Одной из особенностей является наличие сонорных звуков в языке, их ещё называют сонантами.

    Английский язык достаточно богат сонантами, но для начала необходимо уяснить, что представляет собой сонорный звук.

    В языке бывает два вида звуков: согласные и гласные. Гласные звуки образуются при помощи музыкального тона (всем известно, что гласные можно петь), а в образовании согласных главным образом задействован шум.

    Если же речь идет о сонорных звуках в английском языке, то это правило не совсем верно, так как для них характерно преобладание музыкального тона и подавление шума, но в тоже время эти звуки не относятся к гласным.

    Второй особенностью сонантов английской речи служит тот факт, что у них нет пары по параметрам звонкости и глухости. Сонорные звуки делятся на глухие и звонкие, но они не являются парными.

    Таблица сонорных звуков в английском языке


    Характеристика сонорных звуков в английском зыке:

    1. Английский сонорный звук «ŋ» – заднеязычный звук, который относится к классу звонких. Для русскоговорящих это проблематичный звук, так как нет аналога в родном языке.
    2. Английский сонорный звук «l» – переднеязычный. Является также представителем звонких звуков.
    3. Английский сонорный звук «n» — переднеязычный носовой звук. А также он относится к звонким звукам.
    4. Английский сонорный звук «m» — по месту образования этот звук губно-носовой, а также принадлежит к звонким звукам.
    5. Английский сонорный звук «j » — среднеязычный звук английского языка.
    6. Английский сонорный звук «r» — по месту образования он является переднеязычным.
    7. Английский сонорный звук «w» — это звук губно-серединный.

    Как правильно произносить сонорные звуки?

    Чтобы правильно издавать сонорные звуки в английском языке, и они звучали красиво и правильно, необходимо понять механизм, то есть каким образом работает речевой аппарат в процессе извлечения звука, как проходит поток воздуха и куда он направлен.

    Необходимо постоянно контролировать положение языка, помнить какие части речевого аппарата должны быть активны, как приложить усилия, чтобы извлечь нужный звук:

    • Именно он вызывает много проблем у русскоговорящих людей, так как в русской фонетике нет аналогичного звука и речевому аппарату не свойственно произносить его. Работа губ очень важный момент при произношении этого звука.

      Изначально губы соединены, потом они немного приоткрываются и несколько вытягиваются вперед, округляясь при этом. Воздушное движение оказывает воздействие на губы и должна чувствоваться вибрация. Задняя часть языка направляет воздух, который идет из легких, поэтому ее необходимо поднять к верху, но при этом не перекрыть полностью путь воздуху. Основная ошибка заключается в том, что ряд верхних зубов касается нижней губы, это грубая ошибка, которая не дает правильно произнести звук.

    • Чтобы произнести звук, необходимо расслабить речевой аппарат, напряжения не должно присутствовать, так как звук сам по себе достаточно слабый и краткий. При этом язык необходимо расслабить и опустить максимально, слегка прижать к низу.
    • Звук достаточно сложный, так как необходимо соблюдать правильную позицию языка, губ и при этом следить за потоком воздуха, который должен идти через нос. Мягкая часть неба немного опускается, что дает возможность воздуху разделяться на два потока и проходить частично через полость носа.
    • Английский сонорный звук «ŋ» . Этот звук называется заднеязычный, это значит, что задняя часть языка поднята к небу, но не весь язык, а лишь эта часть. Передняя часть языка должна быть слегка опущена к низу. Звук слегка тянется при произношении. Он немного похож на произношение русского звука «м» с открытым ртом.
    • Голосовые свзки активно работают при извлечении этого звука. Когда звук произносится, то он немного растягивается под конец. Язык необходимо расположить так, чтобы его кончик был на альвеолах. В процессе воздух проходит через нос, чтобы это получилось нужно немного опустить мягкое небо.
    • Английский сонорный звук «l» произносится с участием голосовых связок. Положение языка должно быть таковым, чтобы воздух мог проходить между боковой частью языка и небом, то есть края языка как бы слегка опускаются вниз. Край языка должен дотрагиваться до альвеол, при этом задняя часть может быть слегка возвышена к небу.
    • Чтобы извлечь верно этот звук, нужно слегка открыть рот. Язык нужно зафиксировать в одном положении, чтобы он оставался неподвижным все время. Передняя часть языка касается задней части альвеол, дальше весь язык должен быть плоским. Необходимо следить, чтобы язык не вибрировал и не ударялся об альвеолы, иначе звук будет неправильным.

    Автоматизация сонорных звуков в английском языке

    Для улучшения произношения сонорных звуков необходима практика, только она может помочь сделать звучание звуков естественным и правильным:

    • Необходимо как можно больше слушать правильную английскую речь, чтобы на слух запомнить правильное звучание того или иного звука, а затем уже работать над техникой его произношения. Лучше всего, если при прослушивании нажимать паузу через небольшие промежутки времени и пытаться повторить слова, содержащие сонорные звуки.
    • Необходимо тренировать технику, постоянно контролировать работу речевого аппарата. Соблюдение положения языка или неба – это очень важный аспект фонетики. Пока не достигнете ясности и понимания как движется воздух, где находится кончик языка, звук не будет произнесен правильно.
    • Регулярное выполнение упражнений для улучшения речи. Это может быть произношение похожих пар слов или скороговорки. Это отлично тренирует речь и ставит правильное и четкое произношение.

    Слова с сонорными звуками в английском языке

    Слов с сонорными звуками большое количество, для практики их произношения воспользуйтесь скороговорками, так практика будет интересней и веселее, что позволит сразу отработать один звук в разных словах:


    1. Английский сонорный звук «ŋ».

    The English king is going to conquer Hungary,

    The Hungarian king is going to conquer England.

    If the English king wasn’t going to conquer Hungary,

    Would the Hungarian king be going to conquer England?

    1. Английский сонорный звук «l».

    A lass lays lacy lingerie up in lime,

    A laundress lays lawny lingerie up in lily,

    A lady-help lays linen lingerie up in lilac.

    What lingerie does a landlady lay up in lavender?

    1. Английский сонорный звук «n».

    Ninety nice nestlings nestle in nine nests,

    Nine nice nestlings nestled in ninety nests.

    If ninety nice nestlings didn’t nestle in nine nests,

    Would nine nice nestlings nestle in ninety nests?

    1. Английский сонорный звук «m».

    A marine map-maker must mark on maps

    Much more moles, mulls and marinas.

    A martial map-maker must mark on maps

    Much more marshes, meadows and massives.

    1. Английский сонорный звук «j».

    Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

    Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

    If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

    Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

    1. Английский сонорный звук «r».

    Rose Reed replants red roses,

    And the red roses ramp around a rail.

    If Rose Reed didn’t replant the red roses,

    Would the red roses ramp around the rail?

    1. Английский сонорный звук «w».

    We wear woolen wear in winter,

    While we wear waterproofs in wet weather.

    Why do we wear woolen wear in winter,

    While we wear waterproofs in wet weather?

    Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

    Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

    Каждому звуку присущи следующие характеристики:

    • акустическая;
    • артикуляционная;
    • функциональная (смысловая).

    Акустическая характеристика

    Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

    Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

    С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

    С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

    Понятие артикуляции

    Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

    Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

    Характеристика гласных

    Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

    Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

    Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

    Характеристика согласных

    При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

    По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

    При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

    По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

    Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

    Характеристика сонорных звуков

    Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

    Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

    Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

    Ротовые и носовые сонорные звуки

    В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

    В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

    Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.



    
    Top