Суд исполнительная власть. Разделение властей. Законодательная власть и исполнительная власть. Суды субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную . Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», - гласит Конституция РФ (ст. 10). Это необходимо для обеспечения подлинно демократического характера власти, недопущения чрезмерной монополизации власти одной ее ветвью, а тем более группой лиц или одним человеком. Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга и взаимодействовать в интересах общества, граждан.
Законодательный и представительный орган в Российской федерации - Федеральное собрание, или Парламент России. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Является постоянно действующим органом власти. Палаты Федерального собрания заседают раздельно, каждая имеет свои предметы ведения.
В Совет Федерации его члены делегируются субъектами РФ, по два представителя от каждого (по одному от представительного и исполнительного органов власти).
Государственная дума состоит из 450 депутатов, половина из которых избирается по территориальным округам, а вторая половина - по партийным спискам. Срок деятельности Государственной думы - 4 года. Депутаты работают на постоянной основе, они не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме преподавательской, творческой или научной работы.
К ведению Совета Федерации относятся:
- 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- 2) утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
- 3) назначение выборов Президента;
- 4) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, Генерального прокурора РФ и др.
К ведению Государственной думы относятся:
- 1) дача согласия на назначение Председателя Правительства;
- 2) решение вопроса о доверии правительству;
- 3) назначение на должность Председателя Центробанка России, Председателя Счетной палаты;
- 4) объявление амнистии.
Федеральные законы принимаются Государственной думой большинством голосов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также высшим органам судебной власти.
Принятый Государственной думой закон передается на рассмотрение в Совет Федерации, а от него Президенту РФ, который в течение 14 дней должен его подписать и обнародовать. Президент может отклонить закон, внести в него свои коррективы и отправить на доработку в Государственную думу.
Высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, - это Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом страны с согласия Государственной думы, он определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает оборону и государственную безопасность страны; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения; осуществляет управление федеральной собственностью.
Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны.
Судебная власть - это специфическая независимая ветвь государственной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Судьи независимы и несменяемы. Они пользуются неприкосновенностью.
Во главе судебной системы стоят Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. Конституционный суд РФ - высший орган власти по защите конституционного строя - дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, актов высших органов государственной власти, правовых актов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров РФ.
Верховный суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью районных, городских, областных судов.
Важнейшими принципами правосудия в РФ являются:
- 1) гласность судебного разбирательства;
- 2) состязательность судопроизводства;
- 3) обеспечение обвиняемому права на защиту;
- 4) презумпция невиновности;
- 5) равенство всех граждан перед судом и законом.
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную . Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», - гласит Конституция РФ (ст. 10). Это необходимо для обеспечения подлинно демократического характера власти, недопущения чрезмерной монополизации власти одной ее ветвью, а тем более группой лиц или одним человеком. Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга и взаимодействовать в интересах общества, граждан.
Законодательный и представительный орган в Российской федерации - Федеральное собрание, или Парламент России. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Является постоянно действующим органом власти. Палаты Федерального собрания заседают раздельно, каждая имеет свои предметы ведения.
Государственная дума состоит из 450 депутатов, половина из которых избирается по территориальным округам, а вторая половина - по партийным спискам. Срок деятельности Государственной думы - 4 года. Депутаты работают на постоянной основе, они не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме преподавательской, творческой или научной работы.
К ведению Совета Федерации относятся:
- 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- 2) утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
- 3) назначение выборов Президента;
- 4) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, Генерального прокурора РФ и др.
К ведению Государственной думы относятся:
- 1) дача согласия на назначение Председателя Правительства;
- 2) решение вопроса о доверии правительству;
- 3) назначение на должность Председателя Центробанка России, Председателя Счетной палаты;
- 4) объявление амнистии.
Федеральные законы принимаются Государственной думой большинством голосов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также высшим органам судебной власти.
Принятый Государственной думой закон передается на рассмотрение в Совет Федерации, а от него Президенту РФ, который в течение 14 дней должен его подписать и обнародовать. Президент может отклонить закон, внести в него свои коррективы и отправить на доработку в Государственную думу.
Высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, - это Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом страны с согласия Государственной думы, он определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает оборону и государственную безопасность страны; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения; осуществляет управление федеральной собственностью.
Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны.
Судебная власть - это специфическая независимая ветвь государственной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Судьи независимы и несменяемы. Они пользуются неприкосновенностью.
Во главе судебной системы стоят Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. Конституционный суд РФ - высший орган власти по защите конституционного строя - дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, актов высших органов государственной власти, правовых актов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров РФ.
Верховный суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью районных, городских, областных судов.
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Законодательная власть (парламент – Федеральное собрание ) состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Она обеспечивает господство правового закона (признание, гарантия и защита прав человека).
В компетенцию Совета Федерации входят: право законодательной инициативы; одобрение или отклонение законов, принятых Государственной Думой; утверждение изменения границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами государства; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ.
В полномочия Государственной Думы входят: принятие федеральных конституционных и федеральных законов; право законодательной инициативы депутатов Государственной Думы; дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; право амнистии; выдвижение обвинения в адрес Президента РФ для отрешения его от должности; выражение недоверия Правительству РФ или его членам; внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ, обращение в Конституционный суд РФ с запросом в соответствии со ст. 125 Конституции РФ.
Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ. Ее главная задача - исполнение принятых парламентом законов.
Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственный Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственный Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, законного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и прокуратура. Их основная функция - защита прав человека.
Судебная власть РФ построена на принципах:
Государственности (осуществляется государственными органами и выражает государственную волю);
Компетентности. Правосудие - исключительная компетенция судебной власти;
Судопроизводства. Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, уголовного и административного;
Процессуальности. Судебная власть осуществляется в строгих процессуальных формах;
Самостоятельности и независимости. Суды в РФ руководствуются только Конституцией РФ и законодательством РФ;
Состязательности и равноправия сторон. Стороны в судах пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции;
Гласности. Рассмотрение дел в судах проводится открыто;
Презумпции невиновности. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина;
Государственности языка. Производство в судах ведется на русском языке;
Устности. Разбирательство на заданиях судов происходит устно.
Президент РФ выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. В его полномочия входят:
В сфере обороны и безопасности (является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);
По формированию государственных органов (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти; принимает решение об отставке Правительства РФ, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях);
В области внешней политики (осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает верительные и отзывные грамоты);
В области взаимодействия с органами законодательной власти (назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу в соответствии с законодательством, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается с ежегодными посланиями к Федеральному собранию о положении в стране, назначает референдум РФ);
В области взаимодействия с органами судебной власти и прокуратуры (вносит в Совет Федерации предложенные об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, осуществляет помилование, назначает судей федеральных судов).
В полномочия Президента РФ также входит: решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий.
Согласно Конституции РФ народовластие - это одна из основ конституционного строя, являющаяся единственным источником власти в России. Граждане могут осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
Власть народа осуществляется в форме референдумов и выборов . Наряду с этим могут использоваться и другие: народная правотворческая инициатива, собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикирования, обращения в органы власти.
В референдуме принимают участие только граждане РФ, достигшие 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане РФ, находящиеся или проживающие вне пределов России, обладают всей полнотой прав на участие в референдуме РФ.
Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины граждан, имеющих на это право. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников голосования. Решения, принятые всеобщим голосованием, обладают высшей юридической силой и применимы на всей территории РФ.
Выборы - форма непосредственного народовластия, при которой путем голосования граждане выбирают своих представителей для выполнения в государственных органах и органах местного самоуправления функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан.
Правоотношения
Нормы права проявляются через правоотношения.
Правоотношение – это часть общественных отношений, урегулированных правом.
Правоотношения бывают : Регулятивные (регулируют что-либо) и охранительные (охраняют что-либо).
Структура правоотношений:
Субъекты;
Субъекты правоотношения – это его участники (физические лица, государство и его органы, юридические лица).
Объекты правоотношений - материальные блага (имущество, деньги, ценные бумаги, природа и т.д.) и нематериальные блага (честь и достоинство, авторство, жизнь и здоровье, личная неприкосновенность и др.).
Взаимные субъективные юридические права субъектов правоотношений;
Юридические обязанности субъектов правоотношений.
Чтобы быть участником правоотношения, необходимо иметь все признаки правосубъектности, т. е. правоспособность и дееспособность .
Правоспособность - это способность иметь права и обязанности.
Дееспособность (действиеспособность) - это способность своими действиями приобретать права и обязанности. 6-14 лет - малая; 14-16-18 лет - неполная; с 18 лет - полная.
Дееспособность включает сделкоспособность и деликтоспособность.
Сделкоспособность - это возможность самостоятельного заключения сделок.
Деликтоспособность - это возможность нести самостоятельную ответственность.
Снижение возраста дееспособности в случаях:
Вступление в брак с 16 лет;
Привлечение к уголовной ответственности с 14 или 16 лет;
Эмансипация несовершеннолетнего.
Увеличение возраста дееспособности в случаях:
Право быть избранным в Государственную Думу у граждан РФ
Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет;
Возникновение, изменение и прекращение правовых отношений связано с юридическими фактами.
Юридические факты - это различные явления, с которыми закон связывает наступление правовых последствий: действия (по воле людей, провоцируются самими людьми) и события (не зависят от людей).
Правонарушение - антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.
Признаки правонарушения и условия юридической ответственности:
Противоправность (нарушение закона);
Наказуемость (дееспособность, вменяемость лица- правонарушителя);
Опасность (вред обществу либо отдельным гражданам, либо порядку);
Виновность (наличие вины в действиях лица).
Умысел (лицо предвидело последствия);
Неосторожность (лицо предвидело возможность последствий).
Виды правонарушений:
1. Гражданское (проступок).
Невыполнение обязательств по договору. Причинение имущественного вреда и т.д.
Гражданско-правовая ответственность имущественного характера: правонарушитель расплачивается своим имуществом.
С 14 лет - частичная. С 18 – полная.
По решению суда (судей).
2. Дисциплинарное (дисциплинарный проступок).
Прогул, опоздание, неисполнение приказа руководителя и т.д.
Дисциплинарная в виде взысканий:
Замечание;
Выговор;
Увольнение.
Материальная ответственность за причинение ущерба работнику и работодателю при исполнении трудовых обязанностей.
Налагают вышестоящие органы и должностные лица.
3.Административное правонарушение (проступок).
Мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил строительства, правил содержания домашних животных, безбилетный проезд и т.д.
Ответственность административная в виде наказания:
Предупреждение;
Административный штраф;
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
Административный арест;
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
Дисквалификация.
Органы и должностные лица по решению судей.
4.Уголовное правонарушение (преступление).
Убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кража, злостное хулиганство.
Ответственность уголовная в виде наказания:
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
Обязательные работы;
Исправительные работы;
Ограничение по военной службе;
Конфискация имущества;
Ограничение свободы;
Лишение свободы на определенный срок;
Пожизненное лишение свободы;
Смертная казнь
С 14 лет за некоторые (по ст. 20 УК). С 16 за все.
По решению суда.
Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК под угрозой наказания.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность:
Необходимая оборона;
Причинение вреда при задержании лица;
Крайняя необходимость;
Физическое или психическое принуждение;
Обоснованный риск;
Исполнение приказа или распоряжения.
Права человека – те права, которые имеют универсальное применение.
Учение об естественных правах: Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Т. Джефферсон.
Международный билль о правах, Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г., Международный пакт об экономических социальных и культурных правах, 1966 г. и др.
Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.
Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.
Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:
Является постоянно действующим органом;
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;
Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);
Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ , выступлений руководителей иностранных государств;
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).
В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.
К ведению Совета Федерации относится :
Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;
Утверждение изменения границ;
Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;
Назначение выборов Президента РФ;
Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;
Отрешение Президента от должности.
Председатель Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов («Справедливая Россия») избран 5 декабря 2001 года и 30 марта 2007 года
К ведению Государственной Думы относится :
Принятие федеральных законов;
Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
Решение вопроса о доверии Правительству РФ;
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
Объявление амнистии;
Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Председатель Государственной думы - Борис Вячеславович Грызлов («Единая Россия») избран 29 декабря 2003 года и 24 декабря 2007 года
Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .
Правительство РФ состоит из :
Председателя Правительства РФ;
Заместителей Председателя Правительства РФ;
Федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.
Председатель правительства РФ - Путин В.В.
Полномочия Правительства РФ :
Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;
Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;
Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
Управляет федеральной собственностью;
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;
Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
Организует охрану собственности и общественного порядка;
В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;
Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;
Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);
В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).
В судебную систему входят :
Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;
- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;
- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;
Система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);
Система арбитражных судов.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.
Конституционный Суд разрешает дела:
О соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;
Не вступивших в силу международных договоров;
Споры между федеральными органами власти;
Споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;
Споры между высшими гос. органами власти субъектов;
Проверяет конституционность законов;
Дает толкование Конституции РФ.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.
Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:
Никакой гос. орган, должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;
Основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;
Судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;
Судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;
Судья не может быть привлечен к административной ответственности;
К уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.
Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова
КП.080504.19.ПЗ
Пояснительная записка
Государственная власть: взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной власти
Руководитель
М.А. Айрапетова
Разработал
Цветкова Е.Д.
Екатеринбург 2012
Введение
Понятие и свойства государственной власти
Законодательная власть
1 Структура законодательной власти
2 Понятие и функции органов законодательной власти
Исполнительная власть
1 Понятие органов исполнительной власти
2 Функции исполнительной власти
3 Признаки органов исполнительной власти
5 Классификация органов исполнительной власти
Судебная власть
1 Понятие судебной власти
2 Суд как орган судебной власти
3 Судебная система России
Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти
1 Законодательная и исполнительная ветви власти
2 Законодательная и судебная власть
3 Исполнительная и судебная власть
Заключение
Приложения
Список использованных источников
Введение
В данной работе будет рассмотрен и исследован вопрос взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Актуальность исследования темы заключена в том, что люди во все времена стремились найти универсальную формулу справедливого общественного устройства. А любая власть - это важнейший феномен человеческой цивилизации, имеющий решающее значение в жизни государства и народа.
Поиск балансамежду всеми ветвями власти особенно актуален при построении демократического государства, где принцип разделения властей заложен и отражен в главном Законе - Конституции РФ.
Стремление к идеальному соотношению - стремление к той форме взаимодействия, при которой функции и задачи государственной власти будут реализовываться наиболее полно и эффективно. А этот процесс напрямую связан со многими политическим, экономическими и социальными факторами развития общества. Он требует и корректировок и законодательного закрепления.
Система «сдержек и противовесов» должна в своем лучшем варианте, внести детальный механизм взаимодействия органов государственной власти.
Важность изучения темы состоит в том, что деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти направлена на защиту интересов, общественных потребностей граждан своего государства, то есть уровень благосостояния и удовлетворения каждого человека зависит от работы и управления органов государственной власти. Их взаимоотношения и взаимодействие (механизм и схема реализации функций) могут привести и к процветанию государства, гражданина, так и, наоборот, к упадку, нестабильности, кризисам и в политической и в экономической, в социальной сферах жизни.
Поэтому, важно изучать и исторический опыт действия принципа разделения властей. Он позволяет находить, анализировать и делать выбор в сторону оптимального соотношения властей. Именно благодаря балансу сил на основе согласования интересов, достижения консенсуса, сотрудничества в обществе устанавливается необходимый уровень стабильности, функционирования и развития всего государства.
Цель состоити в том, чтобы показать, что баланс властей - это механизм, который требует внимания, анализа, оценки, для того, чтобы в будущем суметь получить обратный эффект в виде политических, экономических социальных результатов государственного управления.
) Определение ключевых понятий.
) Выявление признаков, характера, особенностей законодательной, исполнительной и судебной власти в России.
) Изучение взаимоотношения ветвей власти.
) Определение системной основы деятельности властей.
) Доказать важность сбалансированных отношений государственных органов для государственного управления и реализации государственных и политических функций.
1. Понятие
и свойства государственной власти
Государство - это особая форма организации <#"579925.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Структура Федерального собрания РФ
Приложение Б
Рисунок 2 - Стадии законодательного процесса
Приложение
В
Рисунок 3 - Организационно-правовые формы исполнительной власти
Список использованных источников
1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Инфра-М, 2010
2 Конституция РФ от 12.12.1993 / ПБ Консультант плюс. 2011.
Баглай М. В. Конституционное право РФ: учебник для вузов - М.: Наука, 2009.
5 Глазунова Н. И. Система государственного управления. - СПб.: Питер, 2009.
6 Федеральный конституционный закон РФ "О судах общей юрисдикции в РФ"- от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ / ПБ Консультант плюс. 2011.
7 http://ru.wikipedia.org/ -судебная власть
8 http://otherreferats.allbest.ru/law/00025861_0.html - публичная власть
http://www.vedomosti.ru/glossary/enc -исполнительная власть
http://ru.wikipedia.org/ - разделение властей