Верховный суд российской федерации что решает. Что такое верховный суд? Основные направления деятельности Верховного Суда

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом страны в системе судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ - непосредственно вышестоящая судебная инстанция по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

Организация Верховного Суда РФ предусмотрена ст. 129 Конституции РФ, ст. 19 Закона о судебной системе, гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции, Законом о Верховном Суде РФ.

Положение Верховного Суда в системе судов РФ обусловлено функциями, которые он осуществляет:

  • - в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • - изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает разъяснения по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел;
  • - разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
  • - реализует право законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ по вопросам ведения Верховного Суда;
  • - публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о его деятельности;
  • - реализует иные полномочия, предоставленные ему законом.

Полномочия Верховного Суда РФ как суда первой инстанции определяются УПК РФ и ГПК РФ. Например, в соответствии со ст. 31 УПК РФ Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства.

В сфере гражданского судопроизводства Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и др.

Приговоры, решения и другие судебные акты Верховного Суда РФ, вынесенные им при рассмотрении дел по первой инстанции, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в его Апелляционную коллегию.

Верховный Суд РФ является кассационной инстанцией для верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, военных судов военных округов и флотов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, решения и другие судебные акты данных судов.

Верховный Суд РФ является высшей и последней надзорной инстанцией в Российской Федерации. Он рассматривает дела в порядке судебного надзора по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения всех судов РФ.

В структуру Верховного Суда РФ входят Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, Судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, Судебные коллегии по экономическим спорам и по делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия (в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ).

Пленум Верховного Суда (особое собрание всех судей) действует в составе председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда дает разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики.

Кроме того, Пленум Верховного Суда утверждает по представлению председателя Верховного Суда из числа его судей составы судебных коллегий и секретаря Пленума; утверждает Научно-консультативный совет при Верховном Суде; утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающих заключения о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц; ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) но вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судей областных и равных им судов, судей арбитражных и военных судов; избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда; рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке законодательной инициативы; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателя Апелляционной коллегии о деятельности Апелляционной и других коллегий; осуществляет иные представленные ему полномочия.

Пленум созывается, как правило, не реже одного раза в три или четыре месяца. В его заседаниях по приглашению Председателя Верховного Суда РФ вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи Конституционного Суда РФ, судьи иных судов и другие лица. Вопросы, внесенные на рассмотрение

Пленума Верховного Суда Генеральным прокурором или министром юстиции, рассматриваются по их докладам или докладам уполномоченных лиц.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ является правомочным при наличии не менее 2/3 его состава. Постановления Пленума принимаются большинством голосов членов Пленума, участвовавших в голосовании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ подписывает Председатель Верховного Суда и секретарь Пленума.

В состав Президиума Верховного Суда по должности входят Председатель Верховного Суда и его заместители, а также судьи Верховного Суда. Члены президиума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Президиум в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда; утверждает положение об аппарате Верховного Суда, его структуру и штатное расписание; возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда; осуществляет иные предусмотренные законом полномочия. Заседания Президиума правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя, заместителя председателя и 10 членов коллегии из числа судей Верховного Суда РФ. Она утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Апелляционная коллегия в качестве суда второй (апелляционной) инстанции рассматривает в соответствии с процессуальным законодательством дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии по административным, уголовным и гражданским делам, по экономическим спорам и по делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия судей формируются из числа судей Верховного Суда в составе председателя и членов соответствующей коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда но представлению Председателя Верховного Суда.

Судебные коллегии в пределах своих полномочий: рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные предусмотренные законом полномочия.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела: по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о наложении дисциплинарных взысканий на судей и по жалобам на ее решения о результатах квалификационной аттестации судей. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда - председателя коллегии и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда, избираемых Пленумом Верховного Суда сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда РФ тайным голосованием.

Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ сроком на шесть лет. Одно и тоже лицо может быть назначено на должносгь Председателя Верховного Суда РФ неоднократно. На Председателя Верховного Суда РФ не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 6 Закона о статусе судей, ст. 21 Закона о судах общей юрисдикции, ст. 12 Закона о Верховном Суде РФ:

  • - обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;
  • - организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции;
  • - распределяет обязанности между своими заместителями и судьями Верховного Суда;
  • - руководит организацией работы Апелляционной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда;
  • - осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда;
  • - созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях;
  • - созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;
  • - формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда и назначает председателей данных составов;
  • - взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;
  • - организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда, осуществляет контроль за реализацией планов;
  • - организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и других судов общей юрисдикции;
  • - организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • - устанавливает правила внутреннего распорядка суда;
  • - назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ с согласия Совета судей РФ;
  • - представляет Верховный Суд РФ во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;
  • - осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместители председателя Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации но представлению Президента РФ.

Заместители председателя Верховного Суда:

  • - в соответствии с распределением обязанностей между ними организуют деятельность соответствующей судебной коллегии и осуществляют контроль за работой аппарата этой судебной коллегии;
  • - председательствуют в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ или поручают это судьям Верховного Суда;
  • - информируют Пленум и Президиум Верховного Суда о деятельности соответствующих коллегий;
  • - организуют работу по обобщению судебной практики для предоставления ее результатов на рассмотрение Президиума и Пленума Верховного Суда РФ;
  • - осуществляют иные предоставленные им полномочия.

При отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности выполняет один из его заместителей.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, который состоит из главных и старших консультантов, консультантов, инспекторов, других служащих, а также младшего обслуживающего персонала.

Аппарат Верховного Суда РФ имеет свою структуру, в которую входят, например, секретариаты Пленума, Президиума, председателя Верховного Суда и его первого заместителя, различные управления и отделы, канцелярии: управления анализа и обобщения судебной практики, по работе с законодательством, управление делами (документооборота и делопроизводства), управление кадров и государственной службы, хозяйственное управление, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, международно-правовой отдел, отдел правовой информатики, канцелярии судебных коллегий, судебных составов и другие подразделения аппарата.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, в составе которого работают судьи Верховного Суда, представители науки и различных юридических ведомети. Научно-консультативный совет обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства судами, оказывает консультативную помощь Верховному Суду.

При Верховном Суде РФ создан и действует Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах РФ, которые призваны осуществлять организационное обеспечение работы нижестоящих судов (функции Судебного департамента изложены в отдельном разделе учебника).

Верховный Суд РФ имеет свой печатный орган - «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются постановления Пленума Верховного Суда, решения Президиума и судебных коллегий Верховного Суда по наиболее важным судебным делам.

    Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной… … Финансовый словарь

    Верховный суд Российской Федерации - Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ. ВС создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию. ВС РФ в пределах своей … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Верховный Суд Российской Федерации - (ВС РФ) высший судебный орган РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает… … Бухгалтерская энциклопедия

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. B.C. РФ, являясь высшей судебной инстанцией, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Вид конституционный суд Юрисдикция Россия Дата основания 1991 год Состав назначается Советом Федерации Срок службы до достижения 70 лет … Википедия

    Конституционный Суд Российской Федерации - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

    Конституционный суд Российской Федерации - Создание Конституционного Суда в России явилось важным шагом в развитии ее конституционного строя. В СССР были предприняты две попытки его создания. В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства согласно ст. 1 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде (КС) РФ 1994 г. КС РФ… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Верховный суд Республики Карелия - Вид суд общей юрисдикции субъекта федерации Инстанция суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции Юрисдикция Республика Карелия Орган обжалования Верховный Суд Российско … Википедия

Книги

  • , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об… Купить за 616 руб
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Вашему вниманию предлагается Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального…

121260, г. Москва, ул.Поварская,15.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации; Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; Уголовным процессуальным кодексом РФ ; Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" ; Федеральным законом "Об органах судейского сообщества"; Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ; и Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другими нормативными актами.

История

В привычном нам виде Верховный суд в России существует с января 1923 года, когда Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, согласно которому Верховный трибунал ВЦИК был переименован по Положению о судоустройстве в Верховный Суд РСФСР. Тогда к компетенции высшего судебного органа относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора - дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка. Состав суда отличался от нынешнего отсутствием Кассационной коллегии и Научно-Консультационного совета и наличием Дисциплинарной (упразднена в 1929 году) и Военно-транспортной (вместе с Военной коллегией переведена в состав Верховного суда СССР в 1925 году) коллегий. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года № 3045-1 Верховный Суд СССР был упразднен, его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР (впоследствии - Верховный суд РФ), который становился высшим судебным органом страны. Через полгода в его состав вернулась Военная коллегия.

ВЕРХОВНЫЙ СУД, высшее судебное учреждение государства. Возникновение Верховного суда в современном понимании относится к концу 19 века, когда был создан имперский суд в Германии (1877).

В компетенцию Верховного суда входит, как правило, разрешение споров между составными частями государства (штатами, провинциями, землями, кантонами и пр.), рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и дел о наиболее тяжких государственных преступлениях. Во многих странах Верховные суды возглавляют систему судов общей юрисдикции и являются высшей апелляционной инстанцией (смотри Апелляция), в которой обжалуются судебные решения всех нижестоящих судов страны.

В некоторых странах Верховный суд осуществляет также функции толкования конституции и решения вопроса о соответствии ей других нормативных актов (в связи с рассмотрением конкретных дел).

В Российской Федерации организация и порядок деятельности Верховного суда определяются Конституцией Российской Федерации (статья 126), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996). Верховный суд Российской Федерации - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд Российской Федерации реализует свои полномочия в составе судей, включая председателя, его первого заместителя и заместителей, председателей коллегий. В Верховном суде Российской Федерации действуют: пленум, президиум, кассационная коллегия, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия.

Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства и судебной практики, а также рассматривает вопросы об использовании права законодательной инициативы.

Президиум рассматривает дела в порядке надзора, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, даёт рекомендации судам по осуществлению правосудия и др.

Верховный суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, в пределах своих полномочий, рассматривает: уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства; гражданские дела, возникающие из публичных правоотношений, - дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального собрания, Правительства Российской Федерации; об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации, и др. К компетенции Верховного суда Российской Федерации отнесена также дача заключений о наличии либо отсутствии признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в действиях Президента Российской Федерации в случае выдвижения против него такого обвинения Государственной думой.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также военная коллегия рассматривают дела в первой инстанции, кассационном порядке, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная коллегия рассматривает гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные решения, вынесенные другими коллегиями Верховного суда.

В. М. Лебедев.

В зарубежных странах компетенция и организация Верховного суда определяются конституциями или специальными законами о Верховном суде. В некоторых странах Верховный суд является лишь высшей апелляционной инстанцией для всех судов страны. Так, в Великобритании высшая судебная инстанция Соединённого Королевства - Суд Палаты лордов - принимает к рассмотрению апелляции по вопросам права на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также по гражданским делам - Шотландии. В ФРГ существуют 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная), им соответствуют 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом, являющимся для них высшей апелляционной инстанцией.

В других странах Верховный суд действует наряду с иными высшими судами, разделяя с ними свою компетенцию. Так, в Ватикане высшим церковным апелляционным судом является Священная римская рота, но в чрезвычайных случаях допускается обжалование в Верховный суд сигнатуры. В Республике Сенегал наряду с Высшим апелляционным судом существует Высший суд, который рассматривает дела о преступлениях высших должностных лиц (президент республики, министры), а также другие дела исключительной важности.

В ряде зарубежных государств в компетенцию Верховного суда наряду с другими полномочиями входит осуществление конституционного контроля (Ирландия, Швейцария, Норвегия, Эстония, Монако, Мальта, Республика Кипр и др.). Так, Верховный суд США также осуществляет функции толкования конституции и в связи с рассмотрением конкретных дел разрешает вопросы о соответствии ей актов, принимаемых Конгрессом, штатами, федеральными правительственными органами (смотри также Конституционный суд).

Лит.: Лебедев В. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. 2003. №1; Fried С. Saying what the law is: the constitution in the Supreme Court. Camb., 2004.

Т. Ю. Ничипоренко, Е. Н. Трикоз.

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), - что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, - что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений :

1) народный суд:

В составе постоянного народного судьи;

В составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, - Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора - дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе :

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили : Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось : истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей - «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия - государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.




Top