Военная доктрина российской федерации утверждена. Что такое военная доктрина

В конце декабря 2014 года Совет Безопасности России одобрил, а президент Владимир Путин утвердил поправки к существующей Военной доктрине . В связи с рядом изменений международной военно-политической обстановки, наблюдаемым в последнее время, российское руководство вынуждено принимать соответствующие меры и редактировать существующие документы, лежащие в основе оборонной стратегии государства. С 26 декабря основой обороны страны является обновленная Военная доктрина. Предыдущий вариант документа был принят в феврале 2010 года.

Характер внесенных поправок таков, что большая часть пунктов документа осталась без изменений. Тем не менее, некоторые положения Военной доктрины были перемещены внутри документа, а также в той или иной мере изменены, дополнены или сокращены. Хотя внесенные правки и выглядят небольшими, они оказывают большое влияние, как на Военную доктрину, так и на различные особенности ее реализации. Рассмотрим обновленный документ и внесенные коррективы, отличающие его от предыдущей Доктрины.

Первый раздел обновленной Военной доктрины, «Общие положения», претерпел минимальные изменения. Незначительно изменилась его структура. Так, список документов стратегического планирования, лежащих в основе Доктрины, был изменен и вынесен в отдельный пункт. Остались прежними почти все определения терминов, используемых в документах, хотя некоторые были переработаны.

К примеру, термины «военная безопасность», «военная угроза», «вооруженный конфликт» и т.д. предлагается толковать по-старому, а в определении понятия «региональная война» теперь отсутствует упоминание возможного использования ядерных и обычных вооружений, а также ведение боев на территории региона, в прилегающих акваториях и воздушном или космическом пространстве над ним.

В доработанной Военной доктрине вводятся два новых понятия: мобилизационная готовность Российской Федерации и система неядерного сдерживания . Первый термин обозначает способность вооруженных сил, экономики государства и органов власти организовывать и выполнять мобилизационные планы. Система неядерного сдерживания, в свою очередь, является комплексом военных, военно-технических и внешнеполитических мер, направленных на предотвращение агрессии с помощью неядерных мер.

Весьма примечательные изменения наблюдаются во втором разделе Военной доктрины, «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации». Уже в первом пункте этого раздела (ранее он был 7-м, но ввиду некоторых изменений структуры документа стал 8-м) отражаются изменения геополитической ситуации в мире. Ранее характерной чертой мирового развития назывались ослабление идеологической конфронтации, снижение уровня экономического, политического и военного влияния одних государств или групп стран, а также рост влияния других государств.

Теперь же авторы документа считают основными тенденциями усиление глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межрегионального и межгосударственного сотрудничества, соперничество ценностных ориентиров и моделей развития, а также неустойчивость экономического и политического развития на различных уровнях, наблюдаемые на фоне общего ухудшения отношений на международной арене. Влияние постепенно перераспределяется в пользу новых центров политического притяжения и экономического роста.

События последнего времени привели к появлению пункта 11, согласно которому наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу России. Отмечается, что при снижении вероятности начала крупномасштабной войны против Российской Федерации на некоторых направлениях риски увеличиваются.

Пункт 8 новой Военной доктрины перечисляет основные внешние военные опасности. Большая часть перечисленных опасностей осталась без изменений, однако некоторые подпункты изменены, а также появились новые. К примеру, серьезно расширен подпункт об угрозе международного терроризма и экстремизма. Авторы Доктрины утверждают, что подобная угроза растет, а борьба с ней имеет недостаточную эффективность. В результате появляется реальная угроза проведения терактов с использованием токсичных и радиоактивных материалов. Кроме того, увеличиваются масштабы международной организованной преступности, прежде всего торговли оружием и наркотиками.

В обновленной Военной доктрине имеются три новые внешние военные опасности, отсутствовавшие в предыдущей версии документа :
— использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, направленных против политической независимости, территориальной целостности и суверенитета, а также представляющих угрозу региональной и глобальной стабильности;
— смены правящего режима в сопредельных странах (в том числе путем государственного переворота), в результате которых новые власти начинают проводить политику, угрожающую интересам России;
— подрывная деятельность зарубежных спецслужб и различных организаций.

Добавлен пункт «Основные внутренние военные опасности», раскрывающий потенциальные угрозы, не имеющие прямой связи с внешней военной агрессией. К внутренним военным опасностям отнесены :
— деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя России, а также на дестабилизацию социальной и внутриполитической ситуации, нарушение работы органов государственной власти, военных объектов или информационной инфраструктуры;
— деятельность террористических организаций или отдельных лиц, намеревающихся подорвать суверенитет государства или нарушить его территориальную целостность;
— информационное воздействие на население (в первую очередь, на молодежь), направленное на подрыв исторических, духовных и патриотических традиций, связанных с защитой своей страны;
— попытки провоцирования социальной и межнациональной напряженности, а также разжигание ненависти по этническим или религиозным мотивам.

В пункте 12 Доктрины перечисляются характерные черты современных военных конфликтов. В ряде подпунктов эта часть Военной доктрины соответствует ее предыдущей версии, однако имеет существенные отличия. Так, подпункт «а» ранее выглядел подобным образом: «комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера». В новой редакции в нем упоминаются политические, экономические, информационные и другие меры невоенного характера. Кроме того, подобные меры могут реализовываться с использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций.

Расширен список представляющих угрозу систем вооружения, представленный в подпункте «б». Помимо высокоточного и гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы и систем на основе новых физических принципов в обновленной Доктрине упоминаются информационно-управляющие системы, а также роботизированные системы вооружения и техника, в том числе беспилотные летательные и автономные морские аппараты.

Серьезным образом изменен дальнейший список характерных черт современных конфликтов. Теперь он выглядит так :
— воздействие на противника на всей глубине его территории, на море и в воздушно-космическом пространстве. Кроме того, используется воздействие в информационном пространстве;
— высокая степень поражения целей и избирательность, а также быстрота маневра как войсками, так и огнем. Большое значение приобретают мобильные группировки войск;
— сокращение времени подготовки к ведению боевых действий;
— переход от строго вертикальной системы управления войсками к глобальным сетевым автоматическим системам, что приводит к усилению централизации и автоматизации управления силами;
— создание постоянно действующей зоны вооруженного конфликта на территориях противоборствующих сторон;
— активное участие в конфликтах частных военных компаний и различных иррегулярных формирований;
— использование непрямых и ассиметричных действий;
— финансирование политических и общественных движений, используемых для достижения определенных целей.

Несмотря на изменение облика и характера современных вооруженных конфликтов, ядерное оружие по-прежнему является и будет являться важным фактором предотвращения вооруженных конфликтов с использованием обычных и ядерных вооружений. Подобный тезис отражен в пункте 16 обновленной Военной доктрины.

Раздел III новой Военной доктрины посвящен военной политике Российской Федерации. Пункт 17 предыдущей редакции был разделен на два. В новом 17-м пункте оговаривается порядок определения основных задач военной политики государства. Они должны определяться в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности и т.д.

В пункте 18 утверждается, что военная политика России направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование вооруженных сил и других структур, а также повышение мобилизационной готовности в целях защиты Российской Федерации и ее союзников. Интересен тот факт, что в предыдущей версии Военной доктрины одной из целей военной политики было недопущение гонки вооружений. В новом документе подобная цель отсутствует.

Пункт 21 оговаривает основные задачи России по сдерживанию и предотвращению конфликтов . В новой редакции этот пункт имеет следующие отличия от предыдущей версии:
— подпункт «д» требует поддерживать мобилизационную готовность экономики и органов власти на разных уровнях;
— подпункт «е» подразумевает объединение усилий государства и общества в деле защиты страны, а также разработку и реализацию мер по повышению эффективности военно-патриотического воспитания граждан и подготовки молодежи к военной службе;
— подпункт «ж» является доработанным вариантом подпункта «е» предыдущего варианта Доктрины и требует расширять круг государств-партнеров. Важным нововведением является расширение взаимодействия со странами, входящими в организацию БРИКС;
— подпункт «з» (бывший «д») касается укрепления системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ, а также усиления сотрудничества стран СНГ, ОБСЕ и ШОС. Кроме того, в качестве партнеров впервые упоминаются Абхазия и Южная Осетия.

Полностью новыми являются следующие подпункты пункта 21:
л) создание механизмов взаимовыгодного сотрудничества в деле противодействия вероятным ракетным угрозам, вплоть до совместного создания систем противоракетной обороны с равноправным участием российской стороны;
м) противодействие попыткам государств или групп государств обеспечивать свое военное превосходство при помощи развертывания систем стратегической ПРО, размещения вооружений в космосе или развертывания стратегического высокоточного неядерного оружия;
н) заключение международного соглашения, запрещающего размещать любое оружие в космическом пространстве;
о) согласование в рамках ООН систем регулирования безопасного осуществления деятельности в космическом пространстве, в т.ч. безопасность операций в космосе с технической точки зрения;
п) укрепление российских возможностей в области наблюдения за объектами и процессами в околоземном пространстве, а также сотрудничество с зарубежными государствами;
с) создание и принятие механизмов контроля за соблюдением Конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия;
у) создание условий, направленных на снижение риска использования коммуникационных и информационных технологий в военно-политических целях.

32-й пункт Военной доктрины определяет основные задачи вооруженных сил, других войск и органов в мирное время. В новой Доктрине имеются следующие доработки:
— в подпункте «б» упоминается стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов при помощи как ядерного, так и обычного вооружения;
— в подпункте «и» изменен подход к созданию военной инфраструктуры. Теперь предлагается создавать новые и модернизировать существующие объекты, а также проводить отбор объектов двойного назначения, которые могут использоваться вооруженными силами в целях обороны;
— в обновленном подпункте «о» присутствует требование о борьбе с терроризмом на территории России, а также о пресечении деятельности международных террористических организаций за пределами государства;
— добавлен подпункт «у», согласно которому новой задачей вооруженных сил является обеспечение национальных интересов России в Арктике.

Пункт 33 (бывший п. 28) оговаривает основные задачи вооруженных сил, иных войск и органов в период непосредственной угрозы агрессии. В целом он соответствует предыдущей редакции, однако имеет новый подпункт. В обновленной Военной доктрине присутствует подпункт о стратегическом развертывании вооруженных сил.

В пункте 35 отражены основные задачи военной организации. Как и другие положения новой Доктрины, этот пункт немного отличается от предыдущей версии и имеет следующие нововведения:
— в подпункте «в» вместо совершенствования системы ПВО и создания системы воздушно-космической обороны указывается совершенствование существующей системы ВКО;
— новый подпункт «н» указывает на необходимость развития мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания вооруженных сил;
— так же новый подпункт «о» требует совершенствовать систему радиационной, химической и биологической защиты войск и мирного населения.

Новая редакция пункта 38 Военной доктрины, говорящий о предпосылках и строительства и развития вооруженных сил, отличается от предыдущей двумя подпунктами:
— в подпункте «г» отмечается необходимость совершенствования взаимодействия как видов и родов войск, так и вооруженных сил и органов государственной власти;
— в подпункт «ж» вынесена необходимость совершенствования системы военного воспитания и образования, подготовки кадров и военной науки в целом.

Пункт 39 раскрывает методы и способы строительства и развития вооруженных сил и других структур. От предыдущей редакции п. 39 отличается следующими особенностями:
— в подпункте «ж» вместо создания сил гражданской обороны постоянной готовности указано развитие этой структуры;
— новый подпункт «з» подразумевает формирование территориальных войск для охраны объектов вооруженных сил и гражданской инфраструктуры;
— подпункт «н» вместо проводившейся ранее оптимизации количества военных образовательных учреждений предлагает совершенствование структуры системы подготовки кадров.

Почти полностью переработаны пункты новой Военной доктрины, касающиеся мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности Российской Федерации. Кроме того, эти положения перенесены из четвертого раздела доктрины в третий, определяющий военную политику государства.

Согласно новой доктрине (п. 40), мобилизационная готовность страны обеспечивается подготовкой к выполнению мобилизационных планов в установленные сроки. Заданный уровень мобилизационной готовности зависит от прогнозируемых угроз и характера потенциального конфликта. Заданный уровень должен достигаться за счет мероприятий по мобилизационной подготовке и обновления материальной части вооруженных сил.

Основными задачами мобилизационной подготовки в пункте 42 определены:
— обеспечение устойчивого государственного управления в военное время;
— создание законодательной базы, регулирующей работу экономики и т.п. в военное время;
— обеспечение потребностей вооруженных сил и населения;
— создание специальных формирований, которые при объявлении мобилизации могут быть переданы вооруженным силам или заняты в интересах экономики;
— поддержание промышленного потенциала на уровне, необходимом для удовлетворения всех нужд;
— обеспечение вооруженных сил и отраслей экономики дополнительными людскими и материально-техническими ресурсами в условиях военного времени;
— организация восстановительных работ на объектах, поврежденных в ходе боевых действий;
— организация обеспечения населения продовольственными и иными товарами в условиях ограниченных ресурсов.

Раздел IV «Военно-экономическое обеспечение обороны» посвящен особенностям экономических аспектов строительства и модернизации вооруженных сил. Ввиду реализации ряда программ и проектов раздел о военно-экономическом обеспечении обороны серьезно отличается от соответствующих пунктов предыдущего варианта Военной доктрины. Рассмотрим нововведения обновленной Доктрины.

Разница старой и новой редакций раздела IV видна с первых пунктов. Особенно заметной она становится в пункте 44, «Задачи военно-экономического обеспечения обороны». В новой Доктрине определены следующие задачи:
— оснащение вооруженных сил и иных структур современным вооружением и военной техникой, созданной с использованием военно-научного потенциала страны;
— своевременное обеспечение вооруженных сил средствами для реализации программ строительства и применения, а также подготовки войск;
— развитие оборонно-промышленного комплекса при помощи координации военно-экономической деятельности государства;
— совершенствование сотрудничества с иностранными государствами в военно-политической и военно-технической сферах.

Пункты 52 и 53 посвящены развитию оборонно-промышленного комплекса. Примечательно, что в новой редакции они получили минимальные изменения. Так, в пункт 53, описывающий задачи развития ОПК, внесен дополнительный подпункт, согласно которому требуется обеспечивать производственно-технологическую готовность организаций ОПК к созданию и производству приоритетных образцов вооружения и техники в требуемых объемах.

Россия ведет активное военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с различными зарубежными государствами. Такое партнерство тоже отражено в обновленной Военной доктрине. Пункт 55 (бывший п. 50) описывает задачи военно-политического сотрудничества и получил следующие отличия от предыдущей версии:
— выполнение международных обязательств вынесено в отдельный подпункт «ж», а подпункт «а» говорит об укреплении международной безопасности и стратегической стабильности на глобальном и региональном уровне;
— в список государств, с которыми предлагается сотрудничать, помимо стран ОДКБ и СНГ внесены Абхазия и Южная Осетия;
— предлагается развивать диалог с заинтересованными государствами.

Пункт 56 раскрывает список основных партнеров Российской Федерации, а также указывает на приоритеты сотрудничества с ними. В Военной доктрине указаны приоритеты сотрудничества с Республикой Беларусь, странами организаций ОДКБ, СНГ и ШОС, а также с ООН и другими международными организациями . В силу определенных причин эти подпункты п. 56 не изменились в сравнении с предыдущей редакцией Доктрины.

Одновременно с этим в п.56 появился новый подпункт, посвященный сотрудничеству России с Абхазией и Южной Осетией. Приоритетным направлением военно-политического сотрудничества с этими государствами является взаимовыгодная работа с целью обеспечения совместной обороны и безопасности.

Как и ранее, задачи военно-технического сотрудничества должны определяться президентом в соответствии с существующим федеральным законодательством (п. 57). Основные направления военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами должны формулироваться президентом в его Ежегодном послании Федеральному Собранию.

Как и ранее, обновленная Военная доктрина содержит отдельный пункт, согласно которому положения этого документа могут дорабатываться и уточняться в связи с изменением характера потенциальных угроз и задач обеспечения безопасности Российской Федерации.

В историческом плане анализ взглядов на военную политику России можно рассматривать по 7-ми этапам деятельности всех советских и постсоветских министров обороны от 80-х годов ХХ в до наших дней.

Первый этап. Наступательная доктрина Шапошникова. Развал оборонного пространства СССР (конец 80-х - декабрь 1991г.)

Маршал Дмитрий Язов до августа 1991г. доказывал, что реформирование войск невозможно, и о переходе на профессиональную армию по экономическим и политическим мотивам речи быть не могло. Поскольку армия должна быть по структуре и по численности прежней, но только профессиональной. Для этого необходимо выделять в 6 раз больше средств. Сменивший Язова генерал армии Константин Кобец, ставший по воле августовский истории 1991г. первым министром обороны РСФСР на одну неделю, вопросами военной доктрины просто не успел заняться.

Всеми ВС бывшего СССР с сентября 1991г. до декабря 1991г. стал командовать министр обороны СССР маршал авиации Евгений Шапошников. Политическое руководство России и государств СНГ на этом этапе придерживались наступательной доктрины СССР, несмотря на то, что уже были подписаны договора о Сокращении обычных вооружений в Европе.

Второй этап военный доктрины. Трансформация в объединенные Вооруженные Силы СНГ (январь 1992-июнь 1992гг.)

В переходный период от развала СССР до образования СНГ Вооруженными Силами СНГ стали именовать бывшие Вооруженные Силы СССР. Главнокомандующим ВС СНГ по преемственности продолжал оставаться маршал авиации Евгений Шапошников. Он фактически исполнял обязанности третейского судьи при «приватизации» бывшими республиками Союза тех соединений и частей бывшей Советской Армии, которые дислоцировались на их территории. Он занимался не военной доктриной, а мирным разводом группировок, когда создавались национальные армии стран СНГ.

Сразу же после развала СССР на основе Комитета по военной реформе была создана рабочая группа под руководством генерал-полковника Дмитрия Волкогонова для разработки основных нормативных документов стран СНГ. Руководством тогдашней России мыслилось, что страны СНГ останутся на правах «младших братьев» при России, касающихся основных вопросов военного строительства. Предполагалось, что государственную границу и морскую экономическую зону государств-участников СНГ будут охранять Пограничные войска СНГ, деятельность которых регламентировалась Соглашением об Объединенном командовании Пограничных войск. Основная часть документов была подписана 14 февраля 1992г. в Минске. Решение об ОВС было принято руководством Армении, Белоруссии, Казахстана. Кыргистана, России, Таджикистана, Узбекистана. Именно в этот период определились разные подходы стран СНГ к видению своего места в геополитическом местонахождении и политико-экономическом ориентировании.

Грузия, возглавляемая националистом и русофобом Гамсахурдия, готовилась к войне против Аджарии и Абхазии, и во встречах глав СНГ не принимала участия, не подписав ни одного документа. Азербайджан, Украина, Молдова не согласились с принципом создания ОВС и не подписали документы о стратегических и общих силах. Это послужило основанием для ускоренного раздела бывшей Советской армии.

Распоряжением президента РФ № 158-рп от 4 апреля 1992г. было создана Государственная комиссия по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской Федерации.

С июня 1992г. по ноябрь 1993г. вторым министром обороны РФ Павлом Грачевым (18 мая 1992-1996гг.) были переработаны основные документы военного строительства новой российской армии. 2 ноября 1993г. была принята доктрина Ельцина-Грачева, представленная документом «Об основных положениях военной доктрины РФ». Она утверждала принцип партнерства со всеми государствами, которые не имеют агрессивных планов против нашей страны и действуют в рамках Устава ООН. О временном характере военной доктрины становилось видно из первого положения, в котором говорилось, что «военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократического государства».

Сменивший Павла Грачева на посту министра обороны РФ (с июля 1996г. по май 1997г.) генерал армии Игорь Родионов предложил свой вариант военной реформы, тоже основанный на резком увеличении финансирования ВС, которое Россия не могла себе позволить. В противовес ему помощник президента Юрий Батурин внес свою концепцию военной реформы, предложив, не меняя структуры армии, обойтись тем, что есть на нее в госбюджете. Сопротивление военной верхушки и практическая отстраненность президента от решения вопросов военной политики в течение 96-97гг. держали военную доктрину на непонятной нулевой отметке «отсутствия противника».

Пятый этап. Дополнения переходной военной доктрины маршалом Сергеевым (май 1997- март 2001гг.)

В рамках той военной доктрины параллельно существовали две взаимоисключающих концепции. Первая - сохранение прежней структуры, в том числе РВСН. Вторая требовала ликвидировать Ракетные войска стратегического назначения как самостоятельный вид Вооруженных Сил. В то время было создано Главное командование стратегических ядерных сил, куда были интегрированы Военно-космические силы и Ракетно-космическая оборона. Одновременно было ликвидировано Главное командование Сухопутных войск и слиты два вида Вооруженных Сил - ВВС и ПВО.

Однако в 1998г. была принята новая версия «Основных направлений военной доктрины Российской Федерации», где «ядерная стратегия как составная часть новой военной доктрины РФ определяет роль и основные задачи ядерных сил, условия, принципы, формы и способы боевого применения, основы их строительства для обеспечения военной безопасности государства.

Шестой этап. Уточнения оборонительной военной доктрины Путина-Иванова (март 2001-декабрь 2007гг.)

При министре обороны Сергее Иванове, была представлена новая оборонительная военная доктрина. Военная доктрина демократического государства с многоукладной экономикой, в которой говорилось об «органическом сочетании в ее положениях последовательной приверженностью к миру с твердой решимостью защищать национальные интересы».

Седьмой этап. Разработка очередной оборонительной военной доктрины Путина-Медведева-Сердюкова (с декабря 2007г.)

Задачу готовить новую военную доктрину поставил перед руководством Вооруженных Сил Верховный Главнокомандующий президент РФ Владимир Путин еще в июне 2005г. на заседании Совета Безопасности. И хотя напрямую об этом не говорилось, это указание следует понимать как провал прежней доктрины.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о принятых в России комплексных правовых актах (доктрин и стратегий), связанных с безопасностью в разных областях. До настоящего времени было принято пять подобных документов. С 2014 г. такие правовые акты утверждаются в рамках закона "О стратегическом планировании в РФ" от 28 июня 2014 г.

Стратегия экономической безопасности

Первая Государственная стратегия экономической безопасности РФ была принята указом президента РФ Бориса Ельцина от 29 апреля 1996 г. Документ выделял четыре основные угрозы экономической безопасности: обеднение и имущественное расслоение населения; деформированность структуры российской экономики (в том числе усиление топливно-сырьевого сектора); неравномерность развития регионов; криминализация общества.

Новый документ от 13 мая 2017 г. выделяет уже 25 вызовов и угроз, в том числе усиление структурных дисбалансов в мировой экономике, дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, слабая инновационная активность.

Доктрина информационной безопасности

9 сентября 2000 г. президент РФ Владимир Путин утвердил первую версию Доктрины информационной безопасности. Документ описывал систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности государства в информационной сфере.

В доктрине было выделено четыре вида угроз информационной безопасности: угрозы конституционным правам и свободам в области духовной жизни и информационной жизни; угрозы информационному обеспечению государственной политики; угрозы развитию отечественной информационной индустрии; угрозы безопасности информационных систем в целом.

Новая Доктрина информационной безопасности была принята указом президента РФ Владимира Путина от 5 декабря 2016 г. В документе было определено уже 10 видов угроз. В частности, наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях; дискриминация российских СМИ за рубежом; рост масштабов компьютерной преступности; использование механизмов информационного воздействия террористическими и экстремистскими организациями и т.д.

Стратегия национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена указом президента РФ Дмитрия Медведева от 12 мая 2009 г., сменила утратившую силу Концепцию национальной безопасности РФ. Это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты страны, задачи внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и устойчивое развитие.

Понятие "национальные интересы" было определено в документе как потребность в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В числе факторов, угрожающих национальным интересам, были перечислены "рецидивы односторонних подходов в международных отношениях", неконтролируемая и незаконная миграция, эпидемии, исчерпание энергоресурсов, рост числа стран - обладателей ядерного оружия и др.

Новая версия Стратегии национальной безопасности была утверждена президентом РФ Владимиром Путиным 31 декабря 2015 г. Национальными интересами в ней названы: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя; укрепление национального согласия; повышение качества жизни; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав.

В документе было отмечено, что Россия в последние годы продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, но угрозу ему создают наращивание силового потенциала НАТО, распространение практики свержения легитимных политических режимов и др.

Доктрина продовольственной безопасности

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым 30 января 2010 г. и действует в настоящее время. В ней зафиксированы цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в этой области.

В частности, введено понятие продовольственной независимости - состояния экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее 80% потребностей населения в них. При этом планируется, что поставки рыбной продукции и сахара должны обеспечиваться внутренним производителем не менее чем на 80%, мяса - не менее 85%, молока и молочных продуктов - не менее 90%, зерна - не менее 95%.

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия экологической безопасности

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. утверждена 19 апреля 2017 г. и действует в настоящее время. Она сменила Государственную стратегию Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждена указом президента РФ Бориса Ельцина от 4 февраля 1994 г.).

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности, оценивает текущее состояние экологической безопасности в России, выделяет основные глобальные и внутренние угрозы. В числе глобальных угроз - последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов, сокращение биоразнообразия. Внутренние вызовы - высокая степень загрязнение почв, воды, воздуха; низкий уровень экологического образования и культуры; недостаточное финансирование экологических мероприятий.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается прежде всего военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

Сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

Эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

Достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

Соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

Ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

Осуществление силовых операций мирного времени.

Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

 Вооруженный конфликт.

 Локальная война.

 Региональная война.

 Крупномасштабная война.

При этом, Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки – обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, – решать задачи одновременно в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в ХХI веке.

Военная доктрина – это принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения

Структурно этот документ состоит из введения, трех разделов (I. Политические основы военной доктрины; II. .Военные основы военной доктрины III Военно-технические и экономические основы военной доктрины) и заключения.

Во введение отмечается, что отличительными чертами нынешнего этапа в жизни России, названного «переходным», являются:

1. Становление российской государственности.

2. Осуществление демократических реформ

3. Формирование новой системы международных отношений.

Исходя из этого, в военной доктрине нашей страны отражены официальные взгляды государства:

1. На предотвращение войн и вооруженных конфликтов;

2. На военное строительство;

3. на подготовку страны к обороне;

4. На организацию противодействия угрозам военной безопасности. государев

5. На использование Вооруженных Сил и других войск страны для зашиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

Основные существующие к потенциальные источники военной опасности для Российской Федерации извне:

Территориальные претензии других стран,

Очаги локальных войн и конфликтов (особенно вблизи от наших границ),

Возможность применения оружия массового поражения,

Распространение этого оружия,

Нарушение международных договоренностей,

Попытки вмешательства во внутренние дела России;

Подавление врав, свобод, интересов россиян в других странах;

Нападение на военные объекты Вооруженных Сил РОССИИ за рубежом,

Расширение военных блоков в ущерб России;

Международный терроризм

Основные внутренние источники военной угрозы:

Противоправная деятельность националистических и иных организаций, нацеленных на дестабилизацию обстановки в России,

Попытки насильственного свержения конституционного строя;

Нападение на объекты ядерной энергетики и другие потенциально опасные объекты;

Создание незаконных вооруженных формирований,

Рост организованной преступности,

Нападение на арсеналы, склады оружия и иные военные учреждения;

Распространение в России оружия, боеприпасов и наркотиков.

Основные направления обеспечения военной безопасности России

Поддержание Вооруженных Сил в боеготовом безопасном состоянии.

Договоренности с другими государствами об отказе применения военной силы;

Сотрудничество с различными органами коллективной безопасности,

Совершенствование системы контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки,

Утверждение и расширение сфер влияния Договора о нераспространении ядерного оружия,

Расширение мер доверия в военной области,

Реализация Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19. 11 90г.

Военные основы военной доктрины:

Главная цель применения Вооруженных Сил и других войск России в вооруженных конфликтах и локальных войнах - локализация очага и прекращение военных действий на их ранней стадии.

Конфликты могут перерастать в крупномасштабные войны.

На Вооруженные Силы возлагаются задачи.

Своевременное вскрытие угрозы нападения на страну и доклад об этом высшему руководству государства,

Поддержание ядерных сил на необходимей для обороны уровне,

Обеспечение возможностей развертывания Вооруженных Сил,

Охрана сухопутных, воздушных и морских границ.

Армией руководит Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент Российской Федерации (осуществляет общее руководство).

Отвечает за состояние Вооруженных Сил - правительство Непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны.

Оперативное руководство ведется Генеральным штабом.

Задачи Вооруженных Сил в случае агрессия против России:

Отражение воздушных, сухопутных и морских ударов противника,

Нанесение поражения противнику,

Действовать совместно с союзниками

Это система официальных положений и взглядов, в которой устанавливаются направления для подготовки государства и его армии к возможным боевым действиям. В каждой стране существуют свои подходы к развитию которые могут меняться в зависимости от и политики, степени развития внедрения новейших достижений науки.

Определение : По сути, военная доктрина является своеобразным стержнем общеполитической деятельности любого государства и представляет интересы всех институций, гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности. Хотя намерения правительства могут объявляться не только открыто, но и завуалировано, в подобной системе не предусматривается закрытых разделов, о которых бы не знали граждане. Как правило, военная доктрина четко прописывается в следующих основополагающих документах: общевоинских и боевых положениях, Конституции, различных законодательных актах, концепции и национальной безопасности.

В России : Военная доктрина России является совокупностью официальных установок, где определяются экономико-политические и стратегические основы обеспечения безопасности государства. Она сформировалась еще в переходный период, под воздействием демократических преобразований и многоукладной экономики и динамично трансформирующейся системы международных отношений. В 2010 году в России были утверждены новые положения, касающиеся принятия решений в случае полномасштабной войны, а также локальных и внутренних вооруженных конфликтов.

В любой ситуации Министерство обороны РФ и главнокомандующий сделают все, чтобы защитить суверенитет и независимость государства, его территориальную целостность, нанести поражение противнику и отразить агрессию. В случае ведения локальных войн Россия декларирует готовность своевременно ликвидировать очаг напряжения, устранить существующие предпосылки конфликта и предотвратить возобновление боевых действий.

На своей территории осуществлять разгром и полную ликвидацию всех незаконных формирований, а в международных войнах - способствовать разведению противоборствующих сторон, помогать стабилизировать обстановку и создавать условия для мирного урегулирования. Причем Россия не предусматривает отказ от применения ядерного оружия, если противник использует любые системы для массового уничтожения ее граждан.

В США : Военная доктрина США базируется на взглядах руководства страны, касающихся завоевания господства в мире, и зачастую носит агрессивный характер. Так, 5 января 2012 года был обнародован документ, где главной политической целью страны является поддержка ее глобального лидерства. В его положениях определяются этапы развития ВС США, четко определяется их состав и структура, предварительное планирование операций и даже приблизительный военный бюджет.

Данный документ вызвал критику не только в России, но и в западноевропейских государствах, включая Германию. Хотя военная доктрина, положения которой в нем описываются, является все лишь продолжением ранее сформулированных политических целей, экспертов настораживает фраза «глобальное лидерство».

Формально РФ не числится в списке потенциальных противников Соединенных Штатов, но в документе можно найти один важнейший пункт. Это заявление о бесперебойном доступе к природным ресурсам в любой точке мира и обеспечении безопасных возможностей для их перевозки воздушных и водным путем. Поскольку на территории России содержится значительное количество полезных ископаемых, а из-за расположения государства на стыке Азии и Европы перемещение грузов по ее территории неизбежно, подобные заявления руководства США военные и гражданские лица могут рассматривать в качестве угрозы.




Top