Что такое эквивалентный уровень звука. Что такое звукоизоляция? Что будем делать с полученным материалом

(Реферат)

Уровень шума в звуковом давлении не соответствует ощущению слуха. Таким образом, шум с важными низкочастотными компонентами вызывает ощущение меньшей интенсивности, чем другие шумы того же уровня, но с острыми компонентами. Человеческое ухо не равно равным всем слышимым частотам. чтобы принять во внимание этот факт, была определена шкала взвешивания.

Это отсутствие линейности в ответе человеческого уха привело к определению весовых шкал, которые представляют собой не что иное, как электронные сети, встроенные в измерительные приборы, которые изменяют сигнал, захваченный микрофоном, подобно человеческому уху.

  • Контрольная работа - Воздухообмен на рабочем месте. Аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятии (Лабораторная работа)
  • Проектирование и расчет факторов производственной среды кузнечно - прессового цеха (Документ)
  • Лазаренков А.М. Охрана труда (Документ)
  • Лекция по дисциплине Аттестация рабочих мест по условиям труда (Лекция)
  • СанПиН 2.2.0.555-96 Гигиенические требования к условиям труда женщин (Документ)
  • Презентация - Типы экстремальных условий. Классификация экстремальных факторов психогенного риска (Реферат)
  • ВОЗ. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. Вып. 3. Свинец (Документ)
  • Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека (Документ)
  • n1.doc

    Пример № 2 расчета эквивалентного уровня звука

    В производственном помещении промышленного предприятия рабочее место непостоянное, шум непостоянный.

    Требуется определить средний эквивалентный уровень звука L mA экв. , дБ А, в рабочей зоне.

    Измерения и расчет производятся в следующем порядке:


    1. В рабочей зоне выбирается три точки измерения в зависимости от конкретных условий.

    2. В каждой из выбранных точек измерения определяется эквивалентный уровень звука, дБ А, в соответствии с настоящим приложением (пример расчета 1).

    3. Средний эквивалентный уровень звука L mA экв. , дБ А, определяется в соответствии с разделом 1 настоящего приложения.
    Полученный по расчету средний эквивалентный уровень звука является параметром шума в рабочей зоне, который и следует сравнивать с допустимыми уровнями звука по действующим нормам.
    3. Расчет эквивалентного уровня звука упрощенным методом.

    Метод расчета эквивалентного уровня звука основан на использовании поправок на время действия каждого уровня звука. Он применим в тех случаях, когда имеются данные об уровнях и продолжительности воздействия шума на рабочем месте, в рабочей зоне или различных помещениях.

    Эта информация представлена ​​в виде таблиц или графиков, которые указывают уровень звука в каждой октавной или третьей октавной полосе. Эта презентация называется звуковым спектром или шумовым спектром. Уровень звука полосы является мерой количества энергии звука, содержащейся в волнах, частота которых включена в полосу. Логически логарифмическая сумма уровней всех полос - это общий уровень звука.

    Вычисление уровня звука из спектра. Если доступны только данные звукового спектра, то есть уровни звукового давления, соответствующие набору октавных или третьих октавных полос, можно рассчитать общие уровни звукового давления в соответствии со следующими процедурами.

    Расчет производится следующим образом. К каждому измеренному уровню звука добавляется (с учетом знака) поправка по таблице П 12.7, соответствующая его времени действия (в часах или % от общего времени действия). Затем полученные уровни звука складываются в соответствии с приложением 12, раздел 1.
    Таблица П 12.7


    Время

    в часах

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    0,5

    15 мин

    5 мин

    в %%

    100

    88

    75

    62

    50

    38

    25

    12

    6

    3

    1

    Поправка в дБ

    0

    -0,6

    -1,2

    -2

    -3

    -4,2

    -6

    -9

    -12

    -15

    -20

    Пример № 1 расчета эквивалентного уровня звука упрощенным методом.

    Чтобы рассчитать уровень звука с А-взвешиванием, в каждой полосе должна применяться коррекция кривой взвешивания А, соответствующей центральной частоте полосы. Эта коррекция производится путем добавления значения, заданного весовой кривой, алгебраически к значению уровня звука. Связь между взвешенными и невзвешенными уровнями звука указана в таблице, которая показывает уровни в октавных полосах.

    Шума, излучаемого градирней и соответствующих глобальных уровнях. Такой как пример, уровень звука, взвешенный по А, может быть на несколько дБ ниже невзвешенного уровня, тогда как при преимущественно высокочастотном шуме уровень А-взвешенности может быть выше, чем невзвешенный уровень. А-взвешивание дает сопоставимый результат восприятию человека, в то время как не взвешенное измерение является строго физическим.

    Уровни шума за 8-часовую рабочую смену составляли 80, 86 и 94 дБА в течение 5, 2 и 1 часа соответственно. Этим временам соответствуют поправки по таблице П 12.7, равные –2, -6, -9 дБ. Складывая их с уровнями шума, получаем 78, 80, 85 дБА Теперь, используя табл. П 12.1 настоящего приложения, складываем эти уровни попарно: сумма первого и второго дает 82 дБА, а их сумма с третьим – 86,7 дБА. Округляя, получаем окончательное значение эквивалентного уровня шума 87 дБА. Таким образом, воздействие этих шумов равносильно действию шума с постоянным уровнем 87 дБА в течение 8 часов.
    Пример № 2 расчета эквивалентного уровня звука упрощенным методом.

    Учитывая форму временного представления, шумы классифицируются как: Непрерывные прерывистые переменные Воздействие или импульсивность. Шум непрерывный, если его уровень практически постоянный с течением времени. В качестве примера можно упомянуть шум, создаваемый вентилятором.

    Шум прерывистый, если уровень звука изменяется в четко определенных шагах, относительно длительный. Его можно рассматривать как серию непрерывных шумов разного уровня звука. Примером может быть шум ленточной пилы или станка, в котором четко различаются фазы шума, соответствующие операции в вакууме и во время работы.

    Прерывистый шум 119 дБА действовал в течение 6-часовой смены суммарно в течение 45 мин. (т.е. 11% смены), уровень фонового шума в паузах (т.е. 89% смены) составлял 73 дБА.

    По таблице П 12.1 поправки равны –9 и –0,6 дБ: складывая их с соответствующими уровнями шума, получаем 110 и 72,4 дБА, и поскольку второй уровень значительно меньше первого (см. табл. П 12.1), им можно пренебречь. Окончательно получаем эквивалентный уровень шума за смену 110 дБА, что превышает допустимый уровень 80 дБА на 30 дБА.
    4. РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ИНФРАЗВУКА

    Это касается механического ремонтного цеха. Шум оказывает влияние, если уровень звука представляет пики высокой интенсивности и очень короткую продолжительность. Типичным примером является шум режущих прессов. Шум оказывает влияние как на слух, так и на другие человеческие органы и системы. тела.

    Анатомия и физиология уха. В человеческом органе прослушивания. Различают три части: внешнее ухо, образованное слуховым куполом, наружным слуховым каналом и барабанной перепонкой; среднее ухо, которое представляет собой полость, содержащую цепочку из трех косточек и соединенную с гортанью через евстахическую трубку; и внутреннее ухо, которое имеет форму двух - и полукруговой спиральной оболочки. По пути улитки расположены нервные окончания слухового нерва.

    В случае непостоянного инфразвукового воздействия производят расчет эквивалентного общего (линейного) уровня звукового давления с учетом поправок на время его действия по табл. П 12.7, добавляемых к значениям измеренного уровня.

    Приложение 13

    Обязательное

    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМАМИ ЛУЧИСТОГО ОБОГРЕВА
    1. Общие положения
    1.1. Настоящий документ содержит гигиенические требования к допустимым сочетаниям величин интенсивности теплового облучения работающих и температуры воздуха с другими параметрами микроклимата, а также особенности их контроля и оценки при использовании систем лучистого (низко, средне и высокотемпературного) обогрева. (В СанПиН-е 2.2.4.548-96 гигиенические требования к микроклимату представлены для производственных помещений, оборудованных традиционными - конвективными системами отопления и кондиционирования воздуха).
    2. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений, оборудованных системами лучистого обогрева.
    2.1. Гигиенические требования к допустимым параметрам микроклимата производственных помещений, оборудованных системами лучистого обогрева применительно к выполнению работ средней тяжести в течение 8-часовой рабочей смены применительно к человеку одетому в комплект одежды с теплоизоляцией 1 кло (0,155 осм/Вт) представлены в таблице.

    Когда последовательные фронты избыточного давления и депрессии достигают уха, они вызывают движение барабанной перепонки; это движение передается через цепь косточек среднего уха к улитке; в этом органе возмущения вызывают деформацию мембраны в определенных зонах в зависимости от частоты звука, и, как следствие, нервные окончания этой зоны генерируют нервные импульсы, которые приводят к головному мозгу с помощью слухового нерва. Это в мозге, где происходит восприятие звука и где оно признано сильным или слабым, приятным или неприятным, известным или неизвестным и т.д.


    Температура

    Воздуха, t, C


    J 1 , Вт/м 2


    Интенсивность теплового облучения,

    J 2 , Вт/м 2


    Относительная влажность воздуха,

    Скорость движения воздуха,

    V, м/с


    11

    60

    150

    15-75

    не более 0,4

    12

    60

    125

    15-75

    не более 0,4

    13

    60

    100

    15-75

    не более 0,4

    14

    45

    75

    15-75

    не более 0,4

    15

    30

    50

    15-75

    не более 0,4

    16

    15

    25

    15-75

    не более 0,4

     - При J  60 следует использовать головной убор.

    J 1 - Интенсивность теплового облучения теменной части головы на уровне 1,7 м от пола при работе стоя и 1,5 м - при работе сидя.

    Уже было указано, что ухо - очень чувствительный орган, способный обнаруживать изменения давления всего 20 микрокаскалей, а также имеет очень широкий размах, способный обнаруживать изменения давления до 200 паскалей. Более высокие вариации давления не вызывают ощущение звука, но боли и могут вызвать разрыв барабанной перепонки.

    Влияние воздействия шума на слух. Однократное воздействие громкого высокочастотного шума может привести к повреждению барабанной перепонки или повреждению костной цепи среднего уха и снижению слуха. Этот тип потери слуха называется передачей, поскольку измененный элемент является цепью передачи и нет повреждения органа Корти. Он допускает лечебное лечение и, как правило, обратимо, за исключением осложнений.

    J 2 - Интенсивность теплового облучения туловища на уровне 1.5 м от пола при работе стоя и 1 м - при работе сидя.
    3.Требования к организации контроля и методам измерения микроклимата
    3.1. Измерение параметров микроклимата в производственных помещениях, оборудованных системами лучистого обогрева, следует проводить в соответствии с требованиями раздела 7 СанПин 2.2.4.548-96 и примечаниями таблицы настоящего документа.
    3.2. При измерении интенсивности теплового облучения головы работающих датчик измерительного прибора следует располагать в горизонтальной плоскости.
    3.3. При измерении интенсивности теплового облучения туловища датчик измерительного прибора следует располагать в вертикальной плоскости.
    3.4. При использовании систем лучистого обогрева производственных помещений рабочие места должны быть удалены от наружных стен на расстояние не менее 2 м.
    3.5. По результатам исследований составляется протокол, в котором должна быть оценка результатов выполненных измерений на соответствие нормативным требованиям таблицы настоящего документа.

    Более важно, поскольку они более серьезны и влияют на большее количество людей, являются слуховыми эффектами, которые менее интенсивные, но более стойкие шумы могут вызвать в долгосрочной перспективе за ухо. Высокое шумовое воздействие может привести к временной или постоянной потере слуха.

    Это снижение может быть временным или постоянным. Временная потеря происходит сразу после воздействия громкого шума, и нормальное состояние слуха восстанавливается через несколько часов. Этот эффект возникает как следствие физиологических механизмов защиты от внешней агрессии; чистый эффект - это уменьшение слухового аппарата, но когда агрессия прекращается, нормальное функционирование медленно восстанавливается, и по этой причине способность слуха восстанавливается в течение нескольких часов.

    Приложение 14

    Справочное
    Приложение15

    Справочное
    ПРИМЕР ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ В ТЕЧЕНИЕ СМЕНЫ ВОЗДЕЙСТВИЮ КАК НАГРЕВАЮЩЕГО, ТАК И ОХЛАЖДАЮЩЕГО МИКРОКЛИМАТА
    В течение 80% смены транспортировщики подвергаются воздействию повышенных температур, а 20% смены заняты в помещениях с охлаждающем микроклиматом. По интенсивности энерготрат их работа относится к категории II а. (СанПиН 2.2.4.548-96).

    Постоянная потеря слуха возникает в результате воздействия интенсивного и продолжительного шума и обусловлена ​​разрушением терминалов слухового нерва улитки. Это потеря слуха восприятия, поскольку, хотя целая цепь передачи находится в идеальном состоянии, элемент, ответственный за преобразование явления окружающей среды в нервное срыв, терпит неудачу.

    Это изменение слуха происходит медленно, так что сначала появляются ряд симптомов, которые не важны, например, затруднение слышать ежедневные звуки, такие как дверной звонок, телевизор в нормальном объеме, трудности в отношении других, повышенная раздражительность и другие симптомы, которые трудно соотнести с шумом, но которые связаны с возможным повреждением слуха.

    Оценивают условия труда отдельно для нагревающего и охлаждающего микроклимата.

    Определяют ТНС-индекс при работе в условиях повышенных температур. Он равен 26,2 0 С, что в соответствии с таблицей 4.5.2. характеризует условия труда как вредные второй степени (класс 3.2).

    Температура воздуха в холодном помещении 8 0 С, что по таблице 4.5.3 соответствует четвертой степени вредности (класс 3.4).

    Процесс разрушения нервных окончаний внутреннего уха очень медленный, и не все ранены одновременно или одинаково, в основном чувствительные к острым тонам частоты около 4 кГц, которые сначала должны быть повреждены, постепенно прогрессируя повреждение остальных частот. Осознание поражения происходит при значительном влиянии частоты разговоров.

    Слуховая потеря слуха является двусторонней и почти всегда симметричной, то есть она одинаково влияет на оба уха, она необратима, то есть она не может быть. Восстановить слух до обычных пределов; и неэволюционным, поскольку он обычно не прогрессирует, когда выставка прекращается.

    Рассчитывают средневзвешенную величину степени вредности, умножая процент занятости в данных условиях на коэффициент:


    1. класс условий труда - 1

    2. класс условий труда - 2
    3.3 класс условий труда - 3

    3.4 класс условий труда - 4

    4 класс условий труда - 5

    В нашем примере: 80 х 2 + 20 х 4: 100 = 2,4

    т.е. степень вредности между классами 3.2 и 3.3. Так как организм работника подвергается действию температурного перепада, то степень вредности округляют в большую сторону.

    Для измерения мощности слуха используется устройство, называемое аудиометром, который излучает звуки разной частоты и различного уровня интенсивности. В зависимости от различных шумов, воспринимаемых проверяемым лицом, производится аудиометрия, которая указывает, является ли слух нормальным или нет. Принимая во внимание, что процесс нарушения слуха носит постепенный и прогрессивный характер, профилактическая ценность периодических медицинских осмотров, которые включают в себя аудиометрические тесты, очень важна, поскольку она может сразу выявить возможные изменения в люди, подвергающиеся воздействию шума, даже до того, как человек оценит снижение.

    Таким образом, условия труда транспортировщика по показателям микроклимата относятся к классу 3.3.
    Приложение 16

    Обязательное

    МЕТОДИКА

    ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

    Тяжесть трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”. Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе.
    Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

    Неслуховые эффекты воздействия шума. Помимо потери слуха, ряд вредных физиологических эффектов также приписывается шуму, например. Респиратор: воздействие шума может привести к увеличению частоты дыхания, которое прекращается, когда прекращение воздействия прекращается.

    Сердечно-сосудистая система: увеличение числа случаев таких заболеваний, как гипертония и артериосклероз. Пищеварительный: повышенная частота гастродуоденальных язв и кислотность. Визуальный: изменения остроты зрения, визуального поля и цветового зрения.

    Беспокойство, сексуальное невнимание. Эндокринные: изменения в нормальном функционировании различных желез, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечник и т.д. вызывая изменения концентрации в крови гормонов, которые они выделяют. В этих неслуховых изменениях причинно-следственная связь с шумом не уникальна, но, возможно, шум является фактором, наряду с другими факторами, к указанным эффектам и относительной важности каждого из них не ясен из них.


    • масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

    • стереотипные рабочие движения;

    • рабочая поза;

    • наклоны корпуса;

    • перемещение в пространстве.
    Каждый из указанных факторов трудового процесса для количественного измерения и оценки требует своего подхода.
    , выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг м).

    Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая) и расстояния перемещения груза определяют, к какому классу условий труда относится данная работа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения

    Также важно влияние шума на снижение способности внимания и увеличение времени реакции, что способствует увеличению ошибок и увеличению числа несчастных случаев на производстве. Уровень звукового давления измеряется с помощью прибора прямого считывания, называемого измерителем уровня звука. Если в электронную измерительную схему включен фильтр, соответствующий определению весовой шкалы А, то показанием индикатора должен быть уровень звука, выраженный в дБ.

    Получение уровней звука в каждой полосе производится с помощью измерителей уровня звука, которые включают фильтры. Фильтр представляет собой электронное устройство, которое не изменяет интенсивность сигналов, частота которых находится в выбранной полосе фильтра, и отменяет сигналы всех других частот. Таким образом, показание измерителя уровня звука представляет собой уровень звукового давления, соответствующий частотам, включенным в диапазон, выбранный в фильтре. Если в электронную схему включен полосовой фильтр, то показанием индикатора будет уровень звука в соответствующем диапазоне.

    Пример . Рабочий (мужчина) поворачивается, берет с конвейера деталь (масса 2,5 кг), перемещает ее на свой рабочий стол (расстояние 0,8 м), выполняет необходимые операции, перемещает деталь обратно на конвейер и берет следующую, Всего за смену рабочий обрабатывает 1200 деталей. Для расчета внешней механической работы вес деталей умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, так как каждую деталь рабочий перемещает дважды (на стол и обратно), а затем на количество деталей за смену. Итого: 2,5 кг х 0,8 м х 2 х 1200 = 4800 кг/м. Работа региональная, расстояние перемещения груза до 1 м, следовательно по показателю 1.1 работа относится ко 2 классу.

    Как и любой измерительный прибор, измеритель уровня звука должен быть точным и воспроизводимым, то есть значение, отображаемое на индикаторе, должно соответствовать фактическому значению звукового давления в точке измерения и с результатом, указанным другим звуковым измерителем обстоятельства. Коммерчески доступные инструменты подтверждают эти характеристики посредством декларирования соответствия стандартам качества.

    Стандарты определяют серию очень точных тестов, чтобы убедиться, что определенный инструмент имеет поведение, которое делает его пригодным для использования, для которого оно предназначено. Юридически требуется, чтобы интегрирующие-усредняющие измерители уровня звука и измерители уровня звука, которые используются в регламентационных мерах, удовлетворяют, по меньшей мере, требованиям точности класса.


    1. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг.

    Для определения массы груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или ) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, вес всех грузов суммируется, а если переносимый груз одного веса, то этот вес умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа.

    Пример. Рассмотрим предыдущий пример. Масса груза 2,5 кг, следовательно, по п.2.2 можно отнести к 1 классу. За смену рабочий поднимает 1200 деталей, по 2 раза каждую. В час он перемещает 150 деталей (1200 деталей: 8 часов). Каждую деталь рабочий берет в руки 2 раза, следовательно, суммарная масса груза, перемещаемая в течение каждого часа смены составляет 750 кг (150 х 2,5 кг х 2). Груз перемещается с рабочей поверхности, поэтому эту работу по п.2.3 можно отнести ко 2 классу.
    3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену).
    Понятие “рабочее движение” в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60-250 движений в минуту) и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого-либо автоматического счетчика, число движений за 10-15 минут, рассчитываем число движений в 1минуту, а затем умножаем на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяем путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

    Пример. Оператор ввода данных в персональный компьютер выполняет за смену около 55000 движений. Следовательно. По п.3.1 его работу можно отнести к классу 3.1
    Региональные рабочие движения выполняются, как правило, в более медленном темпе и легко подсчитать их количество за 10-15 минут или за 1-2-е повторяемые операции, несколько раз за смену. После этого, зная общее количество операций или время выполнения работы, подсчитываем общее количество региональных движений за смену.

    Пример . Маляр выполняет около 120 движений большой амплитуды в минуту. Всего основная работа занимает 65% рабочего времени, т.е. 312 минут за смену. Количество движений за смену = 37440 (312 х 120), что по п.3.2 позволяет отнести его работу к классу 3.2. (величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс с).
    Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных звеньев, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

    В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому изделию (инструменту). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких-либо других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений (по фотографии рабочего дня).

    Пример. Маляр (женщина) промышленных изделий при окраске удерживает в руке краскопульт весом 1,8 кгс, в течение 80% времени смены, т.е. 23040 секунд. Величина статической нагрузки будет составлять 41427 кгс с (1,8 кгс 23040 с). Работа по п. 4 относится к классу 3.1.
    5. Рабочая поза.

    Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе, определяется на основании хронометражных данных за смену.

    Пример. Врач-лаборант около 40% рабочего времени проводит в фиксированной позе - работает с микроскопом. По этому пункту его работу можно отнести к классу 3.1.
    6. Наклоны корпуса (количество за смену).
    Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножается на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

    Пример. Для того чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30 о). По этому показателю труд относится к классу 3.1.


    1. Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали - по лестницам, пандусам и др., км).

    Самый простой способ определения этой величины - с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский - 0,5 м), и полученную величину выразить в км.

    Пример . По показателям шагомера работница при обслуживании станков делает около 12000 шагов за смену. Проходимое ею расстояние составляет 6000 м или 6 км (12000 х 0,5 м). По этому показателю тяжесть труда относится ко второму классу.
    8.Общая оценка тяжести трудового процесса.
    Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному, отнесенному к наибольшему классу. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.

    П Р О Т О К О Л

    Ф.И.О._______________________________, пол ________________

    Профессия ____________________________

    Производство_____________________________________________________

    Краткое описание выполняемой работы _________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________



    Показатели

    Фактические значения

    Класс

    1

    1.1


    1.2

    - от 1 до 5 м

    - более 5 м

    2.


    2.1

    при чередовании с другой работой

    2.2.

    постоянно в течение смены

    2.3

    С рабочей поверхности

    С пола


    3

    Стереотипные рабочие движения (кол-во)

    3.1

    3.2

    4.

    4.1

    одной рукой

    4.2

    двумя руками

    4.3

    с участием корпуса и ног

    5.

    Рабочая поза

    6.


    7.


    7.1

    по горизонтали

    7.2

    по вертикали



    Пример оценки тяжести труда
    . П Р О Т О К О Л

    ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ТЯЖЕСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
    Ф.И.О. Иванова В.Д пол ж

    Профессия укладчица хлеба __________

    Производство__________Хлебзавод
    Краткое описание выполняемой работы:

    Работница вручную в позе стоя (до 75% времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг) и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение трех секунд. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30 о) наклоны, число которых достигает 200 за смену.
    Проведем расчеты:

    п.1.1 - физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг х 0,8 м х 5500 (т.к за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кгм - класс 3.1;

    п.2.2 - масса одноразового подъема груза: 0,8 кг - класс 1;

    п. 2.3 - суммарная масса груза в течение каждого часа смены - 0,8 кг х 5500 = 4400 кг и разделить на 8 часов работы в смену = 550 кг - класс 3.1;

    п. 3.2 - стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба за смену достигает 21000 - класс 3.1;

    пп.4.1-4.2 - статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг х 3с = 1,2 кгс, так как батон удерживается в течение 3-х секунд. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс х 5500 = 6600 кгс, двумя руками - 13200 кгс (класс 1);

    п 5. - рабочая поза: поза стоя до 80% времени смены - класс 3.1;

    п.6 - наклоны корпуса за смену - класс 3.1;

    п. 7 - - перемещение в пространстве: работница в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену.

    Вносим показатели в протокол




    Показатели

    Факт. Значения

    Класс

    1

    1.1

    региональная - перемещение груза до 1м

    3520

    3.1

    1.2

    - от 1 до 5 м

    - более 5 м

    2.

    Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):

    2.1

    при чередовании с другой работой

    2.2.

    постоянно в течение смены

    0,8

    1

    2.3

    суммарная масса за каждый час смены:

    С рабочей поверхности

    С пола


    3

    Стереотипные рабочие движения(кол-во)

    3.1

    3.2

    21000

    3.1

    4.

    4.1

    одной рукой

    6600

    1

    4.2

    двумя руками

    13200

    1

    4.3

    с участием корпуса и ног

    5.

    Рабочая поза

    стоя до 80%

    3.1

    6.

    Наклоны корпуса (количество за смену)

    200

    3.1

    7.

    Перемещение в пространстве (км)

    7.1

    по горизонтали

    1,5

    1

    7.2

    по вертикали

    Окончательная оценка тяжести труда

    3.2

    Итак, из 9 показателей, характеризующих тяжесть труда 5 относятся к классу 3.1. Учитывая пояснения раздела 8 (при наличии 2-х и более показателей класса 3.1, общая оценка повышается на одну степень), окончательная оценка тяжести трудового процесса укладчицы хлеба - класс 3.2.
    Приложение 17

    Обязательное

    МЕТОДИКА

    ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
    Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”.
    Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
    1. Нагрузки интеллектуального характера.
    1.1. “Содержание работы” указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

    Пример : наиболее простые задачи решают лаборанты* (1 класс условий труда**), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).
    Восприятие сигналов (информации) и их оценка” - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-у классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров , телефонистов и телеграфистов и др . (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.)

    * - В качестве примеров приведены результаты оценки некоторых профессиональных групп исполнительского, управленческого, операторского и творческого видов труда.

    ** - В скобках указаны классы условий труда в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями”.
    1.3. “Распределение функций по степени сложности задания”. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств - класс 3.1). Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.
    1.4. “Характер выполняемой работы” - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).
    2.Сенсорные нагрузки
    2.1. “Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)” - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств(более 75% смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс - до 25% от общего времени смены).


    1. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы ” - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).
    Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы - 1 класс.
    2.3. “Число производственных объектов одновременного наблюдения” - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (1 класс).
    2.4. “Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”.
    2.5. “Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)”. На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.
    2.6. “Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)”. Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и “белого” шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.п.

    1. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)”. Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).
    .

    3. Эмоциональные нагрузки.
    3.1. “Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки” - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1.): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).
    3.2 “Степень риска для собственной жизни” и

    3.3. “ Степень ответственности за безопасность других лиц” отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) - 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) - их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.


    1. Монотонность нагрузок.

    4.1. “Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций” - чем меньше число выполняемых приемов, чем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1-3.2).


    1. Продолжительность (в сек.) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций” - чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1- 3.2).

    1. Время активных действий (в % к продолжительности смены)”. Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к “активным действиям”. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).

    2. “Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)” - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2.

    Cтраница 1


    Эквивалентный уровень шума измеряется в децибелах с корректировкой по шкале А стандартного шумомера при логарифмическом усреднении за годовое расчетное время.  

    Для оценки эквивалентного уровня непрерывного шума в соответствии с требованиями отечественных и международных стандартов используют систему, которая представляет собой сочетание шумомера с дозиметром шумов или измерительного усилителя с дозиметром.  

    В расчете ущерба от загрязнения акустической среды учитываются: число людей, проживающих на расчетной территории; эквивалентный уровень шума, измеренный при логарифмическом осреднении за годовое дневное и ночное время; относительные показатели ущерба.  

    Таким образом, принимается во внимание суммарная продолжительность действия разных уровней вибрации в октавных полосах частот, но так же, как при вычислении эквивалентного уровня шума, не учитывается характер чередования пауз и вибрации при различных видах работ в течение рабочего дня, года, что имеет существенное значение для определения степени превышения допустимых уровней.  

    Такие рекомендации в виде поправок к вычисляемому эквивалентному уровню регулярно прерываемого шума, разработанные нами и представленные на рис. 23, вероятно, могут быть учтены при очередном пересмотре правил по вычислению эквивалентного уровня шума.  

    Непостоянный шум 119 дБА действовал в течение 6-часовой смены суммарно в течение 45 мин, т.е. 11 % времени смены. Требуется определить эквивалентный уровень действующего шума.  

    Как правило, на предприятиях нефтяной промышленности оценка воздействия шума на персонал производится по эквивалентным уровням шума, действующего на персонал в течение смены. Для оценки эквивалентного уровня шума необходимо правильно выбрать места, в которых следует проводить измерения. При этом следует исходить из условия наибольшего пребывания на этих местах (в рабочих зонах) обслуживающего персонала в течение смены. Немаловажный фактор - режим работы оборудования, соответствующий проводимым технологическим операциям.  

    Нарушает акустический режим городов современный трамвай-75 дБ А, а вагоны старой конструкции - до 95 дБ А. По интенсивности шум, создаваемый трамваем, близок к шуму автобусов и дизельных автомобилей. В спектре преобладают средние и высокие частоты. На относительно тихих улицах местного значения наличие трамвайного кольца обусловливает эквивалентный уровень шума порядка 69 дБ А при общей интенсивности движения 188 машин / ч и 17 % грузового транспорта.  

    Нарушает акустический режим городов современный трамвай - 75 дБ А, а вагоны старой конструкции - до 95 дБ А. По интенсивности шум, создаваемый трамваем, близок к шуму автобусов и дизельных автомобилей. В спектре преобладают средние и высокие частоты. На относительно тихих улицах местного значения наличие трамвайного кольца обусловливает эквивалентный уровень шума порядка 69 дБ А при общей интенсивности движения 188 машин / ч и 17 % грузового транспорта.  

    Страницы:      1



    
    Top