За что сожгли коперника инквизиторы. За что сожгли Джордано Бруно

«…И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на это с присущим вам юмором… С юмором!.. В конце концов, Галилей-то у нас тоже отрекался. — Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно…»

Григорий Горин «Тот самый Мюнхгаузен»

Реабилитации не подлежит

Католическая церковь за последние десятилетия осуществила настоящую революцию, пересмотрев массу решений, некогда принятых инквизицией в отношении учёных и философов прошлого.

31 октября 1992 года Папа Римский Иоанн Павел II реабилитировал Галилео Галилея , признав ошибочным принуждение учёного к отречению от теории Коперника под страхом смертной казни, осуществлённое в 1633 году.

Как и Галилея, в конце XX века официальный Ватикан задним числом оправдал многих, но только не Джордано Бруно .

Более того, в 2000 году, когда отмечалось 400-летие казни Бруно, кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но тем не менее указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». То есть и по сей день в Ватикане полагают суд и приговор в отношении Джордано Бруно оправданными.

Чем же он так насолил святым отцам?

Опасные сомнения

Он родился в местечке Нола близ Неаполя, в семье солдата Джованни Бруно , в 1548 году. При рождении будущий учёный получил имя Филиппо .

В 11 лет мальчика привезли на учёбу в Неаполь. Он схватывал всё на лету, и учителя сулили ему блестящую карьеру.

В XVI веке для смышлёных итальянских мальчиков наиболее перспективным, с точки зрения карьеры, представлялся путь священника. В 1563 году Филиппо Бруно поступает в монастырь Святого Доминика , где через два года становится монахом, получив новое имя — Джордано.

Итак, брат Джордано твёрдо стоит на первой ступеньке на пути к кардинальскому сану, а может, даже и к восшествию на папский престол. А почему бы и нет, ведь способности Джордано поражают наставников.

Со временем, однако, восторги сходят на «нет», и брат Джордано начинает попросту пугать других монахов, ставя под сомнение церковные каноны. А уж когда до начальства дошли слухи, что брат Джордано не уверен в непорочности зачатия Девы Марии , в отношении него началось что-то вроде «служебной проверки».

Джордано Бруно понял, что ожидать её результатов не стоит, и бежал в Рим, а затем двинулся дальше. Так начались его скитания по Европе.

Человек и Вселенная

Зарабатывал беглый монах лекциями и преподаванием. Его лекции привлекали повышенное внимание.

Бруно был активным сторонником гелиоцентрической системы Николая Коперника и смело отстаивал её в диспутах. Но сам он пошёл ещё дальше, выдвинув новые тезисы. Он заявлял о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых тоже могут существовать планеты. Джордано Бруно допускал наличие в Солнечной системе планет, о которых ещё неизвестно. Монах заявлял о бесконечности Вселенной и множественности миров, на которых возможно существование жизни.

Гелиоцентрическая система мира. Фото: www.globallookpress.com

На самом деле всё не так просто. Разумеется, святые отцы не были в восторге от того, что брат Джордано рушит до основания освящённые церковью канонические представления об окружающем мире.

Но если бы Бруно, как впоследствии Галилео Галилей, базировал свои выводы на чистой науке, к нему бы отнеслись мягче.

Однако Джордано Бруно был философом, базировавшим свои идеи не только на логическом мышлении, но и на мистике, при этом покушаясь на основополагающие постулаты католицизма — мы уже приводили в пример сомнения в непорочности зачатия Девы Марии.

Масон, маг, шпион?

Джордано Бруно развивал неоплатонизм, в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, свободно скрещивая его с другими философскими концепциями. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

О том, что преследовали Джордано Бруно не только и не столько за творческое развитие теории Коперника, говорит и тот факт, что на момент, когда он читал свои лекции, церковь ещё не подвергла официальному запрету учение о гелиоцентрической системе мира, хотя и не поощряла его.

Джордано Бруно, как всякий ищущий и сомневающийся философ, был весьма сложной личностью, не вписывающейся в простые рамки.

Это позволило многим в постсоветский период заявить: «Нам лгали! На самом деле Джордано Бруно был мистиком, масоном, шпионом и магом, и сожгли его за дело!»

Кое-кто даже заговорил о гомосексуальных пристрастиях Бруно. К слову сказать, ничего удивительного в этом не было бы, ибо в Европе XVI века, несмотря на разгул инквизиции, однополые отношения были распространены достаточно широко, причём едва ли не в первую очередь, среди представителей церкви…

Восхищённый король и упрямый Шекспир

Но уйдём от «скользкой» темы и вернёмся к жизни Джордано Бруно. Как уже говорилось, его крамольные лекции превратили его в скитальца.

Тем не менее Джордано Бруно находил и весьма влиятельных покровителей. Так, некоторое время ему благоволил сам король Генрих III Французский , впечатлённый знаниями и памятью философа.

Это позволило Бруно несколько лет спокойно жить и работать во Франции, а затем перебраться в Англию с рекомендательными письмами от французского короля.

Но на Туманном Альбионе Бруно ждало фиаско — ему не удалось убедить в правоте идей Коперника ни королевский двор, ни ведущих деятелей науки и культуры, таких как Уильям Шекспир и Фрэнсис Бэкон .

Через два года в Англии к нему стали относиться настолько враждебно, что ему снова пришлось уехать на континент.

Портрет Джордано Бруно (современная копия гравюры начала XVIII века). Источник: Public Domain

Донос ученика

Помимо всего прочего, Джордано Бруно занимался мнемоникой, то есть развитием памяти, и немало преуспел в этом, чем в своё время поразил французского короля.

В 1591 году молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго пригласил Бруно, чтобы философ научил его искусству памяти.

Бруно принял предложение охотно и перебрался в Венецию, однако вскоре отношения ученика и учителя испортились.

Мало того, Мочениго в мае 1592 года стал строчить доносы в венецианскую инквизицию, сообщая, что Бруно говорит «что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое» и так далее, и тому подобное. В доносах говорилось и о «множественности миров», но для инквизиторов это уже было глубоко вторичным по сравнению с вышеизложенными обвинениями.

Спустя несколько дней Джордано Бруно арестовали. Римская инквизиция добивалась от Венеции его выдачи, но там долгое время колебались. Прокуратор Венецианской республики Контарини писал, что Бруно «совершил тягчайшее преступление в том, что касается ереси, но это — один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение».

В лице Бруно видели раскольника?

В феврале 1593 года Бруно всё-таки перевезли в Рим, и последующие шесть лет он провёл в тюрьме.

От брата Джордано требовали покаяния и отречения от своих идей, но Бруно упрямо стоял на своём. Следователям явно не хватало таланта, чтобы поколебать позиции упрямца в философских дискуссиях.

При этом приверженность теории Коперника и её творческое развитие хотя и фигурировали в обвинении, но явно интересовали инквизиторов в куда меньшей степени, чем покушения Джордано Бруно на постулаты самого религиозного учения — те самые, которые он начал ещё в монастыре Святого Доминика.

Полный текст приговора, вынесенного Джордано Бруно, не сохранился, а во время казни и вовсе творилось нечто странное. Собравшимся на площади зачитали обвинение так, что не все поняли, кого, собственно, казнят. Не верит, дескать, брат Джордано в непорочное зачатие и высмеивал возможность превращения хлеба в тело Христово.

Суд над Джордано Бруно.

Развитие науки не всегда соответствует интересам государства и политиков. И если одно противоречит другому, то для ученого дело может кончиться тюрьмой или казнью. Впрочем, бывает ведь и так, что человек науки сам занимается политикой. Алексей Дурново рассказывает о пяти ученых, которые пришлось дорого заплатить за свои убеждения.

Кто такой. Испанский теолог, естествоиспытатель и врач.

В чем виноват. Сервет проводил запрещенные церковью научные эксперименты, что однажды натолкнуло его на мысль, что учение о создании мира Богом может быть ошибочным. Сперва он высказывал свои мысли очень осторожно, но затем пошел вразнос. Сервет делал очень смелые и резкие суждения о боге и роли церкви в меняющемся мире. Нет ничего удивительного в том, что инквизиция начала за ним охоту. Сервет был арестован, но, не без помощи друзей, сумел бежать их заточения.

Мигель Сервет умудрился поссорится и с католиками, и с протестантами

Проблема в том, что идеи Сервета пришлись не по душе не только католикам, но и протестантам. Лидер женевских протестантов Жан Кальвин, с которым Сервет вел переписку, успел объявить ученого врагом города и опасным преступником. Сервет, видимо, не знал об этом, ибо в 1553-м году он прибыл в Женеву в поисках убежища…

Итог. Сервет был арестован по приказу Кальвина, а позже казнен.

Последствия. Труды Сервета перевернули представление современников о кровеносной системе человека. В частности, ученый доказал существование легочного кровообращения, что в последствии помогло спасти не одну тысячу жизней.

Кто такой. Итальянский монах-доминиканец, поэт, философ и астроном.

В чем виноват. Бруно нес в массы идеи Коперника о том, что Земля не является центром мироздания. А так как учение Коперника было объявлено опасной ересью, то и Бруно подвергся гонениям. Но он настаивал на своем, высказывал все более смелые идеи, а с точки зрения церкви - все более впадал в ересь. А монах-философ, тем временем, говорил о том, что Солнце - не единственное небесное тело подобного рода во Вселенной.

Перед Джордано Бруно извинились три последних Понтифика

Бруно путешествовал по Европе в попытках убедить видных людей того времени в правоте Коперника. Вроде как среди тех, с кем он обсуждал эти вопросы был даже Шекспир. Но великий драматург не поверил идеям великого астронома. В 1591-м Бруно пригласил к себе венецианский аристократ Джованни Мочениго. Во взглядах они не сошлись, и Мочениго написал донос на своего гостя. За дело взялась инквизиция, Бруно был арестован и заточен в тюрьму.

Итог. В 1660-м году Джордано Бруно сожгли на костре как опасного еретика, одержимого дьяволом.

Последствия. Теперь уже даже католическая церковь признает, что Бруно, Коперник и Галилей были правы. И хотя Ватикан и предлагает деньги за опровержение гелиоцентрической системы, но за последние годы Папы Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск I каждый по разу выразили сожаления в связи с казнью Джордано Бруно.

Кто такой. Выдающийся французский химик.

В чем виноват. Очевидно в том, что занимался не только наукой, но также общественной и политической деятельностью. Был участником Французской Революции и руководил сбором налогов.

В 1794-м году был арестован якобинцами. В защиту Лавуазье было подано несколько петиций. Просители обращали внимание Робеспьера, Сен-Жюста и Кутона на тот факт, что Антуан является ученым с мировым именем. Но у якобинцев был свой взгляд на вещи. В итоге, на одной из петиций Робеспьер поставил резолюцию: «Республика не нуждается в ученых».

Если вы держали в руках учебник химии, то точно видели портрет Лавуазье

Итог. Был отправлен на гильотину.

Последствия. Если вы держали в руках учебник химии, то точно видели там портрет Лавуазье. Если вам доводилось бывать на Эйфелевой башне, то вам попадалось его имя, высеченное у самого основания. Сложно перечислить все его достижения. Вероятно, главным из них является точное описание состава воздуха, хотя термины азот и кислород ввел не он. Лавуазье считается основателем современной химии, а последующая история Франции доказала, что ученые республике все-таки были нужны.

Кто такой. Биолог, ботаник, генетик и селекционер.

В чем виноват? Не поладил с главным партийным агрономом Трофимом Лысенко. Прямо скажем, сталинское представление о развитии селекции шло вразрез с общенаучным. В возникшем споре Вавилова и Лысенко партия поддержала последнего. В конце концов, Лысенко был человеком пролетарского происхождения, который, к тому же, обещал многократно увеличить урожай за счет яровизации - повсеместного превращения озимых культур в яровые.

Современные коммунисты, кажется, забыли о роли КПСС в судьбе Вавилова

Вавилов и Лысенко может быть и поладили бы, если бы Лысенко не отрицал генетику, называя ее буржуазной ложью. В конце концов, КПСС учинила решительный разгром генетики, а Вавилов был арестован и отправлен в Гулаг.

Итог. В 1943-м Вавилов умер в саратовской тюрьме от голода и воспаления легких. Известно, что он неоднократно подвергался издевательствам и пыткам.

Последствия. КПСС и Лысенко умело превратили генетику в запретное учение. СССР из ведущих мировых стран в области развития этой науки откатился на последние позиции. Вавилов был реабилитирован в 1955-м. Самое удивительное, что многие современные коммунисты очень любят упоминать генетику и труды Вавилова в числе великих достижений Сталина и советской науки. Что, в свою очередь, зачастую вызывает гнев научного сообщества.

Кто такой. Выдающийся британский математик и криптограф.

В чем виноват. В непристойном поведении и близости с мужчиной, что в послевоенные годы считалось в Британии уголовным преступлением. Загадочная история между Тьюрингом и рабочим Арнольдом Мюрреем стала достоянием гласности. Математика подвергли остракизму и травле. Под давлением он согласился на гормональную терапию.

Алан Тьюринг - самая известная жертва гомофобии всех времен

Итог. Покончил с собой. Вероятно, из-за сложившейся вокруг него атмосферы нетерпимости.

Последствия. Тьюринг был выдающимся математиком, чья работа внесла важный вклад в победу во Второй мировой войне. Именно его идеи помогли расшифровать немецкий код «Энигма» с помощью которого шифровались сообщения Вермахта. Тьюринг считался героем, но история с Мюррем разрушила его жизнь. Реабилитирован он был лишь в 2013-м году, хотя уже в 2009-м премьер-министр Великобритании Гордон Браун публично извинился за произошедшее с ученым. Тьюринг считается самой известной жертвой гомофобии всех времен. Его труды легли в основу развития информатики и создания искусственного интеллекта.

Во времена инквизиции, многих не согласных с постулатами церкви сжигали на костре. Такая роль не обошла и некоторых ученых. Из этой статьи Вы узнаете, какие ученые сожженные инквизицией.

Джордано Бруно за что сожгли?

Сразу отметим, что был не ученым, а монахом, оккультистом, поэтом и лютым фанатом Коперника. Последнее стало причиной того, что он поссорился с Джованни Мочениго, своим покровителем из Венеции. И тот настучал инквизиторам на Бруно. Они арестовали его по доносам Джованни и заставили подписать объяснительную касательно высказываний о Деве Марии и Христе. Целых 6 лет Бруно «пересаживали» из одной тюрьмы в другую. Однако Папа Климент VIII отобрал у него сан монаха и отлучил от церкви, предав светскому суду. Он не сильно вникал в дела и тонкости обвинений Бруно, приговорив «злостного еретика», как они считали, к сожжению.

За что сожгли Коперника?

был первым, кто стал жертвой инквизиции. Причиной этого стал труд «О вращении небесных сфер», в котором он описал гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре, а не как раньше считалась Земля. Инквизиция его работу поставила на 4 года под запрет. Но это не помешало сочинению все же обрести популярность даже в Китае. Однако версия о том, что Церковь сожгла на костре Коперника далеко не истинная. Он умер от инсульта в преклонном возрасте.

Мигель Сервет также сожгли на костре

Мигель Сервет - действительно, ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы “борьбы науки и религии”. Сам Сервет был фанатично религиозен; именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его на костер. Он был осужден из-за своей книги “Восстановление Христианства” в которой отрицал Троичность Бога и вообще высказывал крайне еретические с точки зрения Кальвина (да и всех остальных) взгляды.

Имя: Джордано Бруно (Giordano Bruno)

Дата рождения: 1548 г.

Возраст: 52 года

Деятельность: монах-доминиканец, философ, поэт, космолог

Семейное положение: не был женат

Джордано Бруно: биография

В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность Бруно настолько неоднозначна, что о его роли в мировой науке и философии спорят до сих пор. Джордано развил теорию о строении Вселенной, уверяя, что звезды представляют собой движущиеся небесные тела, а Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Но даже с его гелиоцентрической картиной мира инквизиция наказала лишь арестом. За что же сожгли Бруно?


Ситуация интересна еще и тем, что за последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. Так за что же так невзлюбили Джордано служители церкви? Было ли дело в его научных взглядах или причина кроется гораздо глубже?

Детство и юность

Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано.

При монастыре Филипп детально изучил книгу Коперника «О вращении небесных сфер» и выступил против традиционных убеждений и , указывая на их несоответствие данным практических наблюдений. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси.


Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Он покинул территорию Италии в 1574 году и 17 лет блуждал по территории Европы. За эти годы Бруно посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.

Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».


Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде и . Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.


Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Личная жизнь

О личной жизни Бруно практически ничего не известно. Джордано не был женат, не имел детей, и даже учеников и последователей у мыслителя не было. Некоторые биографы допускают предположение о гомосексуальных наклонностях философа. Впрочем, это не удивительно для нравов средневековья и, в частности, для служителей церкви.


Самое известное изображение Джордано Бруно

На фото сохранившихся портретов Джордано предстает хрупким молодым человеком с задумчивым выражением лица. Эта задумчивость, увлеченность науками и мистикой заменила мужчине прелести светской жизни и плотских утех в объятиях женщин.

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.


Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.


Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.

Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью. На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях.

По словам вельможи, Джордано считал Иисуса магом и утверждал, что смерть его была случайной, а вовсе не искупала грехи человечества, а человеческие души не бессмертны в том смысле, которое вкладывают в это понятие христиане, а подвергаются реинкарнации после смерти физического тела.


Приговор, вынесенный в итоге философу, звучал как «казнь без пролития крови», что означало смерть на костре. А труды Джордано Бруно значились в списке литературы, запрещенной католической церковью, вплоть до середины ХХ столетия.

Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.

Библиография

  • 1582 – «О тенях идей»
  • 1582 – «Искусство памяти»
  • 1582 – «Песнь Цирцеи»
  • 1582 – «О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия»
  • 1583 – «Искусство запоминания», или «Искусство вспоминания»
  • 1583 – «Печать печатей»
  • 1584 – «Пир на пепле»
  • 1584 – «О причине, начале и едином»
  • 1584 – «О бесконечности, вселенной и мирах»
  • 1585 – «Килленский осёл»
  • 1586 – «О толковании снов»
  • 1588 – «Тезисы против математиков»
  • 1595 – «Свод метафизических терминов»

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
Инквизиция (лат. Inquisition) - в древне-римском уголовном процессе, который был исключительно обвинительный, так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель, в предварительной стадии процесса, получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (litterae), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, даже принудительными мерами. Известный исторически пример такой Inquisitio - обширное исследование, которое Цицерон произвел в Сицилии, прежде чем выступил с обвинением Верреса перед судом. Когда во времена империи обвинительный процесс уступил место следственному, под И. стали подразумевать должностной розыск, а затем специальное судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков.

1. Инквизиция - типично христианское изобретение.

Инквизиция, как отдельная структура, получила распространение на юге Европы: в Испании, Португалии, в меньшей степени Италии,Франции и Германии. Поэтому она не может быть названа типичной для всего христианства. Конечно, и в других христианских странах бывали преследования иноверцев. Но, в таком случае, инквизицию можно назвать типичным изобретением человечества, потому что преследования и казни людей за их убеждения были в разные времена в разных государствах, имеющих разные религии. Например, в языческой Римской империи существовали длительные гонения на христиан. Их отдавали на растерзание диким зверям в Колизее, распинали, вырезали и устраивали из них живые факелы.
Массовые гонения на христиан были также в Персии, (зороастризм), в Японии (буддизм и синтоизм), в Китае (буддизм и даосизм), в СССР (атеизм), в исламских странах и т.д.

2. Инквизиция только и делала, что сжигала людей.

Если быть точным, то не сама церковь сжигала людей, а светские власти. Хотя, конечно, передавая им подсудимых, инквизиторы знали, что их ждет. И более того, некоторые священнослужители даже старались подвести богословское обоснование для сжигания еретиков.
Однако сожжение на костре было не самым популярным наказанием у инквизиции
Наказания осужденных были разнообразны:
- жертва свечи для алтаря и участие в крестном ходе,
- денежный штраф,
- телесное наказание,
- выставление у позорного столба,
- клеймование,
- наказание заключением,
- конфискация имущества, - изгнание,
- передача преступника в руки светской власти, ведущую часто к смертной казни.
Самыми распространенными приговорами инквизиции были изгнание и конфискация имущества. ((см пункт 4.))
Пытки, по выводам историков, применялись примерно в 2 процентах случаев.

3. Жертвами инквизиции стали миллионы людей (в зависимости от фантазии автора называются цифры от нескольких миллионов до 80!)

Чтобы воочию убедиться, на что способна человеческая фантазия, достаточно набрать в поисковике Интернета Rambler словосочетание «инквизиция сожгла миллионы». И мы увидим как обычные люди жонглируют цифрами в миллионы и даже десятки миллионов людей.
На самом деле никаких исторических источников, подтверждающих эту точку зрения нет. Установить точное количество жертв инквизиции за всю историю уже не предоставляется возможным. Оценки исследователей имеют существенные расхождения, но они не превышают нескольких десятков тысяч людей за все время существования инквизиции во всей Европе.
Здесь уместно привести результаты исследований с обеих сторон.
По заказу папы Иоанна Павла 2, комиссия ученых, одни из которых принадлежали к католической церкви, а другие были просто светскими историками, провела исследование инквизиционных архивов.
Согласно результатам этих исследований, с 1540 по 1700 год испанская инквизиция преследовала по обвинению в ереси 44 тысячи человек. И лишь 2 процента от этих людей были приговорены к смертной казни. Другая часть приговаривалась к заключению или публичному покаянию. Пытки использовались, но только в незначительном числе случаев – тогда когда у инквизиторов были основания не доверять обвиняемому.
Наиболее известные антиинквизиционные данные привел Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» для Испании в 1540-1700 годах. По его расчетам, получается примерно 31 700 человек, сожженных в Испании, без учета её колоний. Приговорено к другим видам наказания - 291 450. Как видно даже Льоренте, который сам служил секретарем в инквизиции, но потом порвал с ней, признавал, что подавляющее количество приговоров не вело к казни.
Учитывая, что испанская инквизиция была самой свирепой (скажем, Римская инквизиция была гораздо мягче), то в любом случае, по видимому, количество жертв инквизиции находилась в пределах десятков тысяч человек за все время своего существования.
Конечно эти тысячи реальных людей - жертвы инквизиции, и не стоит ее в этом оправдывать.
Но все-таки это далеко не миллионы. Для сравнения только по официальным данным, только в 1937-1938 годах в СССР было расстреляно 681 692 человека. (1)

4. Инквизиторы – это убийцы, мечтавшие только о том, как бы побольше людей сжечь.

На самом деле, если бы это было так, то не было бы судов, которые порой длились годами и даже иногда десятками лет.
Основная цель инквизиции была в исследовании человека на предмет: еретик он или нет, и в попытках склонить его к покаянию. Например, от Джордано Бруно покаяния ждали целых 8 лет. Как признается сам Льоренте (который, напомним, принадлежит к противникам инквизиции):
"Никогда не доводили дела до аутодафе не попробовав в течение долгого времени обратить его (обвиняемого) и привести к единению с католической Церковью всеми средствами, которые могла внушить опытность в этом деле. Обеспечив надежность его тюремного заключения, позволяли и даже в некотором роде побуждали его родных, друзей, соотечественников, духовных лиц и всех людей, известных своим образованием, посещать его в тюрьме и беседовать с ним. Сам епископ или инквизитор приходили к обвиняемому и убеждали его вернуться в лоно Церкви. Хотя он выражал в своем упорстве самое сильное желание быть поскорее сожженным (что случалось часто, потому что эти люди считали себя мучениками и выказывали свойственную им твердость) , инквизитор на это никогда не соглашался; наоборот, он удваивал доброту и кротость, удалял все, что осужденному могло внушать ужас, и старался уверить его, что обратившись, он избегнет смерти, лишь бы только он снова не впал в ересь, что и бывало в действительности..." .(2)
Из истории известно немало примеров, когда человек избегал наказания, если приносил покаяние. Это касалось даже закоренелых еретиков. Например, Раймонд Четвертый, бывший главой альбигойцев, принес покаяние и получил свободу. Однако после этого он приказал зверски замучить папского легата Пьера де Кастельно…

5. Инквизиция - именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм.

Охота на ведьм вообще свойственна всем людям. И дело тут в том, что сами ведьмы собственно и афишировали себя как людей, запросто общающихся со злыми духами. Поэтому естественно, что простые люди в случае какой-нибудь беды, вымещали на них свой гнев, видя именно в них источник несчастий. Дьякон Кураев в своей книге «Неамериканский миссионер» привел немало примеров, как в нехристианских странах убивали колдунов и ведьм. Инквизиция же наоборот, хотя и учувствовала в процессах над ведьмами, но все-таки относилась к этому вопросу осторожно. Кроме того, что инквизиция противодействовала самосудам над ведьмами и вводила судебное разбирательство, именно она, в конце концов, остановила гонения в католических странах. Сама охота на ведьм получила наибольшее распространение в протестантских государствах, особенно Германии, где, как известно, инквизиции не было. Ф.Донован, современный историк, пишет:
* «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах - Италии, Испании и Ирландии - было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».
Например, по данным американского историка Уильяма Т. Уолша, в Англии было сожжено за ведовство и колдовство 30 000 человек, а в протестантской Германии - 100 000".
Одним из последних судов над ведьмами считается знаменитый Салемский процесс, в результате которого были казнены 20 человек. Салемский процесс происходил в 1692 году в Америке, где никакой инквизиции никогда не было…

6. Инквизиция - это орудие христиан, с которым они расправлялись со всеми прогрессивно и научно мыслящими людьми.

Нет, это неправда. Инквизиция благополучно уживалась с учеными в эпоху развития университетов и науки. Многие выдающиеся умы эпохи прекрасно дожили до старости и умерли в своей постели, ни разу не общаясь с инквизицией. Тем более, совсем немногие кончили свою жизнь на костре. Если быть еще более точным, то самым знаменитым мучеником инквизиции является Джордано Бруно, имя которого, надо полагать за неимением других имен, атеисты затаскали до неприличия. Однако наука тут была ни при чем, по той простой причине, что Джордано Бруно не был ученым. Точнее сказать Бруно был таким же ученым, как и Павел Глоба. Он был сожжен вовсе не за занятия наукой, а за оккультизм, ересь и публичные богохульства. В доносе венецианскому инквизитору магнат Джованни Мочениго «Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своём доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это - великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они - ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…»
Более того, именно Бруно мы должны быть отчасти «благодарны» тем, что инквизиция, в конце концов, осудила теорию Коперника (через 73 (!) года после смерти самого польского ученого). Очень уж красиво он увязал ее с разнообразным оккультизмом. Не окажись у Коперника таких "проповедников", как Бруно, цензурный запрет на него не был бы наложен.
Сам Коперник никогда никак от инквизиции не страдал.
Был еще Галилео Галилей. Но он также после покаяния прожил спокойно под надзором инквизиторов на своей вилле Арчетри.
Кроме него, от рук инквизиции, ни один ученый именно за науку не пострадал.




Top