Применить штрафные санкции. Смотреть что такое "Штрафные Санкции" в других словарях

1.Законом по отдельным видам обязательств может быть определен размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается.
2.В случае если нарушено хозяйственное обязательство, в котором хотя бы одна сторона является субъектом хозяйствования, относящимся к государственному сектору экономики, или нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет Государственного бюджета Украины либо за счет государственного кредита, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено законом либо договором, в следующих размерах: за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) взыскивается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров (работ, услуг);
за нарушение сроков выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг), по которым допущена просрочка выполнения, за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней дополнительно взыскивается штраф в размере семи процентов указанной стоимости.
3.Законом может быть определен размер штрафных санкции также за другие нарушения отдельных видов хозяйственных обязательств, указанных в части второй настоящей статьи.
4.В случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, предусмотренном договором. При этом размер санкций может быть установлен договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства или в некоторой, определенной денежной сумме, или в процентном отношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг).
5.При недостижении соглашения между сторонами об установлении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть разрешен в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
6.Штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка
Украины, за все время пользования чужими средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором.
7. Размер штрафных санкций, применяемых во внутрихозяйственных отношениях за нарушение обязательств, определяется соответствующим субъектом хозяйствования - хозяйственной организацией.
1. Часть 1 комментируемой статьи указывает на императивный (обязательный, не подлежащий изменениям в договорном порядке) характер статьи закона, если в ней установлен размер штрафных санкций по отдельным видам обязательств. Таким образом, если в законе установлен определенный размер штрафных санкций, то стороны правоотношений не могут его ни увеличить, ни уменьшить, если самим законом не предусмотрено иное. Примером такого закона может служить Закон Украины «Об ответственности за невыполнение денежных обязательств» № 543/96-ВР, в котором предусмотрена ответственность за невыполнение денежных обязательств не более (но может быть и менее) двойной учетной ставки Национального банка Украины.
2,3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает конкретные размеры штрафных санкций по хозяйственным обязательствам (договорам), если хотя бы одна из сторон принадлежит к государственному сектору экономики, либо нарушение связано с выполнением государственного контракта, либо выполнение обязательства финансируется за счет государственного бюджета или за счет государственного кредита. Статья имеет диспозитивный характер, то есть специальным законом или договором могут быть предусмотрены другие размеры штрафных санкций по сравнению с установленными в ней.
Анализируя комментируемую статью, можно сделать вывод, что такая норма нарушает конституционный принцип равенства всех форм собственности перед законом, то есть провозглашает приоритет защиты интересов государственной формы собственности. Статья устанавливает повышенную ответственность в виде пени за нарушение сроков выполнения обязательства (0,1% стоимости товаров (работ, услуг) вместо двойной ученой ставки Национального банка Украины, которая на момент подготовки комментария составляла 0,05 % в день), 20 % от стоимости некачественных товаров - за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг), тогда как для других форм собственности специальных оперативно-хозяйственных санкций в виде штрафов законом не установлено. Однако отмеченные размеры штрафных санкций действуют для всех сторон хозяйственного обязательства, в частности, их применение возможно и против субъектов-учредителей или управляющих государственным имуществом, если они, со своей стороны, нарушат его выполнение.
Вызывают теоретический и практический интерес формулировки комментируемой нормы, имеющие отношение к штрафной санкции в виде пени. В этой статье косвенно подтверждается, что пеня, во всяком случае в правоотношениях хозяйственных, может быть установлена не только за невыполнение денежного обязательства (см. комментарий к ст. 230 ХК), но и за невыполнение любого обязательства.
1.Часть 4 комментируемой статьи устанавливает принцип, в соответствии с которым, если размер штрафных санкций законом не установлен, стороны в договоре могут предусмотреть их размер по собственному усмотрению, исчисляя его как в процентном отношении к сумме всего обязательства или его невыполненной части, так и в определенной (твердой, фиксированной) сумме, а также в кратном отношении к стоимости товаров (работ, услуг). При демократичности такой формулировки законодатель изменяет определение штрафных санкций - штрафа и пени, которые применяются в праве гражданском, где штраф и пеня не устанавливаются в твердой сумме (исключительно в процентах от суммы обязательства), а принцип кратности штрафных санкций сумме обязательства возможен, согласно части 2 ст. 546 ГК Украины, как «другой вид обеспеченна обязательств». Можно допустить, что твердая сумма или кратность сумме обязательства и является тем видом штрафной санкции, которая в части 1 ст. 230 ХК Украины определена как неустойка.
Законодательное закрепление способа вычисления штрафных санкций в процентном отношении к сумме обязательства, независимо от степени его выполнения, на практике значительно облегчает ведение переговоров между хозяйствующими субъектами при подписании хозяйственных договоров, предметом которых являются так называемые комплексы работ, услуг или поставок. В подобных правоотношениях целесообразно и оправдано применение комментируемой нормы в виде установления штрафных санкций в процентном отношении к сумме всего обязательства, независимо от степени его выполнения, поскольку частичное выполнение обязательства не позволяет получателю таких работ, услуг или поставок использовать его результаты в своей хозяйственной деятельности, так как отсутствует факт достижения конечной цели договора (например, при строительстве объекта недвижимости).
5. Возможность передачи спора о размере и установлении штрафных санкций за нарушение обязательства на рассмотрение суда, на что указывает часть 5 комментируемой статьи, для субъектов хозяйствования - не лучший способ установления правоотношений. Однако эта норма приобретает чрезвычайно актуальный характер в сфере правоотношений с естественными или другими монопольными образованиями, когда субъект хозяйствования обязан установить определенные правоотношения, в частности, заключить договор с субъектом хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке определенного товара (работ, услуг) или входит в состав естественных монополий. Примером могут служить договоры с энергетическими компаниями о поставках электроэнергии и других видов ресурсов, договорах аренды земли территориальной громады и т. п. Реализуя свое право, предоставленное комментируемой статьей, субъект хозяйствования в судебном порядке может уменьшить неоправданно высокие штрафные санкции, если они были навязаны договором с монопольным образованием, или установить штрафные санкции, если они будут обеспечением выполнения обязательств противоположной стороной.
6,7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что за все время несанкционированного пользования чужими средствами штрафные санкции могут быть установлены в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины. Учетная ставка НБУ - один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк определяет для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир относительно стоимости привлеченных и размещенных средств на определенный период, то есть является, согласно Закону Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999 г. № 679-Х1У, ориентиром цены на деньги. Норма статьи является диспозитивной, поскольку иной размер процентов может быть предусмотрен законом или договором.
В правоприменительной деятельности необходимо учитывать, что нормы комментируемой статьи рассматривают факт пользования чужими средствами как основание для начисления штрафных санкций, то есть как нарушение условий хозяйственных обязательств, и отличать эти проценты от правовой природы процентов по обязательствам, предусмотренным ст. 536 ГК Украины.

1.Штрафными санкциями в настоящем Кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить при нарушении им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнении или ненадлежащем выполнении хозяйственного обязательства.
2.Субъектами права применения штрафных санкций являются участники отношений в сфере хозяйствования, указанные в статье 2 настоящего Кодекса.
1. Часть 1 комментируемой статьи, в развитие понятия хозяйственных санкций (ст. 217 настоящего Кодекса), указывает на три вида штрафных санкций, которые применяются в хозяйственной деятельности, - неустойку, штраф, пеню. До вступления в силу Хозяйственного кодекса Украины штраф и пеня в ГК УССР выступали как видовые понятия, объединенные родовым понятием неустойки (как общее и особенное). Аналогичный подход сохранился в современном гражданском праве (часть 1 ст. 549 ГК Украины). Таким образом, комментируемая норма вступает в определенное противоречие с нормами части 1 ст. 549 ГК Украины, поскольку из ее содержания вытекает, что штраф и пеня не являются разновидностями неустойки, а имеют самостоятельный характер. При этом нормы ХК Украины не содержат определения неустойки как самостоятельного вида санкций, не определяют ее признаков и отличительных черт по сравнению с другими видами -штрафом и пеней, за исключением разве что части 4 ст. 231 ХК Украины (см. комментарий). Поэтому в правоприменительной деятельности доныне хранится родовой подход к понятию неустойки, что является вполне оправданным.
Комментируемая норма, как и ХК в целом, не раскрывает особенности штрафа и пени, а лишь определяет общую материальную природу штрафных санкций, указывая на способ их выполнения - это денежная сумма, которую необходимо уплатить. Более подробная информация о штрафе и пене содержится в уже упомянутой ст. 549 ГК Украины: штраф вычисляется в процентах от суммы невыполненного или ненадлежащим образом выполненного обязательства, а пеня - также в процентах, но от суммы ненадлежащим образом выполненного денежного обязательства, за каждый день просрочки. При этом не устанавливается запрещение на применение штрафа за каждый день просрочки и по денежным обязательствам, но, вопреки ранее сформированной хозяйственной практике, штраф не определяется в твердой денежной сумме. Вместе с тем нормы ХК Украины более демократично определяют сферу применения как штрафа, так и пени (см. комментарий к части 2 ст. 231, а также содержание части 4 ст. 231 ХК Украины).
Из содержания комментируемой нормы вытекает, что в хозяйственных отношениях исключается возможность погашения (возмещения, уплаты) штрафных санкций имуществом, отличным от денежных средств, что в определенном смысле ограничивает должника в практической реализации своей обязанности. Такое ограничение может казаться неоправданным, потому что в процессе ведения хозяйства часто возникают ситуации, когда субъект хозяйствования не владеет в достаточном количестве денежными средствами, в том числе и для уплаты штрафных санкций, однако имеет запасы продукции на складах или другие материальные ценности, которые могут заинтересовать пострадавшую от невыполнения обязательства сторону (например, при выполнении договоров поставки, купли-продажи). Однако, исходя из буквального толкования комментируемой нормы, обязанная по хозяйственному обязательству сторона не имеет права, например, «допоставить» товар в счет уплаты штрафных санкций за просрочку поставки. Исходя из принципа верховенства права и свободы предпринимательской деятельности, кажется более оправданной формулировка части 1 ст. 549 ГК Украины, в которой допускается уплата штрафных санкций и в другой, отличной от денежной, форме (при согласии сторон правоотношений). Однако субъектам хозяйствования стоит учитывать налоговые последствия передачи материальных ценностей одним субъектом другому, в том числе и в счет погашения штрафных санкций. С точки зрения налогового права, такая передача приравнивается к операции по продаже товаров (продукции), а следовательно, подлежит администрированию сторонами правоотношений как по налогу на прибыль предприятий, так и по налогу на добавленную стоимость.
1.Часть 2 комментируемой статьи ссылается на нормы ст. 2 ХК Украины, с помощью которых поясняется, что субъектами применения штрафных санкций являются участники отношений в сфере хозяйствования - потребители, органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. При практическом применении комментируемой нормы, а также в некоторых дискуссионных научных изданиях встречается ошибочное утверждение, что перечисленные в ст. 2 ХК Украины субъекты имеют лишь «право штрафовать». Комментируемая норма устанавливает субъектов правоотношений в хозяйственных обязательствах, следовательно, кроме права применения штрафных санкций, с одной стороны, эти субъекты также обязаны уплачивать штрафные санкции, если такая обязанность возложена на них в соответствии с законом или договором.
Из буквального прочтения комментируемых норм вытекает, что лица без гражданства и иностранцы не являются субъектами применения штрафных санкций, что является неправильным, так как, с одной стороны, такая позиция ограничивает правоспособность указанных субъектов в применении к другим субъектам штрафных санкций, а с другой стороны - предоставляет неоправданную «амнистию» при обязанности их платить. Практическое применение комментируемой нормы требует системного подхода. Следует руководствоваться общими нормами ст. 26 Конституции Украины, согласно которым иностранцы и лица без гражданства пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины.

Еще по теме Статья 230. Штрафные санкции:

  1. Глава ШТРАФНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ
  2. Можно ли устанавливать штрафные санкции в форме определенного процента от количества товара, не переданного покупателю, за каждый день просрочки?
  3. При заключении договора контрагенты не включили в его текст какие-либо штрафные санкции за просрочку поставки товара. Можно ли теперь взыскать с просрочившего поставщика что-либо, кроме убытков?

В отечественном законодательстве четко не определен термин "санкции", поэтому разъяснить его однозначно достаточно сложно. В связи с этим следует обратиться к научным объяснениям. Далее рассмотрим понятие и виды санкций.

Мнения некоторых авторов

Термин "санкции" Поляк формулирует как "меры принуждения, выражающиеся в денежной форме и применяемые в отношении организаций вследствие нарушения ими действующих законов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности". Однако некоторые эксперты считают данное определение недостаточно полным. По их мнению, такая формулировка не затрагивает виды санкций, предусмотренные для участников бюджетных отношений. Кроме того, не учтены меры воздействия, которые применяются при несоблюдении условий соглашений.

С этой позиции более объемным можно считать определение, которое дано Грязновой. В частности она пишет, что санкции представляют собой меры принуждения, которые выражаются в денежной форме и применяются к субъектам процесса контроля вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или прав либо уклонения от этого. Так, в Бюджетном кодексе используется определение "меры ответственности за нарушения финансового законодательства". Это означает, что могут применяться такие инструменты принуждения, как штрафные санкции, пени и так далее.

Юридический аспект

В качестве мер принуждения в отношении к лиц, нарушающих правила, правовые санкции используются в Международной конвенции, регламентирующей борьбу с финансированием терроризма. ФЗ "О банкротстве" определяет способы воздействия, которые могут применяться одной организацией по отношению к другой согласно условиям соглашения, либо уполномоченным органом относительно юрлица. Эти меры включаются в статью "обязательные платежи", не входящие "в состав предприятия", которое признано несостоятельным. Ст. 64 ГК использует определение финансовых взысканий в качестве мер, применяемых при нарушении договорных условий между банком, физлицами, привлекающими средства, и непосредственно вкладчиком со стороны банковской организации. Для прочих случаев в законе приведен конкретный список санкций (неустойка, пеня и так далее). НК также использует термин "финансовые взыскания". В перечне налоговые санкции представлены в виде:

  • процентов;
  • пени;
  • птрафов.

Вместе с этим определены размеры тех или других взысканий. В положениях Таможенного и Бюджетного кодексов приведены только виды санкций. В соответствии с нормами, эти взыскания применяются при каком-либо нарушении финансового законодательства. Что же касается размеров, которые имеют те или иные виды санкций, а также порядка их наложения, то это определяется АПК.

Разъяснения

Учитывая вышесказанное, можно использовать два определения:

  • Взыскания за нарушения финансового законодательства. К ним обычно относят такие виды санкций, как блокировка счета, неустойка, процент и так далее.
  • Мера ответственности, выраженная в деньгах, за нарушения законодательных норм либо условий соглашения.

В последнем случае штрафные санкции характеризуют степень добровольности, намеренности, сознательности, с которыми человек принял решение и далее действовал согласно ему. Смысл в данном случае заключается в том, что та либо иная мера ответственности, которую несет субъект в конкретном случае, зависит от частных условий. Речь идет о реальных возможностях и обстоятельствах, способствующих формированию сознательного отношения к вероятным последствиям своего поведения, а также самоопределению в отношении своих действий. Санкции, таким образом, выступают в качестве "измерителей" ответственности, наступающей вследствие проступков.

Классификация

В отечественном законодательстве санкции делятся на категории в соответствии с отраслями права, основаниями применения, формами. В последнем случае взыскания могут быть представлены в виде:



Блокировки

По п. 1, ст. 76 НК, уполномоченные органы могут приостановить операции на счетах в случаях:

  • Наличия задолженности по отчислению штрафов, сборов, пеней.
  • Задержки сдачи декларации больше чем на 10 календарных дней.

Приостановление операций на счетах и блокировка расходов в кредитных компаниях – это меры, которые применяются к лицам, нарушающим финансовое законодательство.

Классификация по юридическим отраслям

Выбор тех или иных взысканий осуществляется в соответствии с нормативными актами, в сфере регулирования которого было совершено нарушение. По отраслям меры принуждения разделяют на валютные, бюджетные, таможенные, налоговые санкции. Соответственно, при их выборе руководствоваться следует Таможенным, Бюджетным или иным кодексом.

Основания применения

По данному признаку санкции можно разделить на взыскания, которые исходят из договора, национального нормативного акта, Мирового права. Если по международному договору РФ устанавливается иной порядок, отличный от того, который предусмотрен в законодательстве, то используются правила первого документа. В свою очередь, национальные нормативные акты считаются первичными относительно соглашений хозяйствующих субъектов.

Ответные санкции

Это определение стало активно применяться в отечественной политической сфере с прошлого года. Причиной тому послужили экономические санкции, введенные рядом стран ЕС и США против российского государства. Правительство отреагировало на данные меры запретом поставок импортных продовольственных товаров из-за рубежа. Эти ограничения коснулись исключительно тех стран, которые ввели экономические санкции. Однако принятые правительством меры вызвали неоднозначное мнение у экспертов. Так, некоторые полагают, что ответные санкции нанесут ущерб в первую очередь населению страны. Однако представители власти говорят о том, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность потребителю в созданных условиях. Кроме этого, согласно проведенным анализам экономического состояния России, эксперты отмечают увеличение инвестирования в страну со стороны ряда иностранных государств.

Значение мер воздействия

Его можно определить, рассматривая основные задачи этих инструментов. В частности, штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Использование таких санкций должно осуществляться согласно принципу индивидуализации возникшей ответственности. Применение этих мер зависит от степени и характера опасности для социума, с учетом цели, мотива, формы вины, обстоятельств (отягчающих и смягчающих). Наиболее полно данные условия отражены в НК, гл. 15. Санкции играют и предупредительную (превентивную) роль. Главной целью в этом случае выступает недопущение нарушений установленных правил и норм, регламентирующих порядок финансовой деятельности.

Данная функция выражается в том, что вероятное осуждение виновного общественностью при совершении преступления проявится в виде лишения организационного или имущественного характера. Что, разумеется, будет выступать нежелательным последствием для нарушителя. Зачастую меры воздействия ориентированы не на фактическое наказание преступника, а на обеспечение охраны общественного интереса, восстановление ущемленных незаконным поведением субъекта прав и интересов государства и муниципальных формирований.

В этих случаях ответственность исполняет компенсаторную (правовосстановительную) функцию. Наиболее четко она реализуется при использовании санкций, определенных в бюджетном законодательстве. При устранении правонарушений, таким образом, происходит восстановление порядка. Финансово-правовая ответственность исполняет также и сигнализационную функцию. Она проявляется при характеристике лица, которое совершило незаконное действие. Так, наличие финансового неправомерного деяния может являться сигналом, указывающим на необходимость обеспечить более пристальное внимание к конкретному субъекту со стороны уполномоченных органов, осуществляющих контрольную деятельность в финансовой сфере.

Предусмотренные договором, документально зафиксированные виды и уровни штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших принятые ими условия, обязательства по контракту. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное… … Экономический словарь

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ - зафиксированные договором виды и размеры штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших принятые ими условия, обязательства по контракту. Чаще всего Ш.с. предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение заказа, несоблюдение графика… … Юридическая энциклопедия

Штрафные санкции - к потребителю электрической энергии за нарушение в работе электроустановок, невыполнение предписаний и распоряжений органов Ростехнадзора и энергоснабжающих организаций, а также за несоблюдение обязательств по договору энергоснабжения… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

штрафные санкции - предусмотренные договором, документально зафиксированные виды и уровни штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших принятые ими условия, обязательства по контракту. Чаще всего штрафные санкции предусматриваются за несвоевременное выполнение или… … Словарь экономических терминов

Зафиксированные договором виды и размеры штрафа, взимаемого с лиц, нарушивших принятые ими условия, обязательства по контракту Чаще всего Ш. с. предусматриваются за несвоевременное выполнение или полное невыполнение заказа, несоблюдение графика… …

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ - денежное взыскание, мера материального воздействия на юридических и физических лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, договоров или определенных правил. В гражданском праве – разновидность неустойки, способ обеспечения… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ - – платежи, выплачиваемые одной из сторон за нарушение обязательств, зафиксированных в соглашении, в целях возмещения убытков … Краткий словарь экономиста

- (см. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Предусмотренные договором, контрактом штрафы за нарушение условий или обязательств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Штрафные меры, применяемые к поставщику товара с целью защиты интересов контрагента в виде неустойки, возмещения убытков, пени или конвенционального штрафа. По английски: Commercial sanctions См. также: Договорные санкции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Книга первая: как создать свой бизнес? Книга вторая: бизнес-кассовый аппарат-налоговая. Книга третья: как сохранить и приумножить бизнес в кризис (количество томов:3) , Химич Н.В.. Книга является сборником простых, но эффективных методов по достижению цели: "создание своего бизнеса" . Автор книги создал десятки своих фирм, работает в бизнесе более 20 лет и имеет…
  • Общая геология с основами геохимии: Учебное пособие / № 104 , Наумов Г.Б.. В последнее время слова биосфера и экология все чаще и чаще встречаются не только в научной литературе, но и на страницах газет и журналов, на радио и телевидении. Иэто не случайно. Вопросы…



Top