Движение по трамвайным путям попутного направления. Пересекаем железную дорогу – поворот налево с трамвайных путей

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

Общие положения

  • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
  • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
  • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

Правила поворота налево с трамвайных путей

Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:


Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

  • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
  • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
  • обозначить маневр включением указания поворота;
  • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость и водителям велосипедов.

Разворот с трамвайных путей

Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

  • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
  • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

  1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
  2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.

Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

Сигналом для возможного перестроения станет:

  • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
  • при покрытии разметки снегом.

При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

  • ограничение видимости (менее 100 м);
  • пешеходные переходы;
  • остановки МТС;
  • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

  1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
  2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
  3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона:

  • создание помех для трамвая «оценивается» в 500 рублей;
  • выезд навстречу трамваю максимально наказывается штрафом в 5 тыс. руб. (или лишение от 4 до 6 мес.), а повторный случай вызовет лишение до 1 года;
  • пересечение сплошной разметки 1.2.1 обойдется от 500 до 1 500 рублей.

Если в вашем городе трамвай – не редкость, следует освоить нехитрые маневры на дороге с путями посередине.

Видеоролик о правилах поворота налево и разворота на трамвайных путях:

Движение по трамвайным путям часто вызывает вопросы у водителей. Если автовладелец имеет пробелы в знаниях правил дорожного движения, то может легко получить штраф, но гораздо хуже будет попасть в аварию или стать ее виновником. Обсудим, в каких случаях и как можно осуществлять на рельсах разворот и поворот налево.

Когда запрещено движение по трамвайным путям?

Существуют ситуации, когда водители имеют право ехать по рельсам. Это возможно, если пути располагаются слева от предполагаемой траектории движения безрельсовых транспортных средств и находятся вровень с проезжей частью, а также идут в попутном направлении. Ехать по попутным рельсам можно только тогда, когда полосы заняты.

Таким образом, можно выделить случаи, в которых движение по рельсам, предназначенным для трамваев, будет неправомерно:

  • Водителям не разрешено двигаться по путям, если они располагаются справа относительно проезжей части. Как ни странно, но во многих крупных городах такая ситуация встречается часто.
  • Если рельсы возвышаются над дорогой или располагаются ниже нее (например, на газоне), то они относятся к разделительной полосе, движение по которой недопустимо по ПДД.
  • Запрещается выезжать на рельсы, предназначенные для встречного направления. Такое действие приравнивается к выезду на встречку и грозит конфискацией прав.

Важно: следует понимать, что при желании выехать на рельсы надо обращать внимание не только на их направление, положение относительно дороги и уровень по отношению к ней, но и на наличие дорожных знаков и разметки. Некоторые знаки, а также сплошная, нанесенная вдоль путей, запрещают движение по ним.

Можно ли разворачиваться на трамвайных путях?

Необходимость развернуться с выездом на рельсы каждый день возникает у многих водителей. Но все ли понимают, как правильно выполнить такое действие? Конечно, незнание ПДД в области движения рельсовых транспортных средств от ответственности никого не освобождает. Статистика говорит, что лишь пятая часть автовладельцев хорошо осведомлена о последовательности выполнения разворота через трамвайные пути. При определенных обстоятельствах он разрешен. Случаи, в которых разворачиваться необходимо с выездом на рельсы, будут рассмотрены ниже.

Важно: любой маневр, осуществление которого будет производиться с использованием трамвайных путей, должен характеризоваться безопасностью. Поэтому автолюбителям надо быть внимательными – нельзя создавать помехи другим участникам дорожного движения. Убедитесь, что трамвая нет в зоне видимости.

Поворот с трамвайных путей

Иногда поворот с трамвайных путей не просто допускается, но и считается единственным правомерным действием для водителя. Бывают и другие варианты, которые предполагают игнорирование наличия рельс при выполнении маневра. Рассмотрим разные ситуации и определимся с порядком действий, который нужно знать автолюбителям.

Поворот налево с трамвайных путей

Конечно, главный вопрос даже не в том – законно ли выезжать на трамвайные пути? Безусловно, да, ехать же нужно. Существенной здесь будет методика выполнения поворота. Логично, что осуществить маневр можно, выбирая один из двух способов.

Первый способ

Перестроиться на пути, предназначенные для трамваев, идущих в попутном направлении, убедиться в отсутствии помех. Затем выполнить поворот налево с трамвайных путей, причем рельсы встречной полосы следует пересекать под прямым углом к проезжей части. Рассмотрим Рисунок 1.

Водитель должен повернуть по зеленой стрелке, так как нет ни знаков, ни разметки, указывающих на другой порядок действий. В ПДД (пункт 8.5) сказано, что поворот налево должен осуществляться из крайнего левого положения, а в данном случае это будут попутные трамвайные пути.

Второй способ

В том же пункте 8.5 ПДД говорится, что поворачивать с рельс нельзя, если установлены определенные знаки или есть специальная дорожная разметка, не допускающие маневр (Рисунок 2).


Когда знаками или разметкой предписано двигаться по полосам, поворот налево с трамвайных путей попутного направления категорически запрещен. Обратимся к Рисунку 3.


Мы видим знак, информирующий водителей о необходимости движения по полосам, следовательно, повернуть налево можно только из левой полосы, то есть по зеленой траектории, перестроение на рельсы перед маневром недопустимо.

Важно: поворачивая налево, следите, чтобы автомобиль двигался перпендикулярно встречным трамвайным путям. Иначе сотрудники ГИБДД имеют право расценить такой маневр как выезд на встречку.

Поворот направо с трамвайных путей

Традиционно рельсы находятся посередине проезжей части, а при повороте направо по ПДД автомобиль должен занять крайнее положение в правой полосе. Таким образом, водители, поворачивая направо, никак не могут и не должны оказаться на рельсах. Тем более в ПДД сказано, что движение по рельсам, находящимся справа от проезжей части, не допускается.

Конечно, многих интересует вопрос – почему пути для трамваев сооружаются именно по центру дороги. На самом деле это сделано для обеспечения безопасности как машин, так и пешеходов. Представим ситуацию, когда трамваи двигались бы сбоку дорожного полотна. Тогда они стыковались бы с множеством выездов из дворовых территорий, а вероятность внезапного появления пешехода была бы крайне высока. Движение по центру позволяет водителю рельсового транспортного средства трезво оценивать обстановку и минимизировать риск возникновения ДТП.

Разворот на трамвайных путях

Если в вашем городе есть трамваи, значит, необходимость развернуться через трамвайные пути рано или поздно возникнет. Ранее была рассмотрена последовательность действий, которой нужно придерживаться, поворачивая налево. Любой автовладелец понимает, что в большинстве ситуаций правила осуществления разворота аналогичны. И помните о том, что ехать через рельсы надо под углом 90 градусов.

Разворачиваться можно как на перекрестке, так и вне его границ. Поговорим об этих двух ситуациях.

Разворот на трамвайных путях вне перекрестка

Как правило, водителей пугает такая перспектива, хотя никаких трудностей не будет, если помнить ПДД. Если вам нужно выполнить разворот на трамвайных путях вне перекрестка, то внимательно смотрите на имеющиеся знаки. Когда их нет, как нет и запрещающей дорожной разметки, следует осуществить перестроение на попутные рельсы и развернуться. Наличие знаков, указывающих на движение по полосам, или подобной разметки оставляет автолюбителям только одну законную возможность – осуществить разворот, предварительно заняв крайнее левое положение в соответствующей полосе.

Разворот на трамвайных путях на перекрестке

Выполняется аналогично повороту налево. Трамвай обычно имеет преимущество перед безрельсовыми ТС, исключение – перекресток неравнозначных дорог, причем трамвай должен ехать по второстепенной дороге. Поэтому, если вы приближаетесь к перекрестку по главной дороге, а трамвай по второстепенной (по ходу его движения установлен знак «Уступите дорогу»), то приоритет будет у вас. То есть в таком случае пропускать трамвай не надо, можно разворачиваться. В остальных ситуациях рельсовое ТС необходимо пропустить.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Наказания за пренебрежение ПДД в области рассмотренных маневров выглядят следующим образом:

  • Игнорирование дорожной разметки или знаков грозит денежным взысканием в 1000-1500 рублей.
  • Если автовладелец при выполнении маневра не убедился в отсутствии попутного трамвая в зоне видимости и создал ему помеху, то он рискует расстаться с 500 рублями. Если вы не пропустите трамвай, имеющий преимущество, на перекрестке, то штраф составит 1000 рублей.
  • Если водитель едет по рельсам, относящимся ко встречному направлению, это серьезное правонарушение, за ним может последовать конфискация прав или штраф в размере 5000 рублей. При смягчающих обстоятельствах, например, если пришлось выехать на встречную полосу, так как на дороге обнаружилось препятствие, штрафные санкции составят 1000-1500 рублей.

Важно: помните, что лишение прав может произойти только по решению суда. Если вы, например, выехали на встречные трамвайные пути, что было зафиксировано сотрудником ГИБДД, в большинстве случаев вас ждет конфискация прав. Но иногда вождение машины для человека не просто хобби, а работа. Тогда лучше всего обратиться за консультацией к , возможно, он поможет вам сохранить водительское удостоверение.

В большинстве случаев рельсовые транспортные средства имеют приоритет перед автомобилями, но даже когда трамвай едет не по правилам – лучше его пропустить, потому что иначе последствия могут стать для вас очень неприятными. Автолюбителям следует помнить – масса трамвая в десятки раз больше, чем машины. А сцепление металлических колес и рельсов гораздо хуже, чем асфальта и шин авто. Поэтому не стоит выезжать на дороги с трамвайными путями, не зная правил дорожного движения.

Многие автомобилисты часто сталкиваются с необходимостью выполнить разворот на трамвайных путях. При этом примерно треть из них не знакома с правилами совершения подобных манёвров и о штрафах за их нарушение. Движение по трамвайным путям отличается некоторыми тонкостями, знакомство с которыми необходимо жителям крупных городов.

Использование трамвайных путей для проезда автомобилей характеризуется отдельными нюансами, игнорирование которых может привести к назначению штрафа. Практика показывает, что трамвайная линия — это особенная зона дороги. Малейшая неточность движения автомобилиста может привлечь внимание инспектора ГИБДД и закончиться назначением штрафа.

Эти обстоятельства обусловлены тем, что въезд и движение по рельсам возможно только если они:

  • Расположены на левой стороне по отношению к направлению движения. Также как для всех ТС, для трамвая действует правостороннее движение. Поэтому въезд на пути, расположенные справа, считается передвижением по «встречке».
  • Находятся вровень с поверхностью дороги. Когда рельсы приподняты над основным покрытием автотрассы и отделяются от неё насыпью, движение автомобилей по ним невозможно и будет считаться административным правонарушением.
  • Не отделены от трассы сплошной разметочной линией, и на перекрёстке, который расположен перед ними, не установлены запрещающие знаки.

Когда въезд на рельсы запрещен

Исходя их вышесказанного, запрещено движение по трамвайным путям:

  • Отделённым от основных полос движения сплошной линией.
  • Обозначенным на предыдущем перекрёстке запрещающим движение автомобилей знаком.
  • Приподнятым над поверхностью трассы либо отделённым от неё дополнительными конструктивными элементами.
  • Расположенным на встречном направлении.

Важно. Запрещён въезд на трамвайные пути, если в это время создаются помехи для движения по ним трамваю. Поскольку общественный транспорт по правилам в приоритете организации движения, любая помеха ему будет считаться нарушением ПДД. Двигаясь по трамвайным путям, прежде всего стоит убедиться, что не возникнет помеха для основного ТС.

Правила поворота и разворота на трамвайных путях

Трамвайные рельсы можно использовать для:

  • проезда прямо;
  • разворота;
  • поворота налево.

Важно. Поворот направо по трамвайной линии, независимо от обстоятельств — это нарушение.

Поворот налево

Регламент проведения этого манёвра содержится в п. 8.5 ПДД. Согласно ему, перед тем как свернуть налево автомобиль должен перестроиться в крайнюю левую полосу . При наличии слева пути попутного направления, манёвр начинают именно с них. Таким образом выполняется поворот налево с трамвайных путей.

Разворот на путях

Термин «разворот» в ПДД не значится, но практически им считается пересечение трамвайных путей и перемещение ТС на противоположную первоначальному движению полосу. Разворот через трамвайные пути необходимо совершать под прямым углом, без остановки.

Движение вне перекрестка

Разворачиваться на трамвайных путях вне перекрёстка необходимо с учётом следующих требований:

  • Поворот налево с трамвайных путей возможен, если они расположены слева.
  • Перед совершением манёвра нужно быть уверенным, что трамвая поблизости нет.
  • Разворот осуществляется после пропуска встречных автомобилей.

Назначить штраф водителю инспектор имеет право при допуске следующих нарушений:

  • Разворот непосредственно с проезжей части. Такие действия водителя неизменно создают аварийную ситуацию, поэтому предусматривает наказание.
  • Разворот осуществлён со встречной трамвайной линии.
  • Во время разворота автомобиль остановился поперёк трамвайных путей.

Движение и разворот на перекрестке

Двигаться непосредственно по трамвайной линии разрешается исключительно в попутном направлении и при дополнительном условии, что все остальные полосы для движения в попутном направлении заняты.

При этом на перекрёстке действуют особенные правила:

  • Когда сигналы светофора и регулировщика разрешают движение всем участникам, трамвай будет иметь преимущество и автомобиль обязан уступить дорогу.
  • Если движение регулируется стрелкой, активированной в дополнительной секции одновременно с красным или жёлтым сигналом светофора, уступить дорогу обязан трамвай.

Обгон по попутным трамвайным путям в настоящее время правилами не допускается. В этой ситуации трамвайные пути расположены с противоположной стороны, поэтому обгон по трамвайной линии невозможен и будет расценен как выезд на встречную полосу.

Опережение по попутным трамвайным путям допускается в обстоятельствах, если автомобиль не помещает общественному транспорту. Но если в попутном направлении есть свободные полосы, на трамвайные пути лучше не въезжать.

Штрафы, связанные с въездом на трамвайные пути

Размер штрафа зависит от действий водителя в конкретных обстоятельствах:

  • 500 рублей(или предупреждение) – выезд на пути, отделённые от дороги сплошной линией разметки.
  • 500 рублей – создание помех движению трамвая в попутном направлении.
  • 1500 рублей (3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга) – остановка на трамвайной линии.
  • 5000 рублей(или лишение прав на 4-6 месяцев) – выезд на встречные трамвайные пути. За аналогичное нарушение в случае вынужденного объезда препятствия – от 1000 до 1500 рублей.
  • Лишение прав на срок до года – за повторное нарушение правил. Связанных со въездом на трамвайные пути. 5000 рублей за повторное нарушение, зафиксированное автоматическими камерами.

ДТП на трамвайной линии

ДТП, совершённое на трамвайных путях, может обернуться не только штрафом, но и взысканием суммы ущерба от остановки трамвая. Ожидание инспектора для рассмотрения дела может затянуться, следовательно, трамваи не смогут двигаться по рельсам. Для трамвайного парка это выльется в убытки, составляющие не один десяток тысяч рублей. Транспортное управление подаст в суд на виновника ДТП и взыщет сумму убытков.

Поэтому в случае ДТП необходимо начертить схему происшествия, сделать фото с разных ракурсов и убрать автомобиль с путей. Такое развитие событий возможно только в том случае, если трамвай непосредственно в ДТП не принимал участия. Дальнейшее оформление происшествия производится в ближайшем отделении ГИБДД.

В случае ДТП, в котором задействован трамвай, виноватым признаётся водитель автомобиля. Обстоятельство обусловлено тем, что машина может въезжать на трамвайные линии только в том случае, если не создаются помехи для проезда по ним самого трамвая.

Важно. Исключение составляют обстоятельства, когда вагоновожатый допустил проезд на красный сигнал или внезапно выехал из депо.

На видео инструктор объясняет, как правильно делать разворот на трамвайных путях.

Из всего вышесказанного невольно напрашивается вывод, что движение и разворот по трамвайным путям осуществляется с максимальной осторожностью, соблюдением всех особенностей и только в крайних случаях. Любое возникновение помехи движению трамвая может закончиться наложением штрафа и даже лишением прав.

Несмотря на увеличение количества, да и качества автомобильного транспорта, трамвай продолжает оставаться одним из главных участников городского дорожного движения. Главная причина этого — его экологичность, что в условиях современного города является крайне важным фактором.

Вместе с тем, существуют и неудобства: рельсы, являющиеся необходимым атрибутом этого транспортного средства, по большей части располагаются непосредственно на проезжей части, создавая определенные сложности для движущихся автомашин. Автомобилям рано или поздно приходится их пересекать, а зачастую и разворачиваться.

  • Согласно п. 8.5, до того, как повернуть влево, вправо либо развернуться, автовладельцу рекомендуется предварительно перестроиться к краю основной дороги. Исключение составляет выход на «круговой» перекресток.
  • Если попутный с путями следования трамвая и находящийся слева от них курс имеет одинаковый с проезжей частью уровень, указанные маневры можно выполнять исключительно в условиях, когда дорзнаки под номерами 5.15.1 или 5.15.2 или разметка 1.18 не диктуют отличных от этого действий и, одновременно, не возникает препонов для свободного передвижения трамвая.
  • Параграф 8.8, заставляет водителей, выполняющих левый поворот или разворот, уступить дорогу не только встречному автотранспорту, но и трамваю, перемещающемуся в аналогичную сторону. Если проезжая часть не обладает достаточной шириной для предоставления возможности беспрепятственного выполнения движения из фронтальной левой точки, указанное действие можно производить справа и исключительно после пропуска всех «встречек» и «попуток».


Когда разворот с трамвайных путей запрещен?

Кроме уже упомянутых выше прецедентов, проведение подобного действия не может быть выполнено в обстоятельствах, указанных в пункте 8.11. , в частности:

  • На ж/д переездах;
  • Коридорах для пешеходов;
  • Под (на) виадуками, развязками, путепроводами;
  • В тоннелях;
  • По соседству с остановками городского транспорта;
  • При видимости дорожного полотна меньше 100м.

Итак, интерпретация ПДД однозначно подтверждает возможность разворота через трамвайные пути в случаях, когда правила, дорожные знаки (3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4) или разметки (1.1, 1.2.1 и 1.3) не запрещают выполнение этого маневра.

Важный момент: категорически запрещен выезд на трамвайные пути, если они расположены во встречном направлении. Такая попытка способна спровоцировать аварийную ситуацию. Впрочем, как и пересечение рельсов, расположенных справа от водителя машины.

Как разворачиваться на трамвайных путях: некоторые нюансы

Рассмотрим подробнее две ситуации, связанные с характерными нюансами на перекрестке и вне его.

На перекрестке

Начнем с ситуации, когда вагоновожатый имеет право совершить любой, доступный трамваю маневр: ехать прямо или совершить поворот в любую сторону. Рельсы располагаются на одинаковом уровне с проезжей частью, по которой движется в направлении перекрестка автомобиль. Еще раз уточним: въезд на трамвайные пути с целью развернуться возможен (а в некоторых случаях — необходим), если он не противоречит указанным выше знакам и разметке.

Другой случай – перекресток является регулируемым (светофором, работником дорожной полиции). При разрешающих сигналах для всех участников движения преимуществом в движении обладает трамвай. Это не зависит от направления его движения, однако, за одним исключением: при осуществлении движения в сторону стрелки, активированной в одной из дополнительных секций одновременно с одним из запрещающих сигналов светофора, трамваю следует дождаться пока проедут транспортные средства, следующие с иных направлений.

Кроме того, возможны иные комбинации разворота на трамвайных путях: они могут зависеть, например, от их расположения, жестов, совершаемых регулировщиком и иных причин.

За пределами перекрестка

В этом случае действует несколько иной алгоритм:

  • Следует убедиться, что отсутствуют уже упомянутые ограничения (действует «правило левой руки», отсутствуют разметки и так далее);
  • Далее, нужно уступить путь проезжающему в том же направлении рельсовому электротранспорту, перестроившись затем на рельсы;
  • Активизировать соответствующие поворотные сигналы, и, держа в поле зрения «трамвайное движение» в целом, осуществить разворот;
  • При этом пропускаются также трамваи, следующие во встречном направлении.

Внимание! Для разворота следует использовать трамвайные пути. Совершение разворота с проезжей части существенно повышает возможность столкновений.

Размер штрафов за нарушения

Увеличение количества участников городского дорожного движения пропорционально увеличивает размеры опасных ситуаций. Нарушения в основном фиксируются с помощью современных видео и фототехнических средств.

Так, при создании препятствий для движения рельсовых транспортных средств, водителям-нарушителям предписывается выплатить в счет городской казны полтысячи рублей.

Более серьезное наказание предусматривается, если недисциплинированный автомобилист решил выехать на «встречку» и при этом он не объезжает препятствие: за такое нарушение придется расплатиться суммой в 5 тысяч рублей, а возможно и лишиться водить автомашину сроком до 6 месяцев. Если нарушение является повторным, права теряются уже на год!

Когда автомобилист выехал на трамвайные рельсы, имея целью обойти препятствие, сумма штрафа будет составлять от тысячи до полутора тысяч рублей. Такими же будут санкции, если нарушены правила дорожных разметок для поворота и разворота.

Следует знать: потеря грозит лишь в том случае, если факт нарушения зарегистрировало не техническое средство, а непосредственно сотрудник ГИБДД.


Заключение

Следует не забывать: разворот является маневром, необходимым для изменения направления движения автомашины или иного ТС. Его необходимо выполнять в полном соответствии с Правилами ДД. В том числе, и на трамвайных рельсах.

Видеоматериал:

С ситуацией, когда необходимо выполнить разворот на трамвайных путях, каждый день сталкиваются многие автовладельцы. Однако, согласно данным статистике, более трети из них не имеют ни малейшего представления, как безопасно выполнять этот маневр и только 20% знает о наказаниях, которые могут повлечь за собой неверное его исполнение.

Прочитав данную статью, вы узнаете: как правильно осуществить разворот на трамвайных путях на перекрестке или за его пределами, какие существуют нюансы при движении по ним, и какие предусмотрены штрафы за это.

Перед тем как начать разговор о возможностях и запретах для автовладельцев, связанных с разворотом на трамвайных путях, стоит напомнить, что любые манипуляции, осуществляемые на них не должны создавать помех остальным участникам движения! Итак, что именно разрешается правилами ПДД.

Согласно пункту 9.6, разрешено движение при условии, что если другие полосы, расположенные в попутном направлении заняты и поворот налево с трамвайных путей этого же направления, в случае если этот маневр не противоречит пункту 8.5. ПДД. При этом они должны располагаться на левой стороне от полосы движения автомобиля, и расположены на одном уровне, как и проезжая дорога. Опережение (не обгон) по попутным рельсам тоже допускается.

В каких случаях запрещается пересекать трамвайные пути

С такой ситуацией водитель может столкнуться в следующих случаях:


Разворот при запрещающих дорожных разметках знаков. Разворот запрещен на:

  • Железнодорожном переезде;
  • Местах, с видимостью дороги не более 100 м;
  • Местах, предназначенных специально для остановки общественного транспорта;
  • Мостах, путепроводах и эстакадах (в том числе и под ними);
  • Переходах для пешеходов;
  • Тоннелях.

Можно ли осуществлять поворот на путях

В случае необходимости пересечения трамвайных путей, с целью разворота. Выполнять его можно по-разному. Многое в данном случае будет зависеть от того, находится машина на перекрестке или нет.

На перекрестке

Если трамвайные линии разрешают трамваю осуществить любой маневр, например, пересечение, движение по прямой или повернуть налево. Если в вашей ситуации на перекрестке пути соединяют направление, то правила проезда для вас существенно упростятся . То есть, при проезде дорожного участка, по которому вы подъезжаете к перекрестку, делят трамвайные пути, расположенные на одном уровне с ним. Можно ли выполнить разворот, в таком случае?

Согласно пунктам 8.5 и 9.6. прописанных в правилах ПДД вы имеете право (а в некоторых случаях даже необходимо) выехать на трамвайные пути, чтобы развернуться. При этом ваш маневр не должен нарушать установленные знаки и дорожную разметку. Кроме того, водитель не должен создавать помех остальным участникам движения.

Что касается взаимоотношений между водителями машин и трамваев на регулируемых перекрестках дороги, то про них сказано в пункте 13.6 ПДД , где написано, что в случае, если сигналы светофора одновременно позволяют начать движение всем транспортным средствам, то у трамвая всегда будет преимущество, вне зависимости от того, в каком направлении он движется.

Однако если водителю необходимо осуществить движение в направлении стрелки, которая загорится в дополнительной секции вместе с красным или желтым сигналом, то водитель трамвая обязан уступить тому транспорту, который движется с других направлений.

Обратите внимание, что в данной статье описаны лишь общие правила, касаемо разворотов и поворотов с трамвайных путей, так как существует множество различных комбинаций, в зависимости от их расположения, а также жестов регулировщика, сигнала светофора и прочее.

Вне перекрестка

Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка , водитель должен:

  • Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
  • Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
  • Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
  • Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.

Самые распространенные ошибки , совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:

  • Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
  • В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
  • Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.

Штрафы за въезд на трамвайные пути

Количество ДТП, участниками которых являются водители трамваев и автомобилей, с каждым годом только существенно увеличивается. В 95% случаев виновниками возникновения аварийной ситуации является водитель автомобиля, так как при въезде на трамвайные пути, он не должен создавать препятствия движению трамваям. Что касается случаев, когда виновником становится водитель трамвая (который, например, начал движение на запрещающий сигнал) тоже, к сожалению, встречаются, но их число не превышает 5% от всех случаев. Однако, даже не создавая аварийной ситуации при движении по трамвайным путям, инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя или даже лишить его водительских прав.

Размер штрафа напрямую будет зависеть от пункта ПДД , который был нарушен в данном случае. Так:

  • За остановку на трамвайных путях водителю грозит штраф на сумму: 3 тысячи рублей, если это случилось в Санкт-Петербурге или в Москве. В других городах, расположенных на территории РФ — 1,5 тысячи рублей.
  • За создание помех для трамвая, идущего в попутном направлении — штраф 500 рублей.
  • За несоблюдение правил дорожной разметки штраф от 500 до 1500 рублей (это касается поворота или разворота).
  • Первичный выезд на встречную полосу трамвайных путей обойдется в 5 тысяч рублей (или вас могут лишить прав сроком от 4 до 6 месяцев). За последующее аналогичное нарушение – лишение удостоверения на год.
  • Выезд на встречную полосу трамвайных путей чтобы объехать препятствие - штраф от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.

Помните, что разворачиваясь на трамвайных путях, всегда нужно пропускать трамвай , даже в тех случаях, если его движение грубо нарушает ПДД. Иначе последствия, полученные в результате аварии, для вашего авто, да и вас самих, могут оказаться намного серьезнее, чем для трамвая.




Top