Контролирует соблюдение требований по охране труда. Кто контролирует охрану труда в организациях? Какие бывают проверки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государстве нное высшее уч ебное заведение

«Донецкий гос у дарс т венный колледж пищевых технологий и торговли»

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ПРЕДМЕТУ: «ОХРАНА ТРУДА»

«КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Студента 4 курса ВХП 1/9-11

Данильчука Никиты

Преподаватель

Апалькова Татьяна Александровна

Контроль за охраной труда на предприятии

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.

Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

Проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

Измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

Регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

Обследования состояния здоровья работников;

Мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:

Проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;

Выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;

Выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;

Принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.

Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.

Основными видами контроля являются:

Административно-общественный (оперативный) контроль;

Ведомственный контроль;

Государственный контроль;

Общественный контроль.

Административно-общественный (оперативный) контроль бывает, как правило - двух-, трехступенчатый.

Первая ступень - проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.

В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.

На второй ступени оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).

Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:

Исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

Своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;

Выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;

Выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.

По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.

На третьей ступени оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:

Выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;

Выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

Организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;

Организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;

Проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.

Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.

Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль. Осуществляется вышестоящей организацией:

При проведении комплексных проверок подведомственных организаций;

При проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;

По заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль. В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Примечание:

Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

охрана труд травматизм контроль

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят для:

Определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;

Определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

Рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;

Представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.

План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.

Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы и функции управления охраной труда. Принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь. Органы управления государственной системой охраны труда. Система управления охраной труда на предприятии.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Принципы системы управления охраны труда на предприятиях нефтегазового комплекса. Специальная оценка условий труда. Пропаганда охраны труда: лекции, плакаты, стенды, беседы. Обучение и инструктаж по охране труда, постоянный контроль за соблюдением правил.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Система управления охраной труда в организации. Функционирование Службы охраны труда. Планирование работ по предотвращению причин производственного травматизма и профзаболеваний. Финансирование мероприятий по улучшению общих условий на рабочем месте.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Экономическая и социальная эффективность трудоохранных затрат на предприятии. Экономическое стимулирование мероприятий по улучшению охраны и гигиены труда. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Стимулирование улучшения условий труда.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Анализ объекта экономики для определения соответствия условий труда требованиям охраны труда и промышленной безопасности. Оценка вредных факторов, действующих на работников завода. Разработка мероприятий по усовершенствованию управления охраной труда.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2016

    Основные понятия в области охраны труда, законодательные и нормативно правовые акты. Международный стандарт OHSAS 18001. Система стандартов безопасности труда и управления охраной труда на предприятии. Ресурсное обеспечение деятельности по охране труда.

    реферат , добавлен 01.12.2011

    Нормативно-правовые основы управления охраной труда на предприятии. Прогнозирование, учет, оценка и контроль опасностей, связанных с рабочим местом. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма на "Агросервис".

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Управление охраной труда в организации. Основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Полномочия и ответственность руководителей организации. Инструктаж по охране труда. Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Понятие и сущность трудоохранных мероприятий на предприятии. Основные источники финансирования мероприятий по охране труда. Экономическая оценка эффективности трудоохранных мероприятий. Оценка безопасности труда методом учета и аттестации рабочих мест.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Понятие "охрана труда". История формирования системы управления охраной труда с 1933 года по настоящее время. Деятельность профсоюзов, Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Особенности современной системы управления охраной труда.

Если в вашу компанию пожаловал инспектор труда, то проверить он может не только кадровую документацию, но и документы по охране труда. Практика показывает, что около 50 % штрафов инспектор труда выписывает именно за нарушения требований охраны труда. Даже если организация не занимается производством и в ней работают только офисные работники, без охраны труда не обойтись. Давайте посмотрим, что именно инспектор проверит в любом случае.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Если в организации числится более 50 человек, работодатель должен создать службу охраны труда или закрепить в штатном расписании должность специалиста по охране труда. Если такой штатной единицы нет, ее необходимо ввести приказом по организации, после чего принять на нее работника.

При создании службы охраны труда нужно учесть Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10, в ред. от 12.02.2014).

При приеме на работу специалиста по охране труда с ним заключается трудовой договор. Перед этим его нужно ознакомить с локальными нормативными актами, в том числе с его должностной инструкцией (разумеется, для этого ее нужно сначала разработать). Затем издается приказ о приеме на работу, заполняются трудовая книжка и личная карточка (унифицированная форма № Т-2).

Заметим, что в организациях с небольшой численностью можно предусмотреть неполную ставку специалиста по охране труда, а также принять его по совместительству.

Если в организации нет указанных структурных единиц, за охрану труда, согласно ст. 217 ТК РФ, отвечают:

Руководитель организации;

Другой уполномоченный работодателем работник;

Организация (подлежит обязательной аккредитации) или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.

Ответственный за организацию охраны труда назначается приказом работодателя, который оформляется в произвольной форме (ч. 2 ст. 217 ТК РФ) .

Для ответственного по охране труда нужно разработать должностные обязанности, которые необходимо включить в его должностную инструкцию.

При разработке должностных обязанностей специалиста по охране труда или ответственного по охране труда можно использовать профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» (утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в ред. от 12.12.2016).

Если работодатель не обеспечивает и не контролирует соблюдение требований охраны труда, ему грозит штраф от 50 000 до 80 000 руб. Для должностного лица — от 2000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в течение месяца с даты приема на работу обучить безопасным методам и приемам выполнения работ всех работников, включая руководителя.

Если работника принимают на работу во вредных или опасных условиях труда, ему к тому же нужно пройти стажировку на рабочем месте. Обучение по охране труда завершается проверкой знаний по охране труда.

Если в организации не проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее — Порядок обучения) утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Инспектор по охране труда непременно захочет увидеть документы по обучению работников.

Обучение руководящих работников

Руководители организаций, лица, ответственные за охрану труда, и лица, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, обучаются в специализированном учебном центре (п. 2.3.2 Порядка обучения) .

У работодателя должны быть следующие документы:

Договор с обучающей организацией;

Документы обучающей организации (она подлежит аккредитации);

Протокол заседания комиссии проверки знаний;

Удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда (у работодателя обычно хранятся копии удостоверений, а оригиналы передаются работникам).

Обучение обычных работников

Обучение других работников работодатель может организовать собственными силами внутри организации. Для этого нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — ГОСТ 12.0.004-2015).

Порядок обучения устанавливает общие требования к организации и проведению обучения, а в ГОСТ 12.0.004-2015 можно найти более подробный рекомендуемый порядок, а также формы необходимых документов.

Чтобы обучение было признано законным, работодателю нужно оформить следующие документы:

Приказ о создании комиссии по обучению и проверке знаний по охране труда в объеме не менее 24 ч. В составе комиссии должно быть не менее трех человек;

Программу обучения по охране труда, включая программу обучения приемам оказания первой помощи. Последнюю можно оформить отдельно. Программы должен утвердить работодатель;

Протоколы проверки знаний по охране труда, которые оформляются по результатам экзамена после каждого проведенного обучения. Экзамен можно проводить как по билетам, так и в форме тестирования;

Удостоверения о прохождении обучения по охране труда, которые нужно оформлять и выдавать работникам по результатам обучения.

Стажировка работников

Для проведения стажировки работников также нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ 12.0.004-2015.

Для проведения стажировки необходимо разработать программы стажировки с учетом специфики деятельности работодателя. Чтобы направить работника на стажировку, нужно издать соответствующий приказ (распоряжение) работодателя.

После успешного окончания стажировки оформляется допуск к работе.

ИНСТРУКТАЖИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Если работодатель не проводит инструктажи, это может повлечь ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа: для должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Чтобы избежать наказания, нужно не только провести необходимые инструктажи, но и оформить соответствующие журналы (Порядок обучения, ГОСТ 12.0.004-2015).

Для проведения каждого вида инструктажа необходимо разработать программы с учетом специфики деятельности работодателя. Типовые образцы программ инструктажей можно найти в ГОСТ 12.0.004-2015. Работодатель должен также руководствоваться межотраслевыми, отраслевыми или специальными требованиями охраны труда.

Кроме программ вводного и первичного (повторного), а также внепланового инструктажей необходимо вести журналы регистрации соответствующих инструктажей.

Журналы должны быть надлежащим образом оформлены, а записи в них должны вноситься в хронологическом порядке и заверяться подписями инструктирующего и инструктируемого.

Инструктирующим может быть работник, который был назначен ответственным за проведение инструктажей. Обычно это специалист по охране труда или ответственный по охране труда (п. 2.1.3 Порядка обучения).

От первичного инструктажа на рабочем месте могут быть освобождены работники, не связанные с эксплуатацией оборудования, а это большинство работников офиса.

Если такие работники есть, то работодателю необходимо утвердить приказом либо отразить в локальном нормативном акте перечень должностей, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Таким образом, инспектор может запросить следующие документы по инструктажам:

Программы вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажа, утвержденные приказом руководителя организации;

Перечень должностей, освобожденных от проведения первичного инструктажа на рабочем месте, также утвержденный приказом;

Журнал регистрации вводного инструктажа;

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;

Инструкция по оказанию первой помощи.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Спецоценке подлежат все рабочие места в организации (за исключением дистанционных и надомных).

Если специальная оценка условий труда не проведена, работодателю может грозить ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.

Специальная оценка проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016).

Если по результатам спецоценки не выявлено вредных или опасных условий труда, работодатель должен подать в территориальную трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда государственным требованиям (ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона № 426-ФЗ). Рекомендуем хранить доказательства того, что трудовая инспекция получила такую декларацию.

Доказать проведение спецоценки можно с помощью отчета о ее проведении. Он направляется работодателю для подписания и утверждения членами комиссии, создаваемой работодателем.

Также необходимо помнить, что работодатель должен:

1) уведомить организацию, проводившую спецоценку, об утверждении отчета в течение трех рабочих дней с момента его утверждения;

Сроки проведения спецоценки

Если спецоценка еще не проводилась, то ее нужно провести для всех рабочих мест поэтапно до 31 декабря 2018 г., а в организации должны быть в наличии следующие документы:

Приказ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда;

Перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке;

Внеплановая специальная оценка должна проводиться в течение 12 месяцев в следующих случаях:

Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;

В случае получения предписания инспектора труда о проведении спецоценки, изменения состава применяемых материалов или сырья, изменения применяемых средств защиты, спецоценку нужно провести в течение шести месяцев. В этот же срок необходимо провести спецоценку, если по результатам расследования несчастного случая выявилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, а также по мотивированному предложению профсоюза.

Внеплановую спецоценку можно не проводить, если:

Юридическое лицо (работодатель) было реорганизовано;

Контроль является одной из основных составляющих системы управления безопасностью груда и от того, насколько полно он осуществляется, насколько эффективны и действенны решения, принимаемые по материалам контроля, во многом зависит состояние охраны труда в подразделении, на предприятии.
Контроль бывает двух видов:
1. Технический, если его объектами являются предметы труда (продукция, техническая документация и др.), средства труда (оборудование, инструмент), трудовые процессы.
2. Социальный, если его объектом является деятельность человека.
Контроль представляет собой систему проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявление результант воздействия субъекта на объект и отклонений от принятых управленческих решений.
Контроль является настолько важным средством обеспечения безопасности труда на производстве, что о необходимости этого вида деятельности говорится практически во всех нормативных актах по охране труда.
В любой деятельности важны принципы, па основе которых она строится. При осуществлении контроля такими принципами являются следующие.
Контроль должен быть эффективным. Этот принцип заключается в том, что контроль осуществляется не ради самого контроля, а для устранения обнаруженных недостач кон. Нет ничего хуже, как непринятие руководителем мер по выявленным недостаткам. Поэтому успех контроля определяется принятыми мерами.
Контроль должен быть полным, всесторонним и объективным. В этом принципе находит отражение одно из важнейших положений марксистско-ленинской диалектики, которая требует в любой отрасли знания всестороннего изучения предмета, познания всех сторон действительности, всех его связей и опосредствовании. Оно требует изучать факты и явления объективной деятельности не оторванно, не изолированно друг от друга. Выводы из результатов контроля будут объективны только в том случае, если они строятся не на единичных фактах, вырванных из общей связи причин и следствий и носящих случайный характер, а на фактах, отражающих существенные стороны явления.
Контроль должен быть непрерывным и регулярным, т. е. носить систематический характер, а не осуществляться от случая к случаю. И чем ниже ранг руководителя, тем выше должна быть систематичность. В отдельных случаях необходимо постоянное и непосредственное наблюдение за выполнением работ. Особые случаи, требующие с точки зрения обеспечения безопасности такого контроля, указаны в соответствующих правилах и инструкциях по технике безопасности.
Контроль должен быть своевременным. Этот принцип требует, чтобы контроль осуществлялся тогда, когда еще есть время для выполнения мероприятий по устранению препятствий, ошибок, недостатков. Этот принцип особенно важен при контроле планов, где фактор времени играет существенную роль.
Одной из эффективных форм контроля администрации и комитета профсоюза предприятия за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими законодательных и нормативно-технических актов по охране труда является трехступенчатый контроль.
Этот вид контроля не исключает проведение администрацией контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятий, а также общественного контроля профсоюзных органов. В зависимости от специфики производства, структуры и масштабов предприятия трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится на первой ступени — на участке цеха, карьера, шахты; на второй ступени — в цехе, карьере, шахте; на третьей ступени — на предприятии в целом.
Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью) — ив течение рабочего дня (смены).
По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия, определяются сроки и лица, ответственные за исполнение.

Если недостатки не могут быть устранены силами участка, то его руководитель обязан доложить об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.
Вторая ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер по технике безопасности предприятия и медицинский работник, закрепленный за цехом.
Комиссия намечает мероприятия но устранению недостатков, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения. Кроме того, начальник цеха (подразделения) должен организовать выполнение предложенных комиссией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал, а на практике, как правило, ежемесячно. В состав комиссии входят заместитель главного инженера по технике безопасности или руководитель службы охраны труда предприятия, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб, начальники газоспасательной службы, пожарной охраны, руководитель медицинской службы предприятия. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда, проверяемого подразделения.
Результаты проверки оформляются актом, в недельный срок они должны быть обсуждены на совещании у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива. На совещании должны присутствовать руководители всех участков и цехов предприятий. Здесь заслушиваются руководители тех участков (цехов), где выявлены неудовлетворительные условия труда, допущены нарушения правил безопасности и норм производственной санитарии. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием принятых решений и мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает соответствующий приказ.
На некоторых предприятиях организована и применяется еще одна, довольно эффективная форма контроля — целевые проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия.
Целевые проверки осуществляет руководитель подразделения совместно со старшим общественным инспектором. В целевых проверках участвуют соответствующие руководители технических служб подразделения. Суть целевой проверки заключается в том, что по специальному графику в определенный день месяца проверяется состояние только одного какого-то объекта, хозяйства и пр. Например, в первую неделю января и июля проверяются состояние пожаро-и взрывоопасных помещений, газового хозяйства, кислоро-допроводов, сосудов, работающих под давлением, паро- и воздухопроводов, противопожарных средств.
Для этой целевой проверки начальник цеха привлекает помощника начальника цеха по оборудованию, энергетика цеха, механика; приглашает инженера бюро по надзору за объектами котлонадзора, инженера ОГЭ.
На основании материалов целевой проверки разрабатываются мероприятия с указанием сроков их исполнения и ответственных лиц, издается распоряжение по цеху.
В первую неделю марта и сентября организуется проверка состояния грузоподъемных машин, механизмов, подкрановых путей, грузозахватных устройств и приспособлений и т. д.
Разумеется приведенные выше примеры являются рекомендательными, их можно принять как типовые, они дают возможность понять суть целевых проверок. На предприятиях разрабатывают и вводят графики целевых проверок с учетом специфики производства и конкретного состояния охраны труда на данном предприятии.
Кроме перечисленных, существует еще много форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, соблюдением нормативных документов.

31 декабря 2017 г. был подписан Федеральный закон № 520-ФЗ, который вступил в действие в январе 2018г. Согласно новым изменениям трудовая инспекция теперь может осуществлять внеплановые проверки, опираясь на заявление любого человека, организации или публикацию в средствах массовой информации. Достаточно им лишь узнать, что возможно кто-то не заключил трудовой договор или заменил его договором на оказание услуг, или вообще принуждает сотрудников к открытию ИП.

В таком случае работодателя ждет внезапная внеплановая проверка, и при подтверждении подозрений – . Это значительно повышает защищённость работников в области трудового права. И ставить под большие риски организации работающие без заключения трудовых договоров с сотрудниками.

До сих пор работодателю грозила проверка только либо в случае обращения оформленного работника с заявлением. С жалобой теперь может обратиться , что может негативно отразиться на бизнесе.

Безусловно плановые и внеплановые проверки трудовой инспекцией существовали и раньше.

Подробнее о внеплановых проверках можно узнать в статье 360 ТК РФ.

Но не каждая жалоба могла стать причиной проверки без предупреждения. Согласно стандартной процедуре работодатель должен быть предупрежден за сутки даже в случае внеплановой проверки. Помимо этого, необходимо согласовать такую проверку в прокуратуре, получив соответствующее разрешение. При отсутствии достаточных оснований прокуратура могла и не разрешить подобную проверку.

Достаточным поводом для внеплановой проверки являлись:

  • Угроза жизни и здоровью работника;
  • Невыплата либо задержка выплаты заработной платы;
  • Обращение работника о защите прав.

К примеру, внезапно проверить организацию можно было в случае нарушений правил охраны труда вплоть до угрозы здоровью сотрудника.

Не выдаете спецодежду работникам, не проводите инструктаж – ждите внеплановую проверку.

Или вдруг в газете написали, что уже несколько месяцев на заводе задерживают зарплату, а работники запуганы и не обращаются сами. Трудовая инспекция должна сразу проверить эту информацию внезапным визитом.

Что изменилось?

С 2018 года трудовой инспекции достаточно обращения любого гражданина с жалобой, чтобы провести внеплановую проверку работодателя. При этом уже нет необходимости согласовывать эту проверку с прокуратурой или предупреждать работодателя за сутки.

Одними из самых распространенных нарушений трудового законодательства являются:

  • Принуждение к оформлению ИП – когда хозяин магазина, например, просит своих продавцов открыть ИП, а затем заключает с ними договор на оказание услуг. В результате продавцы, работая в этом же магазине, самостоятельно оплачивают взносы и налоги за себя . При этом они не защищены от давления со стороны владельца магазина, который может их уволить, не давать отпуск, не оплачивать больничный и т.п. В свете новых законов, такой работник может пожаловаться в трудовую инспекцию, и тогда будет произведена внеплановая проверка.
  • Заключение гражданско — правового договора – зачастую принято оформлять сотрудников по гражданско-правовым договорам, как физических лиц, оказывающих услуги. Фирма сама оплачивает страховые взносы за этих сотрудников и удерживает НДФЛ. Такой подход в рамках закона, но, тем не менее, данные сотрудники фактически являются штатными, а работодатель пытается экономить на взносах в соцстрах и не соблюдать трудовые права. В результате такой работник не защищен. Например, он получил травму во время работы (перелом ноги при поездке на переговоры), но больничные и компенсация ему не положены, т.к. нет трудового договора. Или сотрудница захочет оформить отпуск или декрет, а работодатель против и может уволить её, оставив без выплат. При гражданско-правовом договоре директор может просто расторгнуть договор и заключить его с другим работником.

Раньше за время оформления жалобы, согласования с прокуратурой, организация могла подготовиться к визиту трудовой инспекции. Да и прокуратура могла отказать во внеплановой проверке, т.к. принимала во внимание и интересы бизнеса.

Теперь наступили другие времена, когда любая жалоба должна быть рассмотрена, и проведена проверка. И не важно, оформлен ли этот сотрудник, или он действует по гражданско-правовому договору или как ИП, а может вообще жалоба поступила от сочувствующего стороннего наблюдателя и борца за справедливость.

Разве проверка не должна быть по графику?

Определенный график проверок существует только . Внеплановые же проверки могут выполняться в любое время, таким образом, изменения законодательства коснулись именно внеплановых визитов трудовой инспекции.

Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.

О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя. В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно , без графиков и предупреждений. Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию , найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката. Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану. Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

Что будет за незаключение трудовых договоров?

За подобное нарушение накладывается штраф в размере до десяти тысяч рублей для ИП и до 100 тыс. рублей для организации. При этом такой штраф накладывается за каждый незаключённый договор, т.е. если вы не заключили 3 договора, то будет наложено 3 штрафа. Руководитель организации также будет наказан согласно ст. 5 27 КоАП.


Если у работника будут еще проблемы с гражданством, то штраф может достигать 500 000 рублей.

Помимо наложения штрафа будут вынесены предписания о необходимости заключения трудовых договоров. При этом сроком начала действия договора будет признана дата начала работы сотрудника , а не день проведения проверки. За весь этот период организация должна будет произвести все обязательные отчисления в пенсионный фонд и налоговую инспекцию.

Таким образом за трёх работников доначисления налогов и взносов за год составит около 150 000 рублей.

Как доказать, что договор не трудовой? Теперь нельзя работать с ИП или физлицами? Всех нужно оформлять по ТК?

Такие изменения трудового законодательства совсем не значат, что надо сразу со всеми заключать трудовой договор. Такой договор заключается только с теми, с кем действительно состоят в трудовых отношениях. При этом любая организация может работать и с ИП, и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам, заключая соответствующий договор. И ни одна инспекция не найдет в этом нарушений, если все оформлять грамотно.

Важно четко понимать те признаки, из которых следует, что необходимо заключать именно трудовой договор.

  • Работник занимает конкретную должность;
  • Оплата осуществляется за процесс труда, а не за результат;
  • Выплачивается оклад, премии и надбавки;
  • Есть гарантированные условия труда;
  • Установлены льготы компенсации;
  • Определены правила внутреннего трудового распорядка.

Наличие одного признака не является доказательством наличия трудовых отношений. Указанные признаки будут изучаться инспекцией в совокупности, анализу будут подвергнуты как , так и реальные отношения. При этом важно учесть наличие приоритета трудового договора в области трудового законодательства, т.е. любые сомнения будут толковаться в пользу работника.

Поэтому если вы понимаете, что ваши взаимоотношения с сотрудниками действительно лежат в рамках трудовых отношений, то лучше оформить все соответствующим образом, чтобы избежать внеплановых проверок и последующих штрафов.

Я думаю, будет полезным определить некоторые важные моменты и особенности при проведении проверки по охране труда , государственным инспектором труда! Имея в виду должный порядок проведения проверки, права инспектора труда, его обязанности и ограничения в действиях, можно как минимум минимизировать последствия после проведения проверки по охране труда!

Для начинающих, пожалуй, начну с основ проверки как таковой.

Проверка по охране труда подразделяется на плановую и внеплановую проверки. Так же подразделяются на документальные и выездные, но о них я не буду сейчас.

Теперь что касается внеплановой проверки по охране труда. Такая проверка также отображается в годовом плане проверок. Внеплановая проверка по охране труда может иметь большее количество и частоту ее проведения т.к. ее проведение напрямую зависит от поступления письменных заявлений (жалоб) от сотрудников организации. Принцип таков: чем хуже отношение руководителя организации к своим сотрудникам, в плане трудовых отношений и условий труда на рабочих местах, тем большее количество проверок по охране труда ожидает этого руководителя.

О правилах проведения проверки.

Основной ссылкой в этом разделе, пожалуй, будет все тот же ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ". Приведу основные статьи и пункты из этого чудо закона, которые стоит иметь в виду.

>Пункт 1, статья 13. Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней (20 дней).
Пункт 3, статья 13. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (не более 20 дней).
Статья 16. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье приводятся требования к форме и содержанию такого акта.
Статья 20. Результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

Имейте в виду, что к таким нарушениям относиться:

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
— требование документов, не относящихся к предмету проверки;
— превышение установленных сроков проведения проверок;
— непредставления работодателю акта проверки.

Так же следует знать что, проверка по охране труда проводиться исключительно в рамках предмета и объекта проверки, обозначенных в распоряжении (приказе) о проведении проверки. К примеру, предметом проверки является трудовые правоотношения. В таком случае, государственный инспектор труда не имеет право проверять документы по охране труда. Инспектор так же не имеет право требовать документы, информацию, образцы продукции, проб обследования производственной среды, если таковые не являются объектами проверки и/или не относятся к предмету проверки.

Стоит еще отметить, что при проведении проверки, инспектор труда не вправе изымать оригиналы документов даже в том случае, если они являются предметом этой проверки.

Об ограничении прав инспектора труда.

Привожу три законодательных документа, которые достаточно серьезно ограничивают полномочия государственного инспектора труда и регламентируют его работу в целом. Итак, об «ограничителях»:

1. Все тот же Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ";
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Конвенция № 81, принятая в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Тут стоит принять во внимание один момент. Эти три нормативных документа в некоторых моментах имеют противоречия. Вот некоторые из них. В соответствии с ФЗ № 294, государственный инспектор труда не имеет право проводить проверку в том случае, если при ее проведении нет руководителя организации или иного доверенного или ответственного лица. Не смотря на это, в противоречие вступает трудовой кодекс Российской Федерации, который дает право государственному инспектору труда не уведомлять о своем присутствии руководителя организации или его доверенного лица (представителя), что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля статья 360 ТК РФ и статья 12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда. Противоречия имеются в моментах, регламентирующие количество и частоту проведения проверок. В действующем любимом ФЗ № 294, установлено ограничение, а именно проверять организацию не чаще одного раза в 3 года, тогда как в не менее действующей конвенции МОТ № 81 есть статья 16 в которой говориться о том, что предприятия подвергаются проверке столько, сколько надо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на то, что все три нормативных документа являются на данный момент действующими, приоритет при проведении проверки имеет замечательный ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".

Памятка сотрудников при проверке.

Для минимизирования или полного исключения нештатной ситуации при проверке. Необходимо проводить специфическое обучение персонала по взаимодействию с проверяющими лицами.

Примерная памятки или инструкция (Московский бухгалтер. Октябрь 2004 №10) может содержать следующие пункты:

1. Незамедлительно сообщите об этом по телефону в свою администрацию.
2. Проверьте документы контролеров и, по возможности, снимите с них копии или перепишите оттуда данные (Ф.И.О. инспектора, его должность, подразделение и т.п.).
3. Попросите у контролера копию или экземпляр постановления о проверке.
4. Скажите проверяющему, что все пояснения и ответы на вопросы вы можете давать только с разрешения руководства.
5. Если проверяющие все-таки настаивают на пояснениях, то отказывайтесь, обосновывая это тем, что вы подписали должностную инструкцию и вас уволят, если вы ее нарушите. В крайнем случае отвечайте, что все происходит в соответствии с действующим российским законодательством.
6. Не предъявляйте документы, которые не относятся к предмету проверки.
7. Если инспектор составит протокол о правонарушении, не отказывайтесь ставить свою подпись. Однако рядом с подписью напишите фразу: «С возражениями». Если проверяющий спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что уполномоченный представитель фирмы с ним свяжется и обговорит этот вопрос.
8. Всегда держите памятку при себе. Не давайте ее в руки проверяющему.

Как-то так может выглядеть примерная памятка для сотрудников организации.

Примерный перечень документов, запрашиваемых при проверке.

Обжалование предписания инспектора
В случае, когда государственный инспектор труда произвел проверку в Вашей организации с явными нарушениями, руководитель (его доверенное лицо) может обжаловать его решение на основании выданным этим инспекторам предписание об устранении нарушений или/и постановлений о привлечении к административной ответственности.

Напомню, что если при проведении проверки явно есть нарушения со стороны инспектора труда, при вручении им этого предписания, напишите рядом с подписью «С возражением». Если инспектор труда спросит, когда вы представите возражения, отвечайте, что доверенное лицо организации с ним свяжется и обговорит этот вопрос.

Имейте ввиду, что после того как Вы получили постановление о привлечении к административной ответственности (его копию), жалобу можно подать в течении десяти суток (10 суток) со дня вручения. А в суд же можно обратиться в трех месячный срок (3 месяца) со дня, когда стало известно о нарушении прав.

P.S. Помните самое главное, что государственные инспекторы труда, то же люди. Они такие же обычные люди, как и большинство остальных. У них в работе свои заботы, свои проблемы. Излишне бояться их как некто опасных и злых, наивно. Страх перед проверяющим, дает только повод этому проверяющему. Поэтому при взаимодействии с инспектором труда, ведите себя спокойно и обособленно. Поддерживайте диалог. Ведь теперь Вы знаете, как пройти проверку по охране труда в своей организации.

На этом всё. Спасибо за внимание!




Top