Нравственные уроки в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание. Разработка урока по литературе учителя русского языка и литературы Марьясовой Г. П Работа с формулой

Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей.

Кайсын Кулиев

Цели урока:

  1. Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
  2. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
  3. Воспитание культуры общения, толерантности.

Оборудование:

  1. Наглядный материал для составления схемы на доске.
  2. Раздаточный материал с текстом для чтения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Обозначение темы, целей урока, обсуждение эпиграфа

3. Введение в тему. Создание проблемно-творческой ситуации

Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”

Как бы вы закончили эту легенду?

(Обсуждение)

Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”

О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)

Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.

(Обсуждение)

Мы находим это альтруистическое чувство, это желание сделать счастливым кого-то и в истории: время строительства коммунизма, когда люди жили и работали для счастья и светлого будущего целой страны, а не для себя лично; и в русской литературе: Данко (М. Горький “Старуха Изергиль”), Раскольников (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”), нумера Единого Государства (Е. Замятин “Мы”).

Так вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос: почему собственное, личное счастье человека так неотделимо от счастья других?

4. Работа с формулой.

На доске схема:

Вместо “?” выберите знак и прокомментируйте свой выбор.

5. Введение в беседу контекста романа

Давайте вспомним тех героев романа “Преступление и наказание”, для которых свое счастье, счастье для себя, могло существовать только лишь после счастья других.

(По ходу беседы составляется схема)

Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?

жертвуя другими

жертвуя собой

Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?

Чей путь вы считаете более правильным? почему?

(Обсуждение)

6. Выход к авторской позиции

Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?

Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).

Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)

Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?

Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.

7. Проекция на современность. Подведение итогов

Роман “Преступление и наказание” был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.

Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(Высказывания учащихся)

В. Дроганов заканчивает текст так:

Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?

Уроки Достоевского. По роману «Преступление и наказание».

Противопоставление между добром и злом- Основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.
Раскольников, пытаясь возвыситься над страдающим миром, создает свою теорию. В основе этой теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Решаясь на убийство, он следует меркантильным интересам. Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и её сестру. То есть проливается кровь невинных. Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал её, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона Раскольникова. Задавленного бедностью, но не видящего в себе силы пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых, он отдает им последние деньги. «Раскольников подошел к Катерине Ивановне и отдал ей все деньги, что у него были, и удалился…». Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг её. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его «крест»- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие- величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в «добром и хорошем чувстве», вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.
В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЛИЧНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
(по роману Е. Замятина "Мы")
Роман Е. Замятина "Мы" написан в 1921 г. Время было сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычайном жанре "антиутопии". Ведущая тема - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства.
Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и лучше других, знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, что это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции. Но умный и мудрый человек Замятин сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общество людей, потому что каждый человек сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть «винтиком». Когда его превращают в «винтик», он теряет значительную часть своей человеческой сущности. История показала, что превращение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человеком и человечеством.
В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла, чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» - в отказе от «я» и растворении безличном «мы». Внушено, что художественное творчество -"уже не беспардонны соловьинный свист", когда «всякий писал, что ему вздумается", а "государственная служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно "табелю сексуальных дней".
Роман 3амятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству:
гипертрофированной власти машин и власти государства. "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами «хранителей».
Сочинение 3амятина проникнуто раздумьями о Российской послереволюционной деятельности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
Роман 3амятина приобрел особую ценность, и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилием над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и социализм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспоминать прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе где все напраилено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи опера удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме, эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. У 3амятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучна сегодняшнему дню. Это, тема экологической тревоги. «Антиобщество», изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей «голыми в леса», чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа «Мы» принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям» в условиях глобальных исторических сдвигов ХХ столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина
Автор на своих "запретных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману "Мы» , пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. «Мы» - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения как «Мы», "выдавливают" из человека рабство, делают его личностостью.
ЧЕЛОВЕК В ВИХРЕ ВЕВОЛЮЦИИ И
Гражданской ВОЙНЫ.
(По роману М.А- Булгакова "Белая; гвардия")
«Великая замятня» гражданской войны началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря "белых" и "красных» . Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо- коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. И тем не менее более 30 тысяч офицеров бывшей царской армии служили Советской власти, а точнее Красной Армии. Виднейшие деятели русской науки и культуры (Павлов, Мичурин, Тимирязев, Собинов, Нежданов и др.) признали Советскую власть. Для них выбор цели стал жизненной необходимостью. Такие "шатания и мучительные поиски" изображены в романе МЛ. Булгакова «Белая гвардия».
Кинга Булгакова автобиографичная. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев, и там ему и его Близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе "Белая гвардия» и
пьесе «Дни Турбиных» .
Образы дома, братьев, сестер, матери проходят через эти два булгаковских произведения и многочисленные рассказы. Так и видится Булгакову уютное кресло с треснувшей ножкой, портрет на стене, цветы на подставках, раскрытое пианино с нотами. Вот так и разворачиваются первые сцены романа.
В «Белой гвардии», как мы уже говорили, много автобиографического, но это уже исторический роман. Вспомним, что отец Михаила Афанасьевича был преподавателем. Отсюда и трепетное отношение Булгакова к тому, что происходит, к гражданское воине как
историческому событию. «Белая гвардия» -
книга- о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчеркивал, что речь в его романе идет о трагически заблудившихся в "железном буране революции". Это книга о пути выбора и прозрения. В "Белой гвардии" Булгаков размышляет о судьбах россии, народа, интеллигенции.
Милая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию (не большевиков, не сталинщину, а именно обновленную Россию).
Семья Турбниых невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж - Тальберг (31 год), Николка (17 лет)…И еще приживалка Анюта. Мать завещала им: "Живите дружно". так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Конец беспечной жизни.
Художественная биография этой вполне ординарной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. Это один из лучших русских романов послереволюционной эпохи о гражданской войне.
"Белая гвардия" стала "романом воспитания", где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной Армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроков истории, говоря о России:" Прежней не будет, новая будет". Пройдя через тяжелые испытания, кажется, находят свою дорогу н Алексей, и Тальберг, и Николка.
Своеобразен язык романа "Белая гвардия».Он не похож ни на какой другой, он обладает своими особенностями. В этом тоже проявляется самобытность Булгакова.
Если говорить откровенно, мне Булгаков нравится. Я люблю, когда о большом и сложном пишут просто и доступно. Как, например, у А. Толстого в романе "Петр I" или у Шолохова в романе "Тихий Дон". Кстати, в последнем и описывается гражданская война и революция. Но я отдаю дань таланту Михаила Афананасьевича Булгакова. Это истинно русский писатель
Как жаль, что Булгаков так рано ушел из жизни, прожив всего 49 лет.

И литературы Марьясовой Галиной Петровной, гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена такая форма, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. Продумывая ход урока, мне хотелось, чтобы чтение для десятиклассников стало “трудом и творчеством,” поэтому в основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Цель урока – вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, поэтому использовались эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, будоражили мысль, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно – художественного образования школьников, качества их гуманитарной подготовки и восприятия творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Урок – эпилог к роману

“Преступление и наказание”.

(Урок – размышление. 2 часа)

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока:

· сформировать личное отношение к роману;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

· портрет;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Достоевского“Преступление и наказание”.

I. Объявление темы и задач урока.

II. Чтение эпиграфа.

III. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду”высший”: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т. е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I. Первая учебная ситуация

В чем состоит необычность преступления, совершенного

Р. Раскольниковым?

(: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т. е. соверши преступление(а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

IV. Четвертая учебная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”(нет Бога, нет бессмертия , нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая учебная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами.

VI. Шестая учебная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Отчет 3-ей группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.

3. “Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

“ Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Отчет 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается от прежнего?

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по - иному слышать и видеть, т. е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого - порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Отчет 1- ой группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя- гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают “бесноватыми и сумасшедшими”. Где же искать “ чистых”? Уж не среди ли “обыкновенных”? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает: “Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез”. Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса “Я есмь воскресение в жизнь” – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: “…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…”. “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково”.

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать (ранее - “Воздуху!”), а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: “Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое”. Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

- Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? (“Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет…”- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т. к., с точки зрения, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений , освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли, важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” . ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект)

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - “униженным и оскорбленным”, - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.

Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства.

В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение.

Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство.

Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня.

Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского...

  2. Загрузка... Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой Достоевского...

  3. Загрузка... В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во...

  4. Загрузка... Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” - одно из выдающихся произведений мировой...

  5. Загрузка... Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией...

Тема урока: Преступление и судьба Раскольникова с позиции религиозно-нравственных представлений писателя

Цели

  • проанализировать роман Достоевского «Преступление и наказание» на уровне христианской основы его мировоззрения;
  • развивать речь, логическое мышление;
  • способствовать формированию коммуникативной компетенции: умение выражать мысли литературным языком; выступать перед аудиторией; вести диалог; вести дискуссию, аргументировать, доказывать; активно слушать;
  • воспитывать желание переосмысления собственных взглядов по изучаемой теме

Тип урока: урок применения знаний.

Место в учебном плане: 10 урок по роману.

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения.

Методы и приемы:

репродуктивный: слово учителя о религиозных представлениях Достоевского;

метод творческого чтения: художественный пересказ эпизода, инсценировка эпизода, комментированное чтение;

метод демонстраций: показ мультимедийных презентаций

эвристический: аналитическая беседа, сравнительный анализ

Задачи

Предметные – создать условия для

  • ознакомления учащихся с религиозными взглядами Достоевского;
  • понимания учащимися (путем исследования) болезненного внутреннего мира героя, презревшего законы гуманизма и нравственности;
  • развития устной речи;
  • обогащения словарного запаса школьников

Метапредметные –

  • проводить сравнения, обобщения, уметь выделять главное, существенное;
  • умение пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
  • на основе анализа художественного произведения учиться рассуждать

Личностные –

  • выявить заложенные в произведении религиозно-нравственные ценности;
  • заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  • презентация учителя к уроку в программе Power Point (автор – Селезнева С.А.)
  • презентация «Гордыня – один из семи смертных грехов» (заранее подготовленный ученик: автор – Великжанина Елена)
  • «Толковый словарь» (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Вне проблемы веры всякий разговор о

романе Достоевского превратится в

праздномысленное времяпровождение.

М.Дунаев

  1. Слово учителя: постановка проблемного вопроса

Проблемный вопрос

Можно ли сказать, что Христианская идея пронизывает «Преступление и наказание» и "воскресение" Родиона Раскольникова происходит на пути к Богу?

Исследуя проблемный вопрос урока выдвинем гипотезу:

роман Достоевского проникнут христианскими мотивами, путь Раскольникова – это путь к Богу.

Когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание». «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте».

В 1854 году, выйдя с каторги, Достоевский написал Н.Д. Фонвизиной:

«Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».

Достоевский изначально признает духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемом Богом. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. ”Возлюби ближнего своего, как самого себя”, и тогда тебе откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.

  1. Эвристическая беседа

Главными признаками сатанизма, главными человеческими пороками Достоевский считает гордыню и себялюбие. Эти качества оказывают наиболее глубокое влияние на все стороны душевной жизни человека. (презентация «Гордыня – один из семи смертных грехов» (заранее подготовленный ученик: автор – Великжанина Елена )

Именно эти пороки породили чудовищную теорию Раскольникова

Расскажите, в чем суть его теории.

Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения. Назовите их.

  1. Художественный пересказ страниц, рисующих картину преступления (индивидуальное задание)

Не убий!” …Эту заповедь Раскольников преступил и, по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая.

Продолжим исследование, чтобы убедиться, действительно ли такой путь прошел Раскольников.

  1. Работа с текстом

Раскольников должен пройти через мучения разъятого мира, через искушение бесчисленных двойников, дойти до последних ступеней падения и выйти с другой стороны - к другой, высшей морали, выйти к Страшному суду, где не будет проклятых - одни прощенные.

Одним из ключевых эпизодов "Преступления и наказания" является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, - о воскрешении Лазаря.

Найдите в тексте романа этот эпизод, прочитайте его

Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова. “Четыре дня” Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова.

Рассмотрим путь Раскольникова к «воскрешению»

Общаясь с духовными «двойниками» - Лужиным и Свидригайловым, Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Вот возможный путь его нравственного развития, окажись он сильной личностью

Достоевский, раскрывая двойственность души героя, добавляет все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова - это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Но в это же время энергия самозащиты у Родиона Раскольникова не иссякает. Эта борьба видна в эпизоде общения с Полечкой после смерти Мармеладова.

Найдите этот эпизод и прочитайте его

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова.

Не отказавшись от своей "идеи", он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.

  1. Инсценировка встречи Родиона и Сони (частьV, гл. 4)

Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне?

Что общего в их судьбе? В чем они не приемлют друг друга?

Что значат для Раскольникова эти встречи?

Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание

Только на каторге Родион Раскольников нашел "свою веру" в спасительных для человечества свойствах любви и уже отсюда - в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.

Найдите и зачитайте этот эпизод

Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины.

  1. Подведение итогов урока: Результат исследования

Христианская проблематика в творчестве Достоевского - не самоцель и не художественные средства - это нравственная основа его произведений

Роман Достоевского "Преступление и наказание" – это произведение, в котором религия – вера – является способом разрешения нравственных проблем. Писатель показал человеческую душу, прошедшую страшный путь, но через ошибки и страдания все же пришедшую к постижению истины и любви

Нравственные уроки Раскольникова, вывод.

Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью

Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми

Преступления всегда ведут к духовной смерти «переступившего»

Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы в божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам

  1. Рефлексия

Продолжите следующие предложения:

Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…

Особенно запомнилась мысль…





Top