Постановление правительства 491 п 6. Законодательная база российской федерации. Техническая документация на многоквартирный дом

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-381353-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-381353-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Последние изменения в Постановление Правительства РФ №491 (2006 г.) были внесены на начало 2017 г. и распространяются на 2019 г. Изначально нормативным актом были определены Правила, как и кем должна содержаться общедомовая собственность многоквартирного дома (МКД). Другие положения касаются стоимости услуг, оказываемых управляющими компаниями (УК), которые берут на себя ответственность содержать такое имущество, а при необходимости – приводить его в надлежащее состояние.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

У организации, которая предлагает подобные услуги, должна быть соответствующая лицензия или разрешение. Если ранее подобные организации назывались коммунальными хозяйствами, то теперь их официально переименовали в управляющие компании. Правила, связанные с содержанием имущества МКД, относятся к нормативным документам, которыми регламентируются отношения между собственниками жилых помещений и поставщиками.

В Жилищном кодексе ст. 30, п. 3 сказано, что владельцы обязаны содержать общее имущество, т. к. они владеют им на правах общедолевой собственности.

В Правилах, утвержденных Постановлением №491, определяются основные положения, касающиеся общедомового имущества:

  • что это такое, и как его следует содержать;
  • каким образом осматривать и проверять техническое состояние дома;
  • какие работы и услуги касаются содержания, кто должен быть ответственным;
  • как определить, что пришло время текущего или капитального ремонта;
  • технические документы на дом, каков их состав;
  • как нужно определять расходы для содержания и оплату, которая взимается с жильцов;
  • как собственники могут проверить качество предоставляемых им услуг.

В Правилах, касающихся взимания платы за содержание, указывается, как можно изменять ее размер и на каких основаниях.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан Необходимо:
  • соблюдать надежность помещений и безопасность пребывания граждан в МКД;
  • сохранять имущество собственников, муниципалитета, государства в зависимости от того, кому оно принадлежит;
  • дать возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно пользоваться МКД и землей, на которой он расположен (это может касаться жилых и коммерческих помещений, расположенных в доме).
Технические параметры
  • нужно поддерживать архитектурный облик здания в соответствии с проектной документацией;
  • необходимо следить за состоянием приборов учета и другого оборудования, расположенного на общедомовом имуществе, оно должно быть всегда в исправном состоянии;
  • следует соблюдать правила энергосбережения.
Защита прав потребителей УК придется соблюдать законные интересы граждан.

Что могут включать услуги управляющей компании по содержанию общедомового имущества:

  • осмотр;
  • обеспечение бесперебойной работы внутридомовых систем;
  • поддержание технических и общественных помещений в надлежащем состоянии, учитывая, что там должен соблюдаться определенный температурный режим и уровень влажности;
  • уборка общественных помещений и придомового участка;
  • сбор и вывоз жидких отходов;
  • организация мест, где могут накапливаться ртутьсодержащие лампы и другие предметы, которые представляют опасность для здоровья;
  • организация и содержание мест, где будут скапливаться коммунальные отходы (мусор);
  • обеспечение пожарной безопасности собственников помещений в многоквартирном доме;
  • озеленение, благоустройство и содержание общедомовой территории;
  • проведение текущего и капитального ремонта;
  • подготовка к сезонной эксплуатации МКД;
  • установка, ввод в эксплуатацию и последующее обслуживание приборов для учета, к примеру, тепла, горячей и холодной воды, газа, если ресурсы идут на нужды дома;
  • приобретение ресурсов у поставщиков, которые используются для общих нужд;
  • отведение сточных вод;
  • другие.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать некоторые работы, связанные с содержанием дома, или привлекать для этого сторонние организации (ЖК, ст. 164). Они также имеют право выбрать способ управления МКД. Для получения услуг по содержанию общего имущества владельцы заключают договор с юридическим лицом, которое будет заниматься управлением (ЖК, ст. 161−162).

На общем собрании утверждается перечень услуг, которые собственники желают получать от УК, а также определяются размеры платы за содержание общедолевого имущества. Когда, к примеру, проводится его осмотр, по его результатам составляется акт, с которым должны знакомить собственников или старшего по дому. После выявленных недостатков принимается решение об их устранении.

По согласованию с жильцами также проводятся ремонты, в зависимости от необходимости и износа имущества. Сведения о состоянии, проведенных ремонтах и т. д. вносятся в технические документы на МКД.

Основные объекты, о которых идет речь в законе

Кто может определить состав общедомового имущества в целях контроля за его содержанием:

  • собственники квартир или домов;
  • органы госвласти в Российской Федерации;
  • администрация муниципалитета.

Что может включать общедомовое имущество:

Помещения Они не являются частью квартир, а местами для общего пользования.

Внутридомовая система может включать:

  • лестничные площадки;
  • лифты;
  • лестницы;
  • входы в подъезд;
  • технические этажи, с расположенными в них инженерными конструкциями;
  • подвалы;
  • чердаки;
  • коридоры;
  • шахты;
  • встроенные гаражи или автомобильные площадки, организованные под домом;
  • мусоропроводы;
  • другие нежилые помещения.
Крыши У МКД крыша является общей, хотя ее конструкция может быть создана и из отдельных элементов.
Несущие конструкции Они представляют собой ограждающие элементы, которые требуется всегда поддерживать как минимум в удовлетворительном состоянии, т. к. они являются наиболее важными частями дома:
  • фундамент;
  • несущие стены;
  • перекрытия;
  • плиты;
  • колоны;
  • другие.
Ненесущие конструкции Они также являются ограждающими, но могут обслуживать один или несколько рядом стоящих МКД.

К таковым относятся:

  • окна;
  • двери;
  • парапеты;
  • перила;
  • другое.
Оборудование или конструкции Они могут быть электрическими, механическими и санитарно-техническими элементами, с помощью которых будет предоставляться доступ к МКД.
Земля Участок, на котором расположен дом, и его границы определяются данными государственного кадастрового учета. К нему относятся элементы озеленения и различные конструкции потребительского характера, например, детские городки, беседки, лавочки.
Приборы учета Они предназначены для учета коммунальных ресурсов, которые поступают к дому. Измерительные автоматизированные приборы предназначены не только для учета и сбора данных, но и для передачи их поставщикам.
Различные объекты в пределах земельного участка Они могут иметь разное назначение, но используются для благоустройства и обслуживания МКД.
Внутридомовые инженерные конструкции (системы) Это могут быть системы:
  • водоснабжения, включая стояки и их ответвления, запорные краны и другие элементы;
  • водоотведения (канализация);
  • газоснабжения;
  • отопления;
  • энергоснабжения;
  • информационно-телекоммуникационные (радио, телевидение, телефония).

Имущество может стать совместным для нескольких домов (жилищно-строительного кооператива или иного специализированного комплекса), если их собственники согласятся и создадут товарищество, заключат договор на обслуживание с одной УК.

К такому имуществу предъявляются особые требования, оно должно:

  • быть указано как совместно используемое в проектной документации;
  • обслуживать несколько домов одновременно;
  • использоваться фактически жильцами домов, которые стали членами товарищества.

Последние изменения

По состоянию на 1 января 2017 г. в список имущества, которое следует считать общедомовым, были внесены приборы автоматизированного учета ресурсов. Правила содержания изменились по состоянию на 9 сентября того же года.

Поправки также были внесены в порядок оплаты общедомовых приборов учета, т. к. изменились нормы потребления. Жильцов буквально принудили устанавливать приборы для фиксирования расходов по потреблению ресурсов. Изменился и порядок оплаты общих расходов.

Собственники теперь должны платить за услуги соразмерно своим долям:

  • за содержание жилья – УК или непосредственно владельцу дома, в других случаях – ЖСК или другому потребительскому кооперативу;
  • в число расходов нужно включать и плату за обслуживание инженерных внутридомовых систем, потребление ресурсов (вода, водоотведение, свет, газ, тепло, свет) для общих нужд;
  • платить также нужно за ресурсы, которые потребуются при выполнении минимального перечня услуг по содержанию МКД;
  • расходы на оплату коммунальных при первоначальном включении, потребляемые для общих нужд, не могут по размеру превышать нормативы, установленные в конкретном субъекте РФ;
  • при повторном включении размер потребляемых ресурсов для расчета потребления применяются нормы и тарифы, установленные в субъекте для каждого вида коммунальных отдельно;
  • плата за коммунальные ресурсы, потребляемые для нужд МКД, должна указываться в квитанции отдельной строкой по каждому виду.

Оплачивать содержание общедомового имущества должны собственники квартир за счет:

  • личных средств;
  • предоставленных субсидий;
  • компенсаций, выделенных органами местной власти из бюджета;
  • социальных льгот (частично) или скидок, если у конкретного гражданина есть право на их получение.

Собственники имеют право заключить договор с УК для управления МКД на 1 год с возможностью последующего продления. Такое решение принимается на общем собрании.

Компания обязана предложить свои услуги и установить их стоимость, учитывая:

  • объемы работ;
  • конструктивные особенности дома;
  • физический износ конкретного МКД;
  • техническое состояние имущества;
  • климатические условия и геодезические параметры территории.

Основные функции УК

Если собственники квартир не примут решение, как управлять домом, и не заключат договор с конкретной компанией, размеры платы за содержание должны установить органы местной или государственной власти. Для этого проводится открытый конкурс, в котором могут участвовать организации, имеющие право заниматься услугами по обслуживанию МКД. Установить стоимость платы необходимо будет на основании конкурсной документации, где контролирующий орган укажет о коммунальных услугах и их стоимости.

Если владельцы выберут способ управления, но не примут решение о размере платы, это также должны сделать органы местной власти. Общедомовые счетчики учета должны были устанавливаться до 2013 г., если собственники не сделали это раньше, то после заключения договора с управляющей компанией организация обязана провести соответствующие работы.

Собственники также вправе заключить договор на обслуживание по потреблению коммунальных (в частности, электроэнергии) с поставщиком и оплачивать за них напрямую, в другом случае они все делают через посредника, т. е. – УК. Это касается и других ресурсов, но законодатель обращает на электроэнергию отдельное внимание в связи с Постановлением об энергосбережении, в чем в первую очередь должны быть заинтересованы жильцы.

Если собственники нескольких домов объединяются в ЖСК или другой кооператив, являющийся некоммерческой организацией, то администрация последней берет на себя все заботы по заключению договора с УК и поставщиками услуг при необходимости, а также другими лицами по ремонту общего имущества.

Если собственники будут не согласны с качеством предоставляемых услуг или их стоимостью, они могут подать ответственному лицу (администрации кооператива, старшему по дому). Наниматели муниципального жилья должны обратиться к своему наймодателю, т. е. владельцу дома.

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА И (ИЛИ) С ПЕРЕРЫВАМИ, ПРЕВЫШАЮЩИМИ УСТАНОВЛЕННУЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ"


В соответствии со статьями и Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

2. Признать утратившими силу:

от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 671);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3339).

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форму указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению.

4. Министерству юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающихся порядка внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.

6. Установить, что действие подпункта "г" пункта 24 и пункта 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 г.

7. Установить, что:

границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.;

границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации, а также обеспечивается государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 г.

8. Установить, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 2006 г. N 491

Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество).

1. Настоящие Правила устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - услуги, работы, общее имущество) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - изменение размера платы).

2. Настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие в связи с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений), являющимися членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

3. Для целей настоящих Правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

4. Для целей настоящих Правил установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

5. В договоре управления многоквартирным домом, договоре о содержании и ремонте общего имущества, заключаемом с товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, договоре с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества при непосредственном управлении многоквартирным домом, может быть установлена меньшая продолжительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ по сравнению с требованиями, указанными в пункте 4 настоящих Правил, если это не приводит к снижению качества содержания и ремонта общего имущества.

6. В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

7. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

8. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.

9. Лицо, которому в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

10. В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле:

P
дельта P = y х n ,
n d
m

Дельта P - размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);

P_y - стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);

n_m - количество календарных дней в месяце;

n_d - количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

11. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией стоимость отдельных услуг или работ (P_y), входящих в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в плату за содержание и ремонт жилого помещения, установленную для нанимателей уполномоченным органом местного самоуправления, отражается в смете, направляемой управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором находятся жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в течение 10 рабочих дней после установления для нанимателей размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

12. Для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленной для нанимателей, управляющая организация использует сведения о стоимости отдельных услуг или работ (P_у), содержащиеся в смете, направленной уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

13. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо при непосредственном его управлении собственниками помещений изменение размера платы нанимателей осуществляется наймодателем в соответствии с настоящими Правилами.

14. Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

15. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

16. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА И (ИЛИ) С ПЕРЕРЫВАМИ, ПРЕВЫШАЮЩИМИ УСТАНОВЛЕННУЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, от 03.04.2013 № 290, от 14.05.2013 № 410, от 26.03.2014 № 230, от 25.12.2015 № 1434, от 30.05.2016 № 480, от 09.07.2016 № 649, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 13.09.2018 № 1090, от 12.10.2018 № 1221,

от 15.12.2018 № 1572)

1. Утвердить прилагаемые:

Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498)

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 671);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3339).

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома и внесении в нее необходимых изменений, форму указанной инструкции, а также методические рекомендации по ее разработке и применению.

4. Министерству юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающихся порядка внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о правах на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации утвердить до 1 октября 2006 г. порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.

6. Установить, что действие подпункта "г" пункта 24 и пункта 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим Постановлением, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 г.

7. Установить, что:

границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.;

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (с изменениями 2018 года) утверждает не только Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и Правила, устанавливающие порядок изменения стоимости услуг управляющих компаний по содержанию такого имущества в случае их ненадлежащего качества.

Правила содержания общего имущества наряду с Жилищным кодексом и Правилами предоставления коммунальных услуг относятся к основным нормативным документам, регламентирующим взаимоотношения собственников жилых объектов и поставщиков коммунальных услуг. В данном обзоре представлены общие положения данных Правил, ответы на самые актуальные вопросы, а также текст самого Постановления и Правил.

Правила содержания общего имущества (ПП №491 от 13.08.2006): основные положения

В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственники жилых объектов в многоквартирном доме обязаны содержать общее имущество такого дома, которые принадлежит им на праве общей долевой собственности. Правила, утвержденные Постановлением №491, развивают это общее положение и устанавливают:

  • состав общего имущества и принципы его определения;
  • требования к его содержанию;
  • порядок осмотра и проверки состояния общего имущества;
  • порядок утверждения перечня работ и услуг по содержанию общего имущества и ответственного за их производство;
  • порядок определения необходимости и периодичности проведения текущего и капитального ремонта;
  • состав технической документации на дом;
  • порядок определения расходов на содержание дома;
  • порядок определения платы за содержание дома;
  • права собственников по проверке качества оказываемых услуг по содержанию дома.

Таким образом, 491 постановление Правительства РФ с последними изменениями 2017-2018 гг. подробно регламентирует взаимоотношения по поводу содержания общего имущества, и разъясняет положения Жилищного кодекса.

В утвержденных этим постановлением Правилах разъясняется принцип изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность устанавливается порядок определения и установления оказания некачественной услуги, а также порядок изменения оплаты за них.


Основные вопросы, решаемые в Правилах

Основное, что утверждает Постановление 491: Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме его собственниками. Так как имущество принадлежит им на прав общей долевой собственности, соответственно, все важные решения принимаются на общем собрании. В настоящее время граждане могут управлять домом непосредственно, но наиболее часто прибегают к услугам управляющих компаний или образуют товарищество. С УК заключается соответствующий договор, с ТСЖ это делать не обязательно, ведь имеется Устав.

Именно УК, ТСЖ (а также Жилищные кооперативы или Специализированные потребительские кооперативы, выполняющие аналогичные функции) после заключения соответствующего договора становятся ответственными за содержание общего имущества. Однако собственники жилых объектов также могут самостоятельно следить за состоянием дома, осматривать его и взаимодействовать с уполномоченными лицами УК или ТСЖ по этому поводу.

Что же входит в состав общего имущества, приведем основные позиции и их общее описание:

  • прежде всего это помещения общего пользования, то есть те площади, которые не являются частью квартир и предназначены для обслуживания всего дома или его части (лестницы, площадки между ними, лифты, коридоры, подвалы, мусоросборники и т.д.);
  • крыши;
  • ограждающие несущие конструкции (несущие стены, плиты перекрытий и т.д.);
  • ограждающие ненесущие конструкции, если они предназначены для обслуживания не только одного этажа;
  • оборудование для инвалидов;
  • земельный участок, на котором стоит дом, в тех границах, которые определены по кадастровой документации;
  • объекты благоустройства;
  • общие приборы учета;внутридомовые инженерные сети холодного и горячего водоснабжения от стояков до первых отключающих устройств;
  • внутридомовая система водоотведения от стояков до первых стыковых соединений;
  • внутридомовая система газоснабжения от источника газа до крана (Постановление 491 от 13.08.2006 с последними изменениями 2018 года в ред. ПП РФ от 9 сентября 2017 года N 1091.);
  • внутридомовая система отопления;
  • внутридомовая система электроснабжения от внешней границы до индивидуальных или общих приборов учета.

При этом, законодатель не ограничивает данный список, согласно п. I1 в число такового может быть включено и иное имущество, которое отвечает следующим требованиям:

  • оно предназначено для совместного использования;
  • предусмотрено проектной документацией.

Общее имущество должно содержаться в удовлетворительном состоянии, отвечающем требованиям законодательства РФ. Прежде всего, оно должно быть безопасным, доступным и обеспечивать потребности жителей в предоставлении коммунальных услуг.

Правила предусматривают минимальный состав по содержанию общего имущество, включая осмотр, уборку и поддержание его в удовлетворительном состоянии, сбор и вывоз отходов. Перечень работ и услуг обязаны утвердить собственники на общем собрании, также на основании такого решения производятся текущий и капитальный ремонт. Правила также разъясняют подробно, как выполняется обязанность по несению платы за содержание общего имущества, как обеспечивается наличие средств на эти нужны (плата за содержание в размере, устанавливаемом в зависимости от способа управления). В любом случае, согласно Правилам, эта плата должна соответствовать набору оказываемых услуг, их качеству и количеству.

Изменения в Постановлении №491

Правила были приняты Правительством еще в 2006 году, с тем пор ситуация в стране изменилась. Вполне логично, что потребовались изменения. Дополнения вносились в список общего имущества. С 1 января 2017 года в состав общего имущества включены автоматизированные системы учета потребления, иначе говоря, приборы учета (пп. е 1 Постановления 491 с последними изменениями 2018 года о коммунальных услугах)

Большие сложности на практике вызывала оплата воды и электричества, используемых на содержание общего имущества. Пока эти расходы не были отнесены к содержанию общего имущества и не установлена обязанность собственников по их компенсации. Также были утверждены нормы потребления. В течение 2017 года вносились поправки относительно порядка оплаты общедомовых приборов учета, которые необходимо было устанавливать для фиксирования расходов (в том числе, в принудительном порядке).

Поправки к Правилам содержания общего имущества обсуждаются постоянно. Уже есть несколько проектов, предусматривающих увеличение полномочий контролирующих органов по проверке управления многоквартирным домом. Возможно изменения в документ будут внесены и в 2018 году. Поэтому, необходимо следить за новостями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Постановление правительства Российской Федерации под номером 491, первоначальная редакция которого была разработана и внесена в действующее законодательство нашего государства 13 августа 2006 года, регламентирует основные правила и нормы содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также регулирует вопросы установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В текущем году в положения данного документа были внесены некоторые корректировки. В связи с этим стоит в деталях рассмотреть постановление Правительства РФ 491 с последними изменениями на 2019 год

Основная информация

Как уже было сказано, основные вопросы, решаемые описываемым законодательным актом, касаются моментов управления и содержания общедомового имущества. Оно входит в общую собственность всех владельцев квартир в каждом многоквартирном доме. Соответственно, все решения по манипуляциям с ним требуют согласи каждого собственника жилья.

С точки зрения закона жители квартир могут решать данные вопросы самостоятельно на общедомовых собраниях. Однако на практике такое встречается крайне редко. В большинстве случаев полномочия по управлению общедомовым имуществом передаются коммерческим управляющим компаниями или же сформированным товариществам жильцов.

Стоит разобрать термин общее имущество. Что подразумевается под ним?

Под определения общего имущества жильцов многоквартирного дома попадают:

  • лестницы, лифты, парадные, мусоропроводы, другие помещения и механизмы, расположенные внутри дома, но не в квартирах;
  • чердаки и крыши;
  • несущие конструкция;
  • техника и механизмы для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • участок земли, на котором расположен многоквартирный дом и прилегающая к нему территория;
  • постройки и объекты благоустройства, располагающиеся на прилегающей к многоквартирному дому территории;
  • система газо-, водо- и электроснабжения;
  • система подач отопления;
  • общие приборы учеты потребления коммунальных ресурсов и т.д.

При этом, положения описываемого постановления правительства не ограничивают список объектов, которые могут быть классифицированы как общедомовое имущество.

Определения

Основные понятия термины, связанные с рассматриваемой темой и используемые в статье, представлены в таблице:

Законодательство

Описываемой в статье постановление регулирует и регламентирует вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг и правила управления и использования общим имуществом многоквартирного дома. Первичная версия документа была принята в 2006 году. С того момента она неоднократно подвергалась изменениям, дополнениям и корректировкам. На текущий момент, последняя редакция документа была принята осенью 2017 года.

Какую информацию содержит

Как и большинство других законодательных актов, описываемое постановление правительства требует регулярных корректировок положения и внесения дополнений в их содержание в соответствия с изменениями, проведенными на федеральном уровне в государстве.

В 2019 году были проведены следующие корректировки:

  1. Произошло определение новых коэффициентов водоотвода. Их учет осуществляется путем проведения перерасчета.
  2. Была обновлена статья документа, касающаяся вопросом установки специальных приборов и механизмов учета потребления коммунальных ресурсов, причем как общедомовых, так и индивидуальных.
  3. На текущий момент был принят на рассмотрение законопроект, согласно положениям которого произойдет снижение цен на тарифы жилищно-коммунальных услуг в диапазоне от 10 до 15 процентов.

Постановление правительства Российской Федерации под номером 491 информацию, касающуюся вопросов:

  • средних значений норм потребления коммунальных ресурсов;
  • правил и сроков оплаты коммунальных счетов;
  • алгоритм действия внесения денежных средств по счетам и работу упрощенной системы оплаты услуг отопления помещений;
  • ответственность потребителей в лице собственников жилья и исполнителей в виде управляющих компаний или товариществ жильцов за несоблюдение возложенных прав и обязанностей, соответственно, и сами обязанности и права этих сторон и т.д.

Возложение ответственности на стороны

На исполнители может быть возложена ответственность перед действующим законодательством нашего государства в следующих случаях:

  • предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • причинение ущерба здоровью жильцов и состоянию их имущества в результате предоставления некачественных коммунальных ресурсов;
  • если потребителям были понесены убытки по той же причине.

При нарушении исполнителем своих обязанностей потребитель в полной мере освобождается от необходимости оплату коммунальных ресурсов за периоды, в течение которых они предоставлялись в плохом качестве.

В свою очередь на потребителя может быть возложен штраф с дополнительными начислениями в виде пени за несоблюдение своих обязанностей. При серьезных нарушениях, помимо штрафа ему также может быть ограничено предоставление коммунальных ресурсов в помещение.

Проведение перерасчета

В ряде ситуаций потребитель обладает правом подачи заявления на проведение перерасчета начисленных счетов.

Это возможно в следующих случаях:

  • при его отсутствии в жилом помещении в течение длительного промежутка времени – требуется документальное подтверждения данного факта;
  • при отсутствии в помещении установленных индивидуальных приборов учета в отсутствие технических возможностей для их монтажа;
  • в случае предоставления исполнителем некачественных услуг;
  • при установке индивидуальных приборов учета и т.д.

Полный список ситуаций, при которых может быть осуществлен перерасчет, прописан в положениях ПП РФ 491.

Актуальные изменения

Актуальные изменения на 2019 год в вопросах предоставления и использования коммунальных услуг представлены ниже:

  1. Начисление счетов за общедомовые нужны с текущего года буду классифицироваться как расходы за жилые помещения.
  2. Расчет общедомовых издержек потребления коммунальных ресурсов будет выполняться по новой формуле, которая способна определить остаток между показаниями общих и индивидуальных приборов учета.
  3. До начала июня текущего года буду регламентированы нормативы, которые будут использовать при вычисление общедомовых расходов.
  4. С 2019 года в отсутствие зарегистрированных в жилом помещении лиц, начисления за использование услуг ЖКХ будет вычисляться по количество собственников.

Таким образом, основные изменения в описанном постановлении 2019 года касаются вопросов учета и оплаты общедомовых затрат коммунальных ресурсов. Правом управления многоквартирным домов в текущем годы также могут обладать управляющие компании или же товарищества, созданные самим жильцами.




Top