Правила работы в лаборатории егэ. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. А21 Взрывчатой является смесь газов

Чистые вещества и смеси. Правила работы в лаборатории.

А1 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Воспламенившийся бензин тушат водой.

Б. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А2 В перевёрнутый вверх дном сосуд можно собрать:

1) аммиак 2) кислород 3) углекислый газ 4) сернистый газ

А3 Методом вытеснения воды можно собрать:

1) оксид углерода (IV ) 3) кислород

2) аммиак 4) оксид серы (IV)

А4 Для получения бензина из нефти используют способ:

1) перегонки 3) отстаивания

2) фильтрования 4) кристаллизации

А5 Для разделения однородных смесей нельзя использовать метод:

А6 К неоднородным смесям относятся:

1) воздух 3) смесь хлорида натрия и воды

2) смесь железа с серой 4) сталь

А7 При приготовлении раствора серной кислоты необходимо наливать в воду, так как:

    выделяется большое количество теплоты

    поглощается большое количество теплоты

    образуются гидраты

    происходит диссоциация

А8 Для разделения смеси этанола и воды можно использовать:

1) фильтрование 3) кристаллизацию

2) перегонку 4) отстаивание

А9 Для приготовления раствора серной кислоты:

    необходимо кислоту наливать в воду

    необходимо воду наливать в кислоту

    последовательность не имеет значения

    необходимо кислоту и воду смешать в равных соотношениях

А10 Для получения азота из жидкого воздуха применяют способ:

1) отстаивания 3) возгонки

2) перегонки 4) кристаллизации

А11 Для разделения неоднородных смесей используют метод:

1) фильтрования 3) выпаривания

2) перегонки 4) кристаллизации

А12 Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Для фиксации пробирки во время нагревания можно использовать тигельные щипцы.

Б. Излишек раствора из пробирки можно перелить в ёмкость с исходным раствором.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А13 Верны ли следующие суждения о правилах работы с лабораторным оборудованием?

А. Мензурку используют для измерения объёма жидкостей.

Б. Для прекращения горения спиртовки необходимо закрыть её фитиль колпачком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Родниковая вода является чистым веществом.

Б. Воздух является смесью веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Яблочный сок – это чистое вещество.

Б. Раствор уксусной кислоты в воде является неоднородной смесью .

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16 Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Смесь песка и медных опилок можно разделить с помощью магнита.

Б. Смесь сахара и поваренной соли можно разделить фильтрованием.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17 Верны ли следующие суждения об отличиях чистых веществ от смесей?

А. Чистые вещества, в отличие от смесей, имеют постоянный состав.

Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью фильтрования и выпаривания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18 Верны ли следующие суждения о видах смесей?

А. Раствор сахара в воде является однородной смесью.

Б. Задымлённый воздух является неоднородной смесью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А19 Наименее токсичны из перечисленных соли

1) ртути 3) бария

2) свинца 4) кальция

А20 Медные опилки можно очистить от примеси железных с помощью

1) воды 2) магнита 3) HNO 3 (конц) 4) H 2 SO 4 (конц)

А21 Взрывчатой является смесь газов:

    метана с кислородом

    сернистого газа с азотом

    гелия и хлороводорода

    углекислого газа и сероводорода

Правила работы в лаборатории

Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.

Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чисто­ту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

Каждый работающий должен знать, где находятся в лабора­тории средства противопожарной защиты и аптечка, содержа­щая все необходимое для оказания первой помощи.

Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.

Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.

В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккурат­ность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть эти­кетки с указанием названия веществ.

Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые со­суды во избежание возможного поражения при выбросе горя­чей массы.

После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.

Категорически запрещается выливать в раковины концентри­рованные растворы кислот и щелочей, а также различные орга­нические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные ве­щества. Все эти отходы нужно сливать в специальные буты­ли.

В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.

В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и со­вком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толс­тое войлочное), заряженные огнетушители.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии

Для ускорения растворения твёрдых веществ в пробирке нельзя закрывать её отверстие пальцем при встряхивании.

Растворение щелочи следует производить в фарфоровой посуде путём прибавления к воде небольших порций вещества, при непрерывном перемешивании.

При определении запаха вещества нельзя наклоняться над ним, вдыхать пары или выделяющийся газ. Нужно лёгким движением руки над горлом сосуда направить пар или газ к носу и вдыхать осторожно.

Пролитую кислоту или щёлочь следует засыпать чистым сухим песком и перемешивать его до полного впитывания всей жидкости. Влажный песок убрать совком в широкий стеклянный сосуд для последующей промывки и нейтрализации.

Растворы из реактивных склянок необходимо наливать так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетка — в ладонь). При попадании на кожу растворов щелочей или кислот необходимо смыть их после встряхивания видимых капель сильной струёй холодной воды, а затем обработать нейтрализующим раствором (2% раствором уксусной кислоты или 2% раствором гидрокарбоната натрия) и ополоснуть водой.

Методы разделения смесей и очистки веществ. Чистые вещества и смеси веществ

Смесь - материал, состоящий из двух или нескольких веществ, хаотично чередующихся друг с другом в пространстве.

Чистое вещество — физически и химически однородный материал, обладающий определенным комплексом постоянных свойств. Содержание примесей в препаратах особой чистоты измеряется миллионными и миллиардными долями процента.

Смеси

Однородные (гомогенные) Неоднородные (гетерогенные)
Однородными называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне Неоднородными называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах)
Примеры смесей
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде) Суспензии (твёрдое + жидкость), например вода + песок
Твёрдые растворы, сплавы, например,латунь, бронза. Эмульсии (жидкость + жидкость), например вода + жир
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов) Аэрозоли (газ + жидкость), например туман

Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ.

Например, смесь растительного масла и воды можно разделить на масло и воду, дав смеси просто отстояться.

Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь. Например, с помощь фильтра можно отделить твердые примеси от жидкости.

Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде. Например, чтобы выделить соль, растворенную в воде, надо просто выпарить воду. Вода испарится, а соль останется.


Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):

    В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).

    Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.

    Перегонка является физическим способом разделения смесей.

    Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.

    При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.

    Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.

    Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.

    Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.

    Гранит не является чистым веществом.

    Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.

    При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот ).

    При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.

    Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.

    При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

    Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.

    Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.

    Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.

    Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.

    При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.

    Для нагревания жидкости используют колбу.

    Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).

    Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.

    Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.

    В лаборатории нельзя работать одному.

    При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.

    Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

    Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.

    Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

    Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

    Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

    Калий хранят под слоем керосина.

    При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.

    Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.

Тема № 13.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


Чистые вещества и смеси
Методы разделения и очистки веществ
Разделение смесей веществ
Техника безопасности в кабинете химии
Техника безопасности в химической лаборатории

Общие свойства растворов

Лабораторная посуда

Теоретический материал

В жизни редко встречаются чистые вещества, чаще - смеси веществ. Воздух – это смесь азота, кислорода и других газов, морская вода – смесь воды и растворенных солей.

Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Чистое вещество может быть элементом или соединением.
Смеси - это физические сочетания чистых веществ, не имеющие определенного или чистого состава.
Смеси могут быть однородными и неоднородными.

Однородными (гомогенными) называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне.


Примеры однородных (гомогенных) смесей
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)
Твёрдые растворы, сплавы, например, латунь, бронза.
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)

Способы разделения однородных (гомогенных) смесей
Дистилляция (лат. distillatio - стекание каплями) - перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров (вода-поваренная соль).

Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов (вода-сахар).

Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде (вода-поваренная соль).

Перегонка - способ разделения или очистки веществ, основанный на различных температурах кипения (нефть)

Неоднородными (гетерогенными) называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах).

Примеры неоднородных (гетерогенных) смесей
Суспензии (твёрдое+жидкость), например вода+песок
Эмульсии (жидкость+жидкость), например вода +жир
Аэрозоли (газ+жидкость), например туман


Способы разделения неоднородных (гетерогенных) смесей
Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь (вода-песок).
Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ (вода-мел).
Центрифугирование (вода-мел).
Магнитная сепарация (железо-медь) .

Правила поведения в химической лаборатории (шуточные)

1. Если вы откупорили что-либо - закупорьте!
2. Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошок - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу!
3. Если включили - выключите!
4. Если открыли - закройте!
5. Если разобрали - соберите!
6. Если не можете собрать - позовите на помощь!
7. Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!
8. Если одолжили что-нибудь - верните!
9. Если пользуетесь чем-нибудь - держите в чистоте!
10. Если сдвинули что-нибудь - верните на место!
11. Если не знаете, как это действует, не трогайте!
12. Если не можете понять что-либо - почешите в затылке!
13. Если все же не поймете, то и не пытайтесь!
14. Если что-либо взорвалось, проверьте: осмотрите себя и убедитесь, что помощь не нужна!

Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!


Правила работы в химической лаборатории

Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.
1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность - это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами
выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.



Top