Правила работы в школьной химической лаборатории. Чистые вещества и смеси. Правила работы в лаборатории. Правила работы в школьной лаборатории

Чистые вещества и смеси. Правила работы в лаборатории.

А1 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Воспламенившийся бензин тушат водой.

Б. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А2 В перевёрнутый вверх дном сосуд можно собрать:

1) аммиак 2) кислород 3) углекислый газ 4) сернистый газ

А3 Методом вытеснения воды можно собрать:

1) оксид углерода (IV ) 3) кислород

2) аммиак 4) оксид серы (IV)

А4 Для получения бензина из нефти используют способ:

1) перегонки 3) отстаивания

2) фильтрования 4) кристаллизации

А5 Для разделения однородных смесей нельзя использовать метод:

А6 К неоднородным смесям относятся:

1) воздух 3) смесь хлорида натрия и воды

2) смесь железа с серой 4) сталь

А7 При приготовлении раствора серной кислоты необходимо наливать в воду, так как:

    выделяется большое количество теплоты

    поглощается большое количество теплоты

    образуются гидраты

    происходит диссоциация

А8 Для разделения смеси этанола и воды можно использовать:

1) фильтрование 3) кристаллизацию

2) перегонку 4) отстаивание

А9 Для приготовления раствора серной кислоты:

    необходимо кислоту наливать в воду

    необходимо воду наливать в кислоту

    последовательность не имеет значения

    необходимо кислоту и воду смешать в равных соотношениях

А10 Для получения азота из жидкого воздуха применяют способ:

1) отстаивания 3) возгонки

2) перегонки 4) кристаллизации

А11 Для разделения неоднородных смесей используют метод:

1) фильтрования 3) выпаривания

2) перегонки 4) кристаллизации

А12 Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории?

А. Для фиксации пробирки во время нагревания можно использовать тигельные щипцы.

Б. Излишек раствора из пробирки можно перелить в ёмкость с исходным раствором.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А13 Верны ли следующие суждения о правилах работы с лабораторным оборудованием?

А. Мензурку используют для измерения объёма жидкостей.

Б. Для прекращения горения спиртовки необходимо закрыть её фитиль колпачком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Родниковая вода является чистым веществом.

Б. Воздух является смесью веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Яблочный сок – это чистое вещество.

Б. Раствор уксусной кислоты в воде является неоднородной смесью .

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16 Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Смесь песка и медных опилок можно разделить с помощью магнита.

Б. Смесь сахара и поваренной соли можно разделить фильтрованием.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17 Верны ли следующие суждения об отличиях чистых веществ от смесей?

А. Чистые вещества, в отличие от смесей, имеют постоянный состав.

Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью фильтрования и выпаривания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18 Верны ли следующие суждения о видах смесей?

А. Раствор сахара в воде является однородной смесью.

Б. Задымлённый воздух является неоднородной смесью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А19 Наименее токсичны из перечисленных соли

1) ртути 3) бария

2) свинца 4) кальция

А20 Медные опилки можно очистить от примеси железных с помощью

1) воды 2) магнита 3) HNO 3 (конц) 4) H 2 SO 4 (конц)

А21 Взрывчатой является смесь газов:

    метана с кислородом

    сернистого газа с азотом

    гелия и хлороводорода

    углекислого газа и сероводорода

1. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о чи­стых веществах и сме­сях и спо­со­бах их разделения?

А. Чи­стые вещества имеют по­сто­ян­ный состав.

Б. Смесь по­ва­рен­ной соли с реч­ным песком можно раз­де­лить с по­мо­щью добавления воды и по­сле­ду­ю­ще­го фильтрования и выпаривания.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

2. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и с препаратами бытовой химии?

А. В лаборатории наличие кислоты в растворе определяют на вкус.

Б. При работе с препаратами бытовой химии, содержащими щёлочь, необходимо использовать резиновые перчатки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и хранения веществ в быту?

А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать раствором питьевой соды.

Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только в холодильнике.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?

А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр.

Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?

А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.

Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли суждения о правилах применения и хранения препаратов бытовой химии?

А. Аэрозоли, использующиеся в качестве средств для борьбы с бытовыми насекомыми, безопасны для детей и животных.



Б. Растворители и моющие средства допускается хранить в доступных для детей местах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в лаборатории?

А. При получении кислорода из раствора пероксида водорода необходимо использовать резиновые перчатки.

Б. При растворении соды в воде необходимо надеть защитные очки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.

Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Верны ли суж­де­ния о спо­со­бах разделения смесей?

А. Очи­стить морскую воду от растворённых в ней солей можно с по­мо­щью фильтрования.

Б. Пе­ре­гон­ка является хи­ми­че­ским способом раз­де­ле­ния смесей.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

11. Верны ли суждения об экологической безопасности?

Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.

Б. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?

А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.

Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о пра­ви­лах безопасной ра­бо­ты в хи­ми­че­ской лаборатории?

А. Мер­ный цилиндр нель­зя использовать для на­гре­ва­ния раствора кислоты.

Б. С раз­ре­ше­ния учителя в школь­ной лаборатории можно ра­бо­тать одному.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

15.

Б. Серную кислоту следует растворять в горячей воде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения об обращении с растворами щелочей?

А. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть водой.

Б. При попадании раствора щелочи на кожу рук его надо смыть раствором соды.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ра­ще­нии с га­за­ми в про­цес­се ла­бо­ра­тор­ных опытов?

А. Прежде, чем под­жечь водород, его не­об­хо­ди­мо про­ве­рить на чистоту.

Б. По­лу­ча­е­мый из бер­то­ле­то­вой соли хлор нель­зя опре­де­лять по запаху.

1) Верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

18. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. В мензурке можно нагревать воду.

Б. Горящий натрий можно тушить водой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о способах получения углекислого газа в лаборатории?

А. Углекислый газ в лаборатории получают разложением карбоната кальция при нагревании.

Б. Для лабораторных опытов углекислый газ получают при нагревании карбоната аммония.

1) Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о способах собирания газов в лаборатории?

А. Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

Б. Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

1) Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

Б. Растворять серную кислоту следует, добавляя к ней воду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

Б. Воду можно кипятить в любой стеклянной посуде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о спо­со­бах хранения ще­лоч­ных металлов в лаборатории?

А. Ще­лоч­ные металлы хра­нят в плот­но закрытых стек­лян­ных банках без применения дополнительных веществ.

Б. Калий хра­нят под слоем керосина.

1) Верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

24.

А. На любой посуде, в которой хранятся вещества, должны быть этикетки с названиями или формулами веществ.

Б. Опыты с горючими и едкими веществами необходимо проводить в очках -собственных или лабораторных.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

25. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории?

А. Все опыты, проводимые в лаборатории, должны быть записаны в лабораторный журнал.

Б. При нагревании жидких и твёрдых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

26. Верны ли сле­ду­ю­щие утверждения о пра­ви­лах безопасной ра­бо­ты в школь­ной лаборатории?

А. Чтобы по­га­сить пламя спиртовки, его сле­ду­ет задуть.

Б. При на­гре­ва­нии пробирки с рас­тво­ром её сле­ду­ет располагать стро­го вертикально.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

27. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лаборатории?

А. При проведении опытов с концентрированными растворами кислот и щелочей необходимо всегда надевать резиновые перчатки.

Б. Опыты с летучими, ядовитыми веществами проводят только под тягой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

28.

А. Природный газ является чистым веществом.

Б. Алмаз является смесью веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

29. Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях?

А. Столовый уксус является чистым веществом.

Б. Раствор йода, используемый для обработки ран, является смесью веществ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

30.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

31. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?

А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.

Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

32.

А. Во­до­про­вод­ная вода со­дер­жит при­ме­си рас­тво­ри­мых солей - суль­фа­тов и гидрокарбонатов.

Б. Вода об­ла­да­ет памятью, по­это­му ме­ха­ни­че­ские воздействия, на­при­мер зву­ко­вые колебания, ме­ня­ют её свойства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

33. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о воде?

А. Мор­ская вода об­ла­да­ет боль­шей плотностью, чем речная, так как со­дер­жит зна­чи­тель­но боль­шее ко­ли­че­ство растворённых солей.

Б. Вода об­ла­да­ет памятью, по­это­му воду можно ис­поль­зо­вать для за­пи­си информации.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

34. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об очист­ке воды?

А. Хло­ри­ро­ва­ние улуч­ша­ет ка­че­ство загрязнённой воды, так как хлор уби­ва­ет бак­те­рии и вирусы.

Б. Озо­ни­ро­ва­ние воды тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го контроля, так как озон - силь­ный яд

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

35. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о вы­хлоп­ных газах автомобилей?

А. Самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов - , так как это пар­ни­ко­вый газ.

Б. Ок­си­ды азота об­ра­зу­ют­ся при вза­и­мо­дей­ствии ав­то­мо­биль­но­го топ­ли­ва с азо­том воздуха.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

36. Хлорид на­трия можно вы­де­лить из его вод­но­го рас­тво­ра с помощью

1) фильтрования

2) выпаривания

3) магнита

4) отстаивания

37. Какую смесь можно раз­де­лить фильтрованием?

1) сахара и воды

2) песка и воды

3) воды и бензина

4) песка и сахара

38. Какие при­ме­си в пи­тье­вой воде наи­бо­лее ток­сич­ны для человека?

1) хлориды на­трия и кальция

2) сульфаты каль­ция и магния

3) соли свин­ца и ртути

4) растворимые карбонаты

39. Какой из газов, по­па­да­ю­щих в ат­мо­сфе­ру в ре­зуль­та­те деятельности человека, наи­бо­лее токсичен?

40.

А. Все опыты, свя­зан­ные с вы­де­ле­ни­ем газов, надо про­во­дить толь­ко в вы­тяж­ном шкафу.

Б. При на­гре­ва­нии рас­тво­ров не­об­хо­ди­мо на­прав­лять от­вер­стие про­бир­ки или колбы в сто­ро­ну от лица и от соседей.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

41. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о пра­ви­лах ра­бо­ты в школь­ной лаборатории?

А. Вещества, на­хо­дя­щи­е­ся в лаборатории, за­пре­ща­ет­ся про­бо­вать на вкус, даже если они в обы­ден­ной жизни упо­треб­ля­ют­ся в пищу (например, хло­рид натрия).

Б. При по­па­да­нии кис­ло­ты на кожу поражённое место надо про­мыть боль­шим ко­ли­че­ством рас­тво­ра щёлочи

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

42. Верны ли суж­де­ния о без­опас­ном об­ра­ще­нии с хи­ми­че­ски­ми веществами?

А. Раз­би­тый ртут­ный тер­мо­метр и вы­тек­шую из него ртуть сле­ду­ет вы­бро­сить в му­сор­ное ведро.

Б. Красками, со­дер­жа­щи­ми со­еди­не­ния свинца, не ре­ко­мен­ду­ет­ся по­кры­вать дет­ские иг­руш­ки и посуду.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

43. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об озоне?

А. Озон в стра­то­сфе­ре по­гло­ща­ет часть уль­тра­фи­о­ле­то­во­го излучения, за­щи­щая от этого из­лу­че­ния живые организмы.

Б. Озон – со­вер­шен­но без­вред­ный газ, по­это­му его пред­по­чти­тель­но ис­поль­зо­вать вме­сто хлора для очист­ки воды.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

44. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об уг­ле­кис­лом газе?

А. Ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ре по­сто­ян­но растёт бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти человека.

Б. Уг­ле­кис­лый газ – самый вред­ный ком­по­нент вы­хлоп­ных газов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

45. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­ви­лах без­опас­ной ра­бо­ты в лаборатории?

А. При на­гре­ва­нии про­бир­ки с рас­тво­ром по­ва­рен­ной соли не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать за­щит­ные очки.

Б. При пе­ре­ме­ши­ва­нии жид­ко­сти в про­бир­ке можно за­крыть от­вер­стие про­бир­ки рукой.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

46. Верны ли суж­де­ния о спо­со­бах раз­де­ле­ния смесей?

А. Смесь эта­но­ла и воды можно раз­де­лить с по­мо­щью де­ли­тель­ной воронки.

Б. Дей­ствие маг­ни­том на смесь же­лез­ных и алю­ми­ни­е­вых опи­лок яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ским спо­со­бом раз­де­ле­ния веществ.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

47. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­се филь­тро­ва­ния и об ис­поль­зо­ва­нии хи­ми­че­ских ре­ак­ций человеком?

А. Для уско­ре­ния про­цес­са филь­тро­ва­ния ско­шен­ный конец во­рон­ки сле­ду­ет при­жать к стен­ке хи­ми­че­ско­го стакана.

Б. В ос­но­ве вы­плав­ки чу­гу­на и стали лежат окислительно-восстановительные реакции.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

48. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о спо­со­бах раз­де­ле­ния сме­сей и зна­че­нии средств гигиены?

А. Смесь серы и дре­вес­ных опи­лок можно раз­де­лить путём рас­тво­ре­ния в воде.

Б. Зуб­ная паста, со­дер­жа­щая ионы фтора, спо­соб­ству­ет укреп­ле­нию зуб­ной эмали.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

49. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­ви­лах хра­не­ния и приёма витаминов?

А. Ви­та­мин С можно по­треб­лять в не­огра­ни­чен­ном количестве.

Б. Хра­нить и при­ни­мать ви­та­ми­ны можно в те­че­ние не­огра­ни­чен­но­го пе­ри­о­да времени.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

50. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­ви­лах хра­не­ния ви­та­ми­нов и пред­на­зна­че­нии мо­ю­щих средств?

А. Хра­не­ние ви­та­ми­нов не тре­бу­ет стро­го­го со­блю­де­ния ука­зан­ных в ин­струк­ции правил.

Б. Для уда­ле­ния жир­ных пятен с по­верх­но­сти по­су­ды це­ле­со­об­раз­но ис­поль­зо­вать мо­ю­щие средства, име­ю­щие ще­лоч­ную среду.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утверждения

4) оба утвер­жде­ния неверны

Тема № 13.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


Чистые вещества и смеси
Методы разделения и очистки веществ
Разделение смесей веществ
Техника безопасности в кабинете химии
Техника безопасности в химической лаборатории

Общие свойства растворов

Лабораторная посуда

Теоретический материал

В жизни редко встречаются чистые вещества, чаще - смеси веществ. Воздух – это смесь азота, кислорода и других газов, морская вода – смесь воды и растворенных солей.

Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Чистое вещество может быть элементом или соединением.
Смеси - это физические сочетания чистых веществ, не имеющие определенного или чистого состава.
Смеси могут быть однородными и неоднородными.

Однородными (гомогенными) называют такие смеси, частицы в которых нельзя обнаружить ни визуально, ни с помощью оптических приборов, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне.


Примеры однородных (гомогенных) смесей
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)
Твёрдые растворы, сплавы, например, латунь, бронза.
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)

Способы разделения однородных (гомогенных) смесей
Дистилляция (лат. distillatio - стекание каплями) - перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров (вода-поваренная соль).

Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов (вода-сахар).

Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде (вода-поваренная соль).

Перегонка - способ разделения или очистки веществ, основанный на различных температурах кипения (нефть)

Неоднородными (гетерогенными) называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах).

Примеры неоднородных (гетерогенных) смесей
Суспензии (твёрдое+жидкость), например вода+песок
Эмульсии (жидкость+жидкость), например вода +жир
Аэрозоли (газ+жидкость), например туман


Способы разделения неоднородных (гетерогенных) смесей
Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь (вода-песок).
Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ (вода-мел).
Центрифугирование (вода-мел).
Магнитная сепарация (железо-медь) .

Правила поведения в химической лаборатории (шуточные)

1. Если вы откупорили что-либо - закупорьте!
2. Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошок - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу!
3. Если включили - выключите!
4. Если открыли - закройте!
5. Если разобрали - соберите!
6. Если не можете собрать - позовите на помощь!
7. Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!
8. Если одолжили что-нибудь - верните!
9. Если пользуетесь чем-нибудь - держите в чистоте!
10. Если сдвинули что-нибудь - верните на место!
11. Если не знаете, как это действует, не трогайте!
12. Если не можете понять что-либо - почешите в затылке!
13. Если все же не поймете, то и не пытайтесь!
14. Если что-либо взорвалось, проверьте: осмотрите себя и убедитесь, что помощь не нужна!

Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!


Правила работы в химической лаборатории

Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.
1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность - это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами
выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.

13 задание ОГЭ по химии посвящено понятиям чистые вещества и смеси, правилам работы в школьной лаборатории и химической посуде и оборудованию.

Теория к заданию №13 ОГЭ по химии

Чистые вещества

Чистые вещества (или индивидуальные вещества) - вещества, которые состоят из молекул или атомов одного вида.

Смеси

Смеси - системы, состоящие из двух и более веществ.

На многих сайтах и общеобразовательных порталах, даже на википедии до моей правки, смеси определяют как вещество, состоящее из нескольких веществ. Это в корне не верно. Вещество само по себе чистое вещество. А система из нескольких веществ называется смесью. Мои слова подтверждаются в англоязычной литературе и интернете, а на российских ресурсах возникает путаница.

Правила работы в школьной лаборатории

Общие правила:
  1. Работать в лаборатории необходимо в халате, а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки и перчатки. Волосы должны быть убраны. (последний пункт особенно актуален для девушек)
  2. Учащиеся могут находиться в химическом кабинете только в присутствии учителя.
  3. Пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещается.
  4. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
  5. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания. (так как его проветривают от вредных газов! )
  6. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
  7. Перед работой необходимо внимательно выслушать инструктаж учителя.
  8. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  9. Учащимся запрещается бегать самостоятельно проводить опыты, не предусмотренные в работе.
  10. Запрещается самостоятельно устранять неполадки в оборудовании.
  11. По окончании практической работы учащиеся должны помыть руки с мылом.
Требования при работе с веществами:
  1. Щелочь и кислота моментально прожгут одежду и кожу.
  2. Наливать и насыпать вещества нужно только над столом.
  3. Наливать и насыпать вещества можно через воронку, кончик воронки должен касаться стенки пробирки.
  4. Твердые сыпучие реактивы запрещено брать руками. Их измельчение производится с помощью пестика в ступке.
  5. Химические вещества нельзя пробовать на вкус.
  6. При определении запаха запрещается наклоняться над пробиркой. Нужно легкими движениями руки направить пар или газ к носу и осторожно вдыхать.
  7. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду , а не наоборот.
  8. При встряхивании пробирки ее отверстие нельзя закрывать пальцем.
  9. Перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на 1/3 часть. Необходимо начинать со слабого нагревания сосуда. Пробирку нагревайте сначала всю, а только затем ту часть, где находится вещество.
  10. Отверстие пробирки при нагревании направлять от себя и других .
  11. В ходе нагревания запрещается заглядывать в сосуд и наклоняться над ним.
  12. Запрещается вносить в кабинет и выносить из кабинета вещества и оборудование.
  13. Запрещается излишек реактива ссыпать (выливать) обратно в банку (склянку).
  14. Запрещается выливать в канализацию отработанные растворы. Остатки собираются в специально предназначенную посуду.
Требования при работе с нагревательными элементами:
  1. Гасить спиртовку необходимо только накрывая пламя колпачком или крышкой.
  2. Запрещается зажигать одну спиртовку от другой.
  3. Запрещается передавать зажженную спиртовку.
  4. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

Лабораторная посуда

  • пробирки (проведение опытов)
  • конические колбы (проведение опытов и хранение растворов веществ)
  • круглодонные колбы (перегонка жидкостей)
  • воронки (фильтрование неоднородных растворов)
  • аппарат Киппа (собирание газов)
  • колба Вюрца (отделение жидкостей с различной температурой кипения)
  • кристаллизатор (охлаждение веществ)
  • эксикатор (хранение токсичных или «влаголюбивых» веществ)

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):

    В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).

    Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.

    Перегонка является физическим способом разделения смесей.

    Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.

    При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.

    Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.

    Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.

    Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.

    Гранит не является чистым веществом.

    Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.

    При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот ).

    При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.

    Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.

    При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

    Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.

    Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.

    Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.

    Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.

    При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.

    Для нагревания жидкости используют колбу.

    Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).

    Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.

    Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.

    В лаборатории нельзя работать одному.

    При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.

    Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.

    Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.

    Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.

    Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.

    Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.

    Калий хранят под слоем керосина.

    При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.

    Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.




Top