Проект по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности «Путешествие в страну безопасности» проект (средняя группа) на тему. Проект "Неделя безопасности в детском саду" проект по обж (средняя группа) на тему Изобразительная деятельност

Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

Информационный проект «Основы безопасности»

для детей средней группы детского сада.

Зорина Наталья Владимировна-

воспитатель

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель средней группы, инструктор по ФИЗО.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: среднесрочный (июль-сентябрь)

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ

По профилю знаний: ОО «Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «ЧХЛ»

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель, инструктор по ФИЗО.

Дети и родители средней группы.

Цель проекта:

Получение знаний о правилах безопасности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с правилами дорожного движения.

закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивать грамматически правильную речь детей.

Дать детям понятие «терроризм».

Актуальность проблемы:

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства.

В начале каждого учебного года объявляют неделю безопасности. Было решено совместно с родителями и инструктором по ФИЗО закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения в образовательной деятельности, подготовить консультации для детей родителями, организовать встречу с работником пожарной инспекции и организовать экскурсию по поселку, с рассматриванием, встречающихся на дороге знаков дорожного движения

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Предполагаемый результат проекта:

Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

  • Образовательная деятельность по ОО «Безопасность», «Здоровье» - рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность».
  • Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).
  • Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт».
  • Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей».
  • ОС «Если я дома один», беседа с последующим анализом.
  • ОС «Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом.
  • ОС «Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом.
  • Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки»..

Заключительный этап

Развлечение «Игротека по правилам безопасности»

Оформление материала в родительском уголке.

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение трех дней, за период данного этапа:

Определена тема проекта.

Сформулирована цель и определены задачи.

Произведён подбор материалов по теме проекта.

Составлен план основного этапа проекта.

Приложение: 1


Беседа: «Если ты один дома».

Цели:

  • закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности;
  • дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;
  • закрепить знание у детей домашнего адреса;
  • научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;
  • развивать физические качества, быстроту, ловкость.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная беседа

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы вновь поговорим с вами о безопасности.
– Что же такое безопасность?
– Знаете, ребята, ведь окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Скажите, какие предметы в доме можно считать опасными и почему? (Ответы детей)
– Где нужно хранить острые, бьющиеся предметы и почему?
– Ребята, вы уже знаете: для того чтобы с вами не произошел несчастный случай, вы должны быть внимательными, без разрешения родителей не брать те предметы, которые могут привести к травме.

2. Слово воспитателя

– А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.
– Как вы думайте. Отчего возникают пожар? (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)
– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.

Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!

3. Работа по теме занятия

– Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.
– Чем бы вы стали тушить огонь? (Водой, накрыть одеялом.)
– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)
– А какой номер пожарной части нужно набрать? (01.)

Показать иллюстрацию.

Сам не справился с пожаром –
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
01 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.

Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 01, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в в доме которого беда – пожар.

Диалог между пострадавшим и дежурным части. Пригласить двоих детей. Обратить внимание дет, как важно знать для этого свой домашний адрес и номер телефона.

Воспитатель. Ребята, позвонили вы по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)

Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения:

  • Немедленно покинуть помещение, где возник огонь, и закрыть за собой дверь.
  • Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.
  • Не прятаться под кровать. Диван, стол и т.д.
  • Звать на помощь соседей и прохожих.
  • Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.

4. Игра « Доскажи словечко»

Воспитатель. Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.

Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар).
Раз, два. Три, четыре.
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто белье сушил над (газом)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег (траву)?
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые (предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)?

5. Работа с иллюстрациями

Дети подходят к доске, где размещены иллюстрации из серии « Пожар».

– А вы знаете, ребята, что в пожарной части работают смелые, сильные и, конечно, добрые люди, которые не жалеют своей жизни ради спасения других.
– Как называется машина, на которой пожарные выезжают на пожар?
– Для чего на машине специальные мигалки и сирены?

Обратить внимание на одежду пожарных, на средства тушения пожара. Отметить, что в каждой группе детского сада есть огнетушитель. И мы, взрослые, все умеем им пользоваться.
Показать детям дымоулавливатель, объяснить, для чего он нужен в каждом помещении.

Воспитатель. Ребята, а как вы думайте, какими качествами должен обладать пожарный? (Должен быть ловким, быстрым, выносливым, смелым.) Я и вам предлагаю проявить эти качества в игре-эстафете.

6. Игра «Мы – помощники пожарных»

Деление на 2 команды.

Задания для игры:

  • Подлезание под дугу..
  • Ходьба по скамейке с ведрами (в них немного воды).
  • Прыжки из обруча в обруч.
  • Лазанье по гимнастической лесенке.

Наши соревнования закончены. Вы все молодцы. Отлично посоревновались, много узнали о пожарной безопасности. Давайте поаплодируем команде победителей нашей эстафеты.
На память я хочу подарить вам всем медали – памятки « Юный пожарник». На этой памятке вы сейчас сами напишете номер пожарной части. Какой это номер? (Ответ детей.)
Пусть эта памятка напоминает вам о правилах пожарной безопасности.

Приложение: 2

Беседа по правилам дорожного движения

Цель:
Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
2. Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
3. Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Доброе утро, ребята!
Дети:
- Доброе утро!
Воспитатель:
- Ребята, сегодня по электронной почте пришло письмо из города Смешариков. Вы хотите узнать о том, что там написано?
Дети:
- Да
Воспитатель:
- Так вот слушайте. «Уважаемые ребята средней группы! Вам пишут ваши любимые герои из мультфильма «Смешарики». Нюша очень хочет прийти к вам в гости, но не знает, как безопасно дойти до вашего детского сада. Очень просим вас помочь ей».
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, мы можем помочь Нюше?
Дети:
- Да, мы можем показать ей дорогу.
Воспитатель:
- Но ведь, Нюша просит нас показать ей безопасный путь. Ребята, а вы знаете, что такое безопасный путь?
Дети:
- Безопасный путь – это соблюдение правил дорожного движения.
Воспитатель:
-Давайте вспомним основные правила дорожного движения.
Игра «Ответь на вопрос»
1. Назовите основные сигналы светофора?
2. Кто является участником дорожного движения?
3. Какие виды транспорта вы знаете?
4. В каком месте нужно переходить дорогу?
5. Как правильно нужно переходить дорогу, если нет светофора и пешеходного перехода?
6. Почему нельзя играть на дороге?
7. Какие машины могут проехать на красный сигнал?
8. На какие части делится улица?
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что у нас есть план-схема, которая поможет безопасно добраться до детского сада (демонстрация план – схемы). Я предлагаю вам её рассмотреть.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на этот знак. Что он обозначает?
Дети:
- Знак «Автобусная остановка»
Воспитатель:
- Давайте вспомним, какие правила должны выполнять пассажиры.
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь,
Место старшим или старым
Уступить не позабудь!
Дети:
- Ждать автобус надо на специальной посадочной площадке у остановки. Входить в автобус нужно через заднюю дверь. Выходить из автобуса можно только на остановке через переднюю дверь. Перед выходом из автобуса следует соблюдать осторожность. Если нет вблизи движущихся автомобилей можно переходить проезжую часть улицы.
Воспитатель:
- А ещё есть одно очень важное правило: стоящий на дороге или остановке автобус нужно обходить только сзади!
Воспитатель:
- На план-схеме красными стрелочками обозначен безопасный путь движения пешеходов.
Ребята, оранжевым цветом на схеме обозначен опасный участок – это место, где останавливаются и движутся автомобили. Как мы должны вести себя в этой ситуации.
Дети:
- Если автомобиль движется мы стоим, автомобиль остановился – мы идём.
П/и «Воробушки и автомобиль»
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами ознакомились с план-схемой безопасного движения и теперь можем встретить нашу гостью и помочь ей попасть в детский сад.
Дети помогают Нюше пройти безопасный путь к детскому саду
На улице Нюша внимательней будь!
Твёрдо запомни правильный путь.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Приложение: 3

Игротека по правилам безопасности жизни.
Цель: Формировать у детей навыки осторожного обращения с приборами обихода и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Задачи:
Воспитывать у детей чувство самосохранения.
Развивать словесно-логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи.
Развивать зрительное восприятие.
Развивать монологическую и диалогическую речь
Развивать внимание, умение точно следовать инструкции, целеустремленность.
Материал:
Зал украшен плакатами по пожарной безопасности и плакатами по правилам безопасности поведения ребенка.
Выставка книг по Азбуке безопасности; красный шар; иллюстрации к правилам поведения при пожаре; Кроссворд «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»; знаки для загадок (осторожно пользоваться, Х) ; Загадки «Мир опасных предметов»; Игровой дидактический материал по основам безопасной жизни деятельности «Как избежать неприятностей? »; Музыкальное сопровождение: Ю. Шаинский «Если б с другом…. »; фломастеры; иллюстрации: электроприборов, свечи, спички, костер, искры, печь, молния.
Ход занятия:
Воспитатель: Читает стихотворение С. Маршака:
С дымом мешается облако пыли
Мчаться пожарные, автомобили
Щелкают звонко, тревожно свистят,
Медные каски рядами блестят.
Миг и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.
Люди в брезенте-
Один за другим-
Лезут по лестницам
В пламя и дым.

Воспитатель: Давайте вместе вспомним правила пожарной безопасности.
Проводится игра «Если возник пожар»
Дети стоят в кругу. В руках воспитателя красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово строки стихотворения и передать шар другому. Если участник игры замедлил с ответом или ответил не правильно, он выбывает из игры, а шар переходит воспитателю.
Воспитатель: Этот шар в руках не даром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
1) Где с огнем беспечны люди,
Там завьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар)
2) Раз, два, три четыре –
У кого пожар…. ? (в квартире)
3) Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил… .? (утюг)
4) Красный отблеск побежал
Кто со спичками? (играл)
5) Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над… .? (газом)
6) Пламя прыгнуло в траву?
Кто у дома жег? (листву)
7) Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…. (предметы)
8) Помни каждый гражданин
Этот номер (ноль один)
9) Дым увидел – не зевай
И пожарных… .(вызывай)
Воспитатель: Ребята, я буду показывать открытки, а вы расскажите как правильно вести себя при возникновении пожара.
Ответы детей
Воспитатель: От чего возникают пожары? На этот вопрос нам помогут ответить загадки.
1. Только я, только я, я на кухне главная,
Без меня как не трудись, без обеда насидитесь. Электроплита

2. Она о тесный домик свой лишь почесалась головой.
И сразу – словно не жила – сгорела бедная дотла. Спичка
3. Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. Лампа
4. На привале нам помог: суп варил, картошку.
Для похода он хорош, а с собою не возьмешь. Костер

5. В полотняной стране по реке простыне плывет пароход,
То взад, то вперед, а за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. Утюг
6. В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. Печь
7. Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит. Огнетушитель

8. Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. Телевизор
9. Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.
Таять может, да не лед, не фонарь, а свет дает. Свеча
10. Огненные стрелы пускает, никто их не поймает. Молния

Физкультминутка: «Костер»
Дети присели на корточки по кругу.
При слове «Холодно» - наклонились, руки вытянули вперед
При слове «Горячо» - руки назад
При слове «Очень горячо» - встали и машут.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас ребята я вам загадаю загадки из «Мира опасных предметов». Вы отгадываете загадку и показываете знак.
У вас знаки: Х- нельзя брать
! – пользоваться осторожно.
1. Два кольца, два конца
А посередине гвоздик. Ножницы
2. Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день – деньской
Он железной головой. Молоток
3. Я иголкина подружка,
Только нет у меня ушка. Булавка
4. Кланяется, кланяется –
Придет домой – растянется. Топор
5. Очень хрупкая я – берегите меня,
Если только разобьется,
Лишь осколки соберете! Стеклянная посуда
6. У меня есть лезвие-
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно:
Ведь порезаться мной можно! Нож
7. Плывет электроход
То назад, то вперед. Утюг
8. У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. Телевизор
Воспитатель: Ребята на столе лежат картинки! Я вам прочитаю стихотворение. Вы должны найти картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в нее.
Набор игрового дидактического материала по основам безопасной жизни деятельности «Как избежать неприятности? »


Проект разработан для детей средней группы, с участием родителей. Разработан с целью формирования у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по ОБЖ для средней группы.

Тема: «Берегись бед, пока их нет»

Вид проекта : познавательно – игровой.

Участники проекта: дети средней группы. Так же проект предусматривает участие родителей воспитанников.

Цель проекта :

формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

Формировать представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, с животными;

Формировать у детей элементарные представления поведения в толпе, если потерялся;

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Подготовительный этап :

Подобрать иллюстрации, картины. Атрибуты для игр.

Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

Подготовить материал для изобразительной деятельности.

Провести беседы с родителями.

Провести занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи;

Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д.

Предложить родителям вместе с детьми принять участие в выставке рисунков на тему: «Эти правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда».

Реализация проекта:

1. Формирование целостной картины мира:

Тема: «Опасные предметы вокруг нас» - Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Коммуникация:

Тема: «Незнакомец звонит в дверь» - Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки безопасного поведения в необычных для детей жизненных обстоятельствах.

Беседы:

- «Бармалей» - научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми в разных ситуациях (на примере сказок).

- «Игры во дворе» - познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. (компьютерная презентация)

- «Что делать если потерялся? » - знакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте; формировать умение реально оценивать возможную опасность.

- «Опасные ситуации подстерегающие нас дома»- расширить и уточнить знания детей об опасных ситуациях, которые могут произойти дома (горячий утюг, розетка, цветок на шкафу и т. д.) и умении правильно преодолевать их.

- «Контакты с животными»- объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

- «Мой друг-Светофор» - продолжать знакомить детей с светофором, рассказать о их видах, предложить детям представить, что произойдет, если люди будут нарушать ПДД,

2. Изобразительная деятельность детей:

Рисование: «Какие бывают машины? » (спецтехника), «Опасные ситуации, которые я видел по пути в Д/с»;

Лепка: «Пешеходный переход»;(барельеф).

Аппликация: «Значок ЭТО НЕЛЬЗЯ!» (коллективная работа) ;

3. Игровая деятельность детей:

Дидактические игры: «Угадай, кто это? », «Острые предметы», «Источники опасности», «На игровой площадке», «Загадки о животных », «Как избежать неприятности», «Загадывание загадок об инструментах», «вызываем скоруюпомощь, пожарных, полицию».

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Догони», «Цветные автомобили»,

Сюжетно – ролевые игры:

«Мы- шоферы».

«Если рядом никого… »;

«В магазине», сюжет «Ребенок потерялся в торговом зале»;

«Слоненок серьезно заболел»;

«День рождения Васи».

Театрализованная деятельность:

Театрализованная игра по сказке «Колобок»

Театрализованная игра «Волк и семеро козлят»,

4. Чтение художественной литературы:

А. Северного «На улице будьте внимательны, дети… »,

Чтение стихотворения В. Берестова «Не идется и не едется… »,

Чтение Шорыгина Т. А. «Умный напёрсток»,

Чтение И. Токмакова «Ничья кошка»,

Чтение С. Маршак «Пожар».

5. Участие родителей в реализации проекта:

Предложить родителям помочь детям составить рассказ из личного опыта на тему: «Где мне нравиться гулять».

Дать родителям задание: выучить с детьми домашний адрес, ответить на вопрос «Почему улица так называется».

Оформить выставку совместных (дети с родителями) рисунков на тему: «Эти правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда».

Оформить папку- передвижку: «Опасные ситуации дома»

Итог проекта:

1. Выставка совместных (дети с родителями) рисунков на тему: «Эти правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда».

2. Аппликация: Тема: «Значок ЭТО НЕЛЬЗЯ!». (коллективная работа)

3.Прослушать рассказы, приготовленные детьми совместно с родителями на тему: «Почему со мной могла случиться беда»(из личного опыта.)

Планирование.

Понедельник.

  1. Беседа: «Что делать, если потерялся?»
  2. Ознакомление с окружающим: «Опасные предметы вокруг нас».
  3. Чтение А. Северный «На улице будьте внимательны, дети…..»
  4. Дидактическая игра «Источники опасности».

ВТОРНИК.

1. Беседы: «Игры во дворе» (компъютерная презентация), «Какие опасности могут нас подстерегать на территории детского сада».

2 .Изотворчество(рисование): «Опасные ситуации, которые я видел по пути в детский сад».

3. Сюжетно-ролевая игра «Мы-шоферы».

4. Театрализованная игра по сказке «Колобок».

5. Чтение стихотворения В. Берестова «Не идется и не едется…».

СРЕДА

  1. Беседа «Незнакомец звонит в дверь».
  2. Развитие речи «Бармалей».
  3. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» (сюжет «Ребенок потерялся в торговом центре»).
  4. Театрализованная игра «Волк и семеро козлят».

ЧЕТВЕРГ.

  1. Беседы: «Мой друг – светофор», «Контакты с животными».
  2. Изотворчество (лепка): «Пешеходный переход».
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Мы водители скорой(пожарной, полицейской) машины», «Слоненок серьезно заболел».
  4. Чтение И. Токмакова «Ничья кошка».

ПЯТНИЦА.

  1. Беседа: «Опасные ситуации подстерегающие нас дома».
  2. ИТОГИ ПРОЕКТА:

1.Выставка рисунков, выполненных детьми совместно с родителями на тему: «Эти правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда».

2.Коллаж: «Значок ЭТО НЕЛЬЗЯ!».

3.Прослушивание рассказов на тему: «Почему со мной могла случиться беда».


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №9 "Ласточка" г. Ртищево Саратовской области"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

Воспитатель: Линник О.В.

2015-2016 учебный год

Актуальность.

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Перспективный план проекта

"Основы безопасности".

    Тема « Азбука дорожного движения »

Сроки: сентябрь - ноябрь 2015г.

Актуальность: Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Совместными усилиями педагогов, родителей и всего социума, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель: Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый - готовятся к движению, на зеленый - двигаются).

3.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».

4. Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить по­жар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.

5. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только с взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрос­лых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спо­койно (не бегать, неходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на про­езжую часть, не мусорить, не кричать).

7. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

8. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с наименьшим вредом для себя и окружающих.

9. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

10. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Ожидаемые результаты:

    Осознанное отношение детей к выполнению ПДД

    Воспитание грамотного пешехода

    Умение детей ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них

    Снижение процента ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей

Этапы реализации:
1)Беседа по картине: «Улица города»
2)Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»
3) Игра «Автошкола»
5)Выставка художественной литературы по ПДД
6)Беседа «Правила дорожного движения»
7)Прогулка «Правила для пешеходов»
8) Игра « Безопасное поведение на улице»

9)Презентация для детей «По дорогам сказок»

10)Викторина «Пешеход на улице»

11) Что за знак спрятался в стихах?

12) Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

13) Исследования.Опыт «Движение по льду и асфальту»
14)Д/И«Можно-нельзя,правильно-неправильно»
15) Развивающие настольно-печатные игры

16) Эстафета "Главная дорога"

17)Встреча с инспектором ГИБДД
18) Вручение детям удостоверения юного пешехода

19)Выставка детских рисунков: «Наша улица»

Работа с родителями:

    Оказание помощи в создании развивающей среды

    Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице», «Родителям – о безопасности дорожного движения», «Приемы обучения юного пешехода», «Обучайте детей правильно», «Безопасность ребенка»

    Участие в выставке детских рисунков«Наша улица»

    Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему ПДД? »

Итоговое мероприятие: Круглый стол с родителями и детьми: «В жизнь по безопасной дороге»

II . Тема « Уроки пожарной безопасности »

Сроки: декабрь -февраль 2015-2016

Актуальность:

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Проблема: несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Цель: формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные

    Познакомить с историей возникновения огня.

    Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

    Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.

    Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций

    Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие

    Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

    Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

    Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.

    Развивать творческие способности дошкольников

Воспитательные

    Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

    Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

    Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

    Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

    Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

    Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

    Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ

Предполагаемый результат:

Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью.

Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.

Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.

Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.

Произойдет профессиональный личностный рост педагога по данной теме.

Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.

Этапы реализации:

    Дидактические и настольные игры: Отгадывание загадок на противопожарную тематику, «Горит, не горит», «Средства пожаротушения», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Причины пожаров», «Немой телефон», «Четвертый лишний», пазлы «Пожар», «Лото», «Собери картинку».

    Подвижные игры «Смелые пожарные», «Пожарные на учениях», «Юный пожарный», Эстафета «Спасение пострадавших»

    Сюжетно-ролевые игры: «Пожарная часть», «Мы пожарные», «Отважные пожарники», «Служба спасения».

    Беседы и Познавательные занятия «Огонь – наш друг» «Пожарный – профессия героическая», «Причины возникновения пожара», «О пользе бытовых электроприборов и правилах пользования ими», «Что делать при пожаре», «Как происходят пожары», «Если в квартире много дыма»,«Если звучит пожарная сирена», «Опасные огоньки. Правила поведения вблизи елки»

    Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности).

    Продуктивная деятельность: Рисование «Пожары случаются… », Аппликация «Пожарная машина», Лепка из пластилина «01»

    Презентация «Огонь в картинках и загадках»

    Чтение литературы: В.А. Степанов «Азбука в загадках», С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», К. Чуковский «Путаница».

Работа с родителями:

    Помощь в создании предметно-развивающей среды по противопожарной безопасности.

    Информация в родительском уголке о пожарах и гибели людей в Ртищевском районе за 2015 г.

    Участие в выставке детских рисунков «Я и огонь»

    Рассмотреть иллюстрации, отображающие работу пожарных в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

    Консультации для родителей: «Безопасность наших детей- в наших руках»

    Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»

Итоговое мероприятие:

    Организация и участие родителей в выставке на пожарную тематику.

    Проведение итогового мероприятия «И малым детям знать пора, что спички страшная игра!»

III . Тема «Когда я один дома»

Сроки Март 2016

Актуальность:

К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.

Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими. Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения дома, когда в дверь стучится незнакомец.

Задачи:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения в условиях, когда ребенок дома один в рамках темы ребенок и другие люди.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

6. Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту; дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;

7. Формировать связную речь, делать собственные умозаключения; Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

8. Проконсультировать родителей, как можно объяснить ребенку, что за добрыми намерениями и внешностью может скрываться обман.

9. Научить каждого ребенка в опасной ситуации звонить в службу помощи, знать свой адрес и месторасположение дома.

Предполагаемые результаты:

    Дети расширяют свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице, в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

    Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода

    Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь

Этапы реализации:

    Беседы: «Один дома», «Бытовая химия», «Газ», «Электричество», «Оказание первой помощи при поражении электрическим током», «Правила обращения с огнем», «Как уберечься от ожогов», «Внезапное обрушение здания», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?»

    Занятия: «Наши помощники». «Незнакомец. Правила безопасного поведения». «Сокровища детских карманов» «Лекарства - друзья или враги»

    "Правила безопасности дома и на улице"

    Дидактические игры: «Волшебные телефоны», «Четвертый лишний»

    Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

    Памятка для детей и родителей "Самые простые и важные правила безопасности"

    Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», компьютерная презентация, папка-передвижка с правилами для детей и родителей «Наедине – дома»

Итоговое мероприятие: тематическое развлечение«Один дома»

IV . Тема «Удивительный мир насекомых»

Сроки: Апрель 2016, 1 неделя

Актуальность: Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. Дети должны понимать, что многие насекомые играют огромную роль в жизни различных растений и животных, также дети должны четко осознавать зависимость численности и жизнеспособности насекомых от экологического состояния окружающей среды. В процессе реализации этой части проекта дети познают мир насекомых, учатся смотреть на него со стороны настоящих исследователей, биологов, учатся, бережно относится ко всему живому, заботиться, о сохранении популяции насекомых; отмечать разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. Так же дети узнают о том, как вести себя при укусе насекомых.

Цель:

    Закрепить знания детей о внешнем строении тела насекомых, названии отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки).

    Углубить знания детей о многообразии насекомых населяющих наш родной край, научится, различать их между собой, выявлять степень их значимости для окружающей нас природы

    Сформировать бережное отношение к живой природе

    Сформировать знания о пользе и вреде насекомых для людей и растений

Задачи:

    Расширить знания и обогатить словарь детей о новых, неизвестных для них насекомых, а также об их внешнем виде, особенностях строения, поведения, значимости в природе.

    Прививать детям любовь к природе, формировать бережное отношение к «братьям нашим меньшим»

    Закреплять умение воспроизводить полученные впечатления в творческой деятельности.

    Рассказать о пользе (вреде) насекомых для людей и растений.

Ожидаемые результаты :

    Обогатить и систематизировать знания детей о насекомых;

    Иметь представления об особенностях строения тела, окраски, маскировки, в связи с их жизнью, об уникальности каждого вида;

    Знать о пользе и вреде различных видов насекомых для окружающей природы.

    Иметь представление о зависимости нормального существования насекомых от экологического состояния окружающей среды.

Этапы реализации:

    Беседы: «Насекомые – наши враги и друзья», «Полезные насекомые» «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики»«Муравьи и муравейники»

    Рассматривание тематических картинок "Насекомые"

    Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку»

    Чтение художественной литературы:

Чтение:
В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
В.Бианки «Красная точка».
В.Самуйлов «Там, где растет Венерин башмачок».
Заучивание:
Крылов «Стрекоза и муравей».
К. Чуковский «Муха-цокотуха».
Загадки.
Экотренинг «Если б я был насекомым».
Проблемные ситуации «Что было бы, если б не было комаров, бабочек?»
Музыка: песенка «В траве сидел кузнечик».

    Итоговое мероприятие: панно «Насекомые»

V . Тема «Домашние и бездомные животные»

Сроки Апрель 2016, 2 неделя

Актуальность:

Цель. Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.

Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных.

Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными.

Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными животными.

Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.

Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.

Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животным.

Этапы реализации:

    Беседа: «Правила безопасности при контакте с животными», «Белка и Стрелка – первые собаки-космонавты»

    Дидактические игры: «Назови детенышей», «Домашние животные», «Дикие животные»

    Подвижные игры:

    Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Зимовье зверей», Лебедева Г. В. «Поросячьи хвостики», Носов Н.Н. «Живая шляпа» «Бобик в гостях у барбоса»

    Развитие речи детей: Составление рассказа «Мой любимый питомец»

    Художественное творчество: Творческие работы по желанию детей «Белка и Стрелка в космосе», лепка «Мой любимый питомец»

VI . Тема «Грибы»

Сроки Апрель 2016, 3 неделя

Актуальность:

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года.

Цель: расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.

Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека.

Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.

Развивающая:
развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.

Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в лесах уральского региона.

Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Этапы реализации:

    Беседа: «Грибы», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы»

    Дидактические игры: Настольно-печатная игра «Животные наших лесов», лото «Кто где живёт», «Овощи, фрукты».

    Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В лесу», «Магазин», «Больница».

    Подвижные игры: «Кошка и мыши», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Гуси»

    Чтение художественной литературы: Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок.

    Развитие речи детей: Словесные игры «Кто где живёт? », «Доскажи словечко», «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».

    Художественное творчество: Аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки», Аппликация из цветной бумаги и сухих листьев «Осенний гость», Лепка различных грибов: подосиновик, лисичка, боровик.
    Итоговое мероприятие:

Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!»

VII . Тема «Неделя безопасности»

Сроки Апрель 2016, 4 неделя

Повторение пройденного материала

Итоговое развлечение «Школа Аркадия Паровозова»

Проект «Мы играем в безопасность».

Лукьянова Раиса Максимовна.,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Весёлое»

Красногвардейского района Белгородской области

Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни как к безусловной ценности.

Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за окружающим миром, деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и сотрудничество. Детьми среднего дошкольного возраста уже накоплен определенный социальный опыт. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов (от элементарных до самых сложных). В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше всего и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе.

Через игру дети учатся:

Строить свои личностные жизненные планы;

Определять и апробировать действия и средства их достижения;

Решать проблемные ситуации;

Проходят школу конструктивного общения и взаимодействия

с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.

Систематизации игр для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения через интеграцию различных видов деятельности позволяет усвоить необходимый объем информации и в дальнейшем применить их на практике.

Разрабатывая систему игр для детей по безопасности, использовали метод проектов, где и игра, и беседа, и занятие, и игровые или проблемные ситуации – звенья одной цепи. И заменяя одно, не нарушаем, а дополняем общий процесс, делаем его интересным.

Темы проектов для детей среднего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность «Макет будущего города»

Целевая прогулка «Безопасный город»

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

Обучающая игра «Водители и пешеходы»

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в наших руках» (правила поведения на улице)

Оформление стенда безопасности для родителей

Консультация «Обучение детей наблюдательности на улице»

«Транспорт»

Занятие по познавательной деятельности «Виды транспорта»

Беседы «Правила поведения в общественном транспорте»

«Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках?»,

Целевая прогулка «Транспорт нашего города»

Физкультурный досуг «Город транспорта»

Выставка детских работ «Транспорт России»

Сюжетно-ролевая игра «Водители»

Дидактическая игра «Виды транспорта»

Консультации для родителей «Правила перевозки детей в транспорте», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

«Безопасная дорога»

Занятия «Аварийные ситуации на дорогах»,

«Дорожные знаки помни всегда!»

Беседы «Я – пешеход», «Я – водитель», «Я – постовой»

Дидактические игры «Дорожные знаки», «Перекресток»

Сюжетно-ролевая игра «Служба безопасности»

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в наших руках»

Экскурсия «Перекресток»

Целевая прогулка «Дорога»

Конкурс для детей «Умники и умницы»

Конкурс для родителей «Светофор»

Семинар-практикум с участием родителей «»

Конкурс для педагогов «Зеленый огонек»

«Постовой»

Занятия по познавательной деятельности «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

«Кто такой постовой?»

Занятие по изобразительной деятельности «Регулировщик»

Беседа «Я – постовой»

Сюжетно-ролевая игра «Постовой»

Советы инспектора ГИБДД для детей.

Музыкально-спортивный праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

«Дорожная азбука»

Занятия по познавательной деятельности «Дорожная азбука».

«В гостях у светофора»

Кукольное представление «Кот Матроскин в стране дорожных знаков»

Целевые прогулки «Перекресток» (регулируемый, нерегулируемый), «Водители и пешеходы»

Консультация для педагогов «Безопасность поведения детей в летний период»

Консультация для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Тематический проект: «Мы играем в безопасность»

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Проблема: безопасное поведение ребенка на улице.

Цель:

    Размышления о безопасности ребенка на улице в различных жизненных ситуациях:

Путем погружения в литературное произведение

Методом песочной терапии по теме «Составим перекресток»

Методом семейной песочной терапии «Безопасность детей в наших руках»

Методом сказкотерапии «Незнайка на перекрестке»

Конструирование методом оригами «Создание автомобиля»

Театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных героев;

Дискуссионный клуб «Безопасность наших детей»

Правила дорожного движения в картинках

Музей автомобиля

    Формирование знаний детей о правилах поведения на улице

    Формирование представлений детей о правах пешеходов и водителей, гражданственной позиции, осознанности безопасного поведения на улице.

Задачи:

Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Алгоритм работы

Первый этап – уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап – формирование у детей чувства осознанного отношения безопасного поведения на улице, ответственности, контроля и самоконтроля.

Четвертый этап – презентация проекта «Красный, желтый, зеленый»

План тематического проекта «Мы играем в безопасность»

Экскурсия

«Мой друг светофор»

Игровое занятие

Интегрированное занятие

Проблемно игровые ситуации

Проблемная ситуация с использованием методики сказкотерапии

«Путешествие по улицам нашего города»

«Дорожная Азбука»

«Случай на перекрестке»

«Почему столкнулись машины»

«Незнайка на перекрестке»

Сюжетно-ролевые игры

Создание музея

Игра (песочная терапия)

«Служба спасения»

«Водитель»

«Светофор», «Постовой»

«Автопарк»

«Составим перекресток»

1-4 недели

Проблемная ситуация

Сюжетная игра

«Моя мама медсестра»

«Первая помощь»

«Больница»

1-4 недели

Трудовое поручение

«Мой папа полицейский»

«Постовой»

Помощь детей в уборке территории автопарка

1,4 недели

Двигательная

Спортивная эстафета

«Автогонки»

Художественно-творческая

Музыкально-дидактические игры

Музыкальный досуг

«Светофор»

«Пешеходы и водители»

«На лесном перекрестке»

Конкурс рисунков

«Улицы нашего города»

Работа с родителями

Консультация

Дискуссионный клуб:

Анкетирование

Дискуссия

Тренинг

Интервью

«Безопасность ребенка в наших руках»

«Пример для подражания»

«Безопасность наших детей»

1-2 недели

1-4 недели

Консультации в родительском уголке

«Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»

«Какой я пешеход?»

3-4 недели

«Что нужно для безопасности ребенка?»

Устный журнал

«Правила дорожного движения для детей и взрослых»

Конкурс семейных проектов

«Красный, желтый, зеленый»

Совместный досуг

Спортивная эстафета «Автогонки»

Совместная экскурсия

«Путешествие по городу»

Тематическое планирование игр и бесед с детьми

«Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Наши друзья – знаки», «Полное лукошко», «Да и нет»

«Будь осторожен с огнем», «Безопасность в быту», «Уважай водителя и пешехода!», «Незнакомый человек», «Опасности в лесу», «Зовем спасателей!»

«Подбери слова», «Теремок», «Правила поведения в лесу в картинках», «Правила дорожного движения на ковре», «Моделируемые знаки», «Карта-схема», «Технические приборы», «Путаница»

«Пополняем словарь безопасности», «Уроки светофора», «Сигналы тревоги», «Мои зеленые друзья», «Для чего нужны технические приборы?»

«В гости к Айболиту», «Уроки Мойдодыра», «Мое настроение», «Больница», «Профессии»,

«Береги здоровье смолоду», «Безопасность поведения и здоровье», «Заботимся о ближнем», «Закаляйся!»

Коммуникативная

игры по желанию в игровых центрах безопасности, сюжетно-ролевых, конструктивных игр

«Как мы общаемся», «Давай дружить, играть», «Безопасное поведение вместе с друзьями»

Двигательная

Подвижные игры-эстафеты «Пожарный», «Лесная тропа», «Велогонки», «Автогонки»

«Безопасные игры», «Безопасность поведения в процессе физкультуры», «Соревнование, эстафета»

Используемая литература

    Белая, К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая, В. И. Зимонина, А.А. Кондрыкинская. - Просвещение, 2004г. - издание 4-е. - 94 с. - ISBN 5-09-010385-2.

    Шорыгина, Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет[Текст] / Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2007 - 64 с. (Вместе с детьми). - ISBN 978-5-89145-055-4.

Вид: познавательно-творческий.

Сроки реализации: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители.

Цель: расширение и систематизирование представлений детей о правилах пожарной безопасности.

Программные задачи: уточнить и систематизировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, электроприборах и правилах безопасности при пользовании ими; развивать умения , набирать нужный номер служб помощи; развивать наблюдательность, представления о причинно-следственных связях, мышление, внимание, память, речь; воспитывать потребность соблюдать правила пожарной безопасности, уважение к профессии пожарного, стремление подражать ему в смелости и силе.

Проблемная ситуация: учреждение дошкольного образования находится вблизи РОЧС, поэтому дети часто слышат вой сирены пожарной машины. В связи с этим они задавали немало вопросов. Выяснилось, что далеко не все воспитанники средней группы знают номер телефона пожарной службы, правила пожарной безопасности, не имеют представления о труде пожарных. Как научить их основам пожарной безопасности?

Решение: оформить в группе уголок пожарной безопасности, что повысит возможность закрепления у детей полученных представлений по основам безопасности.

Предполагаемый результат:

  • в повседневной жизни дети будут применять доступные правила пожарной безопасности, знать правила пользования бытовыми приборами, научатся набирать нужный номер служб помощи;
  • у ребят сформируются элементарные представления о труде пожарных, воспитанники примут участие в создании уголка пожарной безопасности.

Этапы реализации проекта

I . Подготовительный.

Педагоги: изучают необходимую литературу, занимаются составлением плана реализации проекта, подбором методов и приёмов, разработкой заданий для родителей, выбором и изготовлением дидактических игр и пособий.

Дети: рассматривают карточки и плакаты с изображением пожароопасных ситуаций, интересуются: «Куда спешит пожарная машина?», «Почему возникают пожары?».

Родители: беседуют с детьми об опасностях игры с огнём, читают им по данной тематике художественную литературу.

II . Основной этап.

Педагоги: занимаются составлением картотеки дидактических игр, выбирают место для уголка пожарной безопасности, моделируют его, подбирают произведения детской литературы.

Дети: образовательная область «Ребёнок и общество».

Занятия: «Для забавы и игры спички в руки не бери!», «Если случится пожар», «Электроприборы», «Новогоднее происшествие с зайчатами».

Познавательная практическая деятельность.

Целевые прогулки к пожарной части, экскурсия в комнату безопасности, посещение прачечной (знакомство с правилами обращения с утюгом), просмотр мультфильма «Спасик на пожаре».

Художественная деятельность.

Изобразительная - лепка «Ведёрко», рисование «Пожарная машина» по мотивам стихотворения «Кошкин дом», аппликация «Пожарная лестница»; художественно-речевая - чтение: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом» (в сокращении), К. Чуковский «Путаница», «Сказка о непослушном петушке» (по мотивам сказки К. Ушинского «Умей обождать»), «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказки), С. Михалков «Дядя Стёпа»; игра-драматизация «Кошкин дом» (отрывок из сказки); развлечения «Минутки пожарной безопасности с Незнайкой».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Отгадай загадку по картине», «Какой бывает огонь?», «Горит-не горит», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Помоги пожарной машине найти дорогу», «Что необходимо пожарному?», «Предметы - источники пожара», «Азбука безопасности», «Хорошо-плохо», «Закончи предложение», «Если возник пожар», «Можно-нельзя»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожар в доме», «Мы - пожарные», «Пожарные спешат на помощь»; подвижные игры: «Огонь кусается», «Кто быстрее потушит пожар», «Вызов служб помощи».

Общение.

Игровые ситуации: «Как машина стала пожарной», «Как лисички нашли спички», «Из телевизора пошёл дым», «В лесу случился пожар», «Как зайка вызывал скорую помощь»; беседы: «Что я знаю о пожаре?», «Что рассказал автономный пожарный извещатель?», «Труд пожарных», «Вещи вокруг нас» (электроприборы, газовая плита и др.), «Как уберечься от огня?», «Что может испортить новогодний праздник?», «Спички в нашем доме».

Родители: читают ребятам тематическую художественную литературу, совместно с детьми проводят целевые наблюдения «Какую опасность несёт газовая плита», участвуют в конкурсе рисунков «Спички - не игрушка, огонь - не забава», изготавливают атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Мы - пожарные» (пожарная машина, щит и др.).

III . Заключительный этап.

Педагоги: занимаются оформлением уголка пожарной безопасности, организацией игрового комплекса, анализируют проведённую работу, презентуют проект.

Дети: участвуют в реализации игрового комплекса в уголке пожарной безопасности.

Родители: помогают оформить уголок пожарной безопасности, участвуют в выставке плакатов «Не играй с огнём!».




Top