Внеклассное мероприятие "правовая викторина". "подросток и правонарушения" викторина Правовые вопросы для школьников

Правовая игра-викторина для учащихся 8 класса "Что мы знаем о Президенте". Конспект


Цель: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
-дать элементарные знания о выборах Президента Российской Федерации;
-воспитание у учащихся уважения к Закону;
-развитие чувства патриотизма.
Назначение. Правовая игра-викторина составлена для учащихся 8 класса. Может использоваться в 9-11 классах. Можно провести данное мероприятие между классами.
Правила игры. В викторине принимают участие две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. За правильные ответы участники получают красный жетон – 5 баллов, зелёный жетон – 4 балла, белый жетон – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право переходит другой команде. Если ни у одной из команд нет ответа – ведущий даёт полный, развёрнутый ответ.

Ход игры-викторины

Ведущий: Добрый день, ребята! Приглашаю вас принять участие в необычном мероприятии – правовой игре, посвящённой теме Конституции РФ и президентской власти. Для начала мы разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз своей команде.
(На обдумывание – 2 минуты)
Ведущий: Команды готовы? Прошу представить свои команды.
Капитан 1: Наша команд
Все: «Россияне».
Капитан: Наш девиз:
Все: « За Россию, за народ,
За человечество вперёд!»
Капитан 2: Наша команда
Все: «Кристалл».
Капитан: Наш девиз:
Все: «Кем бы в жизни ты не стал,
Всегда будь чистым, как кристалл!»
Ведущий: Итак, справа от меня команда «Россияне» капитан Журавлёв Никита, слева – команда «Кристалл», капитан Горохова Кристина.
Тур I. «Разминка».
Ведущий: Я буду по очереди задавать каждой команде вопрос, вы должны дать правильное объяснение понятия или термина.
1.Президент – это…(Глава государства, высшее должностное лицо).
2.Официальная резиденция Президента Российской Федерации - …(Кремль, Москва).
3.Президентский совет – это…(Консультативный орган при Президенте РФ, разрабатывающий для него предложения стратегического характера по основным вопросам внутренней и внешней политики).
4.Вето Президента – это…(Право Президента отклонить закон, принятый Федеральным собранием, который ещё не вступил в силу).
5.Как выглядит символ президентской власти? (Флаг представляет собой окаймлённое золотой бахромой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, в центре которого помещено золотое изображение Государственного герба РФ).
6 Президент избирается сроком на…(6 лет) .
7.Импичмент – это…(Отстранение от должности Президента) .
8.Администрация Президента – это…(Система рабочих органов, призванная содействовать Президенту в осуществлении его полномочий).
9.Послание Президента – это…(Ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики).
10.Отставка – это…(Уход с государственной должности по личному желанию или смещение с этой должности по причинам субъективного либо объективного характера).
Тур II. «Гражданином быть обязан».
Ведущий: Команда «Россияне» должна объяснить понятие «гражданская позиция», команда «Кристалл» - «гражданское общество». Обе команды раскрывают эти понятия на примерах друзей, родителей, учителей, других взрослых. Ведущий может задавать наводящие вопросы.
Ответы.
Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Тур III. «Выборы».
Ведущий: В этом туре я задаю каждой команде вопросы и даю три варианта ответов, из которых необходимо выбрать правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Для команды «Россияне»:
1.Путём всенародного голосования избирается...
-Председатель Правительства Российской Федерации;
-Президент Российской Федерации ;
-Спикер Государственной думы.
2.С какого момента Президент вступает в должность?
-После объявления результатов голосования;
-с момента принятия присяги ;
-на следующий день после выборов.
3.Кто принимает решение об отставке Правительства?
-Президент ;
-Верховный суд;
-Государственная дума.
4.К какой ветви государственной власти относится должность Президента Российской Федерации?
-Законодательной;
-исполнительной;
-не входит в систему власти .
5.Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися?
-25%;
-50%;
-75%.
6.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
-Паспорт ;
-водительские права;
-профсоюзный билет.
7.Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
-Нет, ни в коем случае;
-да, это моё личное дело;
-да, если я заполняю бюллетень с помощью наблюдателя и ли члена избирательной комиссии.
8.Может ли слабовидящий или слепой человек во время выборов воспользоваться помощью другого лица?
-Нет, не может;
-да, если это лицо не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, наблюдателем;
-да, если это член избирательной комиссии.
Для команды «Кристалл»:
1.В каком году в Российской Федерации была введена должность Президента?
-В 1978 году;
-в 1991 году;
-в 1996 году.
2.В случае отставки Президента Российской Федерации выборы должны состояться…
-немедленно;
-не позднее трёх месяцев с момента отставки ;
-не позднее одного месяца.
3.На какой срок может быть переизбран Президент Российской Федерации?
-Ещё на один срок ;
-ещё на два срока;
-ещё на три срока.
4.Кто назначает Председателя Правительства Российской Федерации?
-Государственная дума;
-Президент ;
-члены Правительства.
5.По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является…
-Верховный суд;
-Президент Российской Федерации;
-народ .
6.С какого возраста гражданин имеет право избирать?
-С 14 лет, когда гражданин получает паспорт;
-с 18 лет ;
С 21 года.
7.Можете ли вы прийти на избирательный участок в день выборов и заявить, что хотите стать наблюдателем?
-Нет, наблюдатели назначаются кандидатом или избирательным блоком ;
-да, эта инициатива должна приветствоваться;
-да, если у вас есть письменное заявление.
8.Можно ли на избирательном участке спрашивать совет, за кого голосовать, у комиссии и избирателей?
-Можно;
-нельзя ;
-можно только у наблюдателей.
Тур IV. «Подбери синоним».
(На столе у каждой команды лежат карточки, на которых написаны термины. Команды должны как можно быстрее найти и соединить одинаковые по смыслу понятия. Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит задание.)
Ведущий: В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с разными понятиями из области политики и права: они звучат в средствах массовой информации, мелькают на страницах прессы. Порой речь идёт об одном и том же понятии, но звучит оно по-разному. В этом задании вам предлагается подобрать синонимы – слова (или сочетания нескольких слов), разные по звучанию, но одинаковые по значению.
Для команды «Россияне»:
1.Совет министров. (Правительство)
2.Парламент. (Федеральное собрание)
3.Присяга. (Торжественное обещание, клятва)
4.Ратификация. (Утверждение международного договора)
5.Инаугурация. (Торжественная церемония вступления в должность главы государства)
Для команды «Кристалл»:
1.Министр. (Руководитель министерства)
2.Премьер-министр. (Председатель Правительства)
3.Спикер. (Руководитель палаты парламента)
4.Совет Федерации. (Верхняя палата парламента)
5.Государственная дума. (Нижняя палата парламента)
Ведущий: На этом викторина заканчивается. Предлагаю командам подсчитать свои жетоны.
(Подведение итогов. Награждение победителей)

Приложение

СЦЕНАРИЙ ПРАВОВОЙ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Цель мероприятия:

правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

Заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;

Повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

Компьютерная, видео - и аудиоаппаратура с записями;

Листы А4 с заданиями для двух команд;

Оценочные листы для жюри;

Мультимедиа проектор.

Домашнее задание:

Создание двух команд для участия в конкурсе;

Разработка названий и девизов;

Выбор капитана команды.

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть. Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий представителем прокуратуры, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд, заключительное слово.

I. Вступительная часть

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств.

Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую основу и делятся по категориям или, говоря юридическим языком, отраслям.

Так, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и др. право.

В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественные и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д.

А какие виды права (отраслей права) вы знаете? (Ответ школьников).

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.

В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.

II. Основная часть

1. «Домашнее задание»

Представление команд (название, девиз). Максимальная оценка – 5 баллов.

2. Конкурс «Сказочный вопрос»

Каждой команде задается по 1 вопросу. За ответ назначается от 1 до 5 баллов.

Команда № 1. Тематика «уголовное право »

Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КРФ. , возможность воспитываться в семье .

Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае , если похищен ребенок , судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Команда № 2. Тематика «конституционное право»

Задача: Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права дядюшки Тыквы были нарушены?

Ответ: право на жилище.

Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность .

В соответствии с ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

3. Конкурс «Решите задачу»

Каждой команде задается одна задача. Максимальный балл за ответ – 5.

Команда № 1.Тематика «Семейное право»

Задача: Родилетнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст. ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Команда № 2. Тематика «Трудовое право»

Задача: Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ : нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ п рогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

4.Конкурс «Конституционные термины»

По подсказкам каждая команда определяет о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.

Та команда, которая быстрее отгадает слово, получает 5 баллов.

A:

5 - имеет свою структуру;

4 - из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне? » Ломоносов подрался с Бауэром, и сидел в тюрьме;

3 - появилось в глубинной древности;

2 - имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

1 - оно различается по форме правления, способу осуществления власти.

Ответ: Государство

Б:

5- устанавливает государство;

4- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный строк;

3- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

2- идет на содержание государственных структур, армию, образование;

1- по ст. 57 Конституции каждый обязан их платить.

Ответ: Налог

В:

5 - возникла в Древней Греции;

4 - на латыни - общественное дело;

3 - ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

2 - это форма правления;

1 - бывает парламентской и президентской.

Ответ: Республика

5. Конкурс «Вопрос - ответ»

Вопросы задаются поочередно каждой из команд.

За правильный ответ – 5 баллов.

Команда №1.

Вопрос № 1: С какого возраста наступает административная ответственность ?

Ответ: Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ .

Вопрос № 2: Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения;

б) к родителям;

и) и органы полиции;

г) в прокуратуру;

д) к старшеклассникам;

е) необходимо самому защищать свои права.

Ответ: необходимо обратить в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии с о ст. 12 Ф едеральн ого закона «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить об этом в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому Вы можете это сделать состоятельно, но учитывая, что сотовый телефон Вам скорее всего приобр ели родители - целесообразно написать заявление вместе.

Кроме того, учитывая тот факт, что в соответствии с законом об образовании школа несет ответственность за соблюдение прав обучающихся во время образовательного процесса, вам необходимо уведомить о происшествии классного руководителя , чтобы администрация учреждения приняла меры к недопущению впредь подобных фактов.

Команда № 2.

Вопрос № 1: С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Ответ : Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста . (п.1 ст. 20 УК РФ)

Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)

Вопрос № 2: К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т. п.)?

а) в органы полиции;

б) в прокуратуру;

в) позвонить по «телефону доверия»;

г) к классному руководителю;

д) постараться забыть о произошедшем;

е) лучше самому разобраться с обидчиками.

Ответ: в соответствии со ст. 12 Закона «О полиции» сообщить в полицию, если это произошло на территории школы - классному руководителю

6. Тест на «Знание правовых основ»

Командам раздается тест, за отведенное время они должны найти и написать ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

Тест:

1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

2. указа Президента Российской Федерации;

3. всенародного референдума;

4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством:

1. православным

2. многоконфессиональным

3. теократическим

4. светским

3. Регулятором общественных отношений помимо права является

1. мораль

2. религия

3. наука

4. искусство

4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:

2. информационная власть

3. судебная власть

4. исполнительная власть

5. Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны:

1. обеспечить получение бесплатного высшего образования

2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

1. Гражданский кодекс

2. указы Президента

3. Уголовный кодекс

4. Конституция Российской Федерации

7. Конституция является

1. присягой на верность государству

2. основным законом государства

4. формой государственного правления

8. Систему разделения властей в РФ характеризует

1. подчинение судей парламенту

2. подчинение Правительства Государственной Думе

3. самостоятельность каждой из ветвей власти

4. соединение исполнительной и законодательной власти в одном ор-гане

9. Верны ли следующие суждения?

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, ...

А. постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Б. с рождения проживающий постоянно на территории РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верно и А, и Б

4. оба суждения неверны

10. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1. Президент РФ

2. Правительство РФ

3. Государственная Дума

4. Совет Федерации

Ответы:

1 – 3;

2 – 4;

3 – 1;

4 – 2;

5 – 3;

6 – 4;

7 – 2;

8 – 3;

9 – 1;

10 – 1.

7. Конкурс «Определи вид преступления»

Задание озвучивается обеим командам. Нужно определить вид преступления.

За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.

Задание № 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.

Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ) – тайное хищение чужого имущества.

Задание № 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Ответ: Грабёж (ст. 161 УК РФ) – открытое хищение чужого имущества.

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.

Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ), так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.

Задание № 4

Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма(ст. 207 УК РФ).

Задание № 5

Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.

Ответ: Вандализм (ст. 213 УК РФ), то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах

8. «Конкурс Капитанов»

Каждая команда предоставляет капитана, который должен ответить на открытые вопросы. Вопросы даются одновременно каждому капитану, засекается время на подготовку, после чего, заслушиваются ответы.

За ответ капитан и его команда получает от 0 до 3 баллов.

Вопросы № 1

Где изображается государственный герб Российской Федерации?

Ответ: На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках

Вопросы № 2

На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Как его зовут?

Ответ: Святой Георгий-Победоносец.

Вопросы № 3

Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России?

Ответ: На герб петровских времен.

Вопросы № 4

В каком нормативно-правовом акте (законе) описан государственный герб России и порядок его официального использования?

Ответ: В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года.

Вопросы № 5

Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

Ответ: Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

Вопросы № 6

Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»?

Ответ: Великобритания

Вопросы № 7

Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания.

Ответ: Супруг, близкие родственники (ст. 51 Конституции РФ)

Вопросы № 8

С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

Ответ: с 14 лет (ст. 56 СК РФ).

Вопросы № 9

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?

Ответ: равенство прав родителей (ст.62 СК РФ).

9. Конкурс «расшифруй аббревиатуру »

Командам нужно за отведенное время как можно больше расшифровать аббревиатур.

За каждое разгаданное - 3 балла.

ЕС

ТК РФ

СК РФ

СНГ

ГД РФ

ВАС РФ

КС РФ

ЗАГС

ООН

УК РФ

Ответ:

ЕС

Евросоюз

ТК РФ

Трудовой Кодекс РФ

СК РФ

Семейный Кодекс РФ

СНГ

Содружество Независимых Государств

ГД РФ

Государственная Дума РФ

ВАС РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

КС РФ

Конституционный Суд РФ

ЗАГС

Запись Актов Гражданского Состояния

ООН

Организация Объединенных Наций

УК РФ

Уголовный Кодекс РФ

10. Конкурс «Разгадай кроссворд»

Каждой команде раздаются кроссворды. Задача - как можно больше отгадать слов за отведенное время. За одно разгаданное слово по горизонтали присуждается 3 балла. Если команда отгадает главное слово по вертикали, то она получает 10 баллов.

По горизонтали:

1. Подзаконный акт, издаваемый Президентом.

2. Нормативно - правовой акт, издаваемый правительством.

3. Независимость государства во внешних и верховенство внутренних делах страны.

4. Как называется сторона в гражданском процессе, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело.

5. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

6. Глава государства в странах с республиканской формой правления

7. Иванов был осужден по … 131 УК РФ.

8. Наиболее активная часть класса, объединённая в политическую организацию и выражающая интересы своего класса.

9. Одно из наименований нормативно - правового договора, (часто - международного).

10. Судебная … РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

11. Что нужно написать человеку, чтобы его проблема была рассмотрена компетентными органами власти.

По вертикали:

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

Ответы:

По горизонтали:

1. Указ

2. Постановление

3. Суверенитет

4. Истец

5. Преступление

6. Президент

7. Статья

8. Группа

9. Конвенция

10. Система

11. Заявление

По вертикали:

1. Конституция

III. Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды.

Награждается победитель, а так же активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).

Ведущий:

Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня:

1) В конкурсе «Сказочный вопрос» мы узнали о таких Конституционных правах как:

Право на жизнь, на свободу, и личную неприкосновенность, закрепленные в Конституции РФ. Ответственность за нарушение этих прав предусматривает Уголовный Кодекс РФ, за каждое преступление, назначается наказание в зависимости от вида и степени общественной опасности преступного деяния.

Право на жилище. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Ограничение этого положения влечет уголовную ответственность.

2) Конкурс «Решите задачу» разъяснил некоторые положения из Семейного Кодекса и Трудового Кодекса, а именно:

Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.

Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня.

3) В Конкурсе «Вопрос - ответ» были выявлены следующие факты:

 С 14 лет ребенок при нарушении его прав и законных интересов имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой.

 Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет.

 Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет.

4) Тест «Знание правовых основ» показал, что

 Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума

 Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является государством светским

 Государство и его должностные лица в отношении человека и гражданина обязаны предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и свобод

 Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ветвей власти

 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

 Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является Президент РФ

5) «Конкурс капитанов»

 В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 01.01.01 года дано описание государственного герба России и порядок его официального использования

 Супруг(а), близкие родственники – круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания

 Равенство прав родителей (ст.62 СК РФ)

Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

Интеллектуальная викторина для учащихся 10-11 классов: Законы-курьезы

Интеллектуальная викторина "Законы-курьезы" предназначена для школьников старших классов.
В истории и современности встречаются немало на первый взгляд нелепых законов, но каждый из них имеет свои причины. В то время когда они создавались (100 и более лет назад) то возможно и имели актуальность. Однако некоторые нелепые законы имеют и сейчас своих сторонников, т.к. запрещают поведение, которое сторонниками запрета считается аморальным. Большинство нелепых законов создано в странах, где есть прецедентное право.
Задача игроков - найти разумное обоснование закона-курьеза.
За правильный ответ команда получаете столько баллов, сколько букв в слове, которое смогут составить учащиеся, добавляя различные буквы к термину «ЗАКОН» (по типу игры Балда). Если слово не удастся придумать, ответ оценивается в один балл. Читать можно, используя добавленные буквы и буквы заданного слова, по горизонтали и по вертикали, но не наискосок.
Игра проходит в командах по 4-5 человек, выбранных по случайному признаку (по алфавиту через 2 или 3 человека, названные лидеры приглашают игроков в свои команды по желанию, по жребию кому какой цвет или геометрические фигура достанется и т.п.)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.Великобритания
запрещено оставлять багаж без присмотра. (Закон направлен на борьбу с террористами. Члены Ирландской республиканской армии оставляли сумки с бомбами в общественных местах).
Древняя Спарта
В 371 г. до н. э. шла война между Спартой и Фивами, древнегреческими городами-государствами. В бою под Левктрами спартанцы потерпели сокрушительное поражение - фиванское войско обратило их в паническое бегство. По закону, действовавшему в Спарте, славившейся боевым духом, воин, самовольно покинувшей поле боя, лишался гражданства. Однако на этот раз бегство было столь массовым, что при исполнении принятых правил количество спартанских граждан уменьшилось бы катастрофически. С другой стороны, и закон нарушать нельзя. Какой выход нашел спартанский царь Агесилай? (поздним вечером собрав спартанцев на агоре, площади для общественных собраний, он возвестил им: «Граждане! Ночная тьма сгустилась над Спартой; пускай же законы крепко спят!»)
Таиланд
нельзя наступать на национальную валюту (на каждой местной банкноте или монете изображен Его Величество король Таиланда. Соответственно, наступая на купюру, вы оскверняете образ монарха. За это могут забить камнями на месте или, в лучшем случае, посадить в тюрьму).
США, штат Алабама
запрещено проведение медвежьих боев (закон сохранился с тех пор, когда такое развлечение было широко распространено и приводило к незаконному отлову животных и их умерщвлению на потеху толпы)
США, штат Луизиана
запрещается жителям иметь носорогов (город Норко. где принят этот закон, имеет неофициальный титул "города необычных домашних животных". Жители города держат в домах варанов, крокодилов, свиней, не говоря уж о традиционных собаках, кошках, кроликах, хомяках и т. д. Домашние любимцы имеют обыкновение иногда убегать из дома. Однажды это произошло с детенышем носорога, который нанес тяжкий ущерб местным садам и газонам).
США, штат Алабама
в городе Мобил мужчинам запрещено выть по-волчьи в публичных местах (некогда в городе была квартировала воинская часть, носившая на нарукавном шевроне изображение волка (это, в свою очередь, объясняется давней историей, когда США воевали с индейцами, и подразделения разведчиков таким образом демонстрировали свою смелость, осторожность и силу). По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая волкам, что, страшно раздражало горожан. Военную базу закрыли, а закон остался).

США, штат Алабама
в городе Мобил женщинам запрещено носить обувь на каблуке-шпильке (одна женщина на шпильках наступила в решетку водослива и повредила ногу. Она посчитала, что во всем виноват муниципалитет, оснастивший улицы подобными опасными устройствами, обратилась в суд и выиграла дело. В результате, чтобы предотвратить появление схожих исков в будущем, отцы города посчитали, что дешевле принять особый закон, чем менять решетки).
США, штат Аризона
запрещена охота на верблюдов (армия США использовала верблюдов в качестве тягловой силы. Местные жители, незнакомые с военными экспериментами, считали двугорбых животных новым видом диких животных и охотились на них, чем наносили серьезный ущерб обороноспособности США. В результате, верблюды были уволены с военной службы и ныне в алабамских полупустынях живут дикие верблюды).
США, штат Калифорния
запрещено есть мороженое, находясь на тротуаре (так городской совет в свое время пытался защитить одежду прохожих от посягательств со стороны неугомонных мальчишек с мороженым в руке. Закон был отменен, когда знаменитый актер Клинт Иствуд стал мэром города Кармел).
США, штат Джорджия
запрещено говорить: "Oh, boy!" («Эй, парень!») (в конце Гражданской войны в США, многие бывшие рабы разоренного Юга осели в штате, пытаясь заработать себе на пропитание. Когда в город приезжал какой-нибудь богатый джентльмен, к нему кидалась толпа негров, каждый из которых стремился отвести лошадь приезжего в стойло, накормить ее, помыть и получить за это плату. В результате между бывшими рабами завязывалась драка за право мыть лошадь; кто-то обязательно оказывался убит, а кто-то – ранен. И тогда городской совет запретил богатым джентльменам въезжать в город на лошади и просить негров ухаживать за их животным. А типичное обращение к бывшим рабам было: «Эй, парень!»).
Россия эпохи Елизаветы
ни один иностранный торговец не имел права продать свой товар, пока его не осмотрела Елизавета (Таким образом, императрица-модница отбирала для себя понравившиеся ткани и наряды и обеспечивала их уникальность).
США, штат Аризона
любой проступок, совершенный в красной маске, автоматически считается уголовным преступлением (во времена Дикого Запада преступники нападали в красных масках)
США, штат Нью-Джерси
все кошки должны носить три колокольчика (чтобы предупреждать птиц о своем присутствии)
США, штат Алабама
нельзя открывать зонтик на улице (так как это может испугать лошадей)
Франция
запрещено целоваться на железнодорожных вокзалах (этот закон ввели в 1910 году из-за задержки с отправлением поездов)
Венеция
запрещается кормить голубей (ради сохранности старинных зданий).
США, штат Аризона
нельзя срезать кактус на улице города, можно получить до 25 лет тюрьмы (таким образом, охраняются редкие виды кактусов)

Великобритания
запрещается есть на Рождество сладкие пирожки, которые по традиции выпекают как раз в период рождественско-новогодних праздников (этот закон, принят еще в середине 17 века Оливером Кромвелем для борьбы с грехом чревоугодия и не отменен до сих пор).
США, штат Гавайи
запрещены рекламные плакаты на дорогах и в общественных местах (реклама не должна мешать туристам любоваться на гавайские пейзажи).
США, штат Техас
мужчинам запрещено носить с собой кусачки (во времена Дикого Запада, жулики могли красть скот, перерезая проволочные изгороди кусачками. Такие кражи стали настолько частыми, что, в конце концов, решили запретить сами кусачки).
Бразилия
в Рио-де-Жанейро с 10 вечера до 5 утра водители автомобилей могут ездить на красный свет светофора (эта мера призвана уменьшить риск автомобильного ограбления).
США, штат Мичиган
запрещено кидаться осьминогами в общественных местах (до принятия этого закона, во время матчей, в которых участвовала хоккейная команда Detroit Red Wings, болельщики швыряли осьминогов на лед. Традиция появилась в 1952 году, когда команде нужно было выиграть все оставшиеся восемь игр, чтобы выиграть кубок Стэнли. В начале первой игры кто-то из болельщиков кинул осьминога на лед - одну ногу за каждую игру - и Red Wings стали чемпионами).
Саудовская Аравия
женщинам (любой национальности, в том числе туристкам) запрещается водить машины, а также вызывать такси без согласия главы семьи (такое поведение считается аморальным).
Подведение итогов. Поздравление победителей.

Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сказки

8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Вопрос №1

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая, что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос №2

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения



Top