Внеклассное мероприятие тема пожарная безопасность начальная школа. План мероприятий по пожарной безопасности в начальной школе. План проведения недели пожарной безопасности

Софа Хакур
Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности для учащихся начальных классов

Тема. Правила пожарной безопаснос ти.

Цели :- прививать навыки осторожного обращения с огнем;

Познакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении; познакомить с номером телефона пожарной части , помочь запомнить его; воспитывать чувство ответственности.

Оформление :

Выставка рисунков на противопожарную тематику .

На стенде выставлены детские книги :

B. Гальченко «Огонь- невидимка»

C. Я. Маршак «Кошкин дом» , «Пожар » ,

«Рассказ о неизвестном герое» .

К. Чуковский «Путаница» .

И. Машбаш «Огненный всадник» и другие.

1. Спички не тронь, в спичках огонь!

2. Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будь с огнем осторожно всегда.

3. Не играй дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички- невелички Может дом сгореть дотла.

Сцена : на заднем плане домик с надписью «Кошкин дом» . Появляет Тетя Кошка.

Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас к себе в гости. Побывав у. меня в гостях, вы узнаете .

Появляется Шапокляк :

Так, что бы сделать такого плохого.

Осматривается, поднимает спичечный коробок. Трясет. Слышно как гремят спички. - Ой, спички, так-так. Сейчас я костерчик разведу. Шапокляк достает спички и пытается поджечь мусор. В это время появляется тетя Кошка.

Тетя Кошка : Ой, бабушка, что это Вы делаете!

ШаП0КЛЯК (испугано) : Ой, напугала,что это ты кричишь, на пожар что ли !

Тетя Кошка : Не останови я Вас- не миновать пожара .

Шапокляк : Да ладно, пожар ! И, во-первых я никакая не бабушка, а гражданка Шапокляк, а во вторых, какой пожар из-за одной спички !

Тетя Кошка : Не скажите!

Ростом спичка- невеличка,

Не смотрите, что мала Эта маленькая спичка Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя!

Шапокляк : Ух,ты! А я и не знала, что эта спичка такая хулиганка. Теперь я поняла.

То, что спички не игрушка,

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

Обращается к тете Кошке.

А вы, мадам, кто такая будете?

Тетя Кошка : Меня зовут тетя Кошка. Про меня сказку написал С. Маршак, которая называется «Кошкин дом» .

Шапокляк : Так это у Вас, тетя Кошка, дом сгорел? А еще меня учит, как со спичками обращаться!

Тетя Кошка : Да, был такой случай. Но теперь я умею правильно обращаться с огнем . А сегодня ко мне придут ребята, у которых будут проверяться знания правил пожарной безопасности . И вы, гражданка Шапокляк, можете остаться с нами и многому научиться.

Шапокляк : Ну что же, уговорили, останусь, авось пригодится. А где эти твои ребята?

Тетя Кошка : А вот и они. Встречайте, это команды «Огонек» и «Искорка» .

На сцену выходят две команды по 4-5 человек, занимают свои места.

Тетя Кошка : Уважаемая гражданка Шапокляк, представьте, что Вы идете по улице и видите из окна валит дым и появился огонь. Что Вы будете делать?

Шапокляк : Я- то, я- то? Что- что, убегу, а то подумают, что я подожгла.

Тетя Кошка : Да разве так можно? Нужно же помочь.

Шапокляк : А, помочь! А. Тогда я буду помогать выносить ценные вещи : телевизор, видик, ковры, шубы. Тетя Кошка : Да, нет, что Вы такое говорите. Ребята, что нужно сделать, если видите, что начинается пожар ?

Дети выкрикивают ответы.

Тетя Кошка : Правильно , нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть , сказать что горит, сообщить точный адрес и свою фамилию, после чего приступить к ликвидации пожара и эвакуации людей до приезда пожарных .

ШапОКЛЯК*. Нужно записать :

Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается Позвони по «01»

Сразу все уладится!

Тетя Кошка : Совершенно верно. Во время пожара дорога каждая секунда- огонь не ждет. Поэтому и номер

самый короткий, всего две цифры - можно набрать быстро. Этот номер «01» можно набрать по телефону даже в темноте, последняя и первая цифра на диске.

Шапокляк : Уважаемая тетя Кошка, а давайте проверим наши команды.

Тетя Кошка : Хорошо. Начнем с домашнего задания. Дети должны были подготовить стихи. Давайте их послушаем.

Ученик : А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами :

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя Поднимает будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет Что ребятам греет ужин Режет сталь и хлеб печет.

Ученик : Он всегда бывает разным Удивительный огонь То буяном безобразным ,

То тихоней из тихонь То он змейкой торопливой По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой Полыхает на заре.

Ученик : Вот на спичке; как на ветке Голубой дрожит листок Вот ломая прутья клетки Хищный делает бросок.

Да, огонь бывает разный Бледный- желтый, ярко- красный,

Синий или золотой Очень добрый, очень злой.

У ченик : Злой огонь- огонь пожара Злой огонь - огонь войны От безжалостного жара Дни темны, поля черны.

Жители земного шара Граждане любой страны Злой огонь гасить должны.

Ученик : Не играй, дружок со спичкой! Поленись ты, они мапа,

Но от спички- невелички Может дом сгореть дотла. Младшими братьям и сестричкам Старшие говорят :

«Крепко помните, что спички- Не игрушки для ребят!» .

У ченик : Смотрел Сергей пугач, Пострелял немного А теперь Сережу врач Лечит от ожога.

От такого пугача Путь обычный до врача!

Возле дома и сарая Разжигать костер не смей, Может быть беда большая Для построек и людей.

Ученик : Ленту гладила Анюта И увидела подругу,

Отвлекла на три минутки И забыла про утюг Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит три минутки! Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар !

Тетя Кошка : Молодцы ребята, справились с домашним заданием , подготовили интересные стихи. Спасибо! Теперь вам предстоит пройти несколько конкурсов.

Итак первый конкурс : «01»

Условие конкурса : завязать себе глаза повязкой, добраться до телефона, набрать «01» , вернуться к команде, передать повязку следующему. Итак вся команда. Проходит конкурс «01» . Около телефона стоят помощники, которые фиксируют правильность набора номера . Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием . Фоном звучит веселая мелодия.

Шапокляк*. Первое справилась .

Пусть каждый помнит гражданин Пожарный номер «01» .

Тетя Кошка : Ну что же, мы набрали номер «01» , а теперь нужно сообщить четко и точно, что горит, точный адрес и свою фамилию.

Шапокляк : И сейчас мы проверим, как вы будете сообщать о пожаре в нашем следующем конкурсе. А чтобы передать сообщение четко, нужно говорить правильно и быстро . Сейчас я раздам вам по листочку на которых будут написаны адреса и фамилии.

Тетя Кошка : Ну что же, мои милые друзья, в нашем конкурсе вы будете действовать так : подбегаете к телефону,снимаете трубку, громко, быстро и четко произносите свой домашний адрес и фамилию. Не забывайте : от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро и правильно прибудут по адресу пожарные команды . Приготовились, начали .

Проходит конкурс «Примите вызов» .

Тетя Кошка : В этом конкурсе победила команда

Итог этих конкурсов один :

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по. (Дети хором : «01» ).

И ближайшему району Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

И кто об этом говорит!

Вот и замечательно. А теперь, пока не прибыла пожарная , нужно приступить к тушению пожара . А чем мы будем тушить огонь

Шапокляк : А, я знаю! Пирогами и блинами, и сушенными грибами.

Тетя Кошка : Да где же Вы такое видели? Чтобы этим тушить огонь.

Шапокляк : А мне рассказали об этом. Там дело было так : лисички море синее зажгли, а потом пришли этот зеленый крокодил, вот :

«Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогом и блинами,

И сушенными грибами.»

Тетя Кошка : Это же так в своем стихотворении «Путаница» К. Чуковский написал. А на самом деле огонь тушат так :

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой.

А залей его. (водой) .

Шапокляк*. Все понятно, без вопросов

Все вопросы впереди.

Эстафета водоносов- Водоносы, выходи!

В трех, пяти метрах от команды ставятся ведра с водой. Около команды ставят по такому же ведро (пустому) и " вручает детские ведерки

Тетя Кошка : Сейчас вы будете носить воду на воображаемый пожар и заливать огонь . Первый участник подбегает к колоду, набирает в ведерко воды, возвращается к команде и выливает воду в пустой ведро, а ведерко передает следующему. И так все, пока ведро не опустеет. Кто первым закончит, тот, значит, быстро справился с огнем .

Проходит конкурс «Водоносов» .

Тетя Кошка : С пожаром справились , молодцы! А теперь я хочу обратить ваше внимание сюда. Здесь представлены детские книги. Наверняка многие вы узнали. О пожарах , о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах , о причинах пожаров и о бедах которые они приносят?

Ученики : Потому что часто пожары возникают по вине

Тетя Кошка : На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг, со многими мы уже знакомы. И следующий конкурс называется «Угадай произведение» . Вам нужно угадать из каких произведений взяты эти строки.

Задание 1 команде :

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит «Эй пожарные , бегите!

Помогите, помогите!

(К. Чуковский «Путаница» .)

Ищет пожарные , ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати.

Задание 2 команде :

С треском, щелканьем и громом Встал огонь над новым домом Озирается кругом,

Машем красным рукавом.

(С. Я. Маршак «Кошкин дом» .)

Много столпилось Людей на панели Люди в тревоге Под крышу смотрели :

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребенок протягивал к ним.

(С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном

Молодцы, справились с заданием . Следующий конкурс Загадки». Команды получают загадки, нужно прочитать загадку и*угадать отгадку.

1 команда.

1. Если младшие сестрички Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те. (отнять)

2. Шипит и злится Воды боится

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

3. То назад, то вперед Ходит бродит пароход,

Остановить горе,

Продырявит море. (утюг)

4. Стол и шкаф сгорели разом Кто сушил белье над. (газом)

5. Побежал пожар во двор Это кто там жег. (костер) .

2 команда

1. Если где хранится мусор Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться,

Навести порядок там

Метлу, лопату взяли

Быстро все. (убрали) .

2. Дыма столб поднялся вдруг Кто не выключил (утюг)

3. Столб огня чердак объял Кто там спички (зажигал)

4. Дым увидел - не зевай И пожарных (вызывай)

5. Легче, чем пожар тушить ,

Нам его (предупредить)

Тетя Кошка : Молодцы ребята! А теперь у меня вопрос : что вы знаете о пожарной сигнализации в нашей школе?

(Ответы детей) .

Пожарная сигнализация проведена для того, чтобы всех извещать об опасности. Она реагирует на дым, на малейшее возгорание. И как только мы услышим ее звуки, нам необходимо эвакуироваться, покинуть школу, из опасной зоны.

И последнее задание «Расскажи значение» . Сейчас я вам раздам рисунки на противопожарную тематику и вы должны своими словами объяснить значение этих рисунков. Команды получают рисунки и рассказывают их смысл.

Тетя Кошка : Молодцы, я вижу вы все знаете.

Сегодня вы были не только сильными и ловкими, но и весёлыми и находчивыми.

А главное, ребята знают правила пожарной безопасности . В нашем сегодняшнем состязании нет проигравших. Вы награждаетесь грамотами за активное участие в конкурсе на знание правил пожарной безопасности !

Сценарий совместного внеклассного мероприятия по противопожарной безопасности в 4 Б классе и дошкольной группе « Пчелки».
«Осторожно: огонь!»

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен для воспитателей и учителей при подготовке к занятиям по противопожарной безопасности.
Цель: развитие культуры безопасности обучающихся.
Задачи: закреплять навыки безопасного поведения при пожаре, закреплять представления детей о причине пожара, отрабатывать правильные действия в случае возникновения пожара,
развивать умения находить решение в сложных ситуациях,
формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Проблема, которой посвящается методическая разработка
. Существует огромная мировая проблема, касающаяся пожарной безопасности. Несмотря на то, что подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом случается по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2003году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек.
Особенности содержания.
Особенностями содержания моего сценария внеклассного занятия
«Осторожно: огонь!» является то, что тема пожарной безопасности объединила и школьников, и дошколят, ведь прогимназия « Кристина»- это образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данное мероприятие было проведено совместно с двумя возрастными категориями, что несет в себе огромный познавательный и воспитательный момент, когда у старших ребят есть возможность передать свои знания и опыт ребятам помладше. Четвероклассники, готовясь к данному мероприятию, учили наизусть стихи, рисовали, готовили инсценировки по теме. Содержание мероприятия было полным, наглядным, поучительным.

Сценарий внеклассного занятия.

1.Орг. момент. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие наши маленькие друзья! Мы пригласили Вас для того, чтоб обсудить одну очень важную тему.
Ученики и дошкольники: на экране дети хором читают (школьники помогают) тему « Осторожно: огонь!»
Учитель: как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на нашем занятии?
Ученики и дошкольники: высказывают свои предположения.
2. Постановка проблемы
Инсценировка.
Вбегают два ученика.
Лева : Что бы нам с тобой поделать? Скучно как...
Сережа: Да, скучно...
Лева
: Смотри, Сережа, я, кажется, придумал! (достает спички, зажигает свечку).
Быстро, спичка, загорись,
Пламя, пламя, разлетись,
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Сережа: Нет, маленький огонь неинтересно. Надо большой костер развести!
Входит одноклассница.
Одноклассница:
Что вы здесь делаете?
Лева: А что вы кричишь, как на пожаре?
Одноклассница: Не появись я, и пожар бы мог случиться!
Сережа: Да ничего вы не понимаете!
Огонь - это сила и красота,
Большая подвластна ему высота.
Одноклассница:
Огонь - это не только красота.
Еще - это горькие слезы, беда.
Сколько жизней огонь унес.

Кто-то спички случайно принес,
Кто-то бездумно взял и зажег,
И вот уже есть печальный итог.
Хватит, давайте сюда спички.
Ростом спичка - невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
Лева: Ух, ты, а мы и не знали, что из-за крошечной спички может быть страшный пожар.

Маша:
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери,
Не шути, дружок, с огнем
Чтоб не пожалеть потом.
Гриша: Не бери из спичек жар,
Ведь и он таит пожар
Уголек хоть невеличка,
Но, опасен, как и спичка.

3.Формирование новых знаний.

Ученик1:
Если спички в руки взял,
Сразу ты опасным стал
Ведь огонь, что в них живет
Много бед всем принесет!
Ученик 2 :Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл–кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.

Учитель: спасибо Вам, ребята, что не случилось беды, вы не разожгли Огонь! Но в нашем кабинете кое где притаились огоньки и их нужно потушить! Давайте попробуем! Загадки знаете? Приготовьтесь отгадывать!
Ученики и дошкольники глазами ищут и находят огоньки на стенах кабинета. Четвероклассники по очереди берут огонек со стены и зачитывают
загадки. Дошкольники отгадывают. Каждая отгаданная загадка означает, что огонек потух.
Первый огонек.
В маленьком амбаре
Держат 100 пожаров. (Спички)
Второй огонек.
Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар)
Третий огонек.
Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Четвертый огонек.
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Пятый огонек.
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар. (Пожарная машина)

Шестой огонек.
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Ученик 1.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня –старший брат- кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать;
«Лучше спрячусь под кровать».
А Иван не оробел и сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает:
С пожаром в прятки не играют.
Ученик 2.
У костра играли дети,
Куртка вспыхнула на Пете,
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землёй пришлось
Чтобы пламя унялось.
В горящей одежде
Бежать запрещается,
От ветра сильнее
Огонь разгорается!

4.Применение полученных знаний.

Игра «Вопрос- ответ».
Учитель: ребята, вы должны быстро отвечать на вопросы.
Ученики дошкольникам показывают картинки, нарисованные четвероклассниками и задают по картинкам следующие вопросы:

Ученик 1: по каким признакам можно почувствовать и увидеть опасность в квартире?
Дошкольники отвечают. Правильный ответ:запах гари, дым, искры из розетки, горячий электроприбор.

Ученик 2: как двигаться в сильно задымленном помещении? Дошкольники отвечают. Правильный ответ:пригнувшись или ползком, дышать через увлажненную ткань для защиты от угарного газа
Ученик 1: как действовать при возгорании телевизора?
Дошкольники отвечают. Правильный ответ: выдернуть шнур из розетки, накрыть загоревшийся телевизор толстым одеялом
Ученик 2 :что сделаете, увидев человека в горящей одежде?
Дошкольники отвечают. Правильный ответ:накрыть покрывалом и плотно прижать его
Ученик 1: можно ли при возникновении пожара открывать окна? Дошкольники отвечают. Правильный ответ:нельзя, открытие окон и дверей увеличит приток воздуха и усилит огонь
Ученик 2: чем опасен пожар?

Дошкольники отвечают. Правильный ответ: открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами, обрушениями.

Ученик 1.
Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет.
Пока папы с мамой нет.
Рома взял ракеты в руки.
И поджёг четыре штуки,
Не пришлось повеселиться.
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щёки.
С фейерверком шутки плохи.
В зажигалке или спичке - Огонёчек- невеличка.
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжёт диван, подушку,
Книжки, стол, ковёр, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
Игра «Пословицы».
Ученик 1: в русском языке очень много разных пословиц и поговорок. Есть и про пожар. Но, к сожалению, они рассыпались, помогите собрать пословицы.
Ученик 2 :на листке даны пословицы, но их начало (1 столбик) и конец (2 столбик) «рассыпаны». Началу пословицы подберите концовку, соединив их вместе.
Учитель: составим пословицы и хором прочитаем!
1.Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.
2. Огонь маслом заливать- лишь огня добавлять.
3. Искру туши до пожара - беду отводи до удара.
4.Кто огня не бережётся-тот скоро обожжётся.
5. От маленькой искры большой пожар бывает.
6.Спички не тронь - в них огонь.
Ученик 1.
Свечи ёлку украшают-
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонёк
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету ёлки.
А ведь всех предупреждали, чтоб свечей не зажигали!
Ученик 2.
Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили,
«Сам погаснет!»,-мы
решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.
До небес огонь поднялся,
И за нами вслед помчался.
Гибнет лес, пропали звери.
Всех несчастий не измерить.

Ученик 2.
Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина-
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать,
Пух опасно поджигать!
Учитель: мы очень многие серьезные темы обсуждали сегодня, а теперь настало время для частушек о правилах пожарной безопасности.
Ученики поют задорные частушки .
Раз я бросил под окно
Петарду- завертелась,
Думал: «Малость пошучу…»
Вдруг крыша загорелась.
На прогулке у реки
Мы костер с друзьями жгли.
Если правила выполнять,
То ожогам не бывать.
Чайник на плиту поставим,
Сами в «Денди» поиграем,
Позабыли мы про газ….
Лишить жизни может нас.
На каникулах всегда
«Телек» включен у меня,
И компьютер, и плита-
К одной розетке провода.
Спичка брошена нечаянно,
Пламя вспыхнуло нечаянно
Вы без паники, друзья,
Жилье спасайте от огня.
На чердак забрались дети,
Дым почуяли соседи,
Вы, ребята, догадались,
Чем они там занимались?
Пожар в квартире номер пять,
Лезут дети под кровать.
А спасатели придут,
Как они их там найдут?
День рождения у Светы-
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра-
Искры разлетаются.
На природе у костра
Так была уха вкусна.
Уходить с поляны будем,
Огонь тушить мы не забудем.
После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома-
Пепелище страшное.
О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды.
Призываем всех: «Друзья,
С пламенем играть нельзя!
Ученик 1.
Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон.
Просто цифры набирай
И адрес точный называй.
Примчится на помощь Пожарный расчёт
И всех нас пожарный
Геройски спасёт!
Учитель: телефон для вызова пожарной 01 !

для любого учреждения. Его пункты имеют четкий инструктаж учительского состава, донесение информации до детей о мерах защиты от огненной стихии, также о правилах поведения во время пожара. При этом вся ответственность лежит на руководстве. За надлежащим выполнением плана мероприятий по пожарной безопасности в школе и состоянием этих требований отдельных помещений: классов, лабораторий, складских помещений отвечают педагоги, после надлежащего приказа назначения от директора учреждения.

Проведение инструктажа по пожарной безопасности в школе

Необходимые действия по защите от пожара

Чтобы предотвратить возгорание на территории учебного заведения, нужно выполнить такие действия безопасности:

  • Школьная территория очищается от любого рода легковоспламеняющихся предметов, своевременно выполняется уборка мусора, сухой травы и листьев;
  • Обязательно контролировать состояние расположенных близко возле здания дорог, они содержатся чистыми от мусора, льда и снега, чтобы машины МЧС могли легко подъехать к учреждению, важно наличие гидрантов для быстрой работы пожарных;
  • Составление плана эвакуации, его расположение на видимых ученикам местах. План делится на 2-е части: графическую и текстовую, содержит в себе план помещения, с четким указание запасных выходов, быстрых подступов к ним;
  • Требуется наличие средств и принадлежностей для локализации огня: ведра для воды, песок, гидрант;
  • Любое здание, особенно школьное обладает 2-мя эвакуационными выходами, на тот случай, если один из выходов окажется недоступным из-за огненного очага;
  • Пути к запасным дверям обязательно легкодоступны, очищены от предметов, ненужных заграждений, эти двери открываются только наружу;
  • Помещения, обладающие электрическими приборами или горючими веществами содержаться в надлежащем порядке, учащиеся проинструктированы правилам поведения с данными предметами в процессе учебных занятий;
  • Здание оснащается системами тревоги и вентиляции;
  • Учителя обязаны проводить контроль своевременной уборкой классов;
  • Применение пиротехники во дворе учреждения категорически воспрещается;
  • При появлении огня необходимо организованно и оперативно вывести школьников из помещения. Но все сделать спокойно, без паники и давки среди них. Сгруппировать учеников классами, провести перекличку по журналу, о результатах отчитаться директору. При этом в процессе эвакуации деток задействуют медработников, работников кухни и технический персонал.

Детский рисунок тушения пожара в лесу по программе мероприятий по пожарной безопасности в детских учреждениях

Важно разъяснять информацию ученикам, соответственно с планом мероприятий по пожарной безопасности в школе:

  1. Размещение на официальном сайте учреждения страницы «О безопасности помещения и учеников от пожара».
  2. Распечатать памятки предотвращения детской беспечности с огнем, довести информацию до детей, путем распространения памяток среди них.
  3. Обновлять новости о методах предотвращения возгорания и борьбы с огнем на стендах, в уголках.
  4. Проводить классные часы по заданной теме.
  5. Устроить учебные тренировки.
  6. Создать конкурсы рисунков с тематикой «Защита от огня».
  7. Проводить тематические уроки, цель которых донесение информации о шалостях с огнем.

Обязанности директора учебного заведения

Все вопросы, связанные с защитой помещения от возгорания, должны неусыпно контролироваться директором учреждения, он обязан:

  • Назначить ответственного за соблюдение указаний и задокументировать приказом;
  • Оказание ему поддержки и помощи в данной работе и проведение контроля его действий;
  • В случае чрезвычайной ситуации четко установить обязанности и действия персонала.

Директор должен со всей ответственностью отнестись к подбору работников, ответственных за монтажные, ремонтные работы и выполняющие обслуживание электрооборудования в здании, от их соответствие нормам, напрямую зависит защищенность детей в учреждении.

Все пункты, относящиеся к такому вопросу, документируются надлежащим образом в приказах, инструкциях. Директор во время своих действий опирается на документы и нормативы.

Органы местной власти представляют всяческую помощь и содействие, проявляют спонсорскую деятельность по закупке необходимых средств защиты.


Школьники тренируются одевать противогазы на время, согласно нормам пожарной безопасности

Руководитель одобряет инструкцию о мерах безопасности против пожарной стихии. Она содержит пункты: о требуемом порядке на вменяемой ему территории, примыкающих подсобных помещений, схему отключения электрического оборудования во время появления огня, расписаны действия учительского состава в экстренных ситуациях, имеются сроки разъяснений инструктажа.

Естественно, директор школы назначает старших, ответственных за порядок произведения эвакуации детей и учителей при возгорании. Они регулируют человеческий поток поэтажно. Вывод класса в индивидуальном порядке ведет тот учитель, который будет на данный момент на уроке или находится с детьми.

Когда в здании проходит программа, связанная со спортивным или культурно-развлекательным событием, ответственным выступает организатор, ему необходимо все проверить предварительно, удостоверится в наличие средств борьбы с внезапным пожаром.

Мероприятия по противопожарной безопасности с детьми

Конечно, если дело касается самого дорого, второстепенных вопросов не существует. Все это к тому, что родители также должны помогать педагогам в донесении информации детям, читать с ними соответствующую литературу и объяснять, как следует себя вести в таких случаях. Еще столь важные правила необходимо обязательно соблюдать всем. В число основных пунктов нужно внести запрет на курение для всех на детской территории; табу на внос пиротехники и легковоспламеняющихся веществ, спичек и зажигалок.


Тренировка школьников по эвакуации из здания школы при пожаре

Самый лучший способ восприятия новостей детьми в отношении плана по противопожарной безопасности в школе, это внешкольные собрания, учебные часы.

Метод подачи знаний предоставляется в свободной форме, доступной ученикам, с творческим подходом. Это всевозможные конкурсы, эстафеты, сценки. В подобные дни можно пригласить сотрудников МЧС и задействовать их в данных играх и уроках.

Также отличный эффект принесет выставочный зал с плакатами и рисунками надлежащей тематики. Маленьких школьников можно заинтересовать, благодаря разнообразным сценкам с мультяшными героями, декламацией стихотворений любимых детских поэтов. Много появится интереса и любопытства, если подобные выступления будут костюмированы с переодеваниями. Малышам можно устроить урок языка, и подать как дидактический материал.

Ученики старшей и средней школы принимают активное участие в создании макетов, плакатов, где наглядно отображено действие по защите от пожара или процесс эвакуации людей из огненной стихии. Старшеклассники с радостью примерят комплект одежды, развернут пожарный рукав, применят огнетушитель в деле при поддержке пожарников, пообщаются со специалистами в непринужденной обстановке.

Защищенность учреждения тогда полноценна, когда меры проведения ознакомления с ее нюансами будут равномерные и регулярны. Ученики благодаря игровым подходам будут вовлечены в общественную полезную деятельность.


Профилактические мероприятия для детей от 7 до 12 лет проводятся на уроках ОБЖ. Предполагается, что в курсе ознакомления с «Окружающим миром» ребенок получит минимум знаний, которые позволят ему сложить представление о таких категориях, как пожар, способы его тушения, меры профилактики. Однако тематические собрания, конкурсы и открытые уроки – уникальный способ формирования у детей осторожного поведения, не допускающего появление возгораний с их участием. Сочетание игровых форм и общей теоретической подготовки – возможность в кратчайшие сроки сформировать у ребенка чувство ответственности за свои действия.

Особенности и этапы проведения пожарно-профилактических мероприятий в школе

Проблемы противопожарной безопасности должны подниматься во время проведения тематических уроков и специализированных занятий. Составление плана работы с коллективом должно учитывать блок задач воспитательного характера. Не последнюю роль в пожарно-профилактических мероприятиях уделено учебных материалам. Это могут быть тематические диктанты, разбор сюжетов, рассказов, а также математических задач на пожарную тематику.

Примером может служить задание, которое дети могут получить на уроке ИЗО – проиллюстрировать ситуации «Пожарная бригада на учениях», «Игра с огнем – беда в мой дом». В рамках занятий по математике обучающимся могут быть предложены тематические задачи: «По тревоге выехали 3 пожарные машины. Однако их ресурсов не хватило и потребовалось еще дополнительно 2 пожарных транспорта. Какое общее число людей было задействовано, если известно, что в каждом автомобиле по 7 человек?

Внеклассные мероприятия

Противопожарное воспитание отлично формируется путем проведения внеклассных занятий. Творческая деятельность детей в совокупности с разбором серьезных случаев, возникающих в работе пожарных – уникальный способ влияния на сознание школьников. Уникальный сценарий проведения противопожарных воспитательных мероприятий включает в себя следующий план :

  1. Проведение конкурса рисунков для учеников младших 3-4 классов. Этот этап должен быть разделен на несколько подгрупп: сбор работ на противопожарную тематику и детей школы, проведение общешкольных мероприятий, отбор наиболее успешных работ и направление рисунков и поделок на окружной уровень с награждением призеров и победителей.
  2. Проведение мероприятий по художественной самодеятельности. В этом случае будут задействованы не только отдельные группы учеников, но и художники, дизайнеры уникальных костюмов, декораций, предметов оформления помещения. Примером может служить организация выступлений и инсценировок популярных стихотворений, непосредственно связанных с противопожарной тематикой: художественная реализация стихотворения С. Маршака «Пожар» или К. Чуковского «Путаница» в части ситуации, когда звери взяли спички и случайно подожгли дом.
  3. Выступление хора учеников. Важно подобрать репертуар, который, с одной стороны, доступен для понимания детям в возрасте от 7-12 лет, с другой – не носит серьезный и философский характер. Например, не желательно использовать гимн российских пожарных, т.к. в исполнении детей до 10 лет он не будет иметь динамичного и живого характера.

Праздники и собрания на противопожарную тематику

Участие учеников в общешкольных и городских праздниках, мероприятиях и собрания позволяет сформировать у ребенка устойчивый образ относительно того, какие действия при пожаре можно совершать, а какие – нет. С этой целью могут проводиться занятия по пожарной безопасности следующего типа :

  • В период празднования дня пожарной безопасности школьники могут быть привлечены к участию и подготовке сценок. Это может быть миниатюра «случайно загорелся телевизор», «утюг вышел из строя и воспламенился».
  • Общешкольные эстафеты и массовые игры. Подразумевают сбор группы учеников, которые в порядке очереди выполняют тематически подвижные задания. В завершении игр может быть задание «оперативно надеть форму пожарного». Это позволит ученикам усвоить процесс и порядок обмундирования специалиста при возникновении чрезвычайной ситуации, а также позволит ребенку самостоятельно надеть на себя профессиональную амуницию.
  • Проведение массовых тренировок по совершению необходимых действий при возникновении возгораний локального характера. Помимо бесед с учениками младших классов может применяться отработка практических навыков: эвакуация из аудитории при использовании окна первого этажа, организованное движение толпой, перемещение на корточках, эмитирующее эвакуацию в условиях распространения задымления.
  • Теоретическая подготовка школьников. Наглядная иллюстрация работы, устройства пожарного огнетушителя, крана, щита.
  • Проведение профилактических мероприятий с участием представителей старших классов.

Таким образом, рассматриваемый план профилактических противопожарных мероприятий призван сформировать у ребенка устойчивый образ, который связан с огнем как источником разрушения и беды. Комплексный подход в вопросе воспитания детей в возрасте 7-12 лет позволяет добиться качественных результатов только при сочетании теоретической подготовки с уникальными практическими занятиями, закрепляющими полученные знания в инсценировке.

Активное привлечение детей к общешкольным конкурсам, праздникам и эстафетам – это не только способ проведения досуга, но и доступный инструмент формирования у ребенка знаний и навыков, которые помогут ему справиться с ситуацией, когда существует угроза пожара или ликвидация его последствий. Игровая форма – наиболее понятный и доступный для школьника способ усвоения строгих правил, норм и предписаний. При систематическом и педагогическом планировании противопожарных мероприятий у ребенка сформируется устойчивый образ и план действий, который может спасти ему или его товарищам жизнь при возникновении ситуации, угрожающей жизни.

Статью прислал: Ellada

«Не шути с огнем»

Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме. Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях. Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

    закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, прививать навыки осторожного обращения с огнем; воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения; воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.

Оборудование:

Плакаты по ПБ, эмблемы команд, противогазы, пожарные рукава, игрушки - животные, перевязочный материал, обручи, костюмы пожарных, марлевые повязки, табло, конверты с картинками, конверты с вопросами, скамейки, фишки, стаканы с водой, воздушные шары , ПК, проектор, видеофильм о пожаре в лесу.

Выставка книг:

n К. Чуковский. Краденое солнце.

n Кошкин дом. Русские народные потешки.

n С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.

n С. Михалков. Дядя Стёпа.

n Е. Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.

n Л. Толстой. Пожар. Пожарные собаки. Дым.

n Чтобы не было беды. – М., 1992.

Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам ребята, надо отгадать загадку и ребус:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Отвечают ребята) (огонь ) (слайд 1)

А какое слово здесь спрятано, постарайтесь прочесть.

(пожар) (слайд 2)

Молодцы! С заданием вы справились легко. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного про огонь, о его пользе и вреде, закрепим наши знания в конкурсах. Победители получат ценные призы.

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить. (слайд 4)

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Он был великим помощником человека. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика ) :В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (слайд 5)

Гефест-бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии.

Прометей - титан, защитник людей от произвола (слайд6)

Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей ).

Нет, человек научился добывать огонь.

Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.

Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

Как же люди еще добывали огонь? Давайте вместе догадаемся. Посмотрите на рисунки. (слайд №7) ответы детей

Молодцы, ребята, хорошо рассказали.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.

Когда же огонь – друг, а когда – враг?

Огонь – друг (слайды

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> В настоящее время трудно найти область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Всё большее применение в народном хозяйстве находит луч лазера. Он используется для резки и сплавки металла, многие операции сейчас делают лазерным лучом.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> В России огонь издавна используют в дни всенародных праздников в виде фейерверков. Все мы знаем праздничный салют в честь побед Советской Армии 9 мая.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Есть древний обычай - зажигать Олимпийский огонь. В древней Греции, как и в наше время, Олимпийский огонь зажигали от солнца на самой высокой горе. И этот Огонь - как символическое воплощение Бога - смотрел и оценивал спортивные состязания. Это ему показывали своё умение, ловкость и силу сильнейшие. Это ему посвящались достижения и рекорды.

Охотник возле костра, рыболов, колдующий над котелком на огне, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это её первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги.

Ребята, а кто умеет разводить огонь? (слайд 15)

Есть несколько способов быстрого разведения огня в полевых условиях: (Слайд)

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Самый удобный костёр тот, в котором дрова сложены в виде колодца.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Для обогрева хорош костёр, расположенный около плоского камня.

Но бывает огонь и другим:

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым…

И жесток он…

И грозен…

И страшен!

Для забавы, для игры…

Спичек в руки не бери!

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать…

Зла! (слайды 16-22)

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Не выключенные электробытовые приборы, неисправная электропроводка – причины пожара

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неосторожное обращение с открытым огнём – причина пожара

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неисправная печь – причина пожара

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Каковы же причины возникновения пожаров?

Их несколько. Это: (слайды

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неосторожное использование керосиновых ламп

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Использование металлических печей, не отвечающих правилам пожарной безопасности, оставлении печи без присмотра

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неисправность бытовых газовых приборов

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Если нельзя использовать лестницы, прыгайте в окно. Сократите высоту прыжка, связав простыни. Прыгайте на полотняное покрытие грузовика, крышу машины, цветник, навес или на предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Как себя вести, если вдруг загорелась одежда? (слайд 49)

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Разрезать обгоревшую одежду, положить на обожженные места стерильную повязку (при обширных ожогах завернуть пострадавшего в чистую простыню)

Болельщик" href="/text/category/bolelmzshik/" rel="bookmark">болельщиками немного поиграем

«Игра с болельщиками»

Ведущий: Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

Болельщики:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Болельщики: (Молчат).

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол –

Еле сам живой ушёл?

Болельщики: (Молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования, мы немного повторим и закрепим наши знания.

Назовите, пожалуйста, причины возникновения пожаров в лесу. Поможет вам маленькая подсказка. (слайд №66)

Правильно молодцы. Сейчас я хочу вам предложить просмотреть маленький видеоролик.

Давайте повторим правила поведения в природе и запомним их, чтобы таких пожаров было как можно меньше. (слайд 68)

Лучше разводить костры на старых костровищах. Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с сухими деревьями. Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре. Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду. Не играй со спичками. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору). Находясь в природе, учись наблюдать за ней.

Молодцы ребята! Сейчас предоставляем слово жюри для подведения итогов соревнования.

Награждение победителей и вручение призов.

Наше дружное соревнование подходит к концу. Я хочу вам порекомендовать прочитать книжки, для закрепления полученных знаний.(слайд 70) Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи. Ведь не зря в народе говорят, что (слайд 71)

От искры пожар рождается.

В огне и железо плавко.

Огонь не вода, схватит - всплывешь.

С огнем не шути – сгореть можно.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

Спасибо всем за внимание!

Использованная литература

Абрамова – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006. Авт. – сост.: , Внеклассное мероприятие – М.: ВАКО,2004 – 176с. – (Мозаика детского отдыха). Воспитание школьников, 5/2003, с. 73 Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности » Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар». К. Чуковский «Путаница». «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Миткалёва Е. М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности – М.: Айрис – пресс,2006. – 96с.:ил. – (методика) Основы безопасности жизнедеятельности, 7/2002, с. 57 Основы безопасности жизнедеятельности, 5/2003, с 17, ОБЖ, Классный руководитель Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. , . – Волгоград: Учитель, 2006. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / . – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006. «Азбука в загадках». Сюнькова преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с, Шабаева игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005. «Пожарные собаки».




Top