Функции конституции - основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции. Функции конституции российской федерации Что такое функции конституции

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства.

Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации .

Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.



Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:

а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права ;

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина ;

в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений (См. Прил.1).

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы .

Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) «обесточивает» ее юридическую силу .

Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную функцию. Современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

14. Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

§ писаные;

§ неписаные.

Писаная конституция - нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция - совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

§ дарованные (октроированные);

§ исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

§ гибкие;

§ жесткие.

Гибкая конституция - основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция - основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция - та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий)

15. Конституции как нормативному правовому акту присущи следующиеюридические свойства :

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции . Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе . Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции . В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции . Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция, как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчивость его содержания.

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности (от латинского «stabilis» - устойчивый, постоянный, утвердившийся на определенном уровне, не меняющийся). Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в обществе, общественном и государственном устройстве. От­дельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложнен­ный порядок изменения Конституции.

Особенности Конституции:

1. принимается народом или от имени народа;

2. носит учредительный (первичный) характер;

особый предмет конституционного регулирования (Конституция носит всеохватывающий характер - политическая, экономическая, социальная, духовная сферы жизни общества).

16. Структура и основное содержание Конституции РФ

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

1. утверждение прав и свобод человека,

2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,

4. возрождение суверенной государственности России,

5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

6. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции 1 .

Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

2. Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.

3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».

5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

6. Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.

7. Судебная власть. В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.

8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы 2 .

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенствов правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её принятия и изменения;

2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством). 3

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник. 4

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

17. 1.Механизм действия и реализации Конституции Российской Федерации, ее установлений. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ - комплекс мер (средств) юридического, организационного, материально-финансового, социально-психологического и иного характера, направленных на создание условий фактического достижения целей Основного закона. Реализацию Конституции можно определить как: 1) в широком смысле – все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции"; 2) в узком смысле – правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции. 2. Стадии и формы реализация норм Конституции Российской Федерации. В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах: а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий; б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту; в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения. Под реализацией Конституции понимается деятельность соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику) конституционных предписаний. Главный смысл этого сложного и не одномоментного процесса состоит в осуществлении целей Конституции, обеспечении особого правового порядка в политически значимых сферах социальных отношений и связей. Реализация Конституции РФ носит комплексный и универсальный характер, ибо охватывает различные и качественно неоднородные сферы общественных отношений. Областью (зоной) реализации конституционных норм являются важнейшие стороны жизнедеятельности общества, в этом процессе участвуют многие субъекты права. Его особенность заключается в том, что активными участниками данной деятельности являются народ, государство, субъекты РФ. Осуществление конституционных норм протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных основными нормами). Государственные институты, гражданское общество, политические партии заинтересованы в этой форме реализации права, так как от нее во многом зависит стабильность конституционного строя и характер политического режима. Значимость соблюдения конституционных предписаний специально отмечена в Конституции РФ. Среди фундаментальных обязанностей, возлагаемых на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, закреплена и обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). Многие основные права и свободы человека и гражданина реализуются, если они не нарушаются кем- либо. В демократическом государстве действует требование (запрет) на недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Исполнение конституционных предписаний (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность, предусмотренную основной нормой и направленную на достижение выдвинутых Конституцией целей. Эта форма осуществляется соответствующими субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет первостепенное значение для государственных органов и должностных лиц, так как связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами. Особая роль при этом принадлежит Президенту РФ (ст. 80, 82 Конституции РФ). В Конституции РФ установлены три способа исполнения: = все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ; = государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации; = граждане обязаны выполнять конституционные обязанности. Также соответствующие обязанности несут проживающие на российской территории иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Использование связано преимущественно с процессом реализации конституционных прав и свобод в ходе и в результате правомерных действий и поступков на основе дозволений. Эта форма характерна для осуществления управомоченных норм. Здесь участники общественных отношений своими прямыми или опосредованными действиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов поведения. Например, это касается основных прав и свобод, предусмотренных ст. 31-34, 45 Конституции РФ. Применение конституционных норм предполагает сложную и ответственную государственно-властную деятельность компетентных органов государства и должностных лиц, направленную на установление юридически значимых фактов. Нормы конституционного права применяются тогда, когда необходима защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений или существует спор о праве. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат государственного принуждения. Эффективным правоприменительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Выделяют четыре способа применения конституционных норм: = обособленное, самостоятельное осуществление субъектами норм Конституции РФ; = применение базовых предписаний совместно с иными нормами права; = привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительности; = использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции. Ценность Основного закона определяется, прежде всего, эффективностью регулирования общественных отношений, степенью воплощения конституционных предписаний в жизнь. Однако на практике указанные качества конституций превращаются в благое намерение. Такие конституции или их отдельные положения придают конституции характер фиктивной. Реальность конституции должна выражаться в создании необходимых условий и предпосылок её всестороннего и беспрепятственного осуществления. Претворение в жизнь конституционных предписаний - эта проблема многоаспектна. Мы остановимся лишь на основных государственно-правовых формах её реализации. Что же касается реализации Конституции, то это целеустремленная деятельность компетентных органов - государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений - по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах. Такими государственно-правовыми формами являются: 1) организация исполнения конституционных норм; 2) непосредственное осуществление конституционных норм путем их использования и соблюдения; 3) применение мер воспитания, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм и санкций за их неисполнение; толкование конституционных норм. Первая форма реализации конституционных норм - Организация исполнения конституционных норм. - К числу форм организации проведения в жизнь конституционных норм следует отнести издание на основе конституции нормативных актов, детализирующих и конкретизирующих конституционные нормы с целью установления порядка их использования и соблюдения, а затем и применения. Это, отнюдь, не противоречит конституционному положению о том, что Конституция Российской Федерации - непосредственно действующее право (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Все конституционные положения наделены одинаковой юридической силой, но не все они реализуются одинаково. Во-первых, в Конституцию Российской Федерации включена определенная часть правовых норм, которые применяются прямо, без дополнительного правового механизма, т. е. непосредственно со ссылкой на соответствующую статью Конституции. Они имеются в различных главах Конституции: при характеристике принципов основ конституционного строя, статуса личности, организации и деятельности государственных органов и некоторые другие. Однако в силу того, что Конституция - особый закон, наделенный важными политическими и идеологическими функциями, прямо применяемые положения не могут составлять и поэтому не составляют преобладающую часть конституционного текста. Во-вторых, регулятивное действие Конституции и её норм проявляется в полной мере только в едином комплексе с другими нормами, закрепленными в текущем законодательстве. Это свойство Конституции проявляется уже в том, что в ней содержатся статьи, в которых предписывается необходимость издания законов, раскрывающих её содержание. Статьи такого рода можно разделить на две группы: к первой группе относятся статьи Конституции, в которых говорится о необходимости принятия федеральных конституционных законов. Таких требований в Конституции - 15; подавляющее большинство таких федеральных конституционных законов уже приняты. Ко второй группе следует отнести принятие по указанным в Конституции вопросам федеральных законов. В Конституции названы только наиболее значимые для данного периода развития государства вопросы, которые должны быть урегулированы в первую очередь. Например, в ч.3 ст.36 установлена необходимость принятия федерального закона, в котором были бы определены условия и порядок пользования землей; в ч.4 ст.81 указано на необходимость принятия федерального закона о выборах Президента Российской Федерации и т. д. Многие из названных в Конституции требований принятия федеральных законов также уже выполнены. Вторая форма реализации конституционных норм - это непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения. Общая особенность конституционных норм состоит в том, что они реализуются не только и не столько в правовых отношениях, но в таком правомерном поведении субъектов их реализации, которое не порождает правовых отношений. Использование конституционных норм - это такая форма их реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволения. Характерная черта данной формы реализации в том, что она предполагает активное правомерное поведение субъекта. Однако в отличие от исполнения она касается субъективных прав, причем прав на "своё", собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей, например, использование избирательного права и др. Соблюдение - это такая форма реализации конституционных норм, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы реализации в том, что она находит свое проявление в пассивном поведении субъектов, которые не совершают действий, запрещенных конституционными нормами, т. е. выполняют возложенные на них обязанности. Например, каждый Подробнее смотреть об этом стр. 24 настоящего учебного пособия. обязан платить установленные законом налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58 Конституции РФ). Третья форма реализации конституционных норм - это применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм. Под воздействием норм Конституции складывается убеждение граждан Российской Федерации в необходимости эффективного личного участия в решении задач, которые стоят перед государством. Аксиологический (ценностный) аспект воздействия Конституции на поведение человека связан с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций и установок. А для этого граждане, в особенности студенты, должны знать Конституцию своего государства и с уважением относится ко всему, что составляет её содержание.

18. Порядок и условия внесения в Конституцию РФ поправок и ее пересмотра определяются в гл. 9 Конституции. На сегодня применительно к разным конституционным нормам предусмотрено четыре способа их изменения.

Первый способ применим к положениям гл. 1, 2 и 9; второй используется для принятия поправок к гл. 3-8; третий и четвертый определяют порядок внесения изменений в некоторые положения ст. 65 (содержится в гл. 3 Конституции РФ) и, следовательно, являются исключениями из второго способа.

Функции Конституции - это важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Они раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.

Различают следующие функции Конституций:

1. Учредительная. Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти. Конституция Российской Федерации закрепила в правовом смысле появление нового государство - Российской Федерации со всеми его чертами - новой экономической системой, новым политическим строем, новой для России системой органов государственной власти и т.д. Укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения. Запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, нового федерализма, выборов в органы государственной власти на многопартийной основе и т. д.).

2. Организаторская функция состоит в закреплении определенных правил поведения в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенное руслу развития; упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри Федерации, стала фундаментом обновления всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский, Семейный, Уголовный и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов).

Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Конституция, закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической к либерально-демократической.

Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция: закладывает основные направления внешней политики; служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира. Конституция РФ закрепила основы внешней политики РФ, дала внешнему миру информацию о Российской Федерации, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.

Юридическая функция состоит в том, что Конституция: становится основой правопорядка в обществе; непосредственно порождает права и обязанности; служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

Политическая. Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.

Гуманистическая. Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.

Экономическая. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

Функции конституции отражают роль основного закона государства в политике, жизни общества, государства и граждан.

Заключение

конституция российский правовой закон

В заключении можно отметить, что Конституция Российской Федерации необходима для организации и упорядочения жизни страны. Также в основе ее положений закреплены принципы взаимоотношения человека и государства, и основные положения человека в обществе. Она содержит базовые принципы Российского права, функции и основные формы и методы деятельности государственных органов. Конституция регулирует все основные сферы жизни страны: в духовной жизни, экономике, социальной сфере и политике. Конституция определяет соотношение международного и внутригосударственного права.

Однако, действующая в Российской Федерации Конституция не совершенна. Спустя почти десять лет после ее принятия выявились все ее неточности и недоработки, заключающиеся в наличии противоречащих друг другу правовых норм, коллизии и пробелы в праве, иногда провоцируют органы власти и должностные лица на антиконституционные действия.

Необходима прочная связь Основного Закона страны с реальной правовой действительностью, исключающая все возможные противоречия. Следует усилить охрану законодательной системы, чтобы Конституция приобрела реальную ценность как результат компромисса государства и общества, как источник права развитого демократического, правового государства - Российской Федерации.

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Понятие и функции Конституции

Конституция юридическая и фактическая

В конституционно-правовой науке существует ряд понятий конституции - прежде всего это конституция юридическая и конституция фактическая.

Юридическая (или формальная) конституция - это правовой документ, обладающий определенными особенностями формы и содержания, порядка принятия и изменения, а также особой юридической силой. Конституция стоит во главе системы источников национальной системы права и отрасли конституционного права, содержит их исходные начала.

Фактическая конституция - отношения по поводу применения юридической конституции в конкретных жизненных ситуациях 1 В отечественной юридической литературе распространено мнение, в соответствии с которым «фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует. Она, следовательно, не охватывается данным выше определением конституции. (См., например: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. Б.А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2010. С. 74. 75). Если исходить из того, что юридическая конституция - это «система правовых принципов и норм», а фактическая - это «сами такие отношения», то какая между ними связь? Зачем нужна юридическая конституция, если можно обойтись «самими такими отношениями»? И самое главное, если все это так, то почему тогда в период принятия юридической конституции появляется так много страстей? . Иными словами, это юридическая конституция в совокупности с правовыми прецедентами, конституционными обычаями, иной практикой ее применения и других форм реализации. При таком понимании фактической конституции наглядно видна ее связь с юридическим текстом, допускается наличие некоторого несовпадения (в силу различных причин) юридической и фактической конституции, и известны те средства (обычаи, прецеденты), с помощью которых происходит сближение их друг с другом, а юридической конституции - и с фактическими жизненными обстоятельствами. В идеальном, эталонном правовом государстве юридическая и фактическая конституции должны полностью совпадать. Но такого государства не существует, поэтому не наблюдается и совпадения юридической и фактической конституций.

Конституционная история России включает в себя несколько основных этапов: дореволюционный период, советский период и современный период. Конституционное развитие дореволюционной России также проходило в несколько этапов, которые принципиально отличаются друг от друга 2 Подробнее см.: Осавелюк А.М. Конституция дореволюционной России и этапы ее развития // Актуальные проблемы государствоведения: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. С.Н. Бабурина. М.: Изд-во РГГЭУ, 2010. С. 12-29. .

Этапы развития

Первый этап длился с начала XVII в. до начала XIX в. В этот период принимались разными способами и действовали конституционные акты, закладывавшие основы, фундамент общегосударственной власти Московского царства и Российской империи. В число актов этого периода вошли, например, Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 г., Закон о престолонаследии и Учреждение об Императорской Фамилии, утвержденные императором Павлом 15 апреля 1797 г.

Второй этап - начало XIX в. - февраль 1861 г. В это время на общегосударственном уровне постепенно продолжалось создание Конституции, состоявшей из ряда конституционных законов, регламентировавших властные отношения и структуру исполнительной власти Империи; на региональном уровне (Великое княжество Финляндское и Царство Польское) появились свои писаные конституции: Конституция Великого княжества Финляндского 1908 г., Манифест от 9 мая 1815 г. «... О присоединении к империи Российской обширнейшей части Герцогства Варшавского под наименованием Польского Царства»; была предпринята попытка разработки новых проектов конституции на обще государстве ином уровне, которые, по мысли ее создателей, должны превратить Конституцию Российской империи в единый кодифицированный нормативный правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой 3 См.: Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. М.: РГГУ. 2010. С. 435-457; Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М.: Мысль. 1990. С. 11-74. .

Третий этап длился с февраля 1861 г. по октябрь 1905 г. и характеризовался тем, что в этот период принимались конституционные нормативные правовые акты, направленные на закрепление и защиту прав и свобод человека и проведение реформы местного самоуправления (земская реформа). Первый серьезный акт этого периода - Манифест от 19 февраля 1861 г., превративший в свободных граждан 22 миллиона крепостных, Положение о крестьянах 1861 г., Городовое положение 1870 г. и многие другие. Кроме того, были приняты акты 1864-1870 гг. о независимом суде, городском и земском самоуправлении, Манифест от 17 октября 1905 г. В течение этого периода в Российской империи на общегосударственном уровне постепенно сложилась писаная Конституция (наподобие конституций Австрии, Канады, Швеции), состоявшая из ряда конституционных законов. Иными словами, Конституция состояла из серии принятых в разное время конституционных актов.

Четвертый этап - октябрь 1905 г. - февраль 1917 г. 6 августа 1905 г. манифестом Николая II была учреждена Госдума. 17 октября 1905 г. манифестом даровались политические свободы. 20 февраля 1906 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, 8 марта 1906 г. изданы правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. В результате к февралю 1917 г. в России действовали независимый суд присяжных, двухпалатный парламент, городское и сельское местное самоуправление; Сводом основных государственных законов регулировались вопросы существа Верховной самодержавной власти, веры, прав и обязанностей российских подданных, о законах, о Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями: и т.д. 4 Любителей сравнивать отсылаем к Конституции (Основному закону) РСФСР 1918 г. и предлагаем сделать самостоятельно сравнительный анализ и выводы. См.: Конституционное право России. Сб. нормативных правовых актов и документов / Сост. и автор вступ. ст. А.Е. Козлов. М.: БЕК, 1996. С. 56-61.

Таким образом, постепенно с большими трудностями в России восстановили разделение властей, разрушенное действиями Петра I. До реформы Петра I в России был уникальный национальный принцип разделения властей: законодательная власть осуществлялась боярской Думой совместно с царем, исполнительная - царем и назначаемыми им приказами, судебная власть частично осуществлялась судьями, назначаемыми царем, а часть дел (некоторые государственные преступления, преступления против Церкви и религии, бракоразводные дела) рассматривались судами, формируемыми патриархом.

Первым из советских конституционных документов были декреты Советской власти, а затем Конституция РСФСР 1918 г., в основе которой Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 января 1918 г. Эта Конституция юридически оформила установление Советской власти и определила ее конструкцию.

Первая советская Конституция действовала до образования Союза ССР, в который РСФСР вошла как один из субъектов. Дальнейшая конституционная история Российской Федерации (вплоть до декабря 1993 г.) предопределялась этапами развития Конституции СССР: основные законы всех республик, образовывавших Союз ССР, принимались вслед за союзной конституцией и должны были ей соответствовать. В РСФСР такими конституциями были акты 1925, 1937 и 1978 гг. Эти акты последовательно отражали этапы развития российского общества и государства в рамках СССР и были непосредственно связаны с изменениями политической системы в стране.

Изменения в политической организации общества, происходившие в стране с начала политики перестройки, радикальные экономические реформы, необходим ость реализации принципа разделения властей, совершенствование государственного устройства, ориентация страны на общепризнанные международно-правовые стандарты - все это постепенно находило отражение в тех дополнениях и поправках, которые вносились в Конституцию РФ 1978 г.

Распад СССР и образование Российского суверенного государства в декабре 1991 г. поставили задачу правового закрепления основ нового конституционного строя, правового положения человека и гражданина, чего невозможно было достигнуть лишь путем внесения изменений в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. Стала очевидна необходимость разработки и принятия новой Конституции России. Эта работа сопровождалась многочисленными дискуссиями, столкновениями мнений и позиций, взглядов на будущее устройство России, привела к противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти, трагическим событиям октября 1993 г.

Конституция Российской Федерации была принята на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Эта Конституция юридически закрепила фактические отношения, сложившиеся в обществе и государстве к моменту ее принятия.

Характеристика Конституции как основного закона не умаляет значения всех других действующих законов. Такая ее характеристика показывает, во-первых, первостепенную роль Конституции в правовом государстве, ориентированном на достаточный уровень свободы и демократии, идеологическое и политическое многообразие, на разделение властей. Во-вторых, характеристика Конституции как основного закона подчеркивает, что она имеет собственный предмет регулирования, гораздо более широкий, чем законы, составляющие в своей совокупности текущее законодательство.

Через понятие Конституции раскрываются те общие черты, которые ставят ее на особое место в иерархии нормативных правовых актов, а сущность Конституции позволяет определить, чью волю она выражает

Современной наукой конституционного права Конституция рассматривается как форма выражения не классовых, а народных интересов, как итог сотрудничества и компромисса различных социальных и политических групп, как своеобразный общественный договор, основанный на общедемократических началах и ценностях. Будучи выражением баланса различных интересов в обществе, Конституция «служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества...» 5 Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1996. С. 44. .

Функции Конституции

Современные демократические конституции, к числу которых относится и Конституция РФ 1993 г., характеризуются рядом основных черт, которые позволяют проследить ее связь с общественным развитием, определить в нем роль Основного закона страны. Основными чертами Конституции России можно назвать ее народность, легитимность, преемственность, реальность, прямое действие.

Как уже отмечалось, Конституция играет значительную роль в жизни граждан, общества и государства. Ее влияние на государственную власть, гражданское общество, фактическое положение личности проявляется в функциях Конституции. В функциях также раскрываются сущность и социальное назначение Конституции. К ним относятся учредительная, юридическая, социально-политическая, идеологическая функции.

1. Учредительная функция . Конституция является итогом фундаментальных изменений в жизни общества, закрепляет те общественные отношения, которые в данном обществе сложились. Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Одним из главных проявлений рассматриваемой функции Конституции выступает придание правовой формы, узаконивание возникших и развивающихся общественно-политических институтов, наделение их необходимыми юридическими качествами. Учредительная функция Конституции РФ проявилась и в сфере организации государственной власти на основе разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами, реализации принципа разделения властей. В то же время Конституция РФ выступает правовой основой для развития новых общественных отношений. Нормы Конституции РФ выполняют роль юридического учредителя: Конституция предусмотрела создание новых государственных органов: Федерального Собрания РФ. Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека.

2. Юридическая функция Конституции проявляется в том, что она является первостепенным источником права, регулятором фундаментальных общественных отношений, основой правовой системы страны. Принятие Конституции рождает необходимость приведения в соответствие с ней всего массива законодательства, принятия новых нормативных правовых актов.

3. Социально-политическая функция проявляется в закреплении общегуманитарных принципов построения общества, учете интересов различных сил этого общества. Безусловно, Конституция не может в равной степени учесть все социальные интересы, но отражает баланс таких интересов для того, чтобы служить прогрессивному социальному развитию. Конституция создает правовую основу для развития не только государства, но и всего общества. Она определяет основы политической системы, основное внимание уделяя ее центральному звену - государству, а также другим ее институтам, устанавливая принципы многопартийности и свободы объединения, определяет рамки избирательной системы.

Конституция является также правовым фундаментом внешней политики государства, провозглашая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права и что международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.

4. Суть идеологической функции Конституции РФ заключается в том, что она признает идеологическое многообразие, закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной. Этим действующая Конституция как бы отмежевывается от предшествовавших ей советских конституций, которые представляли собой типичные идеологические документы, формулирующие основные постулаты социализма. Конституция закрепляет систему общественных ценностей, отражающих общечеловеческие идеалы (свобода, равенство, демократия, права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.), и должна быть нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Понятие конституции к нам пришло из Древнего Рима и в переводе с латыни означает «устройство». В роли первых конституций в древнем мире выступали учредительные законы в древнегреческих полисах и римские законы царя Сервия Туллия, но первой принятой конституцией историки считают Статут Великого Княжества Литовского 1529 года, действовавший в Речи Посполитой, а затем также в Российской Империи до 1840 года. В современном смысле этого слова, первой конституцией стала Конституция США 1787 года, а затем была принята Конституция Речи Посполитой (1791 год) и Конституция Франции (также 1791 год). Две последних просуществовали не очень долго из-за развития событий в этих странах, а самой старой из ныне действующих конституций является Статут Республики Сан-Марино, принятый еще в 1600 году и базирующийся на городском уставе, принятом аж в 1300 году.

Итак, в современном понимании, конституция - это основной закон государства , нормативно-правовой акт , обладающий наивысшей юридической силой в стране, а также учредительный документ, определяющий основы политической, экономической и правовой системы государства. Обычно конституция принимается либо специально созванным учредительным собранием, либо референдумом. Конституция также описывает правовой статус государства и его граждан, а также их права и обязанности. С юридической точки зрения, конституция - это система норм права, на основе которых пишутся все остальные законы в стране.

Виды конституций.

По своей форме:

  • писаные конституции, или кодифицированные (единый нормативно-правовой акт);
  • неписаные конституции, или некодифицированные (несколько законов, разбросанных по множеству актов; может также быть в устной форме, как конституция Спарты, передававшаяся устно от отца к сыну).

Конституция Великобритании, например, является некодифицированной, она состоит из законов, прецедентов, конституционных обычаев. При этом нет какого-либо единого документа, претендующего на роль основного закона страны, и даже нет списка законов и других документов, которые бы относились к конституции. Это объясняется особой ролью прецедента как источника права.

По отношению к поправкам и дополнениям:

  • гибкие (постоянно дополняются и изменяются);
  • жесткие (практически неизменяемые);
  • комбинированные (гибкие с несколькими жесткими статьями, не подлежащими изменению).

Также бывают постоянные и временные конституции, хотя часто конституции, замышлявшиеся как постоянные, оказывались временными и наоборот.

Особенности конституции.

  1. Закрепление строя государства, формы государства, органов власти.
  2. Закрепление основных прав и свобод .
  3. Относительная стабильность.
  4. Основа для текущего законодательства .
  5. Особый порядок принятия и изменения.
  6. Нормативно-правовой акт прямого действия.
  7. Верховенство на всей территории государства.

Функции конституции.

Исходя из определения и особенностей конституции, мы можем перечислить ее основные функции:

  1. Учредительная функция - основа для развития правового государства.
  2. Организаторская функция - постановка новых задач, направление в котором необходимо развиваться государству.
  3. Внешнеполитическая функция - основа международной политической деятельности .
  4. Идеологическая функция - определенное политическое учение, например, коммунистический характер Конституции СССР.
  5. Юридическая функция.

Система экономических, социальных, политических и правовых отношений , которые устанавливает и охраняет конституция, называется конституционным строем . Основные признаки конституционного строя в демократическом государстве:

  • народный суверенитет (народовластие);
  • разделение власти на три ветки: законодательную, исполнительную и судебную;
  • нерушимость прав и свобод человека.

Современные конституции стали намного длиннее и детальнее, чем первые, короткие конституции. Но отрицательный момент в том, что они утрачивают свое символическое значение в пользу юридической направленности. Нельзя забывать, что конституция, в первую очередь, передает характер и особенность государства и его граждан. Конституция должна помогать нации в самоидентификации, формировании мировоззрения , обладать сильным духом и служить предметом гордости и почета для граждан страны.

Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам.

По времени принятия конституции группируют по поколениям:

- первого поколения, т.е. первые конституции (США - 1787 г., Польши - 1791 г., Франции - 1791 - 1793 гг., Норвегии - 1814 г., Бельгии - 1831 г., Швейцарии - 1874 г.);

- второго поколения, т.е. принятые до второй мировой войны (Мексика - 1917 г., Австрия - 1918 г., Ирландия - 1937 г.);

- третьего поколения, т.е. принятые после второй мировой войны (Япония - 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Индия - 1950 г., Франция - 1958 г., Греции - 1975 г.);

- четвертого поколения, т.е. новейшие (Чехия, Словакия - 1992 г., Российская Федерация - 1993 г., Республика Беларусь - 1994 г., Республика Польша - 1997 г. и др.

По форме изложения различаются конституции писаные и неписаные .

Писаной считается конституция, которая изложена в форме единого юридического документа с соответствующим названием. Таких конституций абсолютное большинство. Неписанной признается такая конституция, которая состоит из нескольких документов, закрепляющих государственные устои и основные права граждан. Подобные конституции имеют Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция, Израиль.

По способу принятия выделяют следующие виды конституций:

- дарованные (утверждаются монархом );

- парламентские (принимается парламентом страны);

Учредительные (принимается учредительным конституционным собранием);

- всенародные (принимается народом путем референдума ).

По порядку внесения изменений и дополнений конституции подразделяются на: гибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются в таком же порядке, как и обычные законы. В частности, в таком порядке принимались конституции в республиках бывшего Советского Союза.

Жесткие конституции предусматривают сложную и многоступенчатую процедуру внесения изменений и дополнений поправок (например, конституции США, Италии, Японии, России, Беларусь).

По степени соответствия конституционных положений действительности конституции разделяют на: фактические (реальные) и фиктивные («бумажные»).

Фактическими (реальными) называются конституции, которые адекватно (точно) отражают действительность. Такими являются обычно конституции демократических государств. Фиктивными («бумажными») конституциями признаются те, которые не соответствуют действительности. Такие конституции присущи государствам с авторитарными и тоталитарными режимами.


Функции конституции - это основные направления ее воздействия на общественные отношения.

По мнению ученых-конституционалистов, современные конституции выполняют три основные функции:

1) юридическую; 2) политическую; 3) идеологическую.

Сущность юридической функции конституции заключается в том, что она выступает главным законом государства, в котором находят закрепление важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Тем самым, конституция является базой действующего законодательства.

Политическая функция конституции проявляется в том, что она служит правовой основой политической системы общества, определяет принципы внешнеполитической деятельности государства, закрепляет правовое положение политических партий и иных общественных объединений.

Идеологическая (воспитательная) функция конституции находит свое выражение в том, что она на высшем законодательном уровне закрепляются основные приоритеты государственной политики, принципы взаимоотношений государства и личности, свобода мнений и убеждений. С помощью конституции культивируются важные правовые ценности, прививается уважение к закону и органам государственной власти.




Top