Основания для аннулирования водительского удостоверения (прав), разъяснения по новому регламенту, сбор пожеланий для корректировки регламента. Аннулирование водительских прав Практика по аннулировании водительского удостоверения

О том, могут ли аннулировать водительские права, четко определено Правилами. Раньше такое решение принималось только по решению суда. Но сегодня положения несколько изменились.

Аннулирование или лишение: в чем разница?

В эти два понятия заложен схожий, но различный смысл. ВУ лишают на определенный промежуток времени, не более трех лет. Аннулирование же включает в себя намного более общее определение. К примеру, удостоверение могут аннулировать из-за несоответствия водителя необходимым медицинским показателям. Тогда он представляет опасность не только для себя самого, но и для окружающих. Восстановление в данном случае возможно только тогда, когда будет пройдена медкомиссия, и выдадут справку о пригодности к вождению. Таким образом, конкретного срока здесь не предусматривается.

Но аннулирование также может и иметь определенные временные рамки, а также быть пожизненным. Однако даже в такой ситуации, автолюбитель вправе получить ВУ, если медкомиссия вынесет соответствующее решение, а также будет сдан теоретическая и практическая части экзамена в ГИБДД.

Аннулирование внутреннего и международного удостоверения

В новых Правилах содержится конкретный перечень ситуаций, когда водительское удостоверение будет аннулировано. Так, национальный документ будет считаться недействительными, если:

  • срок действия истек;
  • по разным причинам пришел в негодность;
  • произошла выдача по документам, признанными поддельными или выданные с нарушением закона;
  • утрачен;
  • получены новые права;
  • появились медицинские противопоказания.

При этом, если у водителя аннулируют внутренние права, то и международные также прекращают свое действие. Так, например, если национальное удостоверение сильно износилось и требуется его замена, то документ международного формата тоже нужно поменять, даже тогда, когда он находится в идеальном состоянии.

Правила для профессионалов

Водитель по найму, перед выходом на работу проходит предварительное медосвидетельствование. А затем он обязан проходить медицинскую комиссию один раз в два года.


Помимо этого, тем из них, кто перевозит пассажиров и груз, обязательно нужно проходить медосмотр каждый раз перед рейсом. При перевозке опасного груза медосвидетельствование проходят и после каждого рейса. Такой порядок является необязательным лишь в тех случаях, когда водители работают в экстренных службах. Тогда перед выездом просто невозможно проводить медицинский осмотр.

Если же в процессе одного из осмотров выяснится, что имеется заболевание, при котором нельзя садиться за руль, его отправляют на обследование, а затем на лечение. В течение всего этого периода, он не вправе садиться за руль. А если диагноз подтверждается, его удостоверение подлежит аннулированию. В настоящее время ведется работа над тем, чтобы утвердить список заболеваний, являющихся основанием для аннулирования прав.

Особые отметки

В национальных и международных ВУ имеется графа с названием «Особые отметки». Так, например, если человек носит очки, то он должен и за рулем также быть в них. Не соблюдение этого либо другого имеющейся в данной графе записи, может привести к тому, что права признают недействительными. Водителя же ждет штраф, размер которого, в ряде случаев достигает 15 тысяч рублей.

Нелицензированные школы

Способ, как восстановить аннулированные права, зависит от основания их получения. Пару лет назад у начинающих водителей возник риск аннулирования удостоверения в том случае, если они прошли обучение в нелицензированных автошколах. В отношении многих подобных учебных заведений тогда были заведены уголовные дела. Но вместе с ними пострадали и невиновные водители.

После того, как была проведена масштабная проверка, выяснилось, что многие из них действовали по мошенническим схемам. Так, заключались договоры на аренду помещений, площадок, техники и прочего для того, чтобы показать ГИБДД при проверке, что все соответствует установленным нормам. Но затем соглашения расторгались, и схема функционирования продолжала быть прежней. Работали те же наемные инструкторы, и использовались старые машины. Продолжали работать в старом режиме, они подвергали своих учеников риску из-за того, что их права станут недействительными.

В таких случаях, несмотря на аннулирование документа, водитель не лишается права вождения автотранспортным средством. Однако для реализации своего права ему придется вновь пройти обучение в автошколе, которая имеет лицензию, и снова сдать экзамен. Странным здесь является то, что экзамен был пройден в ГИБДД. По идее, Инспекция не должна была даже допустить к нему тех учеников, которые прошли обучение в автошколе без лицензии. Однако, допуск состоялся. И даже если водитель сдал экзамены на отлично, ему надо проходить обучение заново. В ГИБДД объясняют это тем, что там не обязаны проверять наличие лицензий.

Случаи коррупции

Та же участь постигает водителей и тогда, когда выяснится, что экзамены были сданы с нарушениями. Были случаи, когда прокуратура раскрывала коррупционные схемы, при которых гаишники брали взятки за положительное решение на экзамене. Тогда неприятности ждут не только инспекторов ГИБДД, но и водителей, у которых могут аннулировать удостоверения.


Срок действия истек

О том, что делать, если водительские права аннулированы на том основании, что период, на который они выдавались, истек, зависит от того, когда выявлен этот факт. Если водитель не садился за руль, то он не обязан делать новое удостоверение. Тогда, ему нужно лишь обратиться в отделение ГИБДД и поменять удостоверение. Но совсем другое дело, его остановит инспектор на дороге. Тогда езда с просроченными правами приравнивается к правонарушению, как если бы он ездил без них. За это придется заплатить штраф, а машину увезут на штраф стоянку.

Заключение

Таким образом, аннулирование водительских прав приводит к разным правовым последствиям. В одних случаях, придется заново учиться в лицензированной школе и сдавать экзамены в ГИБДД. В других, нужно пройти медицинскую комиссию. В третьих, достаточно посетить отделение ГИБДД, чтобы получить новое удостоверение.

Около 50 начинающих водителей могут остаться без водительских удостоверений по решению суда только из-за того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. Ситуация может усугубиться тем, что подобные уголовные дела возбуждены еще в отношении нескольких автошкол.

Кроме того, тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, из-за пробелов в законодательстве и нормативных актах, вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и без еще одного суда.
Скандал случился с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли машинами. Некоторые более полугода. В отношении остальных решения только принимаются. Но задержка связана не с тем, что у суда есть какие-то сомнения в справедливости решения, а с чисто технологическими вопросами. Многие из водителей не проживают по указанным адресам. Их приходится разыскивать.

История довольно простая. Автошкола набрала курс, получила с людей деньги за обучение, а по окончании выдала свидетельства о получении профессии водитель. Никто не обратил внимания, что свидетельства выданы задним числом. В ГИБДД, где принимается решение о допуске к экзамену, про "заднее число" никто и не думает. По ныне действующему порядку не положено.

По этому порядку положено проверить медицинскую справку - срок ее годности, кем выдана и имеет ли право это медучреждение выдавать такие справки. Проверить паспорт: не подделка ли, и действительно ли его предъявляет то лицо, которое в паспорте указано. А также свидетельство о получении профессии водитель. То есть в ГАИ должны убедиться, что человек прошел обучение в автошколе и получил эту бумажку. И вот тут возникает проблема. Дело в том, что лицензированием автошкол занимается Рособрнадзор. Но обучать водителей школа может только после того, как получит заключение ГИБДД о соответствии программ подготовки водителей примерным программам, утвержденным приказом минобрнауки. А также о соответствии материальной базы автошколы этим программам. То есть наличие площадки требуемых размеров для подготовки водителей, наличие классов для обучения и теоретических пособий. Список автошкол, проверенных автоинспекцией, публикуется на сайте ГИБДД.

Казалось бы, оградить автошкольников от мошенников не стоит труда. Но вот конкретный пример, в Краснодаре не смогли этого сделать. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии.В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Порядок таков: перед тем как идти в ГИБДД на сдачу экзаменов, водитель должен пройти обучение в лицензированной автошколе, которая имеет все необходимые заключения ГИБДД. А если автошкола не имеет этих заключений или лицензии, значит, человек не прошел соответствующего обучения. И, значит, он не имеет права на получение водительского удостоверения, даже если сдал все экзамены на отлично. По сути, он не может даже получить допуск к экзамену в ГИБДД. Но ведь он его получил? Каким образом? С одной стороны, инспекторы обязаны проверять выданные свидетельства, с другой стороны, инспекторы не обязаны проверять действие лицензии. В действующем порядке это не прописано. Таким образом, отвечает за то, что обучался в "некондиционной" автошколе, сам ученик. Своими деньгами, временем и правами.

По данным "РГ", ожидается еще несколько судов. В результате прав могут лишиться еще полторы тысячи человек

Во всей этой истории наблюдается огромный пробел в системе допуска водителей к экзаменам. Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгает договоры и работает, как и раньше работала: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил. Проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора . Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев. За это время можно проверить все.

По поводу происходящего недоумевает президент Федерации автошкол Татьяна Шутылева:

Если бы была предусмотрена процедура проверки лицензии в реестре Рособрнадзора, проверка на наличие заключения ГИБДД, то такая ситуация не возникла бы. Эти люди были бы не допущены к экзаменам в ГИБДД.

Стоит заметить, что водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - не понятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления. Ни ГИБДД, ни суд без соответствующих нормативных актов не смогут вернуть этим людям водительские удостоверения.

По данным корреспондента "РГ", в скором времени ожидается еще несколько подобных судебных процессов. В результате права будут аннулированы примерно у полутора тысяч человек.

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет об особенностях выдачи и замены российских национальных и международных прав. Приступим.

Срок действия национального водительского удостоверения

27. Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Российское национальное водительское удостоверение, выданное до введения в действие настоящих Правил, действительно до истечения указанного в нем срока. Если срок действия такого водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

Срок действия национального удостоверения, как и раньше, составляет 10 лет . Однако в Правила вводятся дополнительные условия, которые делают удостоверение недействительным. Они будут рассмотрены ниже.

Выдача прав для автомобилей с АКПП

28. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Водители, сдающие экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач получают соответствующую отметку в водительское удостоверение. При этом отметка относится только к той категории, экзамен на которую был сдан на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач.

В каких случаях можно заменить права без сдачи экзаменов?

29. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:

а) при истечении срока действия водительского удостоверения;
б) при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца;

г) при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения;
д) при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Заменить права без экзаменов можно в следующих случаях:

  • истечение срока удостоверения;
  • изменение персональных данных (фамилии, имени или отчества);
  • повреждения удостоверения;
  • изменение состояния здоровья водителя.

В этот перечень вошли все ситуации, в которых может потребоваться замена водительского удостоверения. При замене прав экзамены сдавать не придется.

Хочу обратить Ваше внимание, что в новые правила не был перенесен следующий пункт:

41. В случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и других) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.

Таким образом, права в ГИБДД теперь будут менять в день обращения. Временное разрешение на 2 месяца больше выдаваться не будет.

Документы для замены прав

30. Для выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения заявителем предоставляются следующие документы:

а) заявление;

в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение (при его наличии).

Для замены водительского удостоверения с 5 ноября 2014 года необходимы следующие документы :

  • заявление;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение.

В отличие от первого получения водительского удостоверения, рассмотренного в , для замены водительских прав теперь не требуется документ о прохождении обучения в автошколе.

Срок действия водительского удостоверения при замене

32. В случае выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 29 настоящих Правил, ранее установленный срок действия водительского удостоверения не меняется.

Если Вы хотите поменять водительское удостоверение в связи с окончанием срока действия, новые права будут выданы Вам на 10 лет.

Если же Вы хотите поменять удостоверение по другим причинам (изменение персональных данных, изношенность, утрата, изменение состояния здоровья), то новые права будут действовать до той же даты, до которой действовали предыдущие.

Документы для выдачи международных прав

34. Для выдачи международного водительского удостоверения заявителем в подразделение Госавтоинспекции представляются следующие документы:

а) заявление;
б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение;
д) фотография размером 35 x 45 мм, выполненная в черно-белом или цветном изображении на матовой бумаге.

Аннулирование водительского удостоверения

35. Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:

а) если истек срок действия водительского удостоверения;
б) если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;
г) если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;
д) если поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;
е) если выдано новое водительское удостоверение;
ж) если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

В новых правилах приведен перечень ситуаций, в которых водительское удостоверение подлежит аннулированию :

  • истек срок действия;
  • изменение персональных данных (этот вопрос подробно рассмотрен в статье " ");
  • износ прав;
  • если удостоверение выдано на основании документов, признанных подложными (речь идет о паспорте, медицинской справке, документе об окончании автошколы и т.д.);
  • утеря прав;
  • выдача новых прав (например, если водитель потерял права, получил новые, а затем нашел старые. Старые в этом случае подлежат аннулированию и ездить с ними нельзя);
  • изменение состояния здоровья.

Еще раз подчеркну, если выполняется одно из перечисленных выше условий, права являются недействительными. Если водителя с такими правами остановит сотрудник ГИБДД, он наложит (5 000 - 15 000 рублей).

Аннулирование международных прав

36. В случае аннулирования российского национального водительского удостоверения выданное на его основании российское международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию.

Если национальное водительское удостоверение было аннулировано, то аннулированию подлежит и выданное на его основе международное удостоверение.

Например, если Ваши национальные права износились и на них не видно Ваше отчество, то они подлежат аннулированию и замене на новые права. Вместе с ними придется поменять и международное удостоверение, даже если оно находится в идеальном состоянии.

Особые отметки в водительском удостоверении

37. Лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания к управлению транспортным средством, в соответствующих графах российского национального и международного водительского удостоверения проставляются отметки об условиях, при соблюдении которых такие лица допускаются к управлению транспортным средством.

Российские национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными при условии соблюдения указанных в них ограничений.

Если водитель имеет медицинские показания к управлению транспортным средством, отраженные в медицинской справке (например, очки), в права вносятся соответствующие отметки. Если водитель не соблюдает указанные условия (например, ездит без очков), то его удостоверение признается недействительным и на него может быть наложен штраф 5 000 - 15 000 рублей.

В конце данной статьи хочу напомнить, что с 1 января 2015 года нас ожидает . Так что если Ваши национальные или международные права требуют замены, советую провести процедуру до нового года. Это будет дешевле.

Еще одно замечание. В настоящее время выдача и замена водительских удостоверений возможна в любом регионе, независимо от места регистрации водителя.

Ну а в заключительной статье серии "Новые правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений" речь пойдет о получении и замене водительских удостоверений иностранными гражданами.

Начинающие водители решением суда могут остаться без водительских удостоверений по причине того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. В стране началось возбуждение подобных уголовных дел в отношении автошкол. В результате прав могут лишиться порядка 1,5 тыс. человек.

При этом тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, в результате пробелов в законодательстве вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и не без судебных тяжб.

Прецедент имел место быть с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли автомобилями более полугода.

Стоит заметить, водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - непонятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления.

Казалось бы, оградить учеников автошкол от мошенников не стоит труда. Однако конкретный пример в Краснодаре доказывает обратное. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии. В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгают договоры и работают так, как и раньше работали: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил.

Между тем в Калининградской области число автошкол заметно сократилось. По данным на конец августа 2015 года, лишь 36 из 48 автошкол получили лицензию на подготовку водителей.

Как отмечают эксперты, новые требования на получение заключения для осуществления образовательной деятельности от ГИБДД упорядочили работу образовательных организаций и повысили качество оказываемых услуг.

К концу августа 36 автошкол получили заключения ГИБДД и осуществляют подготовку водителей, еще 7 подали заявки на рассмотрение. Для сравнения: год назад на рынке этих услуг работали 48 образовательных учреждений. Основной причиной неполучения лицензии стало отсутствие закрытой площадки для практических занятий.

Наряду с автошколами значительно понизилось количество молодых водителей. В первом полугодии 2015 года водительские удостоверения получили 4613 калининградцев против 7214 за аналогичный период 2014 года.

За первый год вождения молодыми водителями совершено два ДТП в этом году, что в три раза меньше, чем в 2014 году, допущено 707 нарушений ПДД против 1146 за прошлый период.

Отметим, полный список действующих на сегодняшний день автошкол опубликован на сайте Госавтоинспекции региона. Кроме того, проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора. Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев.

© По материалам

Часто слышал в повседневном обиходе как водительское удостоверение называют «правами». Ну, называют и называют. Однако такое понимание, как оказалось - это не только обиход рядовых водителей, что влечет, как минимум, одну проблему, с которой столкнулись мои знакомые.

Однажды некие парень и девушка решили вступить в узы брака; брак, собственно, заключили и в качестве общей фамилии была выбрана фамилия мужа (ст. 28 Федерального закона 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Но с получением нового водительского удостоверения супруга не поспешила (сильно винить ее за это, я думаю, не имеет смысла). Таким образом, у нее на руках имелось водительское удостоверение, содержащее порок - персональные данные владельца удостоверения изменены.

Бдительный инспектор ДПС не заставил себя долго ждать, и в скором времени данный порок был выявлен. Кроме того, выявлен он был при таком обстоятельстве, что жена управляла транспортным средством мужа - следовательно, речь также идет о передаче управления транспортным средством лицу с порочным удостоверением.

Позиция инспектора

Относительно жены: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством » (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Относительно мужа: «Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права » (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).

Правовая аргументация: «Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца » (пп. б п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»).

Вынесены соответствующие постановления о назначении административного наказания (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Что говорит закон

Закон же, на самом деле, никоим образом не синонимизирует право на управление транспортным средством и водительское удостоверение (те самые «правá»).

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», далее - Закон о безопасности дорожного движения).

А водительское удостоверение - лишь подтверждает право на управление транспортным средством (п. 6 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения). Недействительность водительского удостоверения не влечет утрату права на управление транспортным средством; хотя, вероятно, управление транспортным средством с аннулированным водительским удостоверением - это диспозиция ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (но все-таки не ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Основания же прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами установлены ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, и представляют собой закрытый перечень (например, лишение права на управление транспортными средствами, если водитель практиковал вождение в состоянии опьянения и «допрактиковался»). Такого основания, как изменение персональных данных, в перечне нет.

Толкование Верховного Суда РФ

ВС РФ подтверждает, что право и «правá» - не одно и то же.

Решение ВС РФ от 13 февраля 2015 г. N АКПИ14-1449: «подпункт "б" пункта 35 Правил предписывает, какие действия должны совершить сотрудники подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений, с бланком ранее выданного удостоверения при его замене в связи с изменением персональных данных владельца. Признание недействительным бланка водительского удостоверения вследствие изменения персональных данных не влечет прекращения прав лица на управление транспортным средством, а лишь является административной процедурой ».

Кульминация

Собственно, постановления по делу об административном правонарушении были изменены (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ): деяния переквалифицированы с ч.ч. 1, 3 ст. 12.7 КоАП РФ на ч.ч. 2, 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Относительно «12.3» тоже можно подискутировать, но: I) это уже предмет иной дискуссии; II) есть здравый смысл в том, что недействительное удостоверение - это отсутствие документа на право управления транспортным средством.

Главное: право не «права», право не отсутствует и государство в лице его органов/должностных лиц это все-таки признало.

Хочу лишь еще отметить, что случаи такие неединичны, однако позиция в итоге одна.

Решение Пермского краевого суда от 23 марта 2015 г. по делу N 7-357-2015;21-201-2015: «право на управление транспортными средствами и водительское удостоверение, подтверждающее наличие у гражданина такого права, не являются тождественными понятиями ».

Решение ВС Республики Карелия от 6 июля 2015 г. по делу N 21-226/2015: «изменение персональных данных владельца водительского удостоверения, являясь основанием для его замены, прекращение прав лица на управление транспортными средствами не влечет ».




Top