Положение по 223. Образец положения о закупках для ооо. Можно ли менять положение о закупке

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней. Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок — конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении. Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках. Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Положение о закупках по 223-фз

Российской Федерации на международном рынке капитала, признаны лучшими (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.3.2014 №364-р)

  • Перечень типовых положений о закупках

Перечень типовых положений о закупках Типовое положение Аппарата Правительства Мурманской области (914.91 Кб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства образования Саратовской области (3.53 Мб) 223-ФЗ Типовое положение Администрации муниципального образования Каргопольский муниципальный район Архангельской области (5.88 Мб) 223-ФЗ Типовое положение УМУ Суксунского района (725.65 Кб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства финансов Саратовской области (5.44 Мб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства труда и социальной защиты Калужской области (2.17 Мб) 223-ФЗ Типовое положения Департамента образования мэрии г.

4. кем утверждается положение о закупке?

Внимание

N ОГ-Д28-2628 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.


Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

Положение о закупках по 223-фз с июля 2018 год: образец

Инфо

Целесообразно принять положение об отделе закупок, отражающее закрепление за отдельными сотрудниками конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующее сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение. Содержание положения Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.


Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Документы

Внесение корректировок в положение о закупке Организация, работающая в рамках 223-ФЗ, имеет право самостоятельно вносить корректировки в положение о закупках. Для того чтобы изменения вступили в силу, они должны быть опубликованы в ЕИС.
Выкладывается два документа: обновленное положение, а также полный реестр всех внесенных корректировок. Обновленная документация подписывается усиленной квалифицированной подписью заказчика.


Важно

Вносить коррективы организация может столько раз, сколько это необходимо. Никаких рамок по этому вопросу закон не определяет. При составлении и реализации положения о закупках заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства.


В противном случае на должностное лицо организации накладывается штраф в объеме от 20 до 30 тысяч рублей. Заказчик должен будет выплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

В конце 2017 года в 223-ФЗ внесли ряд изменений, некоторые из которых уже начали работать. Они коснулись и типового положения о закупках по 223-ФЗ.

Это не новый для заказчиков документ, однако в 2018 году он претерпел ряд правок. Подробнее об этом — в материале. Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год Учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов по новым правилам смогут утвердить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образец положения о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, автономных предприятий, которые должны будут его применять.
Такие нововведения введены ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. К примеру, материнские компании могут присоединить к разработанному ими типовому положению о закупках по 223-ФЗ дочерние организации.
У последних есть 15 дней на то, чтобы решить вопрос с присоединением.

Составляем положение о закупках по правилам 2018 года

На титульном листе утвержденного положения должна стоять надпись «Утверждено», указан завизировавший орган, а также приведены реквизиты документа, на основание которого была поставлена подпись, например, протокол общего собрания. Требования к содержанию документа Согласно пункту 2 статьи 2 223-ФЗ в положении о закупках должна быть освещена следующая информация:

  1. Правила проведения подготовительных операций к закупке.
  2. Регламент проведения закупочной процедуры.
  3. Особенности выбора типа закупочной процедуры.
  4. Правила заключения и реализации договора.

При разработке документа организация должна учитывать особенности своей деятельности. Учтены должны быть и нормативно-правовые акты, относящиеся к закупкам.

Закона N 223-ФЗ. Таким образом, законодательством Российской Федерации о закупках не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке. При этом заказчики вправе вносить изменения в положение о закупке в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость: Типовое положение о закупках Скачать образец (файл) -обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком; — выбирать способ закупки; — проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки; — создавать комиссию по закупкам; — направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП. Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись.

Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений.
КЕМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ? Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается: — высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания; — руководителем унитарного предприятия, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие; — наблюдательным советом автономного учреждения, если заказчиком выступает автономное учреждение; — советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества, если заказчиком выступает акционерное общество.

Примерный план положения Для того чтобы документ содержал все необходимые по закону сведения заказчикам рекомендовано придерживаться следующей структуры документа:

  1. Определения и используемые термины.
  2. Область применения документа.
  3. Последовательность процедуры подготовки к закупочной процедуре.
  4. Способы приобретения товаров и услуг.
  5. Требования, предъявляемые к участникам закупки.
  6. Условия применения и правила проведения закупочных процедур.
  7. Порядок оформления и реализации договора.

Согласно части 10 статьи 4 223-ФЗ в положении должны быть предусмотрены все требования к закупочной документации. Должно быть включено требование о приоритете товаров российского производства.

Скачать образец — типовую форму положения.
ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

  • автономное учреждение - наблюдательным советом (№ 174 от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО - советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208 от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО - общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14 от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение - учредителем (№ 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания - наблюдательным советом (№ 236 от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности, вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта.

Петербургский правовой портал рассказывает о тонкостях применения Федерального закона № 223-ФЗ. Узнаем, как действует положение о закупках и кто может им воспользоваться.

Федеральный закон № 223-ФЗ принят в 2011 году, но до сих пор вызывает немало вопросов у специалистов. Сегодня мы рассмотрим, что такое положение о закупках и что говорит про него законодательство. Но для начала - немного вводной части, чтобы ответить на вопрос - а к чему и к кому именно относится Закон?

Для кого предназначен закон?

Закон о закупках 223 ФЗ - так его часто называют - вместе с законом 44-ФЗ «О контрактной системе» - это два основных документа, регулирующих государственный заказ и процедуры его осуществления и проведения. Они говорят о том, как вообще устроена система государственных закупок - товаров, работ или услуг, поставки которых осуществляются для госнужд. Но если 44-ФЗ описывает ситуации, когда заказчиками выступают органы власти всех уровней, и покупают они товары и услуги на бюджетные средства, то 223-ФЗ относится к другим видам юридических лиц и другим источникам финансов. Условно, этих юридических лиц можно назвать около-государственными предприятиями, потому что все они так или иначе тесно связаны с госструктурами или госзадачами. Это:
  • Естественные монополии - это чаще всего крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. Мы все их знаем - это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети и прочие гиганты.
  • Госкорпорации и компании.
  • Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это (помимо естественных монополий) коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение.
  • ГУПы и МУПы.
  • Автономные учреждения - некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствами могут относиться гранты, субсидии и т.п.
Список этих лиц приводится в самой первой статье. Здесь же отдельно оговариваются и исключения - например, действие закона о закупках 223 ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть и еще несколько исключений.

Что именно можно и нельзя закупать по 223-ФЗ?

В данном случае работает правило «все, кроме...». То есть, юридическое лицо обязано проводить все закупки по процедурам закона 223-ФЗ, кроме случаев, когда этого делать нельзя. Эти случаи перечислены в пункте 4 статьи 1 документа. Отметим, что перечень - закрытый, то есть окончательный. Это:
  • ценные бумаги, валюта, драгметаллы;
  • товары, имеющие оборот на товарных биржах;
  • лизинговые услуги, межбанковские операции;
  • выбор аудитора (когда аудит является обязательным);
  • товары в области военно-технического сотрудничества;
  • и еще несколько случаев.

Вернемся к нашей основной теме - к положению о закупках

Положение о закупках - это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, которая выступает заказчиком приобретаемых товаров или услуг. По сути, это основа закупочной деятельности. Если такого документа в организации нет, то покупать по 223-ФЗ она ничего и не может. Разработка положения о закупках - серьезный и важный процесс. Законодательство не упоминает никаких унифицированных форм такого документа, но уже есть несколько типовых положений - одно разработано Минспортом для своих подведомственных структур, другое - Минобрнауки, есть также документы Минздрава, Росимущества и прочих государственных органов. Несколько десятков примерных форм также разработаны независимыми экспертами, они в большинстве своем включены в справочные правовые системы. Такие документы, конечно, можно и нужно брать за основу - как минимум в качестве проработанного юристами качественного материала. Важно помнить, что положение о закупках - это не просто формальность, а настоящий рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на вопросы, кто и как готовит и проводит закупку, каковы ее способы, требования - к ней и к поставщикам, какие документы и как именно должны быть приняты на разных этапах и так далее. Также логично в него включить и блок про формирование коллектива специалистов, участвующих в процедуре закупок, - это могут быть критерии отбора таких сотрудников, их квалификация и обязанности, составы рабочих комиссий и т. п. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе. Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в статье 1 закона о закупках 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает Положение.
  • Для МУПов и ГУПов - это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) - это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения - это наблюдательный совет.
  • Для ООО - общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества - совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений - учредитель.
После утверждения его необходимо опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru. Этот сайт является так называемой единой информационной системой в сфере госзаказа. Требование о наличии подобного ресурса содержится в ФЗ 223, а правила функционирования государственного портала и работы с этим содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Опубликовать утвержденное положение о закупках нужно в пятнадцатидневный срок. В завершении отметим, что принятое положение не стоит считать принятым раз и навсегда, неизменным, статичным, застывшим. Это живой рабочий инструмент, и в него, по мере необходимости, можно и даже нужно вносить поправки и коррективы, добиваясь того, чтобы работа организации становилась эффективнее, а процесс закупок - проще и прозрачнее. Важно помнить, что все изменения нужно утверждать и размещать на официальном портале также в течение 15 дней после утверждения. Вам будет интересно: различия

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

Мария Николаевна МДИНАРАДЗЕ, ведущий юрист B2B-Center

Типовое положение о закупках, равно как и положение о закупках холдинга, легализованное с этого года Законом № 223‑ФЗ, должно было облегчить централизацию ведомственного и корпоративного регулирования закупок госкомпаний. Однако соответствующие нормы законодательства помимо новых возможностей создают и риск новых проблем, которые стоит изучить до перехода на работу по типовому положению.

Обновленной редакцией Закона № 223‑ФЗ введено новое для закупок госкомпаний понятие «типовое положение». При этом отдельного определения данного понятия в законе не предусмотрено. Однако анализ норм, посвященных типовому положению, дает возможность определить такой документ как положение о закупках, утверждаемое органами власти и обязательное для применения и исполнения лицами, в отношении которых такие органы имеют полномочия учредителя или собственника.

При этом важно понимать: «применение» не означает «копирование». Фактически закон обязывает заказчиков привести свои корпоративные положения о закупках в соответствие с требованиями типового положения о закупках. Типовое положение, таким образом, должно дополнять и конкретизировать требования Закона № 223‑ФЗ применительно к закупкам того ведомства, которое принимает данный документ. Из этого следует и то, что само ведомство при подготовке типового положения не может включать в него нормы, противоречащие Закону № 223‑ФЗ, при этом неплохо бы избежать не только прямых противоречий, но и концептуальных.

Кто же имеет право разрабатывать типовые положения? И кто обязан их исполнять? Вот два главных вопроса, на которые мы постараемся сегодня дать ответ.Типовое положение о закупках: нюансы подготовки

Субъекты нормотворчества

Частью 2.1 статьи 2 новой редакции Закона № 223‑ФЗ предусмотрено несколько ситуаций, когда может быть принято типовое положение. Среди них следует выделить два типа нормотворчества: первый предусмотрен для федерального уровня, второй - для регионального и муниципального. Так, на федеральном уровне:

для бюджетного, автономного учреждений типовое положение может утвердить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия их учредителя;

для унитарного предприятия типовое положение могут утвердить федеральный орган исполнительной власти или организация, осуществляющая от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества предприятия.

В свою очередь, на региональном уровне:

для бюджетного или автономного учреждения субъекта РФ, муниципального бюджетного или автономного учреждения типовое положение может утвердить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя, либо иной орган, получивший соответствующие полномочия от учредителя;

для регионального, муниципального унитарного предприятия типовое положение может утвердить орган, осуществляющий полномочия собственника, либо иной орган, получивший соответствующие полномочия от собственника.

Во всех вышеописанных ситуациях при утверждении типового положения могут быть также определены конкретные учреждения и предприятия, для которых применение типового положения является обязательным. Важной отличительной чертой регионального и муниципального нормотворчества стала возможность делегировать функции по подготовке типового положения о закупках.

Важно подчеркнуть, что Закон № 223‑ФЗ прямо ограничил круг заказчиков, обязанных исполнять типовое положение. В него входят: бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия. Это, в частности, означает, что акционерные общества, находящиеся в государственной собственности, по новым правилам Закона № 223‑ФЗ не обязаны выполнять требования типовых положений. Особенно важно это в контексте отдельных примеров регионального законодательства с попыткой распространить «авторские» дополнения в Закон № 223‑ФЗ на всех заказчиков, работающих в данном регионе, или, по меньшей мере, на тех из них, которые находятся в собственности регионального правительства.

Каждое типовое положение, в свою очередь, содержит дату, до наступления которой вышеописанные учреждения и предприятия обязаны либо внести изменения в свое положение, либо утвердить новое в соответствии с типовым положением. В любом случае нововведенные нормы содержат императивное указание на необходимость соответствия требованиям и установкам типового положения. Поскольку даже типовое положение не может оставаться неизменным, встает вопрос о порядке информирования подконтрольных лиц об изменениях, внесенных в само типовое положение.

Техника нормотворчества

Анализ части 2.3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ позволяет определить перечень сведений, которые не подлежат изменению при разработке корпоративного положения о закупках на основании типового положения. В частности, к таким сведениям относятся: порядок подготовки и (или) осуществления закупки, способы закупок и условия их применения, срок заключения договора по итогам закупки. Таким образом, типовое положение предназначено не только для расширения требований Закона № 223‑ФЗ, но и для предъявления обязательной для заказчика инструкции с алгоритмом проведения закупок. Ведь именно порядок и случаи реализации отдельных способов выбора победителя и составляют центральную часть любого корпоративного положения о закупках.

В этих условиях некоторые опасения вызывает факт наличия у одного органа власти нескольких подконтрольных заказчиков, которым, по сути, без учета их собственных особенностей придется действовать по единым шаблонам. Причем шаблоны касаются не только организационных моментов в части сроков, но и крайне важных функциональных моментов, связанных с типизацией закупочных процедур.

Установленное ограничение на способы закупок направлено, по всей видимости, на унификацию этих самых способов. Нужно признать, что такая унификация, возможно, вполне уместна, особенно учитывая существующее разнообразие способов закупок и их дополнительных элементов, которые в отдельных случаях входят в противоречие с конкурентными алгоритмами закупок. Однако в куда большей степени наличие стольких разновидностей способов закупок обуславливается действительной потребностью заказчиков в дополнительных настройках и элементах процедур. Сужение же круга применяемых способов закупки может привести к снижению эффективности системы закупок госкомпаний, поскольку типовое положение, навязанное сверху, не будет учитывать потребностей при закупках специфических товаров, работ, услуг отдельными видами заказчиков.

Риск снижения эффективности возрастает в том случае, если алгоритмы типового положения будут просто копироваться из Закона № 44‑ФЗ или из статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ. Куда разумнее представляется установление базовой последовательности действий при проведении основной квадриги способов закупки - конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений, - тем более что и сегодня львиная доля из всего разнообразия способов закупок в основе своей сводится к этим четырем. Разнообразие же создается вариативностью терминологии и дополнительных элементов: так, «запрос цен», «двухэтапный запрос котировок», «запрос цен с ПКО», «запрос котировок с возможностью онлайн-переторжки», «запрос цен с возможностью однократной переторжки» и еще два десятка вариантов названий описывают все тот же запрос котировок. В этом контексте именно фиксация набора дополнительных элементов закупки и представляется следующей задачей типового положения. А нюансы сочетания и реализации предусмотренных в типовом положении способов закупки и их дополнительных элементов вполне можно доверить заказчику.

Уследить за изменениями

Казалось бы, логично установить обязанность самого лица, утверждающего типовое положение, направлять подведомственным заказчикам уведомления и о принятии типового положении, и о вносимых в него изменениях с указанием срока приведения корпоративных положений о закупках в соответствие с типовым. Такое информационное уведомление помогло бы оперативно акцентировать внимание заказчиков на необходимости внесения поправок в свои положения и минимизировать риски последующего обжалования действий заказчика.

Однако за неимением прямого указания в законе на такую процедуру представляется, что обязанность отслеживания публикации в ЕИС и самого типового положения, и его изменений возложена на каждого отдельного заказчика. Иными словами, помимо усложнившихся алгоритмов проведения закупок в целом отделы закупок должны не забывать о необходимости постоянного мониторинга принятия и изменений типовых положений. А каковы будут последствия, если такие изменения не будут замечены и своевременно отражены в корпоративном положении о закупках?

Остается открытым вопрос и о последствиях несоблюдения установленных сроков приведения в соответствие корпоративных положений типовому. Соответствующие нормы направлены лишь на установление правила, но никак не определяют ответственность сторон и последующие санкции за его неисполнение. Теоретически податель жалобы может добиться даже отмены итогов закупки, проведенной в отсутствие утвержденных типовым положением изменений.

Бдительность участника закупки

Исходя из вышенаписанного, напрашивается вывод о том, что каждый потенциальный или реальный участник закупки должен брать на себя дополнительную ответственность за изучение типового положения. То есть помимо обязанности изучить правила конкретного организатора участников обременяют необходимостью выискивать разночтения такого положения с типовым, обязательным для данного организатора. Ведь в противном случае он берет на себя риск участия в закупке, которая может быть отменена по мотивам нарушения типового положения.

Также следует помнить, что проверить необходимо не только само типовое положение, но и полномочия лица, которое его утвердило. Смена собственника имущества или лица, осуществляющего полномочия учредителя, - нередкая процедура. А на региональном и муниципальном уровнях, напомним, полномочия по разработке типового положения могут быть как делегированы, так и отозваны тем же собственником.

При этом для того, чтобы изучить это типовое положение, поставщику необходимо надлежащим образом определить, какой именно орган или организация имеет полномочие на установление обязательного для организатора типового положения. Даже предусмотренная в части 2.5 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ обязанность размещать типовое положение о закупке в единой информационной системе может не в полной мере решить этот вопрос, ведь на размещение дается до 15 дней со дня утверждения, а за эти 15 дней вполне можно успеть провести закупку по уже неактуальному положению.

Вопрос еще более значимый: что делать, если положение о закупках организатора, созданное на основе обязательного для него типового положения, в чем-то не соответствует требованиям законодательства? Круг субъектов, действия которых могут быть обжалованы участником закупки, ограничивается исключительно заказчиками, а вот органы, которые могут утвердить несоответствующие требованиям закона типовые положения, в этот круг не входят.

Получается, что, найдя несоответствие закону в типовом положении, породившее несоответствие закону в положении конкретного заказчика, участник вправе подать жалобу только на заказчика, который фактически будет осуществлять закупки с нарушениями требований закона. Это сомнительная ситуация как с точки зрения эффективности и оперативности обжалования, так и с точки зрения трудозатрат заказчика на участие в рассмотрении жалоб, основанием для которых являются даже не его собственные действия, а действия вышестоящего ведомства.

С точки зрения судебного обжалования риск выявления несоответствия даже спустя значительное время с момента окончания процедуры является вполне реальным. У любого заинтересованного лица есть возможность обжаловать проведенную закупку в течение трех лет с момента ее проведения. Учитывая многоуровневый алгоритм утверждения положений, большое количество нюансов, которые необходимо учесть, можно предположить, что ни заказчик, ни победитель процедуры, по сути, не могут быть до конца уверены в том, что провели и поучаствовали в процедуре, организованной в полном соответствии со всеми правилами.

В этих условиях использовать инструмент типового положения для централизации ведомственного регулирования закупок можно рекомендовать лишь при условии наличия у сотрудников соответствующего ведомства высокоуровневых компетенций в сфере нормотворчества и столь же высокоуровневого понимания специфики коммерческих закупок в целом и специфики конкретных подведомственных заказчиков в частности. И чем более способны сотрудники, ответственные за подготовку типового положения, к точным формулировкам высокой степени универсальности и чем менее они углубятся в ненужную регламентацию второстепенных моментов, тем эффективнее и проще будет исполнение такого типового положения. А соответственно, тем меньше исков и жалоб грозит подведомственному заказчику.

Положение о закупке - основной документ любого заказчика, который обязан руководствоваться законом 223-ФЗ. От того, насколько тщательно оно будет продумано, зависит очень многое. Ведь в отличие от закона 44-ФЗ, четко регламентирующего все процедуры, 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки . Все, что внутри, заказчик должен определить для себя сам и закрепить в Положении о закупке. Сегодня расскажем об общих принципах составления этого документа и новшествах, которые вступили в силу в 2018 году.

Основная информация

Утвердить и вовремя опубликовать Положение о закупке в интересах самого заказчика. Ведь если этого не сделать, право осуществлять закупки по закону 223-ФЗ будет утрачено . В этом случае ему до конца года придется руководствоваться более строгим законом 44-ФЗ.

Положение утверждается органом, который осуществляет руководство заказчиком, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Учредителем бюджетного учреждения;
  2. Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании;
  3. Руководителем ГУП или МУП;
  4. Наблюдательным советом автономного учреждения;
  5. Общим собранием участников ООО;
  6. Советом директоров либо Наблюдательным советом акционерного общества.

В течение 15 дней после утверждения Положение о закупке размещается в ЕИС. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения размещают Положение до наступления года, в котором собираются применять закон 223-ФЗ. Отметим, что переутверждать Положение ежегодно не требуется.

Если не разместить Положение о закупке вовремя, для должностного лица последует ответственность на основании статьи 7.32.3 КоАП.

Что должно содержаться в Положении

Составляя Положение о закупке, нужно руководствоваться следующим принципом: о но должно стать максимально полезным инструментом для специалистов заказчика . В идеале, в этом документе они должны найти ответ на любой свой вопрос. Чем тщательнее подойти к его составлению, тем эффективнее будут проводиться закупки.

  1. Понятия, термины и сокращения, которые используются в документе.
  2. Область применения документа. То есть правоотношения, которые он регулирует, а также те, которые под него не попадают.
  3. Описание порядка планирования закупок.
  4. Последовательность подготовки закупочной процедуры, требования к документам.
  5. Порядок, в котором будет заключаться и исполняться договор.
  6. Порядок формирования отчетности.
  7. Требования к описанию предмета закупки.
  8. Расчет и обоснование цены договора.
  9. Требования, которые будут предъявляться к поставщикам.
  10. Перечень способов осуществления закупки с описанием условий и порядка применения каждой процедуры, а также принципы их выбора.
  11. Порядок, в соответствии с которым будут оцениваться заявки.
  12. Положение о конфликте интересов.
  13. Механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков.

Не беда, если сразу не удастся составить идеальное Положение, ведь в него в любое время можно внести коррективы . Главное - вовремя опубликовать изменения. Это нужно сделать в течение 15 дней после их утверждения. При этом публикуется новая редакция Положения и перечень изменений, которые были в него внесены.

Изменения в 2018 году

С начала текущего года , связанных с Положением о закупке. Учредители, собственники заказчиков по 223-ФЗ, а также иные уполномоченные органы должны разработать Типовые положения о закупках . Кроме того, им необходимо утвердить списки подведомственных учреждений и организаций, которые должны при разработке собственного Положения руководствоваться типовым документом.

В Типовом положении должны присутствовать разделы, регулирующие:

  • порядок подготовки и проведения закупки;
  • способы, которыми будут определяться исполнители;
  • особенности участия ;
  • сроки заключения договоров.

Еще одно изменение внесено в отношении дочерних организаций государственных компаний - они могут присоединиться к Положению головной организации . Такая практика существовала и раньше, но теперь это закреплено в законе.

Как разместить Положение в ЕИС

Положение размещается в личном кабинете заказчика в ЕИС. Порядок действий таков:

  1. Войти в раздел «Реестр положении о закупках » и нажать кнопку «Создать положение о закупке »:
  2. В следующем окне нужно выбрать «Размещение собственного положения »:
  3. Заполнить форму, ведя основные сведения:
  4. Загрузить файл с Положением в разделе «Документы ».
  5. Если заказчик обязан применять Типовое положение - заполнить дополнительные вкладки.
  6. Отметить способы определения поставщика, которые будут применяться:
  7. Завершить правку и разместить Положение.

Заказчики, которые присоединяются к положению о закупке головной организации, предпринимают другой порядок действий.

Мы являемся бюджетной организацией. Узнали, что денежные средства от предпринимательской деятельности мы можем осваивать через торги по положению, которое должны самостоятельно разработать. Где можно скачать образец положения о закупках?

  • Вопрос: №291 от: 2013-11-04.

По смыслу статьи 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, руководствуясь положениями вышеуказанного закона.

Если бюджетным учреждением принято в единой информационной системе (в настоящее время сайт http://zakupki.gov.ru), данное учреждение вправе осуществлять закупки по ст. 15 Закона 44-ФЗ:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

28 декабря 2014 года был принят Закон 396-ФЗ, который внес изменения в законодательство, связанное с осуществлением закупок.

В силу ч. 25 ст. 112 Закона 44-ФЗ до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В изменениях (Закон 396-ФЗ) указано кто утверждает принятое положение о закупках .

В силу п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона 223-ФЗ Положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Таким образом, денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") для большинства бюджетных учреждений, а для научных и образовательных учреждений от грантов (п. 1 ч. 2 ст. 15 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок...") можно осваивать, осуществляя закупки самостоятельно (своей комиссией) по правилам принятого положения, которое необходимо принять, утвердить и опубликовать на сайте до 01 апреля 2014 года.

Необходимо помнить, что при принятии своего положения о закупках бюджетным учреждением, планы графики заполняются и опубликовываются отдельно по 44-ФЗ и 223-ФЗ, т.е. создаются два отдельных план-графика.

Жирным курсивом выделил изменения в Положении.

P.S.: пример разработанного положения подходит для применения другими субъектами, которые подпадают под действие ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.




Top