Рассказы о спасателях для детей. Спасатель мчс. Информирование о едином телефоне спасения

Татьяна мартынова
Конспект познавательного занятия. «Спасатель МЧС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко» . Воспитатель : Мартынова Т. И., Г. Приморско – Ахтарск. 2012 год.

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы. «Спасатель » .

Цель : закрепить знания детей о профессии спасателя ; активизировать словарь на эту тему; способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель , развивать творческие способности детей; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Предварительная работа : беседа на тему «Профессия спасатель » ; беседа «Безопасность дома» ; разучивание стихотворения «Мы – пожарные» ; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Спасатель » ; дидактическая игра «Позови на помощь» ;конструирование «Пожарная машина» ;рисование «На службе» ; просмотр презентации «Спасатели – 01 » .

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации, карточки, значки «Юный спасатель » .

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» .

Воспитатель : «Ищут пожарные, ищет милиция.

Ищут фотографы в нашей столице…

Ищут давно, но не могут найти

Парня, какого – то лет двадцати…»

Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники теперь уже полиции?

Дети : Человека, который спас ребенка .

Воспитатель : Правильно, человека, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия – спасать людей . Как называются люди этой профессии?

Дети : Спасатели .

Воспитатель : Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети : Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый.

Воспитатель : А какого человека не возьмут в спасатели ?

Дети : Трусливого, слабого, ленивого, злого.

Воспитатель : А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем ?

Дети : Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя .

Воспитатель : Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель . А вы ребята, хотели бы познакомиться с человеком , который приходит на помощь, когда случается беда?

Дети : Да!

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с человеком , который работает спасателем , он пришел к нам, это дядя Богдана, Владимир Викторович.

Владимир Викторович : Здравствуйте, ребята.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Владимир Викторович, детям хочется узнать как можно больше о вашей профессии, и они приготовили для вас много интересующих их вопросов, а сейчас они вам расскажут стихи о вашей службе.

1 –й ребенок.

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС .

Его отряд из самых

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

2 –й ребенок.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

На их счету есть сотни,

Спасенных человек .

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

3 – й ребенок.

Мой друг - спасатель . Этим словом,

Не просто так зовут людей,

От бед спасти кого угодно ,

Он может даже средь морей.

Не испугать его стихией,

Лавиной снежной, иль огнем,

Прикрыть друзей от туч ненастья,

Готов всегда своим плечом!

Тебе сказать хочу спасибо ,

И пожелать от нас от всех :

В семье делам и на работе,

Чтобы сопутствовал успех!

Воспитатель : А теперь, ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю.

4 –й ребенок. Владимир Викторович, как вы стали спасателем ?

Владимир Викторович : Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем учился в школе, потом – в Ивановском институте противопожарной службы.

5 –й ребенок. А почему вы в такой одежде? Почему у вас погоны, звездочки?

Владимир Викторович : Спасатели – люди военные , у нас специальная форма. Количество звездочек на погонах означает офицерское звание. Я – капитан.

6 –й ребенок. Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

Владимир Викторович : При необходимости помощи людям, спасатели всегда помогут , ведь мы всегда на посту. На пожар мы выезжаем на специально оснащенной машине ярко – красногоцвета

Владимир Викторович : Когда такие машины мчатся по улицам, все другие машины, заслышав громкий сигнал сирены, уступают им дорогу.

7 –й ребенок : А какую одежду надевают спасатели при тушении пожаров ?

Владимир Викторович : При тушении пожаров спасатели носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах сапоги. Ведь спасатель должен идти в огонь . Если в горящем помещении много дыма, он надевает противогаз с кислородным баллоном.

8 –й ребенок : Чем спасатели тушат пламя ?

Владимир Викторович : Заливают водой из специальных шлангов их называют рукавами.

Воспитатель : Спасибо за интересный рассказ. Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе «Юный спасатель » .

Воспитатель : Ребята, а вы хотели бы стать помощниками спасателей ?

Дети : Конечно, хотели бы.

Воспитатель : Для этого вам необходимо выполнить задания. Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись» . Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя , хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструменты.

Воспитатель : Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя» . Внимание : Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно» , если этого делать нельзя, сказать «нельзя» .

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Дети : Да!

Воспитатель : Играть со спичками и зажигалками?

Дети : Нет!

Воспитатель : Съедобный грибок – положить в кузовок?

Дети : Да!

Воспитатель : Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Дети : Нет!

Воспитатель : открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Дети : Нет!

Воспитатель : Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Дети : Нет!

Воспитатель : Закрывать рот при кашле?

Дети : Да!

Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей .

Повторяйте за мной движения и слова.

Физкультминутка «Кошкин дом» .

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево

Загорелся кошкин дом. - поворот головы вправо и влево

Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

Идет дым столбом. - потягивания - руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

Бежит курица с ведром - бег на месте

Заливать кошкин дом. – бег на месте

А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

А собачка – с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем

Раз! Раз! - дети машут руками

Раз! Раз! - дети машут руками

И огонь погас. – руки вниз.

Воспитатель : Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко» .

Воспитатель : Ну-ка, дети,подскажите,

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте :

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар …

Дети : В квартире.

Воспитатель : Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил?

Дети : Утюг.

Воспитатель : Красный отблеск побежал,

Кто со спичками?

Дети : Играл.

Воспитатель : Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над?

Дети : Газом.

Воспитатель : Пламя прыгнуло в траву.

Кто из дома жег. ?

Дети : Листву.

Воспитатель : Бросил кто в огонь при этом

Незнакомые?

Дети : Предметы.

Воспитатель : Дым увидел – не зевай

И пожарных?

Дети : Вызывай.

Воспитатель : Помни каждый гражданин

Этот номер?

Дети : 01.

Воспитатель : Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется «Экстренная помощь» . Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель : Если в дверь начнут ломиться - ?

Дети показывают карточку с телефоном – 02.

Воспитатель : Правильно, звони по номеру – 02.

Если чувствуется запах газа -?

Дети : 04.

Воспитатель : Если возник пожар - ?

Дети : 01.

Воспитатель : Если у соседки сердечный приступ. ?

Дети : 03.

Воспитатель : Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

Воспитатель : Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. Много бед может случиться из –за беспечности и неосторожности. Не зря в народе говорят : «Не зная броду, не суйся в воду» .

Воспитатель : А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

Дети : Осторожность – мать безопасности.

Друзья познаются в беде .

Не всякий встречный – друг сердечный.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Воспитатель : Вот и наступила долгожданная минута. Вы справились со всеми заданиями.

Ребята, мы вместе с спасателем поздравляем вас с вступлением в ряды «Юных спасателей » и вручаем вам памятные значки «Юный спасатель » .

Дети благодарят Владимира Викторовича за интересную встречу.

Спасатель МЧС - специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерство чрезвычайных ситуаций. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Спасатель - один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.

Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.

Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.

Спасатели по призванию

В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы . Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».

Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.

Важные качества

Дисциплинорованность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость, крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

Знания и навыки

Чтобы стать спасателем, нужно пройти подготовку в оперативно-спасательной службе. Для этого достаточно среднего образования и хорошей физической формы.

  • Чтобы рассчитывать на руководящие должности, нужно окончить один из вузов системы МЧС:
  • Академия гражданской защиты МЧС России
  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Ольга Черенкова
Конспект НОД в старшей группе «Профессия спасатель»

Цель : Закрепление знаний детей о профессии спасателя .

Задачи :

1 Продолжать знакомить, расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель , о содержании работы сотрудников МЧС; с оборудованием, инструментами, необходимыми для работы спасателей ; расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

2. Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС .

3. Воспитывать уважительное отношение к труду спасателей ; воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

Предварительная работа :

Рассматривание, иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

Обыгрывание проблемных ситуаций;

Сюжетно-ролевые игры «Пожарные» , «Спасатели » ;

Чтение художественной литературы о спасателях , беседы о прочитанном;

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья » .

Материал :

Иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России .

Иллюстрации с изображением снаряжения, оборудования спасателей .

Иллюстрации с изображением транспорта специального назначения,

Телефоны, карточки с номерами телефонов специальных служб, эмблема службы спасения , бинт.

Ход образовательной деятельности

Друзья, мне очень понравилось одно стихотворение, и мне хочется вам прочитать его. Стихотворение называется «Спасатель » .

Спасатель там , где есть беда,

Придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин :

Спасать – работа для мужчин .

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!

Ребята, а кто из вас, когда вырастет, хочет быть спасателем ?

- Профессия спасатель - это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. Спасатель ежедневно занимается решением вопросов, связанных с сохранением здоровья и жизни людей, животных, окружающей среды. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций) .

В МЧС России много других профессий : врачи, водители, пожарные, альпинисты, водолазы, летчики (на магнитной доске появляются иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России ).

Ежечасно мы узнаем о стихийных бедствиях, катастрофах во время которых страдают люди. Спасатели всегда первыми приходят на помощь в любых ситуациях. Прибыв на место, они моментально оценивают обстановку, и организовывают работу так, чтобы в живых остались все люди.

Ребята, какие нужно иметь качества для человека, чтобы быть спасателем ? (ответы детей)

А какого человека не возьмут в спасатели ? (ответы детей)

Вы считаете профессию спасателя героической , мужественной?

Работа спасателя МЧС очень тяжелая , мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные , исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю.

Ребята, а как же человеку, попавшему в беду, вызвать спасателей МЧС ?

Дети : Надо позвонить.

Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними.

(чтение стихотворения сопровождается появлением на доске вида соответствующего транспорта и номера телефона)

ЕСЛИ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР.

У тебя стряслась беда?

Загорелась вдруг плита?

Время даром не теряй

И пожарных вызывай!

Телефон пожарной службы 01

Не забывай!

ЕСЛИ ТЕБЕ УГРОЖАЮТ.

Если помощь вам нужна?

Набирай скорей 02!

Полицейская служба

Днем и ночью круглый год

Службу трудную несет!

ЕСЛИ ВДРУГ ТЫ ЗАБОЛЕЛ.

Если с горки ты упал,

Ногу, руку ты сломал.

Попроси скорей людей,

Чтобы вызвали врачей!

Вмиг приедет служба "Скорой"- не реви!

Помни телефон 03!

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения (01)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас .

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

А сейчас мы вспомним порядок правильного вызова служб специального назначения при чрезвычайной ситуации.

1. Набрать необходимый номер.

2. Назвать свое имя, фамилию.

3. Указать, что именно произошло.

4. Сообщить адрес происшествия.

(Дети обыгрывают ситуации с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове спецслужб)

Друзья, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

Физкультминутка

Давайте рассмотрим снаряжение и различные приспособления, которые спасатели используют в своей работе. (Рассматривание иллюстраций)

Давайте поиграем в игру"Не ошибись". Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя , поднимите карточки, которые лежат у вас на столе. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии , ничего не делайте. Все ясно?

Торт, пила, каска, огонь, рисунок, трусость, помощь, книга, машина, сирена, вытаскивать, играть, спасать , краски, веревка, инструменты.

Вы были внимательны, и замечательно справились с этим заданием. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется : «Запрещается-разрешается» (детям называются основные правила безопасности жизнедеятельности. Если «разрешается» - то дети хлопают в ладоши, если «запрещается» - топают ногами).

Запрещается :

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается :

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Молодцы, ни разу не ошиблись. Мы с вами уже говорили, что спасателям нередко самим приходится оказывать первую медицинскую помощь. Вот сейчас мы и проверим, готовы ли вы помочь своему товарищу в трудную минуту. (Выбираются двое пострадавших, двое спасателей ) Друзья, Полина и Артём при пожаре обожгли руки, им нужно сделать перевязки. По моему сигналу вы должны взять бинт и сделать перевязку. Кто сделает это быстрее и аккуратнее – победил.

(Подведение итогов)

Я желаю вам, ребята, чтобы с вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, думающими, дисциплинированными гражданами нашей страны!

Итак, мы сегодня говорили о профессии спасателя МЧС . Что должен знать и уметь спасатель ? Какими качествами должен обладать спасатель ? Что вы еще хотели бы узнать о профессии спасателя ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Спор повара и пекаря, чья профессия нужнее и важнее» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями повара и пекаря. Задачи: Образовательные: систематизировать представления детей.

Конспект НОД «Есть такая профессия - Родину защищать» Конспект занятия- беседына тему «Есть такая профессия – Родину защищать» Задачи: 1. Расширять представления детей о российской армии. 2.

Конспект НОД по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Профессия пекарь» (совместно с родителями) Цель: формировать у детей отчетливое представление о роли труда пекаря. Вид деятельности: трудовая. Интеграция: коммуникация, безопасность,.

Конспект НОД по речевому развитию «Профессия-повар» Тема: «Профессия - повар» Программное содержание Задачи: Образовательные: -закрепить знания детей о профессии «повар»; - продолжать учить.

Конспект НОД для детей старшей группы «Профессия-пекарь» Конспект организованной - образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Профессия - пекарь» Образовательная область: Художественное.

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Героическая профессия» Цель: закрепление умения детей составлять рассказ.

Конспект занятия в средней группе «Профессия - Шахтер» Цели: познакомить с профессией шахтер. Материал и оборудование: каменный уголь, макеты подземной добычи угля, наглядно дидактический материал.

Тема: «Профессия Швея» Цель: Формировать позитивные установки у детей старшего дошкольного возраста к различным видам труда. Задачи: - Продолжать.

Цель: познакомить с профессией военнослужащего. Задачи: 1. Развивать словарный запас

Медведь в плену и изгнание духов. Невыдуманные истории из жизни спасателя Надежда Уварова

/ Надежда Уварова

Спасатель с 15-летним стажем Вячеслав Рытый рассказ АиФ.ru о трудностях работы, самых частых «клиентах» и самых странных вызовах.

27 декабря в России отмечают День спасателя. Сотрудник челябинской службы Вячеслав Рытый в профессии уже 15 лет. Обладатель трёх высших образований, спортсмен и многоборец сейчас отправляется только на непростые задания. Правда, в службу он сначала пришёл как обычный водитель, но постепенно «подрос» до начальника отряда. За годы работы он успел поплавать подо льдом, принять участие в ритуале изгнания дьявола и помешать свершиться «инопланетному контакту».

Спасти косолапого

Животные - распространённые герои звонков в спасательную службу. Снять с дерева кота, выручить застрявшую собаку - таких звонков за неделю десятки. «Такая служба - не служба, а радость, им помогать приятно, и они-то точно не виноваты, что попали в передрягу», - говорит спасатель. Однажды Рытому пришлось спасать медведя. Позвонили из челябинского зоопарка: помогите мишку достать. Оказалось, белый медведь Алтын в своём вольере пролез в толстую автомобильную шину, которую считал любимой игрушкой, а назад вылезти не мог. Животное злилось, каталось по земле, пытаясь скинуть ненавистную резину, но тщетно: толстый сальный живот не позволял колесу слететь. Работники зоопарка сами подойти к медведю побоялись, вызвали спасателей. Рытый говорит, на такой вызов сразу поехал сам. Ветеринар-зоолог приготовил раствор, чтобы временно усыпить буйного медведя. Рытый выстрелил в зверя заряженным шприцем, дальше предстояла ювелирная работа - распилить шину, не разбудив животное. Спасатель говорит, было страшно и интересно. Проверка себя на точность и аккуратность. Всё получилось. Медведь проснулся и даже, кажется, забыл, в какой передряге побывал.

Медведь Алтын застрял именно в этом колесе - своей любимой игрушке. Фото: АиФ / Надежда Уварова «Думал, труп, оказалось, куртка»

Год назад пассажирская маршрутка, следующая через плотину водохранилища в Челябинске, пробила ограждение и вылетела в воду. Тонкий лёд треснул, машина с пассажирами медленно погрузилась под лёд. Спасти ехавших на работу людей удалось двоим молодым парням - Денису Чишкову и Павлу Рогожину, своевременно выбившим стекло. Студент и рабочий одному за другим подавали руки растерянным пассажирам, помогали выйти из салона, в который заливалась вода и попадали осколки тонкого битого льда.

К счастью, пассажиры были спасены и отделались переохлаждением и испугом. Но никто не помнил точно, все ли, кто ехал в 56-м автобусе, спаслись. Поднятые по тревоге спасатели, пожарные, милиция и медики сновали по берегу, глядя на огромное отверстие во льду, в котором скрылась маршрутка.

«Конечно, никто к водолазным работам третьего декабря не готовился, - рассказывает Вячеслав. - Учебные погружения и испытания оборудования происходят летом. А тут представьте - холод, автобус ушёл под лёд. Я надел водолазный костюм ещё по дороге, в машине. Прямо в нём выбежал на берег, баллон был рассчитан на час, столько я под водой и пробыл.

Под водой предметы кажутся иными, чем на суше, какой марки маршрутка, я не знал; думал, «Газель», а в «Хёндае» задняя дверь не открывается. Я понимаю, что всё надо делать быстро, если в салоне есть кто-то из пассажиров, счёт идёт на секунды. Но тут сразу замечу: как правило, водолазы достают уже трупы - тех, кого ещё можно спасти, поднимают спасатели с поверхности».

Вячеслав помнит, как открыл, наконец, боковую дверь затонувшей маршрутки, ощупал все сиденья - никого. Подплыл к водительскому креслу, открыл дверь - что-то резко упало в руки. Рытый невольно отпрянул: когда он подъезжал к Шершням, видел водителя, который, как и пассажиры, в растерянности сидел на берегу, даже не отойдя на безопасное расстояние от полыньи. Спасатель решил, что, наверное, в машине кто-то остался. Разглядев в темноте предмет, вывалившийся из кабины, Вячеслав понял: это смытая куртка. Спасены все, можно выходить на берег.

Вячеслав не ездит на спасение кошек с деревьев, ему достаются самые сложные вызовы. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Вячеслав ездит только на особые вызовы: там, где просто захлопнулась входная дверь или человек зажал руку в батарее, спасатели вполне обойдутся без начальника. Недавно в Челябинске обрушился строящийся дом, под завалами погибла вся семья - туда Рытый прибыл в числе первых.

«Помешали изгонять духов»

А вот смешных и нелепых случаев на памяти Вячеслава больше, чем трагических. Помнит, несколько лет назад приехали на вызов соседей: с потолка ванны лила ручьями вода. Соседи сверху на стук не реагировали. Затопленные вызвали спасателей и полицию.

Начальник отряда уверен: спасатели, конечно, придут на помощь, но лучше беречь себя самим. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Так получилось, мы приехали быстрей, - рассказывает Вячеслав. - Стучимся в странную квартиру, нам открыли дверь, идём в ванную. Мы едва успели отскочить, как в проёме двери разлилась вода из двух вёдер. Полицейскому меньше повезло, он за нами следом подошёл, не успел отпрыгнуть, его какие-то дамочки «окропили». Оказалось, здесь действовала секта, это мне потом рассказал участковый. Женщины проводили «обряд изгнания духов из заблудших душ». Они обливали десятилитровыми вёдрами воды девушку в белой одежде, которая тряслась от холода и пронзительно кричала, аж соседей напугала. Пришлось спасать её душу другими способами».

На учениях. Спасатели должны уметь плавать, Вячеслав аттестован как водолаз. Фото: АиФ / Надежда Уварова

А ещё нелепей ситуацию увидели спасатели, когда прибыли на вызов к главному корпусу Южно-Уральского университета. Молодая женщина уцепилась за шпиль центрального корпуса учебного заведения и о чём-то разговаривала с небесами. Спасатели сразу поняли, что она была очень пьяна. Кое-как, проявив чудеса сноровки и акробатики, спасатели аккуратно сняли девушку с высоты. Но она постоянно говорила, что ей мешают общаться с инопланетянами, на контакт с которыми она только что вышла. И очень обиделась.

Испытания нового оборудования. Теперь камера на снаряжении водолаза фиксирует всё, что происходит в воде, изображение выводится на экран, а водолаз может разговаривать с диспетчером. Фото: АиФ / Надежда Уварова Неприятности у взрослых

Вячеслав за пятнадцать лет службы понял одно: происшествие гораздо легче предотвратить, чем потом исправлять положение. Говорит, несколько лет назад приехал на жалобу жильцов дома на непонятный запах из подвала. Выяснилось: там хранятся вещества, которые улетучиваются и могут привести даже к взрыву бытового газа. Забили тревогу, всё убрали, собственников квартир успокоили. «Вот такая рутина - тоже наша работа, - говорит спасатель, но вообще, каждый должен заботиться о себе сам, чтобы не стать «клиентом» службы 911.

Горная местность, учения. Нередко спасатели ищут заблудившихся туристов. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Нередко помощь требуется вездесущим детям, которые просовывают руки в батареи, а вытащить не могут, застревают на горках, залезают под сараи и не могут вылезти назад. Но чаще всего неприятности случаются со взрослыми - с теми, что пьёт, не зная меры.

Вячеслав всегда помогает подчинённым. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Вячеслав всегда приводит такой пример: его вызывали на карьер Изумрудный, где накануне тёплым июльским днём изрядно повеселилась молодёжь. Проснувшись и ещё не протрезвев, молодые люди засобирались на работу, а один из компании сказал: «Я сейчас нырну последний раз». Тот раз действительно оказался последним: на карьере множество знаков, предупреждающих, что купание запрещено. Алкоголь сыграл трагическую роль. Рытый говорит, тело водолазы-спасатели нашли только через пару месяцев.

Похожих историй, увы, много в праздничные дни, особенно новогодние. «Мой совет, а может, просьба ко всем: не портите праздник ни себе, ни людям, которые должны будут вас спасать, - рассуждает Вячеслав Рытый. - Лучше, чем вы сами, о вас никто не позаботится».

Цели урока:

  • Познакомить с деятельностью МЧС России.
  • Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
  • Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер и медиапроектор для показа презентации.

Ход мероприятия

1. Слайд 3.

(Учитель читает историю создания МЧС, знакомит с эмблемой.)

У: Что такое МЧС? Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Вы знаете, что такое чрезвычайная ситуация?

(Ответы учащихся)

У: Правильно. Это опасность, которая угрожает сразу многим людям, называют чрезвычайной ситуацией. Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов. Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России. Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику.

Слайд 4, 5.

У: 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. Прочитайте, какой это героический человек.

2. Слайды 6 – 10.

У: Спасатель – профессия героическая Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. Только с 1992 года в нашей стране начали готовить специалистов по профессии – спасатель. Многие из них стали героями.

(Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о героизме спасателей)

Воробьёв Юрий Леонидович

В 1991 г. стал заместителем Председателя Российского корпуса спасателей. С 1991 по 1994 гг. – первый заместитель Председателя ГКЧС России, с 1994 по 2007 гг. – первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Является одним из организаторов Российского корпуса спасателей и основателей МЧС России. Внёс большой вклад в создание и развитие системы РСЧС. Непосредственно руководил рядом сложнейших операций по ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Герой Российской Федерации (2003).

Замараев Валерий Валентинович

Заместитель начальника ПСС отряда “Центроспас” МЧС России. Возглавлял самые ответственные и сложные поисково-спасательные операции. Погиб, спасая детей в городе Беслане Северной Осетии 3 сентября 2004 года. Указом Президента Российской Федерации №1532 от 11 декабря 2004 года за мужество и отвагу, проявленные при освобождении заложников, подполковнику запаса Валерию Валентиновичу Замараеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Чернышев Евгений Николаевич

Начальник службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по г. Москве, полковник внутренней службы. Погиб 20 марта 2010 г. при исполнении служебного долга. При ликвидации пожара в здании бизнес-центра на 2-й Хуторской улице Чернышев повторно вошел в горящее здание, чтобы убедиться в отсутствии там людей и попал под обрушившуюся кровлю. Приехал в свой выходной день на личной машине через 15 минут после сообщения о пожаре. Указом Президента Российской Федерации посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации 24 марта 2010 за №343.

Легошин Владимир Данатович

Сотрудники “Центроспаса”, в том числе и В.Д.Легошин, принимали участие в боевых действиях в период Первой и Второй чеченских войн. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению. Несколько сотрудников МЧС России погибли в Чеченской Республике.
28 мая 1995 года мощное землетрясение стерло с лица Земли город Нефтегорск на Сахалине. В.Д.Легошин прибыл туда с первым самолётом МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые В.Д.Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету В.Д.Легошина.

У: Предлагаю почтить минутой молчания память всех спасателей, отдавших жизнь, спасая людей.

3. Слайды 12-21

У. Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений. Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты, которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде. МЧС России входит в пятёрку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы является сотни тысяч спасённых жизней. Сотрудники МЧС принимали участие в международной операции по оказанию помощи населению Юго-восточной Азии пострадавшему от цунами. Жители Индонезии получили помощь в Аэромобильном госпитале МЧС За десять дней он принял 729 пострадавших, в том числе 333 детей.

У: Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели – собаки.

4. Слайд 22

В наше время для спасательных работ после схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используются ньюфаундленды, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держаться на воде и понимают свое важное предназначение. Сенбернары, как мы уже говорили, специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.

Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека: подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

5. Слайды 23, 24.

У: А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей. Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

У: Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Холодным осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Кто-то из соседей услышал ее и вызвал…

Как вы думаете, кого вызвали соседи? (Спасателей)

– Действительно, спасателей – бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель – профессия особенная!

– А вам интересно, чем закончилась спасательная операция, о которой я начала рассказывать? (Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а затем и балконную. Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело)

У. Пройдет время. Вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.




Top