Санитарная статистика ее составные разделы. Санитарная медицинская статистика отрасль статистической науки. Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Санитарная статистика - это отрасль медицины, изучающая статистическими методами , здравоохранения и влияние на них социальных и других факторов. Статистические методы применяются также в научных медицинских исследованиях.

Санитарная статистика подразделяется на статистику здоровья населения и статистику здравоохранения. Санитарная статистика имеет большое значение для практики здравоохранения: статистические материалы о здоровье и медицинском обслуживании населения помогают составлению научно обоснованного прогноза состояния здоровья населения, являющегося основой для планирования и проведения государственных оздоровительных мероприятий, улучшения и дальнейшего развития дела здравоохранения.

Статистика здоровья населения включает санитарно-демографическую статистику, статистику заболеваемости и статистику . Санитарно-демографическая статистика изучает численность и возрастно-половой состав населения, смертность, прирост населения, и др.

Статистика заболеваемости определяет, как часто и чем болеет население в целом и в отдельных его территориальных, возрастно-половых, профессиональных и других группах.

Статистика физического развития содержит данные о росте, весе, окружности груди и других признаках у обследованных в различных группах населения.

Статистика здравоохранения дает характеристику сети медицинских учреждений, их кадров и деятельности. Она включает сведения о численности учреждений: по их типам (больницы, и т. д.), мощности (количество коек, кабинетов, оборудования и пр.); выявляет уровень обеспеченности населения врачами, средним медперсоналом, койками и др., а также освещает объем и эффективность проделанной работы.

Наряду с количественными показателями деятельности учреждений статистика здравоохранения дает характеристику качественных показателей - качества диагностики и лечения. Статистика применяется также в научных исследованиях: она помогает определить эффективность тех или иных новых средств диагностики, лечения, профилактики; правильно собрать, обобщить и проанализировать данные в различного рода опытах. Каждая статистическая работа складывается в основном из трех этапов: 1) статистического наблюдения, 2) группировки и сводки собранных материалов, 3) преобразования сводки и анализа. В практической работе медицинских учреждений эти три этапа представляют собой соответственно: 1) учет, 2) отчет, 3) объяснительную записку или конъюнктурный обзор.

Для успешного осуществления первого этапа необходимо обеспечить полноту, правильность и своевременность сбора данных. Полнота заключается в охвате регистрацией всех намеченных программой единиц наблюдения и учитываемых признаков
их (например, название болезни, и возраст больного и т. п.). Правильность данных определяется соответствием их действительности и четким пониманием установленных терминов. Так, например, случаем заболевания с временной нетрудоспособностью считается заболевание, закончившееся выпиской на работу или другим исходом; продолжение листка нетрудоспособности не считается законченным случаем.

Задача второго этапа - отчета - заключается в распределении полученных первичных документов на группы по определенным признакам и в последующем подсчете единиц наблюдения в этих группах. Группировка материалов должна определяться целью исследования, строиться на основе качественной однородности единиц наблюдения внутри групп, обеспечивать всестороннее освещение исследуемого вопроса. Например, если речь идет о группировке материалов при изучении заболеваемости с временной нетрудоспособностью, листки нетрудоспособности группируются по цехам (производствам), внутри групп - по роду болезни, полу, возрасту и т. д.

Подсчитанные по группам числа единиц наблюдения вносятся затем в статистические таблицы. Таблицы бывают по своему построению трех видов: 1) простые, в которых исследуемые объекты рассматриваются только по одному какому-либо признаку, например больные - по возрасту; 2) групповые, в которых изучаемые контингенты, распределенные на группы, характеризуются несколькими различными признаками без их сочетания (см. таблицу); 3) комбинационные, в которых исследуемое явление рассматривается в сочетании различных признаков. Так, например, группу болевших рабочих распределяют по формам болезни, внутри этих форм - по полу, внутри пола - по возрасту и т. д.

Второй этап статистического исследования завершается подготовкой полученных сводных данных к анализу путем вычисления статистических показателей, которые делятся на абсолютные и относительные. К относительным числам принадлежат следующие. 1. Относительные числа распределения (или экстенсивные). С их помощью определяется доля («удельный вес») той или иной части в составе всей исследуемой совокупности, например процент болевших гриппом в общем числе больных. Эти относительные величины вычисляются по формуле:
число единиц в данной части х100 / общее число единиц по всей совокупности
2. Относительные числа частоты (или интенсивные). Они измеряют частоту какого-либо явления в данной среде, например число болевших гриппом на 100 рабочих (служащих и др.). Вычисление в общем виде производится по формуле:
число единиц в исследуемом явлении х100 (1000, 10 000 и т. д.) / число единиц в данной среде.

К статистическим показателям относятся также средние числа (которые могут быть как абсолютными, так и относительными), например средняя длительность пребывания больного на койке и т. п. Средние показатели должны вычисляться по отношению к качественно однородным явлениям. Например, средние сроки лечения имеют значение, если они вычислены по отношению к определенной болезни.

Третий этап статистического исследования - анализ полученных показателей - состоит в истолковании полученных данных, выявлении обусловивших их причин, в сравнении величины их с плановыми нормативами, с предыдущими периодами, с показателями, достигнутыми передовыми медицинскими учреждениями, и т. д.

В обеспечении хорошей постановки статистической работы медицинского учреждения, отделения, кабинета, лаборатории большая роль принадлежит среднему медперсоналу. В статистических исследованиях лаборант, фельдшер, сестра являются ближайшими помощниками врача; им приходится производить выкопировку необходимых данных из медицинских документов (историй болезни, листков нетрудоспособности и др.). Средний медработник должен хорошо владеть медицинской терминологией. В тех случаях, когда ему поручается опрос обследуемых, он обязан четко записывать получаемые ответы. Для последующей группировки собранных материалов средний медперсонал выполняет ответственную функцию их шифровки, т. е. внесения условных обозначений тех или иных признаков: цифровых (например, указывать номер болезни, установленный по международной классификации и номенклатуре болезней), буквенных (например, обозначать возраст до 19 лет - буквой А, от 20 до 29 - буквой Б и т. д.). Далее он производит подсчет данных по группам и вносит их в статистические таблицы. Подсчет данных и вычисление показателей производятся с помощью вычислительной аппаратуры. Большие по объему статистические материалы обрабатываются на машиносчетных станциях. Среднему медработнику, занимающемуся этой работой, приходится выполнять диаграммы и другие графические изображения.

См. также Документация медицинская, Отчетность медицинская.

Распределение травм по локализации и степени тяжести (числа условные)

Статистика - самостоятельная общественная наука. Она изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает та или иная отрасль статистики, она получает специальное название: - демографическая статистика,

Экономическая статистика,

Промышленная статистика,

Сельскохозяйственная статистика,

Статистика торговли,

Статистика культуры и др.

Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит названиемедицинской или санитарной статистики.

Медицинская статистика рассматривает человека, как социальное существо, а все явления социальной жизни, как социально обусловленные. Нет таких процессов в организме человека, которые не подвергались бы воздействию социальной среды. Особенно наглядно зависимость от социальной среды выявляется при рассмотрении биологических процессов (болезнь, смерть).

Санитарная статистика делится на два раздела:

1. Статистика здоровья (количественная характеристика состояния здоровья различных групп населения в зависимости от комплекса социально-биологических факторов);

2. Статистика здравоохранения (состояние сети кадров, оценка деятельности учреждений здравоохранения, мероприятий по охране здоровья населения).

Основными задачами медицинской статистики являются:

1. Выявление особенностей состояния здоровья населения с использованием демографических данных, данных о заболеваемости, физическом развитии и инвалидности, а также факторах, их определяющих;

2. Изучение данных о сети, структуре, кадрах и деятельности лечебно-профилактических учреждений.

3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения и повышение эффективности работы медицинских учреждений.

4. Оценка клинических, гигиенических и лабораторных данных, а также материалов научных исследований.

Статистическая методология строится на основе выработанных в процессе практики и научно обобщенных принципов, правил и приемов.

Важнейшим методом статистики является статистическое исследование.

Статистическое исследование - это процесс изучения общественных явлений на основе статистических методик.Предметом статистического исследования в области здравоохранения могут быть деятельность медицинских учреждений, вопросы кадров, санитарно-гигиенические условия труда, быта, заболеваемость, рождаемость, смертность, физическое развитие населения, результаты лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.

В статистическом исследовании выделяют ряд последовательных этапов.Этапы статистического исследования :

1. План статистического наблюдения.

2. Наблюдение.

3. Сводка.

4. Анализ.

1 Этап. “План статистического наблюдения”.

Первый этап представляет собой подготовительную работу: составление заранее продуманного четкого плана и программы исследования.

1. Установление цели и задач исследования, т.е. формулировка теоретических положений и обоснование необходимости данного исследования.

2. Определение объекта наблюдения. Объект наблюдения - кто или что подлежит исследованию, как правило это определенные контингенты лиц. Объектом наблюдения могут быть люди, предметы, явления, события и т. п.

3. Определение объема наблюдения.

4. Установление единицы наблюдения. Единица наблюдения - составная часть статистической совокупности, подлежащая отдельной регистрации. Единицей наблюдения может быть больной, умерший, здоровый, семья. Единица наблюдения должна отражать особенность изучаемого объекта.

5. Определение субъекта наблюдения, т. е. какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будет проводиться исследование.

6. Установление места и времени наблюдения.

7. Определение источников получения материалов. чаще всего ими являются первичные учетные медицинские документы – статистический талон, карта выбывшего из стационара и др.

8. Определение формы практической реализации результатов исследования.

Можно сказать, что план должен ответить на вопросы: кем, что, когда и как будет изучаться.

Медицинская статистика - это наука, которая изучает количественную составляющую мас-совых явлений и процессов в обществе в неразрывной связи с их качественными характеристиками в определенных условиях места и времени. Данная универсальная наука охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Медицинская или по-другому санитарная статистика занимается изучением количественной стороны явлений, а кроме того, процессов, которые связаны со сферой здравоохранения и гигиены. Подробнее о медицинской статистике, а также о ее задачах пойдет речь далее.

Разделы медицинской статистики

Медицинская статистика - это наука, в которой выделяют три следующих раздела:

  • Статистика, связанная со здоровьем населения. Этот раздел занимается изучением состояния здоровья всего населения в целом. Также он затрагивает его отдельные группы. Сведения, как правило, собираются посредством проведения статистических анализов, а кроме того, сбора данных о составе и общей численности населения. При этом строго учитывается воспроизводство населения, а также его естественное движение наряду с физическим развитием, распространенностью различных болезней, продолжительностью жиз-ни и так далее. Оценку показателей здоровья населения проводят, сопоставляя данные с общепринятым оценочным уровнем. В частности в динамике наблюдаются сведения, которые получаются по различным регионам.
  • Это медицинская статистика в области здравоохранения. Раздел занимается решением вопросов по сбору, обработ-ке и анализу информации обо всех учреждениях здравоохранения. При этом учитываются такие параметры, как размещение данных организаций, их оснащение, деятельность и кадры. В отношении кадров собирают информацию об общей численности врачей, а кроме того, о среднем и младшем медицинском персонале, а также о распределе-нии лиц, согласно их непосредственным специальностям и длительности стажа работы. В отношении кадров также собираются сведения о прохождении переподготовки и так далее. В рамках проведения анализа деятельности лечебно-профилактических организаций выполняется сопоставление полученной информации с нормативны-ми уровнями.
  • Клиническая статистика в медицине является разделом, который следит за использованием методик в рамках обработки экспериментальных, а кроме того, лабораторных результатов исследований. Такая статистика дает возможность с количественной точ-ки зрения оценивать достоверность полученных результатов проведенного исследования. Благодаря ей удается ре-шать и ряд других задач, к примеру, речь идет об определении объемов необходимого количества наблюдений во время выборочных исследований, формировании экспериментальной и контрольной группы, об изучении наличия корреляционных и регрессионных взаимосвязей, а также об устранении качественной неоднородности групп и так далее.

Медицинская статистика и ее задачи

Медицинская статистика - это раздел науки, который преследует ряд определенных задач, среди которых необходимо называть следующие:

  • Изучение состояния здоровья всего населения в целом.
  • Осуществление анализа критерия количественной характеристики здоровья в обществе.
  • Установление связи между показателями и разными фак-торами социальной и природной среды.
  • Оценивание влияния фак-торов природной и общественной среды на уровень здоровья населения. Какие еще задачи медицинской статистики известны?
  • Изучение вопросов материальной и технической базы в системе здравоохранения.
  • Проведение анализа деятельности лечебно-профилактических организаций.
  • Оценивание медицинской и социальной, а кроме того, экономической эффективности, которая достигается в рамках лечебных, противоэпидемических и профилактических мероприятий.
  • Применение статистических методик при выполнении клинических, а кроме того, экспериментальных медицинских и биологических исследований.

Методика социальной диагности-ки

Статистику в медицине считают методикой социальной диагности-ки, так как она дает возможность предоставить оценку общего состояния здоровья всего насе-ления в стране или в регионе. На этой основе разрабатываются меры, которые направ-ляются на улучшение здоровья общества. Наиболее важным принципом медицинской статистики выступает ее применение для изу-чения не единичных, а именно массовых явлений. Благодаря этому удается выявить общие закономерности таких явлений. Данные закономерности можно наблюдать, как правило, при изучении общей статистической совокупности.

Статистика как ведущий метод в медицине

Медицина остро нуждается в проведении статистических исследований. Благодаря таким исследованиям удается управлению здравоохранения добиваться следующих результатов:

  • Происходит количественное измерение показателей здоровья населения.
  • Устанавливаются показатели деятельности медицинских организаций.
  • Определяется сила влияния тех или иных факторов на здоровье населения.
  • Определяется эффективность проведения лечения.
  • Устанавливается эффективность осуществления оздоровительных мероприятий.
  • Происходит оценивание динамики показателей здоровья, благодаря чему удается их прогнозировать.
  • Получаются необходимые сведения, которые требуются для разработки норм, а кроме того, нормативов здравоохранения.

Объективные законы действительности

Непосредственно санитарная статистика предполагает следующие объективные законы действительности:

  • Закономерность больших чисел. Подобные закономерности наиболее четко могут проявляться при большом количестве всевозможных наблюдений.
  • Теория вероятности. Данная теория лежит в основании выборочных методик исследования. Суть заключается в создании одинаковых условий для того, чтобы материал был отобран и изучен.

Чем еще занимается эта отраслевая статистика?

Уровни оценки состояния здоровья населения

Выделяют следующие уровни оценивания здоровья в рамках медицинско-социальных исследований:

  • Индивидуальный. В данном случае речь идет непосредственно о состоянии здоровья отдельно взятого человека.
  • Групповой. Этот уровень предполагает исследование общей картины здоровья в социальных и этнических группах.
  • Региональный. Данный уровень предоставляет сведения о здоровье на площади административных территорий.
  • Общественный. Этот уровень является глобальным и занимается изучением популяции. Управление здравоохранения крайне заинтересовано в этом.

задачи науки

Наука в сфере общественного здоровья преследует следующие цели:

  • Изучение и наблюдение влияния медицинских, а также социальных факторов, наряду с условиями и образом жизни, на здоровье различных категорий населения.
  • Составление научно обоснованных рекомендаций в целях предупреждения и устранения неблагоприятных медицинских и социальных условий. А кроме того, факторов и оздоровительных мероприятий для общего усовершенствования уровня здоровья населения.

Для чего еще нужна медико-санитарная статистика?

  • Составление рекомендаций для практических органов и организаций в сфере здравоохранения в рамках нормативно-кадрового обеспечения, планирования и прогнозирования деятельности отдельно взятых специалистов и учреждений. Помимо этого, рекомендации составляются в отношении организаций медицинской помощи, а кроме того, санитарного и эпидемического благополучия. Параллельно анализируются основы организационных и экономических форм медицинского страхования наряду с менеджментом, маркетингом и моделированием клинических услуг для населения.
  • В бюро медицинской статистики производится оценивание критериев общественного здоровья наряду с качеством предоставления медицинской помощи и ее оптимизацией.

Виды медицинско-социальных исследований

Приемы проведения в области статистики предполагают использование следующих методов сбора информации:

  • Исторический метод.
  • Динамическое наблюдение.
  • Санитарно-статистический прием. Данный метод исследования является основным.
  • Выполнение медицинско-социологического анализа.
  • Сбор экспертных оценок.
  • Проведение системного анализа.
  • Осуществление организационных экспериментов.
  • Использование планово-нормативной методики.

Предмет и объект медицинско-социальных исследований

Предметом медицинской статистики являются:

  • Изучение общественного здоровья (состояние здоровья определенной территории, факторы риска вредного производства и др.).
  • Научно-исследовательская работа (проведение научных исследований, написание научных работ, организация научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и др.).
  • Изучение деятельности учреждений здравоохранения (качество работы территориальной поликлиники, эффективность деятельности диспансера, оборот коек стационара и др.).
  • Работа над методикой проведения медико-статистических исследований.

Непосредственно объектами медицинско-социальных исследований выступают:

  • Население административных территорий. В данном случае речь идет о пациентах, которые страдают определенной нозологией.
  • Отдельные организации. В этом случае подразумеваются всевозможные поликлиники наряду со стационарами, диагностическими центрами, специализированными службами, промышленными предприятиями, учреждениями здравоохранения и тому подобное.
  • Органы в системе здравоохранения, например, различные министерства наряду с агентствами, комитетами, отделами, секторами и так далее.
  • Объекты окружающей среды. Под такими объектами имеются в виду водоемы наряду с участками растительных насаждений, сельскохозяйственными владениями и тому подобное.
  • Общие, а кроме того, специфические факторы, влияющие на риск появления различных заболеваний. К таким факторам относят экологическое неблагополучие наряду с вредным производством, механическими, химическими и физическими предпосылками.

Статистика – это наука, изучающая количественную сторону мас­совых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественными особенностями в конкретных условиях места и времени. Это универсальная наука, охватывающая все отрасли человеческой деятельности.

Медицинская (санитарная) статистика – Изу­чает количественную сторону явлений и процессов, связанных с ме­дициной, гигиеной и здравоохранением.

Биометрия – это наука о применении математических мето­дов для изучения живых организмов.

Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1. Статистика здоровья населения – изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статис­тического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жиз­ни и т. д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.

2. Статистика здравоохранения – решает вопросы сбора, обработ­ки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределе­нии их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т. д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учрежде­ний осуществляется сопоставление полученных данных с нормативны­ми уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.

3. Клиническая статистика – это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точ­ки зрения оценить достоверность результатов исследования и ре­шить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать эксперимен­тальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными фак­торами природной и социальной среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3) изучение материальноТехнической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Медицинская статистика является методом социальной диагности­ки, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья насе­ления страны, региона и на этой основе разработать меры, направ­ленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изу­чения Не отдельных, единичных, а массовых явлений , с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика – ведущий метод, т. к.:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:

1. закон больших чисел – закономерности, присущие явлению, наиболее четко проявляются при большом числе наблюдений

2. теория вероятности – в основе выборочных методов исследования; суть: создание одинаковых условий быть отобранным и изученным.

Организация статистики в РБ.

1. Министерство статистики и анализа (появилась в 1994 г.)

2. В областях – областные управления статистики и анализа облисполкомов.

3. В районах – отделы статистики и анализа в городах или инспекторы.

Организация санитарной статистики в РБ:

1. Министерство ЗО координирует всю работу, в нем есть управление МС, информационых технологий и делопроизводства, а в этом управлении – сектор статистики (4 человека).

Задачи: разработка учетных и отчетных документов; совершенствование системы показателей, характеристик здоровья и работы учреждений; руководство учетом и отчетностью в масштабе отрасли; публикация материалов по ЗО; организация специальных статистических исследований.

2. В области: областное управление ЗО облисполкома имеет информационно-методический отдел на базе областной больницы.

3. В районах: кабинет статистики и учета.

Каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики.

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, позволяющая методом обобщающих показателей изучить закономерности этих явлений, важнейших процессов в экономической, социальной жизни общества, в его здоровье, в системе организации медицинской помощи населению.

Санитарная статистика в то же время представляет одну из отраслей статистики как науку о количественных изменениях в развитии общества, экономики, а именно медицины, здравоохранения.

В здравоохранении статистические методы исследования используют для:

1) изучения здоровья населения и факторов его определяющих;

2) анализа, оценки и планирования медицинской помощи;

3) специальных научных исследований.

Таким образом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:

Общетеоретические и методические основы статистики;

Статистика здоровья населения;

Статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает показатели общественного здоровья и факторы, влияющие на них.

Статистика здравоохранения изучает сеть и «кадры» здравоохранения, показатели их деятельности.

Санитарно-статистическое исследование, его этапы

Основным понятием статистики является статистическое исследование. Санитарно-статистическим исследованием называется такое исследование, которое имеет целью изучение какого-либо вопроса санитарной статистики.

Каждое санитарно-статистическое исследование состоит из 5 основных этапов:

I этап. Организационно-подготовительный этап или составление программы и плана статистического исследования.

II этап. Сбор статистического материала.

III этап. Разработка статистического материала.

IV этап. Анализ полученных данных, выводы и предложения.

V этап. Литературное оформление, графическое изображение и внедрение результатов исследований в практику.

§ выбор темы исследования;

§ постановка цели и задач исследования;

§ формулировка гипотезы;

§ определение научной новизны и научно-практической значимости;

§ изучение истории проблемы;

§ проведение информационного и патентного поиска;

§ составление плана и программы исследования.

Тема исследования – это лаконичное, конкретное название, дающее общее целостное представление.

Цель исследования определяется на основании глубокого знания изучаемого вопроса (после изучения литературных данных и на основании собственного опыта). Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения. Целью санитарно-статистического исследования может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения для обоснования конкретных управленческих решений. Она должна быть сформулирована четко и быть ясной не только автору, но и другим специалистам.

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели. Обычно число задач может быть от трех до пяти.

Пример. Цель исследования: Разработка мер профилактики и борьбы с курением у студентов-медиков. Задачи исследования: Изучение распространенности никотинизма среди студентов-медиков в начале и в конце обучения в вузе. Изучение причин и возраста начала курения.

Гипотезы – это обоснованное предположение о результатах исследования.

Научная новизна характеризует то, что впервые предлагается авторами исследования и ранее не было изучено.

Научно-практическая значимость имеет теоретический и прикладной аспекты, включает медицинскую, социальную и экономическую направленность.

История проблемы – это изучение развития теоретических знаний и практической деятельности по исследованию темы проблемы (трудноразрешимой задачи).

Информационный поиск – изучение тематических опубликованных материалов (до 10 лет). Могут ли результаты исследования «претендовать» на получение охранного авторского права (патента) для внедрения в клинический процесс определяет патентный поиск .

План санитарно-статистического исследования – это порядок его проведения. Программа санитарно-статистического исследования – это перечень вопросов, подлежащих изучению.

1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

4. Определение вида исследования.

5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала - ручная, машинная и т.д.)

Объект статистического исследования – статистическая совокупность (явлений, предметов, лиц), о которых будут собираться сведения: население, студенты определенного института, госпитализированные больные в определенную больницу и т.п.

Статистической совокупностью называют специальным образом сформированную группу, состоящую из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах пространства и времени, реально существующую и обладающую определенными групповыми свойствами.

Групповые свойства статистической совокупности:

¨ характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);

¨ средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);

¨ разнообразие признака (характеризует сигма);

¨ репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);

¨ взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Для характеристики объекта исследования необходимо определить объем исследования, т.е. число наблюдений, включенных в исследование. В зависимости от цели исследования число наблюдений в нем будет различным. Например, в клинико-статистических исследованиях объем обычно составляет 120-150 наблюдений, в санитарно-статистических – он исчисляется десятками тысяч. По величине совокупности единиц наблюдения последняя может быть двух видов: генеральная и выборочная. Соответственно этому имеется 2 метода исследования – сплошное и не сплошное исследование.

Сплошное исследование – это регистрация всех возможных единиц наблюдения. Для такого исследования характерно собирание массового, большого объема при относительно ограниченном числе учетных признаков.

Сплошное наблюдение – это регистрация всех явлений, составляющих генеральную совокупность. При сплошном исследовании изучаются все единицы объекта исследования. Например: производственные травмы, профессиональные отравления, численность больниц.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных единиц, которые могут быть к ней отнесены. По численности она может быть большой, приближенной к бесконечности (численность больных на всем земном шаре), либо быть ограниченной (численность работающих на Н-ском заводе в течение определенного года).

Формирование генеральной совокупности может осуществляться по комплексу признаков, то есть с применением метода направленного отбора (например, изучение заболеваемости ИБС у мужчин предпенсионного возраста, проживающих в г. Гродно, в течение трех лет). Один из видов направленного сплошного отбора – кагортный метод. Кагортой называется статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных элементов, объединенных сроком наступления определенного события (признака) и прослеженного в один и тот же интервал времени. Например, изучение детности в первое пятилетие брака.

Возможен направленный сплошной отбор по нескольким признакам (с определением границ генеральной совокупности): изучение детности в первое пятилетие брака у молодых супругов (до 25 лет), проживающих на территории г. Гродно, вступивших в первый брак в течение 2004 года.

Не сплошное или выборочное исследование предполагает изучение части генеральной совокупности для характеристики ее, как целого. Отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность должен производиться определенным образом. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом.Поскольку на основании анализа выборочной совокупности необходимо получить полное представление о закономерностях всей генеральной совокупности, к выборке предъявляется два требования :

Достаточность (по численности, по объему);

Репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например, доказано, что для изучения общей заболеваемости населения по его обращаемости за медицинской помощью достаточно изучить заболеваемость у 20-30 тысяч населения. Значит, если мы хотим изучить заболеваемость в г. N с числом жителей 240 тысяч, нет необходимости изучать ее сплошным методом у всего населения, достаточно взять восьмую-десятую часть этого населения. Однако будет неправильно, если мы для исследования возьмем, например всех детей и молодое население в количестве 30 тысяч. Необходимо так отобрать выборочную совокупность, чтобы распределение в ней населения по полу, возрасту, условиям жизни, социальному составу и т.д. было таким же, как во всем населении г. N, иными словами, выборка должна отражать все основные свойства генеральной совокупности.

Различают следующие несплошные исследования:

1. Монографическое исследование применяется для изучения какого-либо одного объекта, когда из множества объектов выбирается один и исследуется тщательно, глубоко, с максимальной полнотой, с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Проводится оно и перед основным исследованием с целью разработки программ, изучения организационных вопросов. Часто такое исследование проводится в динамике. Например: а) образцовый санитарно-гигиенический режим школы; б) проведение эксперимента по раннему выявлению и ликвидации туберкулеза на примере одной области.

2. Метод основного массива (несовершенный сплошной) применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается основная их часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, при изучении оптимальных сроков искусственного прерывания беременности взято специализированное абортное отделение (хотя единичные случаи прерывания беременности проводятся и в других гинекологических отделениях).

Недостатком указанных методов является отсутствие возможности широкого распространения результатов исследования.

3. К несплошным относятся исследования , проведенные на выборочных совокупностях различными методами. Выборочные исследования в медицине и здравоохранении получают все больше распространение, позволяют провести углубленный анализ с меньшей затратой сил, средств, времени. Выборочные исследования применяются при проведении пробных, поисковых работ. Результаты его могут быть распространены на всю генеральную совокупность.

Способы отбора выборочных совокупностей:

· Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.

· Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.

· Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.

· Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).

· Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочная совокупность подбирается так, чтобы среднее значение признака в выборочной и генеральной совокупности совпадали. Либо – формирование выборки проводится путем последовательного отбора единиц наблюдения с одинаковыми несколькими наиболее важными признаками. При таком подходе устраняется влияние «сильных» и хорошо изученных факторов, и внимание исследователя сосредотачивается на изучении влияния профессии на мертворождаемость берем женщин одной возрастной группы с одинаковым порядком номером родов, одинаковым их диспансерным наблюдением и т.д., но имеющих разные профессии (а следовательно и различные профессиональные вредности).

· Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).

· Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.

· Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Виды санитарно-статистического исследования:

1) текущее (постоянное);

2) единовременное (одномоментное).

Текущее наблюдение – это наблюдение, когда регистрация каждого случая проводится постоянно, по мере его возникновения за определенный период времени. Например, каждый случай рождения ребенка в течение года, каждое обращение в лечебно-профилактическое учреждение за год.

Единовременное наблюдение – такое, когда изучаемые явления фиксируются на какой-то определенный момент времени (дату, день недели, час и даже минуты). Классическим параметром такого исследования является перепись населения. Другие примеры: состав коечного фонда стационаров (на начало года), изучение физического развития у детей определенного возраста и пола (по данным за определенный год).

Программа санитарно-статистического исследования включает:

1) выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

2) определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

3) обеспечение статистическим бланком;

4) определение группировки и составление макетов таблиц.

Все признаки, характеризующие статистическую совокупность, делятся на объединяющие и разъединяющие. Объединяющие признаки или признаки сходства служат основанием для объединения в совокупность. Разъединяющие признаки или признаки различия служат предметом анализа совокупности.

Каждый первичный элемент объекта исследования, составляющий статистическую совокупность и наделенный признаками сходства, называется единицей наблюдения, единицей статистической совокупности (счетной единицей). Например: Статистической совокупностью может быть группа лиц, родившихся в данном году в данном населенном пункте. Объединяющие признаки: единый возраст (все входящие в группу – новорожденные), единое время (все родились в данном году), единая территория (все родились в данном населенном пункте). Разъединяющие признаки: пол ребенка, его доношенность, состояние здоровья, возраст матери и др. Каждая единица наблюдения характеризуется рядом присущих ей признаков (свойств). Признаки, по которым различают элементы статистической совокупности, подлежащие учету в данном исследовании, называются учетными признаками.

Учетные признаки могут быть:

1. а) факторными, причинными;

б) результативными, зависящими от факторных.

Факторы – это те свойства, влияние, воздействие или разнообразие которых так или иначе отражается на разнообразии результативного признака. В зависимости от цели исследования один и тот же признак может быть и факторным, и результативным. Например: При изучении эффективности метода лечения длительность госпитального лечения является результативным признаком (то есть зависящим от применяемого метода лечения). При изучении необходимого числа коек для лечения больных, длительность госпитального лечения является факторным признаком: чем больше длительность лечения, тем больше требуется коек.

2. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б) атрибутивные – выражены словом (пол, место жительства, диагноз и т.п.)

Статистические бланки могут быть двух видов:

1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализация статистических документов (выкопировочных карт, карт выборки, опросного листа, анкеты, статистического бланка) – необходимое условие разработки материала на компьютерной технике, использования перфокарт с краевой перфорацией для ручной разработки материала (типа К-3, К-4, К-5). Формализованная статистическая карта включает систему «вопрос-ответ-шифр (код)», рациональное, компактивное расположение признаков. Она позволяет осуществить одновременно регистрацию, группировку, кодирование уже на стадии получения первичной информации. Пример: статистическая карта выбывшего из стационара, форма № 066-у; врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

Группировка – это распределение собранного материала по характеру или величине признака на качественно однородные группы.

Виды группировок:

1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировка должна выделить существенные свойства изучаемого явления, вскрыть его особенности, его типичность. Основные правила группировки:

1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования. Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых. Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Таблица - это сводка материала. Макет таблицы - это таблица без внесенных цифровых данных. Составление таблиц – творческий процесс, требующий выделения причинно-следственных связей, основанный на глубоком знании изучаемого вопроса, умении логически мыслить и понимания законов статистики. Любая таблица по содержанию должна представлять мысль, отраженную в названии таблицы и выраженную в цифрах. Цифровые данные вносятся в таблицы на третьем этапе статистического исследования.

Требования, предъявляемые к статистическим таблицам :

1. Таблица должна иметь четкое и краткое название, определяющее ее содержание.

2. В таблице различают статистическое подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - основной учетный признак, подлежащий изучению. Статистическое сказуемое – признак, характеризующий подлежащее. Сказуемое дополняет подлежащее, позволяет дать более глубокую и полную характеристику изучаемой совокупности. Подлежащее обычно пишется по вертикали, а цифровые данные заполняются по горизонтали. Сказуемое, как правило, пишется по горизонтали в верхней строке таблицы, цифровые данные заполняются в вертикальных столбцах.

3. Таблица должна иметь, где это возможно, итог (как по горизонтали, так и по вертикали), т.е. по строкам и столбцам.

4. Таблица не должна быть громоздкой, то есть содержать не более трех учетных признаков. Необходимо учитывать, что каждый признак делится еще на группы, число которых зависит от цели исследования и может исчисляться даже десятками. Например, при разработке причин младенческой смертности Всемирная Организация Здравоохранения предлагает такие группировки по возрасту: до 24 часов; 1, 2, 3, 4, 5, 6 дней; 7-13 дней; 14-20 дней; 21-27 дней; 28 дней до 2-х месяцев; 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев, т.е. всего 21 группу.

5. В заполненной таблице не должно быть пустых мест. Если данный вопрос не изучался и данные нельзя проставить, пишется «нет сведений» или «неизвестно». Если же при изучении явления в данную группу не попала ни одна единица наблюдения, то ставится «0» или «-» (прочерк).

Виды статистических таблиц:

1) простые;

2) сложные (групповые и комбинационные);

Простой называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее, позволяющая получить сводку и анализ материала только по одному признаку.

Сложной называется таблица, имеющая одно статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, позволяющая получить сводку и анализ материала по нескольким признакам, характеризующих основной.

Групповой называется таблица, имеющая одно подлежащее и несколько, не связанных между собой статистических сказуемых. Групповая таблица позволяет получить сводку и анализировать материал по двум и более признакам. В групповой таблице основной признак сочетается поочередно со всеми остальными, то есть подлежащее каждый раз сочетается только с одним сказуемым.

Комбинационная таблица - это сводка материала по трем и более взаимосвязанным признакам. Она позволяет наиболее глубоко анализировать материал. Комбинационная таблица может содержать одно или несколько взаимосвязанных подлежащих, каждое из которых еще взаимосвязано со сказуемым (одним или нескольким), причем сказуемые между собой также взаимосвязаны. При этом рекомендуется сочетание 2-3 сказуемых, чтобы комбинационные таблицы были не громоздкими.

Примеры макетов таблиц: простой (табл. 1), групповой (табл. 2), комбинированная (табл. 3).

Таблица 1. Возрастная структура младенческой смертности в г. Гродно в 2004г.

Таблица 2. Причины младенческой смертности в зависимости от возраста и




Top