Обеспечение исполнения договора по 44 фз. Размер исполнения контракта. Нормативное регулирование ОИК

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - № 44-ФЗ). В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается. Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней. Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону. Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней. Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок. Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»). Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%. Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации. Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса - 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей. Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей. Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше - как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней). В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной. Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации. Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими. Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта. Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики. У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

В статье будет рассмотрен термин, который часто употребляется при проведении закупок, - обеспечение исполнения контракта. Рассмотрим основные вопросы, которые возникают у заказчиков или поставщиков, принимающих участие в торгах. Какие нюансы следует знать при внесении данных залоговых средств?

Обеспечение исполнения контракта, или сокращенно ОИК, - это некий залог, который должен предоставить поставщик товара, работы или услуги, являющийся неким гарантом, что контракт будет исполнен добросовестно, все обязательства по нему будут выполнены в указанные сроки.

Обеспечение исполнения контракта и заявки: в чем разница?

Законом №44-ФЗ установлено обязательное требование к обеспечению заявки только на аукционы и конкурсы. Это значит, что на другие способы закупок - запрос предложений или котировку - залог на заявку не предусмотрен.

Чтобы подать заявку на торги в электронном аукционе, нужно иметь на лицевом счете в торговой площадке необходимый размер залога. Сумма обеспечения устанавливается от 0,5 % до 5 процентов, в зависимости от требований заказчика. Если же проводится закрытый аукцион или конкурс, можно предоставить банковскую гарантию.

В свою очередь, обеспечение исполнения контракта уже вносится поставщиком, с которым, по итогам закупок, было принято решение заключить контракт. Поэтому этапы здесь различны.

Нормативное регулирование ОИК

Этот вид залога регламентируется федеральным законом в сфере закупок № 44 от 5 апреля 2013 года. Так, обеспечение исполнения контракта установлено в статье 96 данного закона, а обеспечение заявки - в статье 44.

Согласно пункту 1 данной статьи 96, заказчик обязан предъявлять требования по ОИК - если закупка идет закрытым способом. Это требование должно быть прописано в самом извещении о проведении закупки, проекте договора, документации закупки, а также в приглашении принять участие, которое направляется поставщикам - участникам предстоящей закупки.

Однако в части 2 статьи указано, что заказчик в некоторых случаях, например, когда стоимость контракта не более 500 тысяч рублей, при запросе котировок или предложений, может использовать данное требование или нет.

Как внести залог по контракту?

Способы обеспечения исполнения контракта после проведения итогов по закупке могут быть следующие:

  1. Предоставить банковскую гарантию. Этот документ предоставляется банковскими учреждениями, которые уполномочены их выдавать - их перечень установлен статьей 176.1 Кодекса по налогам. Эти гарантии должны быть безотзывными, а также срок их действия обязан превышать срок действия договора (контракта) не меньше чем на один месяц.
  2. Внесение депозитных денежных средства на счет заказчика. Депозит отправляется на расчетный счет и возвращается поставщику, когда истекает срок исполнения контракта.

Таким образом, договор заключается только с участником торгов, который отправил ОИК. Если оно не предоставлено, то этот участник не может быть допущен к закупке и считается уклонившимся от заключения контракта - будь то аукцион, конкурс или иной способ закупки.

Что выбрать в качестве обеспечения контракта?

Использовать депозит или банковскую гарантию на обеспечение исполнения контракта - выбирать поставщикам, как им будет удобно. Конечно, внести залог в виде денежных средств до завершения контракта кажется более простым методом, не требующим особых затрат. Однако зачастую контракт может длиться не один год, средства поставщика услуг и товаров оказываются замороженными и выходят из оборота. Для больших предприятий это может быть не слишком заметно, однако, например, малому бизнесу могут понадобиться свободные денежные средства в обороте - для закупки материалов, заработной платы, внесения залогов по другим торгам и т.д.

Поэтому многие предпочитают предъявлять банковскую гарантию по обеспечению исполнения контракта. Это документ, согласно которому гарант в виде банка выплатит компенсацию Заказчику (бенефициар) - государственному или муниципальному органу, если Поставщик (принципал) не выполнит условий по договору. Здесь важно выбрать надежное банковское учреждение - благодаря высокому спросу на данную услугу, на рынке много "серых" банков с низкой легитимностью. Оптимальный вариант - приобрести банковскую гарантию на электронной площадке через соответствующий финансовый сервис.

Размер ОИК

К обеспечению исполнения контракта заказчиком предъявляются требования в соответствии с начальной максимальной ценой контракта:

  • если первоначально стоимость контракта (договора) меньше 50 миллионов рублей, то обеспечение - от 5 до 30 % от начальной или максимальной цены:
  • если стоимость контракта больше 50 миллионов, размер ОИК - от 10 до 30 %.

Если в ходе проведения торгов стоимость контракта была снижена более чем на четверть от изначальной стоимости (на 25 %), то залог предоставляется с учетом антидемпинговых мер, то есть превышающим в 1,5 раза, но не меньше размера аванса.

Особенности применения залоговых денежных средств

Если поставщик конкретного товара, какой-либо услуги или работ решает принять участие в торгах, ему нужно учесть следующее: возврат обеспечения исполнения контракта в полной мере осуществляется только после исполнения обязательств, взятых в результате закупки. Ведь контракты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

Для заказчиков, организующих закупку, ОИК является не только гарантией, что договор будет заключен на основании своевременного и полного выполнения обязательств. Залог также и служит неким фильтром, который позволит отсеивать на этапе рассмотрения заявок мелких и неквалифицированных поставщиков.

Пример для поставщиков

Для примера рассмотрим закупку по выполнению строительных работ.

Заказчик - некое предприятие - объявляет закупку на строительство многоэтажного здания и устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта, чтобы оно было не меньше 30 процентов. Срок выполнения работ - 4 года, сумма контракта - 20 миллионов. Получается, потенциальным участникам необходимо перечислить ОИК в размере не менее шести миллионов.

Иными словами, у поставщика должен быть солидный запас финансов, с помощью которых он сможет закупить качественные материалы, технику и в указанный срок завершить все строительные работы. При этом ему придется отложить крупный залог на следующие четыре года. А оплата по выполненной работе будет перечислена только после полного исполнения обязательств - в данном примере, если здание будет построено.

Таким образом, участниками закупок следует принять во внимание этот нюанс при мониторинге закупок, а конкретно - в отношении вычисления их прибыльности.

Когда не нужно предоставлять обеспечение?

Существует несколько обстоятельств, когда ОИК не требуется:

  • Если контракт заключается с участником казенного типа учреждения. К казенному относят государственное или муниципальное предприятие, которое оказывает некие услуги, выполняет работы или иные функции для обеспечения установленных законом полномочий и финансируется за счет средств бюджета.
  • Если предмет закупки - оказание услуги по предоставлению заемных средств - кредита.
  • Если бюджетное учреждение заключает контракт на предмет выдачи банковской гарантии.

Кроме того, как указано законом, обеспечение исполнения контракта может не требоваться, если имеется возможность выполнять работы без каких-либо залоговых денежных средств. К таким отдельным случаям относят заключение контракта на поставку товара или оказание мелкой услуги в размере менее ста тысяч рублей. А также ОИК может не назначаться при приобретении предмета культурного, художественного или исторического значения.

ОИК для естественных монополий и оборонной промышленности

Также можно не требовать обеспечения исполнения контракта от естественных монополистов или предприятий, производящих военную технику и оборудование, у которых нет эквивалентов среди поставщиков России. И еще несколько примеров, когда заказчики не требуют обеспечения, это:

  • при защите интересов России в международных судах и организациях;
  • закупки по обеспечению проведения переговоров с участием официальных должностных лиц зарубежных стран;
  • закупки на проведение мероприятий с участием высших должностных лиц России, когда заказчиками являются предприятия по государственной охране.

Таким образом, перечень по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ достаточно широк. Полный список исключений, когда ОИК не требуется при заключении контракта, остается на усмотрение организаторов торгов, содержится в законе по регулированию закупок 44-ФЗ.

Обеспечение контракта, установленное правительством России

Выше были перечислены случаи, когда залог может не взиматься в соответствии с законом о закупках. Также исключение обязательного предоставления ОИК может быть установлено правительством. Например, в 2015-2016 гг. постановлениями № 199 и № 182, изданными правительством России, было установлено, что заказчик может сам регламентировать, необходимо ли обеспечение исполнения контракта в условиях:


Где указать требование к ОИК?

Следует отметить, что перечисленные выше примеры используются для покрытия государственных и муниципальных нужд. Эти требования должны быть прописаны в проекте контракта, а также указаны в извещении о проведении закупки.

Если закупка требует обязательного обеспечения, то в документации должны быть прописаны условия возврата залоговых средств: в какие сроки, какой будет размер предоставляемого обеспечения и порядок возврата.

Выводы по статье

Итак, рассмотрев вопрос по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ, можно заключить, что в процессе закупочных процедур этот вид залога не всегда является обязательным. Перечень, когда залоговые средства не взимаются, указан в законе по закупкам, а также иных нормативных документах, которые устанавливаются правительством России.

Если требование к ОИК устанавливается, то оно должно отражаться в извещении о торгах, в приглашениях к участию и в самом проекте контракта. Существует несколько способов внести обеспечение - это депозит или банковская гарантия. Какой вид залога выбрать, решает Поставщик. Например, для небольшой компании гарантия от банка будет более приемлемой, так как им могут понадобиться средства в обороте. Получить эти гарантии можно сразу через электронные площадки для торгов, таких как "РТС-тендер", "Сбербанк-АСТ", "Росэлторг" и другие. А более крупные компании могут использовать и депозит. Следует иметь в виду, что залог не возвращается до тех пор, пока контракт не будет исполнен.

В этой статье расскажем, как считается размер финансового обеспечения заявки и исполнения контракта по 44-ФЗ при проведении электронного аукциона, а также об изменения с 2019 года. Сервисы расчета обеспечения контракта и заявки помогут вам в работе.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчики обязаны требовать обеспечение исполнения контракта при любой закрытой закупке. Иногда такое условие - это право, а не обязанность госзаказчика. Например, если проводится запрос котировок с НМЦК до полумиллиона или не предусмотрен авансовый платеж.

Размер обеспечения может составлять от 5% до 30% от НМЦК. Если она больше 50 млн руб., то - от 10% до 30%. При этом если условиями контракта предусмотрен аванс больше 30% от цены, сумма должна быть равна сумме аванса.

Установить верный размер обеспечения исполнения контракта поможет онлайн калькулятор Укажите размер НМЦК и аванса, сервис предложит допустимый размер обеспечения в процентах и пересчитает сумму в рубли.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ

В законодательстве содержатся противоречивые данные, поэтому некоторые заказчики путаются. В 44-ФЗ говорится, что обязанность требовать обеспечения заявки возникает, когда НМЦК 5 млн руб. и выше. Однако в постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 установлен другой показатель - 1 млн руб. Согласно разъяснениям Минфина, следует ориентироваться на второй показатель. Однако за этим следует другая проблема: в 44-ФЗ не определен размер обеспечения заявки при НМЦК до 5 млн руб.

Как быть в этом случае, Минфин объяснил в письме от 23.05.2018 г. № 24-02-05/34911. Ведомство отметило, что при НМЦК от 1 млн руб. до 5 млн руб. следует устанавливать размер обеспечения в тех же пределах, которые утверждены для контрактов с НМЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. Итак:

  • при НМЦК до 20 млн руб. размер обеспечения должен быть в границах от 0,5% до 1% НМЦК;
  • при начальной цене от 20 млн руб. - в пределах от 0,5% до 5% НМЦК.

С 1 июля в ваших контрактах должны появиться новые условия обеспечения. Мы разобрали на примерах, как прописать особые условия, как понизить обеспечение после выполнения этапа контракта, как заменить вид обеспечения и можно ли теперь удержать неустойку из обеспечения.

Из статьи вы узнаете:
☆ Как теперь обеспечивают заявки
☆ Как правильно рассчитать новое обеспечение. Примеры
☆ Можно ли удержать неустойку из обеспечения

Кстати, и при цене до 1 млн руб. заказчикам не воспрещается требовать от участников обеспечение их заявок. Подробнее этот вопрос разберем в примерах из административной практики в конце статьи.

Обратите внимание, что банковские гарантии по-прежнему не принимают в электронных процедурах. Их можно будет использовать уже с июля 2019 года.

Административная практика

В качестве примера из практики рассмотрим Решение Магаданского УФАС России по делу №04-30/159-2018 от 12.11.2018. Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области проводило аукцион на закупку офисной бумаги. НМЦК составила 100 830 руб. Заказчик установил размер обеспечения 1008,30 руб. (1% от начальной цены). Это не понравилось одному из участников. Он пожаловался в ФАС.

Участник ссылался на последние изменения в Закон 44-ФЗ, в соответствии с которыми заказчик якобы может требовать обеспечение при НМЦК более 1 млн руб., а в случае с этим электронным аукционом размер обеспечения заявки должен быть равен 0. Комиссия Магаданского УФАС России этот довод отвергла на основании письма Министерства финансов России от 02.10.2018 № 24-06-08/70718. В документе говорится, что 44-ФЗ не запрещает заказчикам требовать обеспечение заявки в случае, если начальная цена контракта не превышает 1 млн руб. Смысл новых требований в другом:

Госзаказчик «ЦХиСО УМВД России по Новгородской области» проводил электронный аукцион на закупку услуг по уборке служебных и производственных помещений. НМЦК составила 1 518 310,52 руб. По закону, заказчик обязан был установить обеспечение в пределах от 7591,55 руб. 0,5% НМЦК) до 15183,11 руб. (1% от НМЦК).

В извещении было указано, что участники должны предоставить в качестве обеспечения заявки 15 183,11 руб. При этом в документации содержалась другая информация. В ней говорилось:

«Размер обеспечения заявок на участие в аукционе составляет один процент максимальной цены контракта - 15 183 (пятнадцать тысяч сто восемьдесят три) рубля 10 копеек ».

В акте внеплановой камеральной проверки № 053/06/64-53/2019 Новгородского УФАС России от 11.03.2019 г. заказчика признали нарушившим п. 7 ст. 42 и ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Однако нужно помнить, что перед подписанием придется внести обеспечение исполнения контракта (ОИК). Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (ст. 96) заказчик обязан требовать при любой закупке. Имеются исключения:

  • Если исполнитель имеет статус казенного учреждения, такое требование не выставляется.
  • Закупки, относящиеся к оборонной сфере, обычно регламентируются законом 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», при этом данный закон будет иметь приоритет.
  • Если закупки осуществляются у единственного исполнителя и предусмотрены пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.

Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК.

Статья 96. обеспечение исполнения контракта

Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице: Стоимость контракта Размер обеспечения Не более 50 млн. рублей 5% - 30%, но не менее суммы аванса Более 50 млн. рублей 10% - 30%, но не менее суммы аванса В результате торгов стоимость сниженане менее чем на 25% 1,5 х ОИК (сумму указанную в контракте), но не менее суммы аванса Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей.


Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей. Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 3.

О сроке предоставления обеспечения исполнения контракта

Важно

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов. Исключение составляют только некоторые виды контрактов, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика. Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт (ч.


3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В качестве исполнения контракта участник может:
  • внести денежные средства на счет заказчика;
  • предоставить банковскую гарантию.

Контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Проверить предоставленное обеспечение необходимо до подписания контракта заказчиком (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Обеспечение контракта по 44-фз: условия

Тем, кто на постоянной основе имеет дело с обеспечением муниципальных или государственных нужд посредством закупки товаров, услуг или работ, приходится основывать свою деятельность на конкретной части законодательства, а именно 44 ФЗ. Эта часть федерального законодательства посвящена условиям и принципам исполнения контракта. Суть закона Если внимательно изучить действующий закон, то можно будет узнать несколько актуальных критериев, согласно которым регулируется такой процесс, как обеспечение контракта.

Первое требование, которое необходимо выполнить — это оформление банковской гарантии. Получить ее можно в финансовом институте, являющемся частью перечня банков, обладающих соответствующими полномочиями. Возможны исключения, но о них есть смысл думать только в случае сотрудничества с гособоронзаказом.
Также стоит разобраться с тем, что из себя представляет гарантия.

Обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Что касается банковской гарантии, то здесь есть один нюанс — ее длительность в обязательном порядке превышает сроки действия официального соглашения сторон на один месяц и более. Условия обеспечения контракта включают четкое определение сроков данной процедуры, в том числе и возврата гарантийной суммы. Если обратиться к законодательству, то можно обнаружить, что в нем не содержится строгих требований на этот счет.

Как следствие, многие заказчики сами определяют промежуток времени, на протяжении которого они обязаны будут сделать возврат средств, заблокированных для обеспечения контракта. При этом данный срок в обязательном порядке необходимо отобразить в договоре. Когда от гарантии можно отказаться Помимо возврата гарантийных средств, есть еще возможность изначально отказа от такой услуги, как обеспечение контракта.

ФЗ, то нетрудно будет найти требование о возвращении денежных средств, выполняющих роль обеспечения заявки участника закупки, после окончательного выбора по итогам конкурса. Возвратить эту сумму нужно в срок, не превышающий 5 рабочих дней. Если же речь идет об электронном аукционе, то для данной процедуры отводится один день.
Как могут выглядеть гарантии обеспечения исполнения контракта Есть несколько видов исполнения договора, которые предусматривает действующее законодательство. Итак, вот несколько актуальных способов, посредством которых может быть обеспечено исполнение контракта: — Банковская гарантия, которая соответствует требованиям, изложенным в ст. 45 Закона о контрактной системе. Это означает, что банк, предлагающий выдачу гарантии, должен состоять в списке Минфина. Также услуга гарантии может иметь только безотзывную форму. — Денежный залог.

Срок предоставления обеспечения исполнения контракта 44 ap

Контрактом может быть предусмотрена возможность использования денежных средств из суммы обеспечения (если избрано обеспечение в виде денежного залога), например, на погашение неустойки, вызванной пропуском сроков исполнения обязательств по контракту. Срок возврата обеспечения Согласно часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, условие о сроках возврата заказчиком обеспечения, должно содержаться в контракте. Закон не предусматривает жестких требований к сроку возврата обеспечения, в связи, с чем многие заказчики ошибочно полагают, что к срокам возврата обеспечения можно применить положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в которой устанавливается срок предоставления банковской гарантии.

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других - только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011 .
  • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
  • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
  • У единственного поставщика

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826 ; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

    Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

    Среди них:

    1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации ; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
    2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
    4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) - применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
    5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).


    
    Top