Трудовое право рф находится в. Что гарантируют работникам и работодателям трудовые права? О выполняемых трудовых функциях

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Вопрос 13. Понятие трудового права.

Трудовое право - одна из ведущих отраслей права Российской Федерации. Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. При этом под трудовыми отношениями законодатель понимает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. С точки зрения трудового права трудовые отношения - это отношения между наемным работником и работодателем, заключившими между собой трудовой договор. Действие трудового законодательства распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. При этом его целями являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей

Трудовое право -это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основные права и обязанности работника и работодателя закреплены в ст. 21 и 22 ТК РФ. В частности, работник имеет право на:

Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

Рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы и т. д.

В то же время работник обязан:

Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством.

Работодатель имеет право:

Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством;


Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

Поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

Требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством.

В то же время работодатель обязан:

Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

Обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

Обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

Выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством и т. д.

В любом случае необходимой предпосылкой участия в трудовом правоотношении является трудовая правосубъектность, включающая в себя трудовую правоспособность и трудовую дееспособность. Трудовая правоспособность - это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обязанности, а трудовая дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять трудовые права, приобретать и осуществлять трудовые обязанности.

Как уже говорилось, одним из основных институтов трудового права является институт занятости и трудоустройства. Значение данного института обусловлено тем, что вопросы занятости и трудоустройства - и прежде всего проблема безработицы -являются актуальными (в большей или меньшей степени) практически для всех государств современности.

Рост безработицы ведет к недоиспользованию трудового потенциала страны, снижению доходов населения, усилению социальной напряженности. Массовая безработица может привести к серьезным социальным взрывам и политическим потрясениям.

Поэтому любое государство в целях обеспечения социальной и политической стабильности стремится поддерживать полную занятость населения и предусматривает меры поддержки граждан, временно являющихся безработными.

В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости и трудоустройства является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»

Свою политику в сфере занятости и трудоустройства государство осуществляет посредством системы специальных органов - государственных органов занятости населения. В эту систему входят Федеральная служба занятости населения, соответствующие органы субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости на местах (в городах и районах) -центры занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

Анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);

Информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Регистрация безработных граждан;

Назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;

Ряд других функций, возложенных на них законодательством.

При этом все услуги, оказываемые государственными органами занятости гражданам по трудоустройству, являются бесплатными.

Для осуществления своих функций государственные органы занятости наделены определенными правами. В частности, они вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность

граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятель-

ности рассматриваются как формы занятости.

В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а

также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;

Занимающиеся предпринимательской деятельностью;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

Являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и

других, включая обучение по направлению службы занятости населения;

Временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);

Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества -общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Однако следует иметь в виду, что незанятый гражданин и безработный - это, с точки зрения закона, не одно и тоже.

Безработным в соответствии с трудовым законодательством признается гражданин, если он:

Трудоспособен (при этом трудоспособными признаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном по-

рядке инвалидами III или II степени ограничения способности к труду);

Не имеет работы и заработка (дохода);

Зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;

Ищет работу и готов приступить к ней;

Не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;

Представил в орган службы занятости все необходимые документы - паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих про-

фессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня представления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным.

При этом считается, что гражданин является безработным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необходимых документов.

Одним из конституционных прав является право каждого гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, что проявляется в выборе рода деятельности и профессии, с соблюдением предусмотренного государством механизма реализации такого выбора (ст. 37 Конституции РФ). Отношения, связанные с реализацией данного права, регулируются отдельной отраслью российского права - трудовым правом.

Согласно ТК РФ трудовым законодательством регулируются как трудовые, так и непосредственно связанные с ними отношения (создание профессионального союза работников, обработка персональных данных работников и пр.). Труд как процесс целенаправленного воздействия на предметы внешнего мира лежит в основе любой человеческой деятельности (производственной, управленческой, культурной, научной и т.п.).

С трудом связаны различные общественные отношения, но не все они относятся к предмету трудового права. Так, к предмету трудового права не относятся отношения, возникающие из договора подряда, хотя они и связаны с выполнением подрядчиком определенной работы. Под действие норм трудового права не подпадает труд садовода, изобретателя, любой творческий труд, если он совершается вне общественной кооперации труда, не подвергается правовой регламентации и не относится к сфере трудового права, хотя по поводу результатов данной деятельности могут возникнуть правовые отношения. Тот же труд, производимый в порядке служебного задания, порождает отношения по его применению в коллективе и становится предметом трудового права.

Перечень общественных отношений, являющихся предметом трудового права, можно выявить с помощью задач, решение которых возложено на нормы трудового законодательства.

Основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:

  • o по организации труда и управлению трудом;
  • o трудоустройству у данного работодателя;
  • o профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • o социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • o участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
  • o материальной ответственности работодателей и работ-пиков в сфере труда;
  • o государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • o разрешению трудовых споров;
  • o обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий их труда, а также защита прав и интересов работников и работодателей.

Большую роль в регулировании применения норм трудового права на практике играют отраслевые правовые принципы.

Принципы трудового права составляют его основные идеи, призванные закрепить устойчивые связи норм права с другими факторами общественного развития и определить основную направленность правового регулирования в сфере трудовых отношений. К ним относятся:

  • o свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Данный принцип полностью дублирует содержание указанной ранее конституционной нормы, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ;
  • o запрещение принудительного труда и какой-либо дискриминации в сфере труда. Дискриминация в сфере труда присутствует повсеместно: женщине на собеседовании обязательно задается вопрос о семейном положении: если она молода и не замужем, то ее могут не принять на работу из-за опасений работодателя се приоритета личной жизни перед трудовой деятельностью; если молода и только что вступила в брак или намеревается это сделать, значит скоро уйдет в декрет; если уже имеет детей, но в возрасте до шести-семи лет, значит часто будет брать больничные для того, чтобы сидеть с ребенком. Мужчине могут отказать в приеме на работу в связи с отсутствием семьи, национальностью, возрастом, по причине несоответствия физических параметров выбранной специальности и пр. Конечно, работодатель никогда не объявит истинную причину отказа;
  • o защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Желающие трудиться граждане, не имеющие возможности реализовать свои профессиональные навыки, вправе обратиться в государственные органы за содействием трудоустройству, выплатой пособия на жизнь и получением новой более востребованной специальности;
  • o обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • o равенство прав и возможностей работников. Этот принцип подразумевает как общее равенство в правах всех работников на территории России (право на достойный размер оплаты труда, на отдых, на защиту трудовых прав), так и равенство в правах работников одной отрасли экономики или одного предприятия (пользоваться имуществом работодателя для выполнения трудовых обязанностей, вступить в профсоюз);
  • o обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплат справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). На момент подготовки настоящего учебника МРОТ составлял 4611 руб. в месяц;
  • o обеспечение права работников и работодателей па объединение своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности");
  • o обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • o установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
  • o обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и др.

Законодательный комплекс, содержащий нормы трудового права, весьма объемен и включает в себя нормативные правовые акты всех уровней, существующих в Российской Федерации. Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем до недавнего времени ТК РФ хотя и упоминал "трудовое законодательство" (ст. 5 ТК РФ), но не раскрывал содержания указанной категории.

Основным источником трудового права является ТК РФ, который состоит из общей и особенной части. Этот нормативный акт устанавливает пределы и способы правового регулирования основных институтов трудового права: социального партнерства; трудового договора; приема и увольнения работника; профессиональной подготовки и переподготовки работника; рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда; нормирования труда; трудового распорядка и трудовой дисциплины; ответственности за нарушение норм трудового законодательства; материальной ответственности сторон по трудовому договору; охраны труда.

Кроме того, ТК РФ содержит общие положения о действие трудовых норм во времени и пространстве, о применении трудовых норм, об исчислении сроков в трудовом праве, закрепляет основные начала и принципы правового регулирования в трудовом праве, определяет границы трудовых отношений и т.д.

Нормы права, регулирующие трудовые отношения, но не вошедшие в состав ТК РФ, содержатся и в иных федеральных законах: ГК РФ; КоАП РФ; Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральном законе от 21.07.1997 X" 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральном законе от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и др.

Регулирование трудовых отношений осуществляется также посредством нормативных правовых актов:

  • o Указов Президента РФ (Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указ Президента РФ от 30.09.2004 № 1258 "Вопросы денежного довольствия военнослужащих");
  • o постановлений Правительства РФ (постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда");
  • o нормативных актов иных органов исполнительной власти;
  • o законов субъектов РФ;
  • o правовых актов органов местного самоуправления;
  • o международных норм.

Важным источником правового регулирования, согласно ст. 5 ТК РФ, являются локальные нормативные акты организаций, предприятий и учреждений. Это могут быть коллективные договоры, правила внутреннего распорядка, штатные расписания, кодексы профессиональной этики работников и иные документы, при составлении которых администрация работодателя должна исходить из общих начал трудового законодательства и специальных норм, регулирующих трудовые отношения.

Участниками трудовых правоотношений - субъектами трудового права являются работник и работодатель. Работник - лицо, достигшее возраста 16 лет, физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. В случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иными специальными законами, работником может стать лицо, не достигшее 16-летнсго возраста. Определение одного из ключевых понятий в трудовом праве "работник" удачно отражает правовое положение данной категории лиц, которое зависит не от факта подписания трудового договора, а от факта начала работы, выполнения трудовой функции в интересах работодателя.

Работодателем, в соответствии с ТК РФ, может быть физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Таким образом, стороной по трудовом договору, подписанному директором организации, также как и в гражданско-правовом договоре, выступает само юридическое лицо, а не его руководитель. Права и обязанности работодателя в таких трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законодательством и учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Физическое лицо может стать работодателем только при наличии у него гражданской дееспособности в полном объеме.

Существуют основания разделения субъективного состава трудовых правоотношений на два уровня. К первому из них относятся работник и работодатель, а ко второму - работники организаций, профсоюзные и иные органы, представляющие права и интересы работников. Профсоюзы создаются гражданами России с целью защиты их социально-трудовых прав. Эти образования вправе: представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников; содействовать занятости; вести коллективные переговоры, заключать соглашения, коллективные договоры и осуществлять контроль за их выполнением; принимать участие в урегулировании коллективных трудовых споров и др.

Трудовое право является отдельной правовой отраслью, состоящей из систематизированных норм, имеющих влияние в области трудовых и иных отношений между работником и нанимателем в период исполнения первым своих обязанностей.

Источник трудового права на территории России – Трудовой кодекс. Из трудового элемента системы прав выделяются отдельные правовые блоки. Среди них – нормативы относительно особенностей найма, предполагающего исполнение только публичных функций, и нормативы, касающиеся социального обеспечения.

К трудовому праву относится обеспечение защиты интересов граждан при сотрудничестве с предприятиями. Защита распространяется и на коллективные, и на личные интересы работников.

Предмет трудового элемента правовой системы – общественные отношения, возникающие при производственном труде.

Можно определить два направления этих отношений:

  • трудовые взаимоотношения работодателя с работником в результате использования труда второго лица первым;
  • отношения, касающиеся содействия трудоустройства и занятости у конкретного работодателя.

Трудовое право имеет ряд целей:

  1. обеспечение наиболее благоприятных трудовых условий, предупреждение безработицы;
  2. гарантирование прав труда и свободы граждан;
  3. защита интересов работодателей и работников.

Метод права – комплекс мер, применяемых для эффективного регулирования отношений труда, защиты прав и интересов исполнителей, пути решения коллективных споров. Метод трудового права можно охарактеризовать комплексностью. Она включает в себя использование автономного и договорного регулирований, императивное влияние, участие самих работников в регулировании трудовых отношений.

Трудовая и гражданская правовые системы в некотором смысле связаны между собой. Их объединяет то, что обе они несут функцию регулирования отношений договорного порядка. Гражданская правовая система имеет дело с имущественными договорами, а трудовая – с трудовыми контрактами.

Трудовое право имеет влияние на всех граждан, работающих согласно трудовому договору вне зависимости от его организационной формы и способа заключения – устного или письменного. Главный критерий принадлежности работника к категории объектов трудового права – выполнение им трудовых обязанностей.

Результатом действенности трудового права является улучшение производственных условий, эффективность труда и повышение уровня его дисциплины.

Кратко о трудовом праве:

Труд — неотъемлемая часть жизни человека, именно посредством труда он воплощает свои цели в результат. Трудовое же является основой, которая контролирует отношения, которые возникают в процессе организации труда, как технической, так и общественной.

По сути, целью трудового права является формирование подходящих условий труда, как для работников, так и для работодателей, а также создание равенства сторон посредством трудового договора. Основными источниками, определяющими нормы организации труда, являются Конституция, Трудовой кодекс, а также постановления, нормативные указы и акты.


Конституционное право является отраслью права Российской Федерации и закрепляет в себе правила поведения и нормы, касающиеся взаимоотношений государства и личности. …


В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают …

Трудовое право

Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права , представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

  • Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации , принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права
  • Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти
  • Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ
  • Коллективными договорами , соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
  • Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
  • Международными правовыми актами

История возникновения и развития трудового права

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи с чем возросло влияние административно-правовых приказно-надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в посленэповском законодательстве).

Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т. п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.

Вместе с тем, и в правовых системах государств с рыночной экономикой признаётся необходимость повышенной нормативно-правовой защиты наёмного работника как экономически более слабой стороны отношений.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в.) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения . В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из того или иного сочетания трёх основных элементов: индивидуальных трудовых договоров , коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ). Поэтому, когда речь идёт о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Для России исторически характерно преобладание законодательного регулирования.

Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты публичного и частного права .

Коллективно-договорное регулирование осуществляется на разных уровнях - от уровня одной организации, до всей страны или транснациональной корпорации на территории разных государств. В российской терминологии коллективным договором называется договор между работниками и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровнях соответствующий акт называется соглашением.

Со стороны некоторых специалистов по гражданскому праву в течение долгого времени делаются предложения о включении трудового права в предмет гражданского . Эти предложения отвергаются учёными-«трудовиками» в связи с тем, что в отличие от гражданского права, в трудовом сильны начала публичные. Это связано с необходимостью государственного вмешательства в трудовые отношения для защиты работника.

Трудовые отношения

Существует несколько теорий. Первая концепция «несамостоятельного» или «зависимого» труда разработана ещё Л. С. Талем до революции. Формально свободный и равноправный работник включается в хозяйственную деятельность чуждого ему предприятия и становится в положение несамостоятельного работника.

Трудовое право . Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, административных решений и прецедентов, устанавливающих права и обязанности для работников, работодателей и организаций. По существу, оно регулирует трудовые отношения между профсоюзами, работодателями и работниками. В Канаде трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности работников и работодателей, являющихся членами профсоюза отличается от законодательства, которое регулирует права и обязанности работодателей и работников, не являющихся членами профсоюза. В большинстве стран, однако, такого различия не проводится. Тем не менее, в трудовом праве выделяют две основные категории. Первая - коллективное трудовое право, регулирующее отношения между работником, работодателем и профсоюзом (коллективный трудовой договор). Вторая - индивидуальное трудовое право, устанавливающее права работников на труд при заключения трудового договора (индивидуальный трудовой договор). Рабочее движение сыграло ключевую роль в процессе принятия законов, касающихся защиты трудовых прав в 19 и 20 веках. С начала промышленной революции трудовые права являлись неотъемлемой частью социально-экономического развития. Возникновение трудового права представляет собой результат как борьбы рабочего класса за улучшение условий труда, получение права на объединение, так и требований работодателей ограничить полномочия объединений работников, не допустить повышения расходов на оплату труда. Расходы работодателей могут быть увеличены в связи с удовлетворением требований объединений об увеличении заработной платы, а также с принятием законов, устанавливающих высокие требования к здравоохранению, безопасности и равные условия труда. Объединения работников, такие как профсоюзы, могут также участвовать в разрешении трудовых споров и получить политическую власть, которой вправе противостоять работодатели. Вследствие этого, состояние трудового законодательства в любой период времени отражает результат борьбы различных слоёв общества.

Рабочее время . С развитием индустриализации и внедрением техники, количество рабочих часов значительно увеличилось; 14-15 часовой рабочий день являлся нормой, не считался исключением и 16 часовой рабочий день. Использование детского труда, как правило, на заводах было обычным явлением. В 1788 году в Англии и Шотландии примерно 2/3 работников новых водяных текстильных фабрик составляли дети. Борьба движения за восьмичасовой рабочий день в конечном итоге привела к тому, что в 1833 году в Англии был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня шахтёров 12 часами, для детей 8 часами. В 1848 году был установлен 10-часовой рабочий день, в дальнейшем продолжительность рабочего времени с сохранением заработной платы сократилась ещё более. Первый Закон о труде был принят в Великобритании в 1802 году. После Англии, Германия стала первой европейской страной изменившей своё трудовое законодательство; основная цель канцлера Бисмарка состояла в том, чтобы подорвать основы Социал-Демократической партии Германии (СДПГ). В 1878 году Бисмарком были приняты различные анти-социалистические меры, но, несмотря на это, социалисты продолжали получать большинство мест в рейхстаге. Тогда Канцлер изменил свой подход к решению проблемы социализма. Для того, чтобы успокоить недовольство рабочего класса, он провёл ряд патерналистических социальных реформ, в которых впервые гарантировалось социальное обеспечение. В 1883 году был издан Закон об обязательном больничном страховании, предусматривающий право работников на страхование здоровья; при этом работник платил 2/3, а работодатель 1/3 денежной суммы. В 1884 году был принят Закон о страховании от несчастных случаев, в то время как в 1889 году были установлены пенсии по старости и инвалидности. Другие законы ограничили использование труда женщин и детей. Эти усилия не принесли успехов в полной мере; рабочий класс так и не стал опорой консервативного правительства Бисмарка. В 1841 году во Франции был проведён первый Закон о труде. Однако он только ограничил продолжительность рабочего дня несовершеннолетних шахтёров, и практически не применялся до периода Третьей Республики.

Охрана здоровья и безопасность труда . Законодательство о труде также предусматривает положения, касающиеся права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В 1802 году был разработан первый фабричный закон, касающийся охраны безопасности и здоровья детей, работающих на ткацких фабриках.

Борьба с дискриминацией . Указанное положение означает, что дискриминация по признаку расовой или половой принадлежности является недопустимой. Несправедливое увольнение Конвенция Международной Организации Труда № 158 предусматривает что «трудовые отношения с трудящимися не прекращаются без законных к тому оснований и до тех пор, пока ему не предоставят возможность защищаться в связи с предъявленными ему обвинениями». Так, 28 апреля 2006 года после неофициальной отмены Первого французского трудового договора, суд по трудовым спорам признал Новый трудовой договор, противоречащий нормам международного права и следовательно незаконным и не имеющим юридической силы.

Детский труд . Детский труд - это привлечение детей к работе до достижения ими возраста, установленного законом или обычаем. Большинство стран и международных организаций рассматривают детский труд как форму эксплуатации. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления всеобщего школьного образования, признания концепций безопасности труда и прав детей, области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Формами детского труда являются труд на фабриках, шахтах, добыча или разработка полезных ископаемых, работа в сельском хозяйстве, помощь родителям в развитии малого бизнеса (например, продажа продуктов питания) или случайные заработки. Некоторые дети работают в качестве экскурсоводов, иногда совмещая это с работой в магазинах и ресторанах (где они также могут работать официантами). Другие дети вынуждены выполнять утомительные и монотонные работы, такие как сборка коробок или полировка обуви. Однако количество детей работающих на заводах в тяжёлых условиях, не настолько велико, по сравнению с аналогичным показателем занятости в так называемом неофициальном секторе - «продажи на улице, работа в сельском хозяйстве или на дому» - то есть всё то, что находится за пределами досягаемости официальных инспекторов и контроля средств массовой информации.

Коллективное трудовое право . Коллективное трудовое право регулирует трёхсторонние отношения, возникающие между работодателем, работником и профсоюзными организациями. Профессиональные союзы являются формой объединения работников, деятельность которых регламентирована нормами трудового законодательства. Однако, это не единственная существующая форма общественного объединения граждан. В США, например, центры объединения работников представляют собой ассоциации, на которые не распространяется действие всех норм законодательства о профсоюзах.

Профсоюзы . В законодательстве некоторых стран предусмотрены положения, касающиеся соблюдения профсоюзами ряда требований при осуществлении их деятельности. Например, проведение голосования обязательно в случаях организации забастовки и сбора членских взносов на реализацию политических проектов. Не всегда право на вступление в профсоюз (запрет стороны работодателя) законодательно закреплено. В соответствии с положениями некоторых кодексов, на членов профсоюза могут возлагаться определённые обязательства, например, поддерживать мнение большинства при проведении забастовки.

Забастовки . Забастовки являются одним из самых эффективных средств разрешения трудовых споров. В большинстве стран забастовки признаются законными при соблюдении ряда условий, к которым относятся следующие:

  1. проведение забастовки должно соответствовать демократическим процессам («дикая забастовка» признаётся незаконной);
  2. «Забастовка солидарности», то есть не трудоустроенным официально работникам запрещается принимать участие в забастовках;
  3. всеобщая забастовка может быть запрещена в целях соблюдения общественного порядка;
  4. работникам ряда профессий может быть запрещено участвовать в забастовках (работники аэропорта, медицинские работники, учителя, полицейские, пожарные и т. д.);
  5. забастовки могут проводиться без прекращения работниками выполнения своих обязанностей. Подобные забастовки имеют место в больницах, или, например, Японии, когда работники увеличивая производительность труда, нарушают установленный план производства.

Бойкот представляет собой отказ от осуществления покупок, продаж, иных торговых операций с торгового оборота в знак протеста против их безнравственного поведения. На протяжении всей истории работники прибегали к таким формам как снижение темпов работы, саботаж в целях получения большей свободы в урегулировании вопросов труда или снижения рабочего времени.

Пикеты .

Пикетирование является формой действия работников, часто осуществляемой во время забастовок. Лица наёмного труда собираются вне производственного здания, где имеет место забастовка, чтобы заставить присоединиться к ней как можно большее число работников, затруднить проход к рабочему месту лиц, не желающий вступать в профсоюз. Во многих странах подобные действия ограничиваются нормами трудового права, законами, запрещающими проведение демонстраций, либо наложением запрета на проведение конкретного пикета. Например, в трудовом законодательстве может быть предусмотрен запрет на проведение вторичного пикетирования (пикетирование, устроенное наёмными работниками одного работодателя на предприятии другого, напрямую не вовлечённого в спорную ситуацию работодателя, напр., проводимое с целью срыва поставки сырья на предприятие, на котором конфликтуют работники и работодатель) или летучих пикетов. В законодательстве могут быть предусмотрены нормы, запрещающие препятствовать реализации законных интересов других лиц (отказ от вступления в профсоюз, например, является законным).

Участие работников в управлении организацией . Право на участие в управлении организацией, впервые закреплённое в законодательстве Германии, в той или иной форме предусмотрено во всех странах континентальной Европе, таких как Голландия и Чехия. Оно включает право быть избранными для представительства работников в совете директоров . В Германии на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому половина совета директоров должна быть назначена профсоюзным органом. Однако немецкая модель предусматривает двухпалатный Совет, в котором наблюдательный совет назначает членов исполнительного совета. Члены наблюдательного совета избираются акционерами и профсоюзами в равном количестве, за исключением того, что главой наблюдательного совета в соответствии с законом является представитель акционеров. В случае недостижения полного согласия, между ними устанавливается двухпартийный консенсус, учреждённый социально-демократическим правительством Гельмута Шмидта в 1976 году. В Соединённом Королевстве, были подготовлены рекомендации, закреплённые в Отчёте Баллока (Промышленная демократия). Опубликованные в 1977 году лейбористским правительством Джеймса Каллагана, они предусматривали двухпалатный совет. Однако результаты такого предложения должны были стать более радикальными. В связи с отсутствием в британском законодательстве требования о двухпалатном совете, члены руководства компании должны были избираться профсоюзами. Тем не менее никаких действий предпринято не было и Великобритания «погрузилась в зиму недовольства». Это было связано с предложением Европейской комиссии проекта «Пятой директивы законодательства о компаниях», который так и не был реализован.

Международная организация труда . Международная организация труда (МОТ), штаб-квартира которой находится в Женеве, является одной из старейших международных организаций и единственным сохранившимся органом, созданным в рамках Лиги Наций после Первой мировой войны. Её руководящим принципом является то, что «труд не является товаром», которым можно распоряжаться так же, как товарами, услугами или капиталом, а также то, что уважение человеческого достоинства требует равноправия и справедливости на рабочем месте. МОТ принято множество Конвенций, принятых странами-участниками, которые устанавливают стандарты в области труда. Страны обязаны ратифицировать Конвенцию и привести национальное законодательство в соответствие с ней. Тем не менее, их исполнение не обеспечено принудительной силой; даже в случае если положения Конвенции будут соблюдаться, следует учитывать, что они не согласованы друг с другом.

Европейское трудовое законодательство .

Европейская директива о рабочем времени ограничивает максимальную продолжительность рабочей недели 48-ю часами и гарантирует минимум 11 часов отдыха в течение каждых 24-х часов. Как и для всех Директив ЕС, включение её положений в национальное законодательство является обязательным. Хотя действие Директив распространяется на все государства-участники, в Великобритании возможно увеличение продолжительности 48-часовой рабочей недели. Во Франции, напротив, законодательство более строгое, ограничивающее продолжительность рабочей недели 35 часами (но необязательные часы всё ещё являются допустимыми). В 2006 году была принята спорная Директива об услугах на внутреннем рынке (так называемая директива Блокештейна).

Национальное трудовое законодательство .

Трудовое законодательство Великобритании .

Первыми законами, регулирующими трудовые отношения в Великобритании, являются Фабричные Законы (первый - 1802 года, затем - 1833 года) и Закон о хозяине и слуге 1832 года. В Великобритании до 1960 года трудовой договор служил основным элементом нормативно-правового регулирования. С тех пор указанная нормативная основа значительно расширилась за счёт «движения равенства» и влияния со стороны Европейского Союза. Выделяют три источника права: акты Парламента, именуемые статутами, иные нормативные акты (издаваемые Госсекретарём и Парламентом) и прецедентное право (являющееся результатом деятельности судов). Первым важнейшим актом в области трудового права был Закон о равной оплате труда 1970 года, хотя он не вступил в силу вплоть до 1972 года, поскольку имел радикальный характер. Этот Закон был принят в целях выработки согласованных позиций по вопросу обеспечения равенства мужского и женского труда. После избрания лейбористского правительства в 1997 году, в трудовом праве Великобритании произошло множество изменений. Они были связаны с увеличением прав в области материнства и отцовства, введением национальной минимальной заработной платы, принятием Директивы о рабочем времени, устанавливающей продолжительность рабочего времени, перерыва на отдых и право на ежегодный оплачиваемый отпуск. В целях ужесточения законодательства в области дискриминации, был введён запрет на дискриминацию по признакам возраста, религии или убеждений, сексуальной ориентации, а также пола, расы и инвалидности. Трудовое законодательство Китая. Регулирование трудовых отношений в Китайской народной республике становится очень острой проблемой с увеличением количества заводов и ускорением темпов индустриализации. Основой трудового законодательства Китая является Закон КНР (принятый 5 июля 1994 года) и Закон КНР «О трудовом договоре» (принятый 9 июня 2007 года на 28-ой сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 10 созыва с 1 января 2008 года). Административные регламенты, принятые Государственным Советом, правительственные акты, разъяснения Верховного народного суда касаются особенностей регулирования трудовых отношений. Деятельность профсоюзов контролируется правительством посредством Всекитайской Федерации Профсоюзов являющейся единственной разрешённой в Китае профсоюзной организацией. На практике забастовки строго запрещены, хотя юридически закон разрешает их проведение.

Трудовое законодательство во Франции . Первыми законами о труде во Франции являются Законы Вальдека Руссо, принятые в 1884 году. В период с 1936 по 1938 г.г. благодаря усилиям Народного фронта были приняты законы о введении 2-недельных оплачиваемых отпусков, 40-часовой рабочей недели, не считая сверхурочных часов. Результатом называемых гренельских переговоров, проведённых 25 и 26 мая в 1968 году, стало сокращение рабочей недели до 44 часов и создание профсоюзов на каждом предприятии. Размер минимальной заработной платы был увеличен на 25 %. В 2000 году правительством премьер-министра Лионеля Жоспена был принят закон о сокращение рабочей недели с 39 до 35 часов. Пять лет спустя консервативное правительство премьер-министра Доминика де Вильпена приняло «новый образец трудового договора» (так называемый контракт первого найма). Предоставив большую свободу работодателям в области трудового права, контракт первого найма вызвал критику со стороны профсоюзов и других противников, утверждавших, что он ущемляет права на неполный рабочий день. В 2006 году ему не удалось принять закон о контракте первого найма посредством чрезвычайном процедуры голосования, в связи с массовыми протестами со стороны студентов и профсоюзов. У Президента Жака Ширака не оставалось выбора кроме как отменить его. Трудовое законодательство Мексики. Трудовое законодательство Мексики предоставляет работникам право на организацию профсоюзов, участие в коллективных переговорах и забастовках. Современное состояние законодательства отражает историческую взаимосвязь государства с конфедерацией мексиканских рабочих. Конфедерация труда тесно связана с Институционно-революционной партией, которая являлась правящей партией под разными именами более семидесяти лет. Несмотря на то, что законодательство признаёт права работников на забастовку и объединение, реализации этих прав на практике препятствуют коррупционные связи между профсоюзами и работодателями.

Трудовое законодательство США . В США оговоренная с работодателями продолжительность рабочего дня не превышает 8 часов, что было установленного ещё в 1912 году. Положения Закона о зарплатах и часах 1938 года ограничили максимальную продолжительность рабочей недели 44 часами, а в 1950 году количество часов было сокращено до 40. «Зелёные карты» предоставляют право легальным иммигрантам работать, так же как и гражданам США без получения разрешения на работу. Однако в результате бюрократической организации, нелегальные иммигранты также имеют возможность работать в США. Несмотря на установленную 40-часовую продолжительность рабочей недели, некоторые профессии требуют большего рабочего времени в целях выполнения поставленных задач. Например, при подготовке продукции для продажи на рынке разрешается работать более 72 часов в неделю. Однако это не обязанность, а право. В период сбора урожая предусмотрен 24 часовой отдых каждые 72 часа работы в течение 7 дней. Офисные работники, технический и медицинский персонал не могут быть уволены за отказ работать более 72 часов в неделю. Пятая и четырнадцатая поправки к Конституции США ограничивают полномочия федерального правительства и правительства штатов в целях противодействия дискриминации. Сфера частного права не подлежит ограничению Конституцией. Пятая поправка запрещает федеральному правительству лишать лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры и предусматривает гарантии на равную правовую защиту со стороны государства. Четырнадцатая поправка содержит запрет штатам нарушать права человека без надлежащей правовой процедуры и лишать равной защиты закона. Равная правовая защита предусматривает ограничение полномочий федерального правительства и правительства штатов в области дискриминации работников, бывших работников или соискателей по признакам расы, отношения к религии и пола. Правовая защита требует соблюдения процедуры увольнения прежде чем быть уволенными, если трудовые отношения прекращаются в связи с нарушением прав и свобод человека, таких как право на свободу слова или право собственности. Закон о занятости 1967 г. защищает права лиц в возрасте 40 лет и старше от дискриминации по возрастному признаку. Целями закона являются: - содействие в занятости пожилых людей на основе их способностей, а не запрет произвольной дискриминации по возрастному признаку в области занятости; - помощь работодателям и работникам в поиске путей решения проблем, связанных с воздействием возраста на занятость. Рост производительности труда, повышение уровня благосостояния приводит к тому, что сохранение места работы и восстановление на работе оказываются невозможными для пожилых работников; Обычной практикой является введение произвольных ограничений по возрастному критерию вне зависимости от компетенции, что отрицательно влияет на занятость работников пожилого возраста. Уровень безработицы, особенно долгосрочной, среди этой возрастной группы населения достаточно велик и приводит к потере квалификации, самоуважения. Раздел VII Закона о гражданских правах является основным федеральным законом, устанавливающий запрет дискриминации со стороны государственных и частных работодателей, профсоюзных организаций, агентств по трудоустройству по признакам расовой принадлежности, цвета кожи, отношения к религии, пола и национальности.

Крепко и надолго удержаться на одном месте и тем более пойти вверх по карьерной лестнице, если ты просто не знаешь своих свобод. Многие из нас, впервые решив устроиться на работу, даже не читают договор, который подписывают со своим будущим работодателем, но тот, в свою очередь, уже однажды наверняка наступал на эти грабли и теперь просто использует нашу беззащитность и доверие. Не раз такие неграмотные в правовом отношении люди попадались в ловушку, и им приходилось или работать, выполняя все требования, указанные в договоре, хотя они и ущемляли права, либо доводить дело до судебного разбирательства, что иногда не имело смысла. Ведь вы сами, по собственному желанию поставили свою подпись и, значит, согласились на А то, почему вы не сочли нужным его внимательно прочитать, не является оправданием. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо знать хотя бы основы Трудового Кодекса Российской Федерации. Вы живете в этой стране, значит, должны знать и соблюдать ее законы, а также уметь постоять за себя и свои права, ведь для этого есть все необходимое в тех же самых законах. А что вы знаете хотя бы из школьной программы о ТК РФ? Что это такое и для чего создано?

Трудовое законодательство - это особая самостоятельная отрасль правовых отношений, регулирующая систему норм, балансирующих отношения сторон в процессе труда. В Российской Федерации источником современного в основном, можно считать Трудовой Кодекс РФ. Это не застывший свод законов. Изменения в трудовом законодательстве постоянно фиксируются в процессе работы над этим государственным документом.

Предметом изучения и регулирования Закона о труде является структура общественных отношений, появляющихся по поводу имеющего договорный характер труда подчиняющегося определенному работодателю работника, лично выполняющего его за определенную (установленную) плату - оклад.

Трудовое законодательство имеет несколько определенных целей. Это - защита интересов и и их работников, организация благоприятных условий для работы граждан и защита их от безработицы и обеспечение государством гарантий трудового права и свобод граждан Российской Федерации.

Законодательство о труде возникло еще в советское время. Оно было выделено из уже имеющегося Гражданского права. Так как ранее труд не был рассмотрен как отдельный товар или услуга, и основным работодателем в те времена было государство, составляющее данные законы, соответственно каждому работнику полагались некоторые возможности - оплачиваемого отпуска, гарантии трудоустройства молодежи после окончания ВУЗов и других учебных заведений, защита женщин детородной возрастной категории. Основания для увольнения были очень ограничены.

Кодекс о в Российской Федерации был принят Государственной Думой 21.12. 2001 года и подтвержден Советом Федерации 26 декабря. С этого времени ТК становится главным регулятором взаимодействия между работником и работодателем.

Трудовое законодательство объединяет в себе черты частного и публичного права. Коллективно-договорное регулирование выполняется на различных уровнях — от одной организации до всего государства или непосредственно на территории взаимодействующих стран.

Трудовое законодательство - это помощник для каждого из нас. Законы, указанные в нем, помогают нам быть уверенными в своем будущем, достойно защищать свои права и интересы на работе непосредственно при общении с руководством и коллективом. Цените эту возможность и используйте знание Трудового Кодекса в своей жизни.




Top